Ребенок играет с воображаемыми игрушками

Обновлено: 22.04.2024

Некоторые родители могут расценивать нелепые действия ребенка как нервные тики, детскую вредность или обычное непослушание. Но это далеко не так. Речь пойдет о синдроме навязчивых движений.

Специально для читателей «Летидора» материал подготовил Сергей Анатольевич Горин, психиатр, психотерапевт, автор десяти монографий, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза. По мнению коллег, Горин — живой классик русского нейролингвистического программирования.

Сергей Анатольевич Горин

Среди «малых бедок малых деток» встречаются навязчивые движения. У мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек, а в возрасте до 10 лет — у 20% детей, то есть у каждого пятого!

Симптоматика имеет два возрастных пика: 3 года и 7-11 лет.

Как проявляется навязчивость

Вот далеко не полный список симптомов: обгрызание ногтей, щелканье пальцами, однотипные гримасы, причмокивание, покашливание, шмыганье носом, моргание с явным усилием, скрежет зубами, повороты шеи, взмахи кистями рук, покручивание пуговицы на одежде, накручивание волос на палец и выдергивание волос, стереотипное повторение одного и того же слова — всего не перечислишь.

Бывает и так, что одновременно с этим в поведении ребенка появляются нелепые ритуалы.

Например, ребенок обходит все препятствия только с одной стороны, справа или слева; дует на ладони, прежде чем сесть за стол; закрывая двери, дергает дверную ручку определенное число раз; если нужно погасить свет в комнате, несколько раз нажимает на выключатель, и тому подобное.

Характерный признак подобных навязчивостей —

их повторение, порой почти ежеминутное и безумно раздражающее родителей.

Ребенок может причинить себе вред: сгрызть ногти до крови, прокусить губу, открутить все пуговицы на одежде, выдрать волосы на голове до видимой залысины и так далее.

На просьбу родителей прекратить навязчивые действия малыш иногда отвечает нелепой вспышкой раздражения, детской истерикой, чего раньше за ним не водилось.

Родители советуются с «опытными» знакомыми, от которых слышат: синдром Жиля де ла Туретта!

Посмотрев в Интернете про синдром, родители бегут к детскому невропатологу — и слышат еще более пугающий их диагноз:

обсессивно-компульсивный синдром/невроз, он же синдром навязчивых движений.

Что делать? Для тех, кто не дочитывает статьи до конца, сразу скажу: в целом прогноз благоприятный, возможно даже, что никуда бежать не надо и это пройдет само.

Но лучше эту статью дочитать до конца, почему — сейчас поймете.

Причины навязчивости: что будет искать врач

Родителям следует уделить внимание качественной диагностике детского расстройства. Вы спросите: если все так просто и пройдет само, зачем же вкладывать время, силы и деньги в диагностику? Затем, что у детей один и тот же симптом может возникать от очень разных причин и приводить к очень разным последствиям, среди которых бывают весьма серьезные.

Но в целом теория вероятности — на вашей стороне, поскольку тяжелые причины у детских навязчивостей встречаются редко.

Какими могут быть причины синдрома? Для объяснения понятий из области неврологии, которые нам скоро понадобятся, я часто использую аналогию с телевизором. Если он не работает, то в чем причина?

1. Либо неисправен сетевой провод, тогда возникают перебои питания.

2. Либо неисправна какая-то деталь — ее надо заменить, найти другую с той же функцией.

3. Либо сбиты настройки прибора (яркость, четкость, цвет) — тогда их надо грамотно отрегулировать.

Что ищет врач при постановке диагноза?

1. В рамках представленной аналогии, он сначала отсекает самые тяжелые из причин синдрома навязчивости, категорию «обрыв провода»: генетические дефекты и врожденные нарушения нервной системы (к счастью, они редко встречаются).

2. Далее врач обращает внимание на категорию «поломка детали»: предшествующие черепно-мозговые травмы, заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты) и тяжело протекавшие общие заболевания (ревматизм, тяжелый грипп).

3. Самая распространенная же категория диагнозов — сбой настроек прибора, а в самом приборе все детали рабочие. Это функциональное расстройство нервной системы.

Таким образом, пугающий родителей диагноз «обсессивно-компульсивный синдром (синдром навязчивых движений)» — наиболее безобидный: это именно функциональное расстройство нервной системы.

Синдром Карлсона — психологическая особенность детей в возрасте 3-5 лет.

Джинна Литинская психолог, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии факультета медицинской психологии, института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ

Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к "доброму дяде детскому психиатру".

Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как "домомучительница" фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.

Воображаемые друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и подтыкать одеяло на ночь. Друг может быть взрослым и сильным, на манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из мультфильма "Варежка", или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным "Сережкой" или "Наташкой". Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в половине случаев он — зверушка.

Нет смысла столкнувшись с этой "проблемой" бежать к специалисту — просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг — прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

Проблема: давление и гиперопека

Часто ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного "я" ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям.

Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом — ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.

Проблема: чувство вины

Невротическая вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при "давлении". С той лишь разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то фантастическое и обошлось).

Проблема: нехватка впечатлений

Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. — это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.

Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу. Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь: можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь не менее рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, "Спокойной ночи малыши" с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще, если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок. А назавтра снова детский сад. И единственное место, где не так скучно, — мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.

Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье ему явно мало.

Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество "событий", значимых для детей. Но и тут есть некоторые "но". Например, эти сады более чем платные (может стать сложностью для неработающих мам), и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).

Проблема: нехватка общения

Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на младенце, или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный представитель такого типа родителя — мама из мультфильма "Варежка" — добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками.

Тут рекомендация может быть только одна — больше общения: просто общения с ребенком, общения вместе с другими детьми и их родителями, помощь ребенку в нахождении общего языка с ровесниками.

Проблема: вытеснение

Как правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко "читаемый" вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник "обещает" еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься — не пора ли обратиться к психологу?

Бывают и более простые и легко решаемые проблемы. Например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребенка аллергия на шерсть, в конце концов, можно выбрать "лысую" породу или пуделя).

"И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!"

Самый плохой вариант — если ребенок скрывает от вас своих воображаемых друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают варианты, когда вы просто не заметили воображаемого друга: ну кто бы мог подумать, что милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый крокодил с оторванной лапой?

Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное — ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного "Карлсона". Однако важно провести границу между фантазией и реальностью — отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла "Маша", но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил "Карлсон", но в углу, все равно, будешь стоять ты.

Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.

Надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.

Что такое Worldplay у детей?
Игра в воображаемый мир у детей – целая лаборатория по развитию незаурядных способностей в ребенке!

Многие дети играют в "притворялки"– представляют себя героями из мультфильма или играют в дочки-матери. Однако только 10 процентов детей играют в так называемый "worldplay" – так ученые назвали игру в воображаемый мир, которая больше чем "притворялка". Ученые обнаружили, что люди, игравшие в детстве в worldplay, во взрослой жизни демонстрируют удивительные способности как в науке, так и в искусстве. Например, Вольфганг Амадей Моцарт провел свое детство, играя в воображаемый мир экзотических островов со своей воображаемой культурой и традициями.

Исследования указывают на то, что в детях, часто практикующих worldplay, есть что-то особенное. Игра позволяет им развивать и совершенствовать воображение, которое, по-видимому, как-то по-особому способствует их эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Многие дети играют в воображаемые игры, но далеко не все играют в worldplay. Мишель Рут-Бернштейн из Университете Мичигана дает такое определение термину "worldplay": "системное переживание вполне осознанного выдуманного мира, часто (но не всегда) заселенного воображаемыми существами, выполняющими определенные воображаемые действия и живущими в воображаемых системах внутри выдуманной культуры".

Разница между "притворялками" и worldplay – в масштабе. Если воображаемые игры заканчиваются в конце дня, то worldplay может длится месяцами и даже годами. "Притворялки" – это когда ребенок наделяет игрушки голосом и особенностями характера. Worldplay – это когда ребенок дает игрушкам паспорт и другие вымышленные "документы", особенный язык и систему убеждений.

Когда дети играют в worldplay, родители могут обнаружить рисунки, карты, различные истории и другие занятные артефакты, которых соединяет одна общая воображаемая ребенком идея. В краткосрочной перспективе такая глобальная игра может показаться родителям милой или, как иногда бывает, страшноватой. Именно поэтому некоторые родители пугаются, опасаясь, что у ребенка галлюцинации или странное психическое состояние. На самом же деле ребенок находится в состоянии максимального раскрытия своего творческого потенциала! В долгосрочной перспективе worldplay формирует личность ребенка. Именно благодаря периоду этой удивительной игры, активно развиваются отделы мозга, ответственные за формирование свойств личности.

Исследователи обнаружили пять стадий развития worldplay у детей. На первой стадии ребенок играет с игрушками, анимирует и приписывает им отличительные черты. Это происходит в возрасте около двух лет. Далее дети, которым суждено открыть в себе worldplay, начинают проецировать различные истории на реальное окружение, в котором они живут, переходя во вторую стадию. На третьей стадии ребенок проецирует свои истории на выдуманные места, которые не существуют в реальной жизни – воображаемые острова или инопланетные миры. Третья стадия характерна для возраста от трех до шести лет. На четвертой стадии ребенок создает разные документы и материалы для выдуманного мира. А последняя пятая стадия – это период, когда выдуманный мир ребенка начинает жить своей жизнью. Последние две стадии достигают своего пика в возрасте девяти лет и идут на спад к пубертату.

Ученые не могут пока объяснить, почему дети с таким усердием и на протяжении столь длительного времени задействуются в worldplay. Авторы книги "The House Of Make-Believe", в которой детально исследуется этот феномен, считают что игра в воображаемый мир представляет собой альтернативу социальным взаимодействиям и способ избежать скуки. Ну, и, конечно, это что-то интересное, что-то вдохновляющее. Авторы пишут, что worldplay: "играет важную функцию, так как генерирует в ребенке чувство радости, контроля и собственной силы. "

Ученые однозначно определили, что игра в воображаемый мир развивает креативность в детях, воображение, эмпатию и аналитические способности. Развить способность к этой игре практически невозможно – ей или суждено стать частью детства Вашего ребенка или нет. Но есть вещи, которые могут помочь развить воображение у Вашего малыша. Эмбер Анковски, профессор в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, считает, что чтение книг, рассказывание историй и такие игры, как "наряжалки" и "Что если?" помогут активизировать работу воображения у ребенка. Почаще берите ребенка в интересные места– парки, музеи, к воде, к деревьям. Обязательно организуйте время взаимодействия ребенка с "открытыми" материалами такими, как бумага, глина, кубики, маркеры. Анковски утверждает, что детям нужно их воображение больше всего, когда им абсолютно нечего делать. Так что позволяйте своим детям играть независимо от взрослых, больше участвовать в неструктурированных активностях, без высокотехнологичных игрушек.

Лазерный меч наперевес, страшные гримасы и вопли — непременные атрибуты захватывающей игры в злодеев-супергероев, которую многие дети повторяют изо дня в день, давая родителям повод для беспокойства.

Лазерный меч наперевес, страшные гримасы и вопли – непременные атрибуты захватывающей игры в злодеев-супергероев, которую многие мальчики повторяют изо дня в день. Девочки тоже не отстают: укладывают кукол спать в гробики и умиляются котикам-скелетикам. Нужно ли бить тревогу?

На стороне тёмных сил

Можно назвать несколько причин, по которым детские симпатии достаются злодеям. Во-первых, игра в отрицательных героев позволяет ребёнку «переработать» те неприятные или страшные ситуации, которые происходят с ним в течение дня. Ведь только находясь в образе злодея, он может «легально» проявлять агрессивность, мстительность и подлость. В реальности от ребёнка требуют «решать конфликт словами», прощать обидчика и делать другие малоприятные вещи, в то время как ему хочется дать хорошего пинка! Именно благодаря «нехорошим» играм малыш чувствует себя отмщённым.

Во-вторых, примеряя на себя роль злодея, детям проще понять мотивы своих недругов. Поставив себя на место обидчика, ребёнок бессознательно стремится разобраться, что заставляет плохих людей совершать те или иные поступки.

Наконец, в-третьих, нарушение привычных границ и правил поведения всегда привлекает внимание окружающих. Ну, как тут удержаться от соблазна шокировать добропорядочных взрослых! Согласитесь, что примерное поведение вызывает разве что скупую похвалу или одобрительную улыбку, которым далеко до эффекта, вызываемого беготнёй по квартире с истошными воплями.

Игры в плохих героев перестают быть безобидными в тот момент, когда ребёнок начинает идентифицировать себя с ними. Грубая лексика, агрессивные поступки, воспроизводящие манеры злодея в реальном поведении и общении с окружающими, должны послужить тревожным сигналом для взрослых.

1. Ребёнок требует, чтобы его называли не его настоящим именем, а, например, Генералом Гривусом или Волан-де-Мортом. Это желание касается не только игры, но и любых бытовых ситуаций. Например, ребёнок не реагирует на просьбу одеваться на прогулку, пока вы не обратитесь к нему «правильно».

Ребёнок не проявляет интерес к другим играм и всё свободное время посвящает воспроизведению одного и того же страшного сюжета. Такое поведение может указывать на наличие психологической травмы, например, физического или морального насилия со стороны ровесников, воспитателей, родственников и др.

Малыш оправдывает плохие поступки отрицательных героев. Это может проявляться в том, что он болеет за злодеев, наблюдая их противостоянием добрым персонажам в мультфильмах или книгах. Дети старше 5 лет могут приводить развёрнутые доводы, доказывая необходимость краж, убийств и других преступлений. Например, ребёнок может заявить, что царь в сказке справедливо рубил головы тем, кто не мог разгадать его загадки: соображать нужно быстрее!

Ребёнок старается воспроизводить действия своего кумира в реальных ситуациях: дерётся ногами, бросает тяжёлые предметы и т. д.


Дочке скоро 6 лет, в последнее время очень часто стала играть в выдуманные игры и воображаемые предметы. То есть понарошку готовит пельмени какие то, крутится вертится по комнате типа она что то там делает. Спрашиваю во что это ты играешь? отвечает: просто так! При этом игрушки у ребенка в достаточном как мне кажется количестве! Меня это пугает и уже начинает злить и раздражать т к не понимаю что это?!Возрастной этап развития или отклонения психические.


То есть понарошку готовит пельмени какие то, крутится вертится по комнате типа она что то там делает.


скорее всего игрушки у нее, которые не допускают "условных" игр - слишком детализированные и реальные.


Меня уже это пугает и уже начинает злить и раздражать т к не понимаю что это?!Возрастной этап развития или отклонения психические.


э, вы чего.
у вашей дочки абсолютно нормальное поведение! И даже, кстати, говорит о том, что воображение и мышление у ребенка очень хорошо развиты!



Фантазия хорошая,на оборот хорошо.Это родители с ума посходили..ТО им не нравится что дети животных изображают,то что с невидимыми игрушками играют. Че плохого то?

Потому что здесь подхалимов, прилипалов, подколодников, лизоблюдов и лиходеев — много, а нас честных — мало!(с)



у меня тоже так играет 2.10 варит, лепит ,тесто месит "типо", разговаривает в 2 , 3 роли, я считаю это хорошо!



Моя вобще тут вышла из комнаты шарфом умотанная и рассказала, что у неё 10 детей и муж-козёл, уехал жить к своей маме, а дома окна выбиты и нечего кушать, кстати она медсестра, обследовала младшего брата, спрашивает, "кормите грудью?" Я говорю, да "смесь тогда не выбрасывайте, отдайте мне, у меня малыш голодает, хоть поедим. " 5.5 лет
Это нормально, играют они


спрашивает, "кормите грудью?" Я говорю, да "смесь тогда не выбрасывайте, отдайте мне, у меня малыш голодает, хоть поедим. "


Потому что здесь подхалимов, прилипалов, подколодников, лизоблюдов и лиходеев — много, а нас честных — мало!(с)




:dash: у вас ребенку 6!! лет уже скоро. А вы видимо ни одной книги про детскую психологию не прочитали.
Это нормально!



"кормите грудью?" Я говорю, да "смесь тогда не выбрасывайте, отдайте мне, у меня малыш голодает, хоть поедим. "


Моя вобще тут вышла из комнаты шарфом умотанная и рассказала, что у неё 10 детей и муж-козёл, уехал жить к своей маме, а дома окна выбиты и нечего кушать, кстати она медсестра, обследовала младшего брата, спрашивает, "кормите грудью?" Я говорю, да "смесь тогда не выбрасывайте, отдайте мне, у меня малыш голодает, хоть поедим. " 5.5 лет
Это нормально, играют они


а моя спела мне колыбельную "мама ругается патамута у меня волосы длинные. "
по теме: автор, все нормально у вашего ребенка. я бы наоборот радовалась на вашем месте :clapping:


э, вы чего.
у вашей дочки абсолютно нормальное поведение! И даже, кстати, говорит о том, что воображение и мышление у ребенка очень хорошо развиты!





У нас первый плохо показывает, так что вряд ли. Мне кажется, она во время дневного сна уши греет, о чём беседуют воспитатель с няней.



у нашего уже несколько лет подряд "есть" выдуманный город N. :)
и он уже несколько лет подряд рассказывает сколько снега там выпало, сколько машин выехало на борьбу со снегом, какие происшествия в этом городе, кто приехал, что открыли . Короче, целый параллельный "мир-город" :) :)


Эх, мамо, Вам никогда не далали карандашом полное обследование - кровь из вены, кровь из пальца, мазок на кишечку. когда у меня этим же карандашом стали брать на BL, я сказала, что одним инструментом в зад и в горло не лазят. мне возразили, что инструменты разные, и вообще, надо мерить температуру. Все тот же карандаш.



Играют в песочнице мальчик и девочка, такие приличненькие, не валяются, носочки белые. Издали видят ещё одного знакомого "Вова, иди к нам, у нас такая интересная игра. Мы тут. блюём. " А я , между прочим, мыла окно, чуть не свалилась, блин.
Знакомая тут вспоминала, как они играли с братом в игру, которая очень пугала интеллигентных родителей - пока один ключом открывает дверцу письменного стола, второй должен из его кармана украсть стопку карточек (типа деньги). А ещё они "торговали наркотиками", там система шифров и нычек была и все её куклы употребляли.

Читайте также: