Ребенок прячет игрушки аутическая черта

Обновлено: 07.05.2024

Думаю, что многие родители детей с нарушениями развития задавались этим вопросом, но для начала небольшая справочка.

Аутичные черты (АЧ) - это группа поведенческих моментов, которая присуща в основном детям с расстройством аутистического спектра (РАС).

Перечислять прям всё долго, однако вкратце сюда относят:

  • Стереотипии (бессмысленные действия типа кружения, бега по кругу, рассматривание пальцев, выкрики и т.д.);
  • Нарушения коммуникации и общения (ребёнок не показывает пальцем, ничего не просит, а "управляет" руками взрослого, не смотрит в глаза, не наблюдает за взрослыми, не слушает то, что ему говорят);
  • Проблемы с моторикой (трудно научить большему, чем бег, прыжки и иногда лазанье, дети часто слабые и неловкие);
  • Эхолалии (повторение фраз за кем-то, уместное и не очень цитирование, вместо своей речи);
  • Специфические игровые интересы (в возрасте старше 1,5-2 лет нет действий "по назначению", типа машинку покатать/куклу покормить, зато есть зацикленность на отдельных деталях: швырнуть и посмотреть как падает, крутить колеса, открывать/закрывать двери);
  • Многие другие странные моменты , про которые в основном слышно, что они присущи аутистам, типа избирательности в еде, склонности всё упорядочивать, нетерпимости к яркому свету, некоторым звукам и прочее.

АЧ, по-хорошему, не страшны. В малом количестве мы все их имеем - кто-то любит упорядочивать, кто-то "грациозен" как медведь, а кто-то не переносит определённую музыку. Это нормально, когда таких моментов немного и они не мешают по жизни .

А стереотипии мы вообще не замечаем: крутим волосы на палец, рисуем ерунду на бумажке, мотаем ногами, когда сидим и ещё кучу всего такого делаем потому, что. скучно. Человек устроен так, что ему сложно ну совсем ничего не делать - мозг, бодрствуя, всегда требует либо объекта внимания, либо стимуляции ощущениями. Отсюда бесцельные занятия и телодвижения.

Но как только ЦНС находит цель, нам моментально становятся ненужными все эти действия. Они отбрасываются в сторону, а мы начинаем заниматься настоящим делом. Но чтобы это случилось, должен хорошо работать самоконтроль, а он в свою очередь достаточно сильно зависит от речи и общения.

Как это связано? Те, у кого есть маленькие дети, наверняка обращали внимание, что как только младенец начинает не только кричать, но и хоть что-то понимать , откликаться на имя и интересоваться тем, что вы говорите, с ним становится сразу как-то легче. От детских " Хочу! ", конечно, в раннем возрасте всё равно никуда не деться, но нарастающее понимание речи явно делает ребёнка более осознанным и собранным.

Другим моментом, регулирующим поведение, является коммуникация . Интерес к людям, к окружению, стимулирует малыша действовать "как другие": перенимать манеру поведения, привычки, реакции на что-либо. Ребёнок видит, скажем, что тут мы стоим тихо, а там можем пошуметь - так он постепенно учится правилам поведения в обществе.

Речь, особенно её понимание, внимание к людям и имитация совместно формируют осознанное, социально-приемлемое поведение, которое не даёт просыпаться поведению полевому , а с ним и вызывать АЧ.

Существуют разные диагнозы, когда по каким-то причинам этого не происходит. Как вы можете понять по " аутичным чертам", самый известный такой диагноз - расстройство аутистического спектра. Но есть и другие: алалия с сенсорным компонентом (когда ребёнок не понимает речь), задержки психического развития, умственная отсталость, нарушения слуха, некоторые виды эпилепсии и пр.

Все они не дают речи и/или коммуникации развиваться вовремя. В результате ребёнок вроде как среди людей, но он не может с ними общаться, не понимает, чего от него хотят. Поведение в свою очередь никак не регулируется речью родителя или собственным наблюдением за социальными нормами. Отсюда и появляются АЧ - полевое поведение, вычурные привычки, странные игры, отсутствие реакции на слова, бессмысленные действия и прочие "заскоки".

Эти вещи очень напрягают родителей, поскольку постоянно напоминают им, что с ребёнком не всё в порядке. Тем не менее, довольно бесполезно бороться именно с АЧ, поскольку они часто ведут себя как Змей Горыныч: отрубишь одну голову - вырастает другая.

Аутичные черты не являются самостоятельным нарушением - это только симптом. Поэтому ожидать их настоящего ухода можно только после устранения причины.

Например, я всегда писала про то, что у моего сына с сенсомоторной алалией (не понимает и не говорит) в раннем детстве было ну очень много аутичных черт. Здесь я выкладывала статью с ранними симптомами нарушений развития - из перечисленных в ней двадцати штук у Лёвы было восемнадцать! И он правда вначале выглядел как махровый аутист - даже тест АТЕК, являющийся весьма приблизительной оценкой, в 2 года был на 109 баллов (глубокий аутизм).

Но как только сын начал хоть немного понимать речь, АЧ начали быстро распадаться. Стало возможным что-то объяснять, куда-то спокойно идти. Появилась нормальная игра и деятельность, а не махание руками, мычание и бессмысленное беганье туда-сюда. Ребёнок словно бы проснулся. А всё потому, что причина его аутичных черт, - непонимание речи, - начала ликвидироваться и на их место стало заступать адекватное, целенаправленное поведение.

У аутистов с ростом понимания речи тоже обычно улучшается деятельность. Однако при РАС бывают ситуации, когда понимание не страдает, а аутичные черты всё равно "в наличии" и никуда не собираются уходить. При этом ребёнок может обладать хорошими и даже высокими интеллектуальными способностями. Так почему речь и развитый интеллект не могут урегулировать его поведение?

Когда родителям говорят, что у их ребёнка ЗПР, они часто думают, что ЗПР чуть ли не синоним умственной отсталости. Также и с аутичными чертами. Врачи и педагоги иногда пишут " АЧ " в своих заключениях. Мама и папа читают и многие понимают это как: " У моего ребёнка диагностировали аутизм ". Но так ли это на самом деле?

По опыту могу сказать, что специалисты пишут " АЧ ", когда подозревают аутизм, но по каким-то причинам не до конца уверены в диагнозе. Почему? Потому что АЧ сопровождают, пожалуй, практически все расстройства развития: СДВГ, ЗПР, алалию, умственную отсталость и т.д.

Что можно назвать "аутичными чертами"?

Большой пласт поведенческих нюансов. Ниже я привожу самые распространённые.

Как всегда, я подчеркиваю, что нормально , когда у ребенка есть пара таких черт (все имеют право на "тараканов"). Если в целом его развитие не вызывает особых вопросов, можно не беспокоится. Плохо, когда виден набор из 4-6 и более черточек.

Стимы (однообразные повторяющиеся действия: кружение, крылышки, бег по кругу, рассматривание рук, раскачивания и пр.);

Бурная реакция на обычные раздражители : чувствительность к свету, запаху, касаниям, звукам;

Проблемы с коммуникацией : игнорирование обращённой речи, нет взгляда в глаза, непонимание речи и отсутствие собственной речи после 3-3,2 лет, отсутствие отклика на имя и жестов (УЖ, да/нет);

Вокализации: внезапные выкрики и "пропевание" гласных а-о-а, у-э-а и прочее;

Эхолалии : повторение фраз и слов из мультиков, повторение вопроса вместо ответа на него;

Сложности с имитацией: ребёнок ничего не повторяет ни за другими детьми, ни за взрослыми;

Избирательность в еде, привязанность к определённым вещам;

Отсутствие нормальной игры у ребёнка: крутит колеса у машинок, строит ряды из игрушек, играет с тапками и прочими непредназначенными для игры вещами вместо сюжетно-ролевых действий (кормление игрушек, катание пассажиров и прочее);

Моторная неловкость и запаздывание формирования сложных моторных навыков - трудности с удержанием равновесия, лазанием, прыжками, висением, катанием на самокате, велосипеде и пр.

Если говорить об аутизме, то родителей обычно больше всего волнуют стимы. На самом деле, критичные для аутизма симптомы это не стимы, коих валом при той же алалии с сенсорным компонентом и иногда при ЗПР.

Для РАС критичны:

👉 Сложности с коммуникацией. Именно нарушения коммуникации первоочередные в МКБ для постановки диагноза "Расстройство аутического спектра".

И дело тут не в отсутствии указательного жеста или взгляде в глаза - это может быть и при других нарушениях развития. И даже не в необщительности, как думают обыватели. Когда ребёнок начинает говорить, обнаруживается, что он не стремится инициировать общение, может быть бесцеремонным в своих суждениях, может игнорировать социальные нормы и правила, не умеет "читать" мимику, эмоции, намерения других людей.

Аутист может быть весьма неплохо развит умственно, однако социальный и эмоциональный интеллект оставляют желать лучшего. Именно тут проявляется "неизлечимость" РАС - трудности с коммуникацией, хотя и могут поддаваться некоторому сглаживанию, остаются на всю жизнь.

👉 Сложности с имитацией. При других нарушениях развития тоже бывают сложности с имитацией. Однако они связаны преимущественно с тем, что ребёнок крайне невнимателен или не понимает речь. Со временем имитация у детей без РАС разрастается сама по себе - они начинают повторять что-либо по своей инициативе и вне процесса обучения , а скажем, во время игры.

Детей с аутизмом часто приходится не только учить имитации, но и сопровождать её словесными подсказками. Вне развивашек или вне обучения каким-либо навыкам ребенок по своей инициативе практически никогда не копирует действия других людей/детей.

Существует теория почему у детей с РАС повторение сопровождается такими трудностями. Согласно ей, аутизм может вызываться нарушением работы зеркальных нейронов в мозге .

Зеркальные нейроны активизируются, когда человек наблюдает действия других людей и пробует их повторить. Они критически важны в период раннего детства, так как позволяют ребенку быстро приспособиться, научиться что-либо делать, говорить и сопереживать, перенимая опыт от взрослых. Эти нейроны развиваются как раз к 12-месячному возрасту, чем теоретически можно объяснить то, почему аутизм обычно становится заметен в сравнении с другими детьми, начиная примерно с этого возраста.

👉 Сложности с сюжетно-ролевой игрой . Ребенок с аутизмом может часами сидеть с каким-нибудь тапком или любым другим неигровым предметом интерьера, крутить колеса машинок, велосипедов, строить ряды и бегать вокруг вентиляторов, но сюжетно-ролевая игра (готовка еды, кормление игрушек, стройки, пассажирские перевозки на машинках) вне области специальных интересов практически никогда не формируется самостоятельно. Малыша буквально нужно учить играть.

Для дошкольников сюжетно-ролевая игра является основой формирования эмоционально-волевой сферы. Через игру ребенок просеивает множество увиденного, учится понимать свои эмоции, а со временем и сотрудничать с другими детьми. Так как у детей с РАС основные проблемы сосредоточены именно в области эмоционально-волевого развития, неудивительно, что здесь они испытывают затруднения.

Отмечу, что при других нарушениях развития появление сюжетно-ролевой игры может задерживаться (в норме появляется до 1,5 лет и дальше усложняется). Но она всё же появляется сама и с ходом развития ребёнка самостоятельно усложняется без "танцев с бубном" со стороны родителей или педагогов.

Почему так сложно понять аутизм или нет даже специалисту?

Обратите внимание, что критичные для аутизма черты - это черты, требующие значительного времени для однозначного проявления. Если бы можно было сказать: " О, Вася не показывает пальцем и не смотрит в глаза - он аутист " , то трудностей с диагностикой не было бы ни у кого. Но тут всё намного сложнее.

Как мама сенсомоторного алалика, могу сказать, что по крайней мере до 2-летнего возраста трудности с коммуникацией, повторением, стимами и поведением у моего ребёнка были сопоставимы с РАС. В меньшей степени пострадала игра - к двум годам за кручением колёс и любовью к вентиляторам всё-таки проглядывало нормальное катание машинок и кормление игрушек.

Несмотря на то, что сыну поставили сенсомоторную алалию в 2,3, я ещё долго подозревала у него аутизм. Колебалась и наша психиатр. И только когда с развитием понимания речи сами по себе, пусть и с задержкой, "подъехали" нормальная коммуникация, имитация и даже экстравертность, стало понятно, что никакой это не аутизм. Случилось это когда Лёве было около 3.5 лет. Собственно, именно поэтому я поняла, почему даже специалистам трудно ставить диагнозы до 3 лет.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Как понять, что у ребёнка аутизм? На это вопрос ответила детский психиатр клиники «Первый шаг» Лабутьева Ирина Сергеевна.

Диагноз «аутизм» ставится ребёнку после обследования и медицинской комиссии с участием специалистов разных профилей. Существуют несколько форм этого заболевания, каждая из которых имеет специфические симптомы. Но есть основные признаки, которые помогут родителям заподозрить аутизм и своевременно обратиться к врачу.

Нарушение коммуникации

Этот признак проявляется задержкой речевого развития или мутизмом — полным отсутствием речи.

Тревожные сигналы:

  • не гулит и не лепечет
  • издаёт повторяющиеся звуки
  • имеет скудный словарный запас
  • о себе говорит в 3-м лице
  • в речи нет личных местоимений и обращений
  • не способен или испытывает сложности с объединением слов в фразы
  • будто эхо повторяет какие-то слова и фразы
  • придумывает слова

Нарушения социального взаимодействия

Нарушения во взаимодействии с другим людьми. Обычно эти проявления обнаруживаются родителями после года.

Тревожные сигналы:

  • избегает контакта глаза в глаза
  • не просит взять на руки
  • сопротивляется попыткам приласкать, обнять
  • не реагирует на обращённую речь
  • чтобы получить желаемое, обычно использует жесты, а не речь
  • не интересуется другими детьми и не контактирует с ними
  • предпочитает играть один
  • не играет в ролевые игры и не может придумать сюжет игры
  • не интересуется игрушками, так как не понимает их символические роли — например, может часами крутить колесо у машинки вместо того, чтобы катать её
  • склонен играть предметами, не предназначенными для игр, — кастрюлями, крупой, пуговицами, можете пересыпать сахар из одной руки в другую
  • не реагирует на эмоциональное общение

Стереотипность поведения и ограниченность интересов

Этот признак проявляется однообразными, монотонными действиями и страхом перемен.

Тревожные сигналы:

  • зацикленность на одном занятии — например, может несколько часов смотреть, как вращается юла или собирать один и то же пазл
  • коллекционирует игрушки на одну и ту же тематику или увлекается одной и той же тематикой — чаще всего это космос, паровозы и динозавры
  • избирательность в еде — предпочитает углеводную пищу (обычно макароны и хлеб), тяжело жевать кусковое мясо
  • реагирует беспокойством, капризами, агрессией на изменения — например, на перестановку мебели, переезд
  • резко реагирует на громкие звуки
  • повторяющиеся монотонные движения — в состоянии стресса может раскачиваться из стороны в сторону, качать головой и др.
  • может стереотипно передвигаться по квартире, следуя определённым маршрутам
  • приверженность определённому распорядку

Ребёнок в с аутизмом может испытывать абстрактные страхи, например, бояться голубей или воздушных шаров.

Ранние клинические проявления (для детей младше 1 года)

Обычно признаки аутизма обнаруживаются у ребёнка около 1,5-2 лет. Но родителям нужно быть внимательными к малышу с самого его рождения, потому что отдельные проявления могут сигнализировать об аутизме.

Тревожные сигналы для родителей детей младше 1 года:

  • на касания мамы реагирует неадекватно: расслабляется, будто растекаясь, либо напротив — напрягается, отсюда сложности с приучением к рукам
  • отстают в развитии: в норме дети в 3 месяца начинают держать головку, в 6 месяцев — сидеть, в год — ходить, при аутизме эти сроки могут сдвигаться
  • избегает зрительного контакта
  • не тянется ручками ко взрослому, не реагирует, когда над ним наклоняются, не просится на руки — нет комплекса оживления
  • не улыбается или улыбается, но под влиянием приятных телесных ощущений, звуков, зрительных образов, но не в ответ на улыбку мамы или другого человека
  • не стремяться к коммуникации со взрослыми
  • привязанность к маме или отсутствует, или наоборот чрезмерная

Проявления аутизма могут отличаться в зависимости от формы и тяжести заболевания. При обнаружении тревожных сигналов нужно немедленно обратиться к психиатру для диагностики.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Врач-педиатр, аллерголог-иммунолог. Опыт работы по специальности 20 лет.

Характер – это обязательное наличие нескольких индивидуальных и отличительных черт. И аутичных, в том числе. Но для постановки диагноза «аутизм» эти черты не являются основанием. Аутизм – это не болезнь, которую можно вылечить, а нарушения в развитии. И для постановки диагноза специалист ориентируется на наличие 3 основных черт – «триады аутизма». Аутичные черты же могут присутствовать в характере и здорового ребенка.

Расскажем об аутичных чертах характера ребенка, а также о признаках и проявлениях аутизма.

аутичные черты и аутизм

Какие черты характера у ребенка можно назвать аутичными

Аутичные черты могут проявиться у малыша уже в раннем возрасте.

Чаще всего к аутичным относят следующие черты характера.

1. Проблемы с коммуникацией. Малыш:

  • избегает зрительного контакта;
  • игнорирует обращенную к нему речь;
  • не тянется на ручки;
  • негативно реагирует на телесный контакт с мамой.

2. Привязанность к определенным вещам. Ребенок предпочитает одну погремушку или соску, затем – только определенную одежду или игрушку.

3. Задержка в формировании моторных навыков. Малыш позже сверстников начинает сидеть, ползать и ходить.

4. Избирательность в еде. Ребенок предпочитает одни продукты питания, отрицая другие.

5. Задержка в формировании речевых навыков.

6. Избирательность в общении. Малыш может выбрать в семье одного или нескольких членов для общения, игнорируя остальных.

7. Неадекватная реакция на:

  • некоторые запахи;
  • звуки;
  • яркий свет;
  • другие раздражители.

8. Наличие стимов (однообразных повторяющихся движений), а именно:

  • раскачиваний;
  • потирания ладошек;
  • махов руками;
  • кивания головой.

2-3 подобные черты вовсе не означают наличие аутизма. Многое из перечисленного присутствует практически у каждого взрослого. Один может быть избирателен в еде, другой – в выборе одежды и ароматов. У третьего есть привычка качать ногой, а четвертый не переносит громкие звуки и резкие запахи.

Если подобные черты присутствуют в поведении ребенка, следует более внимательно относиться к нему, а при подключении дополнительных беспокоящих признаков немедленно обратиться к специалисту.

Какие признаки в поведении ребенка могут говорить об аутизме

аутичные черты аутизм в чем разница

Аутизм – это не болезнь, поэтому его нельзя вылечить лекарствами. Причины такого аномального развития до сих пор не изучены.

Основное проявление развития ребенка при аутизме – нарушение восприятия внешних раздражителей, которое провоцирует:

  • нарушение коммуникации с окружающим миром;
  • трудности адаптации к новым условиям;
  • возникновение стойких привычек.

В отличие от аутичных черт, аутизм проявляется более выраженными, стойкими и многочисленными признаками и, самое главное, нарушениями в развитии ребенка.

Проявления аутизма

1. Отсутствие зрительного контакта с мамой в раннем возрасте, а в более старшем – игнорирование просьбы посмотреть в глаза, повернуть лицо.

2. Полное игнорирование обращенной речи.

3. Выраженная негативная реакция на прикосновения и на любые телесные контакты.

4. Отсутствие таких речевых навыков, как:

  • гуление;
  • лепет;
  • первые слова.

В более старшем возрасте наблюдается отсутствие или грубое нарушение речевого развития.

5. Нарушения моторного развития. Невозможность повторить действие по подражанию и образцу. Отсутствие навыков самообслуживания.

6. Стереотипное поведение и наличие множественных стимов.

7. Нарушения внимания и памяти. Трудности в овладении новыми знаниями.

8. Однотипные движения с игрушками. Отсутствие игр (особенно сюжетно-ролевых).

Как ставится диагноз «аутизм»

чем аутизм отличается от аутичных черт

При постановке диагноза специалист, прежде всего, ориентируется на так называемую триаду.

  1. Задержка или аномалии развития.
  2. Нарушения социального взаимодействия (общения и коммуникации).
  3. Стереотипное поведение.

Триада – это основные черты аутизма, которые могут сопровождаться множеством других, а именно:

  • агрессией;
  • самоагрессией;
  • истеричностью;
  • фобиями;
  • избирательностью и др.

Вместо итога хочется посоветовать родителям: относитесь очень внимательно к развитию и воспитанию ребенка. При малейших подозрениях обращайтесь к профильным специалистам для комплексной оценки развития малыша. Однако не ищите проблему там, где ее нет. Скорректировать состояние ребенка возможно совместными усилиями врачей, педагогов, психологов и самих родителей.

Видео


  1. Карл Гилберт. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – Москва, 2005. – 144 с.
  2. А.И. Кравченко. Психология и педагогика: учебник. Москва, 2008. – 400 с.
  3. Воронков Б. В. Психиатрия детей и подростков. – СПб, 2017. – 288 с.


* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Оптимизм – магнит счастья. Будьте позитивной, и в вашей жизни станет больше хороших вещей и приятных людей

Девочки у чьих детей стоял такой диагноз, (моему сыну сейчас 2,5) ушли ли у ваших детей ач с появлением речи и с возрастом?


Комментарии

У нас такой же возраст из речи пока шаблонные фразы и слова, на имя стал откликаться, на вопросы простые отвечает, ну вот тревожность, с детьми не любит играть, некоторых боится, может игнорить, зк то отличный сам голову мою поворачивает, то не хочет смотреть я прошу говорит нет, пытается но ему именно сложно смотрит как на солнце. Сенсорные проблемы есть.

Мой с детьми наоборот любит играть, но толком не говорит, просьбы не выполняет

Просьбы выполняет, говорит, но нужно вообще не реагировать пока не скажет, плюсом диспраксия. Рядочки как появились так и прошли, животных строит, спрашиваю куда они стоят говорит в магазин, шоколадку покупать, крылышки прошли, но может потрясти ржёт и сразу хлопает, говорили ему что если хочется трясти, похлопай. Врач мне недавно сказал, что эти моменты все пройдут, что он заговорит, но в школе ж&па будет, к нему сейчас приходят с такими детьми у кого ач были по мне просто рас легкий, школьниками и они говорят учится не буду делайте со мной, что хотите. А так лекарства принимаем, к дефектологу ходим прогресс есть даже шутит по своему.

Мы тоже лекарства принимаем, прошли курс кортексина, сейчас пьём аминалон, магний и рыбий жир из Норвегии, после аминалона 2 недели перерыв и начнём курс рекогнан

Немного не поняла, что вы написали про школьников с ач?

Врач мне сказал, что сейчас ему школьников приводят, у которых были ач в маленьком возрасте и заговорили в районе 4 лет и что моменты, которые беспокоили родителей в раннем возрасте прошли, но зато сейчас бегают по врачам тк дети отказываются учится итп

Каждый ребенок уникален, в спектре еще более уникален… У меня сын с рас отличник. Две грамоты за два года. Нет в нашей стране диагноза ач. Кстати, тех ач, которые были в детстве у него давно нет. В школу пошел в 5,9. Школа с 6 лет. В 4,9 сняли все задержки кроме речи, в 6,5 догнал нт и в речи. Свободно говорит на двух языках, читает по-русски хуже, чем на иврите, но мы не особо занимаемся. Да честно говоря, давно с ним ничем, кроме разбора соц ситуаций или идиом не занимаюсь. В школе хватает работы. В игры вот играем.

Более того в классе сына еще 8 детей, Еще как минимум 3 деток приближаются к сыну по многим предметам, то есть учатся очень хорошо. Класс для легких аутистов. По многим не скажешь, что они в спектре))). А я точно знаю куда и как смотреть.

Нет, все будет но при коррекции будет не заметно.

Еще много зависит от личности ребенка.

Если это зпр то уйдут, если рас то будут появляться и будут исчезать и вновь появляться.

Только как понять рас это или зпр, если врачи даже толком разобраться не могут 🤷🏻♀️

Я соглашусь с тестом ados вы сами можете пройти онлайн. Но вообще просто посмотрите за ребенком, вот вы играете во что-то, дали ребенку игрушку например заводную, он обернется к вам, покажет игрушку, проверит что вы здесь? Если да, то вероятнее всего зпр, если ребенок вообще не обращает внимание на вас, ну значит да, рас. Но это грубое объяснение, на мой взгляд, в вашем возрасте всегда есть место тому что случится резкий прогресс, когда начнете работать, лучше всего чтобы вас наблюдал один врач чтобы отследить динамику. Я бы на вашем месте в данном случае не расстраивалась за диагноз, так как есть время, что после начала коррекционных занятий с педагогами ребенка будет не узнать.

У меня например сын в 2.6 дико вокализировал, потом вокализация прекратилась, потом возобновилась, угасала, сейчас снова пошли вокализации от которых я вешаюсь) но у нас рас.

Он обращает на меня внимание только когда ему этого хочется, например можно принести мне игрушку (животное) и сказать какой звук это животное издаёт, так же с книжками и картинками, но если я сама ему что-то предлагаю, то это обычно игнор с его стороны. Мы уже прошли один курс реабилитации, бак, микротоки, массаж, занятия с психологом и дефектологом, конечно скачок есть, но работы ещё очень много

Вообще здорово)) может тогда раскачивать его на коммуникацию через простые игры чтобы с вами шел в контакт? И одну игру воспроизводить в течение дня много-много раз чтобы у него закрепилась коммуникативная деятельность с вами. Например пальчиковые игры после них поощрение, чтобы была у ребенка мотивация с вами играть) ну мы так делаем)

Читайте также: