Реставрация елочных игрушек дзен

Обновлено: 27.04.2024

Сегодня хочу рассказать вам о восстановлении таких советских игрушек, как "Малютка". История этих игрушек началась 27 декабря 1949г.

Игрушки Малютки - это отдельный мир коллекционирования. Знаю, что есть коллекционеры, собирающие только наборы Малютки. Честно признаюсь, что раньше я была абсолютна равнодушна к этим игрушкам. В детстве у меня таких не было и у родителей тоже. Поэтому особо внимания я на них не обращала и не понимала, что все вокруг о них вздыхают. Не понимала до первой встречи с ними. Случайно на Авито в куче игрушек приобрела и часть набора малютка с ёлочкой. И вот после того, как я впервые подержала в руках эти игрушки - я поняла любовь к ним. Считаю, что это шедевры стеклодувного мастерства. Создать из буквально капли стекла такие малюсенькие игрушки с таким рельефом - это чудо.

Мое знакомство с малютками началось с части набора 3-61. Это набор, выпущенный с нанесением на игрушки светящейся краски.

Фото страницы каталога для иллюстрации вида набора. Советские стеклянные елочные украшения. Каталог. Балашова, Прибыткова, Балашов, Прибытков.

Фото страницы каталога для иллюстрации вида набора. Советские стеклянные елочные украшения. Каталог. Балашова, Прибыткова, Балашов, Прибытков.

Но набор попал ко мне без коробки и не полный.

Фото страницы каталога для иллюстрации вида набора. Советские стеклянные елочные украшения. Каталог. Балашова, Прибыткова, Балашов, Прибытков.

Фото страницы каталога для иллюстрации вида набора. Советские стеклянные елочные украшения. Каталог. Балашова, Прибыткова, Балашов, Прибытков.

Пару лет этот набор просто лежал у меня в коробочке. Мои знакомые знают о моем увлечении елочными игрушками и часто дарят мне "несчастных" на восстановление. Иногда что-то я покупаю сама. Так началось пополнение моей коробки малюток. Это стало увлекательным занятием.

Например, такой вот виноград мне попался дважды. Один раз в ящике в антикварной лавке облезлый с подбитой ягодой. Второй раз мне подарила такой же виноград с дыркой моя знакомая-коллекционер. Это виноград из набора производства Высоковск. Я естественно, не смогла пройти мимо и не восстановить его. Это была одна из первых проб.

Один из самых частых вопросов, которые мне задают по игрушкам - а чем вы красили? У меня довольно большой опыт и покрасить игрушку кистью я могу без проблем.

Но так как мне интересна реставрация (восстановление) ёлочных игрушек, то надо соответствовать советской росписи. А в более позднее массовое производство советских игрушек художники использовали краскопульт (или аэрограф).

Для начала давайте уточним, что существует несколько возможных вариантов окраски игрушек, а именно:

1. Ручная роспись. Ну тут, думаю, всё понятно. Взяли кисть и окрасили игрушку полностью. Способ достаточно медленный, но слой краски при этом достаточно толстый.

2. Окунание. Сейчас этот способ тоже используют, когда берут игрушку и окунают в краску, потом игрушку достают и дают лишней краске стечь. Краска высыхает и игрушка становится равномерно окрашенной. Слои краски могут быть не равномерно распределены, где-то толще, где -то тоньше.

3. Окраска аэрографом. Аэрограф - это миниатюрный красящий пневматический инструмент распыляющий краску.

С помощью аэрографа можно как покрывать игрушку полностью краской, так и делать нанесение краски на отдельные части, делать градиент. По скорости окрашивания - это, наверно, самый быстрый способ.

С основными способами нанесения краски на игрушку разобрались, теперь перейдем собственно к разбору аэрографа. Я буду рассказывать вам всё на примере своего аэрографа.

Я приобрела свой аэрограф в этом году, когда поняла, что без него мой уровень работы не выйдет на новую ступень.

Насчёт модели сразу скажу, я не гналась за наворотами, а купила наиболее среднюю в доступном мне ценовом диапазоне. Рекламировать не хочу, ибо все карандаши на вкус и цвет разные. Тут каждый волен выбирать, что ему подходит.

Аэрографы есть с несъёмным бачком для краски и съёмным. У меня несъёмный, потому что мне показалось, чем меньше резьбовых соединений, тем лучше. Может я и не права, но недостатков я пока не обнаружила в несъёмном бачке.

От себя могу заметить, что стоит обращать внимание на рычаг подачи. Я при покупке не обратила внимание, что он сверху, и пришлось привыкать держать руку сверху.

К аэрографу надо покупать компрессор. Без него он работать не будет. Так что цену аэрографа в среднем умножайте на 2. У меня самый простой компрессор маленького размера, потому что хранить это все где-то надо, а производительность у меня не заводская.

Работа с аэрографом предполагает отсутствие пыли там, где вы красите. Иначе вся пыль прилипнет к игрушке и выглядеть это будет не очень аккуратно. При окраске краска летит облаком пыли во все стороны, так что надо исхитряться с местом для окрашивания.

Кроме того, аэрограф надо использовать тогда, когда у вас есть необходимость красить много игрушек за один раз. Ибо чистить после каждого применения аэрограф очень нудно. Да и стоимость очищающих средств, я вам скажу, не малая, как и самого аэрогафа.

Краски для аэрографа надо разбавлять. И причем у всех красок процент разбавления разный. И вообще, краски с ним ведут себя иначе. Кистью взял из баночки и всё. Тут же вам понадобится глаз аптекаря, чтобы найти ту самую консистенцию, при которой все будет отлично. Тут же скажу, что я не применяю лаки для ногтей и их аэрогафы. Я уже писала в статье про краски, что применение на игрушках лаков для ногтей для окраски игрушек считаю не совсем правильным.

Теперь о плюсах и минусах аэрографа.

- равномерное нанесение краски;

- меньший расход краски;

- возможность создавать плавные переходы цветов;

- необходимость покупать дополнительные инструменты и материалы для работы с ним (промывки и тд);

- необходимость очищения после каждого применения;

- создание тонкого слоя краски.

Вообще, когда мне говорят, что роспись аэрографом - это так легко, я удивляюсь. Не получится купить аэрограф и сразу создавать шедевры. Потому что для работы с ним нужен опыт. Я вот до сих пор учусь с ним работать и иногда получаю сюрпризы. Аэрограф - это всего лишь инструмент! Навыки работы с которым ещё надо приобрести.

У моего конька отсутствовала вся нижняя часть туловища.

Конёк с легким пластеином

Шаг первый.
Вылепила недостающую часть из легкого пластилина. Покупала на Озоне с доставкой на дом.

Конек


Шаг второй.
Покрыла вылепленную часть эпоксидкой смолой пятиминуткой.


Шаг ошибочный.
Пыталась придать серебряный цвет с помощью баллончика с серебряной краской. Этого делать не надо.




Шаг третий правильный.)
После покрытия эпоксидкой смолой (в моем случае ещё раз) покрыла всего конька закрепителем для гель-лака без липкого слоя фирмы TNL. И высушила за 2 минуты в лампе.



Шаг четвёртый.
Натёрла всю поверхность серебряной пылью Mirror dust. RuNail Professional. Это просто волшебная пыльца! Практически идеально сочетается с родным цветом игрушек.



Покрыла закрепителем для гель-лака всю игрушку ещё раз и высушила в лампе.


Затем расписала конька краской витражной hobby line.




Для медведя технология немного другая. Попроще. Если разбита не такая огромная часть, как у конька, я делаю так:

Шаг первый.
Заклеиваю кусочком скотча разбитую часть. С внутренней стороны промазываю скотч Poxipol. Он намного гуще, чем жидкая эпоксидка. Работать одно удовольствие. Важно, что в комплекте идёт шпатель и палитра, к которым не прилипает ни жидкая эпоксидка, ни этот поксипол. Я столько кисточек перевела… А тут достаточно бумагой протирки — и все чисто.
Даю высохнуть. Затем клею новый кусочек скотча и также промазываю с внутренней стороны. Когда дырочка остаётся небольшой, просто без скотча затягиваю ее поксиполом.



Шаг второй.

Подпиливаю пилкой для ногтей поверхность, чтобы была ровной и гладкой.

Наношу жидкую эпоксидку так, чтобы она не выезжала за край битого участка. Тогда при высыхании не будет виден переход.



Шаг четвёртый.


Покрываю игрушку закрепителем для гель-лака без липкого слоя фирмы TNL. И сушу 2 минуты в лампе. Сушить удобно, надев игрушку на карандаш или кисточку.


Шаг пятый.
Натираю пальцем всю поверхность игрушки серебряной пылью Mirror dust. RuNail Professional.

Шаг шестой.


Опять покрываю всю игрушку закрепителем для гель-лака и сушу.



Игрушка готова!)

Мишка не требовал росписи. Если она нужна, я использую более прозрачные краски hobby line и непрозрачные pebeo.

P.S. Как же эта техника отличается от всего того, что раньше приходилось делать! Просто небо и земля! Эпоксидин крайне быстро застывал. Надо было работать на скорости. Недастоющие участки заклеивать марлями в пва. Этот пва лип к рукам и всему, чему можно. И крайне долго сох. А тут просто пара минут — и все готово. Ну, по сравнению со старым методом).

Ямогу: Шью одежду на студийных Вихтелей от Роземарии Мюллер. Временно заказы не беру.

Ямогу: Делаю парики для кукол — BJD (от маленьких тиников до самых больших), обитсу и пр. по вашим замерам. В коллекции много кукол и просто голов для работы. Иногда продаю готовые парики.

Тут просто бесконечный восторг и уважение! Меня пугают такие виды работ, вернее, отпугивают многоэтапностью и большим количеством переходов между состояниями материалов. Очень впечатляет результат! Спасибо огромное, что поделились!

Спасибо большое за подробный показ и объяснение, это ценно для особенно дорогих хрупких памятных вещей.

У мам бывают самые разные увлечения: вязание, шитьё, фотография… Некоторые выбирают совсем необычные хобби, как, например, Диана Федюшкина. Молодая учительница немецкого языка занимается реставрацией ёлочных игрушек. Об этом она рассказала в интервью нашему корреспонденту.


Д екабрь – месяц предновогодней суеты. Кто-то в срочном порядке вырезает ажурные снежинки, кто-то лепит из шерсти снеговиков, кто-то вяжет главный символ года. Есть даже те, кто умеет конструировать ёлочку из фигурных макарон. А ещё живут в нашей огромной России уникальные люди, которые собирают и реставрируют старинные ёлочные игрушки.

Актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!

С одной из таких мы вас сейчас познакомим. В её коллекции около 250 советских ёлочных игрушек. И это не бабушка пенсионного возраста или кандидат исторических наук, а молодая учительница немецкого языка и мама пятилетнего сына Диана Федюшкина. Мы вязли у неё интервью, чтобы и вы прикоснулись к сказке, которую она творит своими руками.


– Сколько лет назад вы сделали первые попытки реставрации игрушек и сколько игрушек у вас сейчас?

– Коллекционер, как и реставратор, – звучит громко. Предпочитаю так себя не называть, я просто любитель. Любитель не только собирать, но и реставрировать. Оживлять старые, почти разбитые игрушки я начала около 7 лет назад, когда ещё училась в институте на филолога. На данный момент в моей скромной коллекции насчитывается около 200-250 экспонатов ёлочных украшений разных лет. Сложно назвать точное число, потому что коллекция постоянно пополняется: кто-то отдаёт, что-то дарят, кое-что приобретается через интернет.


– Помните первую свою обновлённую игрушку?

– Первую, конечно же, помню. Это был стеклянный малыш с погремушкой на прищепке, у которого от времени выцвело практически всё личико: брови, глаза, губы. Пришлось по старым остаткам краски восстанавливать мальчугану лицо. Эта игрушка выпускалась в конце 1940-х, и совсем неудивительно, что оригинальное лицо со временем утратило свои черты.


– Кто вас обучал этому, почти ювелирному искусству?

– На первые попытки реставрации ёлочных украшений меня вдохновили, конечно же, чужие мастерски выполненные работы. Настоящим мэтром и примером для подражания для меня является одна из моих самых любимых коллекционеров-реставраторов Витебска – Наталья Ковалева. Это человек с большим художественным вкусом и золотыми руками. Наталья – одна из немногих, кому дано лечить самые тяжёлые случаи. Она восстанавливает даже полуразбитые игрушки, которые после её умелых рук совсем не отличишь от оригинала. Это человек, обладающий высшей степенью мастерства в теме реставрации ёлочных украшений. Кстати говоря, мы с ней ещё и коллеги по специальности: Наталья тоже филолог и преподаёт французский язык. Чтобы не обижать остальных реставраторов, надо сказать, что в реставраторской среде есть очень много достойнейших и талантливейших людей, которых поимённо не перечислишь. Как бы там ни было, я всегда преклоняюсь перед умельцами, чьи работы достойны восхищения.


– Как муж относится к вашему увлечению?

– С уважением. Сам он не принимает непосредственного участия в процессе реставрации, но иногда помогает мне искать для этого нужные средства, например, подходящие лаки, растворители и прочее. Как-то даже сам на блошином рынке покупал парочку достойных игрушек – это было для меня настоящим сюрпризом. А дарить мне пару-тройку выбранных мной по интернету игрушек к Новому году или моему дню рождения стало для него уже традицией. Поэтому муж никогда не ломает голову над тем, какой бы выбрать подарок.


– Считаете ли вы, что реставрация игрушек только для пожилых людей?

– Совсем нет. Неважно, сколько тебе лет, интерес к реставрации либо есть, либо его нет, и возраст тут не имеет никакого значения. Я общаюсь со многими коллекционерами, реставраторами, и все они люди разных возрастных категорий. Я вообще считаю, что у хобби нет возраста.


– Почему не бросили реставрировать игрушки после рождения сына? Хлопот же прибавилось, а времени свободного почти нет.

– Потому что реставрация – это настолько увлекательное занятие, что оно порой очень помогает отвлечься от семейных забот, окунуться в мир сказки, волшебства, вспомнить детство. Ведь все мы немного дети в душе, а тем более люди, которые любят творчество. Зачастую в череде серых будней нам очень не хватает какой-то возвышенно-эстетической нотки, которая создаёт хорошее настроение и открывает второе дыхание для выполнения так надоевших всем повседневных дел.


– Расскажите о самой дорогой вам игрушке?

– Я не могу выделить для себя какую-то определённую игрушку, которая была бы мне особенно ценна. Но могу сказать, что в коллекционировании мне очень нравится цирковая тематика: цирковые слоны, клоуны, флажки и тому подобное.


– А какая была самая сложная для реставрирования игрушка?

– Это был поросенок Наф-Наф из коллекции «Три поросёнка». Эта коллекция не из дешёвых, поэтому игрушка была приобретена по интернету практически с разбитой головой. Я сделала практически невозможное: аккуратно отсекла остатки стекла с головы и отлила, приклеила и расписала новую голову из эпоксидки, ориентируясь на образец оригинальной.

– Дорогое это удовольствие – коллекционировать и реставрировать ёлочные игрушки?

– Очень дорогое. Если коллекционировать целенаправленно определённые серии игрушек, например, «Морозко», «Серебряное копытце», «Дети в карнавальных костюмах», «Доктор Айболит», то это получится затратно. Скорее всего, всех персонажей серии придётся приобретать либо у старьёвщиков, либо на интернет-аукционах, так как шанс встретить в одном месте все фигурки, входящие в нужную серию, практически равен нулю. Есть ещё дорогие серии, например, ленинградский набор «Чиполлино». В него входят 24 фигурки, стоимость полной серии может составить нескольких сотен тысяч рублей. Я, конечно, даже и не замахиваюсь на такое сокровище.


– Как оберегаете свою ёлочку от рук непоседливого сына?

– Какого-то особого совета, как уберечь ёлку от маленького ребёнка, у меня нет. Обычно я её ставлю на стол, чтобы не бились самые нижние игрушки, ну и, конечно, присматриваю за сыном, чтобы он не трогал украшения. Объясняю, что стекло – это опасный материал, что можно серьёзно порезаться. Вроде понимает, не маленький уже.

– Как вы считаете, есть ли практическая польза от этого хобби? И кому бы вы посоветовали присоединиться к вам, реставраторам?

– О практической пользе можно говорить лишь в узком смысле, в рамках увлечения. Всегда найдутся люди, для которых советские ёлочные игрушки – это пережиток прошлого, нечто совершенно несимпатичное, вышедшее из моды. Сегодня, в век пластика, альтернативу старым новогодним украшениям найти совсем не проблема. Другое дело, что эти игрушки не обладают антикварной ценностью, поскольку часто очень дёшевы в изготовлении и не обладают уникальностью. А советские стеклянные украшения 1940-50-х годов чаще всего расписывались вручную подмастерьями специальных артелей – небольших ремесленных групп, в которых мастера с помощью ручного труда выполняли каждый свою работу. Таких людей называли кустарями, а производство – кустарным.



Таким образом, каждая расписанная вручную игрушка уникальна, даже если посмотреть на разные игрушки одной и той же формы, в одном и том же варианте росписи. Нет ни одной такой, которая бы в точности повторяла особенности другой, даже если они вышли из-под кисти одного и того же мастера. Безусловно, в рамках интересов коллекционеров, реставрация имеет практическую пользу. Есть такие, которые готовы выложить кругленькую сумму за уже отреставрированное украшение или за его качественную реставрацию, если игрушка очень редкая и ценная. Но есть и те, которые изначально коллекционируют игрушки только в состоянии люкс.



Отремонтированные игрушки.

Материалы и инструменты

  • Игрушки (ждущие ремонта)
  • Эпоксидная смола (емкости для ее смешивания)
  • Подходящие по цвету масляные и акриловые краски
  • Бижутерия
  • Стразы
  • Посыпки и блестки для нейл-арта
  • Белая и золотая краски из баллончика
  • Атласные ленты
  • Гусиный пух
  • Ацетон
  • Универсальный клей
  • Золотые нити (для подвешивания)
  • Тонкая кисть
  • Скотч
  • Деревянные шпажки
  • Ватные палочки
  • Ножницы

Ход работ

1. Начну с самого простого.



Советский елочный шарик

В данной игрушке, в углублении, изначально для красоты был приклеен крашеный поролон. С годами поролон пожелтел и частично осыпался — и стал игрушку, наоборот, портить. Поэтому его я оторвала.


Так как хромирующая краска в данной игрушке нанесена на внутренний слой стекла, остатки клея от поролона я спокойно сняла ацетоном (не боясь испортить блеск игрушки). Для украшения подобрала подходящую по форме деталь бижутерии.



Металлическое крепление игрушки вынула и покрасила золотой краской из баллончика.

Зафиксировала положение игрушки. Смешала немного прозрачной эпоксидной смолы. Положила деталь бижутерии в углубление игрушки. И на места соприкосновения детали с игрушкой нанесла небольшое количество эпоксидной смолы. Оставила игрушку на сутки (до полного высыхания эпоксидки).


Вставила крепление в игрушку и наклеила на него атласную ленту (сочетающуюся по цвету с деталью бижутерии). Еще одну (более узкую) ленту повязала сверху. Привязала к креплению петельку из нитки золотого цвета — для подвешивания.


Шарик готов к празднику!



Шарик готов к празднику!

2. «Заснеженный домик» — это одна из моих самых любимых елочных игрушек.



У домика был отколот кусочек стекла


Сверху на место скола наклеила кусочки скотча.

… формируя недостающую форму игрушки.


Смешала эпоксидную смолу, добавила чуточку белой акриловой краски и нанесла на внутреннюю часть скотча (заводя эпоксидку на стекло игрушки). Положила игрушку под наклоном (чтобы смола не стекла внутрь игрушки) на сутки.


Металлический крепеж от домика, а также прищепки от оставшихся игрушек покрасила белой краской из баллончика.


Когда смола высохла — сняла скотч. И так как снег на домике со временем пожелтел, обновила «снежное» покрытие тонким слоем белой масляной краски. После полного высыхания вставила в игрушку металлическое крепление с «золотой» петелькой.



«Заснеженный домик» во всей красе

3. Двое из ларца — одинаковых с лица)).



Пара «Дедов Морозов» с частично утерянным лакокрасочным покрытием


В процессе работы у одного из «дедушек» частично отвалилось лицо.

На стекло тонким слоем нанесла прозрачную эпоксидку и приклеила отвалившуюся краску на место.


После того как эпоксидка высохла, открытые участки стекла игрушек протерла смоченной в ацетоне ватной палочкой.


«Проплешины» в красочном слое закрасила (тонкой кистью) подобранной по цвету масляной краской.


Когда краска высохла, вставила заранее покрашенные крепления — прищепки.



«Дедушка» на елке

4. Белый голубок.
Долго думала, что делать с этим голубком. Краска сыпалась от малейшего прикосновения. Сохранять оставшуюся краску не видела смысла (явно не Пикассо этого голубка расписывал).


Поэтому ацетоном полностью удалила оставшуюся краску, оставив стеклянную заготовку. Смешала эпоксидную смолу, белую акриловую краску и мерцающие белые блестки.


Залила получившуюся смесь в стеклянную заготовку.


Поворачивала заготовку, чтобы смола покрыла всю внутреннюю поверхность. В процессе сушки также несколько раз проворачивала заготовку.




Когда смола полностью высохла, вставила крепеж-прищепку. Нанесла эпоксидку на стекло в местах глаз, крыльев и у основания. В качестве глаз приклеила синие стразы и обсыпала мелкими белыми шариками для нейл-арта. Ими же обсыпала нанесенную эпоксидку на крыльях. У основания к эпоксидке приклеила гусиный пух. После высыхания эпоксидки игрушка готова!



Мерцающий белый голубок

Читайте также: