Рисование в средней группе на тему дымковская игрушка шаблоны для рисования

Обновлено: 16.05.2024

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;

- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки),

вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.

- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать чувство цвета, эстетические чувства;

- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

- развивать общую и мелкую моторику;

- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

- воспитывать самостоятельность, активность;

- формировать эстетическое восприятие и воображение, приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь);

просмотр презентации «Дымковская игрушка», разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.

Закрепление: дымковская игрушка: индюк, петух, козлик, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная, румяная.

Материалы и оборудование:

• иллюстрации с изображением дымковских игрушек;

• трафареты лошадок, гуашь, кисточки, ватные палочки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);

• элементы росписи дымковской игрушки;

• образцы, украшенных росписью силуэтов барышень;

• просмотр презентации «Дымковская игрушка»;

• рассматривание дымковской игрушки;

• узоров, используемых для украшения дымковской игрушки;

Методы и приемы: психологический настрой (установление эмоционального контакта); приветствие в стихах «Здравствуй»; демонстрация игрушек и иллюстраций дымковских игрушек; рассказ о том, как появились дымковские игрушки; словесная игра; динамическая пауза - игра «Что вышло?»; сюрпризный момент; игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»; загадка Королевы-кисточки; имитационное упражнение; пальчиковая гимнастика; самостоятельная работа детей (рисование); гимнастика для глаз «Лучик солнца»; выставка детских работ, обсуждение; рефлексия.

Содержание организованной образовательной деятельности

I. Организационный момент.

(установление эмоционального контакта)

Дети становятся в круг

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшее, что есть на свете.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие в стихах «Здравствуй»

Дети: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

II. Основная часть

Воспитатель: Ой смотрите, что это за девочка к нам пришла, плачет и одета не так как мы. Давайте спросим что у нее случилось и почему она грустит.

Девочка Аленка (переодетый младший воспитатель, в народном сарафане и красивом платке с узорами) отвечает: я Аленка, я потеряла свою любимую игрушку и без нее мне грустно.

Воспитатель : ребята а давайте подарим девочке Аленке свои игрушки.

Девочка Аленка : спасибо большое, вы очень добры, но мне нужна моя игрушка, помогите мне ее найти. Мою любимую игрушку зовут барыня.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Живу я в одном селе. Когда на улице холодно и зимний мороз сковывает землю, в домах затапливаливают печи, дым окутывает крыши, да, так, что ничего не видно, один дым. Вот и назвали мое село Дымково.

Трудятся взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеят хлеб, готовят еду, пасут домашних животных: коров, овец. А дети играют на лугу, пеют песни. Нет у нас таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

А давайте поиграем в игру «Вставь словечко»

«. Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

И село большое … („Дымково") назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-… (сказки),

И лепили там из … (глины)

Все игрушки не простые,

А волшебно-… (расписные),

Белоснежны, как березки

(Кружочки, клеточки, полоски —) воспитатель показывает

Простой, казалось бы узор, соответствующие узоры,

Но отвести не в силах взор». а так же изображения

Из глины … (козлик) в яблоках, животных и людей

Собою хорош, очень пригож. на иллюстрациях

А вот … (олень) на стройных ногах,

Вся краса у оленя в … (рогах).

А вот дымковские … (барыни):

У них руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Динамическая пауза - игра «Что вышло?»

Подними ладошки выше и сложи над головой.

Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.

Подними ладошки выше, а потом согни дугой.

Вышли гуси – вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой.

Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам и нарисовать для Аленки ее игрушку - барышню.

Игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»

Королева-кисточка напоминает нам, что дымковские игрушки всегда бывают только белыми. А мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой). Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей) Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Ребята, Королева-кисточка спрашивает, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

А что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.

У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами. А сначала угадайте загадку:

Румянец на лице,

Стоит не дыша. (барышня)

Давайте изобразим, как ходит барышня

Ой, люли, ой, люли,

Барыни на луг пошли (идут на месте)

Покружились и цветочки собирать пошли. (выполняют пружинку и собирают цветы в корзинку).

Королева-кисточка приготовила для вас барышень, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать их. (Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места). Давайте вспомним, как будем расписывать ее. Какие части мы закрашиваем полностью? (волосы). А узор где расположим? (вдоль туловища, юбки).

А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.

Прежде, чем рисовать.

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.

За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.

Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

(отводят взгляд вправо)

Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Красивая дымковская барышня». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. Воспитатель обращает внимание на яркость барышень, их красоту, предлагает детям ответить на вопросы: «Чья работа больше нравится? Почему? Какая барышня самая аккуратная?»

Ш. Заключительная часть.

Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши барышни засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера. И Аленка повеселела, вон сколько барынь у нее есть, любой играть можно. Аленка решила вас отблагодарить и приготовила для вас сладкий сюрприз.

На этом занятие окончено.

Воспитатель: Ребята, Вы сегодня – молодцы, отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашей гостьей Аленкой и пожелать ей счастливого пути!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф.

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч.


Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и.


Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки).


Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)


Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковский петушок).

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группеОбразовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализаци.

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки».

Все материалы по теме «Дымковские игрушки. Картинки и раскраски для детей»
( 22 картинки )

Шаблоны дымковской росписи

Элементы дымковской росписи

дымковский мотив на круглом блюде. Раскраска

Дымковский козлик. Раскраска игрушки

Дымковская лошадка. Раскраска с узором

дымковские элементы на игрушках. Раскраска по образцу

    дымковские элементы на игрушках. Раскраска по образцу

Дымковские узоры. Игрушки для раскрашивания по образцу

    Дымковские узоры. Игрушки для раскрашивания по образцу

дымковские узоры на игрушках. Раскрась картинку

Индюк. Дымковская игрушка. Раскраска с цветным контуром

    Индюк. Дымковская игрушка. Раскраска с цветным контуром

Индюк. Дымковская игрушка. Раскраска

Дымковская раскраска

Дымковская игрушка. Картинка для раскрашивания

Ваши предложения
и пожелания

Игра — квест «Путешествие в страну Трудолюбия»

Мастер-класс по изготовлению игры с использованием ватных палочек и картона «Головоломка»

Игра-бродилка для семьи «Любимые папины дела»

Сценарий и выступление воспитанников ко Дню медицинского работника

Фотоотчет «Игры с карточками на прогулке с младшими дошкольниками»

Мастер-класс по изготовлению поделки из гофротрубочек «Кактус» для детей от 5 лет

Мастер-класс по рисованию солью и красками с детьми дошкольного возраста «Цветочек на полянке»

Дидактическая игра из крышек для знакомства детей с днями недели

Государственные праздники России в картинках

Народы проживающие в России (костюмы)

Карман для лэпбука о России «Флаг, герб»

Государственные праздники России для детей

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски). Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

-рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

-рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

-рисование элементов дымковского узора;

-составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки;

-разучивание стихотворений о дымке.

Материал, инструменты, оборудование:

Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идёт дым, деревья в зимнем наряде);

-дымковские игрушки (индюк, барышня, птичка, конь);

-образцы элементов дымковской росписи.

-силуэты игрушек (индюк, барышня, птичка, конь, козлик)-на выбор ребёнка;

-гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Методические приё мы:

-показ и объяснение воспитателя;

-напоминание о технике рисования;

-наблюдение за работой детей;

-анализ работы воспитателем и детьми.

Музыкальное сопровождение: запись русских народных мелодий.

Ход занятия:

-Ребята, я приглашаю вас в мини-музей дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек).

-На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково)

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

И село большое Дымково назвали!

-В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вот эти игрушки! (показать)

Игрушки не простые, а дымковские, расписные!

-Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера!

-Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь).

-У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры. Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других: у оленя - ветвистые рога, у барашка – рога загнутые кольцами.

-Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос, кругов)

-Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)

-Необычные сказочные птицы. Кто это? (уточка, петушок, индюк)

-Узоры у птиц более сложные, че у животных. Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги, кольца, волнистые линии, но и налепы, пышные оборки (показать).

-Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)

-Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)

-Что надето на голове? (кокошники, шляпки)

-Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.

-Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий)

-Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!

-Для чего нужны дымковские игрушки? (есть игрушки с которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают)

-Игрушки лепят из глины, затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми. Когда игрушки остынут, их покрывают белой краской, затем «наряжают». Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.

-Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами силуэты животных, птиц или барышень.

Динамическая пауза «Мы в музее побывали»

Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

-Предлагаю вам стать дымковскими мастерами! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек. Согласны быть дымковскими мастерами?

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

-Приглашаю в художественную мастерскую!

-Возьмите любую игрушку и пройдите на свои места.

-Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе)

-Закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво, ярко, аккуратно.

Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

Можешь пальцы сосчитать:

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

Выставить рисунки детей.

-Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много разных игрушек! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

На них смотреть нам всем интересно!

Игрушки украшены просто чудесно!

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка»

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка» «Узор на полосе – дымковская игрушка».Предварительная работа: Рассказ воспитателя о создании дымковской игрушки, о мастерах, особенностях.

Знакомство с дымковской игрушкой. Декоративное рисование. Знакомство детей с дымковской игрушкой. (2002г) (младшая группа). Занятие 1. «Украшение платочка». Программное содержание. 1. Познакомить.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБДОУ детский сад «Светлячок» поселок Приаргунск.

Конспект ОД по декоративному рисованию в средней группе

«Дымковская игрушка — лошадка».

Воспитатель Иванова Г.А.

Знакомить детей с изделиями народных промыслов. Формировать умение замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

1. Закреплять умение детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя круги, точки, колечки.

2. Закреплять умение правильно держать кисточку, пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Знакомить с техникой “тычок” ватными палочками для создания узора.

3. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, развивать эстетическое восприятие, желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи. Создать у детей чувство сопереживания, желание помочь лошадке.

4.Активизация словаря: дымковские игрушки, колечко, кружок, нарядная, праздничная, глиняная.

-иллюстрации дымковской игрушки, лошадки -трафареты , гуашь красного, оранжевого, синего и черного цвета, ватные палочки.

- Ребятки, сегодня к нам в гости пришла необычная гостья. А чтобы узнать кто она, нам необходимо отгадать загадку.

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста ее грива,

Весела она, игрива.

У нее так шерстка гладка,

Это к нам бежит … (Лошадка)

- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. А вот и наша гостья, дымковская игрушка-лошадка. Давайте поздороваемся с ней, но сделаем это особенно, чтобы наша лошадка запомнила таких хороших детей.

Игра – приветствие «Здравствуйте»

Здравствуйте ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ.

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок.

Здравствуй мой носик! Пим, пим, пим.

Здравствуйте ребятки!

-Какие молодцы поздоровались с лошадкой. Но лошадка не простая, а сделанная в Дымково. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, в зимний мороз в домах затапливали печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково.

У детей не было тогда таких игрушек, как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Дымковскую игрушку невозможно спутать с другими. Мы узнаем её по белому фону, на котором нарисован простой узор: кружки, колечки, полоски, точки. А какие яркие краски используют мастера для украшения игрушек! Назовите их цвета. (Ответы детей.) Да, вы правы, игрушка расписана красными, синими, золотисто-желтыми красками.

–А как забавно выглядит сама лошадка! Как по-доброму смотрит она на нас! Вот поэтому дымковская игрушка всегда несет людям радость. Посмотрите на неё и настроение ваше сразу улучшится. А знаете ли вы стихи про лошадку?

-Ребята, а что случилось? Почему наша гостья, дымковская игрушка-лошадка невеселая? Что могло произойти?

(Ответы детей: плохое настроение, она заболела).

-Давайте спросим у самой лошадки? Какая беда с ней приключилась.

-Лошадка, что с тобой приключилось?

Лошадка: мои друзья-лошадки попали под дождь и все красивые узоры смыло. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые.

-Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку-лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.

-Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка-лошадка?

-Какой используется цвет?

-А хвост, грива какого цвета?

-Посмотрите внимательно, кружочки у нее одинакового размера?

- Давайте мы с вами поможем ее друзьям, чтобы они вновь стали нарядные и веселые. Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадкам красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.

-Чтобы нарисовать кружочки нашим лошадкам, для этого надо взять ватную палочку, обмакнуть ее в краску и аккуратно приложить к лошадке (показ).

Физкультминутка:

Конь меня в дорогу ждет, бьет копытом у ворот,

На ветру играет гривой, пышной, сказочно красивой.

Быстро на коня вскочу, не поеду-полечу.

Там за дальнею рекой, помашу тебе рукой.

-Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки, они уже улыбаются, значит, им тоже все нравится.

(Рассматривание детских работ).

-Вам понравилось разрисовывать лошадок?

-Какие узоры вы рисовали?

Чем вы их раскрашивали?

-Я очень рада за вас, молодцы! Все справились, были активными, внимательными и дружные! Лошадка благодарить вас и хочет с вами поиграть.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД по декоративному рисованию

в средней группе.

Формирование умения, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов, знакомство детей с народным промыслом дымковская роспись.

-Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).

- Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора, интерес к изучению народных промыслов, умение поддерживать беседу.

- Создать условия для привития любви и уважения к народным промыслам.

- Создать развивающую предметно пространственную среду для обогащения знаний детей о дымковской росписи.

Активизация словаря : дымковские игрушки, кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.

Материал и оборудование: образцы декоративно-прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки, домик.

Предварительная работа:

1. Выставка в группе дымковских игрушек.

2. Дидактическая игра: «Собери пазл».

Ход проведения

Воспитатель :

(дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.

Воспитатель : Что вы видите на нашей выставке?

Воспитатель:

Приготовьте свои ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково.

У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Ребята, а давайте-ка мы с вами заглянем в этот дом и посмотрим,что там происходит, (дети рассматривают домик).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, там две мастерицы делают игрушки. Вот они уже вылепили из глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом и

рисуют с любовью дивные узоры яркой краской. (воспитатель показывает силуэт игрушки в белом и цветном варианте)

( из-за домика появляется лошадка).

Ребята, к нам пришла лошадка. Давайте поздороваемся с ней. Почему она грустная? Она скучает без друзей, ведь, оказывается, сегодня она именинница! А какой же праздник без друзей? Давайте поможем ей? Нарисуем ей друзей? Но ведь мы не знаем, как именно это сделать…

Воспитатель: Ребята, а эта лошадка то непростая, а волшебная! Закройте глаза! Воспитатель меняет «наряд» лошадки, 2-3 раза вставляя и убирая готовый узор.
- Посмотрите, какая лошадка?
- Какие цвета использованы в наряде?
-Какие узоры вы видите?
- Ребята, а какие мастера на Руси делают такие игрушки?
Все игрушки непростые, а волшебно расписные,
Белоснежны, как березки; кружочки, клеточки, полоски…
Казалось бы, простой узор, но отвести не в силах взор!

Воспитатель: Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки?

Физкультминутка:

Давайте поедем на лошадках.

Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок»

Бьет копытом у ворот. Поочередное поднимание ног,

На ветру играет гривой, Покачивание головой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на коня вскачу,

не поеду – полечу Подскоки на месте

Там, за дальнею рекой, Остановится

Помашу тебе рукой! Помахать руками.

Воспитатель: Вот мы и приехали.

Здесь как в настоящей мастерской, давайте превратим шаблоны в красивые дымковские игрушки. Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами за железку; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком); кольцо и круг рисуем концом кисти, но круг потом закрашиваем по форме: точки можно рисовать «тычком» концом кисти или ватной палочкой.

Воспитатель: Дети, закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою лошадку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.

И прежде, чем начать рисовать

Предлагаю пальчики размять.(пальчиковая гимнастика)

Друг о друга мы немножко.

Кулачки сжали – разжали,

Кулачки сжали – разжали.

Вот и пальчики размяли.

Самостоятельная работа детей ( под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).

Рефлексия: вы красиво расписали свои игрушки, вы - настоящие мастера. И у лошадки стало хорошее настроение, т.к. у неё появилось много друзей. Это вы помогли ей, молодцы!

Конспект занятия «Роспись дымковского коня»

· Продолжать закреплять знания детей о дымковской игрушке: материал (глина); виды (барыня, животные, птицы); мастера, место изготовления (Родина – Дымково); историей промысла).

· Учить детей расписывать силуэт коня дымковскими узорами: горошина, точка, соблюдая следующие правила построения композиции: располагать элементы узора в шахматном порядке; начинать роспись сверху вниз; расписывать у коня только внешнюю сторону: туловище, ноги.

· Учить детей наносить элементы узора, использую нетрадиционную технику

· рисования – ватные палочки: горошины наносить путем прижимания ватной палочки большего размера; точки наносить путем легкого прикосновения ватной палочки меньшего размера.

· Учить различать цвета, используемые в дымковской росписи .

· Активизировать в речи детей слова: дымковская игрушка, горошина, точка, конь.

· Развивать композиционные умения в шахматном расположении элементов узора при расписывании силуэта коня.

· Просмотр видеофильма о «Народных промыслах»: Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла.

· Рассматривание иллюстраций и ширм по дымковской игрушке.

· Организация мини-музея «Дымковские игрушки».

· Д/и «Подбери краски для дымковских игрушек».

· Упражнять в рисовании кругов, колец, точек рядами.

· декорации: иллюстрации седа Дымково, дом со ставнями, 2 мастерицы с силуэтами дымковских игрушек (расписные и нет);

· карточки с элементами узора;

· силуэт коня (в расписном варианте и в белом);

· схема шахматного расположения элементов узора;

Раздаточный материал: (на каждого ребенка)

· вырезанные из цветной бумаги: горошины и точки

· изобразительные материалы: (гуашь, ватная палочка, вода, кленка, подставка, салфетка)


Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Воспитатель: А куда отправимся - будет для вас загадка.

Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами, а воспитатель выставляет декорации)

Воспитатель: Ребята открывайте глаза, мы прилетели с вами на берег реки, где расположилось старинное село под названием Дымково. Здесь живут русские мастера, которые длинными вечерами делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими узорами.

Много разных игрушек лепят мастера: это и кони, и птицы, и барышни.

Посмотрите, над нашей избой поднимается голубой дымок над трубой. Мастерицы длинными зимними вечерами топят печь, обжигают глиняные игрушки и все село в дыму. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.

Воспитатель – Ребята, а давайте-ка мы с вами заглянем в одну из изб и посмотрим, чем там занимаются?

(Воспитатель вместе с детьми подходит к избе и приоткрывает ставни. В комнате сидят 2 женщины. Они занимаются росписью игрушек.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это две мастерицы готовятся к ярмарке – делают игрушки. Вот они уже вылепили из глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.

Воспитатель: Интересно, а чем они сейчас заняты, как вы думаете? Дети: они будут расписывать игрушки.

Воспитатель: Правильно, на белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисуют с любовью дивные узоры яркой краской. (воспитатель показывает силуэт игрушки в белом и цветном варианте)

Воспитатель: Ребята, скажите, какие цвета используют мастера, когда расписывают глиняную игрушку?

Дети: желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой.

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, а какими узорами мастера расписывают свои игрушки?

Воспитатель: ребята, посмотрите и скажите, как называется этот узор? (воспитатель последовательно показывает каждый элемент на карточке)

Воспитатель: мастерицы рисуют простой узор из горошин, колец, точек, прямых и волнистых линий.

Воспитатель: А теперь давайте закроем ставни. Не будем больше мешать.

Д/И «Найди такой же узор»

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю тоже принять участие в дымковской ярмарке, побудем мастерами и распишем вот такого дымковского коня. Давайте на него внимательно посмотрим. Какие части закрашены у коня полностью? (указательный жест) (Хвост, грива, копыта, уши) Какого цвета хвост, грива, копыта? (черного) А какого цвета уши? (Мастера расписывают уши в яркие цвета).

А где располагается узор? (вдоль ног, туловище) Мы у коня расписываем только ноги и туловище. Ребята, посмотрите внимательно мы наносим узор только на внешнюю сторону, внутренняя - остается белой. Ребята, а какими узорами украшен конь? (можно использовать карточки с элементами дымковских узоров).

Мастера украсили коня горошинами и точками. Ребята, а на какую геометрическую фигуру похожи и горошина и точка? (круг) А что больше горошина или точка? Горошина в 3 раза больше чем точка. Ребята, посмотрите внимательно, как расположены горошины и точки? (Показать схему) – В шахматном порядке. А какого цвета горошины? Точки?

Воспитатель: Ребята, узор на дымковскую игрушку наносят сверху вниз. А наносить узор на нашего коня мы будем не кисточками, а ватными палочками. Посмотрите внимательно на ватную палочку: с одной стороны ваты много накручено – это стороной мы будем делать горошины, а с другой стороны - мало, этой стороной мы будем делать точки.

Смотрите внимательно, как мы наносим узор на коня. Сначала опускаем в баночку с краску ту сторону ватной палочки, на которой ваты много накручено. У меня гуашь красного цвета, а вас может быть любого другого яркого цвета.

Затем находим место, где заканчивается грива и начинается туловище и начинаем плотно прижимать ватную палочку, делая горошинки на небольшом расстоянии друг от друга, сверху вниз в шахматном порядке. Ребята, не забудьте, что узор мы наносим только на внешнюю сторону, а внутренняя сторона остается белая.

Воспитатель: Ребята посмотрите, горошины я нанесла, остались точки. Теперь я переворачиваю ватную полочку, и опускаю в баночку уже с другой краской ту сторону палочки, где ваты мало накручено. У меня краска желтого цвета, у вас может быть любого другого. Теперь я начиная точки наносить с того место где заканчивается грива и начинается туловище по одной точки между горошинами, сверху вниз, легким прикосновением палочкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот такой яркий конь у меня получился.

Воспитатель: Ребята, а теперь пришла ваша очередь игрушек к ярмарке расписывать. Проходите, садитесь за столы.

Воспитатель: Ребята, но прежде чем мы начнем расписывать игрушку, мы попробуем выложить узор на коне с помощью кружочков разных цветов и разных размеров. Большие кружочки – это будут горошины, а маленькие – точки. Пододвиньте к себе тарелочку с кружочками, силуэт коня и начинайте выкладывать, как будто рисуете: не забывайте, что начинаем сверху вниз, в шахматном порядке. (воспитатель следит за правильностью выполнения, исправляет ошибки).

Воспитатель: Все справились!? А теперь начинаем расписывать коней. (самостоятельная деятельность детей)

Воспитатель направляет ход работы, оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой.

Воспитатель: Кто закончил, несем свои работы на ковер, будем выставку оформлять «Веселая дымковская ярмарка».

Вопросы к детям:

- Ребята, а давайте найдем такого коня, у которого самые ровные, самые круглые горошины? Точки?

- Ребята, а найдите, пожалуйста, такого коня у которого горошины и точки в шахматном порядке расположены?

- Ребята, а теперь давайте найдем такого коня, который больше всего похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата близнеца?

- Ребята, давайте найдем такого коня, у которого очень много горошин и точек?

Воспитатель: Молодцы ребята, помогли мастерам к ярмарке приготовиться, расписали таких ярких, веселых, цветных игрушек – коней. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте глаза. Полетели!

На этом занятие по рисованию «Роспись дымковского коня» завершается.

Автор: Новикова Надежда Александровна, воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка «Детский сад № 44 «Весёлые нотки», г. Северодвинск, Архангельская область

Читайте также: