Резчики по дереву в селах подольского уезда вытачивали игрушки шашки матрешки а еще

Обновлено: 02.05.2024

Выпишите вначале страдательные причастия, а затем прилагательные с суффиксами −н− и −нн−. Обозначьте условия выбора нн в суффиксах причастий. Назовите причастные обороты вместе с определяемыми словами.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ — ДЕТЯМ
Издавна в России делали игрушки для детей: выреза..ые из дерева фигурки лошадей и животных, тряпичные и соломе..ые куклы, глиняные свистульки и ярко разукраше..ые матрёшки, пёстро расписа..ые погремушки, берестя..ые мячики, выточе..ые из дерева волчки, широко распространё..ые куклы−«лесовики», выдела..ые из дерева, мха, шишек и травы.
Эти игрушки собра..ы в музее игрушки в стари..ом городе Сергиевом Посаде, расположе..ом недалеко от Москвы. Особое место в экспозиции занимают раскраше..ые глиня..ые фигурки людей и животных, изготовле..ые в Дымкове (недалеко от Вятки). Эти игрушки так и называют — дымковские.

Решение

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ — ДЕТЯМ
Издавна в России делали игрушки для детей: | вырезанные из дерева | фигурки лошадей и животных, тряпичные и соломеные куклы, глиняные свистульки и | ярко разукрашенные | матрёшки , | пёстро расписанные | погремушки , берестяные мячики, | выточенные из дерева | волчки , | широко распространённые | куклы-«лесовики» , | выделанные из дерева, мха, шишек и травы |.
Эти игрушки собраны в музее игрушки в старинном городе Сергиевом Посаде , | расположенном недалеко от Москвы |. Особое место в экспозиции занимают раскрашенные глиняные фигурки людей и животных, | изготовленные в Дымкове (недалеко от Вятки) |. Эти игрушки так и называют — дымковские.
Страдательные причастия с суффиксами −н− и −нн−: вырезанные (от глагола вырезать, с. в.), разукрашенные (от глагола разукрасить, с. в.), расписанные (от глагола расписать, с. в.), выточенные (от глагола выточить, с. с.), распространённые (от глагола распространить, с. в.), выделанные (от глагола выделывать, н. в.), собраны (краткое прич.), расположенном (от глагола расположиться, с. в.), раскрашенные (от глагола раскрасить, с. в.), изготовленные (от глагола изготовить, с. в.).
Прилагательные с суффиксами −н− и −нн−: соломенные, берестяные,
старинном, глиняные.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Климовские деревянные игрушки (Подмосковье, Подольский район)

Гл2.jpg


…Климовская фабрика деревянной игрушки – «Климо» - наследница знаменитого бабенского токарного промысла. Вы удивитесь, но жива фабрика, жива! Сохранён промысел, не утерян! Подзабыт, правда, что немудрено – такой натиск выдерживает со стороны пластмассовых производителей со всего мира.

…И до сих пор! до сих пор здесь выпускаются удивительные, душевные, тёплые, радостные деревянные игрушки! Реклама у них очень слабая, поэтому почти никто и не знает, что здесь, например, можно купить деревянную лошадку-качалку, жёлтую, в яблочках!)) деревянные санки, пирамидки, комплекты детской игрушечной мебели…
…У нас был мастер-класс, где каждому ребёнку и взрослому выдали по деревянной фигурке котёнка, и все самозабвенно расписывали их согласно своей неудержимой фантазии и способностям. Попутно директор КЛИМО (а вёл мастер-класс именно он) немного рассказал нам о сегодняшнем дне: "…Иностранцы очень интересуются, но предлагают за нашу работу сущие копейки…; …Матрешек сейчас не делают. Перевелись мастера. Если только несколько остались в Нижегородской области, а у нас нет. Все русские матрёшки сейчас китайские…; …Маркетинг? А что это такое? Ну мы стараемся, просим, чтобы о нас рассказывали…"

Но сейчас речь пойдёт о Климовской фабрике деревянной игрушки – «КЛИМО» - наследнице знаменитого токарного промысла. Вы удивитесь, но жива фабрика, жива! Сохранён промысел, не утерян! Подзабыт, правда, что немудрено – такой натиск выдерживает со стороны пластмассовых производителей со всего мира.
Климовск находится совсем рядом от Бабенок. Смещение промысла в сторону объясняется многими причинами, главной из которых является угасание промысла вследствие революции 1917 года.

Кустари-токари из Бабенок образовали общество токарного производства/1911, которое позже трансформировалось в артель «Полированная игрушка». Такие же токари из соседнего поселения Гривно (Гривино, рядом с Климовском), чтобы не пропасть, не исчезнуть, тоже основали фабрику – Гривенскую фабрику игрушек/1934 (*до этого, кстати, они делали табуретки).
Справка: «В середине ХIХ века в Климовске насчитывалось 28 дворов, в них проживали 228 человек, рядом находилась деревня Гривно, в ней было семь дворов с 41-м жителем».

И артель, и фабрика подразумевали, что теперь производство из частного сектора перешло цеха, а сцентровалось всё в Гривно, именно туда стала ездить на работу часть токарей из Бабенок и остальных деревень.

Дело в том, что рядом с деревней Гривно проходила Московско-Курская железная дорога, что своего рода было событием и благом – предприимчивые купцы сразу же воспользовались этой возможностью и развернули поблизости разнообразные производства, от ткацкого до фетрового.
Фетровую фабрику купца Насонова следует отметить отдельно, поскольку именно в её стенах, расположились объединённые в Гривненскую фабрику игрушек бабенские токари.

В войну про игрушки пришлось забыть, и снова вспомнить про изготовление фетра. На фабрике женщины (мужчины-мастера ушли на фронт) валяли валенки для Красной Армии. Из дерева же делали ручки для сапёрных лопаток, артиллерийские линейки, ложки, сани для перевозки раненых, детали к вещмешкам и палаткам.
До войны игрушечный ассортимент насчитывал до 250 наименований, а после — лишь до 50 видов.

DSC03659.jpg

В 72-ом году оба этих токарно-игрушечных производства, Бабенское и Гривненское, объединились в ОАО «КЛИМО». И до сих пор! до сих пор здесь выпускаются удивительные, душевные, тёплые, радостные деревянные игрушки! Реклама у них очень слабая, поэтому почти никто и не знает, что здесь, например, можно купить деревянную лошадку-качалку, жёлтую, в яблочках!)) деревянные санки, пирамидки, комплекты детской игрушечной мебели… Но обо всём по порядку.

Попасть на фабрику и сложно, и просто. Главная проблема заключается в том, что к ним приезжают только группами, с одиночками они не работают. Стоимость экскурсии узнают по телефонам: Тел/факс (499) 400-40-09, (496 7) 62-02-34. В прошлом году (2013) это было 6 тыс.руб.

Фабрика.jpg

Фабрика находится на окраине города, в районе частных домов.

Встречают нас очень гостеприимно и сразу ведут в музей, который находится на 2-ом этаже.

DSC03728.jpg

музей2.jpg

Вот так симпатично выглядит музей деревянной игрушки

DSC03653.jpg

Сердце радуется глядя на всю красоту, которая здесь предоставлена в широком ассортименте, и собрана чуть ли не с 30-х годов.

DSC03615.jpg

музей.jpg

Коллекция пирамид, некоторые очень старые!

Кукольная мебель

Вот так по-хитрому окрашивают «простые» заготовки

рабочие2.jpg

Нам рассказывают очень много интересных фактов и деталей, связанных с производством, показывают фотографии старейших сотрудников. Сразу развеивается миф, что выточить игрушку это просто-просто. Вовсе нет! Существуют специальные категории специалистов-игрушечников: токари, полировщики, раскрасочники. И у каждого из них – золотые руки и доброе сердце…

Потому что только представьте себе, какой объём работы они выполняют, какая ответственность лежит на каждом (попробуй нарисовать куколке злые глаза!), и …зарплату которую они получают….хотя вот хвалятся на сайте, что платят её «регулярно»….

рабочие1.jpg

В музее показали небольшое видео. По первому каналу идёт какая-то путешесвенническо-познавательная программа с Александром Ширвиндтом и его помощниками, популярными людьми. Самый тяжёлый участок работы – ездить по заграничным достопримечательностям – он взял на себя (:)), а помощники наведываются по близлежащим точкам. Так вот на фабрике КЛИМО побывала певица Юлия Ковальчук. Интервью у старейших работниц производства она брала, будучи наряженной в ярко-желтое коктейльное платье с оголённым плечом. Красивое платье, безусловно, но как же оно дико смотрелось на фоне скромной обстановки фабрики и усталых лиц женщин… О чувстве такта похоже и позабыли…

DSC03617.jpg

игрушки.jpg

Разве эти игрушки не прелесть? Не чудо.
В синем, задумчивый человек – директор фабрики, Боровков В.М.

DSC03730.jpg

Очень сильные впечатления оставил художественный цех. Собственно говоря, это помещение, где сидит несколько художниц. Перед ними разложены полуфабрикаты из деталей будущей игрушки. И они их оживляют с помощью красок и кисточек. Волшебная работа.

цех2.jpg

DSC03676.jpg

DSC03666.jpg

цех1.jpg

DSC03670.jpg

DSC03671.jpg

DSC03673.jpg

DSC03672.jpg

DSC03674.jpg

мастер класс.jpg

Затем у нас был мастер-класс, где каждому ребёнку и взрослому выдали по деревянной фигурке котёнка, и все самозабвенно расписывали их согласно своей неудержимой фантазии и способностям.

DSC03681.jpg

DSC03704.jpg

DSC03679.jpg

DSC03683.jpg

DSC03714.jpg

DSC03689.jpg

наши котики.jpg


Попутно директор КЛИМО (а вёл мастер-класс именно он) немного рассказал нам о сегодняшнем дне.
…Иностранцы очень интересуются, но предлагают за нашу работу сущие копейки…
…Поставляем игрушки в «Арбатскую лавицу» на Старом Арбате…
…Матрешек сейчас не делают. Перевелись мастера. Если только несколько остались в Нижегородской области, а у нас нет. Все русские матрёшки сейчас китайские…
…Маркетинг? А что это такое? Ну мы стараемся, просим, чтобы о нас рассказывали… (!)

DSC03628.jpg

грамоты1.jpg

Заслуженные награды

грамоты2.jpg

При фабрике работает чудесный магазин. Порадовало, что там можно купить изделия самых разных народных промыслов, от вологодской птицы-счастья до плетёных лапотков.

Посмотрите на лошадку! Она не всегда бывает в продажё, в основном её делают на заказ.

А сама продукция фабрики, кроме готовых раскрашенных игрушек, ещё и разбавлена «бельём», которые можно поразукрашивать и дома, это чудесные грибки, фрукты, овощи и пр.)))

DSC03737.jpg

На фото, уже «готовые» овощи-фрукты

«При сем Вашему Царскому Величеству доношу, что я здесь таких токарных мастеров, которые превзошли российских мастеров, не нашел и чертежи махинам, которые Ваше Царское Величество приказал здесь сделать, я мастерам казал, и оные сделать по ним не могут. Также и инструмент к тому подлежащий сделал и тот инструмент и пробу работе моей я не премину в кабинет Вашего Царского Величества прислать на кораблях», - писал Андрей Константинович Нартов из Англии Петру Первому .

А. К. Нартов, механик Петра Первого, в 1717 году изобретает оригинальный токарно-копировальный и винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес.

По сути это был первый в мире автоматизированный токарный станок. Он на 80 лет опередил Генри Модели, которому незаслуженно приписывают это изобретение в 1797 г.

Изобретение Нартова освободило руки токаря. Как вы понимаете, электричества тогда не было, и станки работали от ножного привода.

Токарное ремесло очень увлекало Петра Первого. В 1718 году он выслал прусскому королю Фридриху-Вильгельму I в подарок токарный станок Нартова, бокал собственноручной работы, и самого Нартова для обучения короля работе на станке. Ничего подобного тогда в Европе не было. В Париже в Национальном хранилище искусств и ремесел стоит русский токарно-копировальный станок, на котором Нартов демонстрировал свое искусство президенту Парижской академии наук Биньону. Биньон написал в связи с отъездом Нартова из Парижа письмо Петру I, в котором говорил о "великих успехах", достигнутых русским новатором "в механике, наипаче же во оной части, которая касается до токарного станка". Об изделиях, изготовленных Нартовым на русском токарном станке, привезенном в Париж, Биньон написал: "Невозможно ничего видеть дивнейшего!".

К слову, Нартов первым изобрел и оптический прицел, положивший начало истории военной оптики.

В Петербурге с конца 17 века работала дворцовая мастерская "Токарня", которая была лучшей мастерской в Европе среди подобных заведений. В ней было 27 станков.

В аристократических кругах того времени токарное искусство считалось "благородным" видом художественного ремесла.

В 1765 году в России было организовано "Императорское Вольноэкономическое Общество " (ИВЭО). Специальное отделение этого Общества занималось организацией и развитием всей промышленной и ремесленной деятельности. Хозяева имений стали устраивать производства, некоторые из которых в будущем стали кустарными промыслами.

Вполне возможно, что - в русле этих веяний - начало производству игрушек в Вороново положил знаменитый граф Федор Васильевич Ростопчин, генерал-губернатор Москвы во время наполеоновского нашествия, руководитель внешней политики при императоре Павле. В 1800 году он покупает в Подольском уезде село Вороново. В 1812 году, при приближении французов к имению, собственноручно поджигает усадьбу, в которой было много картин, бронзы, серебра, хрусталя, уникальной мебели. С 1814 по 1822 годы находится за границей, в 1823 году возвращается в Россию.

В 1879 году начала свою работу Комиссия по исследованию кустарной промышленности, на первом заседании которой прозвучали такие слова: "Предстоит представить те ветви народного труда, которые почти никогда еще не участвовали на выставке. Между тем, как по числу занятых рук, так и по тем заработкам, которые доставляет крестьянам средней России кустарная промышленность, она имеет первенствующее значение".

В 1879 году земские статистики насчитали в Вороновской и Красно-Пахорской волостях 111 мастеров, занимавшихся производством токарной игрушки. В это время токари точили яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, грибки, баночки, подсвечники. Тут же на станке игрушки полировались в разные цвета. За неделю токарь мог сделать около трехсот графинчиков, рюмочек, грибков, выручая за все это от 3 рублей до 3 рублей 15 копеек. Правительство всячески поощряло кустарную промышленность. С 1879 по 1899 год количество токарей увеличилось до 347. Токарный промысел здесь процветал, и вскоре в сорока селениях работало около тысячи кустарей.

В Сергиевском Посаде в 1880 г. насчитывалось 322 игрушечные мастерские, из них 28 занимались изготовлением токарных игрушек.

Лидируя среди городов губернии по количеству ремесленных заведений, Сергиевский Посад превосходил их и по числу ремесленников. В 1879 г. среди мужского населения Посада, согласно земским статистикам, ремесленников насчитывалось 1742 человека. В 1879 г. игрушечников в Посаде насчитывалось 782 человека. Если к ним прибавить живописцев, чеканщиков, фольговщиков, сусальщиков и токарей, то получится, что производством игрушек, икон и сувениров занималось до 900 человек, или более половины всех ремесленников города, а вместе с их семьями – до половины всего коренного населения Сергиевского Посада . По числу представителей перечисленных специальностей, кроме сусальщиков, Посад обгонял все остальные города Московской губернии.

Это была деревянная фигурка, изображающая буддийского бога счастья Фукурукоддзю (Фукуруму), разымающаяся на две части. Ее будто бы привезла из Японии жена Анатолия Мамонтова, брата известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова.

Анатолий Иванович известен как издатель. Ему же с женой принадлежала артель «Детское воспитание», поначалу бывшая книжным магазином, а позже ставшая магазином-мастерской, занимающейся среди прочего возрождением русских кустарных промыслов. В конце XIX века и в архитектуре, и в искусстве вошел в моду «русский стиль» - национальное вновь стало актуально.

Вот там, на Арбате, и встретились привезенный Марией Александровной из путешествия японский божок и художник Сергей Малютин. Тот самый, о котором Игорь Грабарь писал: «Малютин весело и остроумно претворяет в своём декоративном искусстве русский лубок». Будто бы художника осенила идея, он сделал эскиз, попросил токаря Василия Звездочкина сделать форму-болванку, а потом расписал ее. Так на свет появилась круглолицая девица в русском сарафане с петухом в руках. В «животе» ее скрывались и другие члены многодетной крестьянской семьи: девочки с серпом, корзинкой, братиком… Последняя, восьмая, изображала запеленутого младенца. Эта, первая матрешка — в сарафане, переднике, с петухом, с тремя сестрами, братишкой и младенцем, хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Название матрёшка — уменьшительное от имени Матрена, которая, в свою очередь, происходит от латинского Матрона — мать семейства. Впрочем, известный русский сувенир могли назвать и Марфушей, почему нет?

А теперь — внимание — альтернативная версия, в которой нет места ни путешествию в Японию, ни Сергею Малютину. Почти 50 лет спустя, в своих воспоминаниях, Василий Звездочкин утверждал, что увидел «подходящую чурку» в каком-то журнале и выточил по ее образцу фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась), а болванку отдал расписывать группе художников. «В 1900 году изобретаю трех- и шестиместную матрешку и посылаю на выставку в Париж» . Справедливости ради, надо заметить, что эскиз матрешки в архиве Малютина так и не был найден, а вот расписать ее, как художник, плотно работающий с издательством Мамонтова, он вполне мог.

Так или иначе, доподлинно известно, что матрешка экспонировалась в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Россия тогда получила 1 589 наград: 212 высших (Гран-при), 370 золотых медалей, 436 серебряных и 347 бронзовых. Вот одна из бронзовых медалей — награда нашей русской Матрешки.

Кандидат педагогических наук Л. РЕЗАНОВ, доцент кафедры декоративно-прикладного творчества Московского государственного университета культуры и искусств, учитель центра образования № 1828 "Сабурово" (Москва). Фото автора.

О бабенской игрушке в Подольском районе Московской области знают и стар, и млад. С историей промысла детей знакомят учителя местных школ. А делать игрушки своими руками ребят обучают в поселке с поэтическим названием Шишкин Лес, где несколько лет назад был открыт центр дополнительного образования "Бабенская игрушка". Теперь сюда приезжают преподаватели со школьниками и студентами из окрестных мест и из столицы, чтобы познакомиться с технологией промысла, с его прошлым и настоящим.

С. В. Виданов с ребятами испытывают волчки-перевертыши перед раскраской. Чтобы волчок перевернулся, нужно приложить особое усилие.

Как и встарь, обучать детей токарному делу в центре дополнительного образования "Бабенская игрушка" начинают с двенадцати лет и, естественно, с самых простых вещей.

В класс росписи игрушки принимают детей с шести-семи лет. Некоторые ребята-старшеклассники одновременно проходят обучение и в токарном классе, и в классе росписи.

Свое имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в тридцати километрах от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от Шишкина Леса. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготовлять деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы было охвачено более сорока деревень трех волостей. Исследователи называют здешних мастеров изобретателями многоместных игрушек-вкладышей. Из Подольской губернии родом и мастер Василий Петрович Звездочкин, который, переехав в Москву, стал одним из авторов известной на весь мир русской матрешки.

До 1917 года ассортимент токарных изделий в Бабенках был очень разнообразен. Точили пасхальные яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, самовары, грибки, баночки, подсвечники, погремки (в основном из березы). Изделия подмосковных токарей получали дипломы международных выставок-ярмарок и экспортировались в другие страны. Два уникальных экспоната того времени: 100-местное полированное яйцо токаря Ф. Е. Ромахина и крохотные бирюльки И. В. Сазонова - до сих пор хранятся в Музее игрушки Сергиева Посада. 50-местные яйца делали многие мастера.

Большинство токарей работали на дому. Инструмент мастера покупали в Москве, но чаще заказывали у местных кузнецов. Красители и растворители обычно приобретали в местных лавках. Работали круглый год, с перерывом на два летних месяца (июль, август), чтобы убрать урожай со своих наделов. Детей приобщали к станку с 12-13 лет: начинали учение с изготовления несложных предметов или с полировки (механической окраски игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, два года.

После известного Декрета народных комиссаров "О мерах содействия кустарной промышленности" (1919 г.) в Московской губернии повсеместно появились токарные артели: Бабенская, Осоргинская, Ликинская, "Апрелевский токарь", улитинская "Сельчанин", сергиево-посадская "Дитяшко" и др.

Бабенский токарь-старожил Александр Григорьевич Седов (1923 г. р.) вспоминает: "В артели было больше 300 человек. В три смены работали. Своя станция вырабатывала электричество и подавала свет в цех. Деревня Бабенки освещалась до одиннадцати часов вечера, пока работают рабочие в мастерской. Кустари точили тысячи разных видов игрушек: пирамиды, матрешки, Ваньку-встаньку, бирюльки…" В отличие от Бабенок другие деревни уезда специализировались на какой-то одной игрушке. Ярцево - "сидело" на матрешке, Пудово - на вкладных шарах.

В сложные 1920-е годы бабенские мастера одними из первых стали зарабатывать валюту своими изделиями (в те времена произведения русских кустарно-художественных промыслов были очень популярны на Западе).

В 1926 году в селе Вороново организовали школу кустарного ученичества (сокращенно ШКУ, а позднее ФЗУ) для подготовки специалистов-игрушечников: токарей, полировщиков, раскрасочников. Вот как описывает свою учебу в ШКУ К. Н. Максимова: "Училась я в 1935-37 гг. в группе у Царева и Гаврилова на токаря. С утра - в школу. Там завтракаем. Учимся до обеда по общеобразовательным дисциплинам. Обед. После обеда - 4 часа токарки. Начинали с того, как правильно обтесать и забить чурку, держать инструмент. Далее - заточка инструмента, простенькие вещи, сначала глухие, потом выборные. На экспорт точили самовары, которые полировал Г. Ф. Рыбаков в красный цвет. Отличники учебы премировались поездками в Москву и Ленинград…" В 1941 году школу закрыли. За пятнадцать лет она подготовила около 500 мастеров по изготовлению деревянной игрушки.

До 1930 года токари работали более или менее свободно, сами ездили на рынки, договаривались с магазинами, брали в дома учеников. Ситуация резко изменилась с началом коллективизации. Слово "кустарь" стало чуждым советскому обществу. Индивидуальное производство не поощрялось. И люди потянулись с насиженных мест в города, на фабрики. Уходили лучшие, увозя опыт, мастерство, традиции и обескровливая собственный промысел.

В годы Великой Отечественной войны все мужское население до шестидесяти лет призвали в армию. В токарных артелях работали лишь женщины. Но вместо игрушек они точили ручки для саперных лопат, детали к вещмешкам и палаткам.

До войны игрушечный ассортимент насчитывал до 250 наименований, а после - лишь до 50 видов. Вместо закрытых Вороновской, Свининских артелей и Вороновской ШКУ осталась одна игрушечная артель "Полированная игрушка" в деревне Бабенки. С середины 50-х годов в артель начинают поступать выпускники Загорской профтехшколы. Липу в это время закупали в Рязанской и Арзамасской областях в количестве 150 кубометров в месяц, позднее ее стали привозить из Башкирии; березу рубили в Серпуховском лесничестве. В 1963 году был организован выпуск изделий с выжигой (выжиганием. - Прим. авт. ) и модернизированы станки для выпуска уникальных токарных игрушек. На фабрике трудились 117 человек, из них только восемь токарей-надомников.

В 70-е годы в Бабенках пошла мода на большие матрешки, самовары, бочата, банки, которые мастера точили исключительно для себя, своих домочадцев и родни, причем в матрешку частенько вкладывали бутылку. А завел эту моду токарь А. Г. Седов. В перестройку, как и в далекие двадцатые, все ожило, забурлило. В Россию стало приезжать больше иностранцев. Подорожали сувениры. За выточенное яйцо токарю на фабрике платили 8 копеек, а за забором - уже 50 копеек. Уходили "на сторону" яйца и матрешки. Пять лет бушевала эта стихия. Потом спрос на токарные изделия упал, поубавилось скупщиков, разбежались мастера. Фабрика закрылась. Профессионалов, которые могли бы передать свое искусство подрастающему поколению, оставалось все меньше. К середине 90-х годов в московском Центральном Детском мире была лишь одна секция с отечественными игрушками. А сегодня славную профессию токаря по дереву можно смело занести в своего рода Красную книгу (если б такая была).

Лишь стараниями энтузиастов, и в первую очередь заслуженного деятеля искусств Московской области Сергея Валентиновича Виданова, бабенский игрушечный промысел не забыт. В поселке Шишкин Лес распоряжением администрации Подольского района Московской области построен целый учебный комплекс - муниципальный центр дополнительного образования детей "Бабенская игрушка". Он был открыт 1 сентября 2001 года. Здесь уютные светлые классы, просторные, хорошо оборудованные мастерские для росписи и токарного производства, большой зал для выставок и концертов. За четыре года учащиеся осваивают программу обучения и получают диплом о художественном начальном образовании. По старинным образцам С. В. Виданову удалось восстановить вместе с ребятами почти весь обширный ассортимент бывшей Бабенской фабрики. Так, в игре и в труде дети изучают историю, постигают народное искусство, проникаются уважением к традиции. Нередко разрабатывают и собственные игрушки. А во время акции "Вернем игрушки детям" передают самодельные коллекции в детские сады.

Интерес к точеной игрушке у Сергея Валентиновича с детства был настолько серьезный, что сразу после школы он пошел работать на фабрику в цех росписи, где трудились в основном женщины. С благодарностью вспоминает свою наставницу Анну Сергеевну Цареву. Токарному же мастерству учился самостоятельно. После службы в армии окончил Московское училище прикладного искусства. Стал профессиональным художником. На фабрике до ее закрытия проработал недолго. Но оказался практически единственным на бабенской земле человеком, кто свое ремесло не бросил. Мало того, подавшись в сторожа, в свободное время Сергей собирал сведения из истории бабенского промысла, ездил по деревням, записывал воспоминания старожилов, часами пропадал в архивах. За последние тридцать лет освоил станок так, что теперь может ваять на нем и 50-местные матрешки, и миниатюрные бирюльки, помещающиеся в скорлупе грецкого ореха. "Поколение, на бабенских игрушках воспитанное, в космос прорвалось. И недаром. Наши игрушки действительно развивают, настраивают на созидание", - говорит Виданов.

Рядом с центром, в отдельной рубленой избе, - музей токарных игрушек "Дом токаря". В нем насчитывается более 600 ценнейших экспонатов бабенского промысла, в том числе деревянный токарный станок XIX века, старые черно-белые фотографии мастеров, лучшие поделки художников прошлых лет и наших современников . В экспозиции много работ нынешних мальчишек и девчонок, учеников Виданова.

Гости в Шишкином Лесу не редкость. Дважды приезжали сюда воспитанники Детской академии русской культуры (при центре образования "Сабурово" Южного округа Москвы). Приезжали, чтобы поучиться токарному искусству, разнообразным техникам росписи и конечно же увезти домой маленькую точеную расписную игрушку, сделанную своими руками. Во время этих этнографических экспедиций, которые длились около недели, ребята вели летопись, куда записывали свои впечатления. Вот некоторые отрывки из летописи (без ссылки на авторов).

"Мастер-класс просто суперский. Всегда приятно, когда тебя чему-то новому учат, а если еще и получается, то пребываешь на седьмом небе".

"Если говорить честно, я раньше сидел дома в четырех стенах (у меня однокомнатная квартира). И совершенно не знал, как это интересно самому что-нибудь сделать руками, чему-нибудь практическому научиться".

"Поездка в Шишкин Лес мне очень, очень сильно запала в душу. Я видел выточенные изделия. Сергей Валентинович называет их мелочевкой. Меня поразило, что из обыкновенной чурки можно сотворить тонкостенное и изящное изделие".

"То, что вижу и держу в руках, непостижимо, не укладывается в моей голове. Изделия народного промысла. Их сделал наш русский мужик?! Нет - это мог сделать только большой Мастер. Вероятно, что эти люди вдохновляются красотой природы, воодушевляются и делают необыкновенные вещи".

"Встречи с мастером и его учениками позволили понять одну простую истину - народное ремесло не умирает, нужно просто о нем вспомнить, и оно преодолеет время и, как феникс, возродится, шагнув в новую эпоху вместе с нами".

Боголепов И. Промыслы Московской губернии. - М., 1880.

Виданов С. Бабенский игрушечный промысел. - Подольск, 2002.

Виданов С. Бабенская игрушка. Энциклопедия. - Подольск, 2006.

Вихляев П. Промыслы. - М., 1908.

Водарский Я., Истомина Э. Сельские кустарные промыслы Европейской России на рубеже XIX-XX столетий. - М., 2004.

Народное искусство Подмосковья. Возрождение традиций токарного ремесла. Выпуск 2. Сост. Барадулин В. А. - Подольск, 1997.

Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины XIX - начала XX вв. / Автор-составитель С. В. Виданов. - Подольск, 2004.

Читайте также: