Ребенок играет в чужие игрушки

Обновлено: 17.05.2024

Ссоры и слезы на детских площадках из-за игрушек нередки. Особенно, если в песочнице полно народу – идиллическая картина детей, играющих каждый своими игрушками, рисуется обычно лишь в мамином воображении. Кто-то на детские разборки не обращает внимания, считая, что малыши сами со временем научатся делить свои вещи. Кто-то, напротив, активно вмешивается, втолковывая полуторагодовалым карапузам, еще даже не умеющим говорить, что чужие игрушки нужно спрашивать, а своими – делиться. Как и когда начинать объяснять, где свое, а где чужое, как разрешать конфликты в песочнице – об этом мы беседуем с педагогом-психологом центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья» Ольгой Зайцевой.

— Когда ребенок рождается, для него весь мир – это он сам. Когда ему исполняется 9 месяцев, мама вдруг замечает, что ребенок начинает специально выкидывать игрушки на пол. Когда ребенок кидает игрушку, и она закатывается под кроватку, это и есть его способ познания, что в этом мире есть что-то вне его самого, до этого мир слитен. Упавшая игрушка у малыша вызывает чувство удивления от того, что, оказывается, есть что-то, что не Я. В год ребенок уже узнает себя в зеркале, но только к 3-4 годам возникает более или менее устойчивое ощущение, что вещи могут ему не принадлежать. И понятия «свое» и «чужое» до трех лет, до начала формирования самосознания, у детей еще попросту нет. Поэтому ребенок в полтора года в песочнице с легкостью отдает свои игрушки, и с такой же легкостью берет чужие, это естественное поведение.

В два года мы уже можем начать формирование волевого компонента характера. В лексиконе появляется слово «надо». Мы говорим ребенку, к примеру, что надо отдать чужую игрушку, и переключить его внимание на что-то другое. Устанавливаем границы дозволенного – можно взять эту машинку на время, если ее хозяин не против, но потом ее нужно будет отдать. Тем не менее, в силу именно возрастных особенностей, ребенок будет без стеснения брать чужие игрушки – он еще убежден, что все в этом мире принадлежит ему. И только настойчивые напоминания взрослых могут разубедить его в этом.

В три года ребенок начинает различать, где его вещи, а где чьи-то еще. Если малыш легко общается с другими детьми, он уже в состоянии сам попросить у приятеля игрушку или предложить поменяться. Если он забирает у других игрушки силой, опять-таки обозначаем границу: так делать нельзя. Ближе к 4-5 годам мы начинаем делать акцент на чувствах обиженного ребенка – видишь, как мальчик плачет, мальчику плохо, то есть начинаем эмоциональное просвещение.

И только в возрасте 4-5 лет ребенок уже хорошо осознает разницу между своим и чужим, его можно научить осознанно делиться – не заставлять, а именно учить.

— Как же все-таки вести себя родителям, когда назревает конфликт из-за того, что один ребенок, не слушая нравоучений о том, что чужое нельзя, требует понравившуюся игрушку, а другой не хочет делиться?

— Если возникают конфликты, самое простое – это предложить детям поменяться игрушками, предложить тому, у кого забрали игрушку, свою взамен, либо установить очередь – кому и сколько играть этими игрушками. Если ребенок не успокаивается – переключить его внимание на что-то другое, не менее интересное. Двух- или трехлетнего ребенка вполне можно отвлечь, нужно только включить фантазию.

— Нам порой приходилось просто уходить с площадки, потому что мирно не получалось разрешить конфликт.

— Вы для себя как мама искали способ, как научить ребенка чувствовать границу своего и чужого. Этим способом было, что если ребенок не слышит уговоров, не переключается, продолжает обижать других детей, отбирая их игрушки, то вы выводили его из этого контакта и вообще выводили его в этот момент из игры.

Надо заметить, что если у вас дома все хорошо, мотивационно-потребностная сфера нормальная и ребенок удовлетворяет свои потребности в чем-то другом, то такой вот безумной потребности забрать чужую игрушку — постоянной, устойчивой, что вы никак не можете его отучить, в принципе не должно быть. Но индивидуальные особенности детей -разные, есть дети застревающие, а есть мобильные, подвижные. Для застревающего ребенка приучение будет дольше, а для мобильного быстрее. Вы показали свою яркую игрушку: а давай мы с ней поиграем, а я придумала новую интересную игру, а что если я положу куклу в машинку, а если мы наберем туда вон тех красивых листочков … Эмоционально лабильный ребенок переключится быстрее. Вариант – механизм, как вы этого добиваетесь, но смысл один и тот же: вы искали способ, как научить ребенка ставить границу между своим и чужим.
Ближе к концу среднего дошкольного возраста – 5-6 лет – у ребенка появляются ЕГО собственные вещи и право с ними сделать все что он хочет. И если ему подарили куклу или машинку и сказали, что это его, и не поставили ограничений, что ее нельзя разбирать на детали или выбрасывать в окошко или дарить Петьке из соседнего подъезда, то он имеет право разобрать на детали, выкинуть в окно и подарить. И вот именно здесь возникает четкая граница Мое и Чужое, потому что у ребенка есть чувство по отношению к собственным вещам, и право ими распоряжаться.

В младшем школьном возрасте мы начинаем давать ребенку карманные деньги. Правда, здесь родители могут поставить ограничение: это твои деньги, но я не разрешаю тебе покупать на них то-то и то-то (что-то опасное или вредное). Например, мне известен случай, когда ребенок брал без спроса вещи и деньги — у одноклассников, в семье. И когда психолог начала разговаривать с родителями о том, что нужно давать ребенку карманные деньги, они сказали: а вдруг он купит спички и будет поджигать занавески. То есть страх взрослых по поводу того, что данные деньги будут использованы на какие-то страшные дела, приводили к тому, что денег ребенку не давалось, а ему хотелось их иметь, и он не умел ими распоряжаться. А если у него нет своего, ему не понять чужое.

Был у нас период (с 2 до 3 лет), когда сын выходил на площадку с большой долей радости в ожидании знакомых детей. Он как бы говорил им: "Привет, ребята, я очень рад с вами играть, но ваши игрушки побудут у меня!"

Мы испытывали неловкость, когда в руках у нашего сына были чужие игрушки, а кто-то из детей плакал вдали. Первые мысли: выходить, когда на площадке никого или гулять, где дети взрослее и могут дать отпор. Нам повезло, что на игровой площадке возле дома гуляли одни и те же родители-соседи. Это немного снимало напряжение.

Дело в том, что степень свободы и передвижений ребенка расширяются, а навыки общения в малых социальных группах остаются несформированными. Мы же всё-таки животные, которые не сразу стали стайными (сходство с ДНК шимпанзе - 98%).

Наши действия

1. Перед выходом на площадку я или жена объясняли сыну, что существуют чувства других и что такое чужие вещи . Человек, у которого что-то забрали, может очень расстроиться. Если толкать и выхватывать игрушку, другой ребенок может упасть и ему станет "бо-бо".

2. При возникновении конфликтных ситуаций, в которых пострадавший ребенок кричал и плакал, мы обращали внимание нашего "разбойника" на эмоцию обиды. Это заставляло нашего ребенка останавливаться и вдумчиво смотреть на лицо другого ребенка. Даже получалось убедить отдать игрушку обратно. Здесь также происходило формирование навыка просить прощения.

3. Повторяли, что чужие игрушки нужно просить . Спрашивать разрешение, чтобы поиграть получалось, но иногда другие дети отказывали. Это их право. Нужно объяснить своему, что другой ребенок защищает свою вещь и может никому ее не давать.

В моменты, когда чужие игрушки лежали в песочнице без дела, наш сын уже понял, что надо хотя бы спросить у рядом стоящих взрослых.

4. Брали с собой на улицу свои игрушки и объясняли, что поменяться лучше, чем отнять . Однако, лучше оставить любимые игрушки дома, мало ли. Подходя к другому и протягивая свою игрушку, наш ребенок учился коммуницировать, применял способ получения желаемого без физической силы.

Оглядываясь назад

Конечно, все это делалось под постоянным контролем с помощью ограничений и объяснения. Гулять на площадке с ребенком в этот период - тяжёлый труд. Любые действия, которые повторяются регулярно и с любовью принесут результат.

Психологи утверждают, что тяга забирать игрушки и драться на площадке проходит к трем годам сама, этот период просто надо прожить. Теперь я знаю, что с нашей с вами помощью, это пройдет еще быстрее.

Издалека кажется, что на детской площадке царит полная гармония. Но стоит присмотреться, можно увидеть не только веселье, но и ссоры, обиды, слезы. Что делать маме, чтобы избежать неприятных для ребёнка ситуаций на детской площадке.

Ситуация 1. Чужая игрушка

Малыша очень заинтересовала чужая игрушка. Не волнуйтесь, это не потому, что ему не хватает своих. Чужая игрушка – другая: у нее другой цвет, размер, форма, есть царапинка. Маленький ребенок устроен так, что ему интересно все новое, а понятие своё-чужое у малышей формируется не сразу.

Конечно, чужое брать нельзя. Но психика дошкольника подчиняется, в первую очередь, потребности во впечатлениях и новизне, и только во вторую - нравственным установкам. На формирование таких установок как раз и направлено любое взаимодействие, в том числе и в песочнице.

Вот ваш ребёнок взял чужую игрушку. При этом самые первые действия с чужой игрушкой уже становятся игрой. Но хозяину игрушки может быть не до игры.

Что делать?

1. Прежде всего, объясняем, что игрушка чужая, и у нее есть хозяин. А значит, нужно попросить разрешения поиграть у хозяина игрушки – ребенка. При этом взрослый также обращается к маме малыша, объясняя, что вы гарантируете сохранность.

2. Предлагаем ребенку поменяться на время игрушками с другим малышом. Если ты взял чужую игрушку, то предложи что-то взамен. Разговор взрослых в этот момент также актуален.

Если же ваш малыш проявляет признаки жадности и эгоизма: «хочу чужое, а своё не отдам», то приступайте к воспитательным действиям. Верните игрушку хозяину и продумайте порицание.

Если хозяина нет рядом, а взять игрушку хочется, то разрешите ребенку поиграть при нескольких условиях:

- эта игрушка не наша, поэтому мы сразу вернем игрушку хозяину, как только он нам скажет;

- мы будем играть очень аккуратно, чтобы не испортить ее;

- уходя, мы оставим игрушку там, где взяли.

Нельзя: разрешать брать чужую игрушку, если ребенок добивается этого с помощью истерики.

Fakruna

Мы всегда с собой возим свои игрушки - лопатки, ведерки. но естественно чужие нравятся больше. Вы разрешаете своим детям брать играть чужими игрухами? Просто мы нашими делимся, когда кто-то из детей подходит и берет наши игрушки, я сама говорю - дай мальчику,девочке поиграть. А когда мой ребенок берет чужие иногда я не знаю, как реагировать - мамочки иногда стоят отморозившись и не понятно, можно или нет. Начинаю говорить - не трогай, это чужая игрушка. то есть, если б мама хотела нам разрешить играть, могла б сказать. ничего страшного - берите, а тут молчит. поэтому забираю ребенка и уношу. Естественно малыш ревет. Вобщем как быть?

32 комментария

Рекомендованные комментарии

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Популярные темы

Автор: VoprosOtvet//
Создана 18 часов назад

Nadezhda. Dolgusheva

Автор: Nadezhda. Dolgusheva
Создана 9 часов назад

Alina K

Автор: Alina K
Создана 14 часов назад

Автор: VoprosOtvet//
Создана 17 часов назад

Нелен

Автор: Нелен
Создана 19 часов назад

Автор: Violina 88
Создана 6 часов назад

Anastasiaya

Автор: Anastasiaya
Создана 19 часов назад

Отзывы о клиниках

Анжелика Емельянова

Калинина Елена Андреевна сделала нашу мечту реальностью. Благодаря ей я смогла забеременеть и родить сына. На момент обращения в клинику у нас уже была дочь. Она родилась через год после свадьбы и мы не думали, что дальше столкнемся с проблемами. Через полгода я забеременела снова, но малыш замер, пришлось делать чистку и видимо не совсем удачно. Больше забеременеть мне удалось. Врачи пытались лечить, прописывали гормоны, чтобы стабилизировать цикл, но в результате сбили его еще больше. После эт

Дарья-дарюша

После нескольких лет безуспешного лечения бесплодия я попала к Инне Владимировне. Пациент я была не самый простой- анамнез в несколько томов, куча диагнозов и бальзаковский возраст. Но я очень хотела ребёнка, всей душой. Инна Владимировна подарила надежду, после обследования и двух протоколов теперь я уже счастливая мамочка! Что хочу сказать: мечтайте, идите к своей цели в любом возрасте! И самое главное - это надежный, опытный врач! Спасибо Инне Владимировне за наше счастье.

Konsta

Это прекрасная клиника, я столько лет билась за возможность стать мамой и нигде кроме как в этой клинике мне не смогли помочь: до этого куча протоколов в центре эко в моем городе, потом в Самаре, потом я решила ехать в Москву, в Арт Эко попала не сразу, опять же по совету. И там у меня, во-первых, стали появляться сильные 5дневные эмбрионы, во вторых появилась имплантация, но беременность прерывалась и моя врач, Веряева Надежда Александровна, прекрасный человек, назначила мне лечение матки- усил

Natallli-l

Мне кажется, у Инны Владимировны есть какое врачебное чутье, иначе объяснить нашу удачу я просто не могу! Почти 5 лет неудачных попыток эко, а тут совершенно другой подход, который меня изначально шокировал и с которым я в корне была не согласна (за много лет я уже не плохо начала разбираться в теме эко и могла свое мнение аргументировать). Но все же Инна Владимировна уговорила меня рискнуть и у нас получилось! Получилось! Непередаваемые чувства и такая благодарность у меня сейчас в сердце, кото

Кристи90

Жалею лишь о том, что обратилась в Эбрилайф сейчас, а не 7 лет назад. Сколько времени потрачено впустую, сколько нервов, сколько денег… даже вспоминать не хочется. Но как известно - лучше поздно чем никогда и сейчас я только и благодарю звезды, что направили меня в эту клинику. Да не легко и не сразу у нас получилось добиться результата, но получилось! Получилось благодаря дотошности врачей, благодаря их усердию и искреннему желанию помочь, по крайней мере у меня именно такое впечатление осталос

"Твой Малыш" – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.



Когда ребенок отбирает игрушки у других детей на площадке, он проверяет допустимые границы своего поведения в мире. Действия родителей, спрашивающих психологов, что делать, когда ребенок забирает чужие игрушки, будут зависеть от возраста и ситуации.

Дети до 2,5-3 лет еще не разграничивают вещи на «свои», «общие» и «чужие». Представления о собственности и правилах ее использования еще не сформированы.

А вот для трехлеток конфликты, в которых ребенок отбирает игрушки у других детей и дерется, — еще одно проявление кризиса 3 лет, стремления к самостоятельности и пересмотру поведения, а также неумения пока договариваться со сверстниками. Этот период — настоящее испытание на стрессоустойчивость, терпение и выдержку родителей. Что же делать, если ребенок забирает игрушки силой?

Ребенок забирает чужие игрушки: что нельзя делать

Такое поведение — часть детского развития. Поэтому, как часто приходится поступать при воспитании ребенка, придется несколько раз повторять малышу правила общения. При этом родителям не стоит:

  • громко обвинять ребенка «Ты сама виновата»;
  • раздражаться «Мне уже все это надоело»;
  • обобщать «Ты постоянно капризничаешь»;
  • менять точку зрения, чтобы сгладить истерику «Ладно, поиграй этой куклой минутку»;
  • забирать чужую игрушку силой.

ребенок забирает игрушки фото

Что делать, если ребенок отбирает чужие игрушки

Начни с подготовительного домашнего этапа:

  1. Перед прогулкой или детским садом обязательно напомни малышу спокойно и четко, что у других нельзя забирать их вещи.
  2. В критические возрастные периоды выбирай компанию друзей, с которыми ребенку проще контактировать.
  3. Обсудите дома книги, мультфильмы или ролевые игры, которые позволят малышу взглянуть на ситуацию с другой стороны.
  4. Уходи с площадки, если ребенок раздражен, плохо себя чувствует, не выспался или голоден.

Если ребенок отбирает игрушки при тебе:

  1. Сразу останови его, желательно, до того, как игрушка оказалась в руках: «Нельзя забирать чужое».
  2. Помоги высказать эмоции: «Я вижу, что ты хочешь именно этот мяч. Ты злишься, это обидно. Но отбирать игрушки нельзя».
  3. Предложи не забирать, а попросить то, что хочется малышу, или поменяться на свою игрушку: «Давай скажем вместе: «Дай мне, пожалуйста, этот мяч, а ты можешь взять мои мыльные пузыри».
  4. Помоги воспринять отказ: «Смотри, Дарина не хочет меняться. Пусть она играет своим мячом».
  5. Спокойно попроси отдать чужую вещь и предложи альтернативы: «Это мяч Дарины. Она хочет им играть сама, и это — ее право. Мы можем сходить за нашим мячом или поиграть в песочнице».

Если ребенок отбирает игрушки у других детей, обязательно обрати внимание на ситуацию и помоги ему научиться коммуникациям в коллективе. Такой опыт договариваться и мирно взаимодействовать, правильно воспринимать отказы и уважать границы других людей поможет ему в детскому саду и школе.


Сервисы

Календарь прививок

Индивидуальный график прививок для малыша

Календарь беременности

Все что ты хотела знать о беременности

Таблица прикорма

Узнай как правильно вводить прикорм

Новое на сайте

Летнее настроение. Топ-10 рецептов из из клубники для детей и взрослых

Как стать донором крови и почему это стоит сделать всем

До слез: Тимур Мирошниченко рассказал о воссоединении с семьей после 3 месяцев разлуки

Закреп у немовляти: як розпізнати і коли звертатися до лікаря

Фолиевая кислота в продуктах питания: где искать витамин В9

Донечці Меган Маркл та принца Гарі виповнився рік. Зворушливе фото Лілібет

Специальний выпуск Viva!&Connecting Women объеденил интервью успешных украинский женщин!

Підозрюємо гельмінтоз: лікар-паразитолог розповіла, як захиститися від непроханих гостей в організмі

Летнее настроение. Топ-10 рецептов из из клубники для детей и взрослых

Как стать донором крови и почему это стоит сделать всем

До слез: Тимур Мирошниченко рассказал о воссоединении с семьей после 3 месяцев разлуки

Как стать донором крови и почему это стоит сделать всем

Летнее настроение. Топ-10 рецептов из из клубники для детей и взрослых

До слез: Тимур Мирошниченко рассказал о воссоединении с семьей после 3 месяцев разлуки

Беременность

Первый год

Территория малыша

Территория мамы

Сервисы

  • Календарь беременности
  • Конкурсы
  • Календарь прививок
  • Таблица прикорма
  • Калькулятор беременности
  • Рассчитать дату родов
  • Развитие ребенка по месяцам

Архив

РЕСУРСЫ ЭДИМЕДИА-УКРАИНА:

СТОКОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТ:

© ООО "Эдимедиа Украина", Edimedia Ukraine, 2008 - 2021

Разрешается републикация и цитирование статей в объеме не более 250 знаков для одного информационного материала, с обязательным указанием ссылки на источник, а для Интернет-ресурсов – прямой для поисковых систем гиперссылки, не закрытой от индексации поисковыми системами. Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.

Материалы с пометками ! и P размещены на правах рекламы. Редакция не несет ответственности за достоверность данной информации.

Читайте также: