Ребенок потерял любимую игрушку что делать

Обновлено: 14.05.2024

Взрослые и серьезные, мы знаем, что не стоит очеловечивать животных. Но домашние любимцы неизбежно становятся полноправными членами семьи. Неважно, о ком идет речь: коте, собаке, хомячке, рыбке или попугайчике. Поэтому смерть питомца вызывает искреннюю скорбь.

И если родители в силу опыта прожитых лет чаще всего справляются в эмоциями и переживаниями самостоятельно, то ребенку необходима поддержка.

Как же помочь детям пережить потерю домашнего любимца?

Дайте ребенку возможность высказать свои эмоции и страхи

Для любого человека, большого и маленького, смерть близкого существа – тяжелое испытание. Не заставляйте ребенка подавлять эмоции, не упрекайте в излишнем проявлении чувств.

Будьте рядом, утешайте, используйте активное слушание и эмпатию.

Возможно, он будет винить себя или вас в том, что произошло. Мягко убедите его, что никто, а тем более – он, не виноват.

Открыто говорите о смерти

Не бойтесь произнести это слово, не скрывайте тот факт, что смерть неизбежна. В будущем это поможет ребенку легче проживать похожие ситуации.

Не говорите, что питомец убежал или его отдали кому-то. Не вводите малыша в заблуждение. Если ребенок еще достаточно маленький, а животному была произведена эвтаназия, избегайте слова «усыпить» – это может его напугать, вызвать ненужные ассоциации, новые страхи и даже неврозы.

Будьте готовы к вопросам о смерти – что это и почему кто-то умирает.

Возможно, придется говорить и о том, умрут ли близкие люди. Проконсультируйтесь с психологом, если не можете подобрать верные слова, но не обманывайте.

Не скрывайте своих эмоций

Вы не просто можете, а должны открыто проявлять и свою скорбь тоже. Неправильных эмоций не бывает. Если ребенок увидит, что и вы горюете, ему будет легче пережить утрату.

Сопереживание поддержит его, не даст остаться одиноким в своем горе.

Вспоминайте все приятное, смешное, забавное, что было связано с любимцем

Устройте вечер памяти. Посмотрите фотографии и видео, если они есть. Вспомните веселые истории о вашем любимце.

Поговорите с ребенком обо всем хорошем, что было связано с этим животным.

В интернете уже много лет популярна притча о Радужном мосте, который переходят все умершие питомцы. Они попадают в место, где счастливы и полны энергии.

Нарисуйте вместе с ребенком Мост радуги и ушедшего любимца на нем – пусть в сознании малыша он совершит этот переход.

Почитайте книги, связанные с темой смерти домашнего животного

Однажды у знаменитой писательницы Дарьи Донцовой умерла первая питомица – мопсиха Муля, любимица всей семьи. Донцова тяжело переносила утрату и обратилась к проверенному средству – начала писать.

Так появились истории Прекрасной долины.

Пережить горе Дарье Аркадьевне помогло сочинение сказок о волшебном месте, куда попадают все умершие домашние животные. Они появляются в Прекрасной долине ходят в школу, узнают много нового, а затем возвращаются в мир людей, чтобы оберегать их.

Расскажите малышу о Муле, почитайте с ним добрые и поучительные детские книги Донцовой о жителях Прекрасной долины.

Обратитесь к кинематографу

Посмотрите вместе старый мультфильм «Все собаки попадают в рай». Его главный герой Чарли, помесь немецкой овчарки и дворняги, однажды уже умер, но сумел вернуться, поскольку у него остались нерешенные дела. Эта забавная и трогательная история поможет еще раз проговорить тот факт, что смерти, увы, не избежать.

Не торопитесь с тем, чтобы завести нового питомца

Не спешите, дайте семье и себе возможность осознать потерю и прожить горе до конца.

Новый питомец не заменит прежнего, даже если будет выглядеть абсолютно так же. У него будут другие привычки и характер.

И если он появится в доме слишком рано, его явное отличие от умершего друга только усугубит страдания малыша.

Очень часто домашние животные, вне зависимости от их размера, породы и внешнего вида, становятся членами семьи. И когда они умирают, потеря – настоящее горе.

Многие родители отказываются заводить домашних питомцев именно из-за относительно короткого срока жизни. Они не знают, как помочь ребенку пережить это печальное событие. Но смерть – это тоже часть нашей жизни. И если ребенок научится проживать утрату, в будущем ему будет намного легче осознавать и переносить ситуацию ухода близкого.

Сразу скажу: я не знаю, что думают о проблеме разбросанных игрушек психологи. Когда мой старший сын был маленьким, интернета не было. Книги по психологии тоже были большой редкостью, и в библиотеках на них была очередь. Поэтому ответы на все вопросы по части воспитания ребёнка я искала сама.

Исконно русским методом - Методом тупого тыка.

Сын у меня был на тот момент один. Ненаглядный первенец.

Естественно, я его очень баловала. Покупала, всё что только его душа пожелает. Всеми правдами и неправдами доставала ему Кэнов, дома для Кэнов, машины для Кэнов. Лошадь для Кэна мне вообще привезли знакомые из командировки в Америку.

А ещё были кубики Рубика, простые кубики, конструкторы деревянные, конструкторы металлические, мягкие игрушки, твёрдые игрушки, какие-то совсем непонятные игрушки.

Всё это добро скоро так заполонило нашу маленькую однокомнатную квартирку, что по ней невозможно было пройти, не споткнувшись о какого-нибудь плюшевого мишку или пожарную машину.

Но даже это было бы не страшно, если бы не одно Но.

Сын этими игрушками не играл.

Вернее, он их брал, крутил в руках минут 5, потом терял к ним интерес и бросал.

Конечно же, я злилась. Ругала: зачем просил, если не играешь, устала от твоего игрушечного бардака!

Ребёнок плакал, просил прощения, с несчастной мордашкой пытался навести в игрушках хоть какое подобие порядка.

На буквально через полдня всё повторялось. Игрушки валялись, сын скучал, а меня трясло от вида захламлённой квартиры.

И вот что поняла

1. Мой ребёнок не дорожит игрушками, потому что просто не знает им цену.

Точнее, у него нет ощущения ценности каждой отдельно взятой игрушки. Каждая из них появлялась у него слишком быстро, по одной и той схеме "увидел-захотел-мама без разговоров купила-принёс домой-наигрался-бросил".

2. Ребёнок просто не знает, что с игрушками делать. Как в них играть правильно.

Ну а откуда, скажите на милость, он может знать, как в них играть, если у него нет предыдущего жизненного опыта, а инструкции и схемы он пока сам прочитать и понять не может.

3. Ребёнок быстро теряет интерес к новой игрушке, потому что ему не с кем разделить радость от её существования.

Не с кем воплощать новые сценарии игры в эту игрушку. Братишек и сестрёнок нет, маме вечно некогда, в садик брать нельзя - отберут или испортят. А начальный сценарий типа "Мишка, ты теперь мой друг" быстро себя исчерпывает.

4. Ребёнок быстро перерастает свои игрушки.

Если в три года ему очень нравилось играть юлой или механической курочкой, то в пять лет они ему уже не интересны.

С причинами вроде бы разобрались.

Теперь что с этим делать

1. Повышать ценность каждой игрушки.

Причём начинать надо прямо на этапе "Мама, купи". Никогда не покупайте игрушку по принципу "на, только отвяжись". Попросил - подойдите к игрушке, возьмите её в руки, восхититесь ею вслух. Спросите у ребёнка, а как он собирается в неё играть, что будет с ней делать. Обязательно похвалите его за то, как он всё здорово придумал. Подчеркните, что игрушка дорогая, но вы её купите, потому что очень любите своего ребёнка. И надеетесь, что он будет её беречь. Игрушка моментально становится для вашего ребёнка в десятки раз ценнее.

2. Как только принесли домой новую игрушку, бросать всё и садиться вместе с ребёнком в неё играть.

Да-да, именно бросать всё и бежать вместе играть! Котлеты подождут. Интерес ребёнка к новой игрушке - вещь очень кратковременная. И быстро пропадёт, если он не будет знать, что с ней можно делать. Поэтому сразу по возвращении из магазина надо сесть, вместе прочитать инструкцию, разобраться в схемах. Для Мишек-Заек-кукол вместе поискать прикольные имена, придумать, где у них будет своё место в доме. Вместе с ребёнком провести для новой куклы экскурсию по дому: "Смотри, Тихон, вот это Коленькина комнатка, здесь у него . " Так вы вдохнёте в куклу душу, а куклу с душой ребёнок уже никогда не бросил на пол. И не оторвёт ей лапу.

3. Взять за правило каждый вечер самой предлагать ребёнку поиграть в одну из его игрушек.

Чем больше у него игрушек, тем важнее это делать регулярно. Прямо приходить к нему и говорить: слушай, а помнишь, где-то там у тебя был самолётик. Что-то я по нему соскучилась. Давай поиграем". Зачем? Да как раз для того, что снова и снова восстанавливать в душе ребёнка ощущение ценности каждой игрушки. Ну и самой хотя бы раз в день, хоть на полчасика возвращаться в детство. Так жить веселее!

4. Как только вы заметили, что ребёнок стал для своей игрушки слишком взрослым, предложить ему подарить свою игрушку другим детям.

Здесь очень важно понимать - когда игрушка в глазах ребёнка теряет ценность, она ОБЯЗАТЕЛЬНО превратится в мусор. И будет валяться по всему дому. Чем больше у ребёнка будет становиться игрушек "не по возрасту", тем быстрее будут терять для него ценность и все остальные вещи.

Когда же вы предлагаете ребёнку подарить игрушку другим детям, вы

1. напоминаете ему, какую большую роль играла эта игрушка в его жизни.

2. учите его быть добрым к другим людям.

Ну вот, пожалуй всё, чем я хотела с вами поделиться. Пусть не слишком научно, зато помогает.

Как быстро растут наши дети. Кажется, совсем недавно малыш впервые взял в свою ручонку погремушку, катал за ниточку свою первую машинку. Вот только вчера он собирал Лего и мечтал о Майнкрафте, и вдруг его уже как будто ничего не интересует. Почему так происходит?

С каким рвением и энтузиазмом мы сгребаем с полок магазинов то ту, то эту безделушку для милого дитя и как отчаянно желаем, чтобы он играл во все это без нас. Но проходят годы, и вот уже наш семилетний малыш совсем забрасывает любимых мишек и динозавров, скептически смотрит на полки с игрушками, а новый подарок даже не стремится распаковать. Что это: повод обратиться к специалисту или явление абсолютной нормы? Мы постарались разобраться вместе с семейным психологом Ириной Сидоровой .

В каком возрасте ребенок становится равнодушным к игрушкам

Понятия «дети» и «игрушки» неразрывно связаны в нашем мозгу. Но мы редко задумываемся о том, что пресловутые куклы и мишки на каждом этапе развития выполняют абсолютно разные функции для подрастающего малыша. До года любая игрушка - это возможность отточить свои хватательные движения. С года до 3-х - предмет изучения свойств окружающего мира: текучесть воды, хрупкость вазы и громкость маминого голоса после падения последней. С 3 до 7 лет игрушки становятся актерами в разворачивающейся игре воображения, помощниками, а порой и друзьями – хранителями сокровенных тайн. После 7 лет игрушка становится уже частью коллекции и элементом декора.

Толчком к отказу от игрушек становится новый этап в развитии мозга. 7 лет - это период очередного кризиса и время, когда на первый план выходит учебная деятельность взамен игровой.

Перед ребенком встают серьезные задачи: адаптация к школьной среде, соблюдение нового режима, выполнение домашних заданий и необходимость рассчитывать на себя. Тут уже не до игрушек. Ваш взрослеющий малыш может в один момент обесценить все, что до этого так любил, и одним махом выбросить машинки или отдать соседу единственного друга-зайца.

Как отказ от любимых игрушек помогает ребенку развиваться

Родителям не стоит переживать из-за отсутствия интереса к привычным игрушкам. Взамен игре появится хобби, игрушки модифицируются и помогут родителям разглядеть задатки и даже таланты любимых чад. Детская комната может стать больницей, школой или даже полицейским участком. Девочки могут продолжать возиться с куклами, создавая дизайн одежды или придумывая сложные прически. Мальчишки - с помощью солдатиков и танков воссоздавать исторические битвы. Да, возможно, дети и не станут известными модельерами или историками, но зато будут знать те сферы, к которым у них лежит душа, а значит, ключики к своему счастью.

Поводом для беспокойства будет не отсутствие тяги к игрушкам у семилетки, а отсутствие интересов как таковых. В этом случае хобби нужно создать. Помочь ребенку может сам родитель через свои собственные интересы и увлечения, через свою искорку в глазах и пылающий огонь в душе.

Как помочь ребенку пережить потерю чего-либо — от игрушки до друга? Взрослым понятно, если ребенок переживает, потеряв близкого человека или лучшего друга. Но когда он теряет игрушку, пусть даже не самую любимую, они не всегда понимают, как правильно реагировать. Кто-то говорит, что это пустяки, обесценивает утрату: «Потерял — и что? Все теряют что-то. Переживет». Кто-то, наоборот, так сильно пытается смягчить боль утраты для ребенка, что готов купить ему все, на что он покажет пальцем, лишь бы забыть эту неприятную ситуацию.

Какая же линия поведения родителей принесет пользу ребенку? Для начала давайте разберемся, что происходит, когда ребенок что-то теряет.

Как ребенок переживает потерю?

По своей невнимательности, доверчивости, беспечности ребенок теряет какую-то вещь, которая была для него значима. Ее уже нет. Мы прилагаем усилия, чтобы ее найти, но так и не находим. И в данный момент мы уже ничего не можем сделать, чтобы эта вещь появилась.

Ребенок может плакать, устраивать истерики, шантажировать, просить или, наоборот, закрыться в себе и не идти на контакт с окружающими, все эмоции и переживания держать в себе. Как бы он себя ни вел, на ситуацию это уже не повлияет — вещь не появится.


Но такого рода жизненные уроки даются нам не напрасно. Из них нужно брать пользу, нужно попытаться понять, чему жизнь хочет меня научить в этой ситуации. Как в компьютерной игре: что я получу, если пройду этот уровень? Я стану сильнее, умнее, опытнее. Так же и в реальной жизни.

Задача родителя — научить ребенка не обижаться на судьбу и не примерять на себя роль жертвы, которую все жалеют, не манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочется. А вместо этого брать пользу от таких уроков, анализировать ситуацию, понимать причину произошедшего и планировать свои действия на будущее, чтобы такое не произошло вновь.

Объясню на примере.

Ребенок потерял одну из своих любимых игрушек. Брал на улицу играть и не заметил, как игрушка потерялась. Дома, когда малыш заметил пропажу, он очень огорчается, плачет, ищет, но найти не может.

Как вести себя родителям?

Вариант 1: наказание и обвинения

Родители тоже сильно огорчились, что ребенок потерял игрушку. Они кричат на него, наказывают, винят в потере и больше не покупают ему дорогих вещей. Да еще при любой возможности напоминают о случившемся.


— у ребенка формируется запрет на негативные эмоции (плакать, когда грустно, — нельзя, нужно быть сильным и справляться);

— у него формируется страх ошибок (первая детская ошибка повлекла за собой неприятные эмоции, и, чтобы их избегать, лучше никогда не рисковать, а действовать только проверенными способами);

— он не учится анализировать ошибки, а значит, и не продумывает новые варианты действий в подобных ситуациях, что приводит к тому, что подобные жизненные уроки повторяются снова и снова;

— у ребенка занижается самооценка, он не верит в свои силы и возможности.

Вариант 2: жалость и перекладывание ответственности на других

Родителям очень жалко ребенка, ведь он так сильно переживает потерю. Они пытаются отвлечь ребенка от этой ситуации, чтобы он быстрее ее забыл и снова начал радоваться жизни. В ход идут разные виды заботы:

— перекидывание ответственности за случившееся на третьих лиц (другие люди или обстоятельства виноваты, даже родители сами берут на себя вину за случившееся), как бы говоря ребенку: «Ты хороший, это они плохие»;

— родители покупают ребенку все, что он захочет, лишь бы он скорее отвлекся.


— ребенок не учится брать ответственность на себя за свою жизнь;

— не учится анализировать ситуации и свои ошибки;

— ребенок получает выгоду от позиции жертвы, когда он «бедный и несчастный» и получает все, что хочет;

— формируется потребительское отношение к близким, которые обязаны выполнять его капризы;

— ребенок не растет внутренне, не становится сильнее, умнее, опытнее.

Вариант 3: игнорирование и обесценивание эмоций

Родители не придают особого значения случившейся ситуации, не обсуждают с ребенком его переживания, его эмоции: «Глупости! Игрушку потерял! Вот я в твои годы десятки игрушек терял — и что?»

— ребенок понимает, что его чувства, его переживания, его эмоции, его внутренний мир близким людям не нужны, окружающим не важны его истинные желания. Вырастая с такой позицией, человек учится подстраиваться под других людей, всю жизнь проживает не своей жизнью, а жизнью других;

— ребенок не учится прислушиваться к себе, не любит себя, не заботится о себе.

Правильная реакция на ситуацию


Как же действовать родителям, чтобы ребенок вынес максимальную пользу для себя из ситуации потери?

Спит, кормит, купает, берет во все поездки — потеря любимого игрушечного друга может стать серьезным стрессом для чада. Как помочь?

Мы поговорили с мамами, которые оказывались в такой ситуации, и они рассказали, как из нее вышли.

Объявить поиски

У сына была любимая коалка из шоколадного яйца — нашел еще в моих детских игрушках у бабушки и почему-то очень проникся. Игрушка маленькая, и в этом было множество плюсов. Никита строил своему Биби домики и лабиринты, катал на всем игрушечном транспорте, брал с собой везде — благо коалка легко помещалась в карман. Мы фотографировали ее во всех поездках, и однажды где-то на улице сын ее потерял.

Горе было безутешным, каждое утро начиналось со слез. Я в отчаянии дала объявления во все родительские группы района, вдруг кто-то находил. Потом — просто в группы мам, вдруг у кого-то дома есть такой зверек, я готова была купить его за любые деньги.

И через две недели одна из девушек откликнулась — она переслала мне точную копию Биби, которая валялась у нее без дела.

Деньги брать отказалась, но я выслала ей с курьером огромный букет. Никита был счастлив, но теперь Биби на улицу не выходит, только на балкон.

Придумать перевоплощение

Моя трехлетняя дочка потеряла игрушечного белого котика Мусю. Сначала мы придумали что-то — мол, Муся ушел, скоро придет. Надеялись с мужем, что она забудет и успокоится. Но каждое утро Варя бежала в коридор, проверить, не вернулся ли Муся, и с рыданиями возвращалась в постель.

Когда она перестала есть, я забеспокоилась. Мы с мужем написали письмо от имени Муси:

«Дорогая Варя, меня заколдовал волшебник, и ты должна узнать меня в магазине игрушек, сердце тебе подскажет. Я буду другим котом, но буду так же сильно любить тебя».

Мы пошли в магазин, и дочка остановилась возле огромного ярко-розового кота с воплем: «Я его узнала!»

Мы просили приглядеться получше — очень уж велик был зверь, но Варя оказалась непреклонна. Теперь Нью-Муся живет с нами и точно не потеряется.

Читайте также: