Роль игрушки в развитии речи детей дошкольного возраста

Обновлено: 14.05.2024

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета,— так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

В дошкольном возрасте проводятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: "Уложим куклу спать"; "Напоим куклу чаем". Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно. Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку". Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: "День рождения куклы", где все дети танцуют и поют; "Поезд", где все дети—пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре "Магазин игрушек" дети, "купив" игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у "продавца". В указанные игры дети вовлекаются постепенно.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т.д.

В ходе дидактических игр воспитатель развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает, выдержу. Дидактические игры проводятся воспитателем со всей группой (вместо фронтального занятия), с подгруппой и индивидуально. В таких дидактических играх, как "Оденем куклу на прогулку", "Уложим куклу спать", "Покормим куклу обедом", участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой. С дидактическими игрушками дети могут играть индивидуально или коллективно.

Игровые приемы, их значение и содержание.

К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д

В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего.

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры.

Виды занятий с игрушками.

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и с взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест . Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников.

Имеются различные игры, направленные на решение разных речевых задач. Основные задачи:

1.Воспитание звуковой культуры речи

2.Формирование грамматического строя речи

3.Обогащение словарного запаса

4.Развитие связной речи

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые речевые игры будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи. Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия: составлять сюжетный рассказ об игрушке, по картинке или по серии картин, рассуждать, объяснять. Занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: - рассматривание игрушек и предметов. - описание игрушек (описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов). - отгадывание загадок по теме игрушка. - придумывание самими детьми загадок об игрушке. - сюжетный рассказ по набору игрушек, - сюжетный рассказ по одной игрушке. - Рассказы - инсценировки с игрушками. - Занятия - выставки (по описанию игрушек). Занятия с использованием игрушек влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения с взрослыми и сверстниками, активизируют разнообразный словарь. Занятия с использованием игрушек способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Общение с взрослыми и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения. На занятиях воспитатель учит ребёнка выделять существенные признаки, качества предметов, использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова. Необходимо закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

И конструирование, и рисование продуктивные виды деятельности. Но они могут использоваться в обучении родной речи как игровой прием в сочетании с приемом драматизации (похрустеть морковкой, съесть нарисованную ягодку, вылепить пирожок).

Ребенок, познавая окружающий мир, должен иметь возможность увидетьпредмет, потрогатьего, понюхать, прижать к себе, изобразить, услышать, как он называется. Наличие достаточного количества предметов и игрушек, возможность самостоятельно действовать с ними, контакт со взрослым — необходимые условия для полноценного речевого развития малыша. Появление новых игрушек, предметов, материалов, живых объектов и возможность действовать с ними стимулируют детские высказывания.

Таким образом, в современных дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.

В культуре каждого народа есть игрушки, которые сопровождают малыша на протяжении всего детства - это народные игрушки. Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Она способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свой взгляд на мир, свое мироощущение.

Именно в дошкольном детстве народная игрушка - позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у малышей, учит усваивать образцы поведения присущие своему народу.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Обучение дошкольников языку, развитию речи и речевому общению – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Основная задача речевого развития реб нка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Важную роль в развитии речи дошкольников нес т на себе декоративно прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощ нность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. У детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о материале, из которого изготовлены предметы. Декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Использование предметов декоративно-прикладного искусства развивает речь детей, способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. Знакомство дошкольников с народной игрушкой может осуществляться путем показа репродукций крестьянского искусства, посещения музеев, путем анализа традиционных народных промыслов. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию народных игрушек по содержанию, видам, материалу и технике исполнения. При организации систематической работы педагога с детьми, при тщательном отборе содержания и методов работы народная игрушка способна влиять на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, способствует развитию игровой деятельности, а также на развитие речи.

Сенсомоторные навыки развиваются в разных видах деятельности дошкольника. Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания в детском саду. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом : им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат ребёнка. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки : башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку. В своей практике мы знакомим дошкольников с разнообразными русскими народными игрушками, которые можно сделать своими руками и использовать в разных режимных моментах, в группе создан мини-музей «Куклы наших бабушек». В процессе изготовления русских народных кукол в наше время у детей развивается моторика, совершенствуется координация движений, формируется умение задавать вопросы, воспринимать полученную информацию, закрепляется умение решать различные проблемы при изготовлении куклы. И последний этап – обыгрывание куклы, а играть ею в тишине и в одиночестве совершенно невозможно. Таким образом, у ребенка развитие коммуникативных способностей происходит в процессе придумывания сюжета, обсуждения его с партнерами по игре. У ребенка оттачивается интонационная выразительность, варьируется темп речи, звуки становятся отчетливыми и ясными. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что игры с народными игрушками напрямую влияют на усвоение детьми богатства родного языка и успешного становления диалогической и монологической речи.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная деятельность как средство развития речи

Театрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Роль игры и игрушки в развитии речи детей

Милованова Елена Павловна

Изучение возникновения и развития речи ребенка было и остается актуально не только с точки зрения психологии, но и носит личностный и социальный характер. Большой вклад в изучение развития речи внесли известные психологи и исследователи: Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, А.Н. Гвоздев, Ж. Пиаже. Процесс становления речи отражает психическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка, и в наше время ей должно уделяться огромное внимание.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Значение речи, помимо психологической, имеет и социальную актуальность. Она является совершенным, емким, точным и быстродействующим средством общения между людьми. Речь рассматривается как составной элемент в структуре коммуникативной деятельности, которая в свою очередь играет решающую роль в становлении познавательной активности ребенка. Посредством общения и речи ребенок учится получать информацию из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. Речь и язык служат основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а так же необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Одна из главных игровых задач по развитию речи дошкольника состоит в обогащении словаря ребенка, в усвоении им понятий, в понимании многозначности употребляемых слов и их смысловых оттенков. В играх развивается речевая активность, воспитывается интерес и внимание к родному языку.

Разработкой теории игры и роли игрушки в развитии личности ребенка, в том числе и их участие в развитии его речи в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Игрушка оказывает большое влияние на развитие речи ребенка: первые слова, которые ребенок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребенок учится называть не только сами предметы, которыми пользуется, но их особенности, величину, форму, цвет и пр. Он включает игрушки в соответствии со своими представлениями в игру и определяет их отношение к остальным предметам и лицам, участвующим в игре. Все свои действия в игре ребенок сопровождает речью

Для начала уточним возрастные границы ребенка-дошкольника

Например, Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи. А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный - до одного года; преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет; дошкольный - до 7 лет; школьный – после 7 лет. В нашей статье за основу определения возрастной границы дошкольного периода ребенка, возьмем классификацию А.Н.Леонтьева, то есть возраст от 4 до 7 лет.

К 5–6 годам дошкольник уже оперирует солидным словарным запасом: порядка 3 тысяч слов. Ребенок начинает задумываться над тем, что именно и как он произносит, какими словами можно заменить привычные и всем известные названия. Благодаря такому детскому стремлению разнообразить свою речь появляются смешные и забавные словечки, придуманные детьми: вместо «я съел макароны» малыш говорит: «я намакаронился». Ребенок пытается создавать новые словообразования, но по незнанию законов языка делает это не вполне удачно.

Пятый год жизни ребенка - период, когда его речь развивается семимильными шагами. Именно сейчас происходит интенсивное умственное развитие. Ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать знакомые предметы, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и наречия. В этом возрасте большинство детей начинают точно выражать свою мысль, начинают внимательнее относиться к словам взрослых. Задав вопрос, он уже не отвлекается через минуту, а внимательно выслушивает ответ взрослого, стараясь понять его и запомнить.Пятилетние дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ.

Речь ребенка к 6-7 годам становится чистой и отчетливой, младенческое косноязычие пропадает. Ребенку уже доступно произношение монологов, хотя и не вполне совершенных в структурном отношении. Теперь ребенок буквально с каждым днем совершенствует свой словарный запас, учится более точным выражениям, развернутым предложениям. Обладая прекрасной памятью и смекалкой, ребенок прилагает все усилия для того, чтобы высказаться как можно понятнее, стремится быть понятым взрослыми. Кроме описательных моментов, присутствует эмоциональная окраска речи: ребенок, рассказывая о каком-либо событии, старается передать свое личное отношение к произошедшему.

Таким образом, мы видим, что речь ребенка-дошкольникаимеет свои особенности.

Предлагаю в следующем параграфе рассмотреть виды занятий с игрушками, которые способствуют развитию монологической речи дошкольника, обогащению его словарного запаса.

Виды занятий с игрушками

Огромное значение в развитие речи ребенка, обогащении его словарного запаса, имеют занятия с использованием игрушки.

Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, и может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию, пополнения словаря дошкольника.

Виды занятий по игрушкам:

1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке существа. Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Кто это?» и др.). Дидактические игры на описания, как правило, проводятся после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составления загадок детьми. Сначала дети учатся отгадывать загадки, а затем составляют загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь). Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

2. Сюжетные рассказы (повествования):

а) рассказ по набору игрушек и по отдельной игрушке – связный последовательный рассказ про игрушку, или группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам;

На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания.

На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта; две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель прячет игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша черную, а Соня куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»).

В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост». Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагается повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

В дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряется их рассматриванием, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, пополняется словарный запас ребенка новыми словами-сравнениями, определениями. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.

Таким образом, эффективность занятий с использованием игрушки, как средства обучения в развитие монологической связной речи ребенка и обогащении его словарного запаса, не вызывает сомнений. Игрушка создает ребенку возможность закрепить и активизировать словарь, может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться, и поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Программа развития).

3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

4. Биткова О. Игра как фактор развития диалога. //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2009. – 400с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2005. - 215 с.

Игрушка – неотъемлемая часть маленького человека. С игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботится, осваивает новое, переживает и взрослеет. Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребенок приобретает множество возможностей для развития речи. Наборы игрушек ( люди: фигурки детей, взрослых; жилища людей и их окружение; средства передвижения; животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда) используются:

1) Для уточнения произношения в звукоподражаниях: («Угадай, кто кричит?», «Большой – маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра);

2) Для знакомства с их внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками;

3) Для развития связной речи (проигрывание знакомых сказок, организация сюжетно-ролевых игр «Зоопарк», «Салон красоты» и др.).

Какие игрушки развивают речь и мелкую моторику?

Раннее развитие мелкой моторики способствует быстрому становлению правильной речи, мышления и памяти. Правильное и быстрое развитие мелкой моторики у дошкольников помогает достичь великолепных успехов в последующем школьном обучении.

Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы – развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребенка воображение, вырабатывают усидчивость.

Пластилин и паста для лепки – развивают цветовое восприятие, воображение, мелкую моторику.

Требования к игрушке. Игрушка должна быть :

1. Безопасной (соответствовать гигиеническим требованиям)

2. Эстетичной (привлекать внимание)

3. Соответствовать возрасту (содействовать развитию ребенка)

4. Динамичной (побуждать малыша к разнообразным действиям)

5. Современной (отражать черты времени, связь с окружающей жизнью)

6. Максимально приближенной к оригинальному аналогу.

Важно помнить правило: «Игрушки надо выбирать, а не собирать!»

Что для детей игра? «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Возьмите за правило заниматься со своим ребенком ежедневно по 10-30 минут специальной деятельностью:

1) Играть в игру

2) Раскрашивать, рисовать или лепить

Помните: для каждого ребенка игра – не только забава, а важное и серьезное дело; это настоящая жизнь, он отдается ей полностью, воспринимая ее правила, учась и развиваясь.

«Речевое развитие в ДОУ». Консультация для родителей Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать.

«Любимые игрушки». Конспект НОД для детей первой младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством использования интеллект-карт»

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством использования интеллект-карт» Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ № 20 г. Аша Янгуатова И. С. Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей через игру» «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ»(Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4лет Цель: привлечение родителей к вопросу.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей до трёх лет» Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников. Дело в том,.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения" Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления.

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии» Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа,.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4–5 лет» Тема: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ» Важно исправлять нарушения речи вовремя, то есть в детском саду. И это крайне важно. Многие рассуждают:.

ВЛИЯНИЕ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

Фото

Фото

Фото

Фото

Всякий знает, какое место занимает игрушка в жизни ребенка. Все мы родом из детства и знаем, какие возможности раскрываются перед ребенком, когда впервые он вступает в страну игрушек.

Значение детских игрушек трудно переоценить. Без них у ребенка исчезает стремление узнать новое, не возникает желания играть. А ведь в игре ребенок развивается физически, умственно и духовно. Ребенок не только развиваетсяи знакомится с предметами окружающего мира, но и развивает свой активный словарь, узнает отношения между предметами, их сочетания по форме, числу, познает явления окружающей действительности и в итоге всего он выражает свои эмоции через речь. Игрушка для ребенка любого возраста полна смысла. Но любая игрушка для ребенка без участия взрослого теряет значительную долю привлекательности. Очень важно, чтобы мы показали ее ребенку и научили играть с ней. В основном помогают дидактические игры с игрушками. Занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны:рассматривание игрушек и предметов; описание игрушек; отгадывание и составление загадок самими детьми по теме игрушка; составление сюжетных рассказов по одной игрушке или их набору; коррекция речи посредством игрушек.

1. Игрушка должна содействовать развитию ребёнка, на каждой возрастной ступеньке дошкольного возраста (то есть игрушка должна соответствовать возрасту).

2. Игрушка должна соответствовать тематике и содержанию характера игры.

3. Игрушка должна быть динамичной (то есть побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре).

4. Игрушка нуждается в привлекательном красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

5. Игрушка должна соответствовать гигиеническим требованиям (то есть игрушки должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка).

А теперь, давайте заглянем в логопедический «сундук» с игрушками!

Игрушечные магазины — самые любимые. При первой же возможности я заглядываю в такие магазины, особенно в отпуске. Игрушки просто необходимы для занятий с детьми. Я не скупаю все подряд, а очень внимательно выбираю. Некоторые игрушки из моей коллекции могут показаться странными, но у каждой своя задача. За годы работы появилось мною собрано много самых обычных на первый взгляд игрушек, которые помогают мне при работе по коррекции речи детей. Надеюсь, что мой рассказ поможет вам сориентироваться в многообразии игрушек, подтолкнет к правильному решению и убережет от ненужных трат.


Мячик.

Перекидывая или катая мячик можно выполнять огромное количество упражнений. Этот прием особенно хорош для подвижных детей, которым сложно усидеть на месте. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Для безопасности я выбираю мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения, развивала тактильность.

Примеры игр:

1.Автоматизация звуков изолированно или в словах: предложите малышу, подкинуть мяч вверх повторить звук или слово.

2. Обучение элементам грамоты: бросайте ребенку мячики разного цвета, ребенок ловит его и называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета.

3. Формирование слоговой структуры слова: произнесите ребенку первую часть слова, а ребенок, когда поймает мяч произнесет вторую: са — хар, са — ни.

4. Пополнение словаря: бросьте мячик ребенку, называя звук, на который он должен назвать слово.

5. Развитие лексико – грамматических категорий: бросьте мяч ребенку и назовите слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.


Волшебный мешочек или коробка с сюрпризом.

Они превращают любое занятие в волшебство! Так волнительно засовывать руку в неизвестность, угадывать, что же там такое, а после можно и обсудить. Если вам нужно привлечь внимание ребенка к предмету, спрячьте его в волшебный мешок.

Пример игры:

Возьмите непрозрачный мешочек, положите в него предметы на изучаемую тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т.д.) и предложите ребенку наощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т.д.

Трубочка.

Подобную игрушку вы можете встретить в разных вариантах в магазине: деревянную или пластмассовую.Эта игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.

Пример игры:

Предложите ребенку подуть в трубочку, а вы в это время считайте, как долго шарик удержится в воздухе. Постепенно, длительность выдоха будет увеличиваться, а ребенок будет чувствовать себя чемпионом.


Прищепки.

Снова, не столько игрушки, сколько бытовые вещи. Занятия с прищепками могут носить практический характер, то, как мы обычно их используем: вешать белье, записки, картинки. Но можно и

добавить игры в эти действия. И тогда прищепки уже не прищепки, а птички, машинки и проч.

Примеры игр:

1.Покажите ребенку ежика и скажите: «Смотри, какой ёжик пришел к нам в гости. Он по дороге потерял все иголочки. Давай ему поможем и сделаем ему иголки. А теперь давай пофырчим, как ежики». А вот тучка прилетела и дождик пошел. Давай сделаем дождик тучке. Как он капает? (ребенок произносит, как капает дождик: кап-кап кап-кап)»

2. Ребенку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ба: звук [б] — твердый согласный, поэтому прищепка синяя; звук [а] — гласный, поэтому прищепка красная.

3. Прищепки (красные – гласные, синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные) послужат вам для составления звуковой схемы слова.

4. Если ребенок уже умеет читать и знает, что такое ударение, то можно использовать прищепки в игре с карточками со словами. Покажите ребенку карточку со словом и просит поставить ударение с помощью прищепки.

Пальчиковый театр.

Пригодится он на всем протяжении раннего и дошкольного возраста. Сначала он учит слушать и наблюдать, потом развивает мелкую моторику, когда ребенок пытается надевать или снимать игрушки, и однажды ребенок заговорит словами любимого героя.

Пример игры:

Разыграйте хорошо знакомую сказку по ролям, надевая и снимая игрушки, двигая ими по сюжету сказки, вы развиваете ловкость пальчиков, мелкую моторику ребенка. Большинство игр с пальчиковыми игрушками — это театрализованные игры по сказкам или пальчиковые игры со стихами.


Детский конструктор. Балансирующие блоки.

Отличается своей простотой исполнения и многофункциональностью. И, конечно же, самой лучший развивающий тренажёр. Развивает фантазию, творчество, речемыслительные процессы умение сортировать – дифференцировать детали, развивает глазомер помогает заинтересовать ребёнка, отвлечь, успокоить, развивает умение сосредотачиваться, а также самое главное развивается мелкая моторика, что способствует развитию речи.

Мозаика.

Развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, пространственные отношения, зрительный анализ и синтез. Ребёнок, который легко справляется с воспроизведением мозаичного рисунка с образца, в дальнейшем так же успешно будет переписывать с образца любые графические элементы, ориентироваться на листе бумаги, и навык письма сформируется без особых проблем.


Пирамидка.

Обычная пирамидка поможет в развитии не только мелкой моторики, но и речи. Предложите ребенку надевать колечко при этом проговаривать правильно слоги ил слова.

Детские музыкальные инструменты.

Духовые инструменты – дудочки, губные гармошки, свистки способствуют формированию длительного выдоха, что очень важно для постановки речевого дыхания. Ударные инструменты развивают чувство ритма и координируют работу обеих рук (т.е. развивают межполушарное взаимодействие). Все музыкальные инструменты развивают слуховое восприятие и внимание. Пение под музыку развивает все стороны речи.

Кубик с точками.

На первый взгляд не понятная игрушка и что она развивает? Предложите ребенку бросить ее и сосчитать, сколько точек ему выпало. Пусть он назовет столько предметов или слогов (на автоматизацию) сколько точек ему выпало.

Мягкая игрушка.

Им можно доверить секрет, поведать обиды и найти у них утешение. Как правило, ребёнок легко общается с игрушкой, строит с ней диалог, проговаривая сам воображаемые ответы. То есть развивается внутренняя речь. А если животик игрушечного зверя набит гранулами, польза двойная: перебирая их, ребенок будит вести себя спокойнее и будет активно развиваться мелкая моторика рук.

Занятия с использованием игрушек влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, развивают психические процессы, мелкую моторику, дыхание, активизируют разнообразный словарь, развивают речь. На самом деле, список игрушек можно продолжать! Все зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается.

Читайте также: