Ребенок сваливает вину на игрушки

Обновлено: 21.05.2024

Мне всегда легко было просить прощенья. Наверное потому, что «знала кошка, чьё мясо съела». Помню, такой случай. Было мне года 3-4. Я стояла на балконе, а внизу проходил милиционер. Не знаю, что щёлкнуло в мозгу, но мне очень захотелось плюнуть ему на шапку. И плюнула. Мгновенно осознав своё преступление, я побежала и стала в угол.

В комнату вошли родители и растерялись от удивления. Никто ребёнка не наказывал, а дитё в углу.

– Кто тебя сюда поставил?!

Немая сцена из «Ревизора». Выяснив причину, они, конечно, посмеялись и сразу же простили. Сегодняшним умом я понимаю, что интуитивно чувствовала во всех наказаниях родительскую любовь. Поэтому легко их принимала и легко просила прощенья. Не только за себя, но и за сестру. Даже могла рядом с ней пристроиться в углу.

Наблюдая за учениками

На занятиях «Юного архитектора» – дети 7-13 лет, «Лукоморья» – 4-6 лет – мы знакомимся с первобытной культурой. При этом дети должны решить сложную дилемму. Охотники убили мамонта, отняли у него жизнь – плохо. Но иначе они сами погибли бы от холода и голода. Что делать? Мне нужно подвести к тому, что все виды зародившегося искусства подчинены одной мысли – испросить прощенья у духа убитого.

Тут возникают сложности. Мысль повиниться никак не появляется. Задаю наводящий вопрос:

– Что вы делаете, когда набедокурите?

Ответ появляется не сразу. Значит, у них нет привычки извиняться. Почему?

Бывает, кто-то нечаянно больно заденет другого. Тот плачет, а обидчик виновато и испуганно стоит в сторонке. Редко сразу попросит прощения, скорее станет шептать мне:

– Конечно не хотел. Но человек не знает этого. Ему ведь обидно. Тебе ведь жалко, что ему больно. Скажи ему, об этом.

С одними детьми договариваемся быстро, с другими разговор выходит долгий. Почему? А уж если ребята повздорили умышленно, тут вину признать ещё сложнее. Почему? А просить прощения у взрослых… Тут, думаю, всё зависит от взаимоотношений. Почему?

Ищем ответы

Причины всех бед всегда стоит искать в раннем детстве , в семейных отношениях. Основа характера формируется до 5 лет. Психолог В.С. Мухина пишет:

«Начиная с полутора лет оценка поведения ребёнка взрослыми становиться одним из важных источников его чувств».

Похвала

Рождает чувства гордости, самоуважения, поднимает настроение, тем самым зарождая положительное мировосприятие. Хвалить детей нужно за любой, самый мелкий хороший поступок. Скупые поощрения порой рождают у ребёнка неискренние шаги только ради того, чтобы услышать доброе слово. ( стихотворение ).

Порицание

Вызывает чувство стыда. Очень хорошее чувство. Однако гипертрофированное, оно может тормозить просьбу о прощении. Человечку может быть настолько стыдно, что нет сил подойти и извиниться. Порицание необходимо, но важна его форма и мера.

Если вы по-доброму журите ребёнка, у него не сформируется такой внутренний барьер. Напротив, укор, в котором звучит любовь, побуждает дитя задуматься, осознать свою неправоту . Следствие – изменение поведения и искренние извинения.

Другие способы воздействия

Маленький ребёнок ещё не способен контролировать свои эмоции и поступки. Опять обратимся к В.С. Мухиной:

«Социальное развитие ребёнка идёт по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие с предметом в мире постоянных вещей».

Т.е. дети подсознательно наблюдают за взрослыми и копируют их поведение. С другой стороны, нельзя забывать, что у них основной вид деятельности игра. Отсюда необходимость следовать принципам:

1. Важен пример: не умеете вы просить прощения, откуда научиться ребёнку . И мы бываем неправы в отношении отпрыска. Извинитесь перед ним. Объясните свою неправоту и тепло, искренне попросите простить вас. Извиняйтесь во взаимодействии с другими взрослыми. Это и есть обучение.

2. Играйте с детьми и просите прощения у игрушек.

Однажды наблюдала такую картинку в семье сестры. Их двухлетний сынишка носился вокруг отца с криком:

В какой-то момент он сошёл с орбиты и врезался лбом в стенку.

– А-а-а-а, – завопил он, – меня стенка победила!

Моя сестра обняла рыдающего малыша и стала рассуждать:

– Тебя стенка ударила? Но ведь и ты точно так же ударил её. Пожалей стенку.

Мальчик забыл про свой ушибленный лоб, подошёл и стал гладить стену. Вот пример воспитания сочувствия и умения извиняться. Чаще родители начинают ругать, бить то, обо что ударился ребёнок. И какие чувства при этом фиксируются у него. Нельзя так поступать.

Решение проблемы

Попробуйте следовать правилам.

1. Показывайте пример.

2. Обсуждайте причины поведения и то, в чём ребёнок неправ. Он может не заметить, не понять этого.

3. Помогите мысленно стать на место обиженного. Воспитывайте доброту, умение сочувствовать.

4. Учите брать ответственность за свои поступки.

5. Если ребёнку трудно извиться, дайте время остыть. Возможно, буря эмоций создаёт барьер.

6. Играя, установите правила поведения.

Запаситесь терпением, ведь умение извиняться – признак зрелости.

Умеют ли извиняться ваши дети? Трудно ли вам это далось? Полезна ли для вас эта статья?

Синдром Карлсона — психологическая особенность детей в возрасте 3-5 лет.

Джинна Литинская психолог, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии факультета медицинской психологии, института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ

Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к "доброму дяде детскому психиатру".

Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как "домомучительница" фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.

Воображаемые друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и подтыкать одеяло на ночь. Друг может быть взрослым и сильным, на манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из мультфильма "Варежка", или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным "Сережкой" или "Наташкой". Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в половине случаев он — зверушка.

Нет смысла столкнувшись с этой "проблемой" бежать к специалисту — просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг — прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

Проблема: давление и гиперопека

Часто ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного "я" ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям.

Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом — ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.

Проблема: чувство вины

Невротическая вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при "давлении". С той лишь разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то фантастическое и обошлось).

Проблема: нехватка впечатлений

Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. — это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.

Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу. Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь: можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь не менее рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, "Спокойной ночи малыши" с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще, если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок. А назавтра снова детский сад. И единственное место, где не так скучно, — мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.

Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье ему явно мало.

Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество "событий", значимых для детей. Но и тут есть некоторые "но". Например, эти сады более чем платные (может стать сложностью для неработающих мам), и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).

Проблема: нехватка общения

Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на младенце, или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный представитель такого типа родителя — мама из мультфильма "Варежка" — добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками.

Тут рекомендация может быть только одна — больше общения: просто общения с ребенком, общения вместе с другими детьми и их родителями, помощь ребенку в нахождении общего языка с ровесниками.

Проблема: вытеснение

Как правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко "читаемый" вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник "обещает" еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься — не пора ли обратиться к психологу?

Бывают и более простые и легко решаемые проблемы. Например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребенка аллергия на шерсть, в конце концов, можно выбрать "лысую" породу или пуделя).

"И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!"

Самый плохой вариант — если ребенок скрывает от вас своих воображаемых друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают варианты, когда вы просто не заметили воображаемого друга: ну кто бы мог подумать, что милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый крокодил с оторванной лапой?

Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное — ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного "Карлсона". Однако важно провести границу между фантазией и реальностью — отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла "Маша", но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил "Карлсон", но в углу, все равно, будешь стоять ты.

Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.

Надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.

rebenok_svalivaet_vinu_na_drugih

Дорогие родители, сегодня у нас еще один вопрос в рассылке:

Татьяна, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как вести себя с сынишкой. Ему 3 года и он постоянно сваливает вину на окружающих. Он упал, виноват папа, другой ребенок из садика или какой-то невидимка, или пол. но только не он. Как научить его брать ответственность на себя и не врать? Екатерина.

Екатерина, добрый день!

Спасибо за ваш вопрос. Я уверена, он для многих родителей будет актуален.

Нужно сразу сказать, универсального решения, «рецепта» здесь нет. В каждой ситуации есть свой нюанс, который может в итоге повлиять на весь ее смысл. Поэтому наберемся терпения и начнем издалека — с разбора причин. Если их не учесть, трудно приблизиться к правильному решению.

Я дам направления, куда вам нужно посмотреть.

Для начала разграничим само вранье (ложь, обман) и ответственность за свои поступки.

(кстати, в августе у меня вышла статья в газете «КоммерсантЪ» под названием «Причины, по которым дети врут» — можно дополнительно почитать здесь).

Ложь у малышей до 4 лет как таковая, обычно ею не является. Из психологии раннего развития хорошо известно, что в период становления и развития речи активно идет развитие воображения и мышления. Дети часто фантазируют, сочиняют небылицы, представляют себя в виде сказочных существ, придумывают небывалые комбинации похождений их любимого героя, параллельно сливаясь с его образом.

Так, мальчик может вообразить себя грозным котом, который охотится за юркой мышкой в подражание мультику «Том и Джерри» и случайно разбить какую-то посуду, чтобы потом свалить этот проступок на их реального кота Барсика.
Или вообразить, что он повстречался с инопланетянами и они утащили его обед…:)

Как реагировать?

Можно с серьезным видом послушать небылицу, сочувственно кивая головой: «Ах вот как, да.. нелегко пришлось.. понимаю…» выслушав, улыбнуться, похвалив за интересную сказку (сынок, ты хорошо рассказываешь сказку, молодец, а теперь давай с тобой уберем осколки..).

Вот вам тренировка речи, воображения и мышления — умение рассказать последовательно, а приглашение ликвидировать последствия — это уже привитие ответственности.

Мы подошли к понятию ответственности.

Это качество обычно копируется детьми из наблюдений за жизнью родителей, их ролевыми отношениями в семье и стилем родительского поведения, общения.

В нашем взрослом понимании безответственность — это неспособность отвечать за себя и за свои поступки, отказ брать инициативу в какой-либо ситуации. А также — избегание сложностей и трудностей на конкретном пути. Устранение себя.

Первые черты самостоятельности в действиях мы можем наблюдать, когда малыш начинает ходить.

А первые проявления самостоятельных решений — в 2,5 — 3 года, в период развития речи. Когда ребенок начинает понимать, что он может желание выразить своими словами, согласиться или опровергнуть предложения родителей. Он уже видит, что у каждого действия есть причина и следствие.

Как чаще всего ведут себя мамы в эти ответственные и сложные периоды?

Правильно, они волнуются, как бы с их малышом ничего не случилось. Они трепетно следят за карапузами, готовые подхватить вовремя, уберечь, соломки подстелить. И незаметно для себя превращают свою нормальную заботу в гиперопеку. А она, в свою очередь, провоцирует у ребенка отказ от ответственности.

Ситуации отказа от ответственности:

1) «Аа-та-та!»

Вспомните случаи, как родители приходят в ужас, когда с крохой что-то случается. Мама может при ребенке «отругать» шкаф за синяк или камень, так некстати попавшийся на пути, из-за которого малыш ушибся, гневно шикнуть на кошку, оцарапавшую чересчур любвеобильного маленького хозяина и т.д.. В таких ситуациях люди, предметы или животные «обвиняются» ради того, чтобы кроха успокоился. Чего стоит фраза мамы: «Не плачь, доченька, виноват камушек, вот сейчас мы его аа-та-та! (пинает ногами) Нельзя обижать Машеньку!» И у девочки высыхают мокрые глазки, проясняется личико…
Глядя на родительский пример, кроха понимает, что винить других в собственных несчастьях — это в порядке вещей.

Когда он подрастет, нетрудно догадаться, что эта привычка сваливать вину на других может остаться с ним на всю жизнь. Как репей. Как стиль поведения и ухода от трудностей (друзья виноваты, учительница плохая, начальник — дурак). Потому что так проще, не надо исправлять свои ошибки и учиться на них, пусть другие это делают. Не надо прилагать усилия к чему-то — все само решится, мама-папа помогут.

2) «Пострадаем за правду?»

Перекладывание вины на другого может быть вызвано защитной реакцией у ребенка. Здесь необходимо просмотреть все ситуации, которые были связаны с этим враньем и подумать, а что послужило предпосылкой? Был ли у ребенка шанс сказать правду? Насколько бы его поняли и приняли? Что было бы с ним, если бы родители услышали чистосердечную исповедь?

Как парадокс, часто встречается в семьях ситуация: родители требуют честности, ребенок признается и… его тут же нещадно ругают, наказывают, лишают общения, отталкивают с осуждением (одна мама в ответ на признание ребенка, что он разбил чашку, наорала и в сердцах бросила ему жестокую фразу: «уйди отсюда, чтобы глаза мои тебя не видели!»). Постепенно у провинившегося малыша приходит понимание, что говорить правду опасно, лучше солгать, выдумать правдоподобное, авось, сойдет с рук и не накажут.

3) «У меня не получается…»

Еще одной причиной вранья может служить внутренний дискомфорт у малыша.

Когда самооценка низкая, ребенок очень сомневается в своих возможностях. Он не может признаться, поскольку чувствует, что «не оправдает надежд» родителей. В этом случае он уклоняется или приукрашивает ситуацию. Боится что-то начать делать, поскольку заранее программирует себя на неудачи. И когда они, действительно, случаются по закону Притяжения — боится гнева родителей, насмешки и упрека («ну что же ты такой неумеха — здесь все так просто!»). Стремится найти виноватых, потому что этот груз неуспеха и разочарований слишком для него тяжел.

Тут важно заручиться доверием своего малыша (когда есть доверие — нет страха и обмана), исключить из своей речи обидные ярлыки и эпитеты в его адрес, проверить, не предъявляются ли к нему завышенные требования, подбадривать сына или дочку, внушать веру в свои силы и не бояться трудностей. При такой поддержке необходимость прятаться в ложь отпадет сама собой.

И маленькое обобщение-совет:

Любите и принимайте самого ребенка целиком, и в то же время адекватно относитесь к поступкам. Сумейте неудачи превратить в достижения! И вам ребенок будет очень благодарен за этот ценный урок в жизни!

Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.

Какими способами родители могут предотвращать ссоры между родными детьми? Переориентация поведения и примеры эффективного разрешения конфликтов.

Наверное, ни один поступок не вызовет у родителей большего чувства неприязни, чем драка между родными детьми. Многие родители пытаются вмешаться, но обычно такие попытки не приводят к желаемому успеху. Иногда им все же удается остановить развитие драки, но возможно ли предотвратить ее начало? Бывает, что родители довольно терпимо относятся к дракам среди детей и принимают их как нечто неизбежное.

Ссоры и драки у детей

Папы и мамы часто не задумываются над тем, почему между детьми возникают ссоры и драки, но, вероятно, всем участникам этих неприятных ситуаций стало бы легче, если бы родители осознали свою роль в этом явлении и возможные причины конфликтов. Если ваши дети часто дерутся, задумайтесь над тем, как вы строите отношения между своими любимыми чадами, к каким способам влияния на детей вы прибегаете? Драку легко спровоцировать, если:

  • создавать соперничество между детьми, сравнивать их друг с другом("Посмотри, насколько твой брат аккуратнее и собраннее тебя!" или "Неужели ты не можешь так же хорошо учиться, как твоя сестра?"). Каждого ребенка можно сравнивать только с самим собой, причем желательно подчеркивать не ошибки, а его достижения, например, "Сегодня ты сделал домашнюю работу гораздо аккуратнее, чем вчера";
  • неуважительно относиться к отличительным особенностям ребенка и выставлять их напоказ перед другими, например, обсуждать его черты характера или внешности в компании взрослых либо его ровесников.

Родители только усугубят возникшую драку, если будут:

  • заступаться за того или иного ребенка либо выносить приговор (судить, кто прав, кто виноват);
  • отрицать негативные чувства, которые могут испытывать дети в отношении не только посторонних людей, но и родных братьев и сестер, например: "Ты что это так ненавидишь свою сестру? Ты ведь любишь ее. К тому же ты ведь старше". Подобные комментарии только добавляют масла в огонь;
  • насильно заставлять братьев и сестер делиться друг с другом;
  • упрашивать ребенка отказываться от своих притязаний в пользу брата или сестры;
  • кричать на детей или шлепать их, пользуясь своим преимуществом.

Допустим, вы осознали возможные причины драки и постарались их устранить. Однако драки не прекратились. Что же делать? Как может поступить родитель, чтобы остановить драку и научить детей действовать в сложных ситуациях без применения силы? Вот несколько правил, которые легко не только запомнить, но и выполнять.

Не заступайтесь (не вставайте на сторону того или иного ребенка)

Не берите на себя роль судьи, прокурора или адвоката. Не наказывайте виновного и не утешайте невинного. Если вы почувствуете, что кто-либо может серьезно пострадать, то молча предотвратите это. Если, допустим, кто-то из детей возьмет палку, вы можете молча отобрать ее у него, не останавливая самой драки. Если вы сделаете это решительно, но в то же время в дружелюбной манере, не прибегая к помощи слов, то ответственность за саму драку все еще будет лежать на детях, участвующих в ней. При желании вы можете молча и спокойно вывести их за пределы того места, где происходит драка, чтобы она не причиняла вам лишних беспокойств и не испортила домашнюю мебель. Если вы решите, что надо разнять детей, отведите их обоих в отдельные места, чтобы они остудили свой пыл.

Успокойте дерущихся детей

Можно присесть, чтобы стать с ними одного роста. Ласково дотроньтесь до них. Примирительно посмотрите на каждого из них, не осуждая и не сердясь ни на кого. Не надо запугивать их, чтобы остановить драку. Не прибегайте к помощи таких фраз: "Ваши драки просто выводят меня из себя" или "Если вы не перестанете драться, я закрою на ключ каждого в своей комнате".

Не выносите сами приговор в споре, создайте обеим сторонам одинаковые условия. Например, если две сестры спорят над тем, какую книгу им почитать, "поместите их в одну лодку", соедините в команду, сказав следующее: "Когда вы вдвоем решите, какую книгу вам почитать, подойдете и скажете мне". Это удержит вас от вынесения приговора и необходимости выбирать, какому ребенку отдать свое предпочтение, а также научит их умению договариваться между собой и ответственно относиться к разрешению собственных проблем. Если дети дерутся из-за игрушки, подождите, пока они успокоятся, протяните руку к предмету, из-за которого они дерутся, и скажите им следующее: "Вы снова получите эту игрушку, когда придете к согласию, как поделить ее, чтобы никто не был обижен". Затем удалитесь из комнаты вместе с игрушкой, и пусть они сами разберутся во всем. Научите их умению меняться игрушками и поочередно сменять друг друга в каком-либо деле. Для этого полезно воспользоваться таймером или часами, которые помогут маленьким детям делать что-нибудь в порядке очереди.

Пример неэффективного разрешения конфликта

Раздался грохот. Мама стремительно спустилась вниз по лестнице и обнаружила на полу разбитую вдребезги лампу: "Так, кто это сделал?"

Сара обвиняющее указала пальцем на брата: "Это Майк".

"Ты все врешь. Я не делал этого. Это ты", - высказался в свою защиту Майк. "Ты ведь знаешь, что я не люблю, когда меня обманывают! Итак, кто это сделал?" - потребовала мама. И опять оба ребенка стали отрицать свою вину и сваливать ее друг на друга. Наконец, мама обратилась к Майку:

"Вечно с тобой одни только неприятности, ты же старший, и тебе лучше знать, как все произошло. А теперь убери за собой свое произведение, и до конца недели - никаких телевизоров".

Пример, когда мама "помещает детей в одну лодку"

Раздается грохот! Мама спускается по лестнице и заявляет: "Похоже, у вас произошло что-то неприятное". Оба ребенка начинают сваливать вину друг на друга. Мама обнимает их обоих и говорит:

"Не имеет значения, кто из вас разбил лампу, вы лучше помогите убрать за собой".

Втроем они убирают все, что осталось от лампы. Затем мама дружелюбным тоном обращается к ним с такой просьбой:

"А теперь, готовы ли вы оба с сегодняшнего дня из своих карманных денег вносить по 50 центов каждую неделю в семейный бюджет, чтобы до наступления Рождества накопить достаточно денег на покупку новой лампы?".

"Но мама, это же нечестно. Я ведь ее не разбивала",- жалуется Сара.

"А у тебя есть идея получше?" - спрашивает мама.

"Да, заставь Майка расплачиваться. Он ведь ее разбил", - требует Сара. Мама отвечает:

"Я не буду этого делать, потому что не хочу ни за кого из вас заступаться. Если у вас будут другие соображения на этот счет, дадите мне знать. А пока я буду удерживать с ваших карманных расходов по 50 центов".

Вот тут вы, может быть, подумали про себя: "Но ведь это же нечестно!". Да, порой идеи высшей справедливости приходится принести в жертву ради эффективного воспитательного воздействия на детей.

Научите обоих детей договариваться так, чтобы в выигрыше всегда оставались две противоборствующие стороны

Направьте их по пути мирных переговоров. Подчеркните, что драка делу не поможет, но и постоянные "уступки" не решат всех проблем. Компромисс в этом деле - не самый эффективный выход из положения. В большинстве случаев он только оставляет обе стороны конфликта ущемленными в своих собственных интересах, так как каждая из этих сторон больше заботится о той половине, которую приходится уступить, чем о том, которую она получает взамен. Когда драчуны успокоятся, помогите им договориться так, чтобы они оба остались при своих интересах. Не предпринимайте попыток договориться в то время, пока они злятся друг на друга. Ничего не получится. Если же они злятся, опишите на словах (прокомментируйте) то, что видите во время драки. Когда вы даете комментарий, не осуждая участников драки, это позволяет ребенку самому понять, что, может быть, он что-то не так делает. Вы доносите до его сознания общую картину происходящего. Если он самостоятельно отдает себе отчет в том, что совершает, то может при желании выбрать - стоит ли ему продолжать вести себя таким образом. Дети займут оборонительную позицию, если вы будете описывать драку в предосудительной манере. Отнеситесь с пониманием и сочувствием к их злости по отношению к своим братьям и сестрам, не отрицая и не пытаясь урезонить это чувство. Например, если ваш ребенок говорит: "Я ненавижу своего брата", отреагируйте следующим образом: "Сейчас можно понять всю твою злость на него", а не так: "Разве можно ненавидеть своего брата? Нехорошо говорить такие вещи". Чувства, к которым относятся с пониманием и сопереживанием, утрачивают свою силу. Они теряют свой разрушительный заряд. Помогите ребенку отчетливо осмыслить, в чем заключается его злость, и подведите его к тому, чтобы он сумел высказать свои чувства брату или сестре. Когда вы прокомментируете увиденное и сообщите ребенку, что понимаете его чувства, злость дерущихся "поостынет", и вы сможете перейти снова к переговорам.

В следующем примере мама демонстрирует принципы правильного подхода к драке между детьми.

Сестры дерутся из-за кофты.

- Ну-ка верни мне ее обратно!

- Нет, я первая ее взяла. (Бьет сестру наотмашь.)

- Перестань меня бить, ты порвешь мою кофту!

Мама приседает на корточки, ласково гладит дерущихся девочек по спинам и комментирует: "Похоже, что вы обе действительно разозлились друг на друга!".

- Мам, Андрэа опять взяла мою кофту без разрешения.

Мама с пониманием и сочувствием: "Это не просто - поделить одежду друг с другом".

- Да, она не дает мне носить свою кофту, - говорит Андрэа.

- А ты никогда меня не спрашиваешь. Ты только берешь ее и к тому же не стираешь. И когда я хочу ее поносить, она опять уже грязная.

Теперь мама начинает подводить их к переговорам, в которых обе сестры должны прийти к желаемому результату: "Андрэа, как же сделать так, чтобы вы обе остались довольны? Как ты думаешь, что хочет Дженни?"

- Она хочет, чтобы я спрашивала ее разрешения, когда захочу поносить кофту, и чтобы я стирала ее, когда поношу.

Мама: "Это точно, Дженни?"

- Да, она всегда берет ее без моего разрешения!

Мама: "Итак, если Андрэа спросит у тебя разрешения, прежде чем возьмет твою кофту, и постирает ее, когда поносит, то тогда вы обе будете довольны?".

Мама предлагает: "Дженни, скажи сестре, что ты от нее хочешь. Я хочу, чтобы. ".

- Я хочу, чтобы ты больше не брала мою кофту без разрешения и чтобы ты стирала ее, когда поносишь.

- Ладно, я с удовольствием сделаю это.

Мама: "Спасибо вам, что разобрались во всем. Думаю, это замечательно, что вы охотно делитесь одеждой друг с другом".

Если вам становится очень тяжело во время детской драки, то выйдите из дома и прогуляйтесь. Старайтесь не выбегать из дома в порыве злости и не хлопать за собой дверьми. Не вступайте в лишние разговоры.

Когда мы были еще маленькими, то часто ссорились со своей сестрой. Наши родители чего только не предпринимали, чтобы остановить нас: ставили обеих в угол, заставляли целовать друг друга в знак примирения, и, несмотря на то, что такие методы на некоторое время сдерживали нас от драк и ссор, мы, как правило, продолжали злиться и обижаться друг на друга. Однажды, когда мы дрались, мама ушла из дома, не сказав ни слова. Когда до нас дошло, что она ушла, это навело нас на мысль не только о том, сколько неудобств мы доставили ей своей дракой, но и какими невнимательными мы были к своей маме. В результате маминого доброго, но в то же время строгого и молчаливого отношения к нам мы не только перестали драться, но и прибрались на кухне, пока ее не было, чтобы сделать ей приятный сюрприз и сгладить свою вину за то, что расстроили ее.

Другой пример. В летнем лагере мне довелось перевозить двух отдыхающих детей, которые во время поездки затеяли спор между собой. Я не сказала им ни слова, а присмотрела удобное место, чтобы припарковать свой фургон, остановилась, вышла из машины и уселась на ближайшем холмике. Один из ребят подошел ко мне и спросил: "Что случилось?" Я сказала: "Ничего не случилось, просто мне неприятно выслушивать ваш спор. Я подожду, пока вы закончите". Мальчик убежал в фургон, и через минуту они вдвоем позвали меня: "Возвращайтесь сюда, мы решили свой спор!" Мы продолжили свой путь, и больше никто из них не спорил. На обратном пути в лагерь у них наметился очередной спор, но, как только я слегка притормозила, конфликт исчерпал себя. (По вполне понятной причине, вы не будете останавливать машину в часы пик на оживленной магистрали или когда вот-вот опоздаете на работу. Однако если вы условитесь практиковать данный метод воздействия каждый раз, когда располагаете достаточным временем, результаты превзойдут все ваши ожидания в те моменты, когда будете куда-нибудь торопиться).

Совершите неожиданный поступок

Например, если ваши дети обзывают друг друга, присоединитесь к ним в игровой манере. Через несколько минут все уже будут смеяться над тем, какие забавные названия они понапридумывали.

Выполняя эти основные правила конструктивного поведения для предотвращения детских драк, вы достигнете желаемого результата, причем, возможно, со временем вам удастся искоренить такое неприятное явление, как детские ссоры, конфликты и драки, но хотелось бы предложить еще несколько советов, которые касаются частных случаев.

  1. Не поощряйте ябедничества ("Мам, а Джери бьет меня!"), лучше отреагируйте на это следующим образом: "Должно быть, тебе больно. Интересно, что же ты предпримешь для того, чтобы он этого больше не делал?" Обычно дети ябедничают, когда хотят, чтобы тот другой, который их обидел, имел неприятности со взрослыми. Если дети осознают, что ябедничество не приносит им успеха, то они, как правило, больше этого не делают.
  2. Если ваш ребенок всегда уступает и сдается на милость победителя, то научите его умению защищать себя и отстаивать свои права. Например, если ваш ребенок в ответ на грубость и придирки другого обычно начинает плакать, научите его, как надо прикрикнуть на своего обидчика: "Перестань!", постепенно повышая голос, пока другой не отстанет от него. Пусть он попрактикуется делать это вместе с вами.
  3. Научите их умению общаться эффективно и искренне, высказываясь примерно так: "Я считаю. когда ты. потому что. я хочу, чтобы ты. ". Не следует разбавлять общение вспышками гнева и проявлять агрессивность в стремлении добиться желаемого результата.
  4. Если дети ревностно относятся к своим недостаткам, сравнивая их с достоинствами других, дайте им понять, что они сами по себе являются цельными и совершенными натурами, не обладающими одинаковыми качествами с другими людьми. Например, если Дженифер жалуется вам: "Мам, я не такая хорошенькая, как Натан", отреагируйте следующим образом: "Дело не в том, что ты не такая, как она. Я люблю тебя за то, что ты отличаешься от Натан. Вы обе хороши каждая по-своему. Зачем мне нужны две Натан?". Повторяем, не надо поощрять в ребенке дух соперничества по отношению к другим. Например, если Речел говорит: "Послушай, мам, я получила все отличные оценки, а Хетер не сумел", отреагируйте следующим образом: "Похоже, что ты уж очень постаралась и сделала все, что могла", а не так: "Хорошо бы Хетеру взяться за ум и учиться так же, как ты".
  5. Научите их умению проявлять инициативу, приходя на помощь своим братьям и сестрам, если они вдруг попали в беду или обидят друг друга. Например: "Эрик чем-то опечален. Что ты мог бы сделать или сказать так, чтобы ему стало легче? Может, тебе самому лучше спросить его об этом?".

И, конечно, любому из нас, взрослому или ребенку, хорошо бы помнить старое испытанное средство, помогающее остановить конфликт в самом начале - технику самоконтроля: научите ребенка делать глубокий вдох через нос и выдох - через рот, считать до десяти и говорить самому себе: "Я спокоен и легко справлюсь с этим". Применяя данное упражнение, покажите ребенку пример самоконтроля в собственном умении справляться со своей злостью, выражайте это чувство достойно, не вымещая обиды на других.

Кэтрин Дж. Кволс
Отрывки из книги "Переориентация поведения детей" (Воспитание, наце-ленное на самоуважение).
"Деан".- Санкт-Петербург, 2000. Глава 4

Чувство вины – как оно знакомо многим родителям, правда?

Одна моя клиентка, с виду счастливая женщина, призналась, что много лет её мучают угрызения совести – однажды она так сильно накричала на свою трёхлетнюю дочку, что малышка описалась от страха. Эта печальная картина до сих пор стоит перед глазами женщины и не отпускает, хотя прошло много лет. Вина, как липкая паутина, периодически накрывает её, а в горле вырастает нервный ком. Она жаловалась, что уже не может справляться с этим чувством.

Из-за очень болезненных воспоминаний, связанных с воспитанием ребёнка, многие родители живут с постоянным чувством вины.

Бывает, ребёнок уже вырастает, а маму в течение многих лет преследуют угрызения совести и перед сном в слезах вспоминается всё «плохое», что сделано по отношению к малышу.

Чем чувство вины полезно для родителей?

А вы знаете, что чувство вины – это уникальная реакция нашей психики? Она помогает понять, что что-то идёт неправильно.

В этом состоит польза этого чувства. Поблагодарите его за то, что оно помогает вам меняться и становиться лучше – более сдержанной, внимательной, доброй, понимающей.

Но оставаться в чувстве вины и продолжать себя ругать очень вредно и не конструктивно. Все внимание уходит на мысли о том, что БЫЛО, вместо того, чтобы уделить его тому, что происходит СЕЙЧАС.

Пример, в котором вы «держитесь» за чувство вины

Вы разбили в гостях вазу и теперь чувствуете себя виноватой. Собрали осколки в сумку, принесли домой и разложили на видном месте. Каждый день подходите к осколкам и начинаете себе ругать: «Как я могла так сделать? Я неповоротливая! Как можно быть такой безрукой. Как больно я сделала людям, которые меня пригласили в гости». И так – каждый день, в течение недели, месяца, года, многих лет.

Как действовать разумно и не испытывать чувство вины

Вы разбили вазу и чувствуете себя виноватой. Думаете: «Что я могу сделать?». Узнали где можно купить такую же или похожую вазу и подарили её хозяевам. Ещё раз извинились и, главное, простили себя: «С кем не бывает». Спокойно живёте дальше и ходите в гости.

Когда вы постоянно вспоминаете, как были неправы в прошлом и ругаете себя – это всё равно что разложить осколки вазы перед глазами и годами ругать себя за то, что вы её разбили.

Какой в этом смысл? Важно научиться прощать себя за ошибки прошлого и не вспоминать снова и снова, как были неправы. Ведь это в прошлом и существует только в вашей памяти. Ничего уже не вернуть.

Лучше обратить внимание на то, что возможно изменить СЕГОДНЯ.

Вкладывайте силы и время в отношения с вашим ребёнком. Укрепляйте и делайте их более близкими, тёплыми, доверительными.

Когда испытываете вину, говорите себе эти фразы

Ещё очень важно учиться управлять своими эмоциями и не срываться, когда сердитесь.
Когда вы испытываете вину и угрызения совести, проговаривайте про себя эти фразы, осознавая каждое слово:

– Тогда, в тех обстоятельствах я не могла поступить по-другому. Но сейчас, когда смотрю на прошлое с вершины своего опыта и благодаря знаниям, которые у меня есть, я могу.

– Благодаря тем ошибкам, которые допустила в прошлом, я больше поняла о себе и других, многому научилась и продолжаю учиться. Я стала лучше понимать своего ребёнка и делаю всё возможное, чтобы не повторять того, о чём могу сильно пожалеть завтра.

– Сегодня новый день. Такого дня ещё не было в моей жизни и больше никогда не будет. Только от меня зависит, как я его проживу.

– Пока я не ставлю больших целей, например: «Никогда больше не кричать». Для начала у меня есть маленькая, но очень важная цель – не кричать на малыша, а провести с ним больше времени, играя и занимаясь тем, чем он хочет. Если я начну злиться и раздражаться , я вспомню эту свою маленькую цель и буду стараться смягчить любой конфликт, а не обострять его.

– Я буду стараться сблизиться с ребёнком эмоционально в течение дня, говорить ласково, оставаться спокойной, а если мне будет сложно и начну «заводиться» – аккуратно выйду из комнаты и подышу глубоко 5 минут :), потом вернусь и обниму его.

– Я прощаю себя и отпускаю своё прошлое. Оно больше не имеет надо мной силы. Каждый день я проживаю лучше предыдущего. Я принимаю и люблю себя.

Помните – вы заслуживаете того, чтобы чувствовать себя «достаточно хорошей мамой» и жить без постоянной самокритики и сожалений.

Читайте также: