Рисунок дети войны игрушек не знали

Обновлено: 16.05.2024

Строчка из стихотворения Николая Ударова была выбрана мной в качестве вступления к очередному рассказу не случайно. Сегодня мне хочется уделить особое внимание игрушкам, но не современным, ярким и порой до безобразия реалистичным, от которых в буквальном смысле ломятся прилавки детских магазинов. Наибольший интерес лично для меня представляют куклы, медвежата, машинки и самолетики военных лет, а, точнее, времен блокады Ленинграда, когда дети могли оставаться детьми совсем недолго. И эти краткие, но такие яркие и теплые моменты, они, уже став взрослыми, хранили в своей памяти как самое ценное из сокровищ.

Блокада Ленинграда - один из самых страшных и тяжелейших этапов в жизни русского народа. Осада, длившаяся почти 900 дней, подвергла серьезному испытанию не только физические, но и в большей мере моральные качества людей, не знавших ранее, что такое голод, холод и, конечно же, страх. Люди боролись за свои жизни и жизни своих родных как могли и сколько могли, и во многом именно сильная вера в собственные силы, а также в лучшее, светлое и мирное будущее, толкала ленинградцев продолжать работать, учиться, читать книги и ходить в театры – одним словом, жить.

Особенно тяжко переносили все лишения блокадного времени маленькие ленинградцы, ведь многим из них пришлось повзрослеть намного раньше положенного срока и уже наравне с взрослыми вести борьбу за выживание. Однако, несмотря на это прискорбное обстоятельство, они, хоть и очень глубоко в душе, по-прежнему оставались детьми с типичные для любого ребенка желаниями, увлечениями и, конечно же, игрушками!

Смешные, нелепые, неказистые на вид, но такие любимые и дорогие сердцу игрушки чаще всего мастерили из подручных средств или обменивали на хлеб, бумагу, ткань и нитки. А когда в наличие ничего подобного не было, то в ход шла смекалка. Например, чтобы сделать самую простую куклу для своего ребенка, мамы и бабушки брали небольшое полено, рисовали ему личико и заворачивали в цветные лоскуты.

Кукол мастерили также из соломы, но самой большой радостью считалось получить игрушку, сшитую из холста. Голову такой куклы, как правило, набивали опилками, паклей или ватой, а лицо рисовали химическим карандашом, который нужно было смачивать слюной, чтобы рисунок получился более ярким, или простым углем. Для кукольной шевелюры использовали паклю, а наряжали готовую игрушку в платье из цветных лоскутов.

Не подумайте только, что игрушки, пусть и во время блокады, были исключительно девчачьей забавой. Мальчишки тоже были «в деле», и для игры частенько выпиливали, самостоятельно или с помощью старших, пистолеты и автоматы из досок. Как ни парадоксально, но «игра в войнушку» в период, когда вокруг свистели реальные пули и грохотали взрывы, было самым любимым мальчишеским развлечением. Бегая с игрушечным оружием по двору или комнате, юные ленинградцы представляли себе, как разделываются со злодеями и дарят своему городу долгожданные мир и спокойствие.

Помимо деревянных пистолетов и автоматов, мальчишки блокадного Ленинграда очень любили погонять мяч, который, к слову, для начала нужно было сделать… Мастерили мячи из старых тряпок, скручивая их в тугой комок и перевязывая веревками. Также мячи делали из коровьей шерсти. Сперва эту самую шерсть собирали, для чего гладили корову мокрой рукой, затем добытый ворс, как следует, смачивали в воде и скатывали в упругий комок. Мяч из коровьей шерсти был, кстати, весьма прыгуч, но не долговечен. Из дерева мальчишки делали свистульки, коляски, а из глины лепили различные фигурки, с которыми можно было играть большой компанией.

Однако игрушки являлись для детей блокады нечто гораздо большим, чем средством от скуки: они помогали, поддерживали и оберегали своих владельцев. По крайней мере, в это искреннее верили маленькие мальчики и девочки, которые, прячась от очередной бомбежки, что есть силы прижимали к себе своих плюшевых медведей, кукол и деревянных солдатиков. Вот такую трогательную историю о роли мягкой игрушки в жизни маленькой жительницы блокадного Ленинграда я нашел на одном Интернет-ресурсе. Разместила ее ученица 8 класса Елизавета Дуброва.

«Катеньке было три с половиной года. У неё была весёлая, дружная семья: мама, папа, брат и сестра. Папа Кати был футбольный судья. Он ездил по разным городам и судил матчи. Незадолго перед войной он был в Германии и получил в подарок игрушку - обезьянку, привез её своей маленькой Катюше. Немецкая обезьянка стала любимицей. Ей восхищалась вся коммунальная квартира. Ещё бы! Такой игрушки не было ни у кого. Катя с ней не расставалась, она носила её за лапу, за хвост, за голову, обезьянка всегда была с ней: за столом, на прогулке, в постели. Но вот пришла война. Блокада. Уже закончились все съестные припасы, вода, дрова. На родителей смотрели голодные глаза их детей. И они отдавали свои крохи хлеба детям.

Сначала умерли родители, затем один за другим стали умирать дети. Когда соседи из-под груды тряпья вынули тело Кати, рядом была обледеневшая от постоянной сырости и мороза обезьянка. Лапы у обезьянки были обкусаны. Это страшно, но так обезьянка поддерживала Катю в последние часы её короткой жизни. От постоянных перепадов температуры, большой влажности и холода опилки обезьянки намокли, и это была та влага, которой питалась малышка. Эта обезьянка уже была не просто игрушкой, а реликвией квартиры».

Еще одна замечательная история, в которой фигурирует игрушка времен блокады, тоже связана со спасением жизни, но уже целой семьи! У Лидии Иосифовны Ямпольской была любимая игрушка – кукла Снегурочка, которая до этого принадлежала ее бабушке, а затем перешла к маме. Куколка была очень хрупкой, поэтому, когда Лидия Иосифовны была маленькой, ей категорически запрещалось играть с этой игрушкой. Так и стояла Снегурочка в большом серванте за стеклом и была предметом исключительно визуального восхищения.

Однажды, когда вся семья находилась дома, в соседнее здание попала бомба. Взрывная волна была такой силы, что в комнате выбило окна, и по логике вещей град осколков должен был угодить в кого-то из домочадцев. Однако произошло настоящее чудо: стеклянная дверца серванта неожиданно распахнулась и приняла на себя основной удар. Семья Лидии Иосифовны не пострадала, а Снегурочка с того времени стала считаться настоящим талисманом.

А как вам такой поворот событий?! Маленькая девочка по имени Майя Рудницкая большую часть времени проводила в бомбоубежище – слишком уж частыми и опасными стали бомбежки. При себе у нее всегда был набор обязательных вещей, в число которых входили и две ее любимые игрушки – куклы Ира и Юра. Сидеть в бомбоубежище по несколько часов в день для маленькой девочки было невозможно, и чтобы как-то себя занять, Мая шила наряды для своих кукол.

Черпая вдохновение из взрослой жизни, девочка создала для своих кукольных подружек рюкзачками, в которых хранились носовые платочки, праздничное платье, набор сменного белья, тапочки и… комплекты для эвакуации. Подражая окружающей действительности, Майя понимала, что без соответствующей амуниции в блокаду не выжить. даже куклам. А Майя Рудницкая выжила, и после войны продолжила заниматься любимым делом – она стала модельером.

Несмотря на то, что поводов для веселья в блокадном Ленинграде было совсем немного, жители города умели по-настоящему, абсолютно искренне и с открытым сердцем радоваться даже незначительным мелочам. Так, например, на каждый Новый год ленинградцы наряжали елку. Причем, совершенно неважно, была ли дома еда или теплая одежда – ощущение праздника и ожидание чего-то волшебного и, конечно же, положительного, было в тот момент важнее. Люди надеялись и верили в чудо, которое, к слову, произошло 27 января 1944 года…

Конечно же, о настоящих елочных игрушках в то время приходилось только мечтать, поэтому украшали новогодние елки подручными средствами и самодельными бумажными фигурками, украшенными ватой или фантиками от конфет, если такие, конечно же, были. В качестве елочных шаров использовали лампочки, предварительно удалив из них цоколь, а из остатков фольги и проволоки мастерили снежинки и некое подобие яблок.

На фронте, кстати, тоже наряжали елки, только происходило это, конечно же, не повсеместно. Солдатам как никому другому нужен был заряд положительной энергии, и праздник как нельзя лучше для этого подходил. В качестве елочных игрушек фронтовики использовали погоны, бинты, стреляные гильзы и прочее.

Несмотря на то, что ситуация в осажденном Ленинграде была очень сложной, в 1942 году было принято решение о проведении зимних школьных елок, на которых играла веселая музыка, выступали артисты театра, а маленьких гостей угощали вкусным обедом. Мальчики и девочки, пришедшие на праздник, получали небольшую порцию супа и каши, но редко когда съедали все до конца. Маленькие добытчики прятали часть полученной еды под одежду и относили домой, чтобы угостить родных.

Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой Instagram , где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Социальный проект « СУДЬБЫ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ»

к 70-ти летию Великой победы

Исполнитель Зубова Валентина Николаевна учитель географии муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Вступление

В современном обществе все большее внимание уделяют социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, увековечиванию памяти о героях, сражавшихся за нашу страну. Но с каждым годом ветеранов становится все меньше, и все меньше становится для них возможность посещать городские мероприятия, общаться с молодым поколением, передавать свой героический опыт, свою житейскую мудрость. Многие из них остаются одни. Коротая в одиночестве дни, они чувствуют себя забытыми. А ведь как бы хотелось им чувствовать поддержку, чувствовать, что их великий подвиг не забыт. В нашем селе должна активно развиваться социокультурная поддержка ветеранов войны, ветеранских общественных объединений, нужно стараться привлекать ветеранов к активному участию в общественной жизни города. Необходимо сохранять память о Великой Отечественной войне. Ведь память о войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, – это не только хроника, летопись и дневники, это ее исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Ветераны, передающие свою житейскую мудрость, не должны быть забыты, недопустимо, чтобы о них вспоминали только в дни празднования Победы. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Поэтому необходимо передать молодому поколению эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу.

В преддверии празднования 70-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта «Судьбы, опаленные войной». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исследовательской, творческой, поисковой деятельности среди учащихся класса с привлечением родителей.

Раздел 1. Основная цель, задачи, принципы, этапы и сроки выполнения проекта

Цель проекта:

- воспитание патриотизма, чувства гордости за героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачами проекта являются:
- привлечение молодого поколения к проблемам ветеранов;

- укрепление связи между молодым поколением и ветеранами;

- оказание ветеранам морально-психологической поддержки;

- оказание адресной помощи ветеранам войны;

- установление патриотического самосознания учащихся;

- формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите, выполнению гражданского долга; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа;

- формирование, внимания, уважения к ветеранам, умения работать в коллективе;

- вовлечение школьников, их родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Великой Победы, а так же других патриотических праздников;

В основу проекта легли следующие принципы:

1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

2. Принцип гуманизма: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого учащегося в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегрировнности: сотрудничество с семьей, с библиотекой, сочетание разных видов деятельности.

5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Этапы и период реализации

В рамках данного проекта предусматриваются мероприятия:

1. Акция «Мы помним, гордимся!» (октябрь 2014-апрель 2015гг.)

2. Акция «Знамя Победы» (февраль 2014 г.)

3. Акция «Слава Защитникам Отечества» (февраль 2015 г.)

4. Акция «Почта поколений» (февраль)

5.. Акция «Письмо Ветерану!». Письмо с благодарностью для героя войны (март-май 2015г.)

6. Уроки мужества (март)

7. Конкурс рисунков на тему «Дети войны игрушек не знали…». (апрель 2015г.)

8. К онкурс творческих проектов «Сохраняя традиции…»(апрель 2015г.)

7. Акция «Стена памяти» и «Бессмертный полк» (март-май 2015г.)

8. Акция «Успей сказать спасибо!» (май 2015г.)

9. Акция «По местам боевой славы» (май 2015 г.)

10. Праздничная акция «День Победы» (май 2015г.)

Проект реализуется в период с октябрь 2014 года по май 2015 года.

Основную работу по реализации программы проекта предполагается провести в 2015 году – выполнить около 90% от общего количества мероприятий и в 2014 году - 10% от общего количества мероприятий.
Раздел 2. Механизм реализации проекта
Представленная проектная работа реализуется в следующих формах:

- сбор и анализ информации;

- презентации, встречи, беседы;

- конкурс на лучшее письмо;

В рамках проекта применяются следующие средства:

- цифровые средства (компьютер, проектор);

- использование ресурсов сети Интернет;

- раздаточный наглядный материал;

- информационное пространство школьного сообщества «Фемида» в социальной сети.

Мероприятия, входящие в основу проекта «Судьбы, опаленные войной» и методы их реализации:

1. Акция «Мы помним, гордимся!» (сентябрь 2014-апрель 2015гг.).

Проводится сбор информации и уточняются списки ветеранов войны. Ученики проводится сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны, их подвиге и жизни (о наши земляках). За период с октября 2014г. по апрель 2015г. ребята должны собрать информацию при помощи сети Интернет, библиотек, личного общения с людьми, и рассказать о герое войны, которому пришлось вынести все тяготы и лишения военного времени.

2. Акция «Знамя Победы» (февраль 2015 г.).

20 февраля был проведен День воинской славы. В продолжение акции «Знамя Победы», стартовавшей в феврале 2015 года, реализуя проекты «70 лет живой истории» и «Есть память» учащиеся под руководством вожатой и классного руководителя изготовили барельефы — символы Победы.

Затем ребята под Знаменем Победы прочли стихи о войне, исполнили военные песни. Для воспитанников было организовано посещение школьного музея. Где им рассказали о героях-земляках. К баннеру «Вечный огонь», установленному в рекреации школы возложили цветы и зажгли свечи.

3. Акция «Слава Защитникам Отечества» (февраль 2015 г.).

В стенах школы проводятся «Уроки мужества», «Смотр песни и строя».

4. Акция « Почта поколений » (февраль 2015 г.)

Во время проведения акции «Почта поколений» дети познакомились с символом мира – белым журавликом, была показана презентация о памятниках участникам Великой Отечественной войны. Как гимн смелости и мужества прозвучала песня в исполнении известного советского певца Марка Бернеса «Журавли». На уроках были изготовлены бумажные журавлики в технике оригами (приуроченных к празднику 9 мая).

5. Акция «Письмо ветерану». Конкурс на лучшее письмо с благодарностью для героя войны (март - май 2015г.).

Выбор формы акции неслучаен. Написать письмо своему герою, судьба которого показалась наиболее яркой, героической и запоминающейся, значит, обдумать все слова благодарности и уважения к своему адресату. Ученикам дается возможность подумать, что бы он сказал, встретив настоящего героя, который в свои совершил огромный подвиг во имя своей страны, родных и близких.

В рамках акции ученики должны написать свое послание, содержащее любой посыл к герою (расспрос о событиях тех лет, восхищение самоотверженностью героя войны или же слова глубокой благодарности за подаренную жизнь).

В результате конкурса предоставляется возможность выявить, как много учеников интересуется историей своей страны и ее героев, возможно будет оценить, насколько услышанные рассказы о подвигах героев Великой Отечественной войны способны разбудить в сердцах современных детей чувства солидарности, уважения и признательности. Конкурс позволит выявить уровень грамотности и литературные способности учащихся, а имена представленных героев навсегда останутся в памяти детей, написавших им письмо. Так же самые лучшие работы передаются ветеранам войны, закрепленным за школой.

6. Конкурс рисунков «Дети войны игрушек не знали …» (апрель 2015)

Во время проведения конкурса формируется у подрастающего поколения патриотические качества и чувства сопричастности к истории Отечества, чувства уважения и гордости за Россию. Рисунки были помещены на стенд школы, лучшие рисунки будут направлены на краевой конкурс.

7. Акция «Стена памяти» (март-май 2015г.).

Силами учащихся и сотрудников школы проводится поисково-исследовательская работа. В ходе нее учащимся предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, судьба и подвиг которого не оставили их равнодушными. Каждый из учеников пытается найти как можно больше информации, документов и материалов о судьбе своих родственников в период Великой Отечественной войны, защищающих нашу родину на полях сражений, трудящихся в тылу на благо Родины. Все собранные материалы учениками при поддержке учителей и родителей. В дальнейшем фотографии предоставляются в школьный музей, наиболее интересная информация размещена на сайте школы.

8. Акция «Успей сказать «Спасибо!»» (апрель 2015г.). 22 апреля патриотический актив класса посетили ветерана Великой Отечественной войны. Ребята поздравили ветерана с наступающим праздником, прочли стихи. Сняли на видео интервью, которое передали в музей школы.

9.АКЦИЯ «ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ»

6 мая учащиеся школы участвовали в автопробеге по местам боевой славы Красногвардейского района. В селе Преградном посетили «Памятник летчикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Затем все участники автопробега посетили «Братскую могилу советских воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войны» на х. Богомолов, в окрестностях села Дмитриевского посетили святое место Каменного креста, в поселке Медвеженском посетили могилу 4-й стрелковой дивизии генерала И.П. Рослова. При этом ребята составляли план местности и на картах Красногвардейского района отмечали пути следования к местам славы, после чего в классе познакомились подробнее с картой Ставропольского края, местоположением Красногвардейского района.

10. Праздничная акция «День Победы» и «Бессмертный полк» ( 9 мая 2015г.).

Проводится праздничный митинг у вечного огня к 9 мая 2015 года. Где ребята несут фотографии своих родственников участвовавших и погибших в великой Отечественной Войне.

Раздел 3. Предполагаемые конечные результаты проекта

«Судьбы, опаленные войной». Оценка его эффективности

В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:

- Укрепление связи между молодым поколением и ветеранами;

- Оказание ветеранам морально-психологической поддержки;

- Формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа; воспитание гражданственности и патриотизма;

- Формирование коммуникационной культуры, внимания, уважения к ветеранам, умения работать в коллективе;

- Закрепление сведений о героях в памяти учащихся, с помощью сочинений-писем, которые ученики адресуют своим героям;

- Развитие личности учащихся путем прививания чувств благодарности и сопереживания героям Великой Отечественной войны;

- Создание нового банка информации о ветеранах и их подвигах;

- Привлечение к различным формам гражданско-патриотического воспитания всей семьи.

Таким образом, основным результатом проекта будет являться достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы оказать социокультурную и морально-психологическую поддержку ветеранов Великой Отечественной войны; помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа.

Анализ реализации

Осуществить поставленные в проекте задачи было не сложно. Главными итогами реализации проекта ста ли повышение интереса школьников к истории их семьи, к её родословной, пони мания, что герои живут рядом с ними и это их родственники. Проведенные мероприятия вызвали у ребят жалость и сострадание к ветеранам Великой Отечественной Войны, но в тоже время гордость за свою малую Родину и страну.


Взрослые знают, что война - это зло. А дети? Девочки и мальчики знают, какая она? Страшная? Опасная? Губительная? Да! На сайте «Комсомолки» завершился конкурс рисунков «Спасибо за мир!». Это совместный проект с компанией «Ростелеком» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и в честь 125-летия радиосвязи.

Дети всей душой прочувствовали то, о чем рисовали. 660 детских рисунков, и на каждом из них война или послевоенное время, герои тех времен. Планировалось, что победителями станут 9 участников в трех номинациях. Но так получилось, что в финал попали 12 ребят.

Победителями в номинации «Выбор читателей» стали лидеры голосования:

1-е место занял 6-летний Кирилл Иванов. Мальчик нарисовал салют Победы.

2-е место - Михаил Бледных. Мише всего 5 лет, а он так умело сумел изобразить контраст - войну и мир. Разрушенные дома, танки, темное небо, самолеты, сбрасывающие снаряды. И мимо летящий голубь… Его оберегает Георгиевская ленточка. Птица мира направляется туда, где ясное солнце на чистом небе, синяя река, деревья утопают в зеленой листве и дети. Им не надо прятаться. В прошлом ужасы войны. Мир!

В номинации «Выбор партнера» победили три участника:

Ксения Романова, девятиклассница из Канска свой рисунок назвала «Память сквозь года». На ее картине солдат. Один. А кажется, что два. Вот он до войны. Совсем юнец. Лихой парень, сильный и смелый. Он оказался в самом пекле. Рядом каждую минуту разрываются снаряды и гибнут люди. Смерть ходит по пятам. Он вернулся с войны. В мирное время люди живут обычной жизнью, гуляют, работают, отдыхают. А он не может. Будто мертвый. Голова его седая, глаза потухли, лицо измождено страданиями… Рисунок с очень глубоким смыслом.

«Память сквозь года» от юной художницы Ксении Романовой

Наполненная патриотизмом получилась работа у Валерии Быковой. Вечный огонь. Над ним солдаты. Красивые, сильные, гордые. Их подвиги живут в веках. Здесь же мать, читающая похоронку. Ребенок, погибающий за колючей проволокой.

Лиза Дронова не стала рисовать ужасы войны, она изобразила трогательную встречу фронтовика с маленькой дочерью. Как нежно этот сильный солдат прижимает свою доченьку. С какой любовью малышка смотрит на своего героического папу!

На рисунке Елизаветы Дроновой - трогательная встреча фронтовика с дочкой

Подвиги ветеранов в истории Победы

На рисунках обладателей специальной номинации отображены подвиги фронтовиков, в том числе героев-связистов.

Часто они имели решающее значение для исхода боевых операций. Связисту нужно было держать связь между подразделениями. В случае обрыва - идти под градом пуль и снарядов, искать повреждения и восстанавливать связь. Донесения, приказы, распоряжения, команды - все это нужно было доставить быстро и точно.

Артем Морозов из села Долгий Мост нарисовал, как во время боя отважные связисты пытаются наладить связь со штабом. Враг рядом, и рвутся снаряды, но они готовы выполнить свою задачу до конца.

Софья Коваленко изобразила момент из биографии Виктора Астафьева. Писатель в военные годы был связистом в гаубичной артиллерии. В 1943 году он четыре раза исправлял телефонную связь под сильным артиллерийско-минометным огнем. Когда рядом бухнула бомба и связиста засыпало землей, он сумел собрать обрывки кабеля и восстановить телефонную связь. За это красноармеец Астафьев был награжден медалью «За отвагу».

Софья Коваленко нарисовала героя-связиста

На рисунке Александры Прокопчук связист пытается поймать сигнал в кромешной темноте. В одной руке он держит свечу, другой пытается набрать срочную телефонограмму.

Благодаря таланту детей родилась еще одна номинация - «Подвиги ветеранов в истории Победы» о фронтовиках, наших земляках.

Четвероклассник Тимофей Шураков из села Филимоново внимательно изучил биографию своего земляка - фронтовика Анатолия Петровича Заварыгина. Из архивных документов мальчик узнал, что 26 апреля 1945 года при отражении контратаки противника в бою за Берлин под сильным артиллерийско-минометным огнем противника боец Заварыгин устранил 16 порывов телефонной линии. В том же бою он уничтожил двух немецких солдат. За это Анатолий Петрович получил орден Красной Звезды. Ветеран по-прежнему живет в своем родном селе. Ему в этом году исполнится 95 лет. На рисунке Тимофея он главный герой!

Таня Букова тоже из Филимонова. Девочка изобразила, как военный связист Иван Дмитриевич Никитенко, ее прадед, во время бомбежки выходил на линию и устранял порывы.

Красноярская школьница Варвара Буракова перенесла на альбомный лист подвиг своего прадедушки-связиста. Гаврил Мамонтович Бураков 30 августа 1945 года проложил бронированный кабель через реку Амур под огнем противника, обеспечив связь со штабом через водную преграду.

Все 12 победителей получат памятные дипломы, символические подарки и приятные сувениры от компании «Ростелеком» и Издательского дома «Комсомольская правда». О времени и дате награждения каждому сообщим дополнительно.

Спасибо всем ребятам, которые приняли участие в этом конкурсе. А также благодарим родителей, педагогов и воспитателей, которые им помогали. Вы все молодцы!

Возрастная категория сайта 18 +

Конкурс проводит АНО «Русские семейные традиции» в период с 10 февраля по 10 мая 2015 года в трех возрастных категориях:

младшая - от 8 до 10 лет ( I , II , III место);

средняя – от 11 до 13 лет ( I , II , III место);

старшая – от 14 до 17 лет ( I , II , III место).

о конкурсе рисунков, иллюстраций и плакатов, посвященных празднованию

70 –летия Победы в Великой Отечественной войне

на тему « Дети войны игрушек не знали…»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок проведения конкурса рисунков, иллюстраций и плакатов, посвящённых празднованию 70 – летия победы в Великой Отечественной войне на тему «Дети войны игрушек не знали. ».

1.2. Организатор конкурса АНО» Русские семейные традиции». В рамках реализации Конкурса Организатор осуществляет:

- методическое, информационное и материально-техническое обеспечение Конкурса;

- доведение до всеобщего сведения информации о Конкурсе путем ее размещения на Интернет-сайте Организатора конкурса, а также других доступных информационных ресурсах и способах информирования;

2. Сроки и порядок проведения Конкурса

2.1. Конкурс проводится в период с 10 февраля по 10 мая 2015 года на условиях, изложенных в настоящем Положении.

2.2. Работы участников Конкурса принимаются с 10 февраля по 10 апреля 2015 года;

2.3. Конкурс является Всероссийским;

2.4. Финансирование Конкурса производится за счет средств АНО «Русские семейные традиции»;

3. Участники и номинации Конкурса

3.1. Конкурс проводится в трех возрастных категориях:

Младшая - от 8 до 10 лет ( I , II , III место);

Средняя – от 11 до 13 лет ( I , II , III место);

Старшая – от 14 до 17 лет ( I , II , III место).

3.2. По решению Жюри и Оргкомитета Конкурса возможно введение дополнительных (индивидуальных) номинаций и призов.

3. Цели и задачи проведения Конкурса

3.1. Цель настоящего Конкурса – формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, чувства уважения и гордости за Россию, а также выявление и поддержка одаренных детей и развитие детского художественного творчества.

Мы хотим донести до поколения конца XX - начала XXI века все, что пережито, вынесено, выстрадано детьми в суровые годы войны, и показать ценность мирной жизни.

3.2. Основной задачей, позволяющей реализовать поставленную цель Конкурса, является отбор лучших рисунков по каждой номинации, награждение победителей и организация выставки художественных работ в рамках проведения фестиваля «Ленточка памяти» в г. Рязань в мае 2015 года.

4. Условия участия в Конкурсе

4.2. Требования к оформлению и приему конкурсных материалов:

- работы принимаются в формате А3 и/или А4;

- работы можно создавать, используя любые живописные или графические материалы в любой технике на твердых листах для рисования. Рисунки, выполненные на бумаге, не предназначенной для рисования (тетрадные листы, обёрточная бумага, обои и пр.) к участию в Конкурсе не допускаются;

- рисунок может иметь как горизонтальное, так и вертикальное изображение;

- при пересылке не допускается свертывание и сгибание работ;

- на оригинале Работы необходимо разместить авторскую подпись (ФИО);

- организатор обеспечивает сохранность направленных на Конкурс Работ участников;

- участник может представить на конкурс не более 3 (трех) своих работ;

- к рисункам прилагаются анкеты участника (Приложение № 1 к Положению о проведении Конкурса). Рисунки, направленные без анкеты участника, к участию в Конкурсе не допускаются;

4.3. Работы, присланные на Конкурс, не возвращаются.

5 . Определение и награждение победителей Конкурса

5.1. Определение победителей Конкурса производится сформированным Приказом Оргкомитета Конкурса Жюри;

5.2. Главные критерии оценки работ-победителей:

- качественность и профессиональность работы с художественной точки зрения;

- оригинальность авторского подхода и глубина раскрытия темы Конкурса (показать, как и чем жили дети во время войны: быт, ценности, героические подвиги детей и т.д.);

- образность, эмоциональность, выразительность;

5.3. Всем участникам Конкурса высылается Благодарственное письмо за участие в Конкурсе и сувенир от Организатора Конкурса.

5.4. Всем Победителям Конкурса направляется диплом участника и подарок от Оргкомитета Конкурса. Конкурсные работы победителей будут участвовать в выставке в рамках проведения фестиваля «Ленточка памяти» (г. Рязань, май 2015 года).

Представители Организационного комитета Конкурса:

Каземирова Мария Александровна

После окончания Великой Отечественной войны прошло более 70 лет. Всё меньше и меньше становится свидетелей того времени.

Я родилась и выросла в мирное время. Никогда не слышала воя сирен, не знаю, что такое не топленое жилище и скудный военный паёк. Я вижу, как строятся новые дома, но не подозреваю, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Для меня война- это история.

22 июня 1941 года мирная жизнь была прервана, началась Великая Отечественная война. На защиту страны поднялись миллионы граждан. Мужчины ушли на фронт, женщины работали в тылу. Дети были предоставлены сами себе.

Всё дальше и дальше от нас уходят трагические события войны. Всё меньше и меньше ветеранов встречают с нами День Победы. Не утихает боль, нанесённая войной, не забывается подвиг нашего народа.

У детей войны разные судьбы, но их объединяет невосполнимая потеря детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои, противостоявшие войне. Но при любых обстоятельствах дети остаются детьми и хотят играть. Так во что же играли дети во время войны?

Актуальность моей работы заключается в том, что молодое поколение должно знать, помнить и гордиться историей своей семьи, своего государства.

Игры детей во время войны

У войны недетское лицо!

Но в глаза детей смотрела смерть.

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.

Во время войны играли очень мало, не до этого было. Любимой игрой были камушки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши- рисовали, летом играли в «секретики».

Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли».

Ходили зимой на лыжах. Лыжи были иногда самодельные, иногда взрослые, «с чужого плеча». Конечно, лыжных ботинок тогда не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не очень удобно, но зато ноги долго не замерзали.

Зимой катались на санках и на коньках. Коньки были разные - иногда самодельные полозья. А по весне любимое занятие детей – было пускать кораблики в многочисленных ручьях.

Валентин Николаевич Петров, родившийся в 1932 году и живший в Ярославле, перечисляет дворовые игры: «детей было много, во двор выходили гулять обычно человек пятьдесят. Разбивались по возрасту на группы и играли в разные игры: в расшибалку (на деньги), в стенку – тоже на деньги, в прятки, в казаки-разбойники, в черненькие, в ножички, в жостку (пинали мешочек, набитый камешками), в лапту, в футбол, в волейбол, в жмурки, играли в мушкетеров, сражаясь на «шпагах» (фильм «Три мушкетера» был очень популярен), строили в центре двора зимой крепости из снега и устраивали штурм снежных укреплений». Кроме этого Николай Петрович упоминает, что «в районе автозавода (теперь это Ярославский моторный завод) была устроена свалка из разбитой военной техники – танки «Тигр» и «Пантера», орудия, винтовки, пистолеты, автоматы, каски, пробитые осколками. Мы, школьники, обзаводились на этой свалке всем необходимым для игры в войну. Ходили в атаки, брали снежные крепости с криками: «Ура! За Родину!». Ребята лет 15-16 к нам во двор прикатили с Волги круглую мину диаметром примерно полметра. Мы ее пинали, катая по двору целый день». Об опасности военных свалок вспоминает и Николай Иванович Платонов, родившийся в 1931 году в деревне Князево Любимского района Ярославской области, а в войну живший в Ярославле: «Со свалок тащили все: патроны, запалы от гранат, стволы винтовок и тому подобное. По-детски не чувствуя опасности, играли ими, и это иногда заканчивалось серьезными травмами рук, глаз, лица».

Читайте также: