Ребенок разбрасывает игрушки что делать

Обновлено: 16.05.2024

Каждый день мы наблюдаем, как пол в квартире, где есть дети выглядит так, будто кто-то бросил магазин игрушек в блендер и нажал «ВКЛ» с открытой крышкой.

Увидев, подобную картину мы испытываем чувства, которыми не гордимся. Каждый раз наши "истерики" , вызванные игрушечным беспорядком, создают перелом в наших отношениях с детьми. Подобную ситуацию необходимо в корне менять.

Настоящая проблема игрушечного беспорядка - это слишком много игрушек!

Ваша реакция на беспорядок не уникальна. На самом деле, исследования показывают, что беспорядок может повредить психическому самочувствию, особенно у женщин. Визуальный беспорядок также может повысить уровень кортизона, гормона стресса.

Более того, слишком много игрушек вредит детям в их развитии.

Когда у детей слишком много игрушек, они чувствуют себя подавленными. Они заканчивают тем, что прыгают от игрушки к игрушке, не будучи полностью поглощенными игрой с какой-то определенной вещью.

Вы можете подумать: ну и что? Но опыт погружения в одну игрушку ведет к реальному росту и развитию вашего ребенка.

Это похоже на то, как будто вы начали 10 разных книг одновременно и по очереди читали пару страниц из каждой. Вы никогда не будете полностью погружены ни в одну из книг, и вам будет трудно извлечь какие-либо важные уроки из чтения.

Что такое "круговорот игрушек"?

Если вы не слышали об этом раньше, "круговорот игрушек" означает периодическое переключение игрушек, с которыми ваш ребенок может играть. Вы храните игрушки, которые в данный момент не используются, например, в шкафу, на чердаке или в подвале.

Преимущества "круговорота игрушек" :

1. Если визуальный беспорядок напрягает вас, вы можете обнаружить, что меньший беспорядок игрушек помогает вам оставаться спокойнее.

2. Меньшее количество игрушек делает уборку быстрее, а более быстрый процесс уборки помогает и родителям, и детям сохранять весёлое настроение. Кроме того, детям легче помочь в уборке, когда игрушки имеют определенный "дом" , в который им нужно вернуться.

3. Уменьшение количества игрушек, к которым у вашего ребенка есть доступ, повысит его способность играть самостоятельно и творчески. Кроме того, дети, как правило, играют дольше и более творчески с меньшим количеством игрушек вокруг. Еще одно дополнительное преимущество, которое может вас удивить: ваши дети станут превращать предметы быта в игрушки - деревянные ложки могут стать марионетками (или микрофонами), куски дерева превратятся в игрушечные ноутбуки и телефоны, а подушки и одеяла превратятся в дома. Если вы хотите, чтобы ваши дети научились мыслить нестандартно, "круговорот игрушек" является отличным способом стимулирования этого.

4. Настройка системы "круговорота игрушек" даст вам прекрасную возможность проводить "Великую Чистку Игрушек". Вы можете избавиться от сломанных игрушек, пожертвовать игрушки, которые перерос ваш ребенок, а иногда вы даже дадите новую жизнь старой игрушке.

5. Также дети учатся ценить игрушки, которые они имеют прямо сейчас, вместо того, чтобы считать само собой разумеющимся, что у них есть доступ к любой игрушке, которую они хотят в любое время. Во многих семьях это означает, что дети тоже лучше заботятся о своих игрушках.

6. "Круговорот игрушек" также не даёт скучать ребенку . Это потому, что когда приходит время выхода нового набора игрушек, дети возбуждаются и, как правило, надолго теряются в игре с "новыми" игрушками.

ребенок кидает игрушки.jpg

Практически все малыши начинают кидать игрушки и другие предметы в возрасте около года-двух. Маме важно знать как к этому относится и тогда через какое-то время это пройдет.

Раскидывание игрушек — это правильный и даже полезный опыт для развития малыша. Когда взрослый что-нибудь кидает, он точно знает что произойдет: мяч покатится, ваза разобьется, подушка бесшумно упадет. Нашего мышления и жизненного опыта хватает? чтобы понимать это заранее.

У ребенка такого опыта нет. Кроха раз за разом исследует окружающий мир кидая игрушки, пока в его голове не уложатся знания о свойствах предметов вокруг. Обратите внимание – ребенок не просто кидает, а наблюдает или прислушивается к тому куда и с каким звуком упадет предмет. Хотя со стороны это может даже выглядеть как действие назло.

То есть чем больше игрушек кидает ребенок – тем больше знаний получает. Так развивается его мышление.

Как реагировать, если ребенок постоянно раскидывает игрушки

Реагировать нужно спокойно, без бурных эмоций. Иначе малыш может начать использовать это как способ привлечения внимания. Рассматривайте кидание как этап развития личности.

Со временем ребенок перестанет кидать вещи и игрушки сам по себе.

  • Ни в коем случае не кричите, не ругайте и не шлепайте ребенка. Если делает что-то совсем запрещенное, например кидает игрушки в людей, остановите и отведите в сторону на несколько минут. Объясняйте и повторяйте многократно если необходимо.
  • Уберите опасные и запрещенные для ребенка предметы из его доступа. Если малыш их настойчиво требует – переключайте внимание, например на музыку, воду, огоньки, машины за окном.
  • Даже в возрасте одного года ребенок должен понимать, что ему делать можно, а что нельзя и даже опасно. Если вы сказали «нет» - мягко, но настойчиво стойте на своем.
  • Поддержите развитие личности малыша в этот период: поощряйте желание крохи делать что-то самому и организуйте его личные безопасные зоны, где можно все. Например, ящик в нижнем отделении кухонного гарнитура, где лежат пластиковые контейнеры и чашки, коробка с игрушками в зале.

Лайфхак

Привяжите веревочку к каждой игрушке, которую кидает ребенок. Тогда малыш сможет сам весело доставать их.

  • Помогайте исследовать мир вокруг: показывайте малышу как пользоваться предметами вокруг и какие у них есть свойства, предлагайте вдыхать различные ароматы и слушать множество звуков.
  • Запретное хочется больше всего. Может получиться так, что чем больше запрещаете – тем больше кроха старается все раскидать. Предлагайте малышу альтернативу того, что можно и даже нужно бросать: мяч в стену, вещи в стиральную машинку, игрушку в воду при купании.

Expert

Опытная мама, консультант по юридическим вопросам

Из личного опыта

“Отличным поводом для изучения мира вокруг я считаю прогулку. На улице можно потрогать кору деревьев (шершавая), траву (мягка) или снег (холодный). Посмотреть как ветерок качает деревья, послушать чириканье птиц, голоса людей или гул машин. Во дворе кидайте вместе с малышом листики в травку, камешки в лужу, песок в ведерко. Таким образом, кроха удовлетворит свои потребности в кидании и это уже не будет интересовать его так сильно".

коляска для двойни.jpg

Что делать если ребенок постоянно бросается едой

Находиться рядом, приобрести небьющуюся посуду и не накладывать слишком много еды сразу. Чаще всего дети начинают бросаться едой, когда уже наелись.

Советы как приучить ребенка к порядку

  • Не кричать и не ругаться на малыша. Лучше сконцентрируйте внимание крохи на беспорядке и предложите все собрать вместе. Не говорите «какую ужасную грязь ты развел», просто скажите «я хочу видеть все машинки и бумажки на своих местах».
  • Поощряйте и хвалить ребенка за каждую убранную на место вещь, возможно даже хлопая в ладоши. Детям нравится быть хорошими.
  • При смене совместной деятельности, сначала уберите вещь на место, а затем доставайте следующую. Например, вы закончили рисовать, и ребенок хочет лепить. Сначала вместе уберите краски и альбом, а затем доставайте пластилин. Тогда у вас не будет ситуации «краски смешались с пластилином и пазлами», а малыш привыкнет и будет понимать что «пластилина не будет, пока мы не уберем краски».

Частая ошибка мам в том, что они постоянно убирают все за ребенка со словами «вот вырастет и будет убираться» Скорее всего не будет, так как у ребенка просто не сформируется потребность содержать вокруг себя чистоту.

  • Не ругайте за плохую на ваш взгляд уборку и не переделывайте ее. Иначе вы отобьете у ребенка желание убираться и сведете его усилия на нет. Пусть сегодня это будет такой порядок, хвалите и продолжайте спокойно обучать. Каждый ребенок подсознательно хочет быть хорошим, особенно ближе к 4 годам. Позвольте ему быть хорошим и становиться еще лучше. В конце концов, он не родился с навыками уборки и приучение к порядку - это постепенный процесс.

Как научить ребенка собирать игрушки

  • Ставить задачу по возрасту. Например, если ребенку 2 года и он собрал 7-8 игрушек, то вполне имеет право устать. Дальше можно просить, но не настаивать.
  • Если дети раскидали игрушки и отказываются собирать -схитрите и предложите после сбора игрушек пойти делать что-то что малышу очень нравится. Например «а давай мы сейчас соберем игрушки и пойдем гулять/ играть с водой в ванну/ читать интересную сказу перед сном.
  • Настойчиво предлагайте аккуратно положить игрушку на место. Это важно: ребенок должен сделать это сам, ни мама, ни бабушка. Пусть не сразу, с недовольством, но сам. Обязательно похвалите его. Регулярно повторяйте.
  • Превратите уборку в веселую игру. Например, предложите ребенку убрать сначала все синие игрушки, затем все красные. Можно убирать игрушки на скорость, мама при этом постоянно охает и проигрывает.
  • Используйте метод реверсивной психологии, то есть действуйте от обратного. Например, вместо того, чтобы просить ребенка собрать игрушки, можно сказать «спорим, ты не умеешь собирать игрушки!» Ребенок начнет убирать все со скоростью взрослого. Метод работает после трех лет, когда малыш уже способен понять свою роль в происходящем. Происходит эффект соревнования, который дети обожают.

Из опыта бывалых мам:

«Анжела 25 лет, г.Санкт-Петербург, сын Алексей 5 лет. Сын с двух лет пытается использовать еду не по назначению. С самого начала строго ловлю его за руку и говорю «Еда не игрушки! Едой не кидаемся!» Сейчас очень редко, но все-таки еще кидает»

«Ольга, 29 лет, г.Новосибирск, дочь Анжела 2,5 года. Не приемлю решений типа: Вон из-за стола! До следующего приема пищи без перекусов! Я дочке все время все объясняю, да, еду бросать не разрешаю, но объясняю почему. Выдаю для бросания пластилин, поролоновые кубики и разрешаю перекладывать еду из тарелки в тарелку. Не вижу в этом ничего страшного»

«Таисья, 28 лет, Г. Пермь, двойняшки Тимофей и Василина 2,6 года. У Тимофея период бросания начался в год и два месяца. Василина сначала с интересом наблюдала за братом и недели через 2 дети стали вместе бросать игрушки, пульты, книги и все что попадется под руку, порой друг в друга. Насчет друг друга – мы просто объясняли, что это больно, так делать нельзя. Опыт пришел быстро, так как один другому быстро дал понять что такое «больно когда прилетит игрушкой» По всему остальному – старались каждый раз давать варианты, типа куклу кидать нельзя, мяч – можно. Еще сильно помогло, когда муж стал выходить с детьми на улицу и подолгу бросать камни в лужу, пока дети не устанут. После этого до конца дня точно никто из наших карапузов ничего не бросал и постепенно эта привычка ушла, хотя многие дети делают это почти до школы. Мне кажется, именно метод «набросаться вдоволь» так сработал».

Любая мама хотя бы раз сталкивалась с тем, что чужой или ее ребенок в песочнице обсыпал или толкнул кого-то, закатил истерику в людном месте, категорически отказался надевать любимую шапку. Почему так происходит, что неправильно делают родители детей в возрасте 1-3 года?


Психолог: желание малыша – не закон

Система воспитания за последнее время очень сильно изменилась, считает Светлана Глагола, практикующий бобруйский семейный и детский психолог. Если раньше ребенка больше «подстраивали» под требования общества, то сегодня многие родители, наоборот, склонны откладывать свои потребности ради удовлетворения желаний малыша. Из-за этого, отмечает Светлана, некоторые мамы идут на поводу у своих детей, не понимая, что те еще слишком малы, чтобы понять, чего они хотят в настоящий момент.

– Мышление ребенка в этом возрасте преимущественно наглядно-действенное, познание окружающего мира происходит только в процессе реальных действий с теми или иными предметами, – поясняет психолог. – И правила отношений между людьми усваиваются детьми через взаимодействие со взрослыми. Это значит, что если он научился требовать желаемого путем криков, истерик, то он запомнит именно такой способ как единственно верный для удовлетворения своих потребностей.

Несколько типичных ситуаций

Ситуация 1. Ребенок устраивает истерику в магазине, чтобы ему купили то, что он захотел. Поскольку место людное, родители согласны на что угодно, лишь бы избежать внимания окружающих. Ребенок это запоминает и регулярно повторяет во всех случаях, когда необходимо добиться своего.

Что делать родителям? Совет от Светланы Глагола:

– Родителям нужно показать ребенку как можно больше вариантов, которые помогли бы ему рассказать о своих желаниях мирным путем. В идеале, нужно приучить ребенка ждать удовольствия, т.е. отсрочить его на некоторое время. Это научит его терпеть и понимать, чего он хочет на самом деле, а также ценить то, что получает.

Внимание ребенка в этом возрасте очень рассеянно. В случае необходимости взрослому очень легко отвлечь малыша чем-то более значимым.


Ситуация 2. Двухлетняя дочка постоянно плачет после дневного сна, но объяснить ничего не может. В остальном с ней все совершенно нормально.

2-3-летние дети еще не сформировали механизмы физиологической саморегуляции организма, объясняет психолог.

– Что это значит? Например, если малышу тугая резинка слишком сильно стягивает волосы, болит голова или животик, чешется ножка, он становится капризным, начинает драться и делать то, что ему не свойственно.

Что делать родителям? Совет от Светланы Глагола:

– Понимая, что это особенность поведения в данном возрасте, нужно проявить терпение и дать ребенку время перейти из состояния сна в бодрствование. В данном случае, когда дочка будет готова к взаимодействию, она сама к вам подойдет.

В процессе взросления ребенок привыкает к определенным монотонным действиям, а потому при одинаковой последовательности уже будет знать, что его ждет дальше. Жизнь понятна и предсказуема – и формируется ощущение безопасности.

Ситуация 3. Ребенок не хочет надевать шапку, есть, ложиться спать, одеваться, закатывает жуткие скандалы, убегает или извивается в руках.

Что делать родителям? Совет от Светланы Глагола:

– Организовать жизнь своей семьи таким образом, чтобы она была предсказуемой для малыша, а правила – понятны и не менялись.

Например, ребенок не станет протестовать во время укладывания ко сну, если перед этим мама будет читать ему сказку. Их количество тоже должно быть одинаковым (одна сказка на ночь). В таком случае ребенок усвоит правило: закончится сказка – и ему пора спать.

– Однако надо понимать, что если вы хоть один раз пойдете ему навстречу и прочитаете больше сказок, то правила изменятся, и в следующий раз вместо сна вас будет ждать утомительный торг, – добавляет Светлана.


Ситуация 4. Годовалый сынок только недавно стал играть в песочнице. Изредка там бывают и другие дети. Один мальчик, ему около 2,5 лет, ведет себя очень агрессивно: может обсыпать песком, бросить игрушку, залезть без спроса в нашу коляску. В последний раз сын ушел из песочницы в слезах.

Что делать родителям? Совет от Светланы Глагола:

– Во-первых, вы должны защитить своего ребенка, а во-вторых, научить его правилам поведения. Объяснить своему сыну, что так вести себя, как ведет тот мальчик, нельзя. Если мама другого ребенка никак не реагирует, а вы не любитель ввязываться в конфликтные ситуации, то лучше найти другое место для игр.

Психолог обращает внимание: чаще всего сверстники 2-3 лет играют рядом, но не вместе. Дело в том, что одногодки пока еще не могут играть и общаться друг с другом. В таком возрасте дети между собой нередко становятся источниками отрицательных эмоций: тот ребенок взял игрушку, которая интересует и меня; другой малыш привлек на себя внимание значимого для меня взрослого; чужой мальчик наступил мне на ногу; та девочка пролила компот на скатерть. Но в качестве посредников здесь всегда выступают взрослые, которые учат правилам поведения в игре.

Как научить самостоятельности


– Например, вместе с ребенком собирайте за собой игрушки, мойте руки до еды, – рекомендует Светлана. – Помните, что если вы будете его жалеть и делать все за него, он так ничему и не научится. Вы не можете за него «ходить», он научится этому только самостоятельно, падая и зарабатывая опыт на собственных ошибках.

Без злости

Большинство опрошенных мной родителей малышей до 3-х лет жаловались на детское непослушание и агрессию.

Как-то в информационных материалах проекта «Детская без насилия» на сайте ЮНИСЕФ мне попались материалы на эту тему, с которыми лично я, как мама двоих детей, совершенно согласна и которые рекомендую прочитать всем родителям малышей до 3-х лет. Несколько основных тезисов – ниже.

  • Агрессия возникает как реакция на неудовлетворение каких-то потребностей ребенка, как последнее средство в споре и как «заученное» поведение: по примеру родителя или героя мультика.
  • Крики, плач, топание и кусание в возрасте до 3-х лет могут реакцией на то, что исследовательский инстинкт малыша сталкивается с жесткими запретами родителей. Если родители относятся к поведению ребенка нетерпимо и категорично, могут сформироваться нытье, упрямство, капризы.
  • Лучший способ борьбы с упрямством – любовь. Родители должны дать ребенку больше нежности и внимания, научить его направлять энергию в нужное русло: активные игры, общение с другими детьми, и устранить раздражители, например, агрессивные телепередачи. В семье нужно подавать детям пример: не применять физические наказания, избегать вспышек ярости, угроз и ссор, уничижительных разговоров о других людях и мести за обиды.
  • Обратиться к специалисту (психологу, невропатологу или педагогу) нужно обязательно, акцентируют авторы, если агрессия ребенка совершенно не мотивирована или направлена на животных и более слабых. И напоминают, что от своего поведения больше всего страдает сам ребенок: он живет в постоянном стрессе и страхе.

Насилие порождает насилие

Многие возразят, мол, я своего ребенка не бью. Но существует еще и понятие «эмоционального насилия», которое проявляется в:

  • «отвержении» ребенка – когда матери, например, кажется, что он все и всегда делает не так. Внешне это может выражаться в преувеличенной заботе о ребенке, но проявляться вспышками раздражения, неискренности. Ребенок ощущает эту двойственность, и это вызывает у него непонимание и гнев;
  • «непоследовательности» – в одной и той же ситуации близкий человек ведет себя по-разному: сегодня на объятие ребенка ответил лаской, а завтра – из-за усталости, например – оттолкнул или не обратил внимание. В результате таких «качелей» ребенок теряет уверенность в себе и в вас, а проявится это в его поведении;
  • несоответствии предъявляемых требований возрасту или особенностями ребенка: мамы и бабушки, ну не может годовалый Миша кушать аккуратно и не разбрасывая пищу, как его двухлетний друг Артем! Это лишь самый очевидный пример.

Сыну или дочке обязательно нужно объяснять правила, прежде чем реагировать на их нарушение: вспомните, вы объясняли малышу правила поведения в песочнице перед первым ее посещением?


Запрещая, предлагайте

В той же статье рассмотрено несколько эффективных приемов воспитания дисциплины: тайм-аут, похвала за хорошее поведение, сказка вместо наказания и другие. И еще важный момент, на который обращают внимание авторы: запрещая, обязательно нужно что-то дать взамен. То есть, не просто: «Нельзя брать камень в рот!», а предложить вариант: «Давай соберем камушки в ведерко?» или «Посмотрим, что будет, если его бросить в лужу?»

Неэффективными методами воспитания будут:

  • замечания на расстоянии, например, крики из кухни;
  • категоричные запреты без объяснений (Почему?! Потому что!);
  • манипулирование чувством вины у ребенка.

Если же вам не удалось договориться, и малыш все-таки впал в истерику, не нужно хватать его и трясти, или кричать, или читать нотации – специалисты советуют убедиться в безопасности ребенка, дать ему возможность выплеснуть эмоции, если не удалось его сразу отвлечь (например, внезапно зашептав на ухо или шумно восхитившись удивительной птичкой), а потом крепко обнять, сказать, что вы его любите, и спокойно обсудить произошедшее, дать название эмоциям ребенка: «Ты рассердился, потому что я не купила мороженое? Я понимаю, я тоже иногда злюсь».

Родители – защита и опора малыша, его пример для подражания, основа равновесия его мира. Каждому взрослому по плечу правильно решить возникающие проблемы, хотя иногда это требует усилий и самообладания.

Как общаться с капризными мальчиками (и девочками)

А в заключение – пример оригинального решения неприятной ситуации от знакомой мамы:

– Как-то гуляли с полуторагодовалым сыном в песочнице, а мальчик чуть постарше то рушил замок, то бросался песком. Тогда я громко и отчетливо сказала сыну, что играть нужно вместе, и если ему неприятно, когда кто-то его обсыпает и рушит построенное, мы пойдем в другое место строить многоэтажный гараж для машинок. Чем мы и занялись чуть в стороне. Нашему оппоненту быстро наскучило играть одному и захотелось тоже строить паркинг. Когда он начал ходить вокруг, я спросила, будет ли он снова так себя вести или все-таки хочет играть с нами. Мальчик обещал вести себя хорошо, на что ему была выдана лопатка и фронт работ. Конфликт был исчерпан. А его мама все это время прогуливалась в отдалении с телефоном возле уха.


Обсудим вместе!

Истерика — мощное оружие протеста, которым любит пользоваться ребёнок в разгаре кризиса 2 - 3 лет. Во время истерики малыш может кричать, плакать, падать на пол и требовать своё, намеренно расширяя границы дозволенного. Но у него есть ещё один способ привлечь внимание мамы. Ребенок начинает бросать различные предметы и еду. Это же ещё и весело! Как же отучить ребёнка кидаться всем, что попадётся под руку? Читайте на "Я Ваша Кроха".

Бросать вещи, предметы и даже еду – новый навык, который осваивают дети в возрасте от 1,5 до 3 лет. И он не плохой, если посмотреть на него иначе. Чтобы кинуть, а не выронить предмет, нужно не просто разжать пальцы, а скоординировать работу глаз и рук. Целенаправленное бросание вещей помогает развивать мелкую моторику пальцев. Это очень захватывающая способность. Понятно, почему ребёнок хочет бросать предметы снова и снова. Но и желание мамы отучить малыша кидаться вещами вполне оправданно.

из мультфильма малыш и карлсон малыш раскидывает игрушки и предметы

Да, вас сводят с ума летающая по кухне еда или соска, которая приземляется на тротуар. Но вот для ребенка это все сплошное удовольствие. Вы должны понимать, что умение кидать вещи не только приносят удовольствие малышу, но и развивает его. Поучительно даже то, что происходит после броска: ребёнок начинает понимать, что все предметы падают только вниз, а не вверх. Пусть ему пока ничего не известно о гравитации, зато он может наблюдать последствия её действия. Броски дают малышу понять, что мячик отскакивает от пола, ягода сплющивается на нём, а яйцо разбивается всмятку.

Что можно предпринять, чтобы ребёнок перестал бросать еду, вещи и предметы

Не ругайте и не наказывайте ребёнка за то, что он бросает какие-то предметы, если только он не целится камнем в кошку, окно, людей или машину. Заставить малыша 1,5-3 лет прекратить разбрасывать вещи невозможно. Но выход есть: возьмите новое увлечение ребёнка под свой контроль, ограничив список вещей, которыми можно кидаться, и уменьшив количество «мишеней».


Покажите малышу предметы, которые можно бросать

Если предложить ребёнку много вещей, которые можно кидать, он быстрее поймёт, что нельзя так поступать с другими предметами и едой. Покажите ему мячики и другие штуки (воздушные шарики, шары от детского боулинга, мягкие игрушки и другие безопасные предметы), которые он может бросать, не опасаясь маминого негодования. А во время прогулки предложите покормить голубей: двухлетнему малышу очень понравится отламывать и бросать кусочки хлеба.

Смысл этого совета заключается в том, что ребёнку нужно помочь уяснить: кидаться вещами можно, но только определёнными вещами, в определённых местах и в определённое время. Если же он уже приготовился кинуть тапок, спокойно заберите его из рук и скажите, что обувью бросаться нельзя, зато можно кинуть мячик.


Пресекайте агрессивное разбрасывание вещей

Как поступить, если малыш кидается тем, чем нельзя? Постарайтесь сделать вид, что ничего не произошло, постарайтесь проигнорировать это. Если вы прервёте свои дела и неодобрительно посмотрите на ребёнка, вскоре он опять попробует привлечь ваше внимание. Ведь он знает, как это сделать: нужно лишь кинуть то, что нельзя, и он обязательно будет делать это снова и снова.

Если ребёнок начал бросать вещи в других малышей, вы должны выработать тактику, которой будете придерживаться постоянно. Детям помогает запоминать многоразовое повторение одного и того же. Если ребёнок что-то кинул, скажите ему, что это больно, поэтому так делать нельзя. После этого уведите его в сторонку, сделав перерыв в его игре, чтобы он остыл и понял, что значит слово «нет». Но этот перерыв не должен длиться дольше 1 минуты, иначе малыш забудет, зачем его остановили и оторвали от дел.

Если ребёнок обиделся или обозлился на других детей и начал кидать в них предметами именно из-за злости и когда “психует”, объясните ему, что свои чувства можно выражать словами.

Видео вопрос в студии доктора Комаровского: “Что делать, если ребенок бросает предметы, когда злится?”

Не кричите и никогда не поднимайте на ребенка руку. Этим примером вы покажете, что гнев можно сдержать, а недовольство высказать словами. О том, что вы расстроены его поведением, малыш поймёт по вашему тону. Если же он продолжает бросать вещи в детей, и все ваши старания отучить его от этого оказались тщетными, выход остаётся один: следить за тем, что попадает в руки вашего ребёнка.


Прикрепите игрушки к поручню коляски, и ребёнок не сможет их бросить

Когда малыш сидит в детском автокресле или в коляске, привяжите несколько игрушек так, чтобы он мог их достать. Для этого используйте шнурки или резинки (чтобы в них не путались пальцы, отрежьте концы узлов). Тогда ребёнок поймёт, что можно не только кинуть игрушку, но и подтянуть её обратно к себе. Этим вы удвоите ему веселье и избавите себя от необходимости поднимать разбросанные предметы.


Привлекайте ребёнка к уборке в детской

Не заставляйте его собирать всё, что он раскидал. Для маленького человечка это задание почти невыполнимое. Лучше превратите работу в игру, собирая разбросанные игрушки наперегонки. А вместе с этим вы можете закрепить у малыша знание цветов. Просто скажите: «Помоги-ка мне найти красные кубики».


Будьте для ребёнка хорошим примером

Вы можете на своём примере показать, чем можно бросаться, а чем – нет. Отбросьте на диван подушку на глазах у малыша. Но не кидайте телефон, даже если вы уверены, что он ни в кого не попадёт и не разобьётся о пол. А если ребёнок ещё раз бросит что-то «запретное», пройдитесь по дому и вместе киньте грязную рубашку в корзину, фантик от конфеты в мусорное ведро, а игрушку в контейнер для игрушек.


Будьте рядом, когда ребёнок ест

Примерно в 1,5-2 года наступает самый «грязный» период относительно приёма пищи. И чтобы отучить малыша не кидать еду, нужно сидеть рядом с ним, пресекая любую попытку пульнуть кашей или хлебом. Каждый раз, когда он начинает замахиваться едой, берите и останавливайте тарелку или руку, давая понять, что так делать нельзя. Да и вам будет проще, если не придётся отмывать пол со столом после каждой трапезы. Сидя рядом во время обеда малыша, вы также сможете убедиться, что он тщательно пережёвывает пищу, а не глотает её кусками.


Если малыш кидается едой, подавайте её в небьющейся посуде для детей

Не ставьте на стол свой лучший фарфор, если малышу пришло время покушать. Купите набор детской небьющейся посуды со стаканами с трубочками, которые можно прикрепить к столику или к детскому стульчику. Но помните: это избавит вас от раскиданной посуды, но, скорее всего, не остановит малыша от попыток оторвать «прилипшие» к столу тарелки и стаканы.


Если ребёнок раскидывает еду, накладывайте её в тарелку маленькими порциями

Если в тарелке у ребёнка мало еды, и вы не будете докладывать добавку до тех пор, пока она не опустеет, то и кидаться будет почти нечем. И не заставляйте малыша съедать всё до последней ложки. Обычно дети начинают кидаться едой, когда они уже насытились и им за столом становится скучно.

Поэтому убирайте тарелку со стола, как только ребёнок теряет к еде интерес, не обращая внимания на то, сколько было съедено. Но не нервничайте и не ругайтесь, если у малыша что-то осталось в руках: взрослые тоже иногда роняют еду. Если на полу оказались хлебные крошки – это не очень страшно.

Видео урок для женщин. Ита Минкин. Ребенок бросает еду на пол… Не давать ему еду?

Если все же что-то осталось у ребенка в руках, случайно или нарочно, постарайтесь не перенапрягаться из-за этого: все мы иногда что-то роняем, поэтому кусок хлеба или сыра на полу — не так уж и страшно.

Мы надеемся, что эти советы помогут вам, если ваш малыш, разбрасывая всё вокруг, больше похож маленького поросёнка. Придерживайтесь своей тактики поведения и будьте последовательны в своих действиях. И тогда отучите малыша бросаться вещами, предметами или едой.

Видео секреты воспитания: ребенок кидается игрушками:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Если ребенок намеренно бьет посуду и ломает игрушки, он должен видеть последствия своих действий. Как установить границы дозволенного и научить ребенка выражать эмоции другими способами, отвечает клинический психолог Ольга Викторова .

Первый момент, на который стоит обратить внимание, - это возраст ребенка. Если речь идет о годовалых-двухгодовалых малышах, то это естественная часть их познавательной активности. На данном этапе основной вид мышления ребенка - наглядно-действенный. Это значит, что чтобы что-то понять, осмыслить, малышу необходимо физически с этим взаимодействовать.

Кидать на данном этапе ребенок может все, что угодно, с целью изучить свойства объекта (а также, возможно, получить информацию о том, что какие-то вещи кидать не стоит).

Если речь идет о детях более старшего возраста, то такое поведение может иметь место, но уже с другими целями: в аффекте агрессии, гнева, просто так, чтобы сломать (здесь мы рассматриваем контекст поведения нормотипичных детей, не имеющих психиатрических диагнозов). И тут возникает второй момент - требуется ли какая-то коррекция этого поведения или нет.

Поскольку изначально швыряние предметов является необходимой частью развития, то на данном этапе целесообразно установить четкие границы: где и что можно кидать, а что - нет.

Так, например, если малыш за столом начинает кидать свою посуду, можно сразу дать ему понять, что этого делать не стоит: убрать посуду или вывести его из-за стола. И при этом дать что-то, что можно кидать: мяч или мягкие игрушки, со словами «это бросать можно». Аффект гнева ребенку так же можно помочь выразить, предоставив в распоряжение то, что можно покрушить: подушки или бумагу.

При таком подходе в возрасте постарше мы уже можем быть уверены, что ребенок в курсе о том, что какие-то вещи кидать не стоит.

И тогда, при условии, что для нас важно проконтролировать этот момент, мы можем позволить ребенку столкнуться с последствиями своих решений и поведения: не покупать новых игрушек взамен тех, что были испорчены из-за намеренно неаккуратного использования.

Читайте также: