Роль народной игрушки в воспитании дошкольника

Обновлено: 09.05.2024

Академик Д. С. Лихачё в призывает: «Пора нам прикоснуться к своим древним камням, к своей памяти и к своей культуре». По его словам, национальные отличия России сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.

Неоценимую помощь в духовно-нравственном воспитании детей нам оказывает народная педагогика.

В настоящее время она не потеряла своего значения, приобрела новые качества. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и составляют определённую систему. В ней столько же такта, сколько и стремления сделать жизнь ребёнка радостной и счастливой. Содержание и воспитательные возможности различных компонентов народной педагогики богаты и разнообразны.

Считаю необходимым остановиться на значении народной игрушки в воспитании и обучении дошкольников.

С малых лет дети сталкиваются с ней, играют, но без специальной педагогической работы у них не формируются представления об игрушке как предмете истории, культуры родного народа, не возникает устойчивый интерес, который побуждал бы к познанию, к стремлению отразить свои знания в деятельности.

Мы рассматриваем игрушку как неотъемлемую часть народного творчества и как средство, закрепляющее духовную связь с народом, представителем которого ребёнок является, я пришла к выводу, что работу по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой следует вести в трё х направлениях:

- формирование у детей представлений о народной игрушке;

- знакомство с трудом по их изготовлению;

- стимулирование детей для отражения своих чувств и знаний в различных видах деятельности.

Использование народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе должно осуществляться посредством совокупности разнообразных методов и приёмов на различных видах занятий. При этом мы учитываем особую роль краеведческого материала. Игрушечные промыслы, уходящие своими корнями в далёкое прошлое, являются гордостью Сергиева Посада. Сергиево-Посадские игрушки радуют мастерством исполнения, поражают выдумкой. Они всегда имеют своё неповторимое лицо. Неудивительно, что именно в нашем крае, богатом лесами, дерево стало самым распространённым материалом для ручного творчества. Множество его удивительных природных качеств (прочность и податливость, красивая естественная текстура, способность принимать любую окраску) щедро вознаграждают трудолюбие и изобретательность мастеров. Не зря наш Сергиев Посад издавна называют «столицей игрушечного царства».

Опыт нашей работы даёт основание утверждать, что ознакомление дошкольников с народными игрушками можно превратить в интересный для детей и насыщенный в воспитательном отношении процесс благодаря содержательным особенностям Сергиево-Посадских игрушек и их устройству. Через эти удивительные игрушки дети знакомятся с прошлым страны, её природными особенностями, с трудом и бытом людей. Забавное содержание многих игрушек, заложенный в них юмор, помогают показать дошкольникам национальные черты русского характера: оптимизм, доброе отношение к детям, радостное восприятие жизни. Игрушка не только забава, она учит добру и красоте. Через них ребёнок познаёт себя и окружающий мир. И наша задача сделать так, чтобы этот мир всегда был наполнен для детей добром, радостью и светом.

О том, как можно использовать народные Сергиево-Посадские игрушки в воспитательно - образовательной работе расскажу на примере ознакомления с богородской игрушкой.

Прежде всего, детям предлагается подумать, почему эти игрушки называются Богородскими, как по названию можно определить «адрес», где они родились (село Богородское). Далее знакомим детей с их особенностями (маленькие скульпторы, затем с материалом, из которого они изготовлены (липа, ольха, осина). Дети сами без труда назовут отличительный признак богородской игрушки - обычно её не раскрашивают, наносят порезки. Этим она отличается от многоцветных Сергиево-Посадских матрешек и Бабенских точеных игрушек, Городецких расписных деревянных игрушек. Казалось бы, по этому признаку Богородская игрушка должна быть менее интересна для дошкольников, для которых цвет наиболее значительное свойство предметов окружающего мира. Но наша работа показала, что ознакомление с богородской игрушкой -увлекательный и познавательный для дошкольников процесс при условии раскрытия детям содержательных особенностей данных игрушек и умелого руководства взрослого.

Любимые и самые распространенные герои Богородских мастеров - персонажи сказок: животные и люди. В связи с этим, при ознакомлении с Богородскими игрушками эффективно сочетание нескольких жанров народного творчества (игрушка, сказка, пословицы и поговорки, связанных одной идеей.

Рассматривая игрушки Богородских резчиков, дети без труда определяют, что мастера - игрушечники чаще, чем других животных, изображают медведя. Предложите им вспомнить сказки, в которых народ рассказывает об этом звере. Наши воспитанники назвали двенадцать сказок, в которых действует медведь. Мы пришли к выводу, что в русских народных сказках издавна бытуют сюжеты, посвящённые встречам медведя с человеком. Дети обязательно вспомнят сказки о том, как крестьянин и медведь делили вершки и корешки, как они вместе дуги гнули, как медведь с мужика муху прогонял и другие.

После этого пусть дети с помощью воспитателя найдут ответ на вопрос: «Почему русский народ в своих произведениях - сказках, игрушках - часто изображает медведя?» Общими усилиями ответ будет найден: «В старые времена на Руси было много лесов, в которых водились медведи. Поэтому про них придумывали сказки, а фигурку медведя вырезали из дерева и давали детям играть». Так дети подводятся к пониманию того, что произведения народного творчества, в том числе игрушки, знакомят нас с прошлым страны, с её природными особенностями, с трудом и бытом людей. Благодаря этому история родного народа становится более конкретной и эмоционально окрашенной. С этой целью познакомьте детей с игрушками - фигурками дровосека, охотника, крестьянина, несущего вязанку дров, бондаря, надевающего обручи на кадушку. При этом их восприятие должно направляться вопросами о том, что делает дровосек, бондарь, охотник и т. д., для чего он так делает. От конкретных знаний об особенностях труда отдельного человека дети подводятся к обобщению: так трудились русские люди в старину.

Через Богородскую игрушку есть возможность раскрыть дошкольникам издавна сложившиеся чувства и отношение русского народа к детям, стремление их занять, позабавить, повеселить. Это прослеживается через особенности изображения: расфуфыренная барыня, вызывающая улыбку у детей, весёлая сценка «Как медведи дуги гнул» и т. д. Желание заинтересовать и позабавить ребенка Богородскими игрушками можно раскрыть через устройство некоторых из них. А именно: возможность привести фигурки в движение с помощью баланса: («Чаепитие», «Куры на кругу»); специальной планки: («Медведи-пильщики», «Медведь и коза», «Кузнецы» и др.). Удивительны игрушки - каталки «Всадник», «Тройка», игрушки - дергунчики «Мишка», «Лягушка».

Таким образом, забавное содержание многих Богородских игрушек, заложенный в них юмор помогают подвести старших дошкольников к первоначальному осознанию отдельных черт русского характера: веселости, оптимизма, любви к детям, трудолюбия, изобретательности, чувства юмора.

Воспитательные функции ознакомление детей с игрушкой как частью народной культуры усиливаются, если дошкольники не только пользуются готовыми изделиями, но и умеют создать красоту своими руками. Чтобы упрочить эмоционально-положительные чувства детей к богородской игрушке, мастерам ее изготавливающим, советуем в подготовительной группе провести занятие, на котором дети самостоятельно изготовят подвижную конструкцию богородской игрушки «Мишка». Это занятие еще раз даст возможность показать детям, что основное в изготовлении этих игрушек -конструкция, которая делает их живыми, выразительными, особо привлекательными.

Ознакомление дошкольников с Сергиево - Посадской матрешкой предлагаем начать с занятий игрового типа.

Мальчик в костюме коробейника приносит игрушки местных промыслов : «Ай, да кукла, ай, да Малаша! Неслыханное чудо, невиданное диво!» Он предлагает детям отгадать загадку:

Красавица-девица, у неё сестрицы.

Каждая сестрица для маленькой - темница.

Дети обязательно узнают любимую всеми матрешку. Предложите им определить, из чего сделана матрешка. Воспитатель уточняет, что матрешку точат из липы, предварительно хорошо просушенной. Нужно показать несложные инструменты: сверло, крючки, проходники, резцы, с помощью которых из обычной чурки мастера выполняют заготовки матрешек. Пусть дети рассмотрят костюм матрешки: сарафан, фартучек - типичный костюм русской женщины, скромный и красивый.

Сергиево - Посадская матрешка имеет свое неповторимое лицо: образ её яркий, открытый, броский; форма - устойчивая, добротная, крутобокая. С нашей помощью дети должны научиться отличать её от матрешек других промыслов. Для этого надо сравнить Семеновскую, Полхов - Майданскую и Сергиево - Посадскую матрешек. Полхов - Майданские «тарарушки» расцвечены веткой с огромным цветком, рисунок бежит свободно, черный контур завершает гармонию узора. Семеновские матрешки - важные расписные красавицы. Сергиево - Посадская матрешка улыбчивая, озорная, веселая. Художники наделили ее чертами характера русского человека. Роспись чистым цветом, с черной графичной наводкой и быстрыми мазками в нехитром узоре. Наша матрешка-труженица. В её руках изображены атрибуты русского быта: самовар, туесок, чайник и т. д. Благодаря этому дети знакомятся с жизнью и бытом людей родного края. Сначала матрешка привлекала детей как яркая кукла, но она оказалась необычной, с чудесным сюрпризом - внутри находится матрешка поменьше, а в той ещё и ещё. И выстраивается целая семья матрешек. И зовут всех одним самым распространенным крестьянским именем - Матрена, Матрешка, Матрешечка.

Ответ на вопрос: «Для чего мастера изготавливали матрешек?» дети найдут сами: «Порадовать детей яркой игрушкой, а чтобы было интересно с ней играть, матрешку делают с сюрпризом».

Целесообразно рассмотреть первую матрешку (на открытке или иллюстрации, изготовленную более 100 лет назад. Выточил её токарь В. Звездочкин, а расписал художник С. Малютин, благодаря которому и обрела матрешка русские черты и покорила сначала Россию, а потом и весь мир. Сейчас она находится в единственном в России Музее игрушки, расположенном в Сергиевом Посаде. Покажите детям, что у нее тот же наряд, та же добрая улыбка, что и у современной игрушки. Это даст возможность наглядно убедить детей в том, что мастера-игрушечники бережно сохраняют народные традиции, из поколения в поколение передают свое искусство росписи матрешек.

Для усиления воздействия народной игрушки на эмоциональную сферу дошкольников, для облегчения понимания её содержания необходимо гармоничное сочетание игрушки и сказки.

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев).

ВложениеРазмер
rol_narodnoy_igrushki.docx 65.28 КБ

Предварительный просмотр:

Роль народной игрушки в воспитании дошкольника.

Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.

Я думаю, что если бы «живая» народная игрушка попала к детям в повседневный быт, то они охотно приняли бы ее в свои игры. Ведь многие из существующих ее образцов просто не доходят до них. Время диктует перевод народной игрушки на более массовое производство, что сделало бы ее более доступной для малышей.

Говоря о дидактической составляющей народной игрушки, нельзя не отметить игрушку – вкладыш, ярким образцом которой является матрешка. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребенок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд. В конце концов он дает правильную гамму величин. Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребенка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели. В народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. На вопрос, предложенный вятской художнице-игрушечнице Е.А.Кошкиной о том, чем руководствуется она при создании игрушек, она отвечает: «А вот смотрю, чем бы ребятишек позабавить, да потешить… да и придумаю». И выходят из ее рук резвые кони с наездниками, свинки со стоящими на их спинах зайцами и другие забавные игрушки-свистульки. Игра – забава с такой игрушкой не перейдет в озорство или, того хуже, в хулиганство, но напротив, разовьет в ребенке чувство юмора, жизнерадостность, что особенно важно для застенчивых, склонных к унынию детей. Разноголосые пищалки, свистульки разовьют в ребенке музыкальность, слуховосприятие, внимание.

Нельзя не остановиться на игрушке-самоделке. Речь идет об игрушке, которая делается самими детьми или взрослыми – будь то воспитатель в детском саду или родители, бабушки и дедушки. Мастерство такой игрушки связано с определенными местными традициями в выборе материала, приемами изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – из соломы, бабки, городки и масса других игрушек. Здесь прекрасен сам факт совместного творчества с ребенком, пусть даже роль его в процессе изготовления будет незначительна. Как ценно почувствовать тепло родительской ласки, заботы взрослого о малыше через игрушку. Игрушка-самоделка настойчиво напоминает нам, что, кроме компьютеров, сверхскоростей и изысков современной цивилизации, есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы и согласии с Богом. И что это то и есть необходимая и настоящая основа для полноценного человеческого бытия на земле. Изготовление игрушек из подручных природных материалов всегда было делом семейным: мужчины и женщины в свободное от полевых работ время лепили, точили, красили детскую игрушку, привлекая к этому труду своих детей – так с ранних лет приучали их к усердию и терпению. Ярким примером такой игрушки является наша Алтайская игрушка. Отличается она простотой формы, незатейливым окрасом. Она никогда не делалась для продажи в отличие от ярких, ярмарочных Дымковских кукол. Алтайская кукла – это простая, но не лишенная стати и красоты труженица в простом сарафане и с длинной косой.

В русском крестьянском быту куклы иногда делались очень просто: какая-нибудь тряпочка или сильно поношенный головной платок свертывались в скалку, перетягивались ближе к одному концу ниткою, чтобы отделить голову от туловища, затем на туловище накидывался какой-нибудь пестрый лоскут, заменяющий костюм, - кукла была готова. Специалисты считают, что самая лучшая кукла – самая простая, без лица. Она может смеяться, плакать, быть похожей на маму или саму девочку. И ребенок может додумать те или иные ее повадки, характер.

Народная игрушка приносит радость современному ребенку еще и потому, что она во многом схожа с творчеством самих детей. В восприятии ребенка фантазия преобладает над разумом, наивные представления – над опытом и фактами, которых у него мало. Поэтому изображение получается условным, он подчеркивает характерные черты изображаемого. Не живое часто смешивается с живым, одухотворяются предметы, очеловечиваются животные. То же самое происходит в народном творчестве. Только все эти образы закреплены в традиции, они не случайны, но выверены временем, как уже говорилось ранее. Чувство новизны у зрелых мастеров воплощено в традиционных образах изделий, которые отражают не только их живой интерес к миру, но и мировосприятие их предшественников. Такая близость народного и детского искусства формирует чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности. Кроме того, народная игрушка воспитывает стремление к добру и правде, любовь к красоте. Являясь поэтическим отображением природы (через материал и созданные образы), она способна ослабить вредные последствия удаленности от природной среды у детей больших городов. Таким образом, обращение к народному искусству через игрушку способствует предупреждению нежелательных форм поведения у ребенка, а также гармоническому развитию всех дремлющих в нем сил и наклонностей. Где купить матрешку де. " width="" height="" />

Народная игрушка приносит радость современному ребенку еще и потому, что она во многом схожа с творчеством самих детей.

ВложениеРазмер
rol_narodnoy_igrushki_v_vospitanii_doshkolnika.docx 19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Роль народной игрушки в воспитании дошкольника.

Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.

Я думаю, что если бы «живая» народная игрушка попала к детям в повседневный быт, то они охотно приняли бы ее в свои игры. Ведь многие из существующих ее образцов просто не доходят до них. Время диктует перевод народной игрушки на более массовое производство, что сделало бы ее более доступной для малышей.

Говоря о дидактической составляющей народной игрушки, нельзя не отметить игрушку – вкладыш, ярким образцом которой является матрешка. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребенок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд. В конце концов он дает правильную гамму величин. Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребенка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели. В народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка , радующая детей свистом, писком, действием. На вопрос, предложенный вятской художнице-игрушечнице Е.А.Кошкиной о том, чем руководствуется она при создании игрушек, она отвечает: «А вот смотрю, чем бы ребятишек позабавить, да потешить… да и придумаю». И выходят из ее рук резвые кони с наездниками, свинки со стоящими на их спинах зайцами и другие забавные игрушки-свистульки. Игра – забава с такой игрушкой не перейдет в озорство или, того хуже, в хулиганство, но напротив, разовьет в ребенке чувство юмора, жизнерадостность, что особенно важно для застенчивых, склонных к унынию детей. Разноголосые пищалки, свистульки разовьют в ребенке музыкальность, слуховосприятие, внимание.

Нельзя не остановиться на игрушке-самоделке . Речь идет об игрушке, которая делается самими детьми или взрослыми – будь то воспитатель в детском саду или родители, бабушки и дедушки. Мастерство такой игрушки связано с определенными местными традициями в выборе материала, приемами изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – из соломы, бабки, городки и масса других игрушек. Здесь прекрасен сам факт совместного творчества с ребенком, пусть даже роль его в процессе изготовления будет незначительна. Как ценно почувствовать тепло родительской ласки, заботы взрослого о малыше через игрушку. Игрушка-самоделка настойчиво напоминает нам, что, кроме компьютеров, сверхскоростей и изысков современной цивилизации, есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы и согласии с Богом. И что это то и есть необходимая и настоящая основа для полноценного человеческого бытия на земле. Изготовление игрушек из подручных природных материалов всегда было делом семейным: мужчины и женщины в свободное от полевых работ время лепили, точили, красили детскую игрушку, привлекая к этому труду своих детей – так с ранних лет приучали их к усердию и терпению. Ярким примером такой игрушки является наша Алтайская игрушка. Отличается она простотой формы, незатейливым окрасом. Она никогда не делалась для продажи в отличие от ярких, ярмарочных Дымковских кукол. Алтайская кукла – это простая, но не лишенная стати и красоты труженица в простом сарафане и с длинной косой.

В русском крестьянском быту куклы иногда делались очень просто: какая-нибудь тряпочка или сильно поношенный головной платок свертывались в скалку, перетягивались ближе к одному концу ниткою, чтобы отделить голову от туловища, затем на туловище накидывался какой-нибудь пестрый лоскут, заменяющий костюм, - кукла была готова. Специалисты считают, что самая лучшая кукла – самая простая, без лица. Она может смеяться, плакать, быть похожей на маму или саму девочку. И ребенок может додумать те или иные ее повадки, характер.

Народная игрушка приносит радость современному ребенку еще и потому, что она во многом схожа с творчеством самих детей . В восприятии ребенка фантазия преобладает над разумом, наивные представления – над опытом и фактами, которых у него мало. Поэтому изображение получается условным, он подчеркивает характерные черты изображаемого. Не живое часто смешивается с живым, одухотворяются предметы, очеловечиваются животные. То же самое происходит в народном творчестве. Только все эти образы закреплены в традиции, они не случайны, но выверены временем, как уже говорилось ранее. Чувство новизны у зрелых мастеров воплощено в традиционных образах изделий, которые отражают не только их живой интерес к миру, но и мировосприятие их предшественников. Такая близость народного и детского искусства формирует чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности. Кроме того, народная игрушка воспитывает стремление к добру и правде, любовь к красоте. Являясь поэтическим отображением природы (через материал и созданные образы), она способна ослабить вредные последствия удаленности от природной среды у детей больших городов. Таким образом, обращение к народному искусству через игрушку способствует предупреждению нежелательных форм поведения у ребенка, а также гармоническому развитию всех дремлющих в нем сил и наклонностей.

Основа развития маленького ребенка - крепкое здоровье, жизнерадостность Любимые детские игрушки побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, ловить- то есть развивают движения, удовлетворяют потребность в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом звучащие, заводные – вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушка наряду с детской книгой - первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Признавая большое значение игрушек для развития детей, взрослые культивируют их, создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя воспроизводит те или иные действия.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметы быта. С помощью которых осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. Раньше игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались оживить игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету: игрушка-крокодил с открывающийся пастью, тигр - заносящий лапу над предполагаемой жертвой и другие. Некоторые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта; телесные наказания раба или работающий раб.

В античные времена в Греции, в Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (это куклы, фигурки животных) использовали –кожи, дерева, драгоценные металлы, Было развито ремесленные производства игрушек, которые стали предметом торговли, в разных странах Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого философа Плутарха среди игрушек тех времен, были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров. На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко 2ому веку до нашей эры. Это всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических раскопках Москвы, Коломны, Петербурга.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, шлемы, щиты, мячи, доспехи). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалась магическое значение как хранительнице домашнего очага. От тех времен сохранились кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, часто с украшенными из драгоценных металлов и камней. Кукольные дома так же как и заводные, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие из них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по наследству.

Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (это солома, глина, кора деревьев, дерево, ткани).

На Руси игрушки имели серьезное значение; с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили детей к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки - развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, волчки, луки, дудки, кубарики, куклы, свистульки.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы, обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие во многом сходны по конституции, форме, декору. А произошло это, потому что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного мастера - природы. И в роскошном дворце и в соломенной хижине ребенок играл, только игрушки эти были разными - у одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпку, у других дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

Самые древнейшие куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их более 4 тысячи лет. Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики прически из глиняных или деревянных бусинок.

Археологи на раскопках находят игрушки с утварью, предметами быта, что доказывает древние мастера понимали назначение детской игрушки - забавлять ребенка, помогая ему познавать мир. Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей, игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки рыбки и птички. И сегодня эти находки нас удивляют - из чего их делали? Из веток, плодов, сучков дерева, цветов, соломы, глины, хлебного мякиша, то есть из того что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили не долго - они быстро ломались, поэтому они не дошли до наших дней. Чтобы сделать их более занимательными предки наши заставляли их действовать; совершать не сложные движения, издавать звуки и шумы, ярко и красиво их расписывали. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета - что если дети много и усердно играют в куклы то в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к игрушкам – быть беде. Колыбельке ребенку клали куклу «оберег» считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику троицы делали из веток Семина и Семиниху, сажали их под березу водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке. Только мне не понятно почему такой трагический конец этих кукол?

Игрушки сделанные мастерами называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были потешные лошадки, оружие (пистолеты, рогатки, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы в полном тогдашнем наряде. Но такие куклы появились 150 лет назад. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено – белая кора которого становилась личиком куклы. Дальше люди придумали другие материалы - делали куклы из соломы – куски ткани становились одеждой. Фантазия мастеров была безгранична -они кроме кукол из соломы мастерили миниатюрные птицы, делали игрушки стригушки - подобную стригушку можно сделать из мочалки, из веток или из льняной пакли, из трав семейства злаков.

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках они были известны грекам, римлянам. Игрушки эти называли шаркунами, гремушками, брякулками, брякушками, делали из разного материала и разной формы, их плели из бересты, в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка из древесины, лепили из глины. Погремушке родственница трещотка – игрушка, взятая из жизни, музыкальной игрушкой была – свистулька. Они могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи - маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода и тогда при вдувании воздуха в носик получались забавные звуки.

Любимыми детскими забавами в Тульской Московской и других губерниях были гармошки. Они отличались друг от друга своими размерами и звучанием. Существовали гармошки так называемые баян, хромка, тальян, аккордеоны. Самой распространенной игрушкой деревенских детей была тряпичная кукла. Кукол этих берегли – вырастает девочка, становится мамой и куклу передает дальше своей дочке. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав – игрушка имеет общеобразовательное значение, служит целью разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач ребенка благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике использования, возрастному назначению.

Воспитание и развитие детей раннего возраста в игровой деятельности Дорогие Коллеги! Представляю вам фотоотчёт, в виде презентации, по теме самообразования «Воспитание и развитие детей раннего возраста в.

Атрибуты своими руками для сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе Игры своими руками. Авторский дизайн. Известно, что ведущим видом деятельности дошкольников является - игра. Дети очень любят играть в разнообразные.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Роль народной игрушки

в воспитании дошкольника.


Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

По содержанию игрушки можно подразделить на:

1. В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребенок в повседневной жизни. К таким игрушкам относятся фигуры женщины, коня, медведя, петуха и т.д.

Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества . Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки , которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка . Будет ли это изображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением. Эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру .

2. Народная дидактическая игрушка – это игрушка , в которой отражена народная мудрость , весёлая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем поучить чему-то. Народная дидактическая игрушка , как и всё народное творчество , отличается яркостью, красочностью, гармоническим сочетанием цвета и формы. Эти весёлые радостные игрушки составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям . Своеобразие народных дидактических игрушек заключается в их простате, доступности детям. Каждая из них имеет предметное содержание, близкое, знакомое, маленькому ребё нку : шары, бочонки, кольца и др.

В народной дидактической игрушке поставлена цель : дать ребёнку представление о цвете, размере и других качествах. Но эти качества не изолированы, они даны в конкретной форме, тогда как в ряде дидактических пособий такого содержания нет, и они рассматриваются лишь как стимулы, вызывающие ощущения. Игрушки динамичны , они подсказывают те игровые действия, которые можно с ними производить – катать, разбирать, собирать, перекладывать и т. д. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой , ребёнок учится различать цвета и их оттенки. Знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развитию речи, если с ребёнком займутся взрослые. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности форм эти игрушки воспитывают вкус , развивают зрение, осязание. Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога : поправки вносит сама игрушка .


3. Игрушки-самоделки – это игрушка, которая делается самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определёнными местными традициями в выборе материала, приёмами её изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки, катающиеся колёса, каталки на колёсах, лодки из коры деревьев и т. д.

Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Как влияет народная игрушка на развитие и воспитание дошкольников:

· способствует развитию у детей эстетического восприятия.

· может быть использована в процессе трудового воспитания дошкольников - последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество – это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд.

· способствует умственному развитию дошкольников.

· способствует решению задач сенсорного воспитания. Обследование игрушки осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм.

· народная игрушка содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрешке, развивать навыки творческого рассказывания, развивать умение придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании

· Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем мире. А ведь игрушка дает для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребенка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).

Игрушки не подменяют реальные предметы, но они отражают их свойства и являются средством усиления впечатления, привлечения внимания к тому, с чем встречается ребёнок повседневно, но не знает, не замечает его качеств.


Ценность народной игрушки заключается не только в том, что воспитатель знакомит ребёнка с цветом и формой, но и в том, что с помощью игрушки он учит детей мыслить , воспитывает привычку к умственному труду, культивирует познавательные способности – ценное качество, отличающее человека от всех других живых существ. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разностороннем воздействии на развитие его чувств, ума и характера. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.

Простота народной игрушки , её выразительность и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребёнка.

Читайте также: