Рисование в старшей группе на тему народная игрушка

Обновлено: 02.05.2024

Автор: Беляева Вероника Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №6" г. Череповец
Описание: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству для детей старшей группы (5-6 лет) по теме "Русская Матрешка". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект по ИЗО-деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей через приобщение к народному творчеству.
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Русская Матрешка»
Образовательная область и направление: художественное творчество
Цель: знакомство детей с декоративной росписью народной игрушки – матрёшки
Программные задачи:
1.Образовательные
• закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях;
• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: росписи матрешек;
• закрепить практические навыки по рисованию элементов Семеновской росписи;
2.Развивающие
• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
• развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
3.Воспитательные
• воспитывать умения работать в коллективе;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам;
• воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье».
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории возникновения матрешек, их изготовлении и росписи; рассматривание игрушек – матрешек и иллюстраций с изображением матрешек Семёновских, Загорских, Полхов-Майданских, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение стихов, загадок о матрёшках;
Методические приемы:
- Словесный: вопросы, объяснения, поощрения, анализ.
- Игровой: игра: «Пальчиковая гимнастика».
- Наглядный: матрешки, образцы элементов росписи.
Демонстрационный материал: презентация «Русская матрешка», игрушки Матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская), мольберт, силуэты матрешек, иллюстрации с элементами разных техник росписи, аудиозаписи «Русские народные мелодии»
Раздаточный материал: шаблоны матрешек, альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши для контурного рисунка, ватные палочки, баночки с водой.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(В начале занятия звучит народная мелодия) На столе стоит сундук.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в группе. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь что-то написано. (Читает надпись-загадку)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.






3.На лице аккуратными штрихами наметим волосы (а), глаза (б, в), брови (в), нос (г), рот (д, е) и щечки (ж).












Воспитатель: А теперь, ребятки, осталось нам только расписать матрешек красками с помощью кисточек и ватных палочек. (Звучат русские народные мелодии в записи, дети расписывают матрёшек)
Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала раскрасим платок. Теперь аккуратно закрашиваем сарафан. Когда краска высохнет, наносим узор – цветы на сарафане ватными палочками. Лицо круглое, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
5. Подведение итогов
(Организация выставки детских работ)
- Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы. Вот теперь нашей гостье не скучно будет!

Список использованной литературы
1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. Учебное пособие. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005
2. Головина Ольга. История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». – М.: журнал «Ваш досуг», №12, 2000
3. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ: сценарии интегрированных занятий в старших дошкольных группах / Авт.-сост. А.Н.Чусовская. – М.: АРКТИ, 2011. – 72 с.
4. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
5. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 782 с.
6. Соловьева Л. Н. Матрешка. Русский сувенир. Альбом – М.: Интербук 1993

Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе её изготовления, приёмы рисования элементов дымковской росписи, умение располагать узор на объёмной форме. Задачи:

Образовательные: учить детей самостоятельно выбирать приёмы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать своё отношение к рисунку. Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, прямые и волнистые линии).

Развивающие: помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки : яркость, нарядность, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать игрушки. Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному творчеству. Уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Предварительная работа: игра «Подскажи словечко», беседы о дымковском промысле, чтение стихов потешек о Дымке, загадок. рассматривание Дымковских игрушек, лепка лошади, рисование элементов Дымковской росписи, роспись барышни, чтение пословиц о труде.

Материал и оборудование: мяч, запись русской народной музыки «Как у нашей Дуни», «Ярмарка», дымковские игрушки из глины, элементы дымковской росписи, ватные полочки, баночки для воды, салфетки, фартуки, краски- гуашь, кисточки, верёвочка. Фотографии села Дымково, дымковских игрушек.

Литература: М. Г. Смирнова «Стихи о Дымке», А. Дьякова «Весёлая дымка», Н. П. Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду»

Ход занятия:

Звучит музыка «Ярмарка», появляется Барыня.

- Здравствуйте, ребята, а вот и я.

Приветствие гостей. Организационный момент.

Глаза закрываем и представляем Здесь и сейчас себя представляем. Что было вчера, мы забываем Думаем только о том, что сейчас. Хороший, красивый каждый из вас, Вы самые лучшие, что есть на свете. Глаза открываем Здравствуйте дети!

Я хочу вас пригласить на ярмарку, а вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей). Отгадайте мою загадку.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

- Правильно это дымковские игрушки. А, как вы думаете где делают дымковские игрушки? (село Дымково) Как вы думаете, а на чем можно добраться до села Дымково? (ответы детей). А вы когда-нибудь пробовали путешествовать с помощью волшебной веревочки? Нет! Тогда я вам предлагаю добраться до села с помощью волшебной веревочки.

Волшебная веревочка, ты за нее держись.

С волшебною веревочкой ты вправо повернись.

Волшебная веревочка нас вместе собрала.

Волшебная веревочка в село нас привела.

Под музыку Барышня и дети идут друг за другом держась за веревку.

Музыка меняется. (Дети садятся на стульчики).

Барышня: - Ребята, вот мы и добрались, добро пожаловать в Дымково! Скоро ярмарка начнется и весело будет и красиво! Я вам хочу рассказать про мое родное село Дымково? Хотите послушать? (Слайды под рассказ).

- Давным –давно, за дремучими лесами, на берегу голубой реки Вятки, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи. Из труб валился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково. Жители Дымковской слободы, от мала да велика, лепили из глины игрушку к весенней ярмарке «Свистунье». И стали эти игрушки называть дымковские. Игрушку сушили, обжигали в печах и покрывали белой краской, а потом расписывали.

Просмотр презентации «Дымковские игрушки».

Игра «Викторина» на ковре.

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

7. Где обжигают игрушки? (в печи)

- Приглашаю вас размяться. Я показываю, а вы за мной повторяете.

Физкультминутка: «Расписные игрушки»

Мы игрушки расписные (стойка прямо, покачивание плечами вверх-вниз,

Хохотушки вятские (улыбаются друг другу с поворотами,

Щеголихи слободские (руки на поясе, повороты вокруг себя)

Кумушки посадские (руки на поясе, небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (показ рук вперёд и на пояс)

Щёчки будто яблочки (лёгкое касание щёк)

С нами издавна знаком (ладошки к груди, потом в стороны)

Весь народ на ярмарке (поклон).

Барышня: - Ой, ребята нас уже знаменитая мастерица заждалась.

Мастерица: - Здравствуйте ребята. Уже очень скоро откроется ярмарка дымковской игрушки " Свистунья", а мне еще столько работ надо расписать. Боюсь одна я никак не справлюсь, может быть вы мне поможете?

Барышня: -Конечно поможем! А как это сделать?

- Дети, что же делать, как вы думаете помочь мастерице?

(ответы детей).

- Правильно, самим стать мастерами – умельцами и расписать лошадок. Мы будем трудиться, как настоящие мастера. Как хорошо, что мы сегодня про дымковские узоры вспоминали.

Закличка. Закрыть глаза, шепотом (превращение в «мастера»).

Гимнастика для рук

Перед тем как рисовать надо пальчики размять

Указательный и средний, безымянный и последний

Поздоровались с большим

А теперь потрём ладошки друг о друга мы немножко

Кулачки разжали, сжали

Кулачки разжали, сжали

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера за работу всем пора.

- Проходим в мастерскую, (обращаю внимание на таблицу-слайд «Дымковская роспись»). Дети надевают фартуки.

Барышня: - Мы с вами будем расписывать дымковскую лошадку.

Давайте вспомним как будем расписывать ее.

-Какие части мы закрашиваем полностью? (Хвост, гриву, копыта).

Да полностью нужно закрасить хвост, гриву, копыта.

-Где мы расположим узор? (Вдоль ног, шеи, туловища).

Правильно, вдоль ног, шеи, туловища.

-Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки? (Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца)

-Сначала печатаем круги и точки вдоль ног, шеи, туловища. Кистью рисуем кольца, а после закрашиваем гриву, хвост, копыта.

Теперь можем приступить к работе.

- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

По ходу расписывания лошадки направлять детей:

-Олеся круги мы будем делать с помощью тычка-пальчика. Круги и точки на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга. Чтобы рисовать пальцем и ватной палочкой нужно смочить водой, а затем набрать краску, краску с пальца убираем с помощью влажной салфетки. Артем, кольца вокруг точек рисуем кончиком кисточки.

- Берем кисть тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в воду и о край баночки снимаем лишнюю каплю. Обмакиваем кисть об салфетку. И на весь ворс набираем краску нужного цвета. Кончиком кисти рисуем кольца на нашем узоре.

Алина, закрась гриву и хвост лошадке. Для этого хорошо промой кисточку в воде, сними лишнюю каплю, обмакни о салфетку и набери краску чёрного цвета. Закрашиваем гриву и хвост прямыми линиями.

Дети украшают фигурки игрушек, звучит народная музыка.

После выполнения работы дети ставят свои игрушки на карусель. Игра «Кто как ходит».

Барышня: - Дети, давайте посмотрим на лошадок и птичек, которых вы расписали.

-Какие они стали? (Ответы детей).

-Какие красочные узоры на них получились, теперь лошадки и птички стали красивыми и яркими.

-Какая лошадка вам понравилась больше всех? Почему?

А мне все лошадки и птички понравились. Вы просто молодцы!

Мастерица: - Вот спасибо вам ребятки за помощь. Вы хорошо потрудились.

Барышня: - Ребята, где мы сегодня побывали, что видали? (Ответы детей).

- А кому же помогали? (мастерице).

- Кем стали? (мастерами - умельцами).

- Вы просто молодцы! Вам угощенье от мастерицы.

- Понравилось вам в Дымково? А сейчас детвора возвращаться нам пора, скажем всем спасибо и до свиданья!

Дети с помощью волшебной веревочки идя друг за другом возвращаются в детский сад под музыку.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Конспект НОД в средней группе «Веселая ярмарка. Декоративно-прикладное искусство»

Конспект НОД в средней группе «Веселая ярмарка. Декоративно-прикладное искусство» Конспект НОД в средней группе «Веселая ярмарка. Декоративно-прикладное искусство» Цель: воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в разновозрастной группе «В гостях у Хохломы»

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в разновозрастной группе «В гостях у Хохломы» Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству группа «Семицветики» воспитатель: Черкашина Т. Г. Тема занятия: «В гостях у Хохломы».

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в подготовительной группе «Очей очарованье»

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в подготовительной группе «Очей очарованье» Цель: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж; Научить видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов,.

Конспект занятия «Роспись дымковской лошадки» по рисованию в старшей группе

Конспект занятия «Роспись дымковской лошадки» по рисованию в старшей группе Задачи: • Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо) • Продолжать учить детей.

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с использованием дымковской росписи «В гости к петушку» в средней группе НОД по художественно-эстетическому развитию [/b][/h3]Тема: " В гости к Петушку" 2019 год Цель: Формирование интереса, эстетического отношения.

Проект по декоративно-прикладному искусству в старшей группе «В гости к Барышне»

Проект по декоративно-прикладному искусству в старшей группе «В гости к Барышне» Актуальность: Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров,.

Конспект по декоративно-прикладному искусству «Гжель» Тема: Декоративно – прикладное искусство». «Гжель». Цель: • Познакомить детей с разнообразием народного искусства, художественных промыслов.

Занятие по рисованию «Роспись дымковской игрушки-барышни». Средняя группа ЦЕЛЬ: Познакомить детей с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки. Обратить.

Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями» Тема НОД: «Ознакомление с дымковской росписью» Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов. Задачи: Образовательные: - закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи; - формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощью кисточки, ватной палочки; - умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки; - закреплять приёмы рисования акварелью; - учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. - обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки. Воспитательные -воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; -способствовать проявлению положительных эмоций. Развивающие: - развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре; -развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты; -развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; - развивать чувство симметрии, ритма; - развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию.

ВложениеРазмер
dymkovskaya_igrushka.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Тема НОД: «Ознакомление с дымковской росписью»

Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

- формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощью кисточки, ватной палочки;

- умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки;

- закреплять приёмы рисования акварелью;

- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.

-воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

-способствовать проявлению положительных эмоций.

- развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

-развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

- развивать чувство симметрии, ритма;

- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию.

Оборудование: - для детей: лист бумаги (разделен пополам, одна часть еще разделена пополам; на половинке изображена дымковская барышня, а две маленькие части чистые) ; гуашь; кисти (белка №3) ; ватные палочки; клеёнки; салфетки; стаканчики с водой; подставки для кисточек.

- для педагога: мольберт; колонка с музыкой русских народных мелодий; дымковские игрушки; посылка.

Предварительная работа: дидактическая игра «Дымковское лото»; рассматривание дымковских игрушек (создать в группе выставку); просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».

Словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, пение частушек.

1. Введение в ситуацию: ( Негромко включаю русскую народную музыку, в это время раздается стук в дверь).

- Дети к нам кто – то в гости пришел, пойду, посмотрю .

- Посмотрите, кто-то оставил нам посылку?

- А вместо обратного адреса - загадка.

«Мы игрушки не простые, а волшебно расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Ведь лепили нас из глины ведь вечера зимою длинны».

- Дети, как вы, думаете о каких игрушках идет речь?

- Посмотрите, что это за игрушка?

- Знаете, как она правильно называется? Дымковская.

2. Знакомство: Дымковская игрушка —это один из русских народных глиняных промыслов. Возник в селе Дымково близь г. Вятка (ныне г. Киров). Мастера лепили из глины веселые игрушки, обжигали, сушили в печи. Чаще всего использовали такие сюжеты : няни с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Высушенные игрушки белили в белый цвет. И только после этого расписывали узорами. Такой игрушки, как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Дымковские игрушки расписывали такими элементами – кружки внутри которых не редко изображен крупный горох, точки, тычки кольца, прямые и волнистые линии, примакивание.

- Посмотрите, какими цветами пользуются дымковские мастера?

Дети: малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

- Из пяти элементов состоит дымковский орнамент: точка, линия, круг, полоска, сеточка, мазок.

- Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.

- Как правильно пользоваться красками?

Дети: Чтобы краски не растекались, надо набирать их на кончик кисти, а работу осторожно поворачивать на круге.

- Правильно, не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла.

- Я предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски вы хотите использовать и каким узором вы будете расписывать свою барыню. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения барынь на доске и сами игрушки.

-Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.

3. Индивидуальные объяснения по ходу работы.

- Давайте хорошенько рассмотрим, как раскрашена наша гостья. (Рассматривают, обращаю внимание детей на мольберт, где развешаны образцы дымковских узоров).

- Посмотрите, на этой картине узоры на барышне повторяются, есть красные кружочки, они расположены по всей юбке. Так же на подоле юбки волнистые линии чередуются с полосками.

- Какие, еще элементы росписи вы увидели на этих картинах?

Дети: Синие кружочки, черные точки, желтые волнистые линии, которые чередуются с точками и т. д.

А теперь попробуем нарисовать элементы росписи в свободной клеточке, только старайтесь аккуратно.

- Сначала я покажу вам, как мы будем украшать нашу барышню. Вначале возьму кисточку и нарисую большие кружки красной краской по низу юбки. Другой ватной палочкой нарисую синие точки вокруг красных кружков. Вот какая барышня получилась.

- А теперь вы принимайтесь за работу и украшайте своих барышень. Вы можете украсить своих барышень узорами, какие вам понравились больше всего. ( Включаю тихо, русскую народную мелодию) .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Министерство общего и профессионального образования

Орган местного самоуправления

«Управление образования города Каменск-Уральского»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 89»

открытого занятие в старшей группе по рисованию

на тему: Роспись дымковской игрушки

Воспитатель: Климова Е.И.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Задачи:

-развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;

- развивать чувство прекрасного;

-продолжать развивать навыки коллективной работы;

-развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке.

-закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;

-закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.

-закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, прямые и волнистые линии );

-учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку;

- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать игрушки.

-воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов.

Методы и приемы:

Беседа, активизирующая опыт детей;

Предварительное формирование замысла в индивидуальных беседах;

Совместное со взрослым или самостоятельное планирование деятельности;

Совместное со взрослым или самостоятельное определение способов деятельности;

Индивидуальная помощь ребенку в процессе деятельности;

Анализ детских работ.

Материалы. Фотографии дымковских игрушек, села Дымково. Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские игрушки, дымковские игрушки, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка) , ватные палочки. Большой лист бумаги для оформления картины.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.

-Проходите на стульчики.

У вас у всех дома игрушки. Они сделаны из современных материалов. Каких? (пластмассы, резины, металла, меха).

-Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки.

-Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?

Дети: Это уточки, кони, это дымковские игрушки.

-Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке.

(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)

- Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке?

(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)

1. И село родное люди «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

2. Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

3. Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

Часть. Основная.

1.История возникновения дымковской игрушки.

-Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

-Здесь люди поселились умелые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

-Глину собирали обычно весной и смешивали её с мелким чистым песком из реки, много раз перемешивают, заливают водой и снова перемешиваю. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

-Когда умельцы лепили, главными помощниками у них были острая лучинка и мокрая тряпочка . Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а мокрой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости , и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушки.

-Ребята, посмотрите внимательно на фигурки и скажите,что в них общего?

Дети: Они все белого цвета.

-Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела.

Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

-Краски используют разного цвета. Какие?

Дети: Зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие. (показать к-ку)

-Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Узор составляли мастера из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

-Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода ; прямая линия – дорога.

-Дымковские игрушки делают исключительно вручную.

Как вы думаете, с каким настроением лепили и разрисовывали эти игрушки наши мастера?

Дети: Игрушки лепили с хорошим, веселым настроением!

-Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или « Свистопляска» , потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.

-Ребята, вам понравился мой рассказ?

Тогда давайте вместе разрисуем свои игрушки различными орнаментами и сделаем веселый праздник в дымковской деревне.

2.Физкультминутка: «Пляска в дымковской деревне»

Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

Вот какой веселый пляс

Начинается у нас!

Не стоит никто на месте

Все танцуют с нами вместе.

Мы наклонимся сейчас.

Постараемся для вас.

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают.

3. Практическая часть.

-А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели коней, которые я приготовила для вас. Вместе мы сделаем настоящий праздник в дымковской деревне!

-Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.

(Прикрепляю к мольберту нарисованные на листе силуэт лошадки, показываю и объясняю детям последовательность работы)

- Ребята, посмотрите внимательно как я буду раскрашивать свою лошадку

- Сначала хвост, гриву, копыта – мы закрашиваем полностью черным цветом.

-Ребята, у этой игрушки ушки – лошадки всегда раскрашивают разные. Вот посмотрите, показать картинки.

-Где мы расположим узор? ( Вдоль ног, шеи, туловища ).

-Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки? (Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца)

-Печатаем круги и точки вдоль ног, шеи, туловища.

-Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать лошадку по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою игрушку. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения дымковских игрушек на доске.

-Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
-Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

Пальчиковая гимнастика ,, Замок,,

-Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

На двери весит замок

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек покрутили,

Мы замочек повертели,

Мы замочек потянули,

Потянули и открыли!

-Теперь можем приступить к работе.

- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

- Какие краски мы будем использовать?

- Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

- С каким настроением мы будем расписывать наши игрушки?

- Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.

Индивидуальная помощь детям:

По ходу расписывания лошадки направлять детей:
-Круги мы будем делать с помощью тычка-пальчика. Круги и точки на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга. Чтобы рисовать пальцем и ватной палочкой нужно смочить водой, а затем набрать краску, краску с пальца убираем с помощью влажной салфетки. Диана, кольца вокруг точек рисуем кончиком кисточки.
- Дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек , по окончании работы сделать общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают глиняные игрушки) .

Итог занятия.

-Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие – дымковские игрушки! Давайте приклеим их на большой лист бумаги, где уже есть изображение деревни.

Анализ детских работ:

-Ребята, посмотрите внимательно и выберите наиболее яркие и аккуратные работы.

- Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Итог: Скажите

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (Белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. Какие узоры изображаются на игрушках? (кружки, полоски, прямые и волнистые линии)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

НОД Рисование в старшей группе

Тема: «Дымковская игрушка»

Программное содержание:

Развивающие задачи.

Продолжение знакомства с дымковской игрушкой.

Учить видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора. Развитие фантазии и эстетического вкуса.

Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

Упражнение детей во фразовой речи без заикания, развитие словаря, работа над грамматическим строем.

Работа над внеречевыми процессами (память, внимание, мышление).

Образовательные задачи.

Учить самостоятельно составлять узор, выполнять узор в определенной последовательности – сначала крупные элементы, потом мелкие.

Использовать разные приемы рисования кистью: полосы рисовать всем ворсом кисти, держа ее плашмя, мелкие элементы наносить кончиком кисти, овалы выполнять приемом бокового мазка (примакиванием).

Учить соблюдать подбор цветов, характерных для дымковской росписи.

Познакомить с тремя композициями узоров на юбках кукол: узор из колец, полос и клеток.

Воспитательные задачи.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи.

Расширять знания детей о свойствах глины.

Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Методы и приемы.

Рассказ воспитателя, рассматривание дымковских игрушек, художественное слово, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, анализ работ.

Оборудование:

- иллюстрации с дымковскими игрушками,

- диски с народными мелодиями,

- барыни из глины,

- барыни, нарисованные на бумаге,

- гуашь, кисти №3, тряпочки, вода, подставки под кисти, подносы.

Ход занятия.

Вводная беседа.

В горнице сидит хозяйка, одетая в русский национальный костюм (выставка дымковской игрушки, галерея картин).

Под русскую народную мелодию выходят дети и встают около хозяйки.

Воспитатель:

Что мы видим! Что за диво!

Сколько радости вокруг.

Ребята, правда, здесь красиво?

Аж, захватывает дух!

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Здравствуйте, гости дорогие!

Пожалуйте в мою избу.

У меня изба просторная, светлая, всем места хватит.

Походите по моей горнице да посмотрите, какие здесь игрушки собраны.

А вот какие мастера их делали, сами догадайтесь.

«Игрушки эти не простые,

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор».

Это дымковская игрушка.

Правильно. А какие вы знаете дымковские игрушки?

Лошадки, индюшки, петухи…

Присядьте, а я вам расскажу о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки.

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу реки Вятка, стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домой вился голубой дымок. Домов в селе было много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.

Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимается в небо золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну хвалить.

Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведу сейчас рассказ.

У барыни алые щечки и губки,

Нарядные платья и теплые шубки.

Красна девица в венце

У нее румянец на лице.

Дымковские барыни в нарядах удивительных,

Кисточкой – кружочки, полоски – тонко так написаны.

Воспитатель:

Хозяюшка, а ребята могут рассказать тебе, какие краски используют мастера при росписи дымковской игрушки.

Красную, зеленую, синюю, желтую, оранжевую.

Воспитатель:

А какие вы знаете элементы росписи?

Полоски, клетки, колечки, кружочки, точки…

Расписывание дымковских барынь.

Воспитатель:

А теперь, хозяюшка, мы приглашаем тебя в нашу мастерскую.

Перед вами на столах лежат и стоят барышни, их приглашают хоровод поводить, но что-то они не спешат в круг. Что же случилось?

Юбки у них не готовы.

Воспитатель:

Давайте поможем барышням.

Вывешивается картинка со второй куклой.

Какими элементами украшена юбка у этой куклы? Колечками.

Какой частью кисточки будем рисовать колечко? Кончиком.

Вывешивается картинка со второй куклой.

Какими элементами украшена эта юбка? Полосками.

Как нарисованы полоски? Сверху вниз.

Какой частью кисти рисуем полоски? Всем ворсом.

Какие еще элементы здесь есть? Листочки.

Как их нарисуем? Примакиванием.

Появляется третья кукла

Как расписана эта юбка? Полоски сверху вниз.

Полоски слева направо.

Здесь нарисована клетка.

Придумайте, какой узор вы нанесете на юбку своей барышни. Приступайте!

Дети расписывают юбки барынь, а воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями.

Физкультминутка.

Руки вверх – в кулачок – разжимай и на бочок.

Руки вперед – в кулачок – разжимай и на бочок.

Руки в стороны – в кулачок – разжимай и на бочок.

Приготовили правую руки – «Пальчики здороваются».

(Повторяем названия пальчиков).

А теперь – левая – «Пальчики здороваются».

А сейчас обе руки – «Пальчики здороваются».

Мы руки поднимаем и плавно опускаем.

Просмотр детских работ.

В конце воспитатель предлагает выбрать самые красивые работы.

Воспитатель:

Какая юбка вам понравилась больше всего?

Каким узором расписана эта игрушка?

Какие цветовые сочетания вам понравились?

У кого самые ровные линии?

Итог занятия.

Славно потрудились! Замечательные из вас получились мастера. И я каждому из вас ставлю высший бал (прикрепляет на доску смайлик).

Читайте также: