Ребенок с игрушкой война

Обновлено: 24.04.2024

Мнение, что страсть к игрушкам-пистолетикам, танкам и прочим стрелялкам заложена в ребёнке природой, не совсем верное. Сознание больше формируется бытием.

Уже не первый год Всемирная Ассоциация помощи сиротам и детям, лишенным родительской опеки проводит акцию "НЕТ игрушечному оружию, танкам, мечам. "

Вместо них предлагаются пушистые зайки, лошадки, яркие машинки и замысловатые головоломки - игрушки, вне военной атрибутики. Правильно это или нет? Мнение на этот счёт разное, как среди специалистов, так и родителей. А давайте, разложим всё по полочкам.

Откуда появились игрушки-стрелялки

Поколение детей после войны обожали оловянных солдатиков. Это был целый мир, не лишённый грёз.

Игры в войну, где строили снежные окопы, убивали «фашистов», носили пилотки со звёздочкой, готовились в солдаты, нравились даже девочкам. Пионерскую игру "Зарница" помнит ни одно поколение советских людей.

Сегодня всё по-другому. 75 лет без войны, служба в Армии становится отнюдь не самой святой обязанностью у мужчины. Всё это меняет сознание людей. И уже, глядя на военные парады 9 мая, восхищаясь военным могуществом исполина-России, где-то в голове вдруг зашевелится мысль:

Факт, что сознание человека формируется с детства - оспаривать никто не станет. И если, покупая игрушку, скажем пистолет, мы указываем ребёнку, что это копия настоящего, чтобы стрелять на войне в человека-врага или в мирное время в бандита, то трудно не признать в этом действии скрытый призыв к агрессии.

Любое оружие ассоциируется с насилием, провоцирует воинственность даже, если применяется в качестве защиты .

На возражение психологов, что запрещая ребёнку агрессию в игре, готовьтесь к тому, что она проявится в жизни, хочется ответить следующим образом.

Важно не путать психологию, детскую нервную деятельность и сознание. Всё же эти вещи немного разной природы. Да, агрессия заложена в маленьком человеке уже с рождения. Отсюда естественное желание выплеснуть её через оружие-игрушки. Тогда волнует такой момент, а объясняя сыну, что целиться в человека нельзя, в животных тоже, в кого же можно? В мишень? Как вы отвечает своему малышу? Так не лучше ли тогда купить дартс-дротики и вопрос сам по себе отпадёт?

Или попробовать излить накопившееся раздражение в спортзале, в спорткомплексе, потопать, покричать, да просто порычать, изображая из себя тигра, льва или крокодила. Мир животных более понятен малышу, чем труднообъяснимая стихия по имени война.

Однако, мы, сами того не осознавая, точными копиями оружия, «как у солдата настоящего» приобщаем мальчиков к оружию и создаём предпосылки к формированию тяги к войне.

Да, мир далеко не совершенен, угроза войны не стихает, вспыхивает в каждый момент нашей жизни. Безусловно, ПОКА армия необходима. Но пусть об этом заботятся взрослые, с их сознанием это нормально. А дети? Детей лучше оградить.

Это не пацифизм. Армию не запретить, но формировать сознание следующего поколения пора пришла. Здесь и сейчас стоит задуматься об этом.

Если вас, как и меня, волнует бессмысленная гонка вооружения, хотите, чтоб ваш мальчик рос с очищенным сознанием, тогда НЕТ, обходите «военные» полки в магазинах стороной.

И, покупая пистолетики и мечи, позаботьтесь, чтоб ваш сын правильно играл, не слишком увлекаясь ими.

А защитить себя и своих близких мальчик должен готовиться с детства. Пусть осваивает восточные единоборства. Там как раз и сила нужна, накопившемуся негативу найдётся выход и сознание будет на высоте.

А заодно не показывайте ребёнку мультфильмы про убийства не важно, людей или зверей.

Ну и отдельная тема цифровые игры-войны для подростков. Это ещё более неоднозначная тема. Скорее, поговорим о них в другой раз.

А что думаете вы, готовы поддержать подобные акции и не покупать ребёнку игрушки военной тематики или всё же для мальчика важно играть в «войнушку»?

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алешина Ирина Николаевна, Иванова Елена Сергеевна

В статье рассматривается деятельность с определенным видом игрушек как средство для изучения различных психологических особенностей ребенка. Автор обращает внимание на то, что проявление психологических особенностей ребенка зависит от вида игрушек , используемых в игровой деятельности .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алешина Ирина Николаевна, Иванова Елена Сергеевна

Игровая деятельность с образными игрушками как средство для выявления и преодоления негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте

GAME ACTIVITY WITH MILITARY TOY AS MEANS OF STUDYING OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PRESCHOOL AGE CHILD

In article activity with the certain kind of toys as means for studying various psychological features of the child is examined. The author pays attention that display of psychological features of the child depends on a kind of the toys used in game activity .

Текст научной работы на тему «Игровая деятельность с военной игрушкой как средство изучения психологических особенностей ребенка дошкольного возраста»

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ВОЕННОЙ ИГРУШКОЙ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Ирина Николаевна АЛЕШИНА

В статье рассматривается деятельность с определенным видом игрушек как средство для изучения различных психологических особенностей ребенка. Автор обращает внимание на то, что проявление психологических особенностей ребенка зависит от вида игрушек, используемых в игровой деятельности.

Ключевые слова: игровая деятельность; виды игрушек; военная игрушка; психика ребенка.

Несмотря на то, что игровая деятельность дошкольника является достаточно изученным психологическим феноменом, актуальность исследования различных сторон этой деятельности сохраняется прежде всего потому, что, во-первых, игровая деятель-

ность - ведущий вид деятельности, в котором происходит развитие всех сторон психики ребенка. Во-вторых, использование игровой деятельности обеспечивает возможность проведения эксперимента в естественных для ребенка условиях, тем самым давая возмож-

ность получать достоверные данные относительно особенностей его психики.

Теоретические основы психологии игровой деятельности были разработаны в трудах отечественных ученых - П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

В трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Элько-нина неоднократно подчеркивалась социальная природа ролевой игры: игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и в то же время, отражает эти условия. В игре дошкольники «отражают окружающее их многообразие действительности», которая в последние годы претерпела существенные изменения [1, с. 236]. Суть этих изменений проанализирована в работе Е.О. Смирновой [2].

Неизменным атрибутом игровой деятельности ребенка, которую в отечественной психологической науке рассматривают как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и как средство изучения различных сторон психики ребенка, является, как правило, игрушка. Однако в подавляющем большинстве работ акцент ставится именно на процесс игровой деятельности. Нигде не уточняется, каким образом осуществляется отбор игрового материала для того или иного вида игровой деятельности. «Игрушка, в отличие от игры, редко становится самоценным предметом изучения, чаще она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира», - отмечается в работе А.Ю. Гусевой [3, с. 8]. «Но именно потому, что исследователи рассматривают феномен игрушки через призму игры, - продолжает этот же автор, - только как элемент игры, для изучения игрушки необходимо учесть опыт изучения игры» [3, с. 9].

Действительно, наблюдения за игровой деятельностью дошкольников позволяют утверждать (предполагать): между игрой и игрушкой существует двусторонняя связь. В одних случаях ребенок вначале выбирает роль, а затем, в соответствии с ней, игрушки, которые могут выполнять самые разные функции: способствовать выполнению роли через воспроизведение предметных действий; воспроизводить социальные отношения между носителями ролей; иметь психотерапевтическую направленность в тех случаях,

когда ребенок в игровой деятельности прорабатывает свои внутренние конфликты. В других случаях набор игрушек определенного вида является стимулом для принятия и исполнения ребенком определенной игровой роли.

В последние годы появились работы, в которых исследователи акцентируют внимание именно на игрушке. Показано, что вид используемых игрушек влияет на проявление каких-либо особенностей игровой деятельности и психологических особенностей детей, другими словами, вышеназванные особенности проявляются в игровой деятельности с одним видом игрушек и не проявляются с другим.

Например, игровая деятельность с куклой Барби позволяет ребенку осмыслить те взрослые отношения между полами, которые ребенок видит в окружающем мире (Л.И. Эльконинова, М.В. Антонова); использование игрушек, не связанных между собой по смыслу, позволяет диагностировать индивидуальные способности ребенка к построению игровых сюжетов разной степени сложности и уровень операциональной структуры его когнитивного развития (О.К. Репина); «любимая игрушка» используется как средство изучения осознания ребенком своего «Я» (Е.Н. Васина); коллективная игровая деятельность со сборно-разборными игрушками позволяет выявить индивидуальные различия в проявлении мотивации власти и ее критерии (И.Р. Алтунина) 4.

К игрушкам, игровая деятельность с которыми, по нашему мнению, позволяет изучать не только особенности игровой деятельности, но и особенности личности ребенка, его эмоционально-волевую сферу, можно отнести военную игрушку. Этот вид игрушек получил большое распространение в последние годы, но он не входит, как показало наше исследование, ни в одну из существующих психологических классификаций игрушек [8, с. 64]. Военная игрушка, кроме того, так же, как и кукла Барби, вызывает к себе неоднозначное отношение со стороны ученых и общественности как в нашей стране, так и за рубежом.

Согласно документам канадского совета 1РА, военные игрушки увеличивают агрессивность в поведении, в игре с ними дети приобретают опыт деструктивного поведе-

ния, они учат воспринимать войну как игру, интересное приключение, где можно убивать, а насилие - приемлемый способ разрешения проблем и конфликтов [9].

Однако существует противоположное мнение о влиянии военной игрушки на развивающуюся психику. Так, результаты исследования М. Брандля (Ульм, Германия) показали, что военные игрушки не влияют на детскую агрессивность. Он отмечает, что, «несмотря на существующий в ряде европейских стран запрет выпуска военных игрушек современного образца, эти игрушки, так или иначе, выполняют важную роль в жизни ребенка. Они символизируют для ребенка силу, власть и помогают переработать свой негативный опыт» [8, с. 152].

Среди работ, в которых акцентируется внимание на положительном влиянии военной игрушки на психику ребенка, можно назвать и работу С.В. Онощенко. В своем диссертационном исследовании она отмечает разноплановое влияние военной игрушки на психику ребенка, среди которого, в первую очередь, выделяется познавательная сфера: «. наборы пластмассовых, оловянных солдат, отражающие разные исторические эпохи, государственные отличия, способствуют в ходе игры выработке у ребенка стратегического мышления, знакомят с историческими военными реалиями» [10].

Проанализировав имеющиеся в продаже наборы военной игрушки, среди которых различные наборы солдатиков - «Самураи», «Скифы», «Парашютисты», «Пулеметная

группа», «Разведчики», - предназначенные для детского творчества и коллекционирования, игровые наборы «Шериф», «Ковбой», «Секретный агент полиции» и другие, мы не можем не согласиться с С.В. Онощенко и допускаем, что в игре развиваются отдельные психические процессы - мышление, воображение, память, воля, которые, по мнению Д.Б. Эльконина, являются симптомом развития сознания ребенка. Однако необходимо отметить, Д.Б. Эльконин обращал внимание на то, что «изменения этих отдельных процессов в игре ясно видны и даже могут быть измерены, но за ними скрываются и их определяют более существенные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности и сознания ребенка» [11, с. 27].

Мы считаем, что на развитие личности и сознания в большей степени будут влиять игры с особым видом военной игрушки, а именно с игрушечным оружием: пистолетами, автоматами, пушками и т. п. Эти игрушки имеют конкретное предназначение, вне зависимости от контекста игрового сюжета: используя их ребенок нападает или защищается, убивая другого.

Поэтому, рассматривая игровую деятельность с военной игрушкой, мы считаем, что надо обращать особое внимание на характер военной игрушки, среди которой, по классификации Н. Нильсона, выделяются игрушки, имитирующие оружие; конструкторы для изготовления моделей, танков, бое-машин, пушек, боевых самолетов, военных кораблей; игрушки, имитирующие боевые машины, солдатики и военные предметы, помещенные в контекст военных действий.

К сожалению, тексты-сопровождения к игровым наборам являются краткой исторической справкой и упрощенными тактическими рекомендациями к выполнению игровых действий. Данная информация доступна только для детей, умеющих читать, среди которых количество детей дошкольного возраста невелико. Поэтому дошкольники, используя военную игрушку, воспроизводят свои собственные сюжеты, основанные зачастую на содержании увиденных на экране телевизионных передач.

Наше собственное исследование игровой деятельности дошкольников (мальчиков) с игрушечным оружием и боевой техникой позволило увидеть проявления различных психологических феноменов.

Во-первых, мы выявили уровень развития способности к индивидуальному построению игровой деятельности. Среди наших испытуемых 90 % в качестве способа построения игровой деятельности используют «кольцевой сюжет», 10 % - «промежуточный», что свидетельствует о низком индивидуальном уровне развития игровой деятельности (классификация О.К. Репиной) [5].

Во-вторых, изучили особенности игровой деятельности, такие как умение задействовать и обыгрывать в игре предметы, не связанные между собой по смыслу, создавать разнообразные воображаемые ситуации, логически вплетенные в общий сюжет, осуществлять ролевое взаимодействие героев и

проигрывать события во внутреннем плане. В нашем исследовании в 90 % случаев дети не смогли назвать сюжет игры, в которую они играют или будут играть. Лишь один мальчик после начала игры сказал, что он играет в цирк. Остальные дети на вопрос экспериментатора «Во что ты играешь?» перечисляли конкретные игрушки, которые они выбрали («во все эти игрушки», «в машинки», «в коней, они дерутся») или давали неопределенный ответ: «ни во что», «во все это». Анализ игровой деятельности этих детей позволил экспериментатору самому лишь предположить, что игровыми сюжетами являются «Война», «Сражение солдат», «Бандиты».

Содержанием игры в большинстве случаев были разнообразные драки, убийства, стрельба, которые неоднократно повторялись ребенком. Игровые действия можно разделить на два вида:

1) борьба между конкретными противоборствующими сторонами («свои» и «чужие», «красные» и «синие») (50 %);

2) борьба между всеми выбранными игрушками без разделения их на противоборствующие стороны (40 %).

При этом борьба в одних случаях состояла из действий, которые имели явный мотив (например, борьба за крепость) (50 %), а в других случаях - из немотивированных действий (просто драка или убийство непонятно ради чего).

Большинство детей (50 %) не принимали на себя никакой роли, ограничиваясь только режиссерской деятельностью. На вопрос экспериментатора «Кто ты сейчас?» они отвечали «Я - Данила», «Я - это я». 40 % детей наряду с такого рода деятельностью выбирали обобщенную роль: «Я - солдат», «Я - воин», но сами никаких действий не выполняли, а только «руководили» деятельностью игрушек. И только 10 % детей взяли на себя конкретную роль, идентифицируя себя с героем мультфильма («Я - рыцарь Монгол»), но при этом они не выполняли никаких действий, исходя из этой роли, а сама роль по содержанию не соответствовала тем действиям, которые воспроизводил ребенок с игрушечным оружием.

В нашем исследовании никто из детей не взял на себя роль, связанную с воспроизводимым им сюжетом, позволяющую выпол-

нить действия, соотносимые с действиями других «участников» игры: солдатиков, пиратов, животных и др.

Неожиданное для ребенка появление нового персонажа (куклы), предлагаемого экспериментатором, не вызвало практически никаких эмоций у детей, и они не включили ее в игровой сюжет. Кукла изолировалась разными способами: отставлялась в сторону (в 70 % случаев), помещалась в замок (в 20 %), ее убивали (в 10 % случаев). Причем убийство представляло из себя жестокую расправу. Испытуемый отрывал ей ноги, руки, голову, разрезал ее пополам мечом. На вопрос, почему он так поступил, ребенок объяснял: «. горилла убил куклу, она не лечила всех, он понес куклу в убежище, она без сознания, он ее зарежет мечом. (Изображает, как он мечом отрезает кукле ноги, руки, голову)».

В-третьих, исходя из положения Д.Б. Эльконина о том, что уровень развития игровой деятельности можно рассматривать как уровень развития психики ребенка, параллельно с игровой деятельностью предметом специального изучения в нашем исследовании стала познавательная сфера детей. Мы предположили, что уровень развития игровой деятельности, который в данном случае зависит от умения ребенка выстраивать различные сюжетные линии, в большей степени может зависеть от сформированно-сти таких процессов, как воображение и мышление.

Применение известных в отечественной психологической практике методик «Дорисуй фигуру», «Придумай сказку», «Классификация» позволило нам выявить средний и низкий уровень развития мышления и воображения (преобладает низкий) у всех наших испытуемых. Ни у кого из них не было обнаружено высокого уровня развития познавательных процессов. Таким образом, наше предположение о наличии взаимосвязи между уровнями развития познавательных процессов и игровой деятельности подтвердилось.

И наконец, изучение игровой деятельности с игрушечным оружием позволило ответить на вопрос, обсуждаемый психологами, педагогами, общественностью: влияет ли игровая деятельность с военной игрушкой на развитие у ребенка таких качеств, как патриотизм, мужество, смелость и т. п.

Для этого мы изучили мнение тех родителей, чьи дети участвовали в нашем эксперименте. Родители должны были ответить на вопрос о возможном влиянии военной игрушки на ребенка и описать игры с игрушечным оружием своих детей. Нам удалось выяснить, что все родители считают влияние военной игрушки положительным. По их мнению, этот вид игрушек воспитывает «патриотизм», «мужественность», «силу воли», «помогает защитить слабого». Кроме этого, 60 % родителей уверены, что без игрушечного оружия невозможно воспитать в ребенке мужественность и смелость.

Однако, описывая процесс игры с военной игрушкой своих детей, родители затруднялись назвать сюжет игры, в котором, по определению Д.Б. Эльконина, отражается особенность окружающей ребенка действительности, и роль, выбираемую ребенком. Другими словами, родители не смогли сказать, кем является их ребенок: пограничником, милиционером, десантником или гангстером, бандитом и др. Родители называли только два вида действий, воспроизводимых ребенком с игрушечным оружием: «бегает», «стреляет». Никто из родителей не мог понять, что при этом конкретно делает ребенок: нападает, защищает или убивает кого-либо.

Подобная игровая деятельность свидетельствует о самом низком уровне ее развития, в соответствии с классификациями и Д.Б. Эльконина, и О.К. Репиной.

Мы видим, что результаты опроса родителей не совпадают с особенностями игровой деятельности детей, выявленными в нашем эксперименте: никто из детей не взял на себя роль «защитника слабых» или «защитника Родины». В основном дети «воевали» за какие-либо материальные ценности. Некоторые дети убивали противников, не в состоянии объяснить, почему они это делают. В ходе исследования можно было наблюдать воспроизведение сцены убийства с особой жестокостью, причем наказание, которое ребенок придумывал как режиссер игрового сценария, не соответствовало «провинности» игрового персонажа: «кукла отказалась лечить».

Таким образом, мы выяснили, что игровая деятельность ребенка с военной игрушкой зависит не от характера этой игрушки, а от особенностей познавательной сферы ребенка. Уровень развития познавательных

процессов сказывается на индивидуальной способности ребенка строить игровые сюжеты различной степени сложности: низкий уровень развития мышления и воображения влечет за собой низкий уровень развития игровой деятельности.

Мы предполагаем, что особенности таких структурных компонентов игровой деятельности, как роль и связанный с ней характер игровых действий (защита, нападение или борьба) могут зависеть от личностных особенностей ребенка. Однако данное предположение требует проведения специального исследования.

Таким образом, изучение игровой деятельности с военной игрушкой продемонстрировало некоторые закономерности игровой деятельности, аналогичные выявленным в исследованиях с другими видами игрушек. Кроме того, анализ характера ролей, игровых действий с военной игрушкой, которые в основном являются агрессивными, и их мотивов позволяет утверждать, что игровая деятельность с военной игрушкой не влияет на развитие у ребенка патриотизма, мужества, смелости. Для развития таких качеств необходимы условия, которые должны стать предметом самостоятельного изучения.

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.

2. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 76-86.

3. Гусева А.Ю. Эстетика игрушки как феномена массовой культуры: автореф. дис. . канд. филос. наук. СПб., 2001.

5. Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 55-70.

6. Васина Е.Н. Отраженное «Я» в структуре самосознания: автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2006.

7. Алтунина И. Р. Особенности развития мотива и мотивации власти в детском возрасте // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 5-15.

8. Алешина И.Н., Онощенко С.В. Место игрушечного оружия в классификациях совре-

менной игрушки // X Державинские чтения. Институт психологии и педагогики. Институт физической культуры и спорта. Тамбов, 2005.

9. Смирнова Е.О. Международный семинар, посвященный современной игрушке // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 150-153.

10. Онощенко С.В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников:

автореф. дис. . канд. пед. наук. Тамбов, 2009.

11. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 26-34.

Поступила в редакцию 7.07.2011 г.

GAME ACTIVITY WITH MILITARY TOY AS MEANS OF STUDYING OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PRESCHOOL AGE CHILD

In article activity with the certain kind of toys as means for studying various psychological features of the child is examined. The author pays attention that display of psychological features of the child depends on a kind of the toys used in game activity.

Key words: game activity; kinds of toys; military toy; mentality of child.

Война – самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль, разрушение, страдание.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. В военное время невыносимо трудно было всем: и взрослым, и детям. Страдали от голода и холода, от бомбёжек, а дети - от невозможности вернуться в детство…

Нам захотелось узнать о детях того страшного времени, о том, чем они занимались, во что играли, поэтому мы выбрали тему проекта «Игры детей в годы Великой Отечественной войны».

Поставили перед собой цель : исследовать игры детей во время войны.

Объект исследования – «дети» периода Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: игры детей в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: несмотря на военное трудное время, дети находили время для игры, у них были игрушки.

Актуальность проблемы : мы должны знать историю своей страны и эти знания свято хранить.

Методы исследования:

Подбор и изучение материала по теме.

Беседы-интервью с пожилыми людьми, являющимися «детьми» войны.

Сбор информации о жизни детей в Великую Отечественную войну.

Онлайн - экскурсия по музею Санкт-Петербурга, изучение интернет - ресурсов

Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи :

познакомиться с занятиями детей военного времени;

составить вопросы и провести беседы;

узнать игры военного времени;

рассказать ребятам своего класса о них.

Источниками для меня стали:

Воспоминания людей, являющимися «детьми» войны.

Работа с литературой, Интернет- ресурсами.

Заинтересовавшись выбранной темой, прежде всего мы пообщались с бабушками и дедушками, которые в годы войны были детьми. Ведь пока они живы, можно достоверно узнать о том времени. Расспросила их о жизни во время войны. Слушать их было не только интересно, но и больно. Многие воспоминания приносили им душевную боль, поэтому они рассказывать не могли, а только плакали. Даже после стольких лет. Первое, что называли, вспоминая военное время, – это голод и холод. Приходилось много трудиться, помогать взрослым. Об играх сразу и сказать не могли. Но спустя некоторое время им вспоминалось, что всё же играли. Совсем немного, но играли.

Ещё нами были исследованы материалы Интернет-ресурсов, прочитаны научные статьи и произведения художественной литературы, в которых говорилось о роли игрушки в жизни ребёнка.

Основная часть

1. Влияние игры на развитие ребёнка

Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.

1. Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается еще до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.

2. Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научи взаимодействовать между собой.

3. Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры.

4. Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.

5. Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность

Вывод. Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее игры будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми детей нельзя.

2 . Война и дети

Близится 75ая годовщина со дня Победы советских войск над фашистской Германией, а тема войны остаётся актуальной, потому что страшный опыт предыдущих поколений забывать нельзя. Война страшна: она унесла миллионы жизней. Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это школа, одноклассники, друзья. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь. Война и дети – эти слова несовместимы. Никогда не должны стоять рядом друг с другом. Дети наравне со взрослыми испытали все её ужасы. Маленькие жители в годы Великой Отечественной войны пережили всё: голод, холод, разруху, смерть близких, непосильный труд. В стихотворении И. Савельевой отразились все трагические испытания детей в годы Великой Отечественной войны. У войны не детское лицо! Но в глаза детей смотрела смерть… Поэты, рисуя портреты, подчёркивают одну деталь – недетский взгляд, тоскливые глаза. Вот строки А. Барто из стихотворения «В дни войны».

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Вывод. В годы войны дети взрослели не по годам, часам и минутам. Они пережили всё: голод, холод, смерть близких, непосильный труд, разруху.

3. Игры и игрушки детей войны

3.1. Из воспоминаний детей

Несмотря на то, что дети во время войны очень рано взрослели, они всё же находили время и возможность играть. Об этом свидетельствуют воспоминания пожилых людей (детей войны). Днём они играли с маленькими братиками и сестренками, когда приглядывали за ними, а взрослые и старшие дети были на работе. Без игры нельзя, потому что младшие начинали плакать, а этого допустить нельзя было. Играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши - рисовали, летом играли в «секретики».

Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были в такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли». Более сложной и популярной игрой на улице была игра с колесом. К старому ободу от колеса приделывали железную проволоку и бежали, держась за неё, так чтобы колесо не упало. К столбу крепили канат с петлей - этот аттракцион назывался «гигантские шаги». В петлю вставали ногой, а другой ногой отталкивалась. Канаты на подшипнике крутились вокруг столба. После того, как ребята сильно разгонялись, они поднимали ноги и летели, держась руками за канат. Это было очень весело.

Блинова Нина Ивановна : «Мне было 4,5 года, и я водилась с младшим братом Толей, которому было 3 годика. Играли с ним под столом, занавесив его тряпками. Мама на работе. Нельзя было допустить, чтобы братик заплакал. А зимой катались на самодельных санях».

Пономарев Василий Егорович : «Зимой катались на лыжах, которые сами делали из досок. Летом играли в «Чижа». Втыкали палку в землю, сверху-чижик (деревянный шар). Шаровкой (палка) сбивали шар по очереди. Кто галил, тот бежал за шаром. В войнушки играли редко, никто не хотел быть фашистом. Чаще эту роль выполняли деревья. Стреляли по ним снежками».

Пономарева Римляне Ивановна : «Мне брат из полена выстрогал куклу, даже тряпок не было для этого. Лицо нарисовал сажей, разведенной водой, т.к нечем больше было рисовать. Этой куклой и играла. Летом с мальчишками с нашей улицы играли в «Округольцы» (сейчас это прятки). Игрушек не было, если посуда сломается, мама отдаст черепки, они и становились игрушкой».

Харитонова Зоя Павловна : «В семье я была старшей. Часто оставалась с младшими. Но когда время выпадало, играли с подружками в «Черту», чертили

палкой на земле квадратики, бросали плитку и прыгали. Куклы делали из полена, завертывая его в тряпки».

Лексанова Валентина Павловна : «У меня была лучшая подруга Женя. Играли с ней в куклы из тряпок, ниток. Летом бегали по ягоды. Играть и не очень хотелось, потому что был сильный голод, нужно было думать, что поесть».

3.2. Из архивных документов

Работая над изучением темы, мы нашли материалы, которые хранят документы о том, как в годы Великой Отечественной войны наш край принимал эвакуированных из Ленинграда детей. Например, из блокадного Ленинграда было вывезено в Пермскую область около 10 тыс. детей. Спасение нашими земляками ленинградских детей - это была целая героическая эпопея. Большинство артистов Ленинградского театра оперы и балета вывозили с собой семьи. Дети из блокадного Ленинграда с собой брали игрушки, ведь они напоминали о семье, в которой ребятишек любили. Сейчас в Санкт-Петербурге есть музей игрушки, Санкт-Петербургский музей игрушки, первый частный музей города, создан в 1997 г.

Музей собирает игрушки не только как уникальное явление материальной культуры, но и как особый вид искусства. В этом музее кукол есть экспонаты, которые можно рассматривать только с особым, щемящим чувством. В экспозиции представлены игрушки не только пережившие Великую Отечественную войну, но которые помогли эту войну пережить своим хозяевам. Есть, например, игрушки, которые отцы дарили детям, ненадолго возвращаясь с фронта домой. И часто они были последним подарком.

Игрушки во время войны были роскошью. Их нельзя было купить, но можно выменять. За кукол приходилось расплачиваться хлебом. К новым хозяйкам они попадали уже в потрепанном виде, но вряд ли от этого становились менее ценными.

3.3. Из материалов Интернета

На следующем этапе, работали с литературными источниками. Познакомилась с играми и игрушками детей военного времени. Такой информации тоже оказалось очень мало.

Из материалов сайта «900 игр» узнали, что девочки мастерили себе кукол из тряпок, называлась такая кукла - самокрутка. Голову такой куклы набивали ватой, опилками или паклей, а лицо рисовали черным карандашом или углем. Наряжали в платья, сшитые из лоскутков, старых тряпок.

Мальчики выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из коровьей шерсти – поглаживали корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комочек.

Дети играли в прятки, догонялки, салки, казаки-разбойники, в лапту.

Во время войны под Новый год наряжали елку. Она была символом мирной жизни. Игрушки изготавливали из подручных материалов.

Война научила быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли.

3.4. Из художественной литературы

Чем больше времени проходит со дня окончания Великой Отечественной войны, тем больше она забывается. Всё меньше среди ветеранов остаётся тех, кто может, как очевидец и участник рассказать о том, чем же была война для нашей Родины. Поэтому особенно ценно для нас, подрастающего поколения, творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.

Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны.

Особенно трогательным оказалось произведение Геннадия Черкашина « Кукла ».

Это рассказ о девочке и её кукле Маше – любимой игрушке, с которой девочка никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочки пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись домой, на витрине магазина девочка увидела куклу и сразу узнала её. Это была Маша, её кукла, которую перед войной её подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу: «Мы опоздали… Мы опоздали на целую неделю… Кто-то уже купил твою Машу…». «Ничего, мама, … Ничего…» - такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ очень впечатлил. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать его вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 1941 года.

Вывод. Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом.

На основании результатов данного исследования мы узнали о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Нами было установлено, какие игрушки были у детей в это суровое время. Подводя итоги исследования, вернёмся к гипотезе: предположим, что игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Она подтвердилась: - игрушки напоминали о мирном прошлом, о семье, в которой детей любили; - игрушка нередко спасала детей, семью; - игрушка была верным другом. Дети берегли игрушки, а игрушки берегли детей. Дети войны выжили и выстояли, благодаря играм научились дружить, заботиться о слабых, взаимодействовать в коллективе!





Военные игрушки разных эпох


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Игрушки – это важная часть детского мира. Воссоздаваемые уменьшенные «двойники» из различных сфер «взрослого» мира (трудовой деятельности, природы, техники, семьи) помогают детям «включиться» в реальность.Гипотеза исследования состоит в том, что по прохождении определенного периода времени детские военные игрушки видоизменялись и становились все качественнее, усложнялись в своем строении и форме. От ручного создания люди переходили на покупные игрушки, так как они становились доступнее для простых граждан. Через игрушку у детей последовательно формировалось представление о Родине, прививалась любовь к ней. Сравним детскую военную игрушку довоенного времени и в период после окончания Великой Отечественной войны. В ходе исследования найти ответ на вопрос: как внешне изменялась детская военная игрушка в разные исторические периоды?

Какие детские военные игрушки были у наших дедушек и прадедушек? Какие военные игрушки были у детей в период Великой Отечественной войны?Как влияла игрушка на становление человека взрослым? Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Цель исследовательской работы:

Доказать, что детская военная игрушка представляет собой историческую ценность, помогающую изучить историю и образ детства многих поколений детей.

Изучить историю появления детских игрушек.

Исследовать ассортимент военных игрушек некоторых периодов двадцатого века.

Сравнить внешние особенности детских военных игрушек в разные исторические периоды.

Определить сведенья о многообразии военных игрушек.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

Теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.

Аналитико – синтетический: анализ собранного материала по данному вопросу, группирование его по историческим периодам.

Хронологический метод: последовательность в изучении материала по данному вопросу.

Основная часть

«Нет нигде такой заботы о детях,

Наши дети – самые веселые, самые здоровые,

самые счастливые дети в мире!

В этих условиях приобретают

огромнейшее значение те отрасли

промышленности, которые призваны

обслуживать культурные нужды детей,

в том числе и отрасль по производству игрушки»

Советская игрушка, 1935 год.

С возникновением первых людей и началась история появления игрушек. Игрушки появились еще в первобытном обществе. В то время они и выглядели в форме оружия, орудий труда, которые широко использовались первобытными племенами, предметов быта, с помощью которых дети осваивали жизненно необходимые действия. Делали эти игрушки из разных материалов. Например, в племени, в котором занимались в большей степени охотой, изготавливались игрушки в виде животных, а также в виде оружия. Игрушки были довольно примитивными. С возникновением рабовладельческого строя и скотоводства, игрушки были довольно реалистичные. (см.Приложение 1)

Так, в Древнем Египте игрушки делали из ткани, из дерева. Изготавливали фигурки домашних животных, кукол, археологи нашли и спортивные игрушки, например, мячи. Игрушки были довольно реалистичными с характерными для отображаемых образов движениями, например, крокодил с открывающейся пастью, лев, замахивающийся лапой на предполагаемую жертву. Были такие игрушки, которые отображали социальный строй того времени, работающий раб или телесные наказания раба. (см.Приложение 2)

В Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей. До нашего времени дошли художественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном, это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. (см.Приложение 3)

На территории Восточной Европы делали игрушки в основном из глины. Во II веке до н.э. изготавливали всадников, повозки. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных. По некоторым данным, первые погремушки и свистульки несли в себе не развлекательное значение, а выступали в роли оберега. Считалось, что все эти звуки, свойственные игрушкам, отгоняют нечистую силу. Для того, чтобы уберечь ребенка от нечистой силы, над его колыбелью подвешивали погремушки с различным мелодичным звучанием.(см.Приложение 4)

В средние века, у представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т.д.). Много было игрушек военного содержания: фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребенка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Создавались из дорогих материалов: драгоценных металлов, камней, тканей, и передавались по наследству (см.Приложение 5)

Рассмотрим, как игрушки отражали изменения, происходящие в человеческом обществе, какое влияние оказывали на воспитание детей и их становление.

«Скажи мне – чем ты играешь, и я скажу тебе – кто ты» - так можно было бы перефразировать известную поговорку. В самом деле, если проследить судьбы русских императоров и сопоставить их с тем, во что они играли в детстве, получается удивительная картина. У самого знаменитого из русских царей – императоров, Петра Первого, было столько игрушек, что можно позавидовать (см.Приложение 6). На свой первый день рождения крошка – царевич получил замечательного деревянного коня на колесиках. Вырезал его старец Ипполит. Конь был вырезан из липы и обтянут настоящей жеребячьей шкурой. Седло было обшито сафьяном, уздечка сделана из серебра, а нагрудник украшен изумрудами. На два года Петру Великому подарили качели на веревках и маленькую, но настоящую карету, в которую запрягали пони. Но больше всего мальчик любил военные игрушки.

Детство императора Александра Первого не было счастливым (см.Приложение 7). Его царственная бабушка, Екатерина Вторая, по – своему любила внука и заботилась о нем. Но вряд ли это оказалось ему на пользу. Игрушек у него было достаточно. Солдатики сами маршировали по столу, а заводной барабанщик при этом отбивал марш. Но за играми юного Александра строго надзирали. Если он, например, клал барабанщика на спину, чтобы посмотреть, как он барабанит лежа, то игрушку отбирали у мальчика навсегда. Играть ему разрешали только одной игрушкой, а если он брал другую, то первую тут же уносили. При таких условиях он быстро разлюбил игрушки. Не получилось из маленького Александра ни хорошего человека, ни хорошего императора.

У будущего императора Александра Третьего (см.Приложение 8) игрушек было много, и при этом они заметно отличались от забав его предшественников. Во – первых, они были простыми. Во – вторых – мирными. В третьих – русскими. Было, конечно, оружие, барабаны и солдатики. Александр воспитывался не в немецком духе, как это было принято в императорских семьях, а в русском. Совершенно не исключено, что мирные «друзья детства» оказали влияние на будущего государя. Александр Третий царствовал четырнадцать лет. Он не думал об очередных завоеваниях и не ссорился с соседними государствами.

В детской комнате последнего русского царя Николая Второго (см.Приложение 9) чего только не было: целые полки оловянных солдатиков, гривастые лошади, верблюды, ружья, трубы, барабаны. И даже – гора песку. Но главное место в ней занимала железная дорога. Возможно, это совпадение, но в двадцать четыре года Николай Второй стал председателем комитета Сибирской железной дороги. Строительство железных дорог в России стало одним из немногих хороших дел последнего русского императора.

Как видно из приведенных примеров детских забав русских императоров, то можно с уверенностью сказать, что, действительно, игрушка оказывает влияние на воспитание ребенка.

Самые знаменитые оружейные мастера жили в Туле. Там к концу семнадцатого столетия наладилось производство огнестрельного оружия, а в семнадцатом веке оружие стали делать в Каргополе, Новгороде, Пскове и даже при крупных монастырях – Троице – Сергиевом и Соловецком.

Тульские игрушки к тому же представляют собой настоящее произведение искусства. В Эрмитаже хранится такая игрушечная сабелька 1780 года. (см.Приложение 10)

Промышленные военные игрушки стали появляться в России только в девятнадцатом веке. Они повторяли ассортимент немецкой игрушки. Это были пушки с резиновыми гранатами, револьверы, «браунинги», ружье «монте – кристо». И, конечно, знаменитые оловянные солдатики в коробке. Такие игрушки в Москве выпускала фабрика Крутова. (см.Приложение 11)

Миниатюрные воины, которых мы привыкли называть оловянные солдатики, появились в мире задолго до того, как было придумано слово «солдат». Оказывается, еще за полторы тысячи (!) лет до нашей эры «солдатиков» можно было увидеть в Персии. Ими играли… в шахматы. Русский монарх Фридрих Второй заказал солдатиков, чтобы с их помощью подучить своих военачальников стратегии и тактике на поле боя. Знаменитый оловянный солдатик - точно такой, о каком рассказал в сказке Ганс Христиан Андерсен, родился в немецком городе Нюрнберге. Он так и назывался «нюрнбергский», известен даже его рост – 32 миллиметра (см.Приложение 12). Первые русские солдатики появились после Отечественной войны 1812 года. Правда, они были из глины или из дерева, но цвет и форма мундиров передавалась с «немецкой» точностью.

Рассмотрим, как изменялось производство игрушек в разные исторические периоды. Когда же появилась идея создания первой серийной производственной игрушки, которая могла бы пропагандировать Красную, Советскую Армию, воспитывая тем самым в детях дух будущих защитников Советского государства? Солдатики и военные игрушки, изготовлялись в основном кустарями и кустарными артелями;

Довоенные советские солдатики, которые сейчас иногда встречаются в коллекциях, не отличаются особой изысканностью форм, но на наш взгляд – эти игрушки, как никакие другие дают представление о прошедшей великой Советской эпохе. Облупленные фигурки так называемых советских “оловянных солдатиков” кажутся очень тяжелыми, но, взяв их в руки, убеждаешься в обратном: они очень легки на вес. Отлиты ли они из чистого алюминия или какого-то иного легкого сплава – на вид определить трудно. Сравнивая фигурку тридцатых годов с фигуркой пятидесятых - шестидесятых и даже некоторыми семидесятых годов, заметно, что требования к ним намного снизились. Раскраска солдатиков становится схематичной, безликой, а впоследствии просто однотонной, без выделения лица и рук. В середине шестидесятых годов в СССР приходит эпоха «пластмассового солдатика»

Обратимся в двадцатые годы двадцатого века. В это время в СССР производство игрушек было ограничено. Игрушками для ребенка были настоящие инструменты в целях прививания навыков коллективного труда. Поэтому «ближайшими спутниками детей оказываются реальные рубанок, молоток, пила» вместо «прежних зверюшек и игрушек».

С тридцатых годов детским игрушкам уделяется особое внимание. Дети играют не только солдатиками и ружьями. В ход идут пистолеты, гранаты, парашюты, противогазы, каски, плащ-палатки. Появляются новые рода войск: танки, самолеты. В настольных играх также появляются следующие названия: «Морской бой», «Современный бой», «Бой танков», «Красные и Белые» (см.Приложение 13 ).

Про людей, которые родились во время или незадолго до войны, говорят: «это люди с украденным детством».

Из воспоминаний моей прабабушки: « « Во время войны, играли очень мало, не до этого было. Трудно представить, но игрушек у детей тогда попросту не было. Иногда дети сами делали игрушки. Мне было восемь лет, когда началась война, были игрушки-самоделки, которые мастерили из бумаги, фантиков, разных тряпиц. Девочки делали себе любимые игрушки сами. Любимой игрушкой обычно была тряпичная кукла. Их шили из ветоши, голову набивали обрывками простыней. Дети, в то время, практически не играли дома. Для этого была улица. Там играли в такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании. Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы), рисовали сажей из печи «Крестики-нолики». Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси» »

Описывая все незатейливые игрушки и игры того времени, понимаешь, как сильно изменилась жизнь с того времени. В каких суровых условиях росли мои бабушки и дедушки. Но они не знали, что со временем все будет по-другому. Поэтому они были по-своему счастливы, несмотря отсутствие игрушек и особых развлечений.

Война не могла пройти незаметно ни для кого. И даже самые маленькие дети почувствовали на себе ее дыхание.

В шестидесятые – семидесятые годы игры отражали успехи государства советская индустрия предлагала продукты: тракторы и подъемные краны, самолеты и лодки, корабли и ракеты, куклы, одетые в униформы представителей разных профессий (кукла-кондуктор), детская швейная машинка, машинка аварийной газовой службы (см. Приложение 14 ).

Игрушки – это важная часть детского мира, которая во многом является уменьшенной копией культурной системы. Игрушки выступают и в качестве поставщика информации об окружающей действительности. Игрушка является отражением событий, происходящих в обществе.

Хотелось бы заметить, что в начале двадцать первого века и по настоящее время в игрушечной индустрии наблюдается такое многообразие игрушек! Верно и то, что по игрушкам мы читаем нашу историю, детство наших бабушек и дедушек. Наше детство, детей двадцать первого века, наполнено огромным количеством игрушек. Но мы считаем, что каждый ребенок выбирает игрушку по душе (см. Приложение 15 ).

Изучая материал по данному вопросу, я определила множество параметров, по которым можно систематизировать сведения о всем многообразии игрушек: по возрастному назначению, материалу изготовления, величине, функциональным свойствам. К какому времени относится изготовление игрушки? Что послужило подсказкой для определения времени создания игрушки? На какой возраст и пол игрушка рассчитана? Насколько игрушка была популярной, «модной», «престижной» для своего времени? С чем это было связано? Какие исторические факты получили отражение в игрушке как историческом источнике?

По моему мнению, детские игрушки и настольные игры можно использовать как в ученических, так и в профессиональных исследованиях.

В ходе исследования мы убедились (на приведенных выше примерах) в том, что, действительно, игрушка является носителем информации о действительности, по ней можно глубоко изучить историю вещей.

Подведем итоги исследования. Мне удалось выполнить ряд задач, поставленных в начале исследования.

- Исследовать ассортимент военных игрушек разных исторических периодов.

- Сравнить внешние особенности детских военных игрушек в разные исторические периоды (на примере оловянного солдатика).

Своим исследованием я пыталась доказать, что детская военная игрушка представляет собой историческую ценность, помогающую изучить историю и образ детства многих поколений детей.

Изучить конкретные исторические периоды в истории игрушки, посетить музеи, найти коллекционеров детских военных игрушек, составить хронологию развития детской военной игрушки.

Список используемых источников и литературы.

Н.Г. Юрина, Детская энциклопедия «Я познаю мир. Игрушки» - М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

«Ученые записки Казанского университета» А.А. Сальникова «Советская игрушка» как источник по истории советского детства 30- х годов» - Казань, 2013.

Читайте также: