Ребенок свободно берет игрушку из любых положений в возрасте

Обновлено: 17.05.2024

С первых месяцев жиз ни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений - это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека - он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции "комплексом оживления".

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека - это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в "ладушки", помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -"надо" и "нельзя".

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик - это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев - в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать - так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно "поощрять" у ребенка лепет, почаще вступать в "переговоры", вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру " Ладушки", "Сорока" и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу - ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений - это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека - он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции "комплексом оживления".

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека - это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в "ладушки", помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -"надо" и "нельзя".

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик - это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев - в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать - так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно "поощрять" у ребенка лепет, почаще вступать в "переговоры", вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру " Ладушки", "Сорока" и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу - ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

В этот возрастной период физиологическое повышение тонуса в мышцах сгибателях сменяется нормальным мышечным тонусом. Нет сопротивления пассивным движениям, объем движений в конечностях полный. Лежа на спине, малыш двигает ногами вперед к лицу, играет ими и даже тянет их в рот. Самым важным показателем этого периода является движение рук и независимость движений головы и конечностей. Малыш все чаще поворачивает голову, поднимает руки вверх, до уровня глаз, пытается тянуться к игрушке, захватывает, перекладывает её из руки в руку, подносит ко рту и делает еще много всяких движений руками. Захват предмета – это первое целенаправленное движение ребенка. Вначале малыш может захватывать предметы только перед грудью, а к 6 месяцам он способен взять предмет почти их любого положения. К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Хватание связано с формированием зрительно-моторной координации, которая является главной в этот период.

Если малыша в возрасте 5 месяцев потянуть за руки его голова с туловищем расположатся по одной линии. К 6 месяцам голова может притягиваться к груди.

Четырехмесячный ребенок пытается повернуться на бок. Он сгибает голову, поворачивает ее в сторону, за головой следует туловище. К 6 месяцам ребенок осваивает повороты со спины на живот, а потом повороты вокруг оси тела.

В положении на животе за три месяца постепенно исчезает сгибательная поза. В возрасте 4-5 месяцев ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом, открывает кисть. Голова по средней линии, ноги разогнуты. К концу этого периода возможна опора на ладони вытянутых рук.

В вертикальном положении ребенок свободно поворачивает голову, подтягивает ноги к животу. Поставленный на ножки, выпрямляет голову и туловище.

Безусловные рефлексы, за исключением сосательного и рефлекса Моро, уже не вызываются.

Родителям на заметку

Неблагополучие в двигательном развитии ребенка в возрасте от 3 до 6 месяцев характеризуется нарушением мышечного тонуса, патологической постуральной активностью, наличием содружественных движений, задержкой формирования основных движений, нарушением координации и произвольной моторики рук.

Повышенный мышечный тонус у детей в этом возрасте не сменяется физиологическим тонусом, у ребенка сохраняется патологическая поза: сгибательная, разгибательная или асимметричная. Отмечается выраженное сопротивление пассивным движениям, уменьшение их объема. В положении лежа на спине, становится заметна тенденция к разгибательному положению головы, туловища и конечностей. Разгибательная поза рук сочетается с пронацией (поворотом внутрь) предплечий и кистей и сгибанием пальцев, разгибательное положение ног сочетается с приведением и внутренней ротацией бедер, иногда перекрестом ног на уровне голеней и подошвенном сгибании стоп.

В положении на животе усиливается, а не уменьшается сгибательное положение. Руки продолжают располагаться под грудью, их трудно отвести в стороны, выдвинуть вперед. При этом ноги слегка разогнуты

Повышение мышечного тонуса в сочетании с патологическими рефлексами препятствует формированию возрастных двигательных навыков, нарушает произвольную активность, в первую очередь рук. Затруднены направленные движения рук к игрушкам, их захват, ребенок не может поднести руку и игрушку ко рту.

При мышечной гипотонии сопротивление пассивным движениям снижено вплоть до полного отсутствия. Ребенок предпочитает лежать на спине, к игрушке не тянется, вложенную в руку игрушку быстро выпускает. В этот период еще больше заметна задержка развития основных движений.

Встречается и мышечная дистония, синдром мышечной дистонии характеризуется сменой гипо- или нормотонии мышц в покое и мышечным гипертонусом при попытке пассивных движений или попытке произвести активное движения, а также при положительных или отрицательных эмоциях.

Отмечается значительное нарушение двигательного развития. Лежа на животе, ребенок не опирается на предплечья, не поднимает голову и не удерживает ее по середине. В положении на спине не формируется сгибание головы и подтягивание.

Если малыша потянуть за руки, он откидывается назад или поднимается вместе с согнутыми руками. Полностью отсутствуют или слабо выражены попытки к повороту на бок и на живот. При одностороннем поражении поворот осуществляется только через пораженную сторону.

В вертикальном положении дети с повышенным тонусом мышц плохо удерживают голову, почти не поворачивают ее в сторону. Если малыша попытаться поставить на ножки на опору, он встанет на кончики пальцев. При снижении тонуса возможности опоры на ноги практически нет. При дистонии мышечного тонуса, опора на ноги может быть, но в полусогнутом положении.

К 6 месяцам у малыша могут обнаружиться содружественные движения. Когда малыш пытается разжать кисть или взять предмет в руку, у него возникают содружественные движения в виде открывания рта, высовывания языка, перекреста ног или может значительно повышаться тонус в другой руке или ноге. Все это ведет к нарушению произвольной двигательной активности ребенка.

Психическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 месяцев

Вначале вы были инициатором общения, а сейчас ваш малыш сам готов проявлять инициативу. Свою инициативу он проявляет в «комплексе оживления»: у него есть взгляд глаза в глаза, очаровательная улыбка, смех, призывные звуки и оживленные движения. Малыш научился привлекать к себе взрослого, он настойчив в стремлении продолжения общения, у него есть свои предпочтения в выборе игрушек, песенок, потешек, стихов и, конечно, игр.

Он доброжелательно и открыто относится к людям, у него появился большой интерес к игрушкам и предметам. Стало заметным его положительное самоощущение: теперь он жизнерадостен, требователен, уверен и настойчив в общении и играх с игрушками и предметами. Он проявляет большой интерес ко всему, что его окружает. Все новое вызывает у него радостное оживление, стремление завладеть и обследовать. Он узнает близкого человека, радуется ему. Отличает близких людей от «чужих» по внешнему виду. Знакомым людям улыбается, сосредоточенно смотрит на незнакомого человека или хмуриться при появлении «чужого» взрослого. К 6 месяцам учится различать интонацию речи взрослого и по-разному на нее реагировать. Поворачивает голову к невидимому источнику звука и находит его глазами. Громко смеется в ответ на эмоционально-речевое общение с ним. Гулит, произносит много разных звуков. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Учится брать игрушки из рук взрослого и удерживать их. Он знает свое имя. Может произносить отдельные слоги (начало лепета): «Ма-па-ба-на-ла» и другие слоги. Свободно берет игрушки из разных положений: лежа на спине, на животе, на боку.

Родителям на заметку

К негативным факторам психического развития ребенка относятся нарушения суточного ритма сна и бодрствования, нарушения поведения малыша при засыпании и сне, просыпании и бодрствовании, преобладающий эмоционально отрицательный фон настроения, а также значительное отставание в развитии слуховых и зрительных ориентировочных реакций, эмоций и социального поведения, движений руки и предпосылок развития активной речи.

Нарушения или несформированность суточного ритма сна и бодрствования, трудности с засыпанием, сном и просыпанием, малоактивное бодрствование с преобладанием постоянного эмоционально отрицательного фона настроения – это одни из основных признаков неблагополучия в психическом развитии малыша.

Отсутствие желания общаться со взрослым, неразвитые средства общения, отсутствие «комплекса оживления» или его некоторых компонентов – все это говорит о значительных проблемах в социально-эмоциональном развитии ребенка.

Интерес к игрушкам и окружающим предметам снижен: ребенок не тянется к предмету и не захватывает его. Движения рук замедлены, некоординированы, из-за приведенного к ладони большого пальца или плотного сжатия кулачков, малыш не может взять протянутую ему игрушку или схватить ее, положенную рядом.

Родителям на заметку

Какие симптомы у детей 3-6 месяцев должны послужить поводом для осмотраневролога:

- ребенок не переворачивается со спины на живот к 5 мес., слабая опора на руки в положении на животе, в вертикальном положении – опора на передний край стопы, перекрест голеней

- снижен интерес к игрушкам, к контактам с близкими людьми

- не захватывает и не ощупывает игрушку, не удерживает ее в руке в 4-5 мес.

Температура воздуха в помещении, где находится недоношенный ребенок:

Функциональным признаком недоношенности является:

+снижение мышечного тонуса и активности рефлексов

-пушковый волос на спине и плечах

-яички не опущены в мошонку

-окружность головки больше окружности грудной клетки на 3-4 см

Авторское название подошвенного рефлекса у новорожденного:

Какой физиологический рефлекс вызывается у новорожденного при поглаживании кожи в области угла рта:

Формирование первых условных рефлексов у новорожденного происходит на:

+2-3 неделе жизни

-4-6 неделе жизни

-1-2 неделе жизни

-6-8 неделе жизни

Зрение новорожденного характеризуется следующим:

-нормальной остротой зрения

-ребенок видит только яркий свет

Здорового новорожденного следует прикладывать к груди:

+В первые 30 минут после рождения

-через 6 часов после рождения

-через 12 часов после рождения

-через 24 часа после рождения

Молозиво превосходит зрелое молоко по содержанию:

Молозиво не содержит:

Переходное молоко вырабатывается с:

Зрелое молоко вырабатывается:

Молозиво действует на ребенка, как естественная иммунизация, благодаря высокому содержанию:

Признак, не характерный для женского молока:

-преобладают мелкодисперсные белки-альбумины

-белки молока идентичны белкам сыворотки крови человека

+высокое содержание белка - казеина

Причина появления трещин сосков:

-продолжительность одного кормления более 15-20 минут

-частое прикладывание к груди

+ребенок захватывает при сосании только сосок

-ребенок захватывает при сосании сосок и ареолу

+заглатывание воздуха при сосании

При аэрофагии необходимо:

-выложить ребенка на живот

-положить на правый бок

-положить с возвышенным головным концом

+подержать после кормления в вертикальном положении

Правильное положение женщины при кормлении грудью:

+все ответы верны

Суточная потребность в молоке у ребенка в возрасте 1 мес. с массой тела 4000 г. составляет:

Абсолютным противопоказанием для кормления грудью является:

-гемолитическая болезнь новорожденного

-врожденные аномалии челюстно-лицевой области

Кормление грудью абсолютно противопоказано женщинам:

-после операции "кесарево сечение"

-при ОРЗ, гриппе, ангине

+острых психических заболеваниях

-при сахарном диабете

Суточный объем выпиваемой жидкости для кормящих матерей:

Суточный объем питания для детей в возрасте от 10 дней до 2 –х месяцев составляет:

Кормящей женщине рекомендуется спать в сутки не менее :

По определению ВОЗ, исключительно грудное вскармливание – это вскармливание:

+только материнским молоком из материнской груди

-вскармливание грудью матери с добавлением воды в качестве питья

-вскармливание донорским грудным молоком

-вскармливание грудью матери с добавлением адаптированных молочных смесей

По рекомендации ВОЗ исключительно грудное вскармливание должно продолжаться до возраста ребенка:

По рекомендации ВОЗ сроки введения первого прикорма при естественном вскармливании определяются:

-биологической зрелостью ребенка

-состоянием здоровья ребенка

-возрастом, не ранее 5 мес

+все ответы верны

По рекомендации ВОЗ здоровому ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, не следует давать воду; это обусловлено:

-тем, что грудное молоко содержит необходимое количество жидкости

-возможным инфицированием ребенка через питьевую вод

+все ответы верны

При естественном вскармливании фруктовые соки и пюре вводятся в питание ребенка не ранее:

Фруктовый сок и пюре дают ребенку:

-до кормления грудью

+после кормления грудью

-заменяют одно кормление грудью

-не имеет значения

При естественном вскармливании желток куриного яйца вводят не ранее:

Творог в рацион здорового ребенка при естественном вскармливании вводят не ранее:

В качестве I прикорма рекомендуется вводить:

При естественном вскармливании цельное молоко вводится не ранее:

При введении I прикорма блюдо прикорма дают:

+перед кормлением грудью

-после кормления грудью

-не имеет значения

Сколько сливочного масла следует добавить в кашу грудного ребенка:

В качестве 3 прикорма вводят:

+кефир или цельное молоко

При смешанном вскармливании недостаток грудного молока восполняется:

Адаптированные молочные смеси изготовлены:

-из донорского женского молока

+из коровьего молока, приближенного по составу к женскому

-путем обогащения коровьего молока витаминами

-синтезированы искусственным путем

Объем докорма определяется:

-по формуле Тура

-по возрасту ребенка

-произвольно, по аппетиту ребенка

+по результатам контрольного кормления

К адаптированным молочным смесям относятся:

При искусственном вскармливании адаптированными смесями прикорм вводят:

+на 1 месяц раньше

-на 1 месяц позже

-как при естественном вскармливании

-не имеет значения

По рекомендациям ВОЗ грудное вскармливание необходимо продолжить:

При грудном вскармливании новорожденного следует кормить:

-с интервалом 3 часа

-с интервалом 3,5 часа

-с обязательным ночным перерывом

+по требованию ребенка

В первую четверть года ребенок должен получать в сутки:

-105 ккал/кг массы тела

-110 ккал/кг массы тела

-115 ккал/кг массы тела

+120 ккал/кг массы тела

1 литр женского молока содержит:

Продукты, которые должны входить в рацион ребенка старше года ежедневно:

+мясо, молоко, овощи

Ко II группе здоровья относятся дети:

-имеющие хронические заболевания

+имеющие функциональные отклонения

-имеющие пороки развития

Комплексная оценка состояния здоровья проводится на 1 году жизни:

На первом году жизни ребенок должен посетить кабинет здорового ребенка:

При сборе наследственного анамнеза учитывается состояние здоровья:

+трех поколений семьи

Что лежит в основе комплексной оценки состояния здоровья:

-данные дополнительных методов исследования

Средние показатели массы тела и длины тела в возрасте 12 месяцев:

Доношенный ребенок удваивает вес к возрасту:

Доношенный ребенок утраивает массу тела к возрасту:

-подсчет частоты дыхания

+измерение массы тела и длины тела

Средняя прибавка в массе доношенного ребенка за первые 12 месяцев:

Среднемесячная прибавка в массе доношенного ребенка за третий месяц:

За первые три месяца жизни доношенный ребенок вырастает в длину в среднем на:

Доношенный ребенок на первом году жизни вырастает в среднем на:

В возрасте с 1 года до 5 лет ребенок прибавляет в массе ежегодно в среднем:

"Ростовой скачок" – это:

+ускорение роста тела в длину

-ускорение увеличения массы тела

-равномерное увеличение массы и длины тела

-все ответы верны

Первый "ростовой скачок" наблюдается:

Второй "ростовой скачок" наблюдается:

-в период полового созревания

+в дошкольный период

-в преддошкольный период

-в грудной период

Процесс, более раннего достижения детьми биологического развития и завершения созревания организма называется:

Современный, общепринятый метод оценки физического развития:

+метод сигмальных отклонений

-расчет по эмпирическим формулам

-все ответы верны

Нормальные показатели массы тела и длины тела находятся в:

При дефиците массы тела показатели находятся в:

Гармоничность физического развития определяется:

-соответствием массы тела возрасту

-соответствием длины тела возрасту

+соответствием длины тела массе тела

-все ответы верны

Какая группа нервно-психического развития (НПР) отражает нормальное или опережающее возраст НПР:

Ко 2 группе НПР относятся дети, отстающие на:

+1 эпикризный срок

-2 эпикризных срока

-3 эпикризных срока

-4 эпикризных срока

На первом году жизни НПР оценивается:

На третьем году жизни НПР оценивается:

-1 раз в 3 месяца

+1 раз в 6 месяцев

В каком возрасте у ребенка появляется первая улыбка на разговор взрослого:

Ребенок фиксирует взгляд на неподвижном предмете в возрасте:

"Комплекс оживления" появляется у ребенка в возрасте:

Ребенок удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого в возрасте:

Грудной ребенок узнает мать в возрасте:

Грудной ребенок отличает близких людей от чужих:

Ребенок свободно берет игрушку из любых положений в возрасте:

Ребенок произносит отдельные слоги (лепечет) в возрасте:

Ребенок должен хорошо ползать в возрасте:

Ребенок поворачивается с живота на спину в возрасте:

Ребенок делает первые самостоятельные шаги в возрасте:

Ребенок самостоятельно ест густую пищу ложкой в возрасте:

+с 1 года до 1 года 3 мес

-с 1 года 3 мес до 1 года 6 мес

-с 1 года 6 мес до 2 лет

-с 2 лет до 3 лет

Ребенок называет 4 основных цвета в возрасте:

Сюжетно – ролевая игра в общении с детьми появляется у ребенка в возрасте:

К органам иммуной системы относится:

Вакцина БЦЖ вводится:

Максимальная продолжительность бодрствования ребенка в возрасте 1 год:

В каком возрасте ребенок переводится на одноразовый дневной сон:

Продолжительность ночного сна у ребенка в возрасте 3-7 лет:

Какой основной элемент массажа используют в возрасте от 1,5 до 3 месяцев?

Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.


Фото - фотобанк Лори

Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитя овладевает поворотами с живота на спину. Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.

Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.

Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка. Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?

Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.

Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.

Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.

Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становится предметная деятельность - это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.

В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот период яркой сенсорной активности&nBsp; ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием.

Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой,&nBsp; неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции. Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги. Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.

Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков, возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.

В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка. Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка, советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.

Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание, а на три месяца и больше - как значительное отставание в развитии, которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.

Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца

Познавательное развитие

1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).

2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.

3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.

Социальное развитие

1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт.

2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.

3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.

4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.

6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).

7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.

8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Речевое развитие

1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).

3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.

4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

Моторное развитие

1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

4. Уверенно берет игрушку из любого положения.

5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.

6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.

8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.

Читайте также: