Ребенок увлекается игрушкой не как таковой

Обновлено: 05.05.2024

Почему и для чего маленькие дети представляют себя сказочными героями и придумывают воображаемых друзей? О чем могут сообщить взрослым детские фантазии? Когда стоит забеспокоиться? На вопросы отвечает детский и семейный психолог ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России Мария Афонина.

Фантазирование — естественная возрастная особенность детей дошкольного и младшего школьного возраста. Появляясь в конце раннего детства (примерно к 3 годам), оно продолжает развиваться сначала в игре, а затем постепенно переходит в другие виды деятельности ребенка: рисование, литературное и театральное творчество.

Этап взросления

Сначала для детских фантазий необходима внешняя опора. Например, палочка помогает вообразить себя волшебником, игрушечная корона — принцессой и т. д. Но по мере взросления потребность во внешних опорах постепенно исчезает, ребенок начинает представлять различные действия с предметами во внутреннем плане, в уме. Это свидетельствует о зарождении нового психического процесса — воображения.

Воображение (по словам известного отечественного психолога Р.С. Немова) — это «способность создавать новые представления и мысли на основе уже имеющегося опыта и образов и умение манипулировать ими».

Благодаря воображению у человека появляется возможность мечтать, выходить за границы своего существования «здесь и сейчас», окунаться в прошлое или представлять и предвидеть частички будущего.

Воображение позволяет познавать мир других людей, представлять то, чего никогда раньше не видел. Оно помогает настраивать себя на предстоящую деятельность, находить нестандартные решения задач, креативно мыслить, творить. Определенные виды деятельности (архитектурная, писательская, инженерная, музыкальная, актерская и др.) в принципе невозможны без воображения.


  1. воспоминания о счастливых моментах в прошлом;
  2. мечтания о будущем;
  3. представление себя в приятном и спокойном месте, визуализация своего желаемого состояния.

Таким образом, значение воображения в жизни человека сложно переоценить, и именно умение фантазировать в детском возрасте постепенно приближает ребенка к овладению такой важной способностью. Поэтому смело можно утверждать, что чаще всего фантазирование — это нормальный и совершенно необходимый этап детского развития.

Источники фантазий

Дети впитывают все, что происходит вокруг них, дополняя реальность воображаемыми компонентами, и активно воплощают придуманное в играх. Примеряя разные роли, они могут представлять себя сказочными персонажами, героями мультфильмов, представителями различных социальных ролей, профессий.

«Посмотрев несколько серий мультфильма „Черепашки-ниндзя“, сын часто воображал себя одним из этих героев, — вспоминает Евгения (40 лет). — Он переодевался в Леонардо, разговаривал с нами от его имени, просил на ужин пиццу (как черепашки), рассказывал нам о своих подвигах. Потом интересы поменялись, сын увлекся другим мультфильмом, и у нас дома иногда гостил очередной его любимый герой».

Освоив на очередном этапе развития навык игры во внутреннем плане, обнаружив, что можно играть без каких-либо видимых предметов и действий, дети начинают придумывать себе домашних питомцев, друзей, других членов семьи. Таким образом они продолжают открывать для себя мир вещей и мир людей.


«У моей младшей дочки в дошкольном возрасте всегда были невидимые животные, — рассказывает Марина (39 лет). — Их было несколько, и каждое имело свое имя, характер. Одни ждали нас на улице, другие сопровождали нас в поездках и на прогулках, некоторые жили у нас дома. Я поддерживала ее игру: водила питомцев на поводке через дорогу, старалась не наступить кому-нибудь на хвост во время уборки. Сейчас дочке 9 лет, таких фантазий уже нет. А я по ним очень скучаю».

Связь фантазий и реальности

Склонность к фантазированию зависит от разных факторов: возраст, интеллектуальное развитие, пережитый опыт, окружающая среда (в том числе особенности воспитания и обучения), индивидуальные особенности личности. У некоторых (например, творчески одаренных) детей их фантазии в дальнейшем могут воплотиться в жизнь, став основой для литературного творчества.

«В детстве мы со старшей сестрой придумали себе Королеву, которая жила на облаке, — говорит Юлия (37 лет). — По вечерам мы вместе сочиняли, чем Королева занимается, во что она одета, кто к ней приехал на бал, какая звучит музыка. Через некоторое время наше совместное с сестрой сочинительство закончилось, а я написала книгу, которая называлась „Королева на облаке“».

Часто фантазии — это доступный детям способ вынести вовне и переработать то, что происходит в их жизни. В фантазиях иногда проявляются детские страхи, обиды, разочарования, которые сложно выразить словами.

Наблюдательные родители по таким фантазиям заметят, что с малышом что-то не так, помогут ему разобраться в происходящем, дадут другой язык для выражения своих чувств.

«Вернувшись однажды домой из поликлиники, где пришлось сдавать анализ крови, сын красочно рассказывал бабушке, как он напал на медсестру с мечом, ловко отбивался и не дал себя уколоть, — вспоминает Виктория (42 года). — Только в этот момент я поняла, насколько ему было страшно и какой он был молодец, что смог преодолеть себя и все-таки сдать этот анализ».

Выход из трудной ситуации

Если к такому фантазированию ребенок прибегает слишком часто, оно может заменить другие виды деятельности и стать местом ухода от реальности. В этом случае может потребоваться помощь детского психолога.


«У меня была довольно „токсичная“ семья, — делится воспоминаниями Елена (35 лет), — поэтому я часто уходила в фантазии. Родители ругались, наказывали меня за оценки, неправильные поступки. А я пыталась отстраниться от всего этого и уйти в свои мысли. Их это бесило еще больше, они кричали. Но я все чаще как будто отключалась от происходящего, мысленно переживала заново какое-то прочитанное произведение или фильм, только в качестве главного героя была я сама. Придумывала свои концовки: как будто я спасаю мир, побеждаю врагов, разбиваю сердца поклонникам. Такая привычка сохранилась у меня на долгие годы, пока я уже во взрослом возрасте не начала работать с психологом».

Сигналы тревоги

Однако в некоторых случаях фантазирование носит патологический характер. Патологическое фантазирование, в отличие от естественного и обычного процесса (как пишут Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Н.Б. Морозова), практически полностью захватывает ребенка, становится неотличимым от реальности, вытесняет большинство других видов деятельности и в значительной степени определяет поведение малыша в различных ситуациях.

В дошкольном возрасте патологическое фантазирование может выглядеть как перевоплощение в сказочных героев, животных, неодушевленные предметы, детей противоположного пола. При этом дети сердятся, когда взрослые отказываются поддерживать их фантазии, могут не всегда отзываться на свои настоящие имена, ведут себя полностью в соответствии с образом (например, отказываются принимать пищу за столом, перевоплотившись в кошку).

В более старшем возрасте появляются сложные, оторванные от жизни сюжеты, часто с необычным содержанием. Дети могут выглядеть молчаливыми, медлительными, пассивными, рассеянными, хотя при этом они охвачены яркими представлениями и образами, которые видят перед собой.

Вмешательство извне не может прервать процесс фантазирования или повлиять на его содержание, а эмоциональная охваченность фантазиями воспринимается ребенком, как нечто гораздо более интересное и значимое, чем все остальное, что происходит в действительности. Часто такое фантазирование длится на протяжении нескольких месяцев или даже лет.

Заметив перечисленные особенности, родителям следует обратиться к врачу-психиатру. Причем важно сделать это как можно раньше, чтобы ребенок быстрее получил необходимую ему помощь и как можно больше возможностей для дальнейшей социальной адаптации.

Во всех остальных ситуациях важно быть в контакте со своим ребенком, наблюдать за его фантазиями, сопереживать им, понимая, что они — основа развития воображения и творческого мышления.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Портфолио студентов специальности Дошкольное образование

При реализации образовательного процесса в системе среднего профессионального образования (колледжи) для повышения качества образования и ориентации студентов на будущую профессию через практико-ориентированную постановку учебного процесса в колледже было в 2020-2021 уч г разработано примерное портфолио по предмету Профессионального модуля ПМ.02 МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Тема: Теория игры

Тема 1.1. Игра в истории человечества,

Социальный характер детской игры,

1.Изготовить БУКЛЕТ: тема Значение игры для дошкольника

2.Выписать высказывания видных педагогов и деятелей о значении игры.

Например: Ю. Фучек «Игра – зеркало общества». К.Д. Ушинский: «Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделан из не тюрьму…». ЕИ Тихеева: Ребенок увлекается игрушкой не как таковой; он ценит в ней точку отправления для длиной цепи проявлений своей души, своей деятельности, тв-ва и т.д.

3.Составление сценария родительного собрания на тему: Игра в жизни дошкольника.

4. Составление консультации в родительский уголок на тему: Играйте с ребенком! (1 лист А4 – текст и картинки).

Тема 1.2. Крупская НК, Макаренко АС Об игре и игрушках

Составить Презентацию по статьям Крупской НК и Макаренко АС (не более 5 слайдов).

Тема 1.5. Теории происхождения игр

Выписать классификации игр. Например:1. АС Макаренко «Игра» (Лекции о воспитании), 2.Новоселовой С.Л. из программы «Истоки», 97г

Тема 1.7. Генезис развития игры

Таблицы, схемы (см фото)

Тема 1 .9. Игровая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста

Составить картотеку игр дошкольника :

1.Программа «Кроха», - М., 2007г (Развитие ребенка в игровой деятельности) . Игры –занятия с детьми раннего возраста (Процессуальные игры, Игры с предметами – заместителями, Игры- забавы).

2.Программа «От рождения до школы» и др.

Раздел 3. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Планирование сюжетно-ролевой игры в младшем, среднем и старшем д/в (Метод комплексного руководства развитием игры) :

ЕВ Зворыгина Я играю, - М., 2007 (р/в), ст17

ЕВ Зворыгина Я играю, - М., 2007 (р/в), с.97

Составить картотеку сюжетно-ролевых игр для:

согласно программе «От рождения до школы».

4. Составление конспекта-сценария игры для:

Раздел 4. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

1.Изготовление карточек с героями сказки (по выбору студента).

3.Изготовление театра (на выбор студента), постановка сказки (согласно программе) и запись на видео.

4. Планирование театралзованной игры в младшем, среднем и старшем д/в (Метод комплексного руководства развитием игры) :

5. Составление конспекта-сценария игры для:

Раздел 5 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1.Создание дидактической игры на СМАРТ доске (возраст – по выбору студента.

2.Составление картотеки дидактических игр для:

3.Создание презентации дидактической игры на тему: Правила Дорожного движения (возраст – по выбору студента).

4. Составление интерактивной дидактической игры с использованием оборудования РЦ (Гриша, СМАРТ доска и т.п.).

5. Составление конспекта-сценария игры для:

6. Презентация «Знакомство дошкольников с Монтссори-материалами» (ресурсный центр НГК).

Раздел 6. ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

1.Составление картотеки строительно-конструктивных игр для:

2. Сбор природного,«бросового» и пищевого материала для создания игры ( предметы, пуговицы, коробки, крупы, шишки, листья и т.п.).

3. Составление конспекта-сценария игры для:

Раздел 7. РАЗВИВАЮЩИЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

1.Составление картотеки: Развивающие игры:

3. Составление конспекта-сценария игры для:

Раздел 8. ИГРУШКА

1.Выписать Педагогические требования к игрушке

2.Составить картотеку игрушек для :

3.Подобрать диагностику: Развивающая предметно-пространственная среда

4. Подобрать Методику проведения диагностики игровой деятельности ребенка д/в

5. Составить Презентацию об игрушках разных стран и народов.

6.Изготовление игрушки-сквиш на тему: «Несуществующее…» (или волшебное).


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе


Курс профессиональной переподготовки

Пожарная безопасность


Курс повышения квалификации

Обеспечение санитарно-эпидемиологических условий в образовательной организации


«Как занять ребенка, если под рукой ничего?! Игры с бумагой для младших школьников.»

Краткое описание документа:

Материал может быть полезен для преподавателей и студентов колледжей педагогических специальностей в рамках изучения предметов: Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста, Педагогика, Теоретические основы дошкольного образования.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 063 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст - важнейшая фаза становления личности»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Оставьте свой комментарий

  • 18.03.2021 291
  • DOCX 18.1 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шоронова Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

59 минут

«Расстройства пищевого поведения»

52 минуты

«Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения»

69 минут

«Важные аспекты психического здоровья детей»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

3. Объясните, как вы понимаете слова Елизаветы Ивановны Тихеевой: «Ребенок увлекается игрушкой, не как таковой; он ценит в ней точку отправления для длинной цепи проявлений своей души, своей деятельности, творчества» (см.: История дошкольной педаго­гики в России: Хрестоматия. - М., 1976. - С. 330).

Я понимаю эти слова так: для ребенка основополагающее значение имеет не сама игрушка, а возможность манипулировать ею, использовать ее в разных играх, причем одна и та же игрушка может в разных играх выступать в разных образах. При этом игрушка не обязательно должна быть сложной или дорогой. Часто простые игрушки могут надолго увлечь ребенка, а действия с ними будут способствовать развитию воображения и творчества ребенка.

1.Прочитайте лекцию А.С. Макаренко «Игра» («Лекции о воспи­тании детей». - Любое издание); выпишите классификацию игрушек, которую предлагает автор.

Игрушки бывают следующих типов:

Игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили,пароходы, лошадки, куклы, мышки, ваньки-встаньки и пр..

Игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели. Игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди. У каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки. Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она подводит ребенка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения. Паровоз в руках мальчика настраивает его воображение на определенный транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и использовании. Родители и должны следить, чтобы эти хорошие стороны такой игрушки действительно были заметны для ребенка, чтобы он не увлекался только одной стороной игрушки, ее механичностью и легкостью для игры. И в особенности важно

добиваться, чтобы ребенок не гордился тем, что вот папа или мама купили для него такую хитрую игрушку, да еще не одну, а много, а у других детей нет таких хороших игрушек. Вообще эти механические игрушки полезны только тогда, когда ребенок действительно с ними играет, а не только бережет для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом, не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька должен куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать и бодрствовать, одеваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой

простор, и чем шире и серьезнее развертывается эта фантазия с такими игрушками, тем лучше. Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живет в определенном месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо.

Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится перед ребенком какая-нибудь задача - обыкновенно такая, которую нужно решить с известным напряжением, которую сам ребенок никогда бы поставить не мог.В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления,требуется; логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек - в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.

Игрушки третьего сорта - различные материалы - представляют самый дешевый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. Если ребенок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если

Бывает и такое: страсть ребенка к игрушечному парку машин или принцессам в розовых нарядах может перейти в настоящее обессивно-компульсивное расстройство.

«Я всегда точно знаю, когда у нас во дворе вывозят мусор, — рассказывает Ольга, мама четырехлетнего Миши, маленького эксперта во всем, что касается крупногабаритных машин. — „Она здесь, она здесь“, — радостно встречает мой сын мусороуборочную машину и замирает у окна, пока она не уедет. Мне кажется, он радуется ее появлению чуть ли не больше, чем нам с мужем, когда мы возвращаемся с работы. Надо ли говорить, что все игрушки — это сплошные грузовики и экскаваторы. И вечером на ночь мы непременно читаем или придумываем на ходу историю, одним из персонажей которой оказывается большая движущаяся машина».

Исследования психологов позволяют говорить, что маленький Миша в своей одержимости отнюдь не одинок — у 70% детей дошкольного возраста развивается фиксация на тех или иных играх, сказочных персонажах или объектах материального мира. И многие родители, которых упрашивают купить очередную игру с динозавром или посуду для Барби, задаются вопросом: так ли безобидна это детская страсть и насколько она полезна для развития малыша?

На крючке

Вы удивляетесь, откуда у вашего малыша появилось это наваждение? «Порой для этого стоит просто подойти к зеркалу», — иронично комментируют это психологи, подтверждая исследованиями то, что в этой шутке — большая доля правды. Если это была игрушка или видеоигра, которая явилась триггером детского интереса, то, скорее всего, именно мы в свое время и познакомили ребенка с ней. Недавнее исследование, проведенное американскими психологами в Университете штата Индиана, показало, что 69% дошкольников охотно разделяют увлечения своих мам и пап. Елена, мама четырехлетнего Сережи, говорит, что его страсть ко всем техническим гаджетам пришла от отца, знатока всех передовых достижений.

Вместе с тем бывает, что такой всепоглощающий интерес появляется и сам по себе. «Это может быть особенность темперамента вашего ребенка, — утверждает детский психолог Ольга Скорохина. — Ведь как взрослых затрагивают лишь определенная музыка или книги, которые находят особую дорогу к нашему „я“, так и детей привлекает нечто, особенно близкое их природе». Очевидно лишь, что у большинства дошкольников особенность интересов определяется их полом: мальчиков больше интересует мир техники и супергероев, девочек — сказочные феи и принцессы, куклы-малыши и животные.

«Эта разница начинает обозначаться уже в возрасте восемнадцати месяцев, что, конечно, поддерживается родителями, которые выбирают и дарят те игрушки, которые, по их представлению, больше подходят сыну или дочке, — утверждает Лиза Сербин, профессор психологии из Университета Конкордия (Канада). — Очевидно, что это одновременно вопрос и врожденного гендерного интереса, и наших родительских поощрений».

Спайдермен и принцесса как лучшие воспитатели

Детская увлеченность поначалу покоряет и умиляет родителей: нам приятно видеть, как горят у малыша глаза от радости узнать о своих любимцах нечто новое или обрести что-то, что с ними напрямую ассоциируется. Однако вскоре наше терпение начинают испытывать бесконечными вопросами: «Кто копает глубже — этот экскаватор или тот?» или просьбами: «Барби нужно новое платье». Вместе с тем эксперты призывают нас учиться быть толерантными к хобби детей. Разумеется, это не означает покупать все без разбора по первому требованию, однако стоит помнить, что такая увлеченность развивает в ребенке важное стремление познавать новое.

«Наша задача — использовать этот интерес, направляя в то или иное русло, — считает психолог Ольга Скорохина. — Немного фантазии — и от лица авторитетного фантастического персонажа или любимой куклы, которым малыш так доверяет, можно воспитывать важные поведенческие навыки: вежливое общение, умение правильно вести себя за столом, быть аккуратным и многое другое, что вы хотели бы привить ребенку. „Барби так любит чистоту — ей неприятно жить в комнате, где разбросаны игрушки“; „А вот Спайдермен отлично умеет обращаться с ножом и вилкой“… Пираты и принцессы — замечательный повод почитать или доступно рассказать ребенку истории о Средних веках и обычаях того времени, а динозавры могут развить интерес к музеям и книгам о зарождении и развитии нашей цивилизации».

Детская увлеченность чем-то часто помогает и в навыках общения. «Наша трехлетняя дочка была очень застенчива и общалась лишь в домашнем кругу, — вспоминает Маргарита. — Однако постепенно мы выяснили, что наводящие вопросы о ее обожаемой кукле-малютке помогают ей раскрепоститься. На эту тему она готова была говорить и с менее близкими ей людьми и детьми, что подготовило ее к началу посещения детского садика». «Дети, увлеченные пазлами, как правило, лучше других умеют концентрироваться, — отмечает детский психолог и педагог начальных классов Кетлин Маккартни. — Тех же, кто дни напролет рисует или превращает игрушек в актеров домашнего театра, отличает большая внутренняя свобода. Эти дети более независимы от критики окружающих и с малых лет проявляют готовность идти своей дорогой».

Наблюдая, с каким упорством малыш строит городки или лечит плюшевых зверей, мы невольно задаемся вопросом: может ли это как-то отразиться на его будущих занятиях? Психологи уверяют: вероятность того, что он станет архитектором или ветеринаром, крайне мала. Как правило, такие дошкольные увлечения длятся не более года. Многие из них исчезают с поступлением в первый класс, где ребенок встречается не только с потоком захватывающих его занятий, но и с новыми друзьями, и у него завязываются другие интересы. «В некоторых случаях интерес расширяется, и ребенок интересуется уже не только динозаврами как сказочными персонажами, но и всем миром рептилий, — говорит Кетлин Маккартни. — И лишь в редких случаях дети уносят это увлечение во взрослую жизнь».

Если ребенок не расстается с мишкой или куклой, а потеряв игрушку, долго и горько плачет, значит, она имеет для него особую ценность. Как родителям относиться к такой привязанности малыша? Почему она возникает и когда проходит? На что стоит обратить внимание взрослым, чтобы помочь ребенку в нужный момент безболезненно расстаться с предметом обожания?

Многие дети настолько сильно привязываются к какой-нибудь вещи или игрушке, что не могут оставить ее ни на минуту. При этом любимым и ценным может стать любой предмет: плюшевый мишка, детское одеяло или просто кусочек ткани. Малыш очень любит обнимать свое «сокровище», прижимать к себе и даже посасывать.

О чем говорит наличие любимой игрушки

В 1940-х годах исследователи считали такие объекты признаком расстройства привязанности между ребенком и матерью, но позднее педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт доказал обратное. Любимая игрушка у ребенка появляется не из-за отсутствия заботы и любви, а как раз, наоборот, является его воспоминанием о любви и безопасности.

Более поздние исследования подтвердили точку зрения Винникотта: дети, которые очень сильно привязаны к какому-либо предмету, счастливее остальных и имеют более крепкие связи со своими родителями.

Но такой эффект от наличия объекта привязанности меняется по мере взросления детей. То же исследование показывает, что если, уже будучи подростком, ребенок так и не смог расстаться со своим любимым предметом из детства, это говорит о хрупкости и уязвимости его психического здоровья.

Когда и как появляется любимая игрушка

Привязанность к какому-то определенному предмету часто возникает в возрасте около 8 месяцев. В это время у ребенка появляются первые попытки осознания, что он — отдельная от родителей личность. Так начинается следующий этап психического развития, и малыш впервые ощущает тревогу, связанную с отделением от близких взрослых.

Однако такая особо любимая игрушка появляются не у всех детей. По статистике, только один ребенок из двух проявляет явную привязанность к какому-нибудь предмету.


Важно понимать, что на возникновение подобной любви повлиять невозможно. Она развивается естественным образом. Родители могут просто предложить ребенку какую-нибудь вещь, например, игрушку, и если он почувствует в ней необходимость, то этот предмет станет любимым.

Для чего она нужна

  1. думает о близких в моменты их отсутствия и ждет возвращения взрослого, чувствуя себя в безопасности;
  2. привыкает находиться в одиночестве, например, в своей кроватке;
  3. учится самостоятельности и воспитывает уверенность в себе, находясь в новых обстоятельствах (детский сад, прогулка с няней, визит к врачу).

Поскольку любимая игрушка для ребенка — источник комфорта и безопасности, никогда не лишайте ее малыша в качестве наказания за плохое поведение.

Психологи называют любимую игрушку «переходным объектом». Она помогает ребенку перейти от тесной связи с родителями к этапу осознания собственной индивидуальности, который происходит обычно в возрасте от 12 до 18 месяцев. В этот период ребенок приобретает уверенность в себе, достаточную для исследования окружающего мира под чутким присмотром близких и любимых им взрослых.

Каждая любимая игрушка уникальна

Такая игрушка, как правило, одна, и если с ней что-то происходит, ребенок очень тяжело переживает эти изменения и не принимает их. Успокаивает и утешает малыша именно тот запах, вид и состояние игрушки, которые она приобрела с течением времени. Ведь маленькие дети очень чувствительны к запахам: для успокоения малышу бывает достаточно вдохнуть аромат грудного молока или маминой кожи. Поэтому даже если предложить ребенку точно такого же плюшевого мишку, как тот, что у него был, только нового, то замена малыша не удовлетворит.


Каждый ребенок выстраивает свои собственные отношения с любимой игрушкой. Некоторые не расстаются со своим сокровищем целый день, другие требуют мишку или зайку только на время сна, третьим игрушка нужна в моменты грусти или знакомства с новым окружением.

Как избежать «драм» при потере игрушки

Потеря любимой игрушки может стать настоящей трагедией для малыша. Родители будут в состоянии предотвратить или смягчить последствия утраты, если подготовятся к ним заранее.

  1. С самого начала регулярно стирайте любимую вещь малыша. Так он привыкнет к тому, что она не всегда пахнет одинаково.
  2. Запаситесь «двойником» игрушки: приобретите второй такой же предмет. Давайте их ребенку попеременно, чтобы оба экземпляра пахли и выглядели одинаково.

Отказ от игрушки

Однажды ребенок перестанет думать о предмете обожания и сможет отказаться от него. Но такое решение он должен принять самостоятельно. Это произойдет, когда малыш перестанет испытывать в нем необходимость.

  1. Когда ребенок освоит речь, он сможет выражать свои чувства иным способом — при помощи слов.
  2. С возрастом малыш начнет чувствовать большую уверенность в себе.
  3. По мере развития социальных связей с внешним миром (друзья и взрослые в детском саду, ровесники на детской площадке и т. д.) ребенку будет требоваться все меньше утешения при помощи любимой игрушки.

Как правило, малыш отказывается от «переходного объекта» в возрасте от 3 до 5 лет. Он может потребоваться ребенку в стрессовой ситуации: во время адаптации к детскому саду, при смене воспитательницы или группы детского сада, при посещении врача или в случае долгого отсутствия родителей. Обычно к 6 годам для успокоения и ощущения чувства безопасности любимая игрушка ребенку уже не требуется.

Тем не менее бывают случаи, когда ребенку может временно вновь понадобиться его любимец. Если серьезно заболел кто-то из близких, пришлось поменять место жительства или в семье появился еще один ребенок, малыш может вспомнить о своем прежнем «утешителе». В этот момент важно уважать его потребность. Когда ребенок справится с новой ситуацией, игрушка ему больше не понадобится.

Как помочь ребенку расстаться с любимой игрушкой

Не следует настаивать на отказе ребенка от игрушки, но можно помочь ему обходиться без нее.

1. Не лишайте малыша любимой игрушки внезапно и резко, думая, что так он быстрее о ней забудет. Поддержите ребенка, успокойте, скажите, что он сам принимает решение. Чем больше понимания и сочувствия ребенок будет получать с вашей стороны, тем быстрее он откажется от привычки повсюду носить с собой свою игрушку.

2. Позвольте ребенку прибегать к помощи игрушки-утешителя во время важных изменений в жизни: поступления в детский сад или перехода из одной группы в другую. Вы можете попросить воспитательницу понаблюдать, в какие моменты малыш требует игрушку, чтобы узнать, что его беспокоит больше всего. С 3–4-летним малышом можно договориться о некоторых правилах, например, о том, что он может взять игрушку в кроватку или в машину, но не в продуктовый магазин.

3. Обустройте дома специальное место для любимой игрушки. Ребенок сможет оставлять ее там, пока ест или играет. Постепенно он все реже будет обращаться к ней за утешением.

4. Если ваш ребенок оставил игрушку дома, лучше не возвращаться за ней. Объясните малышу, что раз он забыл о ней, значит, она ему уже не так сильно нужна. Успокойте его, сказав, что игрушка будет ждать его дома и он обязательно найдет ее там, где оставил. Если ребенок младше 2 лет и он испытывает сильное беспокойство без своей любимой игрушки, тогда лучше все-таки за ней вернуться.

5. Для воспитания самостоятельности вы можете попросить малыша, чтобы о своей игрушке он заботился сам. Вы заботитесь обо всем, что касается прогулок и занятий, а его обязанность — помнить о своем любимце. Записка-напоминание у двери — например, с изображением любимой игрушки — может ему в этом помочь.

Читайте также: