Рисование в подготовительной группе на тему русская народная игрушка

Обновлено: 28.03.2024

1. Воспитывать уважительное отношение к труду русских народных мастеров.

2. Воспитывать национальную гордость за мастерство русского народа.

1.Дать детям целостное представление о народных игрушках.

1. Продолжать знакомить детей с народной игрушкой как одной из форм декоративно-прикладного искусства.

2. Расширять представления о разнообразии народной игрушки.

3. Показывать взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и природы.

1. Формировать эстетическое восприятие народной игрушки.

2. Развивать логическое мышление, речь.

Глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские, богородские игрушки, матрешки 3 видов (загорские, семеновские, полхов-майданские, современные детские игрушки.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.

Наглядные: рассматривание игрушек , показ слайдов,. иллюстраций.

Словесные: беседа, пояснения, вопросы репродуктивного и поискового характера, поощрение

1. Рассматривание иллюстраций – выставки народных промыслов

2. Знакомство с народной игрушкой

В-ль: Ребята, сегодня у нас необычное занятие – на него можно взять свою любимую игрушку. Что у вас за игрушки, ребята? (ответы 3-4 детей)

Да, сейчас появилось очень много игрушек; и металлические автомобили, и пластмассовые куклы, и резиновые мячи производят на фабриках и заводах. Многие игрушки очень похожи друг на друга, их можно купить в разных магазинах и городах. Ребята, а раньше, давным-давно, не было фабрик по изготовлению игрушек, их делали вручную из разных материалов. Посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли некоторые из них (в-ль выставляет на стол народные игрушки: дымковскую, каргопольскую, филимоновскую). Как вы думаете, из чего они сделаны? (Из глины)

Ребята, а вы знаете, каждую игрушку от начала до конца делает один мастер или члены его семьи.

Глиняные игрушки чем-то похожи, но все они разные, т. к. изготовлены в разных концах нашей земли: одни в Каргополе, другие в Дымкове, третьи в селе Филимоново.

Ребята, давайте рассмотрим игрушки : каргопольские, дымковские, филимоновские (Показ слайдов)

А сейчас мы с вами поиграем. Я вам раздам картинки с изображением разных видов игрушек . Я буду называть тот или иной вид игрушек, а те, у кого на картинке игрушка такого же вида, должны поднять картинки .

Молодцы, ребята, справились с работой. А сейчас задание будет сложнее: отберите мне барышень у каждого вида глиняных игрушек и скажите, в чем их отличие. (В форме, росписи)

Молодцы, а сейчас мы немножко отдохнем, хотите? (Да).

Я слепил из глины ком ( Имитация круговых движений ладонями)

Хвостик сделал я потом (Показывают хвостик)

Шею вытянул большую ( Руки вверх)

И загнул в дугу крутую (Ладони рук поворачивают вперед)

И как раз вместо глаз ( Сложить большой и указательный пальцы)

Дырки вышли у нас , ( поднести к глазам).

Петя вышел, как живой( Развести руки)

Он с хвостом и головой ( Левая рука – хвост, правая – голова)

Ты его не тронь,

Ведь из глины сделан он. ( Пригрозить пальчиком).

В-ль: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

О какой игрушке эта загадка? (О матрешке)

(Из-за ширмы выставляются 3 вида матрешек)

Из какого материала изготовлены матрешки? (Из дерева) (показ слайдов)

А как вы думаете, матрешки были изготовлены в одной местности или в разных? (В разных) А как вы догадались? (Загорские матрешки одеты в сарафан, кофту и платок со скромным узором., семеновские украшены ярким букетом красных или малиновых цветов с зелеными листьями, у полхов-майдановских матрешек в окраске больше всего малиновых и фиолетовых цветов, каждый цвет обведен черным контуром) Молодцы, правильно.

Ребята, а еще в Московской области есть село Богородское, где тоже создаются народные игрушки. (Воспитатель показывает 2-3 богородские игрушки, скажите, из чего сделаны эти игрушки? (Из дерева)

Да, правильно, это деревянные игрушки и режутся они из липы, у которой мягкая древесина. Чаще всего богородские мастера изображают медведей, но все они разные: одни играют на гармошке, другие стоят под душем и т. д. А еще богородские игрушки отличает то, что они могут двигаться вот так, посмотрите. (Воспитатель демонстрирует движения игрушек)

Ребята, как вы думаете, почему в одних местах изготавливаются игрушки из глины, в других местах из дерева? (Все зависит от окружающей природы)

Ну вот, ребята, и все. Мы с вами сегодня выяснили, что в России много мест, где изготавливаются игрушки и всюду на творчество мастеров влияет окружающая природа, какой материал для изготовления имеется поблизости. И каждый мастер хочет того, чтобы его игрушки радовали тех, кому они попадают в руки.

Тема: «Русская народная игрушка».

Образовательные. Обобщить знания о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. Рассказать об истории богородского промысла, о сергиевопосадских деревянных игрушках. Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке. Учить различать разные техники росписи матрешек. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

Воспитательные. Продолжать воспитывать на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. Формировать представления о добре и зле. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать чувство связи между всеми видами народного творчества - народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками, русскими легендами и сказками).

Коррекционные. Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи.

Материалы к занятию : выставка игрушек - дымковских, филимоновских, богородских; матрешек - сергиево-посадских, полхов-майданских, семеновских. Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, кисти, краски – гуашь или акварель, карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель. На Руси издавна создавались прекрасные игрушки. Их делали из глины и дерева. Самыми популярными среди игрушек были фигурки животных, птиц, людей.

Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение: им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре — это символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил. Не менее популярен образ чудо-птицы - от древнеславянской Сирин до сказочной Жар-птицы. Но самыми любимыми в народе у детей были игрушки.

Словно репка она круглобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородина глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Наша русская.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка.

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле, ей всего около 100 лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачи-вали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка - присмотритесь, даже ее форма напоминает чем-то яйцо.

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Сначала фигурки обрабатывают наждачной бумагой, затем расписывают, иногда покрывают лаком. (Стих)

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри;

Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой - седьмая, а в седьмой - восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

- Сколько вас? - у них мы спросим.

И ответят куклы - восемь!

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Рассматривание фигурок игрушек, матрешек и вопросы к детям:

- Какие русские народные игрушки ты знаешь?

- Какие игрушки были наиболее популярны в народе?

- Какую еще роль, кроме чисто развлекательной, игровой, выполняли игрушки?

- Почему так популярны были игрушки, изображавшие коней?

- А почему и детям и взрослым нравились игрушки-птицы?

- Как появилась матрешка? Что она символизирует?

- Какие костюмы носили матрешки?

- Какие матрешки в России самые известные?

- Какое настроение у тебя возникает, когда ты видишь матрешку?

- Чем тебе нравится эта игрушка?

(Дети изображают матрешек)

Мы - матрешки, мы - кругляшки.

Мы все лаковые, одинаковые.

Как плясать пойдем - только пыль столбом.

Мы - матрешки, мы - сестрички,

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть!

Воспитатель предлагает в игровой форме заняться самостоятельной деятельностью.

Далее всю практическую работу дети осуществляют самостоятельно:

1. рассматривают образцы росписи матрешек;

2. уточняют общее строение матрешки;

3. имитируют и прорабатывают основные детали;

4. прорабатывают второстепенные детали (если есть необходимость).

По указанию воспитателя дети приступают к работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям в процессе рисования.

В заключительной части занятия проводится игра на развитие умения повторять заданное движение.

У тётушки Матрёны было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я! (Игра проводится 2 – 3 раза).

Анализ занятия.

Организуется выставка детских работ.

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

План работы по теме: «Классическая музыка в детском саду», в подготовительной группе. Перспективный план работы по теме «Классическая музыка в детском саду» в подготовительной группе «Василек» Воспитатель Благодетелева.

Цель: продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка.

-Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо);

- закрепить знание о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказывать об этом.

- Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве;

-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе и продуктивной деятельности;

-развивать композиционные умения при составлении узоров, размещении его на гипсовых фигурах.

- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;

- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству;

-воспитывать самостоятельность и творчество.

Методы и приё мы:

Игровые: сюрпризный момент.

Наглядные: рассматривание дымковских игрушек.

Словесные: вопросы продуктивного и репродуктивного характера, пояснения, поощрение, оценка детской деятельности, напоминание, беседа, сравнение.

Практические: решение проблемных ситуаций, самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, занятия по ознакомлению с окружающим миром, изобразительная деятельность, дидактические игры: «Собери узор», «Найди отличия».

Материал: гипсовые фигурки дымковских игрушек, гуашь, палитры, кисти, ватные палочки, салфетки, баночки с водой (непроливайки). Аудиозапись русских народных песен «Пойду ль я выйду ль я да…», магнитофон, мольберт.

Ход занятия

Организационная часть (3 мин.).

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали!

– А попали мы в село Дымково!

(Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.).

Воспитатель: Чем знаменито Дымково?

Дети: Игрушкою своей.

- Из чего делают эти игрушки?

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Дети: глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ’’Свистунья’’.

Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

(Воспитатель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)

Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому.

Посмотри, как хороша

Щечки алые горят,

– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло. Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь - яркая юбка.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

Воспитатель: Какие цвета используют мастера для росписи игрушки?

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитатель: А какой, самый главный цвет остается в росписи?

Дети: Белый цвет.

Воспитатель: Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.

Дети: Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка.

Воспитатель: Дымковская роспись, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

- И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

– Ребята, кто считался в селе Дымково лучшим мастером?

Дети: дедушка Тихон.

Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера. Здравствуйте, дедушка Тихон.

– Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а я из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Мне очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство. Боюсь, один я никак не справлюсь, может быть, вы мне поможете?

– Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками. Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова:

Вправо- влево повернись и в умельцев превратись!

Надеваем фартуки и проходим в мастерскую. У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Вы сможете выбрать ту, которую захотите расписывать. В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку.

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

(физминутка 2 мин)

Привезли мы глину с дальнего бугра Взялись за руки, идут по кругу

Ну-ка за работу, чудо-мастера! Вытягивают руки вперёд, в стороны

Слепим, высушим – и в печь! Лепят ладошками

А потом распишем. Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии

Будем мы игрушки «печь», «Лепят» ладошками

Печка жаром пышет. Кулачки сжимают и разжимают

А в печи – не калачи, Машут указательным пальцем

А в печи – игрушки! Вытягивают руки вперёд

(Самостоятельная роспись 10 мин.)

Порадуем Дедушку Тихона своими знаниями. Теперь можем приступить к работе.

- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

- Настроились? Тогда давайте творить чудеса.

- Приступайте к работе.

(Педагог включает в этот момент спокойную народную музыку)

По ходу расписывания игрушек направлять детей :

- Ребята круги мы будем делать с помощью ватной палочки. Круги и точки на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга. Чтобы рисовать ватной палочкой, нужно смочить водой, а затем набрать краску.

-Ребята, кольца вокруг точек рисуем кончиком кисточки.

- Берем кисть тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в воду и о край баночки снимаем лишнюю каплю. Обмакиваем кисть об салфетку. И на весь ворс набираем краску нужного цвета. Кончиком кисти рисуем кольца на нашем узоре.

Заключительная часть. (Подведение итогов 5 мин.)

По окончании работы дети выставляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.

Дед: Вот спасибо вам ребятки за помощь. Вы хорошо потрудились. Теперь и на ярмарку можно.

Затем дети по очереди высказывают своё мнение об игрушках.)

- Я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.

- Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

- А я, ребята, купила бы все игрушки, потому что они очень красивые, нарядные, веселые, праздничные. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Спасибо за вашу работу. Осталось только сказать волшебные слова: Вправо- влево повернись и в ребятишек превратись!

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Конспект ООД по декоративному рисованию «Роспись филимоновской игрушки» в старшей группе

Конспект ООД по декоративному рисованию «Роспись филимоновской игрушки» в старшей группе Цель: учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи. Задачи: • Формировать представление у детей о филимоновских.

Конспект ОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись — цветочный узор»

Конспект ОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись — цветочный узор» Цель: учить детей рисовать городецкие цветы - розаны, купавки, ромашки, бутоны, листья на силуэте солонки или дощечки, передавая яркий.

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка»

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Амина Керимова Тема: «Роспись.

по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.

Тема: «Народная игрушка»

Цель: Формировать элементарные представления о русской народной игрушке-матрешке.

1. Учить планировать высказывания, используя слайды презентации.

2. Учить внимательно слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки.

3. Закреплять представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).

1. Развивать познавательную деятельность, инициативность.

2. Продолжать расширять и активизировать словарный запас воспитанников.

3. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

1. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

2. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудиоматериалы,

столы, стулья, русский народный костюм для педагога, игрушки-матрёшки,

бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей, гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской, рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.

Время реализации: 15 – 20 минут.

Методы и приемы организации НОД:

Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).

Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)

Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

Игровые: сюрпризный момент (герои сказки).

Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.

Ход НОД

1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Воспитатель: Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где располагается выставка деревянных игрушек-матрёшек)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, в России тоже есть свой сувенир. Как вы думаете, какой?

Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек. А почему?

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: (обращаясь к матрёшке)

Ой, ты барышня – матрешка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир.

Воспитатель: Я приглашаю вас занять свои места на стульчиках.

Воспитатель: Ребята я расскажу вам про секрет куклы-матрёшки.

Воспитатель: Матрёшка раскрывается.

Интересно, что же там?

Дети: Там еще одна матрешка,

Воспитатель: Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Будем дальше разбирать.

Разбираем и считаем

Дети: Раз, два, три

Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

Дети высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель. Конечно же внутри матрешки еще одна матрешка

Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

Воспитатель: Значит, какие они?

Воспитатель: Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.

Воспитатель: Какие они становятся?

Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие

Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Посмотрите внимательно узоры на одежде матрёшек.

Какие одинаковые рисунки вы заметили?

Дети: Цветы, ягодки, листики.

Воспитатель: Матрешки любимые игрушки у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Встаньте в круг будем танцевать.

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши).

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед).

Топают матрешки. (Топают ногами).

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо).

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо).

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры. (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево).

Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Воспитатель: Я приглашаю вас в мастерскую русской матрешки (одеваем фартуки)

Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.

Воспитатель. Мастера скорей за дело.

Украшай матрешек смело.

Выбирай любой узор.

Чтобы радовал он взор.

Воспитатель: Художник нарисовал вот такую матрешку, а сарафан раскрасить забыл. Каким узором мы можем украсить сарафан?

Дети: цветочками, листьями, горошинками.

Воспитатель. Хотите помочь матрешке стать красивой?

Воспитатель: Посмотрите краски есть, а кисточек нет, чем же мы будем рисовать?

(Воспитатель показывает вариант раскрашивания матрешки, проговаривая действия).

Воспитатель: Смотрите вот это какой у меня пальчик?

Воспитатель: Правильно. Сначала я макаю указательный пальчик в красную краску и ставлю точку по середине фартука, затем вытираю об салфетку. Потом макаю пальчик в синюю краску, только подушечку пальчика и ставлю вокруг точки лепестки, большим пальцем. А мизинчиком я буду украшать косыночку своей матрешки. Окунаю только кончик мизинчика и аккуратненько ставлю точки на косыночке своей матрешки.

Воспитатель: Как украшен сарафан?

Дети: Цветочками, горошинками (кружочками)

Воспитатель: Теперь давайте вы сами попробуете.

Воспитатель: Проходим к столам. Садимся и приступаем!

После того как раскрасите, вытрите руки об салфетку, которая находится у каждого на столе.

Воспитатель: Ой, какие подружки получились для нашей матрешки. Красивые! А пока наши рисунки высохнут, давайте вместе с матрешкой поиграем в игру.

Дидактическая игра «Собери матрешку»

Воспитатель: На столе лежат конверты, в них находятся все части матрёшек. Нужно собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто первым соберет матрешку.

Воспитатель: Ну, вот ребята, настала пора возвращаться.

Подведение итогов занятия :

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и вспомним, где мы сегодня были? Что мы делали?

Дети: Знакомились с Матрешкой, пели песенку и танцевали, отгадывали загадку, украшали сарафан цветами, листьями, играли в игру.

Воспитатель: Все ли справились с заданием - раскрасить сарафан Матрешек? За ваши старания матрешка прислала для вас сувениры.

Конспект занятия по рисованию «Народная игрушка»


«Народная игрушка — русский сувенир Матрёшка». Конспект занятия по изодеятельности с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Народная игрушка своими руками из пластилина

Народная игрушка своими руками из пластилина Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Для производства фигурки применяется красная.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка – конь». Цель: слепить из пластилина,.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Лэпбук «Народная игрушка»

Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная игрушка в детском саду

Народная игрушка в детском саду «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

творческие способности и фантазию, наблюдательность. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана, фартука для матрёшки.

Воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата. Воспитывать эстетический и художественный вкус.

Сопутствующие задачи: В процессе совместно выполненной работы, формировать у детей

стремление к активному познанию действительности.

Коллективные работы - это один из путей социального познания, при условии , что при их выполнении уделяется внимание совместному проживанию воплощаемых событий.

Материалы к занятию: Деревянные матрёшки, силуэты матрёшек для каждого ребёнка, краски гуашь, наглядные пособия.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, дидактические игры “Собери целое”, “Лото – матрёшки.”

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня станем настоящими художниками по росписи игрушек. А расписывать мы будем вот такие игрушки. (Обращая внимание детей на выставку матрешек). Ребята, вам знакомы эти игрушки? Как они называются? (ответы).

Эту куклу- матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да еще внутри целое семейство сидит. Иногда в одну матрёшку 60 помещается. Последняя самая маленькая- с горошину величиной. Есть матрёшки и вашего роста. Послушайте потешку о матрёшке:

Шли матрёшки по дорожке

Было их немножечко,

Две Матрёны, три Матрёшки

И еще Матрёшечка…

Давайте узнаем, как и кто придумал матрёшку, где и как делают такие игрушки.

Откуда же взялась такая игрушка на Руси?

- Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном русском городе Сергиев Посад. Прообразом матрёшки могли послужить “писанки”- деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрёшки стала японская ритуальная кукла “дарума”, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.

- Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было . А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. Яркими, весёлыми красками художник расписывает матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.

- В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похоже на нашу Матрёну!” С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Сегодня, матрёшку знают уже во всем мире. Стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром.

Ребята, нам предстоит тонкая работа. Поэтому перед её началом, давайте потренируем наши руки и ноги тоже.

Мы весёлые матрёшки

Мы весёлые матрёшки —

На ногах у нас сапожки,

В сарафанах наших пёстрых,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки. (Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.)

Воспитатель предлагает детям занять места за столами, для росписи матрёшки.

Воспитатель: Ребята, у Вас на столе лежат силуэты матрёшек. Я Вам предлагая расписать их цветочными узорами. Матрёшку можно украсить любой росписью, и это станет Вашей авторской работой.

Сначала, нужно нарисовать лицо - прорисовываем глаза, рот, нос (Воспитатель показывает, как правильно это сделать). Затем раскрашиваем платок, рубаху, сарафан. Далее, ребята, используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения.

Дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает словесную помощь. По окончании работы проводится выставка рисунков.

Читайте также: