Рисование белорусской народной игрушки

Обновлено: 01.05.2024

Планирование «Белорусский орнамент. Белорусские народные игрушки» в средней группе

Анастасия Цыганок
Планирование «Белорусский орнамент. Белорусские народные игрушки» в средней группе

Планирование на тему «Белорусский орнамент. Белорусские народные игрушки.»

Цель: формирование интереса к многообразию предметов рукотворного мира (игрушек, познанию их особенностей, способов изготовления, истории создания; познакомить детей с особенностью белорусского орнамента и его отличительных чертах от орнаментов других народов; развитие интереса к национальным ценностям белорусского народа; воспитание бережного отношения к игрушкам.

Нерегламентированная деятельность:

ОБЩЕНИЕ:

Беседа «Об игрушках в групповой комнате»

Закрепить представления детей о том, что все игрушки изготовлены из разных материалов.

Аповяд педагога «Пра беларускую цаццы»

Мэта: фарміраваць цікавасць да беларускай цаццы, ўзбагаціць беларускі слоўнік дзяцей ужываннем абагульняючага слова, назвамі уласцівасцяў цацак.

Проблемная ситуация «Игрушки исчезли»

Цель: активизировать умение рассуждать, прогнозировать развитие событий.

ИГРА:

С/р игра «Магазин игрушек»

Цель: развивать игровые действия, межличностные отношения в условиях игры, умение участвовать в диалоге.

Д / і гульня «Што з чаго зроблена?»

Мэта: развіваць гульнявыя дзеянні, межличностые адносіны ва ўмовах гульні, уменне ўдзельнічаць у дыялогу.

Игра со строительным материалом «Башня для принцессы»

Цель: развивать творческие способности, коммуникативные и технические умения, «строительные» навыки, приводящие к получению результата в виде постройки.

«Добрый друг – светофор»

Цель: закрепить знания детей о светофоре, его сигналах, назначении.

Мэта: замацоўваць правілы дарожнага руху, фарміраваць уменне прымяняць веды, атрыманыя ў УДВ.

Обследование «Что из чего сделано?»

Цель: развивать умение подбирать игрушки по нескольким качествам (величина, материал)

ХУД. ДЕЯТ-ТЬ:

Чтение стихотворения Т. Кляшторнай «Паўцякалі цацкі»

Цель: развивать умение эмоционально воспринимать литературного произведения на белорусском языке, воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность в обращении с ними.

Завучванне верша З. Александровой «Мой мішка»

Мэта: развіваць уменне выразна інтанацыйна перадаваць характар паэтычнага твора.

Дизайн «Моделируем платье для куклы»

Цель: развивать творческие способности в процессе занятия дизайном.

ТРУД:

Хоз. быт. труд “Ремонт коробок настольно-печатных игр”

Цель: совместно с педагогом ремонтировать коробки из-под настольно-печатных игр.

Хоз. быт. праца «Мыццё лялечнага бялізны»

Мэта: фарміраваць уменне сумесна з педагогам сціраць лялечнае бялізну.

Ручной труд «Изготовление игрушки в подарок малышу»

Цель: формировать представления о необходимости ручного труда.

Регламентированная деятельность

«Украсим белорусские игрушки»

Задачи: формировать умение у детей расписывать белорусские игрушки, используя элементы растительного орнамента, поддерживать стремление к нахождению и передаче в рисунке сходства с изображаемого объекта с оригиналом; закреплять прием примакивания, стимулировать самостоятельность; воспитывать интерес к белорусским игрушкам.

2. Ребенок и общество

Задачи: формировать понятие музей и представление детей об истории создания кукол, познакомить с коллекцией различных кукол; развивать монологическую речь; воспитывать вежливость, доброжелательность, бережное отношение к предметам, созданными руками человека.

3. Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін

Задачы: пашыраць веды пра якасці і ўласцівасці дрэва, тканіны, паперы, шкла; пазнаёміць з народнымі вырабамі з розных матэрыялаў; узбагачаць слоўнік беларускімі словамі; практыкаваць у зносінах на беларускай мове; развіваць памяць, уважлівасць, назіральнасць.

Задачи: формировать представление о множественных и единичных количествах, о количественном счете, о параметрах длины, способах уравнивания по длине; формировать умение сравнивать по длине на глаз, обозначить результат сравнения словами «длиннее», «короче».

5. Ребенок и природа

Задачи: познакомить детей с игрушками в групповой комнате. Побуждать детей к активности и самостоятельности. Закрепить знание детей о местонахождении разных игрушек, умение убирать каждую игрушку на свое место. Воспитывать желание выполнять действия с желанием, эмоциональным подъемом.

Фотоотчет «Выставка «Народные игрушки» Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников. Приобщение детей к народной культуре.

Календарное планирование тематической недели «Неделя игры. Игрушки» в средней группе Цели деятельности педагога: обогащать представления детей о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного.

Календарное планирование тематической недели «Неделя игры. Игрушки» в младшей группе Цели деятельности педагога: обогащать представления детей о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»

Ирина МАЛИНОВСКАЯ

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие»

, безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние
дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение»
, не имеющее никаких нравственных ценностей.

Чтобы этого не произошло, надо с самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Лучше нет пути, чем знакомство с народными традициями, народными промыслами Беларуси, мастерством народных умельцев и белорусским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту»

. В
декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре. Именно дошкольный возраст представляет благоприятные перспективы формирования у детей патриотизма.
В соответствии с принципами государственной политики в сфере образования, Кодексом Республики Беларусь об образовании, учебной программой дошкольного образования и образовательными стандартами дошкольного образования воспитание гражданственности и патриотизма является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения.

Учебной программой дошкольногообразования в старшей группе определены следующие задачи в данной области:

•воспитывать: патриотические чувства; чувства любви к родному краю и гордости за него;

• воспитывать желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности).

• Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве Беларуси, о наиболее значимых ремеслах (вышивка, ткачество, керамика, изделия из соломки, льна, дерева, лозы)

; красоте и целесообразности эстетики быта, культуры белорусов.

Для себя мы конкретизировали эти задачи:

• показать разнообразие декоративно-прикладного искусства Беларуси, его характерные особенности, своеобразие.

• Вовлекать ребят в художественно-творческую деятельность;

• Приобщать к эстетической культуре;

• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Развивать мелкую моторику рук детей;

• Обогащать словарный запас детей.

С целью ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством Беларусимы создали необходимые условия работы: подобрали литературу, изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси и создали мини музей, изготовили дидактические игры, подобрали наглядный иллюстрационный материал.

Всю работу проводим в 3-х направлениях:

Первое направление: ознакомление с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства.

Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества, умения создавать узоры, предметы.

Для ознакомления с определённым видом декоративно-прикладного искусства в группе оформлен национальный уголок с предметами декоративно-прикладного искусства Беларуси,


имеются наборы открыток «Белорусский национальный костюм»


«Декоративно-прикладное искусство Беларуси»


тематические альбомы «Белорусский узор»

и
«Белорусская игрушка»
.

Белорусские ремесленники ищут торговые площадки

Еще лет пять назад мало кто интересовался ручной работой, а словосочетание «хенд мейд» звучало довольно экзотически. Сейчас же бижутерией, сумками, игрушками, альбомами и открытками ручной работы никого не удивишь. Все больше людей выбирают хенд мейд если не основным занятием, то, по крайней мере, хобби. Но чтобы иметь возможность участвовать в ярмарках и зарабатывать на своих изделиях, нужно стать ремесленником. Благо в регистрации нет ничего сложного, да и в финансовом плане доступно — одна базовая величина в год. Где общаются и делятся опытом такие мастера, с какими проблемами сталкиваются и кто сможет выставлять свои работы в зонах гостеприимства во время ЧМ–2014? Ответы искала корреспондент «СБ».

Себя показать, на других посмотреть

С ростом сообщества народных умельцев в какой–то момент появилась необходимость объединиться для обмена информацией, знаниями, да и просто для общения с единомышленниками. Воплотили идею в жизнь Антонина Елисеева и Новомир Кудинов — так началась история первого форума ремесленников remesla.by. Сейчас сайт посещают не только наши мастера, но и гости из ближнего зарубежья, здесь можно поделиться опытом или попросить совет, найти инструкции по изготовлению той или иной вещи или даже организовать запись на свой мастер–класс. Проект помогает многим мамам в декрете отвлечься от постоянных домашних хлопот. Кстати, зачастую женщины начинают заниматься ручной работой именно в отпуске по уходу за чадом. Антонина тоже начала рукодельничать в декрете, а ее муж, оценив интересные работы, предложил создать такое сообщество, где можно было бы «и на людей посмотреть, и себя показать». Помог семейной паре Новомир Кудинов. По его словам, это была первая попытка объединить белорусов, которые что–то умеют, именно в интернет–пространстве. И вот уже около четырех лет сайт является площадкой для разных идей. Он первым устроил и ярмарку ручной работы…

Ирина Рожко — один из старожилов форума — уже более десяти лет мастерит куклы, а еще ведет курсы по их изготовлению и участвует в выставках по всей стране. Интерес к авторской кукле растет: люди не прочь посмотреть, а иногда и купить. В этом году впервые минский проект расширился — теперь выставки проходят и в регионах, поэтому шанс показать свои работы есть и у иногородних. Из самых недавних — выставка «Госпожа кукла» в Гомеле. Беда в том, сетует Ирина, что у нас в стране авторская кукла еще не нашла своего места: «С одной стороны, союз художников не признает ее видом искусства, с другой — союз мастеров народного творчества тоже не спешит взять кукольников под крыло. У них и своих хватает, однако те создают исключительно традиционные варианты: обереги, мотанки… Вот и получается, что авторская кукла не у дел».

Ирина — педагог–художник, окончила факультет народной культуры БГПУ им. М.Танка и Мирское художественное училище. Однако профессиональное образование — скорее исключение из правил для ремесленников. Чаще хенд мейдом начинают заниматься, имея за плечами другое дело. К примеру, Мария Бабиева раньше работала фотографом, а теперь создает украшения из проволоки и проводит мастер–классы. Ручная работа уже стала ее основным занятием, ведь для ремесленничества, как признают многие мастера, у нас созданы очень хорошие условия. Скажем, в России, откуда Мария несколько лет назад переехала с мужем, вообще нет понятия «ремесленник»: «Ты либо ИП и платишь приличный налог ежемесячно, либо физлицо, но магазины и выставки с такими имеют дело очень неохотно».

Впрочем, и у нас пока не все гладко. Самая насущная проблема — найти место для продажи своих изделий. Да, периодически проходят выставки и ярмарки, можно сдавать работы в магазины, но если на хлеб выручки хватает, говорят мастера, то вот на масло — не всегда. Раньше одной из постоянных торговых площадок была пешеходная улица Карла Маркса, где по выходным проходили развлекательные мероприятия, выступали артисты и музыканты. В этом году место действия перенесли в Верхний город, а ремесленникам там нет возможности торговать, сетует Максим Артюшкевич — член режиссерско–постановочной группы Минского форума уличных театров и неофициальный организатор культурных мероприятий на пешеходной улице. Почему перенесли такую удобную для артистов площадку на узкие холмистые улочки, где трудно установить оборудование и не поместится столько зрителей, сколько на К.Маркса? Во многом из–за жалоб жильцов близлежащих домов, которым докучали шумные гулянья молодежи… Теперь артисты, музыканты и ремесленники собрали уже почти 9 тысяч подписей под петицией с просьбой вернуть все на круги своя. Аргументы: торговля сувенирами ручной работы — плюс для любого города, приманка для туристов.

На другой чаше весов — справедливые упреки: на уличных выставках попадается и некачественный заграничный ширпотреб. И на уровне городской ярмарки это довольно трудно отследить. А если покупатель сталкивается с некачественной вещью, более того, видит ее потом в обычных магазинах, да к тому же гораздо дешевле — какое отношение к нашим мастерам и ручной работе вообще может сложиться? Вопросы, конечно, непростые. Значит, надо изучать все нюансы и искать компромиссы.

Во время ЧМ–2014 члены союза мастеров народного творчества могут выставлять свои работы в зонах гостеприимства. Главная площадка — на проспекте Победителей, возле Дворца спорта. Туда приглашены только сто ремесленников, поэтому конкурс высочайший…

Специалист Белорусского союза мастеров народного творчества Елена Ардынская рассказала, что вход в сообщество открыт только для мастеров, которые занимаются народными ремеслами. Они разделены на 14 секций, куда входят, к примеру, соломоплетение, роспись и резьба по дереву, ткачество, создание вытинанок, костюмов, обработка бересты. А вот те, кто начал осваивать мыловарение, скрапбукинг, квиллинг, работу с пластикой и им подобные современные техники, остаются за бортом. Оно и понятно: союз радеет именно за сохранение старинных умений. Сейчас в нем более 600 членов. И попасть в их ряды может не каждый желающий: уровень изделий и качество должны быть соответствующими, это оценивает специальная комиссия. И только если эксперты одобряют работы, мастер становится полноправным членом союза: платит членские взносы, получает право участвовать в ярмарках, продавать свои работы на различных городских праздниках.

Цель: формирование интереса к многообразию предметов рукотворного мира (игрушек, познанию их особенностей, способов изготовления, истории создания; познакомить детей с особенностью белорусского орнамента и его отличительных чертах от орнаментов других народов; развитие интереса к национальным ценностям белорусского народа; воспитание бережного отношения к игрушкам.

Нерегламентированная деятельность:

ОБЩЕНИЕ:

Беседа «Об игрушках в групповой комнате»

Закрепить представления детей о том, что все игрушки изготовлены из разных материалов.

Аповяд педагога «Пра беларускую цаццы»

Мэта: фарміраваць цікавасць да беларускай цаццы, ўзбагаціць беларускі слоўнік дзяцей ужываннем абагульняючага слова, назвамі уласцівасцяў цацак.

Проблемная ситуация «Игрушки исчезли»

Цель: активизировать умение рассуждать, прогнозировать развитие событий.

ИГРА:

С/р игра «Магазин игрушек»

Цель: развивать игровые действия, межличностные отношения в условиях игры, умение участвовать в диалоге.

Д / і гульня "Што з чаго зроблена?»

Мэта: развіваць гульнявыя дзеянні, межличностые адносіны ва ўмовах гульні, уменне ўдзельнічаць у дыялогу.

Игра со строительным материалом «Башня для принцессы»

Цель: развивать творческие способности, коммуникативные и технические умения, «строительные» навыки, приводящие к получению результата в виде постройки.

ППД:

«Добрый друг – светофор»

Цель: закрепить знания детей о светофоре, его сигналах, назначении.

«ПДР - правілы дарожнага руху»

Мэта: замацоўваць правілы дарожнага руху, фарміраваць уменне прымяняць веды, атрыманыя ў УДВ.

Обследование «Что из чего сделано?»

Цель: развивать умение подбирать игрушки по нескольким качествам (величина, материал)

ХУД. ДЕЯТ-ТЬ:

Чтение стихотворения Т. Кляшторнай «Паўцякалі цацкі»

Цель: развивать умение эмоционально воспринимать литературного произведения на белорусском языке, воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность в обращении с ними.

Завучванне верша З. Александровой «Мой мішка»

Мэта: развіваць уменне выразна інтанацыйна перадаваць характар паэтычнага твора.

Дизайн «Моделируем платье для куклы»

Цель: развивать творческие способности в процессе занятия дизайном.

ТРУД:

Хоз. быт. труд “Ремонт коробок настольно-печатных игр”

Цель: совместно с педагогом ремонтировать коробки из-под настольно-печатных игр.

Хоз. быт. праца «Мыццё лялечнага бялізны»

Мэта: фарміраваць уменне сумесна з педагогам сціраць лялечнае бялізну.

Ручной труд «Изготовление игрушки в подарок малышу»

Цель: формировать представления о необходимости ручного труда.

Регламентированная деятельность

«Украсим белорусские игрушки»

Задачи: формировать умение у детей расписывать белорусские игрушки, используя элементы растительного орнамента, поддерживать стремление к нахождению и передаче в рисунке сходства с изображаемого объекта с оригиналом; закреплять прием примакивания, стимулировать самостоятельность; воспитывать интерес к белорусским игрушкам.

2. Ребенок и общество

Задачи: формировать понятие музей и представление детей об истории создания кукол, познакомить с коллекцией различных кукол; развивать монологическую речь; воспитывать вежливость, доброжелательность, бережное отношение к предметам, созданными руками человека.

3. Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін

Задачы: пашыраць веды пра якасці і ўласцівасці дрэва, тканіны, паперы, шкла; пазнаёміць з народнымі вырабамі з розных матэрыялаў; узбагачаць слоўнік беларускімі словамі; практыкаваць у зносінах на беларускай мове; развіваць памяць, уважлівасць, назіральнасць.

Задачи: формировать представление о множественных и единичных количествах, о количественном счете, о параметрах длины, способах уравнивания по длине; формировать умение сравнивать по длине на глаз, обозначить результат сравнения словами «длиннее», «короче».

5. Ребенок и природа

Задачи: познакомить детей с игрушками в групповой комнате. Побуждать детей к активности и самостоятельности. Закрепить знание детей о местонахождении разных игрушек, умение убирать каждую игрушку на свое место. Воспитывать желание выполнять действия с желанием, эмоциональным подъемом.

Календарное планирование тематической недели «Неделя игры. Игрушки» в средней группе Цели деятельности педагога: обогащать представления детей о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного.

Календарное планирование тематической недели «Неделя игры. Игрушки» в младшей группе Цели деятельности педагога: обогащать представления детей о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного.

Конспект НОД «Орнамент — узор, украшение» в старшей логопедической группе

Конспект НОД «Орнамент — узор, украшение» в старшей логопедической группе Цель: Расширить знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно – образовательные: 1. Учить отвечать на.

Лэпбук «Белорусские народные ремесла»

Лэпбук «Белорусские народные ремесла» Республика Беларусь славится своими ремеслами: гончарство, кузнечное дело, лозоплетение, соломоплетение, вышивка,ткачество, резьба по.

Мастер-класс по изготовлению книжки-самоделки «Читаем Коласа» (белорусский язык) в старшей группе

Мастер-класс по изготовлению книжки-самоделки «Читаем Коласа» (белорусский язык) в старшей группе Родная речь… Как важно, чтобы народ говорил на родном языке. Это возможно, если малыши с раннего детства слышат родную речь вокруг себя.

Перспективное планирование в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» Тема недели: «Народные праздники на Руси» (с 09.01 по 19.01) Цель: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Планирование тематической недели в средней группе «Мои любимые игры и игрушки»

Планирование тематической недели в средней группе «Мои любимые игры и игрушки» Цель: продолжение работы по развитию и обогащению сюжетов игр,развитие творческих способностей в с/ролевых, подвижных, театрализованных.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Новогодние игрушки» в младшей группе Цель. Изготовление новогодних игрушек и украшений для группы. Ознакомление со старинными игрушками, материалом, свойствами. Задачи. Формирование.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.

Чтобы этого не произошло, надо с самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Лучше нет пути, чем знакомство с народными традициями, народными промыслами Беларуси, мастерством народных умельцев и белорусским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре. Именно дошкольный возраст представляет благоприятные перспективы формирования у детей патриотизма.

В соответствии с принципами государственной политики в сфере образования, Кодексом Республики Беларусь об образовании, учебной программой дошкольного образования и образовательными стандартами дошкольного образования воспитание гражданственности и патриотизма является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения.

Учебной программой дошкольного образования в старшей группе определены следующие задачи в данной области:

воспитывать: патриотические чувства; чувства любви к родному краю и гордости за него;

• воспитывать желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности).

• Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве Беларуси, о наиболее значимых ремеслах (вышивка, ткачество, керамика, изделия из соломки, льна, дерева, лозы); красоте и целесообразности эстетики быта, культуры белорусов.

Для себя мы конкретизировали эти задачи:

• показать разнообразие декоративно-прикладного искусства Беларуси, его характерные особенности, своеобразие.

• Вовлекать ребят в художественно-творческую деятельность;

• Приобщать к эстетической культуре;

• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Развивать мелкую моторику рук детей;

• Обогащать словарный запас детей.

С целью ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством Беларуси мы создали необходимые условия работы: подобрали литературу, изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси и создали мини музей, изготовили дидактические игры, подобрали наглядный иллюстрационный материал.

Всю работу проводим в 3-х направлениях:

Первое направление: ознакомление с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства.

Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества, умения создавать узоры, предметы.

Для ознакомления с определённым видом декоративно-прикладного искусства в группе оформлен национальный уголок с предметами декоративно-прикладного искусства Беларуси,

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»

имеются наборы открыток «Белорусский национальный костюм»,


«Декоративно-прикладное искусство Беларуси»,


тематические альбомы «Белорусский узор» и «Белорусская игрушка».


Знакомство детей с декоративно - прикладным искусством осуществляем практически во всех видах деятельности детей. Например,

• На занятиях по развитию речи дети составляли описательные рассказы по игрушкам.


• На занятиях по математике дети упражнялись в составлении узоров из геометрических фигур.


Ознакомление с народными промыслами дополняем знакомством с народной музыкой, обрядами, что обогащает представления детей, способствует повышению интереса к народному искусству.

С целью формирования знаний о культуре белорусского народа провели:

• Занятия в форме сюжетных игр «Художественный салон»,


«Выставка народного творчества», «Музей народного искусства».

• занятие «В гости к народным мастерам» с использованием электронной презентации.

• Занятие по патриотическому воспитанию «Традиции и обычаи белорусского народа» с использованием электронной презентации.

С целью обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства проводили :

• занятие по лепке «Конiк - беларуская глiняная цацка»,


• Занятие по аппликации «Украшение рушника»


• Занятие по рисованию «Слуцкiя паясы»


• Занятие по ручному труду «Изготовление куклы-оберега из соломки».


• итоговое занятие «Экскурсия в музей белорусского искусства» с использованием электронной презентации

В ознакомлении с народным искусством Беларуси большую роль играет детская художественная литература. В уголке юного книголюбителя собраны детские книги «Гучыць родная мова».


С целью формирования детского декоративного творчества, умения создавать узоры, предметы большое внимание уделяем организации свободной деятельности воспитанников:

• Предлагаем игры-задания «Линии в белорусском орнаменте», которые способствовали укреплению координации, подготовке руки детей к письму.

• Для развития мелкой моторики рук «Белорусские раскраски»,


• Организуем беседы об истории создания предметов народного искусства,

• Выставку детских работ по декоративно-прикладному искусству;


• Рассматривание познавательной литературы


• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

• Интересны детям виртуальные экскурсии к народным мастерам (с помощью электронной презентации) «Работа на прялке»,

«Как сплести корзину из лозы», «В старинной кузне», «В гончарной мастерской».

В свободной деятельности также использовались серии альбомов для обогащения детского художественного творчества «Белорусский узор», «Белорусская игрушка».


Знания, полученные в специально организованной деятельности закрепляем в дидактических играх по ознакомлению детей декоративно-прикладном искусством. В группе оформлены

дидактические игры «З чаго гэта зроблена?»,


«Укрась одежду, обувь».


Особый интерес вызывают у детей дидактические игры в сопровождении электронной презентации.

Например: дидактическая игра «Найди лишнее»

Дидактическая игра «Художественные часы»

В группе составлена картотека дидактических игр по ознакомлению с народным искусством Беларуси. Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, рисунки детей, предметы декоративно-прикладного искусства.


Именно разнообразная игровая среда, созданная в группе, интеграция разных видов детской деятельности способствует повышению знаний детей о народном искусстве Беларуси.

Важным условием эффективной реализации задач патриотического воспитания дошкольников является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители принимали активное участие в обогащении образовательной среды группы.

Для повышения компетенции родителей по проблеме подготовлены

тематическая папка «Как воспитать маленького патриота»,


«Музей белорусского народного искусства в деревне Раубичи»,

консультации «Воспитание детей через приобщение к народной культуре», «Как правильно организовать поход в музей с ребенком?».

С помощью родителей собраны:

• библиотека детских книги на белорусском языке


• картотека белорусских раскрасок

• фонотека белорусского музыкального фольклора

• иллюстрации для рассматривания с детьми

• оформлены презентации «Виртуальный музей народного белорусского народного творчества», «Азбука белорусского орнамента для детей»

• приобретена познавательная литература для детей


Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Педагогическая разработка на тему: «Декоративно -прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного.

Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством — вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область - Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,.

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством — одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством мордовского народа Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из действенных средств развития детей. Мордовское.

Семинар — практикум для педагогов. «Ознакомление с декоративно-прикладным искусством». Цель семинара-практикума: формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народными промыслами Орловского.

Творческий проект «Ознакомление детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством» «Голубая Гжель» Содержание проекта 1. Название проекта. 2. Руководители проекта. 3. Интеграция образовательных областей. 4. Вид проекта. 5. Продолжительность.

Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»

Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Знакомство детей с искусством Задача педагога прежде всего воспитывать интерес к произведениям искусства. Постепенно он воспитывает у детей способность эстетического.

Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?» Конспект занятия по НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» для детей старшей группы 5-6 лет. Знакомство детей с искусством: «Что.

Цель : продолжать знакомить детей с белорусским геометрическим орнаментом; упражнять в прорисовке элементов узора кончиком кисти; развивать эстетическое восприятие, творчество; содействовать проявлению интереса к декоративно-прикладному искусству; воспитывать усидчивость, умение доводить до конца начатую работу.

Материалы : гуашь, кисточки, баночки с водой, силуэты рушников - белые полосы (образцы украшения, салфетки для промакивания кистей, штампы из овощей.

Воспитатель: Ребята, давайте сначала проверим нашу готовность заниматься.

Глазки, глазки, вы готовы?

Да, да, да! (моргаем глазками)

Ушки, ушки, вы готовы?

Да, да, да! (гладим уши)

Ручки, ручки, вы готовы?

Да, да, да! (хлопаем в ладоши)

Детки, детки, вы готовы?

Да, да, да! (руки поднимаем вверх)

Воспитатель: Занимайте свои места за столами и приступим к нашему немножко необычному занятию. Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?

Воспитатель: Правильно. А рядом с нами живут наши соседи. Белорусы. Белорусы – удивительные люди. У них много ремесел. Они умеют и ткать и вышивать, и лепить, и плести, - то есть создавать очень красивые изделия, предметы. И я хочу рассказать вам одну удивительную историю-сказку. Хотите послушать?

Воспитатель: Давным-давно на высокой горе стоял город и называли его Город мастеров. В нем жили веселые, трудолюбивые люди, которые многое умели делать. Они лепили красивую посуду, ткали разноцветные ковры, полотенца, салфетки, шили удобную красивую одежде, на которой вышивали удивительные узоры. И от этих красивых узоров все вокруг становилось еще красивее и лучше. Поэтому и настроение у людей было всегда веселое, радостное.

Но однажды в Городе мастеров появился злой волшебник Кляк. Он не любил яркие краски и поэтому приказал жителям города перекрасить все в серые цвет. "Нет! Никогда! – ответили мастера. – От серого и черного цвета все становится некрасивым, страшным. " "Ах так! Ну, погодите, вы у меня! Я вам за это отомщу!" - разозлился злой волшебник Кляк. И однажды ночью, когда все мастера спали, злой волшебник заколдовал всех жителей города. Исчезли все яркие краски. Все вокруг стало серым, грустным. Даже птицы перестали прилетать в этот серый город. Мастера стали думать – как избавиться от колдовства. И, ребята, к нам сегодня на занятие пришла белорусская кукла – Василинка. Видите, какая странная у нее одежда. Оказывается, злой волшебник Кляк сказал, что его волшебство исчезнет только тогда, когда кто-то добрый подарит Василинке красивый рушник. Дети, мы поможем Василинке, правда?

Воспитатель: Перед вами на столах лежат силуэты рушников, а на доске висят образцы украшения. Давайте посмотрим, какого цвета больше в орнаменте?

Воспитатель: Правильно. Белорусские узоры очень похожи на наши русские народные, но здесь много красного цвета. Красный цвет означает жизнь, радость, веселье. Еще в давние времена люди верили, что красный цвет оберегает их от злых духов, колдовства. А черный цвет – это грусть, горе. Поэтому его очень мало в орнаменте. А сейчас уточним элементы узора.

Дети: Крестики, точки, прямые линии, двойные крестики, ломаные линии.

Воспитатель: Правильно! Молодцы. Перед тем как рисовать, мы немножко разомнемся. Встали возле своих столов.

Мы шагаем по дорожке –

Раз-два, раз-два! (шагаем)

Дружно хлопаем в ладоши

Раз-два, раз-два! (хлопаем)

Поднимаем наши ручки

Прямо к солнышку и тучке. (руки вверх)

Вдоль дорожки теремок (наклониться, руки в стороны)

Он не низок, не высок (присесть, встать)

В нем живет мышонок Квак.

Быстро прячется вот так.

(присесть, обхватить руками ноги).

Воспитатель: А сейчас приступаем к работе. Напоминаю, чтобы узор получился красивым, рисовать нужно кончиком кисти, аккуратно. Узор можно придумать свой. Только необходимо использовать какую краску?

(Дети рисуют, используя кисти и штампы из овощей. Воспитатель подсказывает, помогает детям.).

Воспитатель: Ребята, сейчас положите кисточки. Кто не закончил – закончит, чуть позже. Подойдите ко мне. Давайте посмотрим ваши работы. (дети ходят, смотрят).

Воспитатель: Чья работа понравилась? (вопросы детям)

(Пока дети смотрят кто-нибудь незаметно снимает с куклы накидку).

Воспитатель: Дети! Посмотрите на Василинку. Колдовство исчезло. Яркие краски вновь вернулись на их одежду. Добро победило зло. А когда работы высохнут, мы их подарим Василинке. Вы очень хорошо постарались.

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию «Украсим платьице кукле» в средней группе

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию «Украсим платьице кукле» в средней группе Цель: Создание условий для ознакомления детей с названиями предметов одежды; учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы,.

Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Украсим ёлочку шарами»

Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Украсим ёлочку шарами» Задачи: Пополнять знания детей о новогодних традициях, развивать познавательный интерес, упражнять в рисовании кругов, упражнять в рисовании.

Конспект занятия по рисованию «Знакомство с гжельским узором» с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект занятия по рисованию «Знакомство с гжельским узором» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для знакомства с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры.

Конспект занятия по рисованию «Украсим сарафаны матрёшкам» в группе раннего возраста

Конспект занятия по рисованию «Украсим сарафаны матрёшкам» в группе раннего возраста Цели: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, продолжать развивать навыки закрашивания нетрадиционным способом - пальчиками,.

Ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства и приобщение их к народным ремеслам формируют у детей первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, оказывают положительное воспитательное воздействие в целом на личность ребенка.

Неоценимое значение имеют декоративно-прикладная деятельность и художественный труд в подготовке руки ребенка к письму. Плетение узоров, рисование, вырезание укрепляют мелкую мускулатуру руки, формируют координацию движений, глазомер ребенка, развивают речь. Также развивает у детей творческие способности, художественный вкус и логику.

Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Особую роль народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников отмечали многие ученые (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Даронова).

В Республике Беларусь особенностями декоративного прикладного искусства в образовательном процессе по обучению детей дошкольного возраста, в разное время занимались Л.Б.Горунович, Т.Б. Братская, Е.М.Сахута, Ю.В.Захарова, Е.В.Горбатова. Отличительной чертой работ данных авторов является интегрированный подход, позволяющий охватить более широкий диапазон вопросов.

Важное воспитательное значение народного искусства подчеркивала Н.П.Силивон, считавшая, что детям дошкольного возраста близки и понятны изделия народных мастеров разных видов декоративного искусства (вышивка, роспись, плетение, вырезание). Она отмечает национальный характер этого искусства, подчеркивает необходимость ознакомления дошкольников с основными чертами национального декоративного искусства Беларуси. По ее мнению, детям необходимо сообщить, что для белорусского искусства традиционными являются такие виды как льноткачество, художественная вышивка, изделия из соломки, гончарство. Что же такое декоративно-прикладное искусство?

Декоративно-прикладное искусство — это процесс создания материальных предметов, обладающих не только утилитарной значимостью, но и художественной ценностью. Это специфическая форма художественного творчества в сфере создания предметов быта, которая основана на ручном художественном труде.

Основными чертами белорусского народного декоративно-прикладного искусства можно считать следующий признаки:

  • глубокая традиционность;
  • сдержанность декоративного решения;
  • преобладание древних геометрических мотивов;
  • функциональность;
  • отсутствие яркости колорита.

В настоящее время в Республике Беларусь основным документом, определяющим содержание образования детей дошкольного возраста, является Учебная программа дошкольного образования (Минск, 2019). В содержании образовательной области «Искусство» предусматривается, начиная с первой младшей группы, ознакомление воспитанников с народными игрушками (глиняными свистульками, расписными игрушками из дерева). У детей формируют начальные представления о доступных видах народного декоративно-прикладного искусства и умение эмоционально положительно откликаться не только на содержание образа, но и на его художественную форму. В последующие годы обучения процесс представления видов народного декоративно-прикладного творчества усложняется: воспитанники постигают красоту белорусского народного костюма, тканых и вышитых изделий, керамики, изделий из лозы, льна, соломы, предметов из дерева, украшенных резьбой, росписью, соломкой, а также знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства других народов.

Таким образом, решается одна из основных задач современного образовательного процесса — формирование у воспитанников эстетически развитого художественного вкуса, умения ценить и понимать искусство, воспитание гармонично развитой личности посредством обращения к народному декоративно-прикладному искусству, наследству, оставшемуся нам от предков.

Знакомство детей сдекоративно - прикладным искусством осуществляем практически во всех видах деятельности детей.

В образовательном процессе:

• На занятиях по развитию речи дети составляют описательные рассказы по игрушкам.

• На занятиях по математике дети упражняются в составлении узоров из геометрических фигур.

• На музыкальных занятиях дети знакомятся снародной музыкой, обрядами, что обогащает представления детей, способствует повышению интереса к народному искусству.

  • Знакомятся с детской художественной и познавательной литературой.

В обогащении и разнообразии развивающей предметно - игровой среды в группах:

Применяют в оформлении интерьера:

Основными формами и методами приобщения детей к национальной культуре являются:


-Специально-организованные занятия по ознакомлению с народным искусством: на занятиях по рисованию, лепке, аппликации где дети знакомятся с белорусской росписью (оговская, чечерская, давид-городецкая, гродненская). В старшем дошкольном возрасте приобщаются к произведениям русских народных промыслов (дымковская и филимоновская игрушка, хохломская и гжельская роспись). Знакомятся с изделиями из соломки (А.Артеменко, Г.Мамаев, А.Яковлев, В.Гаврилюк); с изделиями из льноволокна (Р.Брылюк, В.Червонцев); изделиями из керамики (В.Куликовский, И.Молчанович, А.Токаревский); с ткаными изделиями (д. Неглюбка Гомельской обл.; д. Мокряны, Минской обл.; г. Слуцк); с белорусским народным костюмом (особенности декора костюмов разной местности) и другими изделиями из дерева и лозы.

Основными средствами ознакомления с декоративного рисования будут: цвет (локальные цвета), ритм (разнообразное чередовани е элементов), симметрия (зеркальное и ассиметричное размещение элементов узора – от простого на полосе до сложного украшения силуэтов одежды и объемных изделий). ,

Например: по рисованию - “Беларусачка”, “Дыванок для лялькі Алесі”, Валошкі для Васіліны”, “Рамонкавыя вяночкі”, “ Слуцкія паясы”, і інш. по лепке - “Знаёмства з працай ганчара”, Конiк - беларуская глiняная цацка; по аппликации - Упрыгожванне рушніка”, ”Святочнае убранне для Лявона і Лявоніхі”; “ по ручному труду - Лялька з тканіны.

- Встречи с народными умельцами и посещение музеев: «В гости к народным мастерам» с использованием электронной презентации: “Выцінанка”, “Беларуская саломка”, “Беларускі арнамент”, “Беларускае ганчарства”, “Беларускае ткацтва”, “Пляценне з лазы”, “Слуцкія паясы”.

-Создание мини-музейных экспозиций: “Вырабы дэкаратыўна -прыкладнога мастацтва Беларусі”

- Выставки, организованные в детском саду: “Лялькі”, “Скарбонкі”;

-Праздники и развлечения “Багач”; “Каляды”, “Масленіца”, “Гуканне вясны”, “Купалле” др.

- Рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, ремесленных изделий;

- Дидактические и сюжетно – ролевые игры

- Чтение фольклорных произведений ;


- Прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных танцев и др.

Одной из форм приобщения воспитанников к традиционному национальному искусству является организация кружка по интересам по детскому ручному ткачеству. Дети приобщаются к ручному ткачеству на примере технологии гобеленоплетения, что способствует развитию интереса к национальному декоративно-прикладному искусству.

Особый интерес вызывает искусство вытинанки, которое открывает широкие возможности для успешного решения задач эстетического воспитания, развития национального самосознания детей. Вытинанка является одним из самых доступных и близких для детей дошкольного возраста, так как используется простой материал и оборудование.

Большое место в жизни ребёнка занимают игры. Это основная форма их деятельности, содержание жизни. Игра - это жизненно важная потребность для ребёнка, познающего мир. Игры белорусского народа очень тесно связаны с бытом, трудовой деятельностью людей, природой, которая их окружает.

В большинстве случаев белорусские народные игры - это игры подвижные. Белорусские народные игры могут использоваться во время утренней гимнастики, физкультурных занятий, во время физкультурной паузы, а так же в самостоятельной деятельности детей.

Например: «Лянок», «Проса», «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак», «Работнікі», «Мак», «Запляціся, пляцень».

Сюжетно-ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания деятельности, традициях народных праздников и обрядов: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары», «Свята беларускіх гульняў», «Ярмарка майстроў».

Большую роль по приобщению дошкольников к национальной культуре играют дидактические игры. Можно использовать для этой цели самодельные игрушки, различные лото, изготовленные с детьми, старинную утварь местного производства, открытки, разрезанные на пазлы.

Например: “Найди половинку”, “Назва вырабу”, “Апранем ляльку”, “Цудатворная крынічка роднай мовы”, «Бабулькін куфэрак», «Собери посуду», «Подбери узор», «Рукавички для зайчика», «Как работают мастера», «Где чей узор», «Оденем Аленку», «Украсим тарелочку», «

Особый интерес вызывают у детей дидактические игры в сопровождении электронной презентации. Это может быть серия видеофильмов в детской развлекательно - обучающей передаче «Беларусь на ладошке» («Народные белорусские куклы»).

Важным условием приобщения к народной культуре дошкольников является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Следует привлекать родителей в обогащении предметной развивающей среды группы, в совместных мероприятиях, таких как:

-выставка семейных коллекций;

-экспонаты своими руками;

-в создании медиатеки белорусского фольклора;

-участие в фольклорных праздниках.

Особое место в работе с родителями отводится проектной деятельности.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности ребенка – сотрудничество, содействие, партнерство.Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.Самый важный результат проектной деятельности с детьми – создание настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Список использованных источников

1. Аберган В.П. Лявонава А.К., Арлова Т.У., Каліноўская М.А. Народная спадчына - дашкольнікам– Мн.: НМЦэнтр, 1998.- 152 с.

2. Богатырева А.А., Богданова Т.И. Декоративно-прикладное искусство в детском саду – Мозырь: Содействие, 2008 – 88с.

3. Жалняровіч Н.І. Хутка ў нашай хаце свята: Знаемім дашкольнікаў з традыцыямі беларусаў. Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер” , 2009. – 63с.

4. Зайцава Н.У. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры. Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2003.- 32 с.

5. Кавалеўская Г.М. Выхаванне нацыянальнай самасвядомасці дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер” , 2009. – 62с.

6. Козлова Н.Г. Прекрасное- детям. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер» , 2008. – 99 с.

7. Пралыгіна Н.В. Далучэнне дашкольнікаў да беларускай нацыянальнай культуры сродкамі народных гульняў. Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2006. – 73, (3) с.: іл. – (з вопыту работы дашкольных устаноў)

8. Пралыгіна Н.В. Гутаркі-размоўкі пра родную старонку. Минск: Новое знание, 2015.- 56с.

9. Пралыгіна Н.В. Гульні з лялькай. Минск: Новое знание, 2015.- 56с.

10. Пралыгіна Н.В. Вянок гульняў. Минск: Новое знание, 2015.- 56с.. Ржавуцкі М.С. Беларуская гліняная цацка. Мінск “Полымя” -1991-142с.

11. Сілівон В.А. Навучанне дашкольнікаў дэкаратыўнай творчасці: Кн. Для выхавацеляў дзіцячых садоў. - Мн.: Нар. Асвета, 1989.-111 с.

12. Старжынская Н.С., Дубініна Д.М. Народная цацка –люстэрка культуры:. Мінск:Вышэйшая школа, 2014.- 87 с.

Читайте также: