Ребенок садится на игрушки

Обновлено: 01.05.2024

Почему стоит терпеть крики ребенка, зачем давать детям играть на полу и о многих других нюансах воспитания читайте в колонке врача и отца.

В редакцию «Летидора» пришло письмо от остеопата, психолога и отца двух детей Дениса Кикина. За 17 лет своей практики он успешно поработал более чем с двумя тысячами детей, научил их двигаться, взаимодействовать с внешним миром.

Денис признался, что многому научился на личном примере со своей женой и двумя детьми. Он многое понял, осознал, применил на практике и теперь готов поделиться своим опытом с другими родителями, чтобы помочь им избежать ошибок. Каких именно? Читайте в его колонке.

Денис Кикин, остеопат, психолог

НЕ НАДО носить младенца вертикально

Я много работаю в кабинете с последствиями родовых травм. Роды — это процесс непростой не только для мамы, но и для ребенка. Малышу нужно преодолеть некоторые препятствия. В связи с чем шея ребенка подвергается большой нагрузке, и нужно время, чтобы этот отдел восстановился и окреп.

Поэтому важно носить ребенка горизонтально или под углом 45 градусов.

НЕ НАДО сажать за ручки или водить

Как остеопат и физиолог я хорошо знаю, как развиваются движения у новорожденных.

В организме ребенка есть механизм поэтапного созревания центральной нервной системы. Если ребенка кормить, мыть попу и удовлетворять его естественные потребности, то он сам повернется, поползет, сядет, пойдет на четвереньках, а затем встанет и пойдет на ногах. Если помогать ребенку и торопить его, то он, как организм, развивающийся по пути наименьшего сопротивления, будет вас использовать как помощников, а сам в результате отстанет в развитии.

НАДО пускать на пол

Многие бережливые родители стараются сохранить для ребенка комфорт и создают как бы «парниковый эффект».

Случается, что родители, стараясь уберечь ребенка от холода или травмы, не пускают его на пол. И он вынужден развиваться в ограниченном пространстве кровати или манежа. Но ребенок — живой организм, который, подстраивается под окружающую среду. Только делает это намного быстрее. Если ребенок много времени проводит только в своей кровати, то он начинает отставать в развитии. Если он находится на кровати или диване своих родителей, то велика вероятность падения и травмы.

На полу ребенок развивается быстрее.

Поэтому я рекомендую убирать опасные предметы и отпускать ребенка на пол примерно с 4 месяцев. Делать это нужно постепенно. Постелите что-нибудь мягкое (одеяло, например), лягте на пол вместе с ребенком, поиграйте с ним, а когда он освоится, можно оставлять и одного.

НЕ НАДО предостерегать от падений

Да, дети падают! Родители, запомните это.

Я заметил, что дети специально ищут возможность преодолеть препятствие, чтобы почувствовать возможности своего тела.

Родители! Не лишайте детей возможности узнать свои ресурсы. Будьте рядом, сохраняя спокойствие, и поддерживайте.

НЕ НАДО торопить

Да, темп жизни высокий. У взрослых много дел: надо работать, отвести детей в сад или школу, приготовить еду и т.д. И мы начинаем подгонять ребенка: «Ну что ты копаешься, не можешь одеться сам? Ну что ты как маленький!»

Да, он маленький! У него еще не такая хорошая моторика. Поэтому он не может с первого раза попасть в рукав, в ботинок и завязать быстро шапку. А ребенок думает: «Наверное, я ничего не умею».

У него падает самооценка, он отказывается выполнять ваши просьбы и начинает еще сильнее задерживаться в приобретении навыков.

А можно ведь не торопиться. Мы ведь взрослые люди и знаем, что ребенку требуется время. Подождите, подбодрите, покажите на своем примере способность одеваться и пользоваться временем разумно.

НАДО сразу дать ребенку имя

Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Многим знакома эта фраза. Имя человека несет большое значение: смысловое и фонетическое. Ребенок очень хорошо воспринимает и запоминает звуки, интонацию, громкость речи.

Обращаясь к ребенку, вы объясняете ему, кто он такой, как вы к нему относитесь. И если он это понял, он может идти в развитии быстрее.

НАДО понимать потребности ребенка

У новорожденного не так уж и много потребностей. Но они жизненно важные. Это потребность в еде, тепле, чистоте, любви!

Любовь можно поставить на первое место. Ведь она будет выполнять важную роль на протяжении всей жизни человека! Если ребенок не будет чувствовать любви, то он потратит время и силы на ее завоевание. Поэтому задача родителя — постепенно научиться определять эти потребности ребенка. А папа может помочь маме сохранять покой, оберегая ее от стресса и даря свою любовь.

НЕ НАДО раздражаться на крик ребенка

Да, дети кричат. Это их язык. Но кричат они в том случае, когда их что-то беспокоит. Это все те же неудовлетворенные потребности, дискомфорт, адаптация.

Если вы раздражаетесь, нервничаете, то вы сами начинаете кричать. Ребенок думает, что случилось что-то страшное, и может испугаться еще больше. А психика ребенка может травмироваться, и это помешает развитию. Ребенку нужно научиться чувствовать и понимать, что с ним происходит. Ведь он совсем беспомощный и неумеха.

А мы-то взрослые всемогущие. Так вот и вести себя нужно как взрослые.

НАДО проявлять сочувствие

Научиться всему в этом мире ребенку поможет родитель. И самое важное — это уметь управлять своими чувствами. Ведь после рождения малыш совсем не знает себя. Он изучает свое тело, находит ручки, ножки, учится ими пользоваться. Он учится понимать свои эмоции. Радоваться, грустить, смеяться, сердиться.

Чтобы он не запутался в чувствах, помогите ему: объясните, что он чувствует в данный момент.

Если упал, не отворачивайтесь, говоря: «Мужик не плачет». Плачет, если больно!

Если видите, что он расстроен или радуется, разделите с ним эти чувства. Это поможет ему понять себя и вырасти уверенным.

НЕ НАДО сравнивать с соседским ребенком

Ребенок в 4 месяца должен перевернуться, в шесть месяцев должен сидеть, в год должен ходить. И дальше в том же духе: «у соседей уже говорит, а наш нет», «посмотри на Федю, он всё успевает, а ты нет», «я плохой, а он хороший». Никакого быстрого развития не ждите в таком случае. Должен, должен, должен… Откуда это гипертрофированное чувство долга? Никто никому ничего НЕ ДОЛЖЕН!

Я открою большой секрет: если вы что-то делаете, то и ваш ребенок будет делать примерено то же самое.

Принятие своего ребенка таким, какой он есть, и есть передача ему силы и уверенности в себе.

Некоторые родители могут расценивать нелепые действия ребенка как нервные тики, детскую вредность или обычное непослушание. Но это далеко не так. Речь пойдет о синдроме навязчивых движений.

Специально для читателей «Летидора» материал подготовил Сергей Анатольевич Горин, психиатр, психотерапевт, автор десяти монографий, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза. По мнению коллег, Горин — живой классик русского нейролингвистического программирования.

Сергей Анатольевич Горин

Среди «малых бедок малых деток» встречаются навязчивые движения. У мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек, а в возрасте до 10 лет — у 20% детей, то есть у каждого пятого!

Симптоматика имеет два возрастных пика: 3 года и 7-11 лет.

Как проявляется навязчивость

Вот далеко не полный список симптомов: обгрызание ногтей, щелканье пальцами, однотипные гримасы, причмокивание, покашливание, шмыганье носом, моргание с явным усилием, скрежет зубами, повороты шеи, взмахи кистями рук, покручивание пуговицы на одежде, накручивание волос на палец и выдергивание волос, стереотипное повторение одного и того же слова — всего не перечислишь.

Бывает и так, что одновременно с этим в поведении ребенка появляются нелепые ритуалы.

Например, ребенок обходит все препятствия только с одной стороны, справа или слева; дует на ладони, прежде чем сесть за стол; закрывая двери, дергает дверную ручку определенное число раз; если нужно погасить свет в комнате, несколько раз нажимает на выключатель, и тому подобное.

Характерный признак подобных навязчивостей —

их повторение, порой почти ежеминутное и безумно раздражающее родителей.

Ребенок может причинить себе вред: сгрызть ногти до крови, прокусить губу, открутить все пуговицы на одежде, выдрать волосы на голове до видимой залысины и так далее.

На просьбу родителей прекратить навязчивые действия малыш иногда отвечает нелепой вспышкой раздражения, детской истерикой, чего раньше за ним не водилось.

Родители советуются с «опытными» знакомыми, от которых слышат: синдром Жиля де ла Туретта!

Посмотрев в Интернете про синдром, родители бегут к детскому невропатологу — и слышат еще более пугающий их диагноз:

обсессивно-компульсивный синдром/невроз, он же синдром навязчивых движений.

Что делать? Для тех, кто не дочитывает статьи до конца, сразу скажу: в целом прогноз благоприятный, возможно даже, что никуда бежать не надо и это пройдет само.

Но лучше эту статью дочитать до конца, почему — сейчас поймете.

Причины навязчивости: что будет искать врач

Родителям следует уделить внимание качественной диагностике детского расстройства. Вы спросите: если все так просто и пройдет само, зачем же вкладывать время, силы и деньги в диагностику? Затем, что у детей один и тот же симптом может возникать от очень разных причин и приводить к очень разным последствиям, среди которых бывают весьма серьезные.

Но в целом теория вероятности — на вашей стороне, поскольку тяжелые причины у детских навязчивостей встречаются редко.

Какими могут быть причины синдрома? Для объяснения понятий из области неврологии, которые нам скоро понадобятся, я часто использую аналогию с телевизором. Если он не работает, то в чем причина?

1. Либо неисправен сетевой провод, тогда возникают перебои питания.

2. Либо неисправна какая-то деталь — ее надо заменить, найти другую с той же функцией.

3. Либо сбиты настройки прибора (яркость, четкость, цвет) — тогда их надо грамотно отрегулировать.

Что ищет врач при постановке диагноза?

1. В рамках представленной аналогии, он сначала отсекает самые тяжелые из причин синдрома навязчивости, категорию «обрыв провода»: генетические дефекты и врожденные нарушения нервной системы (к счастью, они редко встречаются).

2. Далее врач обращает внимание на категорию «поломка детали»: предшествующие черепно-мозговые травмы, заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты) и тяжело протекавшие общие заболевания (ревматизм, тяжелый грипп).

3. Самая распространенная же категория диагнозов — сбой настроек прибора, а в самом приборе все детали рабочие. Это функциональное расстройство нервной системы.

Таким образом, пугающий родителей диагноз «обсессивно-компульсивный синдром (синдром навязчивых движений)» — наиболее безобидный: это именно функциональное расстройство нервной системы.

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять - по возрасту ли развивается их ребенок. Мы предлагаем анкету, посмотрев которую вам станет понятнее, стоит ли «звонить во все колокола» или все и так идет прекрасно. Этот опросник поможет родителем малышей c cамого раннего возраста и до 3 лет распознать проблему в самом начале. Ведь помощь специалистов наиболее эффективна, когда к ним обращаются вовремя!


КРУПНАЯ МОТОРИКА

Довольно часто развитию крупной моторики не предается большого значения, повсюду мы слышим о важности развития мелкой моторики. Однако именно крупная моторика закладывает основу для полноценных движений, в которых задействованы самые крупные мышцы в нашем организме. Формируется она постепенно: первым делом малыш учится фокусировать свой взгляд, замечает яркие и интересные объекты, приноравливается держать и поворачивать голову, а затем включаются ручки и ножки. По мере взросления ребенок шаг за шагом учится управлять своим телом и координировать движения.

Стоит насторожиться, если ваш ребенок:

  1. Не переворачивается на живот к 7 месяцам;
  2. Не поднимается на ручках, не поднимает голову и плечевой пояс, лежа на животе, к 8 месяцам;
  3. Не может самостоятельно сидеть к 10 месяцам;
  4. Не ползает (по-пластунски, на животе) к 10 месяцам;
  5. Не ползает (на четвереньках) к 12 месяцам;
  6. Не может прямо сидеть в детском стульчике к 12 месяцам;
  7. Не подтягивается, чтобы встать, к 12 месяцам;
  8. Не может самостоятельно стоять к 14 месяцам;
  9. Не может ходить к 18 месяцам;
  10. Не прыгает к 30 месяцам;
  11. Не может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице к 30 месяцам;
  12. Опирается руками на тело, чтобы встать;
  13. Ходит только на носках, полностью не встаёт на ступню;
  14. Часто падает/спотыкается без явных причин;
  15. Продолжает ставить ноги носками внутрь к 2 годам;
  16. Необычно ползает.

Нужно проконсультироваться со специалистом, если малыш:

  1. Часто держит руки в кулачках после 6 месяцев;
  2. Не поднимает обе руки к срединной линии (центру тела) к 10 месяцам;
  3. Не сталкивает объекты к 10 месяцам;
  4. Не хлопает в ладоши к 12 месяцам;
  5. Не выпускает вещи из рук намеренно к 12 месяцам;
  6. Не может наклонять и удерживать бутылочку самостоятельно и поднимать ее, не ложась, к 12 месяцам;
  7. К 18 месяцам продолжает хватать карандаш всей рукой;
  8. Не использует захват большим и указательным пальцами к 18 месяцам;
  9. Не имитирует рисование вертикальной линии к 24 месяцам;
  10. Не может работать ножницами к 30 месяцам;
  11. Использует только одну руку, чтобы выполнить задания;
  12. Не может двигать/разжимать пальцы на одной руке;
  13. Пускает слюни при выполнении заданий, требующих высокой концентрации внимания;
  14. Совершает нескоординированные или порывистые движения при выполнении действий;
  15. Делает штрихи карандашом либо слишком жирные, либо слишком лёгкие, невидимые.

У малыша есть отставание в когнитивной сфере, если он:

  1. Не имитирует действия с куклой к 15 месяцам (просим поцеловать куклу, покормить куклу, покачать, уложить спать и так далее);
  2. Не может рассортировать два набора предметов к 27 месяцам (например, кубики – в один контейнер, солдатики – в другой);
  3. Не может воспроизвести действие по памяти к 27 месяцам (например, показать, как чистить зубы);
  4. Не может рассортировать два набора предметов по цвету к 31 месяцу;
  5. Испытывает трудности с «решением задач» во время игр, по сравнению со сверстниками;
  6. Не замечает изменений в окружении и распорядке дня (такой ребенок может казаться «удобным», «невнимательным»).

У ребенка есть трудности сенсорной обработки, если:

  1. Очень беспокойно себя ведёт, всё время ходит, очень мало внимания уделяет выполнению заданий;
  2. Часто бывает вялым и пассивным (как будто устал), медленно реагирует всё время, даже после сна);
  3. Избирателен в еде (ест строго ограниченный рацион пищи, предпочитает пищу определенного вида, не ест ничего нового и так далее);
  4. Не замечает боли (не плачет, не пугается, не показывает никакой реакции на боль);
  5. Боится качаться/двигательной активности. Не любит быть перевёрнутым вверх ногами — такие дети производят впечатление очень осторожных;
  6. С трудом осваивает новые движения: езду на беговеле, самокате, велосипеде, опасается горок и сложных переходов на детских площадках. Ему как будто трудно спланировать схему нового движения и реализовать ее;
  7. Тяжело успокаивается;
  8. Постоянно находится в движении, даже когда сидит;
  9. Не устанавливает зрительный контакт совсем или устанавливает его крайне редко;
  10. Часто прыгает и/или специально падает на пол/ударяется о предметы;
  11. Ищет возможность упасть, не заботясь о собственной безопасности или безопасности других;
  12. Постоянно дотрагивается до всего, что видит, включая других детей;
  13. Имеет сниженный тонус (у таких деток вялое тело, «как тесто»);
  14. С трудом переключается с занятия на занятие или переходит с места на место;
  15. Чрезмерно расстраивается при изменении привычного порядка вещей;
  16. Не любит купание и гигиенические процедуры (отторжение могут вызывать чистка зубов, причесывание волос, стрижка волос, ногтей);
  17. Боится/испытывает отвращение/избегает трогать траву, песок, ковер, краску, пластилин и другие сенсорно яркие объекты окружающего мира.
  1. Он не имеет зрительного контакта с другими детьми или держит предметы на расстоянии ближе 7-10 см от одного или обоих глаз;
  2. Он не тянется к близко расположенному объекту.

Родителям необходимо обращать пристальное внимание на развитие слуха ребенка, чтобы успеть вовремя оказать помощь, если это необходимо.

У ребенка может быть нарушен слух, если он:

  1. Не откликается и не поворачивается на голос знакомых ему людей;
  2. Не поворачивается на звук колокольчика или других предметов, издающих звуки;
  3. Не реагирует должным образом на шумы разной громкости;
  4. Не лепечет.

Проблемы в освоении навыков самообслуживания могут быть связаны со спецификой развития сенсорной, двигательной и эмоциональной сферы.

У малыша есть задержка в обучении навыкам самообслуживания, если:

  1. Испытывает трудности с откусыванием и/или разжевыванием пищи;
  2. Долго жует и/или глотает;
  3. Регулярно закашливается/давится во время или после еды;
  4. Изменяет голос во время/после еды (т.е. издаёт булькающие звуки или похрипывает при разговоре);
  5. С трудом переходит от одного этапа приёма пищи к другому;
  6. Не ест самостоятельно, беря еду пальцами, к 14 месяцам;
  7. Не пытается использовать ложку к 15 месяцам;
  8. Не берет в руки кружку и не пьёт самостоятельно из чашки к 15 месяцам;
  9. Не может сам снять шапку, носки или рукавички по просьбе к 15 месяцам;
  10. Не может самостоятельно помыть руки или лицо к 19 месяцам;
  11. Не помогает одевать себя (за исключением застёжек на одежде) к 22 месяцам;
  12. Не может расстегивать крупные пуговицы, кнопки и шнурки к 34 месяцам.

А еще для успешной коммуникации с окружающими важно уметь управлять своими эмоциями и контролировать собственное поведение.

Тревожные сигналы, которые указывают на то, что развитие социальных/эмоциональных/игровых навыков у малыша задерживается:

  1. Не улыбается в возрасте 4 месяца;
  2. Не поддерживает зрительный контакт, выполняя какие-либо действия или общаясь со сверстниками и/или взрослыми;
  3. Не привлекает к себе внимание в компании к 12 месяцам;
  4. Не подражает действиям и движениям окружающих к 24 месяцам;
  5. Не играет в ролевые игры к 24 месяцам;
  6. Не демонстрирует навыки правильной, общепринятой игры с объектом (расставляет игрушки в ряд друг за другом, бесконечно раскручивает колесики на машинке — вместо того, чтобы катать ее с горки и так далее);
  7. Слишком долго фиксирует внимание на качающихся и вращающихся предметах (например, часами «залипает», наблюдая за волчком, неваляшкой, маятником, качелями);
  8. Постоянно пытается раскручивать предметы, которые для этого не предназначены.

Консультацию с психологом можно пройти в сенсорно-двигательном зале «Шалтай-Болтай»

Консультацию с логопедом можно пройти в любом из филиалов логопедического центра «Территория речи» Мы консультируем родителей с детками начиная от 1,5 лет.

Поделитесь статьей в социальных сетях, чтобы и другие родители узнали, при каких симптомах у ребенка стоит насторожиться.


В первую очередь важно понимать, что ребенок не станет намеренно так себя вести, это неосознанное поведение, защитный механизм, причиной которого являются тревога и неуверенность. Если учителю удастся увидеть в ребенке заложника ситуации и собственных эмоций, а не агрессора, то пути решения проблемы станут очевиднее.

Если ребенок перестанет испытывать тревогу и сможет в безопасной обстановке почувствовать те эмоции, которые сейчас заблокированы (и которых так не хватает для уравновешенного, терпимого отношения к сверстникам), то его поведение скорректируется без дополнительного активного вмешательства.

Прочитать подробный ответ психолога можно тут.

Что делать, если ребёнок специально всё ломает?


Ни в коем случае не нужно отчитывать его при других, стыдить и ругать — от этого он начнет замыкаться, почувствует себя непонятым и беспомощным, а решения проблемы все равно не найдет.

Когда он начинает ломать предметы, ребенка, конечно, надо остановить, но не давая никаких оценок, и сказать, например: «Я не хочу, чтобы ты бил этого мальчика (или ломал игрушку). Что тебя так разозлило?» Если чужая игрушка сломана, можно пойти вместе в магазин и купить ей замену, а потом подарить ее на детской площадке пострадавшему. Важно, чтобы ребенок сделал это сам, пережив при этом опыт: если я ломаю, я должен возместить ущерб, чтобы потом играть вместе.

В любом случае оставайтесь на стороне ребенка. Это то, в чем он нуждается больше всего, потому что чувствует себя одиноко в своей беспомощности. И если вы измените свою тактику, то и он сможет измениться. И, вероятнее всего, потребность выплескивать гнев в такой форме исчезнет сама собой.

Прочитать подробный ответ директора можно тут.

Что делать, если ребёнок бьёт и обижает других детей?


Первое, что нужно сделать, — спокойно остановить ребенка и объяснить, что сейчас он делает другому больно и оскорбляет его. Такие фразы, как «прекрати себя так вести» здесь не подойдут.

После этого надо показать свою готовность выслушать его ответ, но предварительно нужно отвести ребенка в сторону. Посторонних слушателей у этого разговора быть не должно. Постарайтесь разобраться, что именно произошло.

Дальше можно задать ребенку вопросы о том, каким он видит положительный исход этой ситуации. Вопросы нужно начинать с речевой конструкции «а что, если».

Прочитать подробный ответ психолога можно тут.

Как защитить целый класс от агрессивного ребёнка?


Когда у кого-то из учеников возникают трудности в поведении, это всегда отражается на всем классе. На происходящее влияют уход и появление новых одноклассников, яркие и запоминающиеся события, установленные негласные правила поведения, реакции взрослых. Если учитель каким-то образом выделяет ученика, например публично ругает его за поведение и плохие результаты, он формирует негативное отношение к нему всего класса.

Если окружающие взрослые позволяет себе саркастические, унизительные комментарии в адрес других людей, то и дети могут делать так же. Травля учит детей беспомощности, жестокости, притворству и страху, если она остается без внимания.

Прочитать подробный ответ юриста и психолога можно тут.

Что делать, если ребёнок постоянно дерётся и наносит себе мелкие травмы?


Первым делом стоит взглянуть на обстановку и отношения в его семье. Как взрослые или старшие братья и сестры обращаются с агрессией? Позволяют ли себе злиться, отстаивать свое мнение? Умеют ли выражать злость так, чтобы это не вредило ни им самим, ни окружающим?

Чаще всего проблемы с агрессивными детьми возникают в семьях, где родители слишком строги и жестоко их наказывают. При этом у ребенка нет возможности выразить свои чувства: покричать, поплакать. Такое поведение пресекается. Тогда единственным местом, где они могут проявить накопившую злость, будет школа. Также в классе они повторяют то, что видят дома: ссоры, конфликты. Словно не умеют общаться по-другому — мирно и дружелюбно.

Прочитать подробный ответ психолога можно тут.

Внучка хорошо ведёт себя в саду, а дома хамит. Что делать?


Во-первых, нужно поговорить с внучкой, когда окажетесь наедине — то есть в хороший период ваших отношений. Расскажите о том, как любите ее, как вам приятно и интересно проводить с ней время.

Во-вторых, необходимо отразить ее чувства — сообщите девочке, что понимаете, что ей сложно оставаться такой же доброй и нежной, когда приходят остальные, предъявляют свои требования, балуют, но вы любите её всегда, что бы ни происходило.

Прочитать подробный ответ психолога можно тут.

Фото на обложке: Shutterstock / Lyakhova Evgeniya


Агрессия — это не только «бить» и «оскорблять». А ещё сарказм, молчание, игнорирование. Что такое пассивная агрессия и почему хуже неё ничего не бывает


«Идиота кусок» и «Ах ты дрянь». Почему родители рутинно унижают детей


«Уступи ему, он младше!». Почему нельзя подавлять естественную агрессию ребёнка

«У него горы игрушек». «Просит новые, а в старые не играет». «Что подарить ребёнку, если у него всё есть?» Такие вопросы сегодня звучат часто, и не только из уст миллионеров. Плохо это или не очень? Что с этим делать? Размышляет наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша.

1. Чем больше игрушек, тем меньше радости


Несколько лет назад на YouTube были страшно популярны ролики, в которых дети бесконечно распаковывали подарки. Игрушка радует в момент её получения, а потом сразу забрасывается. Окей, но ведь это всё равно радость? На ребёнка денег не жалко, почему я должен его ограничивать? Пусть ненужных игрушек будет много — не беда.

Всё так. Но есть проблема. Когда мозг человека привыкает к постоянной сильной стимуляции определенным удовлетворителем, он становится к нему менее восприимчив. Поэтому сто двадцатая игрушка уже не даёт той чистой радости даже в момент покупки. Скорее механизм будет похож на действие наркотика: ребенок ноет, клянчит… Ему покупают игрушку — и он перестаёт. Ненадолго.

2. Любимая кукла — это полезно


Когда игрушек очень много, постоянно появляются новые, а их покупка — это обыденность, меньше вероятность, что у ребёнка появятся среди них по-настоящему любимые. Между тем выбирать и привязываться к объектам, иметь любимую куклу, которую называешь по имени, любимый конструктор, в который не надоедает играть разными способами, полезно для ребёнка.

Это момент воспитания чувств, это хорошо влияет на его способность принимать решения и формировать привязанности

Совершенно не обязательно ребёнок будет спать с мишкой или относиться к кукле как к живой, но очень хорошо, если у него есть некий постоянный игрушечный мир, в котором машинки, звери, куклы имеют свои имена и характеры. Родители могут в этом помочь. Конечно, если детская завалена всевозможными объектами, от которых разбегаются глаза, создать такой мир будет труднее.

3. Производители заставляют родителей покупать всё больше


Куча игрушек на полу, по которым дети ходят ногами, выгодна только одной стороне — их производителям и продавцам. Дети предпочитают вещи с любимыми героями, игрушки и наборы на темы любимых мультиков. Ещё один крючок — игрушки-наборы: купишь что-то одно, а потом бесконечно докупаешь детали, обновления, новые серии, — ребенок подсел. «Собери их все!» Иногда ими вообще не играют, а только владеют. Рекордсмены по бесполезности — игрушки, которые можно использовать только одним способом, например игрушечные щипцы для волос или огромная кухня, в которую поиграют от силы раза два, а занимает она целый угол.

Не поддаемся на уловки и крючки. Бардака в квартире будет намного меньше, а денег у вас в кармане и воображения у ребёнка — больше, если отдать предпочтение универсальным игрушкам.


25 простых детских развлечений, для которых не нужны игрушки и деньги

Конструктор (да хоть бы и лего), из которого можно строить не только по инструкции. Обыкновенный пупс, который не требует бесконечного количества памперсов, бутылочек и запчастей. У моих детей, например, есть десять наборов игры «Дженга»: из одинаковых брусочков можно строить просто потрясающие архитектурные сооружения. Ну а самое универсальное — это пластилин, краски, цветная бумага и скотч.

4. Ребёнку можно отказывать


Я не вожу маленьких детей в торговые центры. Потому что они будут клянчить — это закон. И родительское сердце будет разрываться. Зачем провоцировать слезы? А вот лет с пяти, наоборот, стоит приучать ребёнка к тому, что прилавки могут ломиться от всякой всячины, но мы не обязаны всё это покупать.

Можно начать с супермаркета, там проще договориться: покупаем через раз и только какую-то мелочь; покупаем то, что выбрал родитель; покупаем то, чего хочет ребёнок, но через два раза на третий… Главное — развить самоконтроль.

Дети импульсивны, не бойтесь подавить их желания. Они не перестанут хотеть. Зато не будут ныть и клянчить, когда им объявляешь, что сегодня мы идем в торговый центр только за варежками. И ни за чем больше.

5. Одноразовая ерунда бывает очень милой


Наклейки, маски, очки с глазами на пружинках, светящиеся вертолётики… Единственное, что можно сказать против них, — они пластиковые и наносят вред окружающей среде. Это да. Но зато они дают ребёнку ту самую моментальную радость — а потом быстро приходят в негодность, и их не жалко выбросить.

6. Игрушки бывают и для понтов


Когда ребёнок становится постарше, он может начать хотеть игрушки и наборы «как у подруги». С человеком старше 6–7 лет уже можно порассуждать про разницу между жаждой обладания и желанием пользоваться. Чаще всего становится ясно, что без подруги, сам, ребёнок в этот набор играть не будет. Или что можно взять желанную вещь на время.

У школьников (и даже детсадовцев) вещи становятся поводом для общения. Это совсем не ужасно, но стоит это осознавать. Для чего тебе эта штука: для престижа, чтобы показать в классе? Потому что она есть у всех — или потому, что нравится именно тебе? Хороший повод поговорить о важных вещах.

7. Родственников можно нейтрализовать


«Я со всем согласен, но они же дарят!» — прекрасно, если у нас есть родственники и друзья, готовые вложить деньги в счастье нашего отпрыска. Таких милых людей можно подготовить и заранее управлять их дарением.

Сегодня есть крутые и очень интересные игрушки, которые действительно будят воображение, развивают и нравятся. Можно дарить и вовсе не игрушки. Подкиньте родне идей о подарках, перенаправьте их пыл на книжки, театры и тому подобное.

8. Две трети убрать, в остальное играть


Когда мне было семь (в 1990 году), у меня было примерно два десятка игрушек. В основном небольшие плюшевые, пластиковые и деревянные зверюшки, да еще пара пупсиков, которые с ними дружили. Жили зверюшки в большой картонной коробке, поставленной на бок, и жизнь их была увлекательной и полной приключений. В ней даже выбирали президента — им стал, что закономерно, деревянный котик с головой и лапками на резинках (может ли кто-то стать популярнее котика?!).

Если ваша квартира завалена игрушками, попробуйте договориться с ребёнком и убрать примерно две трети (точная цифра зависит от ваших предпочтений, от того, насколько всё запущено и сколько свободного места у вас есть). Выбирайте оставшееся по принципу «Во что ребенок действительно играет?» Что он помнит и любит? Что нравится лично вам?


4 психотипа из компьютерных игр, которые помогут найти общий язык с ребёнком

Если ребёнок вообще не умеет играть (что не редкость в наше время), здорово было бы потратить несколько вечеров на то, чтобы научить его ролевым и другим играм. Сначала попробуйте сами. Дело того стоит: для дошкольника и младшего школьника свободная игра — лучшая развивающая активность. (Правда, я стараюсь, чтобы дети играли без меня. Потому что я уже взрослая и у меня полно своих дел! Но научить, показать и вдохновить — на это я готова.)

Ненужные игрушки со временем можно выкинуть или передарить. Только не дарите их детям в детских домах: им нужно совсем другое.

9. Родители тоже дети


У меня есть собственный ящичек с игрушками. Там лежит маленький деревянный волчок, сложнейшая головоломка из деревянных ящериц, устройство, с помощью которого можно вычерчивать на бумаге сложные узоры, спиннер, лизун и еще парочка предметов.

Не стесняйтесь! Если вам нравится какая-то игрушка, купите её себе. А ребенку давайте поиграть по праздникам. Это поможет вам удержаться от того, чтобы бесконечно баловать его.

10. Порядок на полке — мир в душе


Ребёнок до трёх лет не может удержать в поле внимания больше нескольких игрушек. В этом возрасте их может быть совсем мало. Кукла-пупс (нужна и мальчику, и девочке) или большая плюшевая игрушка: кормить, укладывать спать, лечить, водить гулять. Несколько предметов обихода (например, кастрюлька, игрушечные овощи и нож). Мяч, пирамидка, волчок. Какой-нибудь звучащий предмет. Вот и всё.

После четырёх ребенок уже в силах вместе с мамой или даже самостоятельно навести порядок в своем уголке. Игрушек может стать намного больше. Но покупать их только потому, что они продаются, — если вдуматься, очень странная идея.





Интересное на «Меле»:


Блоги

Когда семья с 2 детьми может считаться многодетной и другие вопросы о льготах и выплатах в 2022 году


Блоги

7 типов родителей, которые вредят себе и детям: а вы узнаете среди них себя?


Партнёрский материал

Кто тебе там пишет? 7 правил безопасности для детей в чатах

И в интернете вообще


Интервью

«Всё, что я делала для ребёнка, было для него не совсем благом». Правила воспитания «ленивой мамы» Ани Быковой



Когда о воображении расуждают люди, которые сами не совсем понимают, что это такое.
Ребенок «владеет» игрушкой и не играется в нее? Какой ужас! Знаете, воображение это не про то, чтобы подвигать игрушечными ногами игрушечного человечка и что-то там пролепетать от его имени. Воображение — это когда игрушки оживают и двигаются сами, _в_этом_самом_воображении_. А игрушка, т. е. материальное воплощение, это просто своеобразная привязка, «аватар», триггер.

Если ребенка заваливать игрушками на «отцепись, не мешай взрослым» — конечно, у него будут проблемы и с вещами, и с отношениями. Если ребенком манипулировать и «развивать самоконтроль» — конечно, он вырастет удобным для родителей, «лишнего» не попросит.

Сами так живите, зачем вам смотреть новые фильмы? Пересматривайте тысячу раз 2-3 фильма. Зачем вам читать новые книги? Десяти штук помимо школьной программы за глаза хватит. Зачем вам ездить в путешествия? В одном-двух местах побывали, этого достаточно. Зачем вам вешать на стену картины или фотографии? Они ж просто висят, в ролевые игры с ними н поиграешь.

И да, я имею полное моральное право говорить здесь, что про обилие игрушек — это бред. Так получилось, что в детстве через меня прошли практически все существовавшие на тот момент в России игрушки, дома их было как воды в океане. Да, я с ними не и грал так, как вам нужно от ребенка. Да, мне нужно было ими «владеть».
И на воображение не жалуюсь, я им зарабатываю. Притом неплохо.

Читайте также: