Ребенок плачет от музыкальных игрушек

Обновлено: 09.05.2024

Одной из распространённых проблем при нарушениях развития является неадекватная сенсорная чувствительность. Чаще всего с ней сталкиваются родители детей с аутизмом, однако подобное встречается и при других расстройствах: например, для сенсорной алалии характерна повышенная слуховая чувствительность, а для СДВГ не редкость проблемы с проприоцепцией (восприятием своего тела в пространстве) и равновесием.

Видов нарушений чувствительности много и материала по этой теме, хватит не то что для отдельной статьи, но и для целой книги. Поэтому здесь я рассмотрю наиболее часто встречающийся вид - нарушения слуховой чувствительности.

Какие проблемы со слуховым восприятием наиболее часто встречаются при нарушениях развития?

При нарушениях развития часто встречается гиперчувствительность (гиперакузия) по отношению к некоторым звукам и нарушения слухового внимания .

Основной проблемой я бы назвала даже не гиперчувствительность, а именно проблемы с вниманием. В норме мы выделяем важный источник звука и слушаем только его, игнорируя помехи. Но при нарушениях слухового внимания этот "фильтр" даёт сбой, в результате чего ребёнок слышит всё одновременно: говорит мама, орёт телевизор, где-то бибикает машина и гудит пылесос. Слуховая система малыша не понимает на что реагировать в первую очередь, перегружается и отключается. В результате мы имеем физически слышащего ребёнка, который, тем не менее, ведёт себя как глухой и фактически никак не реагирует на обращённую к нему речь.

Я неоднократно упоминала, что при работе над пониманием речи очень важна слуховая гигиена : нельзя, чтобы с ребёнком сразу говорили несколько человек, надо стараться не общаться на фоне музыки/ТВ/в шумной среде, говорить разборчиво и не тараторить. Слуховая гигиена важна именно поэтому - проблемы со слуховым восприятием при аутизме и сенсорной алалии встречаются особенно часто и ребёнок физически не способен выделить важное из потоков звука, в связи с чем надо устранять лишние шумы и буквально "помогать" малышу слышать вас.

Нередко таких детей сопровождает сверхчувствительность к определённым звукам . Например, мой ребёнок боялся дверных и велосипедных звонков.

Важно : нормально, когда и ребёнок, и взрослый человек испытывают неприязнь к каким-либо видам звука. Например, скрип ножа по стеклу неприятен почти всем. Поэтому не стоит вешать на ребёнка диагнозы, если при нормальном общем поведении и развитии, он боится каких-то звуков.

При нарушениях развития это поведение патологично тем, что ребёнок не просто не любит звуки и плохо воспринимает шум - он ещё и бурно на всё это реагирует :

🚩 Может ударить человека рядом, особенно, если он и есть источником звука;

🚩 Может зажимать уши руками. У некоторых детей бывают настолько сильные проблемы, что от перегрузки они просто ложатся на пол, закрывают глаза, уши и сжимаются, пытаясь уйти в себя;

🚩 Может появляться гиперактивность . У относительно спокойного ребёнка как будто отрастает мотор. Он начинает много двигаться и бегать, пытаясь сбросить сенсорную перегрузку;

🚩 Могут появится вокализации и крики у неговорящих детей и эхолалии и повторяющиеся разговоры с самим собой у говорящих, как попытка заглушить раздражающий шум;

При этом любые слова типа " Успокойся ", " Перестань " и прочее очень вряд ли подействуют на такого ребёнка, так как он просто перестаёт что-либо слышать вообще - звуки сливаются в один гигантский, неразборчивый салат.

Как можно улучшить ситуацию с проблемным слуховым восприятием?

Прежде всего хочу сказать, что ребёнок с явными проблемами в понимании речи и реакцией на звуки непременно должен быть обследован у врача на предмет патологий.

Существует много болезней, способных повлиять на чувствительность ребёнка к звукам: нарушения мозгового кровообращения, опухоли таламуса и ствола мозга, дефицит магния, заболевания среднего и внутреннего уха, энцефалит и менингит. Поэтому врачебный осмотр и диагностика наличия/отсутствия отклонений при помощи тех же ЭЭГ и КСВП обязательна, ведь может сложится так, что вы будете годами лечить аутизм, а надо было всего-то нормально обследовать ребёнка.

Если же явных проблем по здоровью не наблюдается, снизить чувствительно можно:

👉 Использованием беруш или затычек с шумоподавлением . Есть разные модели - одни варианты блокируют шум полностью, что может быть полезно в очень шумном месте, чтобы ребёнок мог отдохнуть. Другие варианты блокируют только определенные частоты, при этом ребёнок слышит речь и некоторые другие звуки;

👉 Мягко приучать к неприятным звукам . Лёва не любил велосипедный звонок и только от одного его звука начинал заливаться плачем. Я решила эту проблему так:

  • приучала сына, включая на компьютере звук звонка велосипеда. Сначала тихо, постепенно всё громче. Если сыну не нравилось (беспокойство, паника и прочие заметные проявления), я выключала. Но постепенным приучением мне удалось добиться улучшения его звуковой терпимости.
  • также, при каждой возможности я показывала ему велосипедные звонки и разрешала звонить в них. Сначала его этот шум пугал, но постепенно опыт подсказывал ему, что ничего страшного не происходит и мы избавились от этой чувствительности полностью.

👉 Носить с собой плеер с наушниками , чтобы в случае каких-либо проблем просто давать ребёнку послушать любимую музыку, посмотреть мультик и т.д.;

👉 Уменьшать звуковое давление. И для уменьшения сенсорной нагрузки, и для улучшения слухового внимания на занятиях рекомендую по возможности закрывать окна и двери, если оттуда доносится лишний шум, не садить ребёнка рядом с приборами, которые издают звуки/гудят/шумят.

👉 Работать с равновесием. Вестибулярный аппарат, отвечающий за равновесие, - это часть системы внутреннего уха. Работая над равновесием ребёнка, мы работаем с внутренним ухом и улучшаем его функционирование.

А если ребёнок наоборот слабо чувствителен к звукам и любит что погромче?

И такое бывает. Это явление называется гипоакузия . При ней ребёнок может:

🚩 Игнорировать определённые звуки или частоты ;

🚩 Нарочно громыхать предметами, стучать, издавая прямо таки болезненные для окружающих шумы;

🚩 Слышать только одним ухом или иметь частичную тугоухость обоих ушей .

Однако эти нарушения всё-таки больше из тех, которые должен лечить сурдолог, так как это скорее проблемы в области слуха, нежели отклонения в работе сенсорной и нервной систем.

Чем можно помочь ребёнку с гипоакузией?

Прежде всего всё также стоит обследовать ребёнка у врача. Если обнаружится тугоухость, вам будет предложено соответствующее лечение или слуховые аппараты.

Также при обучении таких детей рекомендуется опираться большей частью на зрительные образы, так как слух в дефиците.

Вне зависимости от того, что в наличии у ребёнка - гипер- или гипочувствительность к звукам, с этими нарушениями нужно обязательно работать, так как нарушения слухового восприятия прямо влияют на способность ребёнка к общению, обучению и адаптации.

Как всегда, спасибо, что читаете меня :)

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Что делать мой ребенок боится музыкальных игрушек,когда включает кто то на площадке или в детском магазине она готова мне на голову запрыгнуть.Я не знаю что делать,дома у нас нету не одной музыкальной игрушки))Помогите мне,может у кого то такая же проблема и у кого то получилась справится с ней)))

Мнения, высказанные в этой теме, передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию администрации

У меня сын в 4 года робота интерактивного боялся, хотя сам просил его купить. когда тот стрелять начинает, там такие звуки идут - уууух! к 5 годам попустило.

Счастливый Вы человек. А мой любит сразу все (штук 10) одновременно включить - и радуется. )))) Каждый день, целыми днями (кроме сна и прогулок). А я к вечеру думаю, что моя голова лопнет.

Берите игрушки с регулировкой звука. И потихоньку привыкайте. А когда у Вас мобильный звонит, не боится?

У меня сын в 4 года робота интерактивного боялся, хотя сам просил его купить. когда тот стрелять начинает, там такие звуки идут - уууух! к 5 годам попустило.

У нас просила Железную дорогу поет песенку крокодилу голубой вагон, по интернету смотрели ей нравился,ходила бредила ним,купили раз включила сказала что спрячь и начила плакать,и мы его запрятоли

Я думаю нужно ему купить интересную музыкальную игрушку! Сначала можно заклеить динамик бумажным пластырем (мы так делали), чтобы звук был тише, а когда привыкнет пластырь снять и предлагайте время от времени с ней поигратся вместе- должен привыкнуть.)

Берите игрушки с регулировкой звука. И потихоньку привыкайте. А когда у Вас мобильный звонит, не боится?

У нас просила Железную дорогу поет песенку крокодилу голубой вагон, по интернету смотрели ей нравился,ходила бредила ним,купили раз включила сказала что спрячь и начила плакать,и мы его запрятоли

не, наш аж закляк от ужаса - ничего сказать не мог, в шоке ребенок был
правда, его в 3 месяца громким звуком испугали - соседи без предупреждения батарею свернули, а мы рядом сидели
после этого (а может совпадение) боялся громких звуков


Решила обратится к форуму, потому что не знаю что делать, сейчас дочке 2 год и 3 месяца , примерно до 1, 5 лет обожала все поющие, играющее, говорящие игрушки , каждый день включала, на фото её любимые игрушки с 5 месяцев , и вдруг к двум годам все изменилось, свои любимые игрушки задвинула , не достает, при включении сразу в рев и раньше кричала "нет" и махала рукой, недавно стала говорить все слова и теперь кричит "не включай" или "не пой" , недавно подарили пианино , куклу говорящую , кукла вообще у неё какой то страх вызывает еще с первого года, а говорящая еще больше, зато любит мягкие игрушки, киндеры , выучила все буквы цифры в лото, логические кто где живет, что кушает , мозайку, пластилин , песок, пазлы. Хочу убрать у неё этот страх, подскажите что делать.








Ну перестали нравится. Вы сами то поди рпзную одежду и обувь носите или годами одно и тоже? Уберите в коробку. Постарше будет, достанете.



Я их тоже боюсь , кукол вообще боюсь , в детстве насмотрелась секретных материалов , как там куклы поворачивались к тебе , до сих пор жутко .. Уберите вы эти игрушки , зачем включаете ? По Кайфу вам что ребёнку страшно ?! Не нравится , уберите .. Отдайте


зато любит мягкие игрушки, киндеры , выучила все буквы цифры в лото, логические кто где живет, что кушает , мозайку, пластилин , песок, пазлы.


У игрушек убрала батарейки, лежат в шкафу, периодически достаю, не надо и новые говорящие тоже не надо , просит выключить. Хочу понять это период просто такой или страх ?! Ровесницы девочки и в куклы играют и сказки стихи слушают, а моей не надо


Есть у нас пара игрушек, которые поют песенки колыбельные. Ребенок их воспринимает очень грустно и начинает прям рыдаать если включить. Купила на днях новую книгу, там 10 песенок, под одну из них тоже рыдает, причем она вовсе не грустная. Сейчас ходит и включает только эту песню и ревет. Убрала книжку.
Сыну год. Но настолько он эмоциональный. Муж волнуется, говорит надо детск.психиатору показать. А я пока спокойна, меня это не тревожит.
Может мы не одни такие? :scratch:




Сын рыдал под все колыбельные, приходилось петь рок-баллады. Сейчас 8 лет, от грустных песен уже не рыдает, но печальные рассказы, фильмы могут слезу выдавить из него.


моя от года до двух рыдала под колыбельные, они ей казались грустными и страшными. А песня про маму мамонтенка - это просто вообще, она могла дитя до истерики довести. Убрали на время все музыкальные книжки и включили только бодрую музыку. Потом само прошло.


У меня такой же чувствительный мальчик. Ходили с ним в школу развития на музыкальные занятия для самых маленьких, ох он там плакал-грустил под медленные песенки, педагог его обожала :gy: Подрос, покрепче стал, но музыку до сих пор очень внимательно слушает, может просто сидеть и слушать, улыбаться или с серьезным лицом в зависимости от темы музыкальной.



Рыдает под грустные песни, еще мультик смотрит Маша и медведь, где она конфет объелась и зубы заболели у нее и песня.. Дети, зубы берегите. Рыдает почём зря, и ведь знает что рыдать будет и всё равно смотрит


Мой рыдал под "пластилиновую" заставку к передаче "Спокойной ночи, малыши". Ему, видимо, казалось что игрушки ломают, а не создают))).



включила при своей, она скуксилась и говорит не обижай мама малыша :cry:
по теме: моя с рождения от колыбельных в истерике, в садике первое время проблемы были, её даже на муззанятия не водили, сейчас более менее к музыке спокойнее относиться стала ей 2,7


У меня тоже самое сынуля не любит когда я ему пою колыбельные, сначало когда был совсем кроха плакал, а сейчас рот закрывает и говорит нет. :gy: Я конечно не певица, но старшей дочери очень нравится когда я ей пою , иногда и сейчас могу ей спеть колыбельную.


У сына песня Чебурашки вызывает слёзы минут на 10, причем в любом исполнении, по радио, из игрушки, если поет кто-нибудь



не одни Вы такие, правда у меня девочка
с года до трёх плакала над грустными песенками и грустными сюжетами мультфильмов
сейчас уже реже, почти нет такого поведения, единственное если мы смотрим фильм и она какую то душевную сцену видит, расстраивается и переживает
нормальным мне кажется это. просто он чувствительный ребёнок у Вас

Здравствуйте! У меня двое детей - девочки двойняшки(год и 10)! У одной из дочек в последнее время (примерно месяц) стала наблюдать проявление страха при звуке дрели (соседи ниже этажом ремонт делают). Дочка сразу начинает часто дышать, скулить и бросается ко мне на руки пока этот звук не прекратится! Я стараюсь ей спокойно сказать со смехом, что все хорошо, это дядя работает, тук тук! И теперь она как слышит посторонние звуки - стучит кулачком, но также пугается, бежит сразу ко мне! Причём звуки не обязательно громкие, иногда приглушенные, причем вторая дочка на них вообще не реагирует! А совсем недавно стала замечать, сто дочка стала ещё и людей бояться, особенно взрослых! Как то сходили с ней на рынок, там в очереди стояли рядом взрослые, так она стала плакать, вжалась в меня прям, пока не ушли оттуда! После этого, дочка стала бояться а принципе всех взрослых, на детскую площадку невозможно выйти, она начинает плакать, охватывает меня руками и ногами и лицом утыкается! И так, пока мы не уйдёт подальше от посторонних, не могу даже от себя её на см отстранить! Очень переживаю по этому поводу, не пойму, что способствовало её страхам! Дома ведёт себя хорошо(за исключением реакции на посторонние звуки) , весёлая, энергичная, играет с сестрой. Подскажите, пожалуйста, такое поведение является вариантом нормы или нам все же следует обратиться к неврологу или другому специалисту? Ещё, забыла уточнить, в нас нет бабушек и дедушек, дети все время видят только родителей, в гости мы ходим редко, да и к нам тоже не часто приходят гости. Но на улицу ходим каждый день, часто посещаем торговые центры. И ещё, период появления страхов совпал с периодом прорезывпния зубов. Может быть это как то связано? Заранее спасибо Вам.

Добрый день! Страх шума у ребенка имеет под собой реальную основу - был эпизод с "ремонтом". Испуг "закрепился". Обычно требуется от пары недель до пары месяцев, чтобы ситуация сгладилась. Это нормально. Спокойно объясняем, принимаем ее страх, нельзя говорить "ничего страшного, все хорошо", потому что ЕЙ страшно и в этот момент "все плохо")). Говорим "дядя дрелит, но ему нужно делать ремонт/вешать картины/шторы", не игнорируем, эмоции ровные. Что касается реакции на взрослых, то такое тоже часто бывает. Дети могут впечатлиться чем-то необычным (даже выражением лица постороннего человека или одеждой) и какое-то время негативно реагировать и на других взрослых. Режим вашего общения с людьми нормальный - необязательно в этом возрасте "тусовать" детей в больших компаниях и шумных местах. Обычно годам к трем это окончательно проходит, а может и раньше - учитывая то, что есть хороший пример в виде сестры). Удачи, Светлана.

Консультация психотерапевта на тему «Ребенок год и 10 боится людей и громких звуков» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

Читайте также: