Рисование в старшей группе филимоновская игрушка

Обновлено: 19.04.2024

Формирование у старших дошкольников творческих способностей посредством приобщения к декоративно – прикладному искусству Тульского края: народному промыслу - Филимоновской игрушке.

  • Систематизировать знания детей о народных промыслах в процессе приобщения их к творчеству Тульских мастеров. Напомнить детям о происхождении филимоновской игрушки.
  • Закрепить декоративные элементы филимоновской росписи: полосы, точки, круги, цветы, ёлочки, солнышко.
  • Учить расписывать объёмную глиняную фигурку петушка основными традиционными узорами в определенной цветовой гамме: жёлтым, зеленым, малиновыми красками.
  • Развивать художественно - эстетические способности, умение видеть прекрасное в обыденных предметах.
  • Формировать интерес дошкольников к народной игрушке.
  • Воспитывать уважительное отношение к творчеству народных умельцев, аккуратность при выполнении росписи и умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция с другими образовательными областями:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» и использование ИКТ.

  • Чтение художественной литературы о мастерах Тульской области. Рассматривание фотографий с изображением Филимоновских игрушек.
  • Организовать выставку изделий из глины.
  • Вылепить заранее глиняных петушков и другие фигурки животных (кони, коровы, олени и другие).
  • помещение оформлено в виде деревушки, где расположены силуэты Филимоновских игрушек большого размера (корова, конь, солдат, барыня, петух);
  • мультимедийная установка, презентация «Чем славится наш Тульский край?»;
  • стол для выставки детских работ (хохломской росписью);
  • глиняные не раскрашенные свистульки;
  • костюм петуха;
  • фартуки;
  • тонкие (беличьи) кисточки;
  • подставки для кисточек;
  • скатерти;
  • баночки - «непроливайки»;
  • баночки с гуашью по три штуки с жёлтой, розовой, зеленой;
  • салфетки;
  • подставки для росписи игрушек (можно крышки из-под ведерок по количеству детей);
  • губки для вытирания излишка краски с фигурки;
  • латок с глиняными фигурками;
  • леденцы в виде петушков, который выносит «петух».

Дети заходят в зал и становятся перед экраном полукругом. На экране показывают презентацию « Чем славится наш Тульский край?»

Воспитатель:

Дети! Я приглашаю вас на экскурсию по Тульскому краю. Пожалуйста, дети, обратите внимание (воспитатель жестом указывает на экран). Что вы видите перед собой?

1. Я вижу перед собой город Тулу.

2. Это карта нашего Тульского края.

Дети! Скажите, пожалуйста, чем славится наш Тульский край?

Дети: Тула – город оружейников.

Правильно, Тула веками оружье ковала.

Дети:

Наш Тульский край славится самоварами.

В Туле пекут вкусные пряники.

Тульский край славится звонкими гармонями. (На экране появляется слайд со всеми тульскими ремеслами.)

Воспитатель:

А еще под Тулой есть удивительное место, где жил и работал великий русский писатель. Кто из вас знает, что это за место как зовут этого писателя?

Дети:

Это Лев Николаевич Толстой, он жил в Ясной Поляне, написал много книг и прославил Тульский край на весь мир. (На экране появляется слайд с Л.Н. Толстым.)

Воспитатель:

Вот, молодцы, как интересно вы рассказали! Наш Тульский край славится и своими мастерами. Вы знаете кого-то из них? Пожалуйста!

Да! Я знаю Тульского кузнеца-Левшу, который подковал блоху!

(На экране: Левша с блохой.)

Воспитатель:

Умница! Да, действительно богата Тульская земля и народными мастерами.

Дети, отгадайте загадку:

Есть под Тулой деревенька,

Там народные умельцы,

К нам добро в дома несут.

А добро то не простое,

И ни злато – серебро!

Создают из глины чудо,

Как называется оно?!

Что это за чудо то такое,

Необычное, глиняное, расписное?

1. Это Филимоновская игрушка.

2. Глиняные свистульки из деревни Филимоново.

Воспитатель:

Конечно же, это чудо называется Филимоновская игрушка. Дети! Вы хотите побывать в этой деревеньке и увидеть глиняные игрушки Филимоновских мастериц?

(Звучит музыка. На экране появляется деревня.)

Хотите! Тогда проходите! Вот она - эта деревенька! (Воспитатель и дети двигаются мимо указателя на деревню по кругу под песню «Вместе весело шагать по просторам». Воспитатель заходит за ширму и превращается в хозяйку, надевает костюм. А после музыки появляется изображение хозяйки на экране и рассказывает: «Вот деревня Филимонова, Тульской области, Одоевского Района. Когда-то здесь народные умельцы - Филимоновские гончары придумали лепить и расписывать игрушки из глины» (Хозяйка держит игрушку в руках.) Можно много раз видеть нашу местную Филимоновскую игрушку, но, повстречавшись, с ней вновь, опять остановишься и залюбуешься. Как всё просто, изящно, гармонично, какая выдумка и чувство красоты!

(Хозяйка появляется перед детьми, а на экране – игрушки.)

Перед вами здесь игрушки,

Разноцветны и ярки!

Озорные, как частушки,

Светятся, как огоньки!

Не просто глиняные игрушки, а Филимоновское чудо! Дети, чем необычны эти игрушки? Как вы думаете?

1. Игрушки красивые и яркие.

2. Это все свистульки.

3. Филимоновские свистульки смешные и причудливые.

4. Они озорные и веселые.

5. Все игрушки сделаны из глины.

Молодцы! Давайте подумаем, какие сюжеты легли в основу Филимоновских игрушек?

1. Я вижу перед собой танцующую пару – солдата и барышню.

2. Мне нравится конь и корова – они очень смешные.

3. У них длинные шеи.

4. А мне приглянулась красиво расписанная свинка. Ее бочка украшены причудливым узором.

Дети, что общего у этих игрушек?

1. Филимоновские игрушки похожи узорами.

2. У них вытянутые шеи.

Какие узоры филимоновской росписи вам знакомы?

1. Я знаю узор – Филимоновские цветы.

2. А мне знакомы точки и зигзаги.

3. У петуха бока расписаны елочкой.

4. Я вижу такие узоры, как солнышко и звездочка.

Сплетаются эти узоры в радостные соцветия. А какими основными цветами раскрашены свистульки?

Они расписаны красным, желтым, зеленым и иногда синим и малиновым.

Мастерицы из деревни Филимоново Тульского края не только лепили и украшали глиняные свистульки, но и сочиняли про них пословицы и поговорки. Вспомните, пожалуйста, какие вы знаете?

1. Петух семейку охраняет - никого не подпускает.

2. Не желает медведь реветь – желает свистеть.

3. Верхом – не пешком, захочу – на коне поскачу.

4. Один солдат на базар – другой с базара.

5. Коровушка непростая – глиняная, расписная.

6. Танцует парочка – солдат и сударушка.

7. Конь бежит – вся земля дрожит.

Молодцы! Порадовали меня, вот, сколько пословиц и поговорок вы знаете! Как вы думаете, зачем людям нужны Филимоновские игрушки?

1. Мастера делали игрушки - свистульки для детской забавы, чтобы играть с ними.

2. Лепили для продажи на ярмарках.

3. Для красоты, потому что их раскрашивали яркими красками.

4. Они приносят людям радость.

Спасибо, вам дети за песню.

(Звучит мелодия, под которую появляется ребенок в костюме петуха с лотком глиняных нераскрашенных игрушек.)

Петушок: Петушок, я, Петушок!

Золотой, я, гребешок!

Встретить я хочу друзей.

И узнать у них секрет,

Как раскрасить мне скорей

Вот эти свистульки для детей!?

Здравствуй, Петушок! Мы рады тебя видеть!

Петушок:

Здравствуйте гости дорогие (грустно отвечает).

Что ты Петенька не весел,

Красну голову повесил?

Что ты Петя загрустил,

Свои крылья опустил?

Ох- ох-ох! (Вздыхает.)

Петушок! Мы тебя сейчас развеселим! Поиграй с нами! (Дети становятся вокруг петушка, ходят по кругу и проговариваю.)

Трух! Трух! Трух! Трух!

Ходит по двору петух.

Сапоги со шпорами,

Хвост с узорами,

И на весь двор кричит! (Дети разбегаются.)

Ку-ка-ре-ку! (Машет крыльями и догоняет детей.)

Развеселили мы тебя, Петушок? (Он вздыхает.)

Вижу, что нет! Что с тобой произошло? Почему ты грустный?

Да ребята, вот беда!

Пока шел я к вам сюда,

Проходя через мосток,

Упал в речку мой лоток!

Измочил я петушков,

Краски смылись с их боков.

Я теперь ищу совета,

Как решить проблему эту!?

К несчастию мои игрушки так и останутся не раскрашенными, ведь я не умею рисовать!

Хозяйка:

Да, беда, так беда! Дети! Как мы можем помочь Петушку?

1. Мы станем друзьями петушку

2. Мы можем научить тебя рисовать

3. Поможем заново расписать игрушки! (Решительно.)

Вот мои игрушки – глиняные петушки. (Петушок раздает игрушки.) Вы, скорее их возьмите и по ярче распишите.

И тогда они опять будут красками сиять.

Хозяйка:

Отлично! Мы поможем тебе, петушок! Дети! Мы сегодня с вами станем народными мастерами. (Надевают фартуки и повязки на голову.) Выберите, пожалуйста, себе по одной свистульки и занимайте свои места. Петушок, присоединяйся к нам и учись расписывать игрушки из глины! (Дети расписывают свистульки.) Ребята! Давайте полюбуемся все вместе на вашу работу! (Педагог ставит стол. Дети выставляют свои работы на лоток петушку.)

(Любуется.) Ох! Какие глиняные игрушки!

(Берет одного петушка, Восторгается.)

У него алой краскою сверкает гребешок!

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост!

Не забыли про подставку

Полосой украсили яркой!

Здорово у вас получилось, спасибо большое!

Хозяйка:

Помогли мы тебе Петушок?

Да, помогли вы мне на славу.

Потрудились вы не зря.

Вот сосульки получите и спасибо вам друзья.

(Дети получают леденцы в виде петушков.)

Дети:

Вот пришла к нам игрушка такая

Вся простая и без хитрых затей

Длинные шеи и расписная

Для игры и забавы детей!

А мы с вами немного отдохнем - про свистульки песенку споем! (Дети поворачиваются к фортепьяно, два ребенка берут свистульки.)

Исполняется песня « Филимоновское чудо»

Будто радуга и солнце

Здесь оставили свой след

Забавляется весь свет.

Что за чудо - чудеса

Нет игрушек краше.

Вот какие мастера

Живут в деревне нашей!

А свистульки так играют,

Что захватывает дух!

Покорил всех красотою

Петушок:

Всем друзья вам на прощанье говорю вам до свидания. (Он уходит и уносит лоток с игрушками.)

Дети, а нам с вами надо возвращаться в детский сад (звучит музыка и на экране появляется дорога в детский сад, пока звучит фонограмма «Вмести весело, шагать по просторам» Хозяйка «превращается» в воспитателя, переодевается. (На экране фотография детского сада.)

Воспитатель:

Вот и закончилась интересная экскурсия по Тульскому краю, мы с вами и в детском саду. Дети, что вам запомнилось? Что вам больше всего понравилось?

1. Мы побывали в деревне Филимоново.

2. Мы играли, пели, рисовали

3. Мы научили петушка расписывать глиняные свистульки.

4. Вспомнили, чем славится наш Тульский край.

5. Наши игрушки получились красочными и аккуратными.

Дети, куда мы можем выставить ваши работы? Где могут храниться Филимоновские свистульки?

1. Глиняные игрушки могут украсить наш дом.

2. Их можно продавать на ярмарках.

3. Свистульки можно передать в музей.

4. Игрушки можно подарить близким людям, им будет очень приятно.

Дети! Вы большие молодцы. Вы показали себя настоящими мастерами. Все очень хорошо поработали! Всех благодарю!

1. Продолжать знакомство с народными промыслами России- познакомить с филимоновской игрушкой.

2. Помочь освоить элементы филимоновской росписи – «полоски», «елочки», «солнышко», «колесо» Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.

3. Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой деятельности, формировать сенсорные эталоны: цвета, величины и формы, тактильной чувствительности.

3. Развивать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству.

4. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером.

Оборудование к занятию.

Плоские модели из соленого теста с силуэтами филимоновских игрушек, гуашь, кисти, баночка для воды, клеенка, салфетка, презентация «Филимоновская игрушка»

Предшествующая работа: рассматривание альбома «Мастера России», выполнение росписи в различных техниках на занятиях по декоративному рисованию, чтение стихов с сайта «Музей филимоновской игрушки»

ФИЛИМОНОВСКОЕ ЧУДО

- Филимоновское чудо, а взялось-то ты откуда?

- Меня вылепил дедок, Филимоном звали.

А потом по всей деревне люди деда величали!

- А узоры расписные, кто придумал-то такие?

- Это тот, старинный род! Ну а глина-то какая?

Небось, бела иль цветная? По деревне слухи шли,

Глину-синику нашли! Эту глину мяли-мяли,

Потом форму придавали, потом в печке обжигали

И полоски рисовали.

- Филимоновское чудо, ты прославилось повсюду!

- В гости к чуду приезжай, про меня не забывай!

(Демонстрируется презентация «Филимоновская игрушка)

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

(В. Василенко) (Демонстрируется слайд 2,3,4,.)

Мужчины в деревне Филимоново делали посуду, а женщины и девочки лепили и расписывали игрушки- «забавки» из глины, которая называется «синика». Все филимоновские игрушки-свистульки (Слайд 5). Мастера лепили фигурки животных (олень, медведь, птичка, кот, черепаха, собачка) людей (барыня, солдат, кавалер). Все готовые изделия обжигали в специальных горнах на склоне большого оврага. После обжига посуда и игрушки становились белыми. Затем мастера-художники принимались раскрашивать изделия, используя своеобразные узоры и краски. «Лимонка, малинка, зеленка» – так ласково называют мастерицы свои краски. Игрушки получаются яркими и веселыми.

Воспитатель: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

Дети: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.

Воспитатель: В этих узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия.

Животные и птицы расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. (6,7,8,9)

Кофты у барынь и рубахи у солдат обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. На юбках, передниках и штанах рисуют орнамент из разных элементов. Лица у игрушек остаются белыми, глаза и рот рисуют точками. Во все игрушки можно посвистеть. (10,11)

Подумайте, где в игрушках может быть спрятан свисток?

Дети: В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Сегодня я предлагаю вам побыть народными мастерами-художниками в Мастерской филимоновских игрушек : выбрать узор и цвет краски для росписи и оформить наши работы. Готовые работы мы передадим на выставку, посвященную дню села. Но сначала подготовим пальчики и глазки, чтобы узоры под рукой выходили более выразительными.

Пальчиковая гимнастика «Кисточка» Упражнение помогает развитию воображения. Сделаем вид, будто мы «обмакнули» правую ладонь, изображающую кисточку, в «краску». Затем несколько раз проведём «кисточкой» по столу — к себе (внутренней стороной ладони, от себя (тыльной стороной). После этого еще раз «обмакнём кисточку в краску» и повторим движения.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Зрительная гимнастика. «Буратино»

Превращаюсь в Буратино

Буду рисовать картину

Нарисую я пейзаж

Носик я мокну в гуашь

Вот и небо чистое,

Травка, речка голубая

Я рисую, не моргая,

Будет носик рисовать

Наше зренье улучшать!

Выполняем задание. Берем в руки волшебные кисти, опускаем в воду, берем зеленый цвет, рисуем узоры, расписываем сказочную фигурку. Моем кисть, берем красный цвет, рисуем волшебные узоры. Используем разные элементы.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Декоративное рисование «Филимоновские мотивы»

Регулируем нажим кисти. Тонкие линии рисуем кончиком кисти. Следим за осанкой, работаем аккуратно и тихо. Заканчиваем роспись.

(САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПОД РУССКУЮ МУЗЫКУ)

Как называются игрушки, которые мы сегодня расписывали? Почему их называют филимоновскими? Из чего лепят? Что в них особенного? Какие цвета используют мастерицы? Какие новые элементы росписи вы запомнили? Наши игрушки получились яркими и веселыми.


ни будут поднимать людям настроение на празднике.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в I младшей группе «Бусы для куклы» Конспект НОД похудожественно-эстетическому развитию (рисование) в I младшей группе Тема: «Бусы для куклы Маши» Цель: развитие мелкой моторики.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Загадки с грядки» Разработала: воспитатель Дурнева Ирина Николаевна Нетрадиционная техника: печатание картофелем, пробками… Программное содержание: Формировать.

«Ягоды для птички». Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй группе Конспект открытой организованной деятельности детей. Тема: «Ягоды для птички» Программные задачи: Образовательные: -учить аккуратно рисовать.

«Солнышко». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей первой группы раннего возраста Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (рисование) для детей первой группы раннего возраста Тема: «Солнышко» Цель: продолжать.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей первой группы раннего возраста Тема: Дождик Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей первой группы раннего возраста Тема: «Дождик кап – кап –.

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование цветов Тема: Рисование цветов. Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Зайчик и его друзья» Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию «Зайчик и его друзья» Цели: • Учить детей рисовать способом штриховки кистью,.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Цветные шары» Конспект занятия по ХЭР (рисование) в средней группе Тема: Цветные шары. Цель: продолжить знакомство с приёмами изображения предметов овальной.

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование)

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) Самоанализ непосредственно – образовательной деятельности Конспект НОД "Золотая Хохлома" Непосредственно – образовательная деятельность.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» : формировать умение слушать сказку, отвечать на поставленные вопросы.

«Художественное творчество» : продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, историей её создания, закрепить представления об основных элементах филимоновской росписи, их значении, используемых цветах; закреплять умение рисовать гуашевыми красками, используя приемы: концом кисти, плашмя, формировать умение ритмично располагать узор на форме.

«Социализация» : воспитывать чувство гордости за родную страну, уважение к труду народных мастеров.

Оборудование: ковролин, плоскостные изображение героев сказки, схема с филимоновскими узорами, кисти, краски, подставки по количеству детей, глиняные изделия.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Хотите одну из них послушать?

В самом центре России, на высоком берегу реки стоит деревня. (Рассказывая, воспитатель прикрепляет на ковролин изображения реки, домов, людей и т. д. по ходу рассказа) Вдоль проселочной дороги рядами выстроились домики.

Однажды пришел в эту деревню человек, которого звали Филимон. Он обнаружил в этих местах отличную глину. Ребята, что можно делать с глиной, как её применять?

Правильно, из глины можно лепить. Вот и Филимон стал лепить из глины горшки и других научил. В честь него эту деревню назвали Филимоново.

Мужчины в Филимоново лепили посуду, а женщины - игрушки-свистульки. Это были петушки, козлики, барыни, кони. Дети помогали взрослым. Долгими зимними вечерами собирались все вместе и изготавливали различные изделия. Весной в огромной печи, которую специально для этого возводили, обжигали и игрушки и посуду. Это было зрелище необычной красоты. Игрушки получались белые, так как местная глина при обжиге белеет.

В те давние времена в деревнях не было красок и поэтому игрушки не расписывали. Когда появились краски, местные мастера стали украшать росписью глиняные игрушки. И они стали вот такими.

Посмотрите на них внимательно и скажите, какого цвета краски использовали умельцы? (Желтую, зеленую, синюю, красную). Украшали фигурки разными элементами. Чаще всего использовали чередующиеся полоски 2-х цветов, круги, которые обозначали солнце, звездочки, елочки, которые обозначали растительность, треугольники, которые обозначали землю.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки

Вот смотрите, этих лошадок нужно сделать яркими, нарядными. Хотите помочь им? Давайте украсим их, чтобы они отправились на праздник разнаряженные.

Лошадок мы будем украшать различными узорами, которые мы вспоминали. Использовать будем 3 цвета – красный, зеленый и жёлтый. Не забывайте, что элементы узора должны чередоваться. Начнем украшать. (Показ воспитателя) Работаем только кончиком кисти, чтобы линии получились тонкие и ровные. Работа детей.

Нарядные лошадки у нас получились?


Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка». Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Конспект НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни»

Конспект НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни» НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни». МАДОУ «Детский Сад №76 комбинированного вида» Подготовила воспитатель: Трехина Е. А.

Конспект НОД по ИЗО в младшей группе «Избушка на опушке»

Конспект НОД по ИЗО в младшей группе «Избушка на опушке» Цель: учить составлять целое из частей. Задачи: закрепить знание геометрических фигур квадрат и треугольник; формировать последовательность.

Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе «Бабочка. Монотипия» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение - детский сад №1 «Колокольчик» Конспект НОД по ИЗО в подготовительной.

Конспект НОД по ОО «Развитие речи» в старшей группе. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Конспект НОД по ОО «Развитие речи» старшая группа. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Цель: Учить детей составлять рассказы на.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Натюрморт» Тема: «Натюрморт» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. 2. Учить детей рисовать с натуры различные предметы,.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес»

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес» Тема: «Зимний лес» Цель: Продолжать учить рисовать сюжетную композицию на мятой бумаге с помощью различных художественных материалов. Упражнять.

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие. Цель: создавать условия для ознакомления.

НОД в старшей группе по ИЗО и ручной труд «Рыбки, ёлочки»

НОД в старшей группе по ИЗО и ручной труд «Рыбки, ёлочки» Воспитатель: Ребята сегодня у нас с вами необычный день, на улице падает снег, скоро наступят новогодние праздники, будем встречать на.

Занятие по рисованию «Филимоновская игрушка» Занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка». Цели: Познакомить детей с новым видом них росписи. Сравнивать и находить сходство.

Цель: Ознакомление с предметами декоративно- прикладного искусства страны.
Задачи: «познание» - познакомить с промыслом – «Филимоновская» свистулька. Знакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор). Развивать память и воображение в процессе дидактической игры «Русские узоры».
«Художественно- эстетическое». Освоить простейшие элементы Филимоновской росписи – полоски, «ёлочки», правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.
«Социально – коммуникативное». Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно – прикладного искусства страны. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером.
Материал: филимоновские игрушки, образцы росписи, гуашь, кисти, фломастеры, баночки с водой, бумага.
Деятельность: роспись филимоновской игрушки.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята.
Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!
(Воспитатель демонстрирует филимоновские игрушки)
Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой - филимоновской. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Послушайте сказку.
Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали анилиновыми красками. И научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.
Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, стилизованные фигурки людей и животных. Петушок, курочка, Барышня. Все они стройные, высокие, с длинными шеями будто стремятся ввысь к солнышку.
- Какие цвета используют мастерицы?
- Желтый, зеленый, красный, малиновый.
- Какие элементы росписи мы видим?
- Полоски, точки, снежинки, цветы, ёлочки.
Предлагаю поиграть в игру. Давайте разделимся на 2 группы.
У меня есть узоры. «Дымковские и Филимоновские». Вам надо элементы подставить к нужной картинке. МОЛОДЦЫ!
- Когда я к вам шла, письмо от дедушки Филимона нашла. Вот оно.
«Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, распишите волшебными красками филимоновскую сказочную фигурку, чтобы дело мое на Руси не пропало. »
- Филимоновские мастерицы передали вам также медальки с элементами росписи филимоновских игрушек. Давайте их наденем. Они не простые – имеют волшебную силу: игрушки получатся яркие и выразительные.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)
Приходили прямо к дому:
(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(показ соответствующих пальцев)
А мизинчик малышок постучался на порог.
Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.
Постучать мизинчиками друг о друга)
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
(сжимание и разжимание пальцев в кулак)
А что бы глаза не устали всегда говорили:
Мы на стульчиках сидим,
Во все стороны глядим:
Вправо, влево, вверх и вниз
Посмотри и улыбнись.
Выше глазки поднимай,
Вверх смотри и не мигай.
Нарисуй глазами солнце,
Светит пусть оно в оконце.
Закрывай глаза, дружок,
Ночь шагнула на порог.
Утром снова открывай
Быстро – быстро поморгай.
Отдохнули глаза, подготовили руки.
Роспись по мотивам филимоновских игрушек.
- У нас сегодня открывается Мастерская филимоновских игрушек. В конце занятия мы выберем лучшего мастера или мастерицу. Выполняем задание. Берем в руки волшебные кисти, опускаем в воду, берем зеленый цвет, рисуем узоры, расписываем сказочную фигурку. Моем кисть, берем красный цвет, рисуем волшебные узоры. Заканчиваем роспись.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПОД РУССКУЮ МУЗЫКУ,
Рассматривание работ. Подведение итогов. Ответы на вопросы.
- Что нового узнали сегодня? Как называются игрушки? Из чего лепят? Что в них особенного? Какие цвета используют мастерицы?
Наши игрушки и рисунки – яркие и веселые. Когда их много – на душе праздник. Всем удачи и хорошего настроения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Роспись бумажных силуэтов филимоновской игрушки"

Роспись красками силуэта филимоновской игрушки. Закреплять умение подбирать необходимые цвета, развивать любознательность и эстетический вкус.


"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.


Конспект интегрированного занятия в средней группе. Тема: «Роспись силуэта филимоновской игрушки»

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.


Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Роспись филимоновской игрушки»

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.Наглядные: рассматривание филимоновских игрушек.Словесные: указания, пояснения, напоминания, поощрение, вопросы репродуктивного и поискового характера, художественное слово, оценк.


МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Традиционная роспись филимоновской игрушки»

ЦЕЛЬ:Знакомство с традиционным филимоновским промыслом России и изучение росписи филимоновской игрушки-свистульки. ЗАДАЧИ:познакомить с традиционной росписью филимоновской игрушки;научить правиль.


Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства на тему: «Роспись силуэтов Филимоновской игрушки» для старшей группы.

Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного исскуства на тему: "Роспись силуэтов Филимоновской игрушки".

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись Филимоновской игрушки - Петушок»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы. Знакомство с русской народной игрушкой- Филимоновская игрушка.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Декоративное рисование «Филимоновские мотивы»

Программное содержание:

1.Продолжать знакомство с народными промыслами России- познакомить с филимоновской игрушкой.

2.Помочь освоить элементы филимоновской росписи – «полоски», «елочки», «солнышко», «колесо» Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.

3. Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой деятельности, формировать сенсорные эталоны: цвета, величины и формы, тактильной чувствительности.

3. Развивать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству.

4.Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером.

Оборудование к занятию.

Плоские модели из соленого теста с силуэтами филимоновских игрушек, гуашь, кисти, баночка для воды, клеенка, салфетка, презентация «Филимоновская игрушка»

Предшествующая работа : рассматривание альбома «Мастера России», выполнение росписи в различных техниках на занятиях по декоративному рисованию, чтение стихов с сайта «Музей филимоновской игрушки»

- Филимоновское чудо, а взялось-то ты откуда?

- Меня вылепил дедок, Филимоном звали.

А потом по всей деревне люди деда величали!

- А узоры расписные, кто придумал-то такие?

- Это тот, старинный род! Ну а глина-то какая?

Небось, бела иль цветная? По деревне слухи шли,

Глину-синику нашли! Эту глину мяли-мяли,

Потом форму придавали, потом в печке обжигали

И полоски рисовали.

- Филимоновское чудо, ты прославилось повсюду!

- В гости к чуду приезжай, про меня не забывай!

(Демонстрируется презентация «Филимоновская игрушка)

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

(В. Василенко) (Демонстрируется слайд 2,3,4,.)

Мужчины в деревне Филимоново делали посуду, а женщины и девочки лепили и расписывали игрушки- «забавки» из глины, которая называется «синика». Все филимоновские игрушки-свистульки (Слайд 5). Мастера лепили фигурки животных (олень, медведь, птичка, кот, черепаха, собачка) людей (барыня, солдат, кавалер). Все готовые изделия обжигали в специальных горнах на склоне большого оврага. После обжига посуда и игрушки становились белыми. Затем мастера-художники принимались раскрашивать изделия, используя своеобразные узоры и краски. «Лимонка, малинка, зеленка» – так ласково называют мастерицы свои краски. Игрушки получаются яркими и веселыми.

Воспитатель: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

Дети: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.

Воспитатель: В этих узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия.

Животные и птицы расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. (6,7,8,9)

Кофты у барынь и рубахи у солдат обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. На юбках, передниках и штанах рисуют орнамент из разных элементов. Лица у игрушек остаются белыми, глаза и рот рисуют точками. Во все игрушки можно посвистеть. (10,11)

Подумайте, где в игрушках может быть спрятан свисток?

Дети: В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Сегодня я предлагаю вам побыть народными мастерами-художниками в Мастерской филимоновских игрушек: выбрать узор и цвет краски для росписи и оформить наши работы. Готовые работы мы передадим на выставку, посвященную дню села. Но сначала подготовим пальчики и глазки, чтобы узоры под рукой выходили более выразительными.

Пальчиковая гимнастика «Кисточка» Упражнение помогает развитию воображения. Сделаем вид, будто мы «обмакнули» правую ладонь, изображающую кисточку, в «краску». Затем несколько раз проведём «кисточкой» по столу — к себе (внутренней стороной ладони), от себя (тыльной стороной). После этого еще раз «обмакнём кисточку в краску» и повторим движения.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Зрительная гимнастика. «Буратино»

Превращаюсь в Буратино

Буду рисовать картину

Нарисую я пейзаж

Носик я мокну в гуашь

Вот и небо чистое,

Травка, речка голубая

Я рисую, не моргая,

Будет носик рисовать

Наше зренье улучшать!

Выполняем задание. Берем в руки волшебные кисти, опускаем в воду, берем зеленый цвет, рисуем узоры, расписываем сказочную фигурку. Моем кисть, берем красный цвет, рисуем волшебные узоры. Используем разные элементы. Регулируем нажим кисти. Тонкие линии рисуем кончиком кисти. Следим за осанкой, работаем аккуратно и тихо. Заканчиваем роспись.

(САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПОД РУССКУЮ МУЗЫКУ)

Как называются игрушки, которые мы сегодня расписывали? Почему их называют филимоновскими? Из чего лепят? Что в них особенного? Какие цвета используют мастерицы? Какие новые элементы росписи вы запомнили? Наши игрушки получились яркими и веселыми. Они будут поднимать людям настроение на празднике.

Читайте также: