Ребенок не делится игрушками на площадке

Обновлено: 02.05.2024

Издалека кажется, что на детской площадке царит полная гармония. Но стоит присмотреться, можно увидеть не только веселье, но и ссоры, обиды, слезы. Что делать маме, чтобы избежать неприятных для ребёнка ситуаций на детской площадке.

Ситуация 1. Чужая игрушка

Малыша очень заинтересовала чужая игрушка. Не волнуйтесь, это не потому, что ему не хватает своих. Чужая игрушка – другая: у нее другой цвет, размер, форма, есть царапинка. Маленький ребенок устроен так, что ему интересно все новое, а понятие своё-чужое у малышей формируется не сразу.

Конечно, чужое брать нельзя. Но психика дошкольника подчиняется, в первую очередь, потребности во впечатлениях и новизне, и только во вторую - нравственным установкам. На формирование таких установок как раз и направлено любое взаимодействие, в том числе и в песочнице.

Вот ваш ребёнок взял чужую игрушку. При этом самые первые действия с чужой игрушкой уже становятся игрой. Но хозяину игрушки может быть не до игры.

Что делать?

1. Прежде всего, объясняем, что игрушка чужая, и у нее есть хозяин. А значит, нужно попросить разрешения поиграть у хозяина игрушки – ребенка. При этом взрослый также обращается к маме малыша, объясняя, что вы гарантируете сохранность.

2. Предлагаем ребенку поменяться на время игрушками с другим малышом. Если ты взял чужую игрушку, то предложи что-то взамен. Разговор взрослых в этот момент также актуален.

Если же ваш малыш проявляет признаки жадности и эгоизма: «хочу чужое, а своё не отдам», то приступайте к воспитательным действиям. Верните игрушку хозяину и продумайте порицание.

Если хозяина нет рядом, а взять игрушку хочется, то разрешите ребенку поиграть при нескольких условиях:

- эта игрушка не наша, поэтому мы сразу вернем игрушку хозяину, как только он нам скажет;

- мы будем играть очень аккуратно, чтобы не испортить ее;

- уходя, мы оставим игрушку там, где взяли.

Нельзя: разрешать брать чужую игрушку, если ребенок добивается этого с помощью истерики.


Ситуация 2. Мою игрушку забрали

Рассмотрим обратную ситуацию. Вы оставили игрушку в песочнице, а ею сразу овладели другие дети. Малышу, который это видит, обидно.

Причина не в жадности, а в «собственничестве». Почти все маленькие дети большие собственники. Они любят СВОИ вещи, игрушки и даже посуду. Это даёт ребёнку ощущение стабильности, устойчивости окружающего мира и, отсюда, спокойствие. Поэтому, когда он лишается чего-то своего (даже на время) – возникает страх и стресс.

Конечно, нужно уметь делиться, но он научится этому позже. А сейчас нужно помочь своему ребенку.

Что делать?

Если ребенок маленький, то придется взять инициативу на себя, показывая ребенку способы взаимодействия. В первую очередь, нужно обратиться к родителям детей, объяснив, что это ваша игрушка, а малыш расстроен. Сделать лучше именно так, потому что на вашу просьбу вернуть игрушку чужой ребенок может отреагировать неадекватно: слезами, истерикой, игнорированием, а это даст неправильный опыт вашему малышу.

Итак, появляется взаимодействие: взрослый-взрослый. Другая сторона, в свою очередь, может:

- сразу вернуть игрушку;

- обратиться к малышу и попросить у него разрешения поиграть, обозначив временные рамки;

- предложить что-то взамен.

Важно, чтобы родители смогли договориться между собой, тогда малыш будет понимать, что все проблемы можно решить.

Нельзя: отбирать силой игрушку у чужого ребенка. Нужно обратиться с просьбой вернуть к его родителям.


Ситуация 3. Малыш не делится игрушками

Ситуация очень типичная: ребенок не дает свои игрушки никому, даже если просят или предлагают меняться. Отказ делиться игрушками — это не проявления жадности и дурного характера. Это просто особенности возраста.

В 1-3 года. У детей ещё нет совместной игры, где стоило бы помогать друг другу и, возможно, делиться. То, что они находятся в одной песочнице или на детской площадке, не говорит о том, что у них общая игра.

Для малыша делиться игрушкой означат отдать свою. Малышу ещё сложно понять, что это на время. Как сложно и оценить, что понравившаяся ему игрушка - чужая.

В 3-4 года ребенку ясны понятия «моё» и «чужое». Свое ему важно, но чужое может быть интересно. Поэтому ребенок может пойти на обмен. Главное, чтобы у него всегда что-то было для выбора обмена.

После 4 лет начинает зарождаться общая игра. Пик развития общей игры – сюжетно-ролевая игра в 5-6 лет. На время игры все становится общим, так как подчиняется общему делу. В этот период неумение делиться игрушками можно расценивать как жадность, которую необходимо корректировать.

Что делать?

Не стыдите малыша за то, что он не делится игрушками, и не заставляйте давать свои. Если в этом есть необходимость, то пробуйте обмен, но на непродолжительное время. Возвращая свои игрушки, обращайте внимание ребёнка на то, что они к нему вернулись.

Учите детей играть вместе, со временем они сами начнут делиться, так появляется доверие и дружба.

Нельзя: отбирать силой игрушку у своего ребенка, чтобы отдать другому, упрекать в жадности, обзываться.


Ситуация 4. Я здесь играю

Как это ни странно, но на площадке может не хватить места. Чаще всего это происходит в песочнице, когда дети постарше начинают сюжетную игру, занимая много места. Иногда занимается единственный домик или спортивная площадка. Могут быть заняты качели.

Что делать?

Если территория занята, а дети увлеченно играют, то не стоит мешать их игре. Ведь ваш малыш еще не увлекся игрой. Можно попроситься в игру, если играющие дети близки по возрасту. Сделать это должен ребенок в присутствии взрослого.

Если разница в возрасте велика, то лучше уступить уже играющим и найти другое место.

Если же раздел территории не вредит игре, то попросите детей подвинуться. Здесь срабатывает то же правило: договариваться должны взрослые.

Качаться на качелях, каруселях нужно по очереди. Это правило касается всех.

Нельзя: мешать детям играть, затевая ссору.


Правила поведения на детской площадке

Детская площадка – место, где все равны. Каждый взрослый должен это понимать и доносить до своего ребенка. Правила поведения едины для всех.

  • Критиковать (ругать) других детей и их родителей, давать советы.
  • Мешать чужим играм.
  • Приходить со спящим ребенком и просить всех не шуметь.
  • Угощать чужих детей вкусностями без ведома их родителей. Лучше вообще не есть ничего на игровой площадке.
  • Бросать мусор.
  • Использовать оборудование не по назначению, мешая другим.
  • Громко «воспитывать» собственного ребенка. При неадекватном поведении других людей нужно сразу уйти.
  • Отвлекаться от наблюдения за собственным ребенком, погружаясь в телефон или общение с другими.
  • Здороваться и улыбаться.
  • Общаться с другими взрослыми. Решать проблемы детей путем договора между взрослыми. Указания своему ребенку может дать только ответственный взрослый.
  • Помогать друг другу при необходимости.
  • Мотивировать ребенка на общение с другими детьми.
  • Внимательно следить за собственным ребенком, не вмешиваясь в игру без крайней необходимости.
  • При проблемах поведения или плохом самочувствии собственного ребенка немедленно покинуть площадку.

Наши дети очень разные: общительные и замкнутые, щедрые и домовитые. На площадке они учатся взаимодействовать и дружить. У них могут появляться первые симпатии. Так должно быть. Главное, чтобы мы, взрослые, помнили об этом.

Не так давно я получила письмо. В нём говорится:

«Здравствуйте. У меня двое детишек, сыночку 4 года, а дочке исполнилось 2. Сын часто обижает свою сестричку, жадничает. Мы недавно купили ему машинку, которую он очень любит. Он катается на ней дома. Когда сестрёнка хочет на ней просто посидеть, он не разрешает. Но ведь ей так интересно, возраст такой. Я постоянно учу сына делиться с другими детьми игрушками, объясняю, что так правильно. Но он всё равно не разрешает, кричит: «Это моя игрушка! Не трогай!» Как объяснить ребёнку, чтобы он не жадничал? Муж почти не бывает дома, он много работает. С малышами всё время нахожусь я, муж не занимается с детьми. Подскажите, как научить ладить друг с другом наших детей?»

Хочу сказать Светлане спасибо за это письмо, за интересный вопрос, затронутый в нём. Эта тема актуальна для многих семей, поэтому я решила написать эту статью.

должен-ли-ребенок-делиться

Давайте разберемся

Многие родители считают, что их дети обязательно должны делиться своими игрушками, что так правильно. Если же сын или дочка отказываются это делать, то их называют жадинами. Подумайте, разве мы, взрослые, готовы делиться с другим людям своим мобильным телефоном, ноутбуком, украшениями, дать им свое портмоне или автомобиль? Неужели, если мы не делимся этими вещами, то мы жадины? Конечно, нет, это даже смешно.

Для ребёнка его любимые игрушки очень ценны, как и для взрослых их личные вещи. Поэтому дети имеют полное право сами распоряжаться своими вещами. Они могут не разрешать другим детям и даже родным брать их игрушки. Это их право, его нужно уважать.

Речь здесь не идёт о предметах общего пользования. Не обсуждаем мы и те ситуации, когда нужно разделить поровну конфеты или кусочек тортика. Мы говорим о личных вещах ребёнка, которые были подарены или куплены именно для него. Только он сам решает, что с ними делать – делиться ими или нет.

Если мама или папа настойчиво просят старшего ребёнка дать свою игрушку (или любую другую личную вещь, особенно любимую) младшему, они как бы лишают его права распоряжаться своими личными вещами. Если же речь идёт о любимой игрушке, естественно, что старший ребёнок почувствует недоумение и это, однозначно, приводит к ревности между детьми.

Старший сын или дочь будут обижаться на родителей, ведь они не принимают во внимание его чувства. Получается, что потребности младшего ребёнка в игрушке оцениваются выше, чем чувства старшего, который пытается защитить своё личное пространство и его границы.

должен-ли-ребенок-делиться-своими-игрушками

Будьте спокойны, если дети не желают давать друг другу свои игрушки. Старайтесь объяснить обоим, что каждый из детишек сам решает, как распорядиться своими игрушками. Это можно сделать примерно так: «Сынок, это машина твоего братика. Он не хочет давать её, это его право. У тебя ведь тоже есть твои игрушки? Ты можешь сам решать – делиться ими или нет».

Учить детей всегда делиться игрушками со всеми в какой-то степени опасно. Дети, которым внушают, что со всеми нужно делиться и говорить «нет» нельзя вырастают во взрослых, которым будет сложно отказывать другим людям, они не смогут сказать «нет», не научатся отстаивать свои интересы, они будут стараться постоянно и везде угодить другим, даже вопреки собственным интересам, ведь с детства им внушали и воспитывали, что их потребности и чувства не имеют значения.

Другая крайность, к которой может привести такое воспитание, – компенсируя недополученное в детстве, взрослый человек будет излишне скуп там, где необходимо отдавать и делиться.

Советы родителям

  • У каждого из детей в семье должны быть собственные игрушки, кроме общих;
  • Новые игрушки нужно покупать ребятишкам одновременно. Если старшему подарили машинку, то сразу купите младшему то, что ему нравится. Подарки на дни рождения – исключение из этого правила;
  • Обустройте для каждого из ребятишек отдельный свой уголок или место / полку / ящик / контейнер, где они будут хранить свои игрушки;
  • Учите малышей, что общие игрушки можно брать всем и играть ими в любое время. Однако нужно просить разрешения у брата или сестры, когда хочется взять его личную игрушку. Объясняйте детям, что нужно считаться с желаниями других людей и уважать его право отказать;
  • Научите детей правильно и вежливо просить разрешения взять вещь другого или поменяться игрушками на время. Объясните, как правильно реагировать на отказ брата или сестры – научите с уважением относиться к отказу. Объясняйте, что каждый может не разрешить брать свои вещи. Скажите ребёнку так: «Твой братик не хочет ни с кем делиться. Это его право. Такое бывает. Ты тоже так поступаешь иногда. Нужно уважать его решение»;
  • Что делать, если родители купили одну игрушку на всех детей? Если ребятишки никак не могут поделить её, будет разумно установить какой-нибудь график игр для каждого из детей. Например, старший может сколько хочет играть с ней по понедельникам, средам и пятницам, а младший – в оставшиеся дни недели. Можно повесить такой график на стену в детскую комнату (для более старших детей). Не обязательно использовать такой график, придумайте свои правила пользования игрушкой. Важно, чтобы время было распределено справедливо. Никто не должен быть обделён. Родители, не идите на уступки младшим детям в ущерб старшим. Независимо от пола или возраста, каждый из детишек имеет безусловное право играть с игрушкой;
  • Если ребёнок не хочет поделиться с другими детками своей игрушкой, никогда не закрепляйте за ребёнком ярлык «жадина», это очень обидно и унизительно. Вы как будто говорите ребенку: «Не хотеть отдавать другому человеку свою любимую вещь – это стыдно и плохо. Ты должен!» Поставьте себя на место малыша и сразу вспоминайте себя в ситуации, когда вас просят дать ему ваш ноутбук, телефон или одежду, а вы откажете, представьте, что вас после этого назовут непорядочным и скупым человеком!

Что же касается написавшей мне Светланы, то в её ситуации я бы поступила так – купила бы малышке похожую машину или другую игрушку, на которой можно покататься. При этом стоит поговорить с сыном, чтобы он играл со своей машиной в другой комнате, где его не видит младшая сестричка.

Подведём итоги

Когда дети не хотят делиться игрушками друг с другом, родителям не стоит бить тревогу, относитесь к этому спокойно и с пониманием. Это нормальное явление и не означает, что с детьми что-то не так. Это их личные вещи, они имеют право распоряжаться ими по своему усмотрению.

Учите детей спрашивать разрешение поиграть игрушками другого ребёнка, учите договариваться, обмениваться игрушками, но так же и уважать право другого отказать. Объясняйте ребятишкам, что нужно уважительно относиться к отказам, ведь у каждого человека есть своё личное пространство, в которое никто не имеет права вторгаться.

Читаем также:

Консультация специалиста: почему ребенок не хочет делиться?

Как воспитать ребенка, чтобы он не был жадным и научился делиться с другими детьми своими игрушками и вещами? О причинах и рекомендациях родителям рассказывает психолог, создатель Первой Детской Академии и Школы профессиональных родителей, бизнес-коуч и мама четверых (на двоих с мужем) детей, Марина Романенко:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Когда малыш отказывается делиться своими игрушками, это вызывает недовольство большинства родителей. Взрослым становится стыдно за поведение своего чада, они начинают упрекать его, называть «жадиной-говядиной» и даже наказывать. Действительно ли это плохо — не делиться игрушками? Как воспитать в маленьком человеке щедрость и уважение к окружающим?

rebenok ne delitsia igrushkami

Почему дети жадничают?

Как ни странно, но жадность — это нормальное качество карапузов. В 2-3 года малыш часто начинает говорить «это мое», «дай мне». Это печалит родителей. В парке часто можно увидеть как мама ругает ребенка за то, что он не поделился машинкой со своим сверстником.

Упреки, фразы наподобие «ты поступаешь плохо, с тобой тоже не поделятся» вызывают только слезы малыша. В итоге его игрушку насильно отбирают и отдают другому. В такой ситуации странно, что мама встает на защиту чужого ребенка и сама не осознает, как сильно обижает своего.

Психологи объясняют, что у двухлетнего карапуза просыпается чувство собственного «Я». Он потихоньку начинает осознавать, что есть он и есть большой мир вокруг. Все, что ему принадлежит, малыш воспринимает как часть самого себя. Поэтому в ситуации, когда кто-то посягает на его игрушку, ребенок просто защищает границы личного пространства.

Если у вас попросят вещь, которой вы дорожите, отдадите вы ее другому человеку? Повлияет ли на ваше решение обвинение в жадности? Конечно, нет. Представьте, что чувствует ваш ребенок, когда его заставляют чем-то делиться. Родителям важно понять, что игрушки, которые подарены малышу, воспринимаются им как личное имущество. Он имеет право поступать с ними так, как ему хочется. Странно было бы, если бы нам кто-то сказал, что мы должны делиться с другими людьми своим мобильным телефоном, кошельком, компьютером, любимой чашкой, украшениями, машиной, либо мы жадины! Звучит смешно.

Для ребёнка его личные игрушки – такая же ценность, как и для нас – наши личные вещи. У него так же, как и у взрослого, есть право не хотеть делиться своими личными вещами с другими людьми, включая членов его семьи. Это право нужно и очень важно уважать.

Понимание того, что существует «чужое», приходит несколько позже, чем осознание своего «Я». Именно поэтому малыши яростно охраняют собственные игрушки, но спокойно забирают их у других детей. Такое поведение является нормальным и говорит только о том, что ребенок развивается. Просто ему нужно помочь быстрее научиться щедрости.

Вы изо всех сил приучаете ребенка не быть жадным, а он наотрез отказывается делиться игрушками на детской площадке, а на любую просьбу поделиться отвечает истериками? В видео вместе с психологом Викторией Люборевич-Торховой мы определим пять фраз, которые помогут ребенку не быть жадным:

Типичные ошибки родителей

Если в семье несколько детей, родители часто настаивают, чтобы старшие всем делились с младшими. Такой подход вызывает ревность у малышей. Старшим детям начинает казаться, что мама и папа больше любят их – младших братьев и сестер.

Чтобы не обижать собственного ребенка, постарайтесь избегать типичных ошибок, которые совершают родители. Помогут следующие правила:

  1. Не упрекайте ребенка в жадности и плохом поведении. Вы купили игрушки для малыша, пусть он и решает, как с ними поступать.
  2. Не отбирайте игрушку насильно, чтобы отдать другому ребенку. Ваш малыш расценит это как предательство.
  3. Не просите прощенияу мамы ребенка, который что-то выпрашивает у вашего сына или дочки. Ваше чадо не обязано что-то делать для других.
  4. Не разрешайте окружающим говорить, что ваш малыш — жадина.
  5. Не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым. Не стоит вызывать чувство вины у малыша из-за того, что плачет другой ребенок. В данной ситуации хозяин игрушки ни в чем не виноват. А вот другому малышу мама как раз должна объяснить, что есть свои игрушки и есть чужие, которые принадлежат другим детям.
  6. Не запрещайте ребенку забирать свои игрушки у других детей, но объясните, чтобы он делал это без применения силы. Если не получается, попросите маму малыша, чтобы она сама взяла игрушку и отдала вам.

Если не можете обойтись без нотаций, осуждайте не ребенка, а его поведение. Слова «жадина-говядина» ранят малыша. Объясните ему, что обижать других детей — плохо.

Малыш сильно привязан к своим игрушкам. Если вы будете отбирать их и демонстративно передавать другим малышам, у маленького человека разовьется болезненное чувство собственности. Когда он вырастет, он будет продолжать жадничать. Некоторые психологи утверждают, что отказ делиться игрушкой — это скрытый детский страх потерять маму. Тем более она не должна ругать ребенка, ведь это нанесет ему серьезную травму.

Как научить ребенка делиться?

deti-delyat-igrushku

Быстро воспитать в малыше такие качества, как щедрость и уважение, не получится. Для этого следует запастись недюжинным терпением. Попытайтесь объяснить малышу, что игрушку у него забирают не навсегда, а лишь на время. Попробуйте такие приемы:

  • Обмен. Пусть малыш отдаст ненадолго свою машинку, а взамен получит от соседского мальчишки пистолет, который ему давно нравится;
  • Очередность. Если двое детей положили глаз на одну игрушку, установите расписание и контролируйте процесс игры от начала до конца: полчаса играет один малыш, следующие полчаса — второй;
  • Игрушку не забирают навсегда. Попытайтесь донести до сознания ребенка что игрушку не забирают, а берут лишь на время, поиграть;
  • Игрушка не сломается. Объясняйте ребенку, что если с любимой машинкой поиграет соседский мальчик, она от этого не испортится и вернется к вам в целости и сохранности;
  • С тобой тоже могут не поделиться. Расскажите, что и другие дети могут не поделиться чем-то интересным. Только об этом нужно говорить без упрека и позитивном ключе;
  • Запрещенный прием. Предложите ребенку что-нибудь вкусное за то, что он поделится своей игрушкой. Это подкуп, который обесценивает дружбу. Однако в ситуации, когда оба малыша закатили истерику, этот метод может сработать.

Если вы что-то хотите от ребенка, разговаривайте с ним мягко, не озвучивая претензий. Часто бывает, что достаточно просто вежливо попросить малыша, чтобы он отдал свою игрушку. Многие родители в такой ситуации начинают злиться и заставлять ребенка сделать так, как они говорят. Это выливается в громкий плач и обиду.

Рассказывайте ребенку о том, что играть с другими детьми веселее, чем одному. Предлагайте ему разделить что-то на всех членов семьи: раздать каждому по печенью, по яблоку. Если у малыша получается поделиться, обязательно похвалите его за щедрость, если нет — не ругайте его. Почитайте ему сказки о жадности, покажите мультики (ниже пример мультфильма).

Будьте достойным примером. Ребенок учится у близких всему самому главному, даже если взрослые этого не замечают! Если вы щедры по отношению к своим друзьям и родителям, велики шансы, что и малыш будет стремиться делиться вещами.

Отказ делиться игрушками — это не проявления жадности и дурного характера. Это просто особенности возраста. Когда малыш подрастет и обзаведется друзьями, он сам с удовольствием начнет делиться и обмениваться с ними своими игрушками.

Читаем также:

Жила-была Царевна – Жадина!

Жила-была одна Царевна, которая очень не любила делиться. Не царское ведь это дело! И игрушки её, и подарки, и горка, и даже качели. Тогда друзья тоже перестали с ней делиться, и осталась Царевна совсем одна, потому что никому не хотелось играть с такой жадной и вредной девочкой:

С форумов

Девочки, кто посоветует как вести себя когда 3х летний ребенок не хочет делится игрушками на улице с другими детьми, сразу как увидит что в песочницу идет кто-то еще собирает все свои цацки под себя в кучу, а чужие хочет взять поиграть, ему дают а он не хочет делится. Устала объяснять что надо делится, что детки не будут с тобой дружить и тд – не помогает. Со мной и папой он делится. Что делать?

>>> это период такой, не переживайте, просто объясняйте, что ты не даешь и тебе не дадут. Это ведь его личные вещи – имеет право не давать. Мой такой же, я его научила меняться, а просто так не дает, только в обмен, что уже прогресс)))

>>> Всему нужно учить, убеждать, рассказывать, в том числе на своем примере. Вы не волнуйтесь, ваши уговоры не идут в никуда, все нормы поведения формируются постепенно. Попробуйте мультфильмы (напр. “Мы делили апельсин…” и др.), игры, придуманные истории, сказки, про хороших детей (на что хватит вашего воображения). Учите правильно реагировать (без агрессии). Не всегда нужно просто “отдать” можно, ведь “поменяться”. Убеждайте, правильными, позитивными фразами “ты дашь – и тебе дадут”. Все придет со-временем, будьте терпеливы, настойчивы, постарайтесь без ультиматумов и наказаний.

>>всем мамашкам: ХВАТИТ ЛОМАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ. Прежде чем что-то приучать или отучать, спросите у психолога о последствии в будущем. Можно только предлагать: когда ты наиграешься или когда ты захочешь, дадим поиграть другому. Но он должен знать, что это его и никто не заберет, а мама, которая все для него, поддержит!

>>> Мне кажется нужно брать с собой такие игрушки, в которые хорошо играть вдвоем – мячик, две машинки, чтобы играть в догонялки, мелки цветные ( два комплекта) …Малышу нужно понять прелесть коллективной игры.Пока он ещё не видит преимуществ в том, что кто-то играет с его игрушками.
Я бы ещё рассказывала сказку про какого-то мальчика( имя не вашего ребенка только), который не хотел делиться ни с кем, а потом ему очень нужно было (ну,например, телефон, позвонить маме) А ему никто не дал, потому что помнили, какой он был жадный.А потом, для счастливого финала нужно, чтобы его спасла какая-нибудь добрая девочка и он все-все понял, и стал делиться со всеми детьми.
Я своей Полинке столько сказок пересочиняла по мере взросления))))Это очень хороший метод!

9 простых правил для родителей

  1. Будьте всегда спокойны.
  2. В конфликте детей не принимайте какую-то одну сторону.
  3. Не берите на прогулку новые игрушки: ребенок не захочет ими делиться, потому что еще не наигрался сам.
  4. Собирая сумку, выберите вместе с малышом какую-нибудь лишнюю игрушку, которая послужит предметом обмена.
  5. Проводите дома беседы: рассказывайте, как хорошо играть с друзьями, как интересно делиться чем-то с другими.
  6. Если вы заметили, что ребенок не хочет делиться игрушками ни при каких условиях, не заостряйте на этом внимание и не ругайте кроху. Почитайте сказки на тему жадности, посмотрите мультфильмы.
  7. Доверяйте ребенку дома поделить все между членами семьи: раздать всем по ягодке, по печенью. Задание будет сложнее, если малыш будет делиться чем-то, что ему самому очень дорого: “Очень вкусно? Папа тоже хочет попробовать”.
  8. Хвалите чадо за щедрость.
  9. Как научить ребенка делиться игрушками? Подавайте личный пример. Например, можно меняться со знакомыми мамочками книгами.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Детская площадка — это место, где ребенок может вдоволь порезвиться, выплеснуть переполняющую его энергию. Здесь же происходит его социализация: малыш учится общаться со сверстниками, сталкивается с проблемами и конфликтами, которые нужно решать.

конфликты на детской площадке

1. Посторонние критикую вас как маму

Наверное, вам знакома такая ситуация: ребенок беззаботно прыгает по лужам, смеется, а вокруг собирается кружок из других мам и бабушек. Они вовсю обсуждают, как плохо вы воспитываете свое чадо.

Закономерная реакция на такое поведение незнакомых людей — дать им отпор: «Кто дал право посторонним делать мне замечания, тем более в присутствии ребенка?». Сдержать этот порыв сложно, ведь окружающие действительно несправедливы — они понятия не имеют, какая вы мама. Однако спорить в данном случае бесполезно. Вы только растратите свои нервы, но каждый останется при своем мнении.

Лучшее решение — игнорировать чужие высказывания. Не обращайте внимания на то, что говорят незнакомые вам люди, особенно если их придирки ничем не обоснованы.

2. Кто-то сделал замечание вашему ребенку

Возможна и такая ситуация: вы с малышом возвращаетесь домой с прогулки — довольные и веселые, но испачканные. Если вдруг вам встретится какая-нибудь Анна Ивановна из соседнего подъезда, она поспешит сделать замечание ребенку: «Почему же ты такой грязнуля? Посмотри, как ты запачкался! А одежду-то придется стирать твоей маме!».

Вам нужно помнить, что малыши болезненно реагируют на критику из уст чужих людей. В таких ситуациях мама всегда должна заступаться за своего карапуза. Иначе, не ощущая поддержки с вашей стороны, он замкнется и станет неуверенным в себе.

Малыш не должен винить себя за то, что маме придется стирать вещи, которые он испачкал на прогулке. Если кто-то делает ему подобные замечания, ваша задача — защитить его, дать ему почувствовать, что вы на его стороне. Повернитесь к ребенку и скажите ему спокойным тоном: «Хорошо мы с тобой погуляли, да? Теперь нужно помыться и постирать одежду, но мы же с тобой счастливые и отдохнувшие, поэтому справимся с этой работой!».


3. Ваш малыш отнял игрушку у другого ребенка

Если на детской площадке вы заметили, что ваш малыш пытается забрать у кого-то игрушку, не спешите его ругать. Конфликт можно решить мирным путем:

  • Тактика выжидания. Спокойно объясните ребенку, что он берет чужую игрушку, которой еще хочет играть ее хозяин. Попросите малыша немного подождать. Возможно, чуть позже хозяин игрушки поделится ей или захочет поиграть вместе;
  • Обмен игрушками. Если ваш ребенок согласится на этот вариант, пусть он предложит хозяину понравившейся игрушки несколько своих на выбор.

4. Ваш ребенок плачет и не может вернуть свои игрушки

Кто-то из малышей на детской площадке может отобрать игрушку у вашего ребенка. Даже если он заплакал и прибежал к вам с жалобами, не торопитесь вмешиваться. Лучше воспользуйтесь такими советами:

  • Поговорите с ребенком. Скажите ему, что понимаете, как он сам хотел поиграть с игрушкой, и предложите вместе попросить вернуть ее. Еще один вариант: объясните ребенку, что другой ребенок взял его игрушку на время, скоро он ее отдаст. Чтобы отвлечь малыша, предложите ему покачаться на качелях или покататься с горки;
  • Если ваше чадо не соглашается ждать, возьмитесь за руки и вместе подойдите к обидчику. Вежливо попросите ребенка отдать игрушку вашему сыну или дочке;
  • Если просьба не подействовала, предложите детям поменяться игрушками на время. Если они не согласны, мягко заберите игрушку из рук малыша.

Соблюдая эти рекомендации, вы научите ребенка решать конфликты мирным путем.

5. Ваш малыш злится, потому что у него отобрали игрушку

Если другой ребенок забрал игрушку у вашего малыша, он может попытаться вернуть ее силой. Осознание того, что такое собственность, приходит лишь в трехлетнем возрасте. До этого малышу кажется, что игрушку отбирают у него навсегда.

Ваши действия в такой ситуации должны быть следующими:

  • Не позволяйте детям применять силу по отношению друг к другу;
  • Скажите своему ребенку, что понимаете, как ему неприятно, но обижать другого малыша тоже нельзя;
  • Предложите детям обменяться игрушками. Расскажите, что так будет интереснее вместе играть;
  • Не принуждайте малыша отдавать игрушки и не давите на него;
  • Если ваш ребенок не согласен делиться, поговорите с другим малышом. Извинитесь перед ним и скажите, что ваш ребенок пока не может дать ему свою машинку, так как сам не наигрался.

6. Ваш ребенок взял чужую игрушку, которой никто не играл

Дети берут на прогулку разные игрушки. Потом они забывают о них, отвлекаясь на другие занятия. Если ваш кроха подошел к куче брошенных игрушек и попытался взять одну из них, вам стоит повести себя так:

  • Если малыш берет игрушку ваших знакомых, попросите у них разрешение взять ее. Своего ребенка предупредите, что потом игрушку нужно будет положить на место или отдать в руки хозяину;
  • Если вы не знаете, чья это игрушка, громко спросите об этом. Если вы так и не нашли хозяина, скажите ребенку, что брать чужое без разрешения нельзя, и попросите вернуть игрушку на место;
  • Если ваш малыш не может отказаться от игрушки и уже готов заплакать, а хозяин так и не объявился, предложите поискать его вместе. Походите по детской площадке, поспрашивайте. Даже если не найдете хозяина игрушки, ребенок хоть немного с ней поиграет, а потом положит на место.

Читаем также:

Дмитрий Карпачев: конфликты на детской площадке. Как научить ребенка реагировать на конфликты

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Когда приходишь со своим ребенком практически на любую детскую площадку, чаще всего слышишь там разговоры в стиле: «Дима, ну дай ты Роме лопатку, он же тебе ее вернет, не жадничай», «Настя, поделись формочками с девочкой», «Ну что ты так кричишь, отдаст он тебе твою машинку».


Мы живем в обществе, в котором долгое время необходимость делиться с другом или просто знакомым всем, даже последним, не вызывала сомнений. Только в последние годы все больше мам перестают по первому требованию отнимать игрушку своего ребенка и отдавать ее другому, чтобы не показаться невоспитанными.

Однажды мы гуляли с подругой с нашими детьми. Ребята у нас примерно одного возраста – двухлетки. Они часто общаются и проходят стадии от любви до ненависти в течении нескольких часов. Любят друг друга, жить не могут друг без друга, а потом, не поделив что-то, готовы драться не на жизнь, а на смерть. И вот, эта подруга рассказывала мне о том, что ей очень не понравилась мама на одной площадке, потому что ее сын совсем не хотел делиться своими игрушками, а она даже не предлагала ему поделиться. То есть, никак не вмешивалась в процесс. Моей подруге стало очень обидно, ведь она была готова меняться игрушками сына в ответ, да и вообще, всегда готова к тому, чтобы ее ребенок делился. Я понимаю свою подругу, но понимаю и ту незнакомую маму, которая не заставляла своего ребенка отдавать свои игрушки чужому мальчику.


Почему не стоит заставлять детей делиться игрушками?

Когда ребенку исполняется год, он постепенно учится разграничивать мир, начинает понимать, что вокруг принадлежит ему, а что маме с папой. Его игрушки, одежда, вещи, которые ему нравятся, являются как бы продолжением его мира, его самого. Поэтому дети так чувствительны к тому, что кто-то хочет забрать что-то, что они считают своим.

Должны ли наши дети делиться игрушками с другими? Этот вопрос часто возникает практически у каждой мамы. «Скорее всего, родителей волнует будущее ребёнка: «А сможет ли он найти друзей, вписаться в компанию, если себя так ведёт? Не делится или всё у других забирает без спросу». – объясняет детский и семейный психолог Виктория Караваева. — Или нас, родителей, пугает то, как выглядит ребёнок в глазах других мам и бабушек, вроде как невоспитанный».


Ирина Млодик – известный российский психолог в своей работе «Книга для неидеальных родителей или Жизнь на свободную тему» пишет о так называемой родительской невротической вине. Чувстве вины, которое возникает без адекватного повода, а благодаря внутреннему критику, который готов нас осуждать бесконечно за наши промахи и неудачи (часто, выдуманные нами самими). Поэтому, нам очень важно, чтобы наш ребенок оставался «хорошим» в глазах других людей. Потому что тогда и мы – хорошие. А если наш ребенок не соответсвует внешней оценке, если он жадничает, или не хочет идти на контакт, делиться, значит, мы его как-то не так воспитали. Значит, мы недостаточно хорошие родители. И эта вина заставляет нас часто идти наперекор своим потребностям и потребностям своего ребенка, но соответствуя ожиданиям социума (опять же, часто несуществующим объективно).

Но, важно помнить, что когда мы автоматически заставляем своего ребенка делиться своими игрушками, не интересуясь даже, хочет он этого или нет, мы растим удобного ребенка. Удобного для нас, удобного для окружающих. А что это значит? Это значит, что вырастет он в удобного взрослого, который будет заботиться не о своих потребностях, а о том, как его воспринимают окружающие. Часто такие «удобные люди» не могут сказать «нет» другим, даже когда то, о чем их попросили идет в ущерб себе. Нередко «удобные люди» страдают от того, что даже не умеют различить свои желания – не знают, чего они на самом деле хотят.

А еще, принуждая ребенка делиться (именно принуждая, а не предлагая ему), мы растим его с ощущением отсутствия выбора и с чувством, что чего бы он ни хотел, все равно будет так, как нужно кому-то другому.

Toddlers helping and sharing in the playroom

Однажды, другая моя подруга – мама троих детей и психотерапевт Римма Столпер, отвечая на вопрос о том, должен ли ребенок делиться с другими своими игрушками, рассказала ситуацию из своей материнской жизни. Гуляя на площадке со старшим сыном, она услышала призыв делиться и недовольство от того, что он этого делать не хочет. Мол, как это так, что за невоспитанный ребенок. Тогда Римма с улыбкой предложила маме мальчика, выражавшей недовольство, отдать ей ключи от своей машины, чтобы она могла пойти и покататься на ней. Своим предложением Римма кажется застигла собеседницу врасплох. Возможно, это не самый мягкий ответ, но иногда мы забываем, что для детей их игрушки так же важны, как и для нас наши ценные вещи и предметы собственности.

«Бывает и наоборот, — продолжает Виктория, — меня, как детского психолога, спрашивают мамы, как научить ребёнка давать отпор: «Что же это, у него на площадке всё забирают, он остаётся без игрушек и молчит». И в этом вопросе опять беспокойство за будущее, что его будут обижать, а он не сможет за себя постоять. Часто этот вопрос у родителей возникает, когда ребёнку 1-3 года. У детей ещё нет совместной игры, где стоило бы помогать друг другу и, возможно, делиться. То, что они находятся в одной песочнице или на детской площадке не говорит о том, что у них общая игра. В этом возрасте игры чаще манипулятивные: дети возят машинки, катают утят на палочке, насыпают песок в ведёрко, пинают мяч. Что в таком случае будет означать делиться игрушкой? Отдать свою. Малышу ещё сложно понять, что это на время. Как сложно и оценить, что понравившаяся игрушка чужая. Таким образом, то, что пугает родителей в поведении ребёнка никак не соотносится с возрастными особенностями малыша. Ребёнок не жадный и не захватчик, не нюня и вполне воспитанный для своего возраста».


Что делать, если малыш не хочет делиться?

Так что же делать, если на площадке зреет детский конфликт и кто-то из малышей вот-вот забьется в истерике? Как маме уладить ситуацию?

Предложите детям играть по очереди

Вместо того, чтобы просто отдать другому ребенку игрушку своего, предложите им поиграть по очереди. Учиться играть по очереди – хороший навык, который может в будущем вам сильно помочь.

Предложите детям меняться

Как правило, на все прогулки или в гости я хожу с маленькой сумочкой игрушек. Не для того, чтобы ими игрался мой сын, а для того, чтобы поменяться с тем мальчиком, чью машинку или лопатку непременно захочет протестировать мой сын. В 90% случаев эта тактика помогает снизить градус напряжения и отвлечь обоих малышей. Новое и чужое всегда интересней.

Дайте ребенку возможность самостоятельно выйти из ситуации

Конечно, практически каждая мама видит конфликт между детьми потенциально опасной ситуацией для своего ребенка. Его могут толкнуть, ударить, укусить или что-то такое. Но иногда дети ведут себя иначе, когда у них нет зрителей, и когда рядом нет мамы, которая по первому писку примчится наказывать «обидчика». Иногда, когда дети остаются один на один друг с другом, они как будто понимают необходимость находить общий язык, как-то самостоятельно улаживают зреющий конфликт и учатся играть вместе.


Как быть, когда на площадке твой ребенок ужасно хочет игрушку другого?

Или наоборот, чей-то ребенок хочет игрушку твоего ребенка, а твой малыш ни в какую не хочет ни давать, ни меняться. «Прежде всего, — говорит Виктория Караваева, — отдавать себе отчёт, что смысл действиям ребёнка приписываем мы, взрослые. Он может обменяться или не давать другим своё, а жадина он или умничка – этот смысл приписывают родители. С ребёнком всё в порядке, он руководствуется своими эмоциями и получает опыт игры, когда вокруг есть другие дети и интересные предметы, которые могут и не дать. Чем может взрослый помочь ребёнку пережить опыт отказа? Вводить и дома правила. Например, что не все предметы можно брать (папин телефон, нож, мамину губную помаду), даже если очень хочется. Останавливать интересную игру, потому что пора идти обедать. А мама в этих ситуациях может только сопереживать и горевать вместе, что не получилось так, как он хотел».

Если у ребенка существуют определенные правила, ему проще мириться с отказом. Например, правило «мы не берем чужого без спроса». Когда на площадке лежит чья-то игрушка или машинка, каталка, что угодно. Конечно, ребенок расстроится, но можно обнять его, сказать, что вам тоже жаль, что вы не можете взять это. Но ведь и ему не нравится, если кто-то берет его игрушку без спроса. А лучше всего работает отвлечение, когда вы предлагаете ребенку альтернативу куда более интересную – покатать вашего мишку на качелях, или спустить с горки машинки и проверить, какая будет первой.

Читайте также: