Ребенок кидается игрушками в людей

Обновлено: 16.05.2024

Моему сыну уже 4.3 года. Он с года постоянно бьет меня. Раньше я думала, это возрастное, говорила, что так нельзя, потом, когда поняла, что "не доходит", использовала все псих.методики - задержать ручку, посмотреть в глаза, сказать, что бить маму нельзя, маме больно и т.д. Шло время, годы, но "воз и ныне там". Теперь ему 4.3 и он кусается, бьется, щипается и бросается в нас с отцом игрушками. И то, что игрушки иногда тяжелые и железные и могут причинить травму, ему все равно, сколько ему ни говори, срываюсь в итоге на крик, забираю игрушки, которыми он кидается, до этого я предупреждаю, что, если будет бросаться игрушками, - заберу! Он все равно бросает в меня. Забираю, бегает за мной и бьет меня, и старается это сделать больно. В нем столько злобы, аж дрожит весь от злости. Говорит мне, что хочет мне сделать больно, чтобы я плакала. Я уже устала ему повторять, что маму бить нельзя. С ним говорю постоянно об этом, он как будто не слышит. Все может начаться на "ровном месте" - сидит, собирает конструктор, что-то не вышло, все! Швыряет, злится, топчет, с желанием поломать все. И так постоянно. Игрушки ломать ему запрещаю, ругаю его, говорю, что специально ломать нельзя и не нужно. Сын нетерпеливый очень. Всегда делает так, чтобы только он был в центре внимания. Заметила, что у него появились навязчивые, повторяющиеся движения - водит по лицу руками, потом падает на пол и бьет себя. Спрашиваю, что делаешь? Говорит о вымышленных людях - злой дядя меня толкнул и я упал. Спрашиваю - где этот дядя - показывает в любую сторону. Часто говорит вслух (про себя), как будто что-то шепчет. Прячется под столом, когда обижен. При этом все прекрасно понимает. Когда начинаю снимать видео его поведения, меняет тактику и ведет себя сразу по-другому. Из-за этого не получается снять его странности. Он в сад пока не ходит, но ходил. Мы переехали, и сейчас он дома со мной. Времени ему уделяю достаточно. Играем, занимаемся с ним. Он любит математику. Считает до 20, хорошо соображает в задачах, например: на тарелке 2 клубники, сколько нужно добавить, чтобы получилось 5? Он прекрасно знает и справляется с этими задачами. Но мне не дает покоя его неадекватное, как для меня, поведение с родителями, т.е с нами. С другими детьми он скромен и даже труслив. Как мне его отучить бить нас? Ну как? Я иногда очень сильно разозлюсь и могу дать по попе. О чем потом жалею. Помогите советом, пожалуйста.

Рекомендую показать сына неврологу. В основе агрессивного поведения и расторможенности могут лежать органические, неврологические нарушения, которые достаточно мягко и эффективно компенсируются приёмом хорошо подобранных лекарств.

Желательно найти специалиста по отзывам, чтобы не попасться на гипердиагностику и лечение того, чего у ребёнка нет.

Вероятно, у вашего ребёнка есть какие-то внутренние особенности, способствующие такому поведению. Это не обязательно заболевания. Возможно, так выражается специфическая работа нервной системы. Мозг ребёнка развивается неравномерно. Часто огромное количество энергии сосуществует с замедленным формированием лобных долей, отвечающих за самоконтроль. И в таком случае мы получаем картину лёгкого «бешенства» с невозможностью себя остановить.

Это не значит, что ваш сын болен. Но возможно ему понадобится коррекция специалиста. Удалённая консультация в вашем случае, учитывая, что вы уже пробовали многие техники, мало что даст, кроме как сориентирует в дальнейших действиях.

Вы совершенно правильно делаете, останавливая руку ребёнка, смотря ему в глаза и говоря, что маму бить нельзя. Также тактика с отнимаем игрушек, которые полетят в вашу сторону, тоже верна.

Кроме этого, попробуйте озвучивать чувства сына в момент, когда он выходит из себя. Говорите «вижу, как ты злишься, что не получилось…», «мне кажется, что ты расстроен из-за …, это так?».

Попробуйте в тяжёлые моменты не сильно хватать ребёнка за руку (скорее останавливать её, что вы уже делаете) и говорить, громко и уверенно, без страха за себя и за то, что происходит с мальчиком: «Стоп, я вижу, как ты зол, ты очень сильный, наверняка, если топнешь, получится очень громко, как у великана!».

Если ребёнок не слышит и никакие слова не действуют, можно использовать 2 тактики. Они противоположны, но каждый малыш специфичен, одному подходит одно, другому – другое.

1. Образование замка. Хватайте ребёнка так, чтобы ему нужны было вырваться. При этом себя необходимо обезопасить: захватить сзади, сесть на пол, дать минимум возможностей для кулаков. Но максимум – для освобождения из ваших пут, а значит – применения силы и снятия напряжения.

2. Подключение к поведению. Эмоции у вашего ребёнка пока неуправляемы и больше схожи с аффектом. В спокойном состоянии он может даже жалеть о содеянном и просить прощения. Но вот когда накрывает, всё летит из головы. Можно придумать какую-то специальную подушку, чтобы бить её в тяжёлые моменты. Кричать какое-то слово, которое будет означать боль. Т.е. найти вместе выход для агрессии, желательно заранее, в спокойном состоянии. А для этого важно, чтобы вы озвучивали сыну его эмоции, чтобы он понимал, что вообще с ним происходит. Потому что без таких знаний о себе внутри это ощущается как волна жара и желание крушить. Вспомните себя в моменты самых страшных ссор, когда уже невозможно что-то проконтролировать. Вот с ребёнком так же, только в это состояние он попадает гораздо легче. В силу возраста и особенностей нервных процессов.

Ваше понимание и озвучивание состояния ребёнка помогает ему пережить фрустрацию. Внутри это чувствуется им как «что бы ни было, мама рядом». В будущем такое поддерживающее участие переходит внутрь ребёнка и становится его собственным умением, помогая переживать стресс.

Но никакая ваша поддержка не отменяет банальной защиты себя. И здесь хороши практически все средства, кроме физического насилия и отвержения. Вероятно, ребёнку самому в такие моменты плохо. Если вы будете отворачиваться, это лишь усугубит проблему.

Для улучшения навыков самоконтроля хорошо работают игры со словом «стоп», их можно найти в интернете в огромном количестве. Также помогают раскраски.

Вы можете попросить ребёнка или помочь ему, если пока сложно, нарисовать злючку внутри него. Прям как он хочет. Там могут быть и шипы, и чернота, и кровь, в общем, всё, что может внушить вам страх, но на самом деле будет очень полезным для мальчика. Попросите рассказать об этом существе, дайте ему звонкое имя, спросите, что оно хочет. Можно попробовать вместе его задобрить: нарисовать солнечный лучик и как оно нежится под ним, отразить, как оно купается и превращается из колючего монстра в мокрого и смешного недотёпу.

Всё это делается только в спокойном состоянии.

Давайте ребёнку больше тактильного контакта. Чаще обнимайте, гладьте по спине. Кладите одну руку между лопатками, а вторую на солнечное сплетение и рассказывайте, как любите и как он дорог.

Введите перед сном ритуал успокаивающего массажа. Прикосновения должны быть приятны ребёнка, ориентируйтесь на его реакцию. Обязательно попробуйте не просто поглаживания: двумя руками, аккуратно, не сильно, но твёрдо, сжимайте попеременно каждый участок тела. Сначала голову и шею, после плечи-руки-ладони, потом спинку, потом ноги-ступни.

Как прекратить нежелательное поведение детей и установить границы

Ребенок от 1 до 3 лет делает много того, что нельзя назвать «хорошим поведением»: кусается, дерется, кидается игрушками. Родители часто недоумевают: он так исследует мир или уже начинает хулиганить? Продолжаем разбираться с типичным поведением в этом возрасте.

Как прекратить нежелательное поведение детей и установить границы

Почему ребенок дерется и бьет по лицу

Драчливость начинается так же невинно, как и привычка кусаться, о чем говорит и письмо от Джуди о ее девятимесячном сыне Джейке. Я привожу его здесь, потому что мама поднимает вопрос о том, как создать для ребенка безопасные условия в доме.

«Мой сын Джейк вот уже три недели ползает и поднимается сам. Как мне приучить его не прикасаться к разным предметам на кофейном столике, не трогать растения и т.д., как научить его понимать слово „нельзя“? У него также вошло в привычку ударять других по лицу без всякого злого умысла, и мне все время приходится следить за ним, когда он играет с другими детьми.

Он очень радостный ребенок, и он не проявляет недоброжелательности. Он не понимает, что лучше погладить по щеке или приласкать, чем ударить. Я беру его за руку и ласкаю его, чтобы он понимал, что тоже так должен делать, но он снова ударяет меня по лицу. Может быть, он еще слишком мал?»

Как я уже говорила, первые проявления агрессивности у детей в таком возрасте бывают вызваны любопытством. Ребенок пробует понять, какой окажется реакция. Поэтому Джуди должна сказать ему: «Ты можешь сделать Энни больно. Спокойно». А если он все же дал оплеуху, то надо посадить его и объяснить, что этого делать нельзя.

Что касается обстановки в доме, то в девятимесячном возрасте пока невозможно требовать от ребенка самоконтроля. Я не считаю, что надо все оградить или заклеить — дети должны жить среди вещей и предметов и знать, к чему нельзя прикасаться. Уберите только те вещи, которые вы не хотите подвергать риску, или те, которые способны причинить вред ребенку. Ходите следом за ним повсюду. Объясняйте: «Это можно трогать, только когда мама находится рядом».

Давайте ему подержать различные вещи и поизучать их. Ребенку надо грохотать, колотить, создавать шум, крутить и двигать что-то — хорошо, если это не ваша стереосистема! Мальчики особенно любят что-нибудь чинить.

Что делать, если ребенок кидается

Часто это начинается с того, что ребенок выбрасывает игрушки из своей кроватки или швыряет еду, когда сидит на стуле для кормления. Вместо того чтобы просто сказать: «О, ты выбросил игрушку. Хочешь, чтобы она осталась на полу?» — мама и папа поднимают ее. Тогда ребенок понимает: «О, да это очень забавная игра!». Иногда все начинается с того, что дети — особенно мальчики — кидаются в кого-нибудь игрушками (обычно в маму, потому что она всегда рядом), как видно из следующего письма:

«Вот в чем у меня проблема. Мой сын Бо, которому восемнадцать месяцев, в последние шесть месяцев кидается всем: во время игр, во время еды — и, хуже того, кидается игрушками в других людей. Я вижу, что он это делает не для того, чтобы причинить боль. Но он — сильный мальчик, и получается больно. В любом случае этому следует положить конец.

Когда он кидается едой, я говорю ему, чтобы он этого не делал. Я могу даже предпринять какие-то действия: прервать кормление, вывести его и т.д. Но что касается швыряния игрушек, то здесь я ничего не могу поделать, разве что сказать: „Не бросайся в маму игрушками, ей больно“ и отобрать игрушку. Но он находит другую и снова бросается! Я не могу отобрать у него все игрушки. »

Это еще одна мама, которая выбрала правильный путь. Бо, вероятно, кидается потому, что он открыл у себя новую способность, а не потому, что хочет причинить вред другим. И его мама считает, что с этим следует покончить немедленно.

Проблема в том, что она не предлагает никакой альтернативы его поведению. Иначе говоря, она должна показать ему ситуации, в которых допускается что-то бросать, не причиняя вреда другим. В конечном счете она не может отучить его от этого совсем, да и не нужно — он же мальчик.

Так как он продолжает кидаться уже в течение шести месяцев — треть всей жизни Бо, — то я подозреваю, что он уже научился превращать это в игру и неплохо умеет манипулировать своей мамой. Ей следует не только отбирать у него игрушку, которой он кидается. Даже если она находится с малышом дома, она может вывести его из комнаты, где много игрушек, в другую комнату, где ничего нет, кроме скуки (например, в гостиную), и посидеть с ним. Ему уже восемнадцать месяцев — он быстро поймет, что мама больше не будет терпеть такое поведение.

Как прекратить нежелательное поведение детей и установить границы

Если дети бьются головой, дергают за волосы, ковыряют пальцем в носу, обкусывают ногти.

Вас, наверное, удивит, что я объединила эти виды поведения с первыми. Но все они относятся к ритуализованному поведению и развиваются у детей от года до трех. Это способы самоуспокоения и даже ответная реакция на раздражение. Многие из этих видов поведения не столько опасны, сколько раздражают, и обычно они исчезают так же внезапно, как появляются, — когда родители не обращают на них внимания.

Проблема в том, что когда ребенок бьется головой, бьет себя по лицу, ковыряет в носу или грызет ногти, это чрезвычайно расстраивает родителей, что вполне естественно. А чем больше они обеспокоены или рассержены, тем яснее ребенку: вот он, самый лучший способ привлечь к себе внимание мамы и папы.

И с этого момента поведение, которое изначально возникло как средство самоуспокоения, становится одним из способов манипулировать родителями. Следовательно, лучше игнорировать эти привычки ребенка, но в то же время следить за тем, чтобы он не нанес себе вреда.

Такой случай имел место с восемнадцатимесячным Максом. Сначала он стал биться головой от отчаяния — ему недоставало слов для выражения своих желаний. Но вскоре это стало происходить по нарастающей, когда Макс понял, что нашел надежный способ заставить родителей бросить все и прибежать на помощь.

На тот момент, когда я с ним встретилась, Макс был настоящим властителем в доме. Он отказывался есть, очень плохо спал, и его поведение никуда не годилось — он визжал и дрался. Он знал, что ему все сойдет с рук, потому что все правила и ограничения отменялись, как только он начинал биться головой.

Ради безопасности мы принесли кресло-мешок, наполненное сушеными бобами, и каждый раз, когда Макс начинал очередной сеанс битья головой, мы поднимали его на это кресло. Теперь, когда были предприняты меры безопасности, родителям стало легче пережить эти приступы ярости, не воюя с ним и не вмешиваясь в его поведение. Сначала он сопротивлялся, лягался еще сильнее, когда его усаживали на кресло, но мы были последовательны и настойчивы. «Нет, Макс, ты не можешь сойти с кресла, пока не успокоишься».

Главное было ни в коем случае не останавливаться. Когда ребенок проявляет какие-то из этих пяти видов поведения ради самоуспокоения, а родители позволяют собой манипулировать, то ребенку сразу же становится ясно, что ему дозволено командовать в доме. Я видела, что надо исправлять последствия многомесячного доминирования Макса над домочадцами.

Во время моего визита я продемонстрировала им это, когда Макс, как обычно, отодвинул еду и продолжал выпрашивать печенье. Я посмотрела ему прямо в глаза и сказала: «Нет, Макс, ты не сможешь взять печенье, пока не съешь свой обед». Это был очень решительный мальчик. Привыкнув задавать тон, он оказался поражен — и ударился в слезы. Наконец, час спустя он сдался. Он съел свой обед и получил печенье.

Трудно поверить, но через четыре дня Макс стал совсем другим ребенком. Родители продолжали пользоваться бобовым креслом-мешком во время его вспышек раздражения, и они были очень последовательны в соблюдении режима сна и кормления.

В двухлетнем возрасте дети отлично понимают, что вы меняете правила, — а в этом случае их устанавливали впервые. И когда Макс чувствовал отчаяние, он сам шел к креслу-мешку. В течение последующего месяца случаи, когда он бился головой, стали редки, и вся семья почувствовала облегчение, потому что родители поняли, что теперь он не верховодит.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Почему ребенок ломает игрушки

Родители покупают своему чаду все новые и новые игрушки, стремясь сделать его досуг более интересным, а он вместо того, чтобы увлеченно играть, отрывает куклам головы, бросает на пол машинки или вскрывает брюхо плюшевому медведю? Такая ситуация не так уж редко встречается. Однако, этот факт вряд ли утешит родителей, ведь им, в первую очередь, хочется знать, почему так происходит.

Ребенок выражает гнев

Малыши, которые недавно овладели основными навыками, например, научились ходить и впервые самостоятельно воспользовались ложкой и вилкой, или только начали осваивать речь, еще не понимают, что существуют вещи, которые делать нельзя. Они не умеют правильно реагировать на поведение родителей, которые объясняют ему, почему нельзя, к примеру, писать в штаны или бросаться едой. У малыша копится внутреннее напряжение, которое требует выхода, а прорывается оно наружу обычно тогда, когда у крохи что-то не получается. К примеру, ребенок играет с машинкой, и у него не выходит посадить в нее маленькую игрушку – он тут же связывает неудачу не со своими личными способностями, а с игрушкой, которая у него в руках. В порыве гнева ребенок бросает игрушку, она с размаху ударяется о пол и ломается. Кроха еще не понимает, что вещи способны ломаться, поэтому он просто не может думать о каких-либо последствиях своих действий.

Ребенок ломает игрушки назло

Очень часто разрушительное поведение и агрессия со стороны малыша по отношению к игрушкам на самом деле скрывает протест против действий взрослых. Мама не разрешила взять со стола конфету или потребовала убрать игрушки, а малышу этого делать не хочется. Он злится и решает как-то навредить родителям, но не находит способа лучше, чем разорвать купленные ему книжки или распотрошить мягкую игрушку. Таким образом, малыш, который еще не научился управлять своими эмоциями, выражает свою обиду и злость.

Ребенок проявляет свою любознательность

В большинстве случаев желание ломать игрушки является всего лишь следствием природной любознательности крохи. На возраст с двух до трех лет приходится пик развития малыша, и именно в это время в нем с удвоенной силой расцветает любопытство и желание получить как можно больше информации об окружающих его предметах и их свойствах. Малыши в это время готовы экспериментировать со всеми вещами, какие только попадают им в ручки. Поэтому они разбирают, бросают, пинают, ломают и бьют игрушки. Таким образом детки познают различия между предметами, учатся понимать законы природы и усваивают взаимосвязь между собой и окружающим миром.

Очень часто на эксперимент малыша толкает желание получить все и сразу. Кроха хочет, чтобы все вещи подчинялись ему, он считает себя главным над своими игрушками, а значит думает, что ему позволено обходиться с ними так, как он считает нужным. Ребенок понимает, что в мире существует определенная иерархия: он сам подчиняется родителям, значит, куклы, машинки и плюшевые медведи должны находиться в подчинении у него самого, и ломая их, он показывает свою власть.

Как отучить ребенка ломать игрушки

На первых порах главная задача родителей – не мешать малышу познавать окружающий мир, и наоборот, всячески ему помогать в этом. Не стоит тут же поднимать за ним брошенные на пол вещи и выставлять на полки только что скинутые оттуда игрушки. Лучше просто наблюдать за действиями малыша и давать ему подсказки. Если кроха никак не может закрыть коробочку, потому что она переполнена, нужно показать ему, что нужно освободить в ней немного места, и тогда крышка легко встанет на свое место. Если малыш пытается оторвать кукле голову, нужно объяснить ему, что так делать нельзя, потому что куколке будет больно, и вместо нее предложить крохе другую игрушку, которую можно легко разобрать и собрать заново.

Если ребенок пытается ко всем окружающим его предметам применить силу, стоит обеспечить его такими игрушками, которые ему точно придутся по вкусу: специальные мягкие блоки из которых можно строить крепости, высокие лежанки и пещеры, а также прыгать по ним, надувной мяч, кегли, крупные конструкторы, из которых можно строить башни и ломать их. Можно научить малыша комкать ненужные листы бумаги и забрасывать их в специально повешенное для этой цели кольцо над мусорным ведром. Предложите крохе попробовать себя в лепке из пластилина или полимерной глины. Можно поиграть с малышом в машинки с настоящими авариями и столкновениями.

На детской площадке маленький разрушитель сможет применить свою силу, налепив большое количество куличиков растоптав свои труды. Зимой можно вместе с малышом построить снеговика и сломать его, а осенью сгрести большую кучу из опавшей листвы, а потом разворошить ее.

Самое главное для родителей – набраться терпения и ждать, а чтобы расстройство из-за новой волны разрушения было не таким сильным, стоит заранее убрать из зоны досягаемости ребенка ценные и хрупкие вещи. Постепенно учите малыша понимать разницу между игрушками и предметами интерьера, которые нельзя трогать, а также вашими любимыми вещами, которые тоже ни в коем случае нельзя портить. Как утверждают психологи, маленький разрушитель в любом случае превратится в созидателя, как только период повышенного любопытства останется позади.

Истерика — мощное оружие протеста, которым любит пользоваться ребёнок в разгаре кризиса 2 - 3 лет. Во время истерики малыш может кричать, плакать, падать на пол и требовать своё, намеренно расширяя границы дозволенного. Но у него есть ещё один способ привлечь внимание мамы. Ребенок начинает бросать различные предметы и еду. Это же ещё и весело! Как же отучить ребёнка кидаться всем, что попадётся под руку? Читайте на "Я Ваша Кроха".

Бросать вещи, предметы и даже еду – новый навык, который осваивают дети в возрасте от 1,5 до 3 лет. И он не плохой, если посмотреть на него иначе. Чтобы кинуть, а не выронить предмет, нужно не просто разжать пальцы, а скоординировать работу глаз и рук. Целенаправленное бросание вещей помогает развивать мелкую моторику пальцев. Это очень захватывающая способность. Понятно, почему ребёнок хочет бросать предметы снова и снова. Но и желание мамы отучить малыша кидаться вещами вполне оправданно.

из мультфильма малыш и карлсон малыш раскидывает игрушки и предметы

Да, вас сводят с ума летающая по кухне еда или соска, которая приземляется на тротуар. Но вот для ребенка это все сплошное удовольствие. Вы должны понимать, что умение кидать вещи не только приносят удовольствие малышу, но и развивает его. Поучительно даже то, что происходит после броска: ребёнок начинает понимать, что все предметы падают только вниз, а не вверх. Пусть ему пока ничего не известно о гравитации, зато он может наблюдать последствия её действия. Броски дают малышу понять, что мячик отскакивает от пола, ягода сплющивается на нём, а яйцо разбивается всмятку.

Что можно предпринять, чтобы ребёнок перестал бросать еду, вещи и предметы

Не ругайте и не наказывайте ребёнка за то, что он бросает какие-то предметы, если только он не целится камнем в кошку, окно, людей или машину. Заставить малыша 1,5-3 лет прекратить разбрасывать вещи невозможно. Но выход есть: возьмите новое увлечение ребёнка под свой контроль, ограничив список вещей, которыми можно кидаться, и уменьшив количество «мишеней».


Покажите малышу предметы, которые можно бросать

Если предложить ребёнку много вещей, которые можно кидать, он быстрее поймёт, что нельзя так поступать с другими предметами и едой. Покажите ему мячики и другие штуки (воздушные шарики, шары от детского боулинга, мягкие игрушки и другие безопасные предметы), которые он может бросать, не опасаясь маминого негодования. А во время прогулки предложите покормить голубей: двухлетнему малышу очень понравится отламывать и бросать кусочки хлеба.

Смысл этого совета заключается в том, что ребёнку нужно помочь уяснить: кидаться вещами можно, но только определёнными вещами, в определённых местах и в определённое время. Если же он уже приготовился кинуть тапок, спокойно заберите его из рук и скажите, что обувью бросаться нельзя, зато можно кинуть мячик.


Пресекайте агрессивное разбрасывание вещей

Как поступить, если малыш кидается тем, чем нельзя? Постарайтесь сделать вид, что ничего не произошло, постарайтесь проигнорировать это. Если вы прервёте свои дела и неодобрительно посмотрите на ребёнка, вскоре он опять попробует привлечь ваше внимание. Ведь он знает, как это сделать: нужно лишь кинуть то, что нельзя, и он обязательно будет делать это снова и снова.

Если ребёнок начал бросать вещи в других малышей, вы должны выработать тактику, которой будете придерживаться постоянно. Детям помогает запоминать многоразовое повторение одного и того же. Если ребёнок что-то кинул, скажите ему, что это больно, поэтому так делать нельзя. После этого уведите его в сторонку, сделав перерыв в его игре, чтобы он остыл и понял, что значит слово «нет». Но этот перерыв не должен длиться дольше 1 минуты, иначе малыш забудет, зачем его остановили и оторвали от дел.

Если ребёнок обиделся или обозлился на других детей и начал кидать в них предметами именно из-за злости и когда “психует”, объясните ему, что свои чувства можно выражать словами.

Видео вопрос в студии доктора Комаровского: “Что делать, если ребенок бросает предметы, когда злится?”

Не кричите и никогда не поднимайте на ребенка руку. Этим примером вы покажете, что гнев можно сдержать, а недовольство высказать словами. О том, что вы расстроены его поведением, малыш поймёт по вашему тону. Если же он продолжает бросать вещи в детей, и все ваши старания отучить его от этого оказались тщетными, выход остаётся один: следить за тем, что попадает в руки вашего ребёнка.


Прикрепите игрушки к поручню коляски, и ребёнок не сможет их бросить

Когда малыш сидит в детском автокресле или в коляске, привяжите несколько игрушек так, чтобы он мог их достать. Для этого используйте шнурки или резинки (чтобы в них не путались пальцы, отрежьте концы узлов). Тогда ребёнок поймёт, что можно не только кинуть игрушку, но и подтянуть её обратно к себе. Этим вы удвоите ему веселье и избавите себя от необходимости поднимать разбросанные предметы.


Привлекайте ребёнка к уборке в детской

Не заставляйте его собирать всё, что он раскидал. Для маленького человечка это задание почти невыполнимое. Лучше превратите работу в игру, собирая разбросанные игрушки наперегонки. А вместе с этим вы можете закрепить у малыша знание цветов. Просто скажите: «Помоги-ка мне найти красные кубики».


Будьте для ребёнка хорошим примером

Вы можете на своём примере показать, чем можно бросаться, а чем – нет. Отбросьте на диван подушку на глазах у малыша. Но не кидайте телефон, даже если вы уверены, что он ни в кого не попадёт и не разобьётся о пол. А если ребёнок ещё раз бросит что-то «запретное», пройдитесь по дому и вместе киньте грязную рубашку в корзину, фантик от конфеты в мусорное ведро, а игрушку в контейнер для игрушек.


Будьте рядом, когда ребёнок ест

Примерно в 1,5-2 года наступает самый «грязный» период относительно приёма пищи. И чтобы отучить малыша не кидать еду, нужно сидеть рядом с ним, пресекая любую попытку пульнуть кашей или хлебом. Каждый раз, когда он начинает замахиваться едой, берите и останавливайте тарелку или руку, давая понять, что так делать нельзя. Да и вам будет проще, если не придётся отмывать пол со столом после каждой трапезы. Сидя рядом во время обеда малыша, вы также сможете убедиться, что он тщательно пережёвывает пищу, а не глотает её кусками.


Если малыш кидается едой, подавайте её в небьющейся посуде для детей

Не ставьте на стол свой лучший фарфор, если малышу пришло время покушать. Купите набор детской небьющейся посуды со стаканами с трубочками, которые можно прикрепить к столику или к детскому стульчику. Но помните: это избавит вас от раскиданной посуды, но, скорее всего, не остановит малыша от попыток оторвать «прилипшие» к столу тарелки и стаканы.


Если ребёнок раскидывает еду, накладывайте её в тарелку маленькими порциями

Если в тарелке у ребёнка мало еды, и вы не будете докладывать добавку до тех пор, пока она не опустеет, то и кидаться будет почти нечем. И не заставляйте малыша съедать всё до последней ложки. Обычно дети начинают кидаться едой, когда они уже насытились и им за столом становится скучно.

Поэтому убирайте тарелку со стола, как только ребёнок теряет к еде интерес, не обращая внимания на то, сколько было съедено. Но не нервничайте и не ругайтесь, если у малыша что-то осталось в руках: взрослые тоже иногда роняют еду. Если на полу оказались хлебные крошки – это не очень страшно.

Видео урок для женщин. Ита Минкин. Ребенок бросает еду на пол… Не давать ему еду?

Если все же что-то осталось у ребенка в руках, случайно или нарочно, постарайтесь не перенапрягаться из-за этого: все мы иногда что-то роняем, поэтому кусок хлеба или сыра на полу — не так уж и страшно.

Мы надеемся, что эти советы помогут вам, если ваш малыш, разбрасывая всё вокруг, больше похож маленького поросёнка. Придерживайтесь своей тактики поведения и будьте последовательны в своих действиях. И тогда отучите малыша бросаться вещами, предметами или едой.

Видео секреты воспитания: ребенок кидается игрушками:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Мама и ребенок 3 лет: поведение в песочнице. Как разрешать конфликты

Наталья Барложецкая педагог-психолог, телеведущая, автор книг для родителей

Если в возрасте одного-двух лет ваш малыш мог прийти в песочницу, увидеть других детей, развернуться и пойти играть в другое место, то трехлетний ребенок уже из этой песочницы никуда не уйдет. Даже если он еще не научился играть вместе с другими детьми, ему будет интересно находиться рядом, смотреть на них со стороны и постепенно включаться в совместную деятельность. Как помочь ему научиться общаться? Рассказывает психолог Наталья Барложецкая.

Как научить ребенка делиться игрушками

Как научить ребенка делиться игрушками

Ребенок трех лет может играть одновременно с двумя-тремя предметами. Поэтому, приходя в песочницу, доставайте ему из вашего прогулочного пакета не больше трех игрушек. Не исключено, что кто-то из детей заинтересуется вашими игрушками и тоже захочет поиграть с ними. Тут могут возникнуть проблемы.

Если ваш малыш не склонен делиться игрушками, предложите ему собрать два пакета для песочницы: в одном — игрушки, которые можно дать поиграть другим детям, в другом — то, чем он играет сам. В каждом пакете по семь предметов. Смысл в том, что в песочнице, где есть другие дети, можно пользоваться только теми игрушками, которые вы отобрали, чтобы делиться. А если ребенок хочет поиграть неприкосновенным содержимым другого пакета, тогда вы идете в такое место, где никого нет.

Итак, вы приходите на детскую площадку и напоминаете: "Помнишь, о чем мы договорились? Либо ты делишься, либо мы идем играть в другое место". Так как ребенку обычно хочется играть с другими, он достает тот пакет, игрушками из которого будет делиться.

Разумеется, это не решит раз и навсегда всех проблем в песочнице. Если у вашего малыша кто-то пытается отобрать игрушку, а он упирается и кричит: "Нет, это мое!", вам надо подключиться. Ни в коем случае не забирайте игрушку у своего ребенка! Поищите компромисс, попытайтесь договориться с другим малышом. Отвлеките его, поиграйте с ним какой-нибудь другой игрушкой, на какое-то время оставив своего кроху в одиночестве.

В конце концов ваш ребенок должен понять правило: либо я делюсь и становлюсь участником общей игры, либо я не делюсь и остаюсь один. Причем понять это он должен не из ваших обличительных нотаций, а исключительно из личного опыта. Не ругайте своего малыша, не называйте жадиной. Ничего страшного не происходит.

Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры или для другого близкого человека. А вот мотив сделать что-то сообща с другими пока отсутствует. Поэтому в песочнице он строит собственную башенку, в которой будет жить его собственный пожарный или принцесса. Разрешить поиграть с этой башенкой кому-то другому он пока не готов.

Но он с удовольствием построит башенку для вас. И если вы хотите вовлечь его в общую игру, можете сказать: "А давай мы сделаем дорогу, которая будет вести к моей башенке, и все остальные ребята тоже смогут по ней ездить". На это трехлетка, скорее всего, согласится. Через вас он готов впустить в свою деятельность других детей. Очень хороший прием.

Как разрешать конфликты в песочнице

Три-четыре года — возраст бесконечных конфликтов: "Он кидается песком!", "Он кусается!", "Это мое, не ломай!", "Отдай!" и т.д. Как реагировать взрослому, зависит от конкретной ситуации.

Итак: "Он кидается песком!". Конечно же, хочется сразу подойти к тому, кто кидается, и сказать: "Мы здесь не кидаемся песком". Стоп. Давайте теперь представим, как будут развиваться события. Не исключено, что вы тут же услышите: "Лучше за своим следите, а со своим я как-нибудь сама разберусь". — "Как же, разберетесь! Он песком кидается, а вы молчите".

Конфликты взрослых в песочнице — очень частое явление. И это вполне объяснимо. Во-первых, родители сконцентрированы на своих детях и очень болезненно воспринимают любые замечания в их адрес. Во-вторых, с ребенком чаще всего гуляет мама или бабушка, а когда женщина целыми днями находится дома, в замкнутом пространстве, один на один с ребенком, уровень адекватности социального реагирования снижается.

В-третьих, молодой маме действительно приходится все время бороться: в поликлинике — за очередь, на молочной кухне — за детское питание, дома — за возможность отдохнуть или, например, встретиться со своими подругами. Она все время во взвинченном состоянии, и это, конечно, только подогревает конфликты.

Если вы посмотрите на форумы мам в интернете, то заметите, что чаще всего конфликты вспыхивают именно между родителями детей от трех до пяти лет. Такое впечатление, что мама в этот период лишается всех своих навыков коммуникации и вместе со своим ребенком начинает в этой песочнице отвоевывать место под солнцем.

И это совершенно неправильно, потому что чаще всего такие бои выигрывают самые громкие и самые наглые. Все, чему научится ребенок, наблюдающий за таким конфликтом: чем громче я ору, чем дольше я настаиваю, тем у меня больше прав и тем больше меня слушаются.

А потом такой наглый, настаивающий на своем ребенок оказывается в школе, без мамы и папы. И тут он получает от своих сверстников все то, от чего раньше его уберегали родители. Можно попасть в очень нехорошие ситуации, если вовремя не научиться цивилизованному урегулированию споров.

Итак, возвращаемся к описанной ситуации. Кто-то стал сыпать песок специально в лицо вашему ребенку. Ваши действия — подходите к своему ребенку (не к тому, кто это сделал) и говорите: "Наверное, не очень приятно играть с человеком, который так делает. Не играй с ним больше".

Так вы лишаете того ребенка компаньона по играм. Скорее всего, он будет разочарован, ведь ему хочется играть. Далее вы предлагаете своему ребенку какую-то интересную игру, к которой тому, другому, очень хочется присоединиться.

Лично я со своими детьми часто именно так выходила из сложных ситуаций на площадке. Я говорила своему сыну: "Давай мы будем строить метро в песочнице. Для этого нужно прокопать глубокий туннель".

"Обидчику", как правило, хочется присоединиться к такому интересному занятию. Он еще слишком маленький, чтобы спрашивать: "Можно я буду вместе с вами?". Он просто подходит и тоже начинает копать. Тогда вы говорите: "Ты больше не будешь бросаться песком, и мы будем играть. Хорошо?" — "Да, мы будем играть".

В итоге вы, во-первых, научили своего ребенка правильному способу выхода из конфликта, во-вторых, научили чужого ребенка не бояться вашего, подходить и контактировать, но на ваших условиях. В-третьих, что немаловажно, у вас не возникло конфликта с мамой "обидчика". Даже если она услышит ваше замечание, у нее не будет поводов для недовольства. Вы были корректны и позитивны, любая мама будет только благодарна за столь умелое вмешательство.

Что делать, если ребенок кусается

Что делать, если ребенок кусается

Если в годик ребенок кусает, чтобы увидеть реакцию мамы, в два года — от избытка эмоций, то трехлетка кусается, чтобы причинить боль. Он понимает, что этим способом может добиться своего.

Очень сложно спокойно реагировать, если твоего ребенка укусили. И все-таки постарайтесь вести себя так же, как и в случае, когда бросаются песком. Это будет самая правильная тактика.

А что же делать, если ваш ребенок и есть кусака?

Во-первых, если хоть раз такое происходило, то, выходя на улицу в следующий раз, заранее оговорите: "Ты никого не будешь кусать. Если вдруг такое произойдет, я извинюсь за тебя перед малышом, перед его мамой, и мы сразу уйдем с площадки".

Во-вторых, возьмите с собой на прогулку сок, порезанное дольками яблоко. Если малыш периодически будет к вам подбегать и делать несколько глотков сока, откусывать яблочко, ему не будет так хотеться кого-нибудь укусить.

Внимательно наблюдайте за крохой в тот момент, когда он играет с другими детишками. Будьте рядом! Если вы видите, что ваш малыш собирается кого-то укусить, подойдите, обнимите и закройте ему ладонью рот: "Тшш! Спокойно! Спокойно!". Импульс пройдет, и кусаться больше не захочется.

Если же это все-таки произошло, сразу подойдите к пострадавшему и попросите прощения у него и у его родителей. Затем уведите своего ребенка с площадки — домой или в другое место, где он будет гулять один. Возможно, ему захочется остаться на площадке, он станет плакать и сопротивляться. Оставайтесь непреклонны, иначе эти инциденты будут повторяться снова и снова.

Ну и самое главное — дома, когда вы пришли, сразу, не откладывая, поговорите с малышом: "Давай подумаем. Когда человек кусается, с ним хотят играть? Не хотят. Ты хочешь играть один? Давай мы несколько дней погуляем одни. А если ты хочешь играть с ребятами, то кусаться нельзя. Я понимаю, что иногда хочется. Я тебе буду помогать сдерживаться. Давай у нас будет секретное движение. Если я прикрываю себе рот ладошкой — это секретное движение".

А может быть, "секретным движением" станет хлопанье в ладоши или у вас появится "секретное" слово. В общем, придумайте вместе с ребенком какой-то пароль, который поможет ему вовремя останавливаться.

Тихая беседа с глазу на глаз необходима. Ребенок должен понимать, что он не только совершил плохой поступок и его наказали за это лишением чего-то — прогулки, например. Он должен видеть, что из этой ситуации есть выход и родители готовы ему помочь.

Ни в коем случае нельзя в качестве воспитательной меры кусать ребенка. Некоторые мамы мне с гордостью говорили: "Я его укусила сама, чтобы он понял, как это больно. Он сразу перестал кусаться". Давайте подумаем, какой опыт в результате получил ребенок.

Да, он понял, что кусаться больно. Но самое главное — его укусил не другой ребенок, а родная мама, которая просто по определению не может, не должна причинять боль! И вот вы делаете ему больно, обманываете его доверие. А базовое доверие вашего ребенка к миру строится на доверии к вам. Нельзя доверять маме — нельзя доверять миру.

Кстати, базовое доверие теряется и в том случае, если вы наказываете ремнем, если даете подзатыльники. Когда мы применяем физическое наказание, ребенок теряет уверенность в себе, доверие к миру, к тому, что он безопасен.

Ну и конечно, нельзя лишать своей любви. Скажите малышу: "Я тебя очень люблю, но то, что ты кусаешься, мне не нравится. Давай мы объявим войну кусанию и вместе будем с ним бороться".

Читайте также: