Ребенок перекладывает игрушки с места на место деятельность или нет

Обновлено: 28.03.2024

Вообще с игрой по правилам, точнее с игрушками по прямому назначению (ну там, машинка - катить, кукла - одевать, раздевать, кормить) проблемы у дочки были всегда. Ну вот так вот сложилось, что привычные детские игры у нее отклика не находят. Т.е. для нее норма положить на кукольную тарелку Санта Клауса от Плэймобиля и это у нее "макароны", хотя "макароны" присутствуют и в наборе от кухне, но макаронами они не были никогда. Нормально напихать в кукольный шкаф для одежды посудку вперемешку с карточками, кубиками и прочей мелочевкой, наложить полный пакет всякой разномастной дребедени и таскать из комнаты в комнату, разложить около полусотни карточек между книгами на полке. Я уже было смирилась, может по большей части закрывала глаза, ну фантазия-там типо у ребенка, ну не любит она "как все", но последнее время меня жутко стало бесить ее выстраивание игрушек в ряды. Это вечные, бесконечные ряды из всего: толпа зверушек из лего на железной дороге (дорогу строил папа, она не особо принимала участие), трехметровая очередь из обуви для Барби, там же вся ее мебель и другие мелкие игрушки, включая саму Барби. На вопрос "что это?" лаконично: "они идут". "Куда идут?" "Не знаю, просто идут".
Наверное, если бы она могла играть в игры и по стандартному сценарию тоже, - я б не заморачивалась. Но нет! Вот совсем. Если куклу раздела, то одевать уже неохота, если посудку достала, то она стоит вся на полу и никакая ни игрушечная, ни воображаемая еда (т.е. пустые тарелки) в них не накладывается, ну за исключением изредка какого Санта Клауса, как я писала выше. Во всех играх рефреном проходят бесконечные ряды.
Вот ребенок ни разу ни аутист, даже не близко. Общительная, добрая, в глаза смотрит, речь с года, в 1г.10мес. сказки полноценными сложными предложениями пересказывала, в 2,5 все звуки выговаривала четко, раньше с любым незнакомцем могла заговорить, последнее время немножко стала смущаться, взрослеет. Да, вечный нытик, раньше у нее на все была одна реакция - нытье и вой, все не так, жизнь - драма, присутствует одно навязчивое движение - около полугода выдувает воздух носом, пока не проходит. Но последнее время повзрослела, а игры так и остались непривычными.
Так вот вопрос, а надо ли что-то с этим делать? Если делать то что? Почему она так играет понять не могу, это не реакция на стресс, не желание уйти в себя. Что это.
Пы.сы. к психологу не посылайте плиз пока, нет возможности

Это не к психологу. Это к психиатру. Если нет возможности в платный ИКП, то тогда берите направление в 6-ку.
И продублировали бы Вы лучше этот пост неанонимно в ДД.

Целями и задачами данной контрольной работы является:
самостоятельное изучение темы «Деятельность как высшая форма человеческой активности»;
получение практических навыков, путем решения конкретных ситуаций;
анализ изученного материала, и вывод о проделанной работе.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

контрольная 2.docx

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма (производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.). Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. Структура деятельности: действия, операция, психофизиологические функции. Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность делится на:

  • перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
  • мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;
  • мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;
  • имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки. Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.

Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.

Учение может иметь пассивный и активный характер.

Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития.


Замечательная девочка. У меня два племянника этого возраста, эмоционально вровень по развитию. Для девочки-задержка есть. Но нагнать не проблема.

И ещё, вы меня простите, но размещение столь подробной информации о детях из ДР незаконно. И может создать вам очень серьёзные проблемы. Я б на вашем месте так не рисковала. К тому же на одежде девочки указано откуда она.

Откорректировала посты (убрала почти все про диагнозы) и комментарии стираю и корректирую, где дата рождения и диагнозы стояли. А одежда с номером дома ребенка на всех детях, которые на всех сайтах по усыновлению есть, это ведь не так страшно. Фамилии я нигде не указываю. Если мы согласие подпишем, тогда уже смогу спрашивать здесь и про диагнозы. Несколько человек отсюда уже после подписания согласия писали диагнозы детей.

Эх, жаль, что вы не Приморочка… У нас очень хорошую поддержку придумали для усыновителей.

То есть у Вас как в Москве и области платят какие-то деньги и усыновителям? Ведь на лечение детей (а здоровых их и не бывает в домах ребенка практически) нужны немалые средства. Массаж например нужен обязательно. Я в декрет уйду и только з/п мужа 15 тыс. останется.

Если коротко, то разово около 800000 руб

Вот только узнала, что при усыновлении и проживании родителей и ребенка в Ярославской области с 1 января 2013 г. Губернатор принял закон о единовременной выплате усыновителям 100 тыс., через 3 года после усыновления 200 тыс., при достижении ребенком 7 лет — 200 тыс., 10 лет — 200 тыс., окончании 9 классов — 200 тыс. и 11 классов — 200 тыс. И на детей инвалидов тоже свои суммы. А тем кто раньше усыновил — ничего! Несправедливо как-то!

Как у вас здорово в этом плане! У нас только 100000 разово дают.

Но до 1 января 2013 г. давали только разово 12 тыс. и всё! А вдруг губернатора снимут или другого изберут и отменится этот закон. Мы в Кострому все-таки решили завтра поехать, вдруг там нас доча ждёт и наплевать тогда на деньги, главное чтоб ребенок был!

Закон не так-то просто отменить.

Так вы отказываетесь? Окончательно?

Нет не окончательно, у меня направление до понедельника. Сейчас пойду в дом ребенка с её врачом поговорить и с ней поиграть. У неё лечащий врач вчера из отпуска вышла. И в субботу еще раз схожу. Вчера позвонила региональному оператору, спросила можно ли второй раз на Ксюшу взять направление, если мы решим все-таки её взять. Сказали можно, если её другие смотреть не будут в данный момент. Мне она очень в душу запала!

Странно как-то… Насколько я знаю, взять два раза направление на ребёнка невозможно.

Ком в горле… Так жалко малышку! И вас понимаю очень сильно! Не занимаются там с детками( Мелкая моторика очень слабая. Ножки слабые. Согласна с Марией, срочно обувь ребенку. Срочно массаж. И заниматься-заниматься-заниматься. Через полгода малышку будет не узнать. Вы планируете дома сесть? С работы уйти? Еще можно возраст сократить на полгода на суде. А сейчас самое неприятное — очень страшно, что мать пила во время беременности. Посидела как-то на одном форуме приемных родителей… почитала про деток алкоголичек… Простите меня, пожалуйста! Наверное, тут хочется увидеть только позитивные комментарии. Но вы должны быть уверены, что если у ребенка проявятся психические отклонения, агрессия, вы сможете с этим жить. НО — вероятность не 100%, даже не 70%! Я прямо чувствую, что вы прикипели к зайке? А муж как?

Второй раз я без мужа ходила, ему потом видео показала. Он так смотрел, улыбался. Ему жалко Ксюшу! Сказал, что она ему кажется симпатичной и не вызывает каких-то негативных эмоций, что все маленькие детки хорошенькие! Я в декрет пойду, до 3-х лет. Завтра к 11 утра пойду в дом ребенка на разговор с Ксюшиным врачем. Она первый день из отпуска сегодня. Сказала, что девочка тяжелая, будет меня пугать, так что «волосы дыбом встанут», так выразилась, и что «в приемную семью можно её взять, а так ведь она на всю жизнь Ваша дочь будет!» Ну завтра запишу все диагнозы, послушаю, что врач скажет, вопросы ей позадаю.

Сразу оговорюсь — к неврологу схожу на консультацию на следующей неделе, просто хочу послушать опыт ваш, мамы.

Развейте или подтвердите мои сомнения.

Сыну год и 9. На данный момент: не говорит, только мама-папа-баба, ну и показывает что хочет. Отдельные слоги, без смысла, много.

Кушает сам только хлеб и печенье, ложку и вилку не берет категорически.

С горшком — никак. Встает с психами и уходит, зшт поменяли, и с ручками… два дня посидел и все.

Практически все игры монотонные, с песком, перекладывание пуговиц, мячиков, фигурок, переставление с места на место машин, других предметов. Даже пирамидку вместо того чтобы собирать, перекладывает колечки с места на место. Башни строит из кубиков. Догонялки любит.

К новым играм привыкает очень долго, надо раз 100 предложить, например, спустить машинку с горки, и он спустит, и то, только ту машинку которую спускала я.

Еду новую не хочет пробовать никакую. Рацион как у годовалого — суп, второе, каша. Творожок, фрукты. Блины, запеканки — даже в рот не возьмет, видит, что что-то незнакомое.

В целом ребенок эмоциональный, смеется, в глаза смотрит.

Он очень много всего боится. Незнакомого звука, просто громкого звука. Не подпускает к себе никого, кроме самых близких (ниже). Стоит ор и рев до икоты, пока человек не покинет зону видимости… бывает в квартиру зайдет знакомый на пару минут, отдать-забрать что-то, и все общение проходит под его вопли, невозможно никого позвать в гости. Если пришедшему на сына СОВСЕМ не обращать никакого внимания, (не смотреть, не здороваться, не пытаться поговорить) то ВОЗМОЖНО он успокоится, но домой нельзя ни к кому сходить, с порога начинаются крики, висения на двери, просится назад на улицу, рыдает…

Круг людей, с кем легко контактирует — мама, папа, бабушка, дедушка. Тех, кого видит чаще раза в неделю. Свекровь видит раз в 2 недели и боится ее, долго привыкает к ее присутствию, но даже после привыкания не общается. Если она что-то ему скажет, сразу крик начинается. Говорить с ним, трогать его — никому нельзя, кроме круга.

На площадке детской, в детском центре ни с кем не контактирует, играет только сам или с родителями. Детей боится, если они стремятся пообщаться, уходит, плачет. Если пытаются подвинуть, нечаянно толкают — плач. В общественные места сходить с ним невозможно, в поликлинике последний раз были в год и 3, и то такой ор стоял на приеме, что мама дорогая… не знаю как туда идти, он сильный, надо прививку ставить, а я просто его не удержу((

В любом незнакомом месте (новый магазин, новые лица, новый подъезд) начинает плакать, боится очень… Спокойно себя ведет только в гипермаркетах, где сажаем его на тележку-машинку, и как правило там не такая большая плотность людей.

Это возрастное, эти страхи? Когда пройдут?

Дома с нами, и у бабушки-дедушки в гостях — идеальный ребенок. Играет, смеется, ласковый. А для посторонних — постоянно плачущее и всего пугающееся создание.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Подскажите как дела у Вашего мальчика сейчас? Диагноз не подтвердился?

Обычный ребенок. Страхи пройдут. У меня с дочкой почти так же, до 2 лет примерно даже бабушку не подпускала к себе, да и сейчас не очень то, но хотя бы уже не плачет. а врачей боится, начинает орать как только заходим в поликлинику.

Да похоже очень. Нужно к очень хорошим специалистам сходить, к неврологу и психиатру. Не в поликлинику, где 15 мин. смотрят.

Хочу сначала сама сходить платно, узнать что и как, потом его вести уже.

С какими именно? На прощание иногда рукой машет, что хочет чтобы я дала — показывает. Что должно быть не так?

У аутистов часто трудности с жестами, трудности с игрой, трудности с контактами. Не отсутствие жестов, хотя может быть и оно, а именно трудности. Вам бы показать малыша хорошему психиатру, который специализируется на ранней диагностике именно рас. Может это и зпр просто, и характер. Но специалисту нужно показать. У моего сына не было такого поведения в вашем возрасте. К детям он всегда тянулся, с опаской правда. Диагностирован в спектре. Правда в России проблем не заметили.

Средний риск показал, хотя аутизм уже ставят под вопросом

Тогда нам пипец .

1 Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? ПРИМЕР: Если вы показываете на игрушку или животное, ребенок посмотрит на игрушку или животное ДА2 Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим? НЕТ3 Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? ПРИМЕР: Ребенок притворяется, что пьет из пустой чашки, делает вид, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку НЕТ4 Ребенку нравится забираться на различные предметы? ПРИМЕР: Ребенок любит залезать на мебель, на оборудование детской площадки НЕТ5 Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? ПРИМЕР: Ребенок перебирает пальцами около глаз ДА6 Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь? ПРИМЕР: Ребенок указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться ДА7 Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что-то интересное? ПРИМЕР: Ребенок показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге ДА8 Ребенок интересуется другими детьми? ПРИМЕР: Ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним НЕТ9 Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы показать вам? ПРИМЕР: Ребенок показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку ДА10 Ребенок отзывается на свое имя? ПРИМЕР: ребенок смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его (или ее) по имени ДА11 Когда вы улыбаетесь ребенку, он улыбается в ответ? ДА12 Ребенка расстраивают обычные звуки? ПРИМЕР: Ребенок начинает кричать или плакать от таких звуков как шум пылесоса или громкая музыка ДА13 Ребенок умеет ходить? ДА14 Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете? ДА15 Ребенок пытается копировать то, что вы делаете? ПРИМЕР: Машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопает в ладоши, издает смешные звуки ДА16 Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите? ДА17 Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели на него? ПРИМЕР: Ребенок смотрит на вас, ожидая похвалу, или говорит «гляди» или «посмотри на меня» ДА18 Ребенок понимает то, что вы ему говорите? ПРИМЕР: Если вы не будете ничего показывать руками, ребенок поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло» ДА19 Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? ПРИМЕР: Если ребенок слышит странный или непривычный звук или видит новую игрушку, он смотрит на ваше лицо ДА20 Вашему ребенку нравятся подвижные занятия? ПРИМЕР: Когда его качают на качелях или раскачивают на коленях ДА

Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение – идти ли на дальнейшее, более детальное, обследование.

С первых месяцев жизни маленького ребенка окружают детские игрушки. Если действия с предметами-орудиями (ложкой, чашкой, лопаткой и пр.) требуют определенных и жестко фиксированных способов действия, то с игрушками ребенок может делать все, что хочет. Действия с игрушками предполагают полную свободу ребенка.

В начале второго года жизни игрушка выступает для ребенка в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать. Малыш перекладывает игрушки с места на место, стучит ими, вкладывает в различные емкости, то есть осуществляет с ними неспецифические действия. Игры - как отдельного вида деятельности в начале раннего возраста еще нет. Однако на втором году жизни игра отделяется от предметно-практических действий и становится специфическим занятием ребенка. Отделившись от предметно-практических действий, игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития.

Постепенно, на протяжении второго года жизни, малыши усваивают игровое назначение предметов, начинают кормить куклу, укладывать ее спать, пытаются что-то надеть на нее и т. д. Для выполнения таких действий им вовсе не надо в точности воспроизводить их технический состав. Достаточно обозначить общую траекторию этого действия (например, приложить ложку к лицу куклы, чтобы осуществить процедуру кормления). Их действия оказываются тесно связанными с конкретными предметами, с которыми они играли вместе со взрослыми. Затем те же действия распространяются на другие, похожие предметы. Сама же игрушка еще не является для малыша игрушкой в привычном смысле слова (то есть моделью другого предмета); она выступает для него как настоящий предмет (чашка, ложка или кроватка), только маленький. Они переносят действия с “настоящими” предметами на игрушки, и появляются действия с игрушками как с “настоящими предметами”.

Игра ребенка второго года жизни представляет собой довольно бессистемный набор действий, имеющихся в репертуаре малыша. Малыш либо без конца выполняет одно и то же действие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи. Он сначала кормит куклу, потом причесывает, потом укладывает ее спать, потом снова причесывает и снова кормит и т. д. Игровые действия не имеют какого-либо продолжения и лишь формально (а не содержательно) переходят одно в другое. Например, сложив в кастрюльку предметы и начав их помешивать ложкой, то есть готовить еду, ребенок незаметно переходит на простые манипуляции: принимается заполнять кастрюльку всеми доступными предметами, потом выкладывать их на стол и обратно. Смысл такой игры заключается в самом процессе действия, поэтому ее называют процессуальной. Особенности такой игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключаются в следующем:

- однообразие, “одноактность” и разрозненность игровых действий, отсутствие смысловой связи между ними;

- содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит на разных игрушках то, что уже делал вместе со взрослым;

- материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка;

- слабая эмоциональная включенность в игру — ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие, игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.

Хотя ребенок формально уже играет, эта игра еще не настоящая. Она резко отличается от игры дошкольника, где есть роль, воображаемая ситуация, творчество самого ребенка.

После трех лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения ребенка резко меняется. Дети начинают действовать не в воспринимаемой, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются совершенно не свойственными им именами и функциями. Например, карандаш может стать градусником, или самолетом, или волшебной палочкой. Носовой платок может стать одеялом, или флагом, или шляпой для куклы. Одни предметы начинают превращаться для ребенка в другие и замещать недостающие. Любой предмет может стать символом других. Поэтому такие игровые замещения называют символическими. Они возникают в конце раннего возраста и открывают огромный простор для фантазии ребенка.

Детская игра не возникает сама по себе, без какого-то руководства со стороны тех, кто уже умеет играть, — взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию. Необходимо обучение игре. И осуществляется оно в процессе совместной игры со взрослыми, которые передают ребенку способ замещения одних предметов другими.

В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры.

Богатые возможности для такого рода игр дают произведения детских поэтов и писателей. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми.

Самые первые игры взрослых с детьми – “Прятки”, “Ладушки” и многие другие включают в себя элементы условности, сочетающие словесное обозначение и несложные действия персонажа, которые взрослые многократно адресуют малышу. Он не сразу воспринимает такие игры как условные. Поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия “понарошку” с разнообразными предметами и игрушками, зарождается процессуальная игра, которая пронизывает различные виды деятельности детей. В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

К играм-забавам относятся народные: игры-потешки (“Ладушки”, “Сорока”, “Едем-поедем”, “Баран-баран” и пр.), хороводные (“Каравай”, “Пузырь” и др.), подвижные игры (прятки, салочки, “Третий лишний”, “Ручеек” и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры. К играм-забавам можно отнести и имитационные игры, в которых дети выразительными движениями и звуками изображают животных, птиц, насекомых, машину, паровоз и т.д.

Выделение дидактических игр в отдельную группу обусловлено тем, что в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т.п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры – лото, домино, мозаики и прочие.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т.п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может или включать в себя элементы сюжетной или игр-забав, или сама становится их частью. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и т.п. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

Игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей. Ребенок по-настоящему переживает то, что отображает в игре, и мыслить он может о том, что ранее эмоционально воспринимал в жизни. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка.

В игре малыша реализуются действия взрослых, те события в жизни, которые его заинтересовали.

На первом, ознакомительном этапе, предметно-игровой деятельности, действия с игрушками носят манипулятивный характер, ребенок действует с ней так, как позволяют ему его неумелые руки. Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается). Так начинается этап отобразительной предметно-игровой деятельности. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.

Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого следует:

- организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировать их действия;

- обсуждать с детьми домашние дела взрослых;

- привлекать их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам;

- обогащать внеситуативный опыт детей: читать им книжки, рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни взрослых, других детей и пр.

Чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе.

Важно помнить, что игра – не формальное занятие, что она, прежде всего, должна доставлять ребенку удовольствие. Воспитатель может заинтересовать его игрой лишь тогда, когда сам эмоционально включен в нее. Проявляя в игре фантазию, педагог создаст благоприятную атмосферу для развития творческой игры детей.

В ходе игры он должен стремиться к равноправному партнерству даже с самыми маленькими, обращаться к ним с вопросами, просьбами, предложениями, подстраивать свои действия к действиям ребенка. Доброжелательное внимание и поощрение взрослого стимулируют игровую инициативу детей.

Специальная работа воспитателя, направленная на развитие у детей процессуальной игры, предполагает использование разнообразных методических приемов.

Организуя игру с сюжетными игрушками, он должен учитывать возраст ребенка, его желание и умение играть. Чем ребенок младше, тем больше доля участия взрослого в его игре.

Если малыш впервые пришел в ясли и совсем не умеет играть, инициатива в организации игры полностью принадлежит взрослому. С помощью сюжетных игрушек он вовлекает ребенка в воображаемую ситуацию (производит игровые действия с куклой, разговаривает с ней, обращается к нему от имени куклы), побуждает малыша воспроизвести то или иное действие, например, обращаясь к нему от имени куклы: “Я хочу спать, положи меня в кроватку”.

Вовлечению ребенка в воображаемую ситуацию могут способствовать не только специально организованные игры, но и обыгрывание любых предметных действий. Например, если ребенок катает машинку, ему можно предложить покатать на ней зайку, если перекладывает с места на место мишку или ковыряет его глаза, можно посочувствовать медвежонку, у которого “заболели глазки”, и показать малышу, как закапать мишке капельки. Таким образом, любое действие с предметами можно преобразовать в условное, в действие “понарошку”.

В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать чисто условные действия “с отсутствующим предметом”: протянуть кукле пустую щепотку, объясняя, что это конфета. Ребенок с удовольствием повторит это.

Включение игровых персонажей в режимные моменты оказывает благоприятное влияние на формирование у детей интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций. Во время обеда или полдника воспитатель может посадить на стульчик рядом с детьми куклу, которая тоже будет “кушать”, поставить перед ней приборы; укладывая малышей спать, – посоветовать им убаюкать любимую игрушку, положить ее рядом с собой.

Играя вместе с ребенком, подключаясь к его действиям, воспитатель наводящими вопросами, предложениями стимулирует малыша на использование или на поиск необходимых игрушек. Тем самым обогащается состав игровых действий. С помощью разнообразных сюжетных игрушек малыш начинает расширять свои представления об окружающем мире, о том, что и как делают взрослые; его игра становится более содержательной и интересной.

Увеличению длительности игры, возможность сделать ее более интересной благоприятствует смена сюжетов. Отображая в игре различные житейские ситуации, ребенок вступает во все более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и т.д. Расширяется круг предметов, с помощью которых ребенок “играет роль”, подражая действиям взрослых.

Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой. Имея под рукой предметы-заместители, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу или речку, палочку – в мостик или лодочку, камушки – в конфетки и т.п. С каждым из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.

Когда малыш начинает самостоятельно пользоваться замещениями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к нему для стимуляции игровых действий.

Таким образом, для развития игровой деятельности детей раннего возраста необходимо соблюдать следующие условия: элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности, в течение дня должно выделяться специальное время для разнообразных игр.

Читайте также: