Ребиков игрушки на елке

Обновлено: 12.05.2024

«Игрушки на елке» — фортепианная сюита В. Ребикова (1866-1920). Включает в себя 14 легких миниатюр, которые посвящены игрушкам, обыкновенно украшавшим елки детей рубежа веков.

Вслед за пьесой «Дети вокруг елки», выполняющей роль вступления и передающей радостную и взволнованную предпраздничную атмосферу, перед слушателями одна за другой оживают елочные игрушки: деревянная лошадка и оловянные солдатики, волчок и неуклюжий медведь, утонченные и изящные северская статуэтка и китайская фигурка, сказочный гном и пылкий юноша, веселые и озорные пряничные человечки и старинная музыкальная табакерка, ангел, паяц и кукла в русском сарафане.

Музыка сюиты основывается на фольклорных и бытовых интонациях и жанрах (марш, вальс, лирическая песня, менуэт, камаринская и др.) близких и понятных ребенку. Номера сюиты выстраиваются по принципу контраста, лирические и изящные миниатюры чередуются с быстрыми, стремительными пьесами. Музыка пьес отражает особенности каждой игрушки: композитор тщательно отбирает музыкально-выразительные средства, чтобы портреты любимых детьми персонажей получились яркими и узнаваемыми.

Пьеса «Медведь», например, вся звучит в низком гудящем регистре, октавные ходы в басах передают неуклюжую и грузную походку косолапого мишки. Элементы целотоновой гаммы, терпкие гармонии и «колючее» стаккато в теме — яркие штрихи в портрете маленького гнома («Танцующий гном»). Неостанавливающееся ни на секунду тремоло в десятой пьесе цикла имитирует бег волчка, а призывные фанфарные интонации и квартовые ходы, подражающие трубе, сопровождают игрушечный марш («Оловянные солдатики»). Галантный размеренный менуэт характеризует изящную северскую статуэтку («Севрская статуэтка»). Особый ориентальный колорит в пьесе «Китайская фигурка» композитор создает с помощью выдержанных басов, на фоне которых звучит хрупкая и витиеватая мелодия, основанная на пентатонике.

Цикл не содержит обобщающей пьесы-финала, заканчивается веселая пляска крестьянина («Пряник «Танцующий крестьянин») и все смолкает, словно «игрушки, боясь, что их разоблачат, прыгают обратно на елку». (Цит. по: Ребиков, В.И. Игрушки на елке [Ноты]: сюита для детей без опуса / В.И. Ребиков, вст. ст. А. Кузьминой. – Челябинск: MPI, 2007. – С. 6)

«Игрушки на елке» — фортепианная сюита В. Ребикова (1866-1920). Включает в себя 14 легких миниатюр, которые посвящены игрушкам, обыкновенно украшавшим елки детей рубежа веков.

САМЫЕ «СНЕЖНЫЕ» ДЕТСКИЕ ОПЕРЫ

Встречаем зиму вместе с самыми «снежными» детскими операми. «Морозко» — масштабная, сказочно-волшебная опера, написанная для детей в 1950 году автором той самой знаменитой песни «Маленькой елочке холодно зимой», композитором Михаилом Красевым. Подробнее об опере… «Снежный богатырь» — первая детская опера Ц. Кюи (1906 г.) создана по мотивам русских народных сказок: неудачно брошенный снежок […]

БЕЛОСНЕЖКА. БАЛЕТ. РЕБИКОВ

«Белоснежка» — балет (op. 39), созданный Владимиром Ребиковым в 1907 году по мотивам сказки братьев Гримм.

ЁЛКА. В. РЕБИКОВ

Премьера «музыкально-психологической драмы» «Елка» композитора Владимира Ребикова состоялась в 1903 году.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. ПЛЕЙ-ЛИСТ

В нашей новом плейлисте мы собрали пьесы из детских альбомов, которые помогут вам и вашему ребенку совершить настоящее музыкальное путешествие «по странам и континентам».

В. РЕБИКОВ. ВОКРУГ СВЕТА

«Вокруг света» — такое название получил цикл, созданный композитором Владимиром Ребиковым в конце XIX века.

ВАЛЬСЫ ИЗ ДЕТСКИХ АЛЬБОМОВ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ

Лирические и скерцозные, задумчивые и меланхоличные, искрящиеся и полетные… В нашем плей-листе собраны разнообразные вальсы из 17 детских альбомов знаменитых композиторов.

«Силуэты». РЕБИКОВ

«Силуэты» (op. 31) – фортепианный цикл композитора Владимира Ребикова (1866-1920). Цикл имеет подзаголовок: «девять картинок из жизни детей».

ОСЕННИЕ ГРЕЗЫ: ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ В. РЕБИКОВА

ОСЕННИЕ ГРЕЗЫ: ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ В. РЕБИКОВА

Загадочный композитор, непризнанный гений, новатор, экспериментатор, декадент — это все про Владимира Ребикова.

«Серебряным композитором» называет Ребикова Михаил Казиник, и действительно, вся творческая жизнь этого композитора стала неким символом сложной, противоречивой, но, в то же время, интереснейшей эпохи рубежа веков.

Сын пианистки, Ребиков с детства жил музыкой, но не был принят в консерваторию из-за чрезмерных диссонансов в своих сочинениях. Продолжил обучение самостоятельно, штудировал сочинения Чайковского и открывал для себя новые знания под руководством европейских педагогов.

Ребиков внес свой вклад в развитие музыкальной культуры. В его кратких и немногочисленных биографиях будут фигурировать определения: исполнитель, просветитель, педагог, популяризатор новых идей. Он стал создателем новых жанров (меломимика, мелопластика, музыкально-психологическая картина, музыкально-психографическая драма ), существенно обновил музыкальный язык, продвигал и воплощал идеи синтеза искусств. При всем этом, в творчестве композитора есть страницы, в которых отчетливо слышна связь с традицией романтизма, слышна та любовь, которую он испытывал к музыке Чайковского.

Есть в музыке Ребикова и музыкальные «прорывы» и открытия, многие из которых проявились примерно в это же время в сочинениях признанных и известных всем новаторов — Дебюсси, Скрябина, Прокофьева, Стравинского. В истории Ребиков остается в тени этих титанов, мало кто знает его музыку, наверное, самым известным произведением Ребикова стала опера «Елка» (созданная по мотивам произведения Достоевского «Мальчик у Христа на Елке»). Тема детства играет большую роль в творчестве Ребикова, много сочинений (как вокальных, так и фортепианных) он посвятил непосредственно маленьким слушателям и исполнителям («Силуэты», «Игрушки на елке»).

А сегодня мы предлагаем вам вспомнить фортепианные циклы композитора, навеянные осенней атмосферой: «Осенние грезы» (оп. 8), «Осенние листья» (оп. 29), и «Осенние цветы». (Сам композитор, надо сказать, признавался, что ему легче сочинять именно осенью). Первый цикл посвящен Чайковскому. В него вошли 16 разнохарактерных миниатюр, все они имеют программные названия.

«Осенние грезы», оп. 8

Ноты цикла на сайте https://imslp.org


Слушайте Осенние грёзы, ор. 8: Грустная песенка — Виктор Рябчиков на Яндекс.Музыке
Слушайте Осенние грёзы, ор. 8: Беззаботность (№ 2) — Виктор Рябчиков на Яндекс.Музыке
Слушайте Осенние грёзы, ор. 8: Шутка (№ 8) — Виктор Рябчиков на Яндекс.Музыке

«Осенние листья», оп. 29

Ноты цикла на сайте библиотеки (www.imslp.org)

Слушайте Autunm Leaves,Op.29:No.I, Con Tristezza — Anatoly Sheludyakov на Яндекс.Музыке
Слушайте Autunm Leaves,Op.29:No.II, Pregando — Anatoly Sheludyakov на Яндекс.Музыке
Слушайте Autunm Leaves,Op.29:No.IV, Con Dolore — Anatoly Sheludyakov на Яндекс.Музыке
Слушайте Autunm Leaves,Op.29:No.V, Con Tristezza E Tenerezza — Anatoly Sheludyakov на Яндекс.Музыке
Слушайте Autunm Leaves,Op.29:No.VI, Lugubre — Anatoly Sheludyakov на Яндекс.Музыке

«Осенние цветы»

Ноты на сайте библиотеки: https://imslp.org

Слушайте Autumn Flowers:No.I, Moderato — Anatoly Sheludyakov на Яндекс.Музыке
Слушайте Autumn Flowers:No.II, Andante — Anatoly Sheludyakov на Яндекс.Музыке
Слушайте Autumn Flowers:No.III, Moderato — Anatoly Sheludyakov на Яндекс.Музыке

PIANOROOMS Садовая-Кудринская

PIANOROOMS Садовая-Кудринская

PIANOROOMS Садовая-Кудринская запись закреплена

ВЛАДИМИР РЕБИКОВ "ИГРУШКИ НА ЁЛКЕ"

В начале XX века композитор Владимир Ребиков (1866-1920) сочиняет для юных слушателей сюиту «Игрушки на ёлке». Этот цикл включает в себя 14 легких миниатюр, которые посвящены игрушкам, обыкновенно украшавшим елки детей рубежа веков.

Вслед за пьесой «Дети вокруг елки», выполняющей роль вступления и передающей радость и волнение малышей, перед слушателями одна за другой оживают елочные игрушки: деревянная лошадка и оловянные солдатики, волчок и неуклюжий медведь, утонченные и изящные северская статуэтка и китайская фигурка, сказочный гном и пылкий юноша, веселые и озорные пряничные человечки и старинная музыкальная табакерка, ангел, паяц и кукла в русском сарафане.

Музыка сюиты основывается на фольклорных и бытовых интонациях и жанрах (марш, вальс, лирическая песня, менуэт, камаринская и др.), близких и понятных ребенку. Номера цикла выстраиваются по принципу контраста: лирические и изящные миниатюры чередуются с быстрыми, стремительными пьесами. Музыка отражает особенности каждой игрушки: композитор тщательно отбирает выразительные средства, чтобы портреты любимых детьми персонажей получились яркими и узнаваемыми.

Пьеса «Медведь», например, вся звучит в низком регистре, октавные ходы в басах передают неуклюжую и грузную походку косолапого мишки. Напротив, простая вальсообразная тема, проводящаяся в высоком регистре (в третьей и четвертой октавах), передает хрустальную механическую мелодию музыкальной шкатулки. Загадочное и волшебное звучание целотонной гаммы, терпкие гармонии и «колючее» стаккато в теме - яркие штрихи в портрете маленького танцующего гнома.

Цикл не содержит обобщающей пьесы-финала, заканчивается веселая пляска крестьянина и все смолкает - игрушки вернулись на ёлку.

Игрушки на елке. Сюита для детей. Осенние грезы. Альбом миниатюр. Op. 8. Для фортепиано

Владимир Иванович Ребиков (1866–1920) - русский композитор, пианист, педагог и видный общественный деятель. Его музыка относится к числу самых оригинальных и малоизученных художественных явлений рубежа XIX–XX веков. В творческом наследии композитора оперы, балеты, фортепианные пьесы и циклы, романсы, хоры, музыка для детей. Сборник из серии "Музыкальная коллекция" представляет сюиту для фортепиано "Игрушки на елке" - для самых юных пианистов, и "Осенние грезы" op. 8 - альбом миниатюр, сочиненных композитором под впечатлением "Детского альбома" П. И. Чайковского. Все пьесы разнообразны по настроению, поэтичны и безупречны по стилю. Они могут быть использованы в качестве педагогического репертуара, а также для камерного и бытового музицирования. Издание адресовано учащимся младших и средних классов детских музыкальных школ и студий.

А. Кузьмина. Владимир Иванович Ребиков
Вступительная статья

ИГРУШКИ НА ЕЛКЕ
1. Дети вокруг елки
2. Танцующий гном
3. Музыкальный ящичек
4. Медведь
5. Кукла в сарафане
6. Юноша
7. Деревянная лошадка
8. Оловянные солдатики
9. Паяц
10. Волчок
11. Севрская статуэтка
12. Пряник "Макс и Мориц" Из сказок Буша
13. Китайская фигурка
14. Пряник "Танцующий крестьянин"

ОСЕННИЕ ГРЕЗЫ. Op. 8
1. Грустная песенка
2. Беззаботность. Лине Лебрехт-Моранди
3. Грустная минута. Памяти княгини В. Косаткиной-Ростовской
4. Последнее свидание
5. Грустное воспоминание. Виктору Лебрехту
6. Настойчивость. А. П. Ребиковой
7. Осенний день. О. Бахману
8. Шутка. Леону Эрдштейну
9. Мазурка
10. Нежный упрек
11. Отголоски деревни. К. Воскресенскому
12. Напрасный совет. С. Старикову
13. Сумерки
14. Раскаянье. Николаю Суристовскому
15. Наивный рассказ. Софи де Теста
16. Колыбельная песня

Vladimir Ivanovich Rebikov (1866–1920) - russkij kompozitor, pianist, pedagog i vidnyj obschestvennyj dejatel. Ego muzyka otnositsja k chislu samykh originalnykh i maloizuchennykh khudozhestvennykh javlenij rubezha XIX–XX vekov. V tvorcheskom nasledii kompozitora opery, balety, fortepiannye pesy i tsikly, romansy, khory, muzyka dlja detej. Sbornik iz serii "Muzykalnaja kollektsija" predstavljaet sjuitu dlja fortepiano "Igrushki na elke" - dlja samykh junykh pianistov, i "Osennie grezy" op. 8 - albom miniatjur, sochinennykh kompozitorom pod vpechatleniem "Detskogo alboma" P. I. Chajkovskogo. Vse pesy raznoobrazny po nastroeniju, poetichny i bezuprechny po stilju. Oni mogut byt ispolzovany v kachestve pedagogicheskogo repertuara, a takzhe dlja kamernogo i bytovogo muzitsirovanija. Izdanie adresovano uchaschimsja mladshikh i srednikh klassov detskikh muzykalnykh shkol i studij.

A. Kuzmina. Vladimir Ivanovich Rebikov
Vstupitelnaja statja

IGRUSHKI NA ELKE
1. Deti vokrug elki
2. Tantsujuschij gnom
3. Muzykalnyj jaschichek
4. Medved
5. Kukla v sarafane
6. Junosha
7. Derevjannaja loshadka
8. Olovjannye soldatiki
9. Pajats
10. Volchok
11. Sevrskaja statuetka
12. Prjanik "Maks i Morits" Iz skazok Busha
13. Kitajskaja figurka
14. Prjanik "Tantsujuschij krestjanin"

OSENNIE GREZY. Op. 8
1. Grustnaja pesenka
2. Bezzabotnost. Line Lebrekht-Morandi
3. Grustnaja minuta. Pamjati knjagini V. Kosatkinoj-Rostovskoj
4. Poslednee svidanie
5. Grustnoe vospominanie. Viktoru Lebrekhtu
6. Nastojchivost. A. P. Rebikovoj
7. Osennij den. O. Bakhmanu
8. Shutka. Leonu Erdshtejnu
9. Mazurka
10. Nezhnyj uprek
11. Otgoloski derevni. K. Voskresenskomu
12. Naprasnyj sovet. S. Starikovu
13. Sumerki
14. Raskajane. Nikolaju Suristovskomu
15. Naivnyj rasskaz. Sofi de Testa
16. Kolybelnaja pesnja

Читайте также: