Роль игрушки в развитии игровой деятельности ребенка

Обновлено: 06.05.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Светлана Леонидовна

В статье анализируется значение игрушки для ребёнка. Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются, какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Светлана Леонидовна

Гендерный подход в воспитании дошкольников (на материале изготовления игрушек из бросового материала)

Разработка и реализация проекта «Игрушки» в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы дошкольного звена МБОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо» г. Йошкар- Ола Республика Марий Эл)

Текст научной работы на тему «Роль игрушки в жизни ребёнка»

РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА Герасимова С.Л.

Герасимова Светлана Леонидовна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеёк», г. Мичуринск, Тамбовская область

Аннотация: в статье анализируется значение игрушки для ребёнка. Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются, какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад. Ключевые слова: игрушки, ребёнок.

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности [1, с. 46].

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

Игрушка вредна, если она: провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость; вызывает страх или тревогу, психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка; имеет грубый натурализм; унижает человеческое достоинство; искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она: безопасна; привлекательна; эстетична; соответствует возрастным возможностям ребёнка; полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.); выполнена из экологически чистых материалов; упакована.

Правила выбора игрушки

• Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;

• Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;

• Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.

• Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;

• Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;

• Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.

На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно

время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка. [2, с. 152]

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.

1. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2008. 85 с.

2. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В.М. М.: Просвещение, 2007. 280 с.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление – знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру). Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные, технические, игрушки – орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Важно также, из какого материала сделана игрушка, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает и отображает в игре отношения, возникающие между людьми, так, как он их понимает. Игрушка, действие с нею служат воплощением в игре роли, избранной ребенком. Но младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевают и кормят из чашки мама, больным мишкам ставит градусники доктор, на грузовике везет кубики шофер и т. д. Это свойство игрушек – побуждать к игре на определенный сюжет – должны использовать взрослые, подбирая и группируя их. Сюжетно-отобразительная игра подготавливает ребенка к игре сюжетно-ролевой.

Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем четче проявляется знание им назначения предметов-игрушек – их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относится к ним.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что подбирать для игр ребенка следует те игрушки, смысл которых созвучен его жизненному и игровому опыту. Именно ситуации общения, которые неосознанно отражаются ребенком конца второго и третьего года жизни в игре, определяют переход от игры предметной к игре ролевой.

Ребенок рано включается в систему социального общения, и ему не приходится самому открывать способы действий с предметами. Все это малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщенной форме предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре. Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло.

Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки – смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий интеллектуал ребенка. К сожалению, не все взрослые понимают это. Воспитатели детского сада должны объяснять родителям особенности игровой деятельности детей, помочь им обогатить игру различными игрушками-самоделками, в том числе из природного и другого материала.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья, приводящего вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов, предназначенных для детей разного дошкольного возраста, - важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.

Ниже предлагается фрагмент (пример) плана по разделу «Организация самостоятельной игры» в группах детей второго года жизни.

В этом возрасте сюжетно-отобразительная игра только начинает формироваться, поэтому в планах воспитательной работы намечен постепенный перевод детей от совместных игр с воспитателем к самостоятельным, в основном индивидуальным, играм с элементами воображаемой ситуации, с использованием не только разных игрушек, но и первых предметов – заместителей.

Младшая подгруппа (от 1 г. до 1,6 мес.) :

1-й день: внести в игровую комнату новую игрушечную собаку; игра воспитателя с новой игрушкой (собака бегает, лает, ест); предложить детям показать, как собачка лает, бегает, ест.

2-й день: внести в группу новую игрушечную чашку и тарелку; игра воспитателя с новыми игрушками; попросить детей найти в группе все игрушечные чашечки, предложить дать попить разным куклам, игрушечным животным.

3-й день: создать подсказывающие ситуации: новую чашку поставить перед куклой, рядом с мишкой и т. д. ; спросить, поела ли собачка, не хочет ли пить другая кукла.

4-й день: убрать из группы ложки, предназначенные для игры, внести небольшие палочки (в качестве предметов - заместителей); игра воспитателя и кормление кукол с помощью палочек вместо ложек; предложить детям покормить кукол.

5-й день: рассмотреть с детьми игрушки, внесенные на этой недели (собачка, чашка, палочка-ложка); попросить показать названные игрушки, передать действия с ними.

При учете самостоятельной игровой деятельности следует отмечать: какой вид самостоятельной деятельности дети предпочитают; с какими игрушками играют, их отношение к игрушкам; во что играют (сюжет игры); как играют; взаимоотношения детей в игре; принятие роли; особенности игры.

Подобное планирование руководства игровой деятельностью помогает значительно повысить уровень детской игры.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста» Статья «Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста» Дидактические игры и игрушки в жизни ребенка имеет огромнейшее.

Неделя игры и игрушки В. А. Сухомлинский:"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Роль и значение игрушек в развитии ребенка

Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Какое влияние на ребенка они оказывают, как помогают родителям в воспитании и развитии детей — читайте в нашей статье.

Каково значение игрушки в жизни ребенка

Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

Игрушки для развития детей: формируем психику

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:

  • восприятие и ощущение;
  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • чувства и эмоции;
  • речь.

История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.

Пирамидки, конструкторы, сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.

Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму

Цель всех мам, а особенно пап — вырастить своих ребятишек сильными, ловкими, крепкими. Скакалки, кегельбан, крошечные гантели и хула-хуп — все это обязательно пригодится. Но физическое развитие начинается раньше, когда малыш пытается повернуться на животик, сесть, поползти или сделать первый шаг. Его движения хаотичны и неточны, координация нарушена, чувство равновесия еще дремлет. Чтобы ребенок нормально развивался в физическом плане, вам помогут:

  • Мячики. Небольшие округлые мячи из шерсти или хлопка с колокольчиком внутри помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет, а после 5 месяцев стимулировать его ползать.
  • Прыгунки. Они хорошо укрепляют ножки и поднимают настроение.
  • Качалка-лошадка. Позволяет развить чувство равновесия, необходимого в ходьбе.
  • Турник. На нем можно учить малыша подтягиваться на ручках. Также можно развешивать здесь различные предметы, стимулируя тянуться за ними.

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от самого процесса ходьбы, что позволяет добиться автоматизма в этом деле, развить координацию движений.

Занимаясь с малышом несколько минут в день, вы поможете ему быстрее освоить простейшие движения и не успеете оглянуться, как ребенок будет бегать, прыгать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи рекомендуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек

Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:

    . Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной. . Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять. . Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
  • Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.

Какое значение имеют игрушки для воспитания детей

Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом. Таким образом в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:

  • первоначальные представления о добре и зле;
  • доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
  • умение побороть страхи и капризы;
  • бережливость, аккуратность, организованность.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.

Выбор игрушек в зависимости от возраста

В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

  • Уже в три месяца малыш не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, хватает ручонками предметы и пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек надо учитывать его возрастные особенности. Для детей в 3 месяца подойдут: музыкальная карусель (мобиль), развивающий коврик, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками, звуковые браслеты. Подробно, о том, что именно нужно в возрасте от 1 до 7 месяцев, мы рассказывали в статье «Игрушки для новорожденных: какие они».
  • С 9 месяцев до года, когда ребенок уже уверенно сидит, ползает и даже ходит, наступает время более сложных развивающих игрушек. Это всевозможные сортеры, конструкторы-каталки, крупные пазлы. Рекомендуется в этом возрасте приобщать малыша к рисованию пальчиковыми красками и игре на музыкальных инструментах. Однако основное внимание стоит уделить развитию опорно-двигательной системы, предлагая ему прыгунки, каталки, лошадки-качалки. малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение. — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

Советы и рекомендации

Зачастую перед родителями встает вопрос, как выбрать игрушку для своего ребенка, чтобы она понравилась, увлекла и в то же время оказалась полезной? Тут на помощь придут советы детских психологов. Вот несколько рекомендаций:

  • Приобретайте игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть детали конструкторов.
  • Периодически убирайте предметы из зоны видимости. По прошествии некоторого времени они будут восприниматься как новые.
  • Предлагайте малышу игровые пособия разной направленности. У каждого ребенка должны быть как мячи, скакалки, прыгалки, так и игрушки, требующие сосредоточенности и внимательности: пазлы, мозаика, конструкторы.
  • Помогите организовать игру. Подскажите, а еще лучше поучаствуйте в строительстве гаража, побудьте клиентом в детской парикмахерской или больным на приеме у доктора.
  • Игрушек не должно быть много. Из огромного разнообразия малышу сложно выбирать, в результате он перестанет их замечать.
  • Обращайте внимание, какие пособия вызывают у малыша повышенный интерес. Еще в раннем детстве можно выявить наклонности или даже таланты будущих художников, скульпторов или стилистов.

Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадралиева Зольхаят Гайнединовна

В статье анализируется влияние игры и игрушки на психику ребенка и значение игрушки в воспитательном процессе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадралиева Зольхаят Гайнединовна

Инновационный подход в изучении игровой деятельности дошкольника как показателя психологической готовности к обучению в школе

Педагогические условия реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта дошкольника

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников»

Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников

Кадралиева Зольхаят Гайнединовна /Kadralieva Zolhayat Gainedinovna - воспитатель

Государственное дошкольное образование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джанайская ООШ», с. Джанай, Красноярский район, Астраханская область

Аннотация: в статье анализируется влияние игры и игрушки на психику ребенка и значение игрушки в воспитательном процессе.

Ключевые слова: игра, игрушка, игровая деятельность, воспитание, развитие ребенка, психическое воздействие.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечения, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности [1, с. 7].

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т. д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному значению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих от других (например, у Деда Мороза - длинная шуба, большая шапка, палка и мешок с подарками).

Игрушка по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль [2, с. 11].

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которое само же к ним привязало» [3, с. 47]. Также Ушинский подчеркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития ребенка. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке и на предметы, на людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой побуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворить потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, резиновые мячики, - развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать в жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в

качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков.

То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, его заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление -знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия - это действия обобщения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества - сюжетно -ролевой и ролевой. Предметно - игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно -смысловое содержание и его игровых действий.

1. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка. М.: Просвещение, 1980, 64 с.

2. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Электронный архив, 11 с.

3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6 т., Т. 1 М.: Педагогика, 1988, 414 с.


Возникновение игрушки, изменение её внешнего вида, применение в процессе подготовки ребёнка к будущей жизни имеет длительную историю. Игрушка, как предмет детских забав, со временем стала средством умственного, нравственного, физического и эстетического развития. Первые российские игрушки не отличались хорошим качеством, производились из второсортного сырья. В мае 1932 года в России впервые в мире был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в городе Загорске. У игрушки появляется множество классификаций, видов, групп, но не в одной из них не упоминается игрушечное оружие и игрушки, изображающие монстров, вампиров. Это объясняется тем, что данный вид игрушки появился в большом количестве и стал доступным буквально для каждого ребёнка только в последние десятилетия.

По мнению А. В. Лонтионовой игрушки включают в себя несколько наиболее важных групп:

В настоящее время появилась ещё одна группа игрушек — это герои современных мультфильмов и игрушки " страшилки».

Как же из всего этого многообразия выбрать самую нужную и полезную игрушку?

В современных магазинах игрушек взрослые, а порой и сами дети, теряются в выборе нужной игрушки. Ассортимент настолько разнообразен, что глаза просто разбегаются. Но часто взрослые не задумываются о том, какие чувства игрушки могут воспитывать в детях: доброту, внимание, заботу, любознательность или агрессию, злобу, безжалостность и раздражительность. Ведь специалисты не зря утверждают, что игрушки формируют характер ребёнка и влияют на его дальнейшую судьбу. Каким же образом это происходит и как понять, что полезно для детского организма, а что принесёт один лишь вред? Каждый родитель, стараясь идти в ногу со временем, покупает ребёнку много игрушек, покупает то, чего не было в их детстве, то, что им кажется очень современным и модным, но и, конечно же, то чего хочет их ребёнок, а дети всегда хотят больше, больше и больше. Однажды учёные подсчитали примерное количество игрушек в детских комнатах. Это была, по их мнению, просто огромная цифра. Среднее их количество приближалось к четыремстам для одного ребёнка. При таком изобилии он ни одну из них не может полюбить, освоить и многие просто становятся не нужными и, в конце — концов, обесцениваются.

Каждый должен понять, что игрушка- это средство для осуществления игры, а игра имеет огромное значение для детского развития. Игра это форма жизни для маленького ребёнка, он живет, играя, выражает свой внутренний мир, желания, события, интересы. В игре ребёнок усваивает особенности окружающей действительности, выражает себя, учится думать и придумывать. Игра это сложный процесс, где ребёнок создаёт свой воображаемый мир. Он вкладывает в речь игрушки свои переживания, мысли, своё представление о мире. Играющие дети более самостоятельные, ведь когда взрослые учат ребёнка, они просто усваивают то, что им предлагают, а играя, он сам что-то придумывает, проявляет инициативу, творит. Эти дети более творческие, самостоятельные, организованные.

Важный и острый в современном мире вопрос: что важнее игра или обучение ребёнка на ранней стадии развития? Родители в большинстве своём обесценивают игру, считая её развлечением. Это огромное заблуждение. Ведь обучение предполагает не только знание букв и цифр, это ещё и познавательная активность ребёнка, его готовность обучаться. Всё это ребёнок приобретает только в игре. Психологи утверждают, что игра имеет большое преимущество перед ранним обучением, всё действенно лишь в комплексе. Те дети, которые не доиграли в дошкольном возрасте, передвигают игру на более поздний период (7–8 лет), когда пора учиться. Играть нужно в определённом возрасте.

Посмотрев на современные игрушки детей, взрослые задумываются, а есть ли в них хоть какая-то польза, И мало кто из них пытается посмотреть на них глазами маленьких детей. Современные игрушки зачастую сопровождаются известными среди детей сериалами, мультфильмами. Им хочется играть в знакомые ситуации, которые они увидели, поэтому они просят купить так понравившегося героя. Если вспомнить, то игрушки мам и бабушек тоже создавались по мотивам сказок того времени, и несли всё туже идею добра и зла. Дети в отличие от взрослых способны видеть за внешностью игрушек совсем иное содержание. Не всегда некрасивая игрушка несёт в себе зло и наоборот. Полезность игрушки не всегда связана с её ценой, иногда, чем проще игрушка, тем она лучше и удобнее. Самое главное, чтобы в неё хотелось играть. А чтобы возникла игра, обязательно с ребёнком должен быть человек, который учит и приобщает к игре. И в большинстве своём эту роль на себя должны взять родители.

Читайте также: