Ребенок в полтора месяца не следит за игрушкой

Обновлено: 15.05.2024

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений - это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека - он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции "комплексом оживления".

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека - это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в "ладушки", помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -"надо" и "нельзя".

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик - это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев - в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать - так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно "поощрять" у ребенка лепет, почаще вступать в "переговоры", вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру " Ладушки", "Сорока" и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу - ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Малыш не следит за игрушкой ⇐ Груднички

Модератор: BlackMamba

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Ребенку 1,5 месяца. Были на приеме у невролога. Она сказала, что малыш не следит за игрушкой. Дома пыталась привлечь внимание погремушками - не получается. На меня почти не смотрит. Не улыбается осознанно. Со старшими не помню как было. Очень нервничаю, постоянно пытаюсь привлечь внимание ребенка, трясу погремушками. Кушает хорошо, спит тоже. Окулист сказал, что все нормально. Скажите, с какого возраста ваши дети стали улыбаться вам и следить за игрушками, смотреть вам в глаза.

y меня старшая дочь следила с 5 дней чем очень напyгала врача
но после нее родилась дочь, kоторая стала следить оkоло 2 мес.
я тоже переживала, и дyмала , что ненормальная а потом вздохнyла с облегчением
все по разномy начинают.
с мальчишkами-честно-не помню

karandasheva, на самом деле важно, чтобы развитие ребенка соответствовало возрастным нормам. Потому как вовремя развивающиеся функции становятся основой для развития следующих, более сложных функций. Поэтому, пройдите обследование, назначенное неврологом (наверняка УЗИ мозга назначили) и принимайте необходимое лечение. Обязательно следите за динамикой развития. Если ребенок не соответствует нормам развития - это серьезный повод бить тревогу. Щас принесу книжку, напишу вам нормы этого возраста.

Добавлено спустя 7 минут 23 секунды:
Нормы развития
слуховое сосредосточение - не раньше 9-го дня, в течение первого месяца
пищевое и лабиринтное сосредоточение - с родения
зрительное сосредоточение - к концу первого месяца (!). Это значит, что к 1 месяцу ребенок уже умеет, хоть ненадолго фиксировать взгляд на объекте. Это очень важно.
Социальная улыбка - улыбка при виде лица человека - первая неделя второго месяца. То есть, в 1 месяц и одну неделю ребенок уже улыбается, когда видит лицо человека. (. )
смех в виде взвизгиваний - 8 - 12 неделя жизни.
оживленная мимика, глубокие вздохи, гуление - конец второго месяца.
вскидывание рук, перебирание ногами - конец второго месяца.

Это нормы достоверные, взяты из научных источников.

Нормальные люди-только те,которых вы мало знаете.Адлер
Выкаждый день ноете,как вам здесь тяжело и невыносимо,но вы ничего не делаете,чтобы все изменить,чтобы выбраться отсюда!Пролетаянадгнездомкукушки

Нам делали УЗИ в роддоме. Сказали без патологии. Сейчас опять назначили. Сделаем, конечно. Лечение не назначали.

вы ошибаетесь. В норме все начинают в примерно одном и том же возрасте. А вот задержка может быть очень серьезным сигналом. Никто из нас не хочет, чтобы наши дети имели проблемы интеллектуального развития. Поэтому следить за тем, чтобы все происходило вовремя нужно. И БИТЬ ТРЕВОГУ если это не так.

karandasheva, лечите ляльку. В этом возрасте ваш вклад в ее здоровье неоценим. Сейчас можно полностью компенсировать все неврологические проблемы (если речь идет об экзогенных нарушениях, а не генетических аномалиях). И все будет хорошо!

Важно - как у вас проходила беременность и роды?

Добавлено спустя 1 минуту 51 секунду:
karandasheva, бывает, что в месяц УЗИ дает другие результаты. У меня у второго сына второе УЗИ было гораздо хуже первого. И тоже - взгляд не фиксировал и прочее. Мы очень серьезно лечились, и вылечились, щас умный. Но в силу профессии я знала, что каждый день дорог. И у нас все получилось.

Нормальные люди-только те,которых вы мало знаете.Адлер
Выкаждый день ноете,как вам здесь тяжело и невыносимо,но вы ничего не делаете,чтобы все изменить,чтобы выбраться отсюда!Пролетаянадгнездомкукушки

Беременность нормально проходила. А роды - третье кесарево.
Я плохо помню, но мне кажется, что старшие начали улыбаться около 2 месяцев. Хотя может и раньше. Переживаю.

Покинет нас любовь, друзей займут заботы, Детей растащит мир – он им принадлежит, Но первая строка с названием «работа» Останется при нас оставшуюся жизнь.

скорее всего раньше, если они у вас здоровы. Вы ваши переживания оберните во внутреннюю мобилизацию, в настрой, что сделаете все, чтобы ваш ребеночек был здоров и счастлив, и препятствий для вас не существует. Справитесь, все будет хорошо, главное - не упускать драгоценное время. Чем больше упущено, тем дольше восстановление. А лялик сейчас еще маленький совсем, так что все сделаете как надо.
Мы на УЗИ в месяц не могли попасть, записаться невозможно. А хоть доча все делает как положено по нормам (тоже 1,5 месяца ей), я равть и метать начала в поликлинике по поводу невозможности попасть на УЗИ. Мне заведующая вдруг заявляет - что вы переживаете, до трех месяцев успеете сделать. Я чуть не рухнула. Какие три месяца? А если что-то не в порядке, я к трем месяцам ее вылечу уже, а в три месяца что-то может оказаться упущенным. В общем, разгневалась. И как в воду глядела, на УЗИ обнаружились проблемы, вот пойдем к неврологу и все вылечим .

Нормальные люди-только те,которых вы мало знаете.Адлер
Выкаждый день ноете,как вам здесь тяжело и невыносимо,но вы ничего не делаете,чтобы все изменить,чтобы выбраться отсюда!Пролетаянадгнездомкукушки

Если останутся проблемы - можете обратится на консультацию к Игорю Шпицбергу. ( наберите в кугле, о нем там много информации) Он серьезно и давно работает с детьми -аутиками, в том числе и с грудничками. Их можно востстановить , это - легче всего.
Это не реклама.
. ЗЫ: ребенку подруги в 4 года поставили наконец диагноз. Она потом только проанализировала и поняла, что он с грудничкового возраста был ДРУГОЙ.
Может, у вас все и пройдет, просто чуть задержка. Но если после 3-4 месяцев будет такой же отстраненный - не тяните время, мой вам совет.

karandasheva, мне со 2 тоже yмные люди говорили, что важно развитие "по-kнижномy".
а y меня все дети сидят с 7, 5 мес. Второй сам не садился(его старший по любомy пиky сажал), но сидел. пришли мы k неврологy, та посмотрела и k генетиky отправила, сkазала, что ходить не бyдем и ползать
Что в развитии отстает ( не тольkо из-за сидения).
я пошла k генетиky, но по др. причине.
А y генетиkа "отстающий" ребеноk пошел от стyла k батарее-2 шага( через 2 недели), таk и не сидел еще тогда.
На что генетиk сkазала, что невролог отстает в развитии
он,kстати, пошел сам раньше всех-ходил даже на yлице с 10,5 мес.
а с последней меня ВРАЧ yспоkаивала она хорошая y нас, внимательная.Помнит старшyю,kak та за ней следила на 5 день после родов ( а она пошла в 1,3, но меня все yспоkаивали, что она ходит сама, просто из осторожности( 2 брата прыгающих)
и говорила-вы просто сравниваете маленьkyю со старшей, но она дрyгая, начнет держится за рyky)следить.
и она начала. k 2 мес. и по развитию сейчас не отстает.тольkо опять же, наверно сидеть начнет в 7,5

Сейчас 6,5 и без поддержkи не сидит

вообще 3 варианта-kидаться по врачам и лечить все, что даже не является патологией,
-забить на все и ничего не делать
-внимательно наблюдать, подождать немного и побольше поразговаривать с ребенkом, заниматься с погремyшkами.

Он y вас реагирyет на сильно светящиеся игрyшkи и громkие( я свою таk проверяла)?Именно привлеkаются звykом, а потом следит за светом,kогда водишь из стороны в сторонy.

Малюська, -забить на все и ничего не делать, мне кажется не стоит этим. эээ. руководствоваться.ИМХО.

На меня почти не смотрит. Не улыбается осознанно.
Меня именно это насторожило. В полтора месяца дергаться еще рано, конечно. Но если ближе к полугоду продолжать " забивать " на ситуацию - это преступление перед ребенком.
Я держала на руках полугодовалых деток- аутистов. Они другие, даже в этом возрасте другие. И чем раньше с ними начинать рабоать - тем лучше.

karandasheva, а вообще желаю вам, чтоб все было у вас хорошо.

marusya, я это написала yтрированно.я предложила последний вариант.если kто не понял.а первые 2 -kрайности.а я их не люблю.просто то, что предлагает Альфия-лично для меня-kрайность.
на своем месте я поставила себе сроk 2 месяца. до 6 я бы не стала ждать.
но понимаешь, разница междy 5 днями и почти 2 мес. в одной семье очень ощyщается родителями( мной). и я дергалась, поkа меня врач не yбедил НЕМНОГО подождать.

Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
просто с Алиной это недавно было и именно таk, kak описано. а на звyk реагировала

Может и не в тему. Но мой Мишка родился на 37-й неделе и улыбаться начал много позже 1,5 месяцев. Но я не авторитет, детей-аутистов в грудном возрасте не видела никогда.А у знакомой малышик тоже кесаренок. И тоже здорово запаздывали все эти моменты развития в возрасте до года. Потом сравнялся со сверстниками.

Девочки, давайте дождемся УЗИ, а то щас запугаем и без того обеспокоенную маму. Вы чего сразу диагнозы ставить начали? Просто нужно быть готовой к тому что ребенка МОЖЕТ БЫТЬ придется лечить какое-то время. А пока ждать результатов исследований. И смотреть, нет ли еще каких симптомов.

ничего хорошего в этом нет. Не стоит приводить это в пример как норму. Доношенные здоровые дети сидят самостоятельно в возрасте от 6 до 7 месяцев, иначе - повод для беспокойства. Может ваши - исключение из правил, но не повод для примера.

Синица: И тоже здорово запаздывали все эти моменты развития в возрасте до года. Потом сравнялся со сверстниками.

эти "безобидные" запаздывания часто аукаются тогда, когда ребенок начинает учиться в школе. Так что лучше перестраховаться.

Добавлено спустя 2 минуты 2 секунды:

это тоже показательно. Нельзя обесценивать эти вещи.

Добавлено спустя 3 минуты 7 секунд:

родительская ответственность еще и в том заключается, чтобы своевременно оказать ребенку помощь в развитии и здоровье. Все иное - халатность и преступное бездействие.

Нормальные люди-только те,которых вы мало знаете.Адлер
Выкаждый день ноете,как вам здесь тяжело и невыносимо,но вы ничего не делаете,чтобы все изменить,чтобы выбраться отсюда!Пролетаянадгнездомкукушки

Альфия: Малюська писал(а):
она пошла в 1,3, но меня все yспоkаивали, что она ходит сама, просто из осторожности

это тоже показательно. Нельзя обесценивать эти вещи.

один мой ребенок пошел в 1.2, другой в 9 мес. - для годовалого малыша разница в 5! мес. сравни с полжизни. Не вижу разницы. Сейчас бегают-прыгают-учатся одинаково хорошо. Так же с сидением-стоянием.
Не люблю нормы - они выводятся из среднестатистических показателей, которые, на мой взгляд, ни о чем КОНКРЕТНО говорить не могут. У всех детей свой ритм развития. Поэтому когда говорят о том, что мой ребенок ДОЛЖЕН -я начинаю реагировать уже неспокойно.
Если по теме, то мои первые двое на маму реагировали(смотрели, фокусировали взгляд) на первой же неделе, улыбались на второй-третей недели, а второй мой ребенок улыбался мне уже на пятый день. НО! это ни о чем не говорит, потому что у всех дети разные. К примеру, мой третий глаза открыл только через 10 дней- я имею в виду, что открыл так, чтоб можно было понять какого цвета глаза, а то все спрашивали, ну что, какого цвета? а я даже ответить толком ничего не могла

Великую цивилизацию нельзя завоевать извне пока она не разрушит себя изнутри.

Альфия: ничего хорошего в этом нет. Не стоит приводить это в пример как норму. Доношенные здоровые дети сидят самостоятельно в возрасте от 6 до 7 месяцев, иначе - повод для беспокойства.

Матвей у нас переворачиваться начал в 5 месяцев, сидеть - в 9, поводов для беспокойства врачи не обнаружили (мы посетили лучшего в городе невропатолога, делали все необходимые обследования и процедуры). Диагноз - особенность темперамента. Ползать и сидеть он стал после того, как научился вставать рядом с предметами, Пошел в год и 1 мес. Все детки разные, как и мы. Если несколько врачей имеют одинаковое мнение по ребенку, думаю, стоит прислушаться .

Я может быть жестко высказываюсь, но в отношении сохранения психического, интеллектуального и эмоционального здоровья детей - я сурова.
Нормы взяты не с потолка. Мы развиваемся (людя) не абы как. Программа психомоторного развития заложена в нас генетически и она ОДИНАКОВА, это наша видовая характеристика. КОгда эта программа меняет темп это всегда связана с воздействием неблагоприятных факторов, внутренних ли (эндогенные заболевания, основа которых внутри организма ребенка) внешних ли (внешние вредные воздействия, в том числе инфекции, отравления, сложности протекания беременности и родов). В подавляющем большинстве случаев организм ребенка находит ресурсы для компенсации первичного дефекта, особенно, если он невелик. Но никогда нельзя заранее знать, хватит ли этих ресурсов на полную компенсацию. Поэтому нужно быть очень внимательными к темпам развития детей, особенно до года. КРайне важны показатели динамики, насколько быстро ребенок меняется, грубо говоря, не застревает ли на одном этапе, нет ли замедления, задержки в формировании новых, следующих функций и навыков.
Освоение навыков ходьбы в возрасте более одного года свидетельствует уже о наличии, пусть минимального, но органического поражения ГМ. Повторюсь, большинство детей компенсируют эти проблемы, но нельзя предугадать заранее. Так же и любая задержка любой функции в младенчестве - свидетельство имеющихся в ЦНС проблем.
Это не пустые слова. Эта проблема мною изучена и с практической профессиональной и с научно-теоретической сторон.
Я не призываю устраивать панику по любому поводу, но, нельзя и относиться к темпам развития детей халатно. Наши дети стоят того, чтобы расти полноценными и счастливыми. А упущенные возможности компенсации оборачиваются впоследствиями слезами матерей и безмерным чувством вины.
Мамы усердно лечат дисбактериозы, аллергии и прочие соматические недуги детей. Так вот нарушение темпов развития - более опасный недуг, грозящий пожизненными последствиями.

Нормальные люди-только те,которых вы мало знаете.Адлер
Выкаждый день ноете,как вам здесь тяжело и невыносимо,но вы ничего не делаете,чтобы все изменить,чтобы выбраться отсюда!Пролетаянадгнездомкукушки

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Слуховые способности и реакции на звук появляются у детей в утробе матери.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Слуховые способности и реакции на звук появляются у детей в утробе матери. Ещё не рожденные младенцы слышат голоса и музыку. Зная об этом, многие родители уже с первых дней начинают проверять слух, устраивая малышу непосильные для него испытания. Не торопите события. Первые выразительные признаки, когда ребёнок начинает реагировать на погремушки и другие звуковые стимулы, проявляются не ранее 2–4 недели. Это объясняется тем, что непрочные связи между частями зрительного и слухового аппарата лишают возможности качественно собирать и обрабатывать информацию. Кроха слышит, но ещё слишком мал, чтобы отреагировать на звук и развеять беспокойство родителей. Дайте ему время освоить и привыкнуть к звуковому разнообразию, обилию зрительных образов и новизне тактильных ощущений.

О пользе погремушек для новорождённых

Присутствие погремушек в жизни малышей очень важно. Звонкие шарики, фигурки, колокольчики и зверушки обращают на себя внимание. Они очень нравятся деткам, и чем раньше интересные, яркие и звучащие предметы будут перед глазами, тем быстрее и качественнее будут развиваться органы чувств.

Самые первые игрушки побуждают к познанию окружающего мира и помогают адаптироваться. Они концентрируют внимание и стимулируют двигательную активность. В отличие от более взрослых детей, младенцам не надоедают весёлые игрушки. Они привыкают к приятным сопровождающим мелодиям, а со временем начинают различать звуковые оттенки. С развитием слуховых умений совершенствуется зрение и тонкая моторика.

Детям до 3 месяцев рекомендуют покупать негромкие и лёгкие игровые аксессуары. Погремушки не должны пугать и травмировать малыша. Пусть это будут выразительные, приятные на ощупь предметы, изготовленные из ткани или силикона. Особое внимание уделяйте безопасности материала. Не стесняйтесь попросить у продавца сертификат качества и воздержитесь от покупки игрушек с резким запахом.

Когда малыши реагируют на звук, возрастные реакции

Лучший стимул для совершенствования слухового аппарата считается мамин голос. Он всегда узнаваем и знаком малышу из внутриутробной жизни, но этого недостаточно для полноценного развития слуха. С первых дней после появления на свет звуковая картина резко меняется и дополняется так называемыми бытовыми шумами: скрипы, стуки, хлопки и т.д. В этого же время в жизни ребёнка появляются игрушки-погремушки, яркие и звонкие помощники, прекрасно выполняющие свои развивающие задачи.

У каждого возраста свои показатели реакции на звук. Они разные и зависят от многих факторов. Это могут быть физиологические, наследственные и психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие. Нет смысла ждать от младенца, которому не исполнилось и 1 месяца, активных движений головой в сторону шумной погремушки. Он всё слышит, но слаборазвитая и нескоординированная мышечная система не позволяет ему поворачивать головкой в сторону звуков. Всему своё время, чтобы не тревожиться по поводу возможных проблем со слухом, родители должны знать, что такое правильные возрастные реакции:

  • Дети в 1 месяц реагируют только на резкие и громкие звуки, реакции проявляются в виде вздрагиваний.
  • Двухмесячный ребёнок реагирует замиранием на несколько секунд, может широко открыть глаза и попробовать повернуть голову. В этом возрасте постепенно формируется ориентировочная реакция, когда кроха пытается определить источник звука.
  • В 3–6 месяцев в слуховом поведении начинается период оживления и кардинальных перемен. Услышав погремушку, ребёнок может начать дергать ручками и ножками, уверено поворачивает голову, улыбается или, наоборот, капризничает, если звук погремушки не нравится.

Несоответствие этих реакций возрастным нормам должно насторожить родителей.

Именно они позволяют выявить или исключить наличие отклонений в слуховом аппарате. Заподозрить нарушения можно уже с первых недель. Будьте внимательны и постоянно наблюдайте за поведением новорождённого.

Что делать если ребёнок не реагирует на звук погремушки

По статистке примерно 20% из всех случаев тугоухости формируются в первый год жизни, остальные 80% — это врождённая патология. Если вы знаете, что имеются предпосылки наследственного влияния на слух, сразу обратитесь к специалистам.

Совсем другая ситуация, когда ребёнок в 2 месяца не реагирует на звук погремушки, а в семейной родословной такие случаи не наблюдались. При отсутствии своевременной реакции на звонкие игрушки родители начинают переживать. Не спешите с выводами, если дети равнодушны к погремушкам, но откликаются на мамин голос, работающий телевизор или музыку, ваши тревоги напрасны.

Проблемы со слухом — это полное отсутствие реакции на любые источники звука. Подобные нарушения можно заметить уже в первые два месяца жизни. Наблюдайте за новорождённым, не переусердствуйте, проверяя слуховые способности месячного малыша, и не пытайтесь ставить диагнозы самостоятельно. Развеять подозрения способен только специалист.

Диагностика тугоухости в наше время возможна даже у новорождённых. Врач проводит профессиональный аудиотест, а и при обнаружении нарушений необходимые коррекционные мероприятия. Реабилитация в раннем возрасте наиболее результативна, поэтому, чем раньше будут выявлены отклонения и назначено лечение, тем больше у вашего ребёнка шансов сохранить слух и не отличаться от здоровых сверстников.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Как меняется речь детей-аутистов? Почему их часто принимают за глухих?

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Как меняется речь детей-аутистов? Почему их часто принимают за глухих? Есть ли у них указательный жест? Можно ли отдать такого ребенка в обычную школу? Читателям "РГ" об этом рассказывает кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, научный сотрудник Гётеборгского университета Елена Орехова.

- Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

- Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

- Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

1. Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже - предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация.

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое 'речевое' полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

3. Другой ранний признак аутизма, как ни странно, - подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: "Коля! Петя! Посмотри…" А он не реагирует. В недавнем исследовании, проводившемся в МЭГ-центре, мы обнаружили, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.

- Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

- Может да, а может - нет. Такие дети часто нетипичным образом реагируют на окружающее.

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

- До сих пор бывает, что мамам в роддомах иногда советуют: откажитесь от ребенка, он вас даже узнавать не будет. Ребенок с аутизмом понимает, что у него есть значимые взрослые - родители, испытывает к ним привязанность?

- Да, ребенок испытывает привязанность к родителям. Он будет жалеть маму, потому что ей больно, но ему трудно понять чувства более "высокого порядка" - обиду, оскорбление.

- В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

- У таких детей часто бывают проблемы сенсорного плана - школьная обстановка для них может быть просто непереносимой. Мелькание, крики, шум, суета: все это может вызывать сильный стресс, вовсе не способствуя нормальному обучению. Чтобы успокоиться, ребенок может захотеть заткнуть уши, залезть под парту.

Другая проблема - непредсказуемость среды. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке. Если распорядок дня или череда событий непредсказуемым образом нарушаются, это тоже вызывает стресс. Быть среди людей для них сложно еще и потому, что люди часто непредсказуемы.

Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.

- Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам - Необходимо рассказывать школьникам о том, что люди бывают разные и что это нормально. В Швеции, например, в обычных школах проводят уроки, на которых предлагают детям попробовать проехаться на инвалидной коляске, прочитать тексты для слепых, составленные шрифтом Брайля, выучить некоторые слова на языке глухонемых. Им рассказывают о том, что есть люди с особенностями развития и о том, что ко всем надо относиться с уважением и никого нельзя обижать. При этом там сохранены и коррекционные классы и школы. А еще в Швеции диагноз аутизм отнюдь не приговор. В Гетеборге был случай, когда девушка закончила технический вуз, потом - медицинский, получила работу на скорой помощи как врач. И тут у нее произошел нервный срыв: ей оказалось крайне тяжело работать с людьми. Она обратилась к психиатру, и тот поставил диагноз аутизм. Это оказалось для нее большим облегчением, поскольку она, наконец, поняла источник своих проблем. Надо сказать, что после этого она успешно занимается наукой, изучая работу мозга у людей с психическими расстройствами. Наш мозг - настоящая головоломка. Вот это ученые уже точно поняли.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Не сосчитать тех нервных клеток, которые теряют родители в бесконечных попытках угодить капризному ребенку.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Не сосчитать тех нервных клеток, которые теряют родители в бесконечных попытках угодить капризному ребенку. И надутые губы малыша вкупе с обещанием «больше никогда не дружить с мамой и папой» — самая меньшая из зол. Еще бывают горькие слезы, громкие истерики с топаньем ногами, постоянные «не хочу» и «не буду». Настоящие драмы. Разберемся, как сладить с капризным ребенком.

По мнению психологов, склонность к капризам у детей связана с их возрастными и психофизическими особенностями. И чем младше ребенок, тем ярче она проявляется. Психиатр Паула Левайн из Медицинского центра в Майами говорит, что перепады настроения в большинстве случаев — нормальная часть взросления ребенка. Важно не принимать слезы и истерики — даже если они происходят чаще, чем хотелось бы — за плохое поведение, манипуляции и эмоциональный шантаж.

В целом, для каждого возраста свои капризы. И подходы к их «ликвидации» тоже разные.

Дети до года

Грудничок пока точно не умеет капризничать в целях манипулирования. Да, зачастую он плачет, чтобы привлечь мамино внимание, но это продиктовано естественным страхом остаться одному. Но никак не эмоциональным шантажом, этими «навыками» ребенок овладеет позже.

Младенцы капризничают и психуют, потому что устали, хотят есть, заболели, заскучали или у них режутся зубы. Причин масса.

В возрасте до года малыши в силу недостаточно развитой нервной системы и банального неумения говорить не могут по-другому выражать свои эмоции. Отсюда и капризы.

Главная задача родителей — успокоиться самим и успокоить капризного малыша. Но не помешает уже сейчас учиться правильно реагировать на слезы ребенка, иначе проблем с истериками в дальнейшем будет гораздо больше.

Дети 1-2 лет

Кажется, что еще вчера ребенок был милым ангелочком, а сегодня он стал плаксивым и капризным. Здравствуй, кризис одного года. Зачастую именно с этим связаны перемены в поведении малыша.

Это первый возрастной кризис ребенка, с которым сталкиваются родители. Начинается примерно в год-полтора, а заканчивается к 2 годам. Психологи характеризуют этот период как начало становления собственного «Я».

Малыш мало-помалу начинает осознавать себя автономной личностью. У него зарождается целеполагание, когда «я хочу» перерастает в «надо добиться». Любым способом — иногда криками и истериками. Ребенок активно познает мир — когда ему по той или иной причине запрещают это делать, капризы становятся способом добиться желаемого. И да, малыш учится манипулировать родителями. Наблюдает за их реакцией на разные свои действия, прощупывает границы дозволенного. Важно не упустить момент, когда «настоящие» капризы перерастут в способ эмоционального шантажа.

Но не забываем, что и сейчас ребенок может капризничать и психовать по совершенно «банальным» причинам — переутомился или заболел.

Дети 3-4 лет

Капризы ребенка в этом возрасте — вполне нормальная реакция на обиду или стресс. Он пока не может «правильно» справляться с эмоциональными нагрузками.

И как раз сейчас ребенок вступает в очередной возрастной кризис, который начинается в 2,5 года и заканчивается к 4 годам. Сложный период и для самого малыша, и для его родителей. Психологи еще называют его кризисом негативизма. Ребенка будто подменили. Он капризный, плаксивый, раздражительный, на все отвечает «нет».

Психологи говорят, что это следствие становления собственного «Я» у малыша. Бессознательно он пытается отделиться от мамы и папы, доказать им, что сам все может. Вот откуда настоящие бунты против правил, установленных родителями, — крики, истерики, слезные капризы. Ребенок пока не может по-другому доказать свою самостоятельность и отстоять мнение, он психует и орет. А некоторые огрехи в воспитании только усугубляют ситуацию — например, излишняя строгость родителей.

Ребенок 3-4 лет уже достаточно хорошо понимает, что такое «хорошо» и плохо», «нельзя» и «можно». Малыш вполне способен на хитрые манипуляции, оттого и капризный частенько. Он успел понять, что громкие истерики в супермаркете обычно помогают «выпрашивать» игрушки, а слезы на детской площадке непременно продлят время прогулки.

Капризный ребенок в возрасте в 3-4 года — сигнал для родителей, призыв пересмотреть свои подходы к воспитанию. С чего все началось? В какие моменты ребенок становится невыносимо капризным?

Уйдет первопричина, прекратится и «неправильное» поведение.

Дети 5-7 лет

Капризы у детей в этом возрасте даже капризами сложно назвать. Скорее, это устоявшаяся норма поведения, привычка добиваться своего не диалогом, а криком и плачем. Манипуляции в чистом виде. Скорее всего, родителями упущен тот самый важный момент, когда еще можно было изменить свою реакцию на протесты малыша.

Поведение ребенка меняет и школа. Ему сложно перестроиться на новый режим после детского сада. Отсюда слезливость и порой неадекватная реакция на происходящее вокруг, нежелание ходить в школу, неважное поведение на занятиях. Проблемы усугубляются плохой социализацией и неуверенностью в себе. Ругать и «учить жизни» капризного ребенка бессмысленно. Важно помочь ему преодолеть очередной возрастной кризис. Когда ребенок адаптируется к школе, уйдут и проблемы с частыми капризами.

«Профилактика» детских капризов: 3 важных рекомендации

Гораздо проще предупредить капризное поведение ребенка, чем потом «лечить» это сто раз на дню. Какие приемы воспитания окажутся полезными?

Четко выстроенная система «нельзя»

Дети 1-3 лет в большинстве случаев именно на запреты реагируют капризами. Получается, что, если убрать все «нельзя», ребенок перестанет постоянно закатывать истерики. Нет, не совсем верный подход. Хотя бы в целях безопасности ребенка запреты должны существовать. Не говоря уже о нормах воспитания.

Но это должны быть четкие и конкретные запреты. Эдакие непоколебимые правила, которые нельзя нарушать — даже по выходным, при болезни или и у бабушки. Систематические же «нельзя» как раз и провоцируют протесты. Капризный ребенок рассуждает так — родители иногда разрешают ему смотреть мультики до ночи, а значит, если немного поплакать, они и сегодня сделают исключение. Если бы правило «в 9 спать» работало постоянно, то и слез по вечерам не было бы.

Ребенок должен понимать, что такое «нет»

Почему случаются те страшные истерики в магазине по поводу некупленной игрушки? Ребенок не понимает или не хочет понимать слово «нет».

Одно дело, если плачет годовалый ребенок, — скорее всего, он действительно расстроен, что мама не дала ему вон ту машинку. Гнев и недовольство малыш, естественно, выражает криком — по-другому пока не умеет. Тут нужно успокоить ребенка или отвлечь его внимание — стресс как рукой снимет.

Но совсем другое дело, когда такую истерику закатывает ребенок 3-6 лет. Родительское «нет» он воспринимает как призыв к действию. И раз он капризничает, несмотря на разумные доводы родителей, значит понимает — «еще немного поднажать, и мама с папой согласятся на все что угодно». Манипуляция, способ получить желаемое.

Если есть понимание, что родительское «нет» непоколебимо как скала, капризов в 2-4 года, когда ребенок активно прощупывает рамки дозволенного, будет минимум.

Тут опять же вопрос в четко выстроенной системе запретов. Психологи советуют всем членам семьи придерживаться одной стратегии воспитания детей. Иначе с мамой, которая периодически вместо «нет» говорит «да», ребенок будет особенно капризным — с папой-то это не поможет добиться желаемого.

И конечно, «нет» нужно не выкрикивать в раздражении, а говорить спокойно. И желательно, объяснить свой отказ.

Долой гиперопеку

Психологи советуют не делать за ребенка то, что он вполне способен выполнить самостоятельно. Плохая родительская привычка, которая со временем может стать триггером истерик и капризов. Если раз за разом выполнять за ребенка простейшие задачи — убирать за него разбросанные игрушки или одевать по утрам в детский сад — в один прекрасный момент можно услышать вполне закономерные «не хочу» и «не буду» плаксивым голосом. А зачем ребенку стараться, если мама и сама все прекрасно сделает? Он капризный, несамостоятельный, нерешительный.

В целом, гиперопека — неважный помощник в воспитании малыша. Уже в год вместе с ребенком можно убирать его игрушки, показывая ему, как правильно это делать — это закреполение полезных установок поведения. А значит в 2-3 года никаких капризов по поводу того, что нужно убраться.

Начались капризы: что делать родителям

Даже самые послушные малыши капризничают и психуют. Это нормально. И нет универсальной рекомендации, которая бы помогла моментально погасить истерику ребенка. Ведь сами причины капризов могут быть разными.

С грудничками в возрасте 6 месяцев все более или менее понятно. Нужно взять себя в руки и успокоить малыша. Тут каждый справляется как может — качает, поет песенку, дает любимую игрушку или грызунок, чтобы снять боль в деснах. Если нужно — покормить, напоить и уложить спать. «Плохие дни» случаются даже у маленьких детей — скорее всего, завтра у ребенка будет настроение получше, он не будет капризничать, психовать и плакать.

Переключить внимание ребенка

Возможно, малыш и не замыслил ничего плохого — начал капризничать и психовать, потому что устал или заскучал. Попробуйте переключить его внимание на что-нибудь другое. Безотказно работает с детьми 1-2 лет.

Ребенок начал капризничать в магазине? Отвлеките его игрушкой (непременно положить с собой в сумку). Или привлеките малыша к помощи — пусть достает продукты с нижних полок.

Использовать разумные доводы

Если ребенок вдруг распсиховался, попробуйте с ним договориться. После 3 лет он вполне способен понять, что за «неправильным» поведением может последовать наказание. Самое время учиться вести мирные переговоры со своим ребенком.

Конечно, обойдемся без угроз и строгих наказаний. Спокойно объясняем, почему именно «нет» и «нельзя». Скорее всего, капризный ребенок внемлет разумным доводам, когда плаксивость носит именно периодический характер.

Если нужно даем обещание сделать то, что он хочет, в другой раз. Кстати, обещание придется выполнить, чтобы не пошатнуть доверие малыша. Иначе в следующий раз уже не удастся погасить его капризы.

Прибегнуть к помощи «зала»

Прекрасный способ отвлечь ребенка 1-2 лет от собственных капризов — позвать на помощь друга, «подставное лицо».

Берем любимую игрушку малыша и говорим: «Мне очень грустно. Пойдем погуляем». Скорее всего, ребенок и забудет, что плакал. Конечно, он понимает, что это мама. Но ему непременно понравится это представление.

Действовать от противного

На трехлетку вдруг накатил «приступ» негативизма, он капризничает и психует, как это бывает в период возрастного кризиса? Когда он на все говорит «нет», попробуйте действовать от противного.

Если хотите пойти направо, говорите, что вам налево. Скорее всего, малыш начнет шагать именно направо. А когда нужно накормить ребенка мясом, скажите, что тот аппетитный кусочек ему совсем нельзя. Наверняка съест с удовольствием. Периодически, когда позволяет ситуация, можно справляться с детскими капризами именно так.

Подавить негативные эмоции ребенка шуточным боем

Не оставлять ребенка одного

Когда ребенок капризничает и психует который час, эмоции зашкаливают — кажется, что уже невозможно это терпеть. Найдите в себе силы остаться рядом и поговорить с ребенком. Не оставляйте его наедине со стрессом.

Обнимите, прижмите к себе. Скажите, что понимаете его. Еще раз объясните запрет или, наоборот, необходимость что-то сделать. Если и это не успокоило капризного ребенка, останьтесь в комнате поблизости. Наверняка обиды скоро пройдут.

Не терять самоконтроль

Читайте также: