Ролевые игрушки для детей 3 лет

Обновлено: 29.04.2024

Когда двухлетний малыш рычит, изображая тигра, крутит невидимый руль, будто бы он — машина, или качает куклу, все вокруг умиляется. Иногда даже начинают говорить о беззаботности детства, мол, можно бесконечно играть и ничего больше не делать.

На самом же деле, детская игра – это сложное явление, такое себе развлечение с пользой. Являясь, по сути, дидактическим единственным инструментом в руках взрослого (родителя или воспитателя, игра всесторонне развивает ребенка в раннем детстве.

Значение игр в развитии детей 2 — 3 лет

Если ребенку дать игрушки или какие-либо другие предметы, попросить его найти занятие, он обязательно его найдет. Возможно, малышу даже будет весело. Но взрослый, который осознает ответственность воспитания ребенка 2 — 3 лет, обязательно поучаствует в игре, используя ее для достижения различных педагогических целей.

Ребенок 2-3 лет учится, играя.

Ребенок 2-3 лет учится, играя.

ВАЖНО: Целенаправленная, правильно организованная и доведенная до конца игра с ребенком 2-3 лет способствует физическому либо умственному развитию малыша, формированию у него нравственности, его социализации, прочее. Некоторые игры вырабатывают несколько навыков либо воспитывают неcколько качеств.

У игр с детьми 2 — 3 лет могут быть следующие цели:

Воспитание личностных качеств. В ребенка в раннем детстве понятия о добре и зле, плохом и хорошем только закладываются. И только в форме игры, ненавязчиво, ему можно объяснить, почему нужно быть доброжелательным, вежливым, скромным, трудолюбивым, ответственным, так далее, и нельзя быть грубым, жадным, эгоистичным, так далее.

Социализация. Уже в два-три года в процессе игры ребенок начинает взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Играя, он учится общаться, дружить, договариваться, отстаивать свое мнение, находить выходы из различных спорных ситуаций.

Формирование самооценки. Успехи в игре радуют ребенка, вселяют в него уверенность в собственных силах., повышают самооценку.

Физическое развитие. Подвижные игры для малышей в раннем детстве способствуют укреплению у них навыков ходьбы, бега, учат их манипулировать с различными предметами, применять их по назначению, делаю их крепкими, выносливыми, способствуют формированию сильного иммунитета.

Тренировка мелкой моторики. У ребенка 2 — 3 лет активно развивается устная речь. Любые игры с мягкими пазлами, кубиками, сортерами, конструкторами, мозаиками, прочее, во время которых малыш манипулирует с небольшими предметами, способствуют усовершенствованию умения говорить.

Развитие различных психологических процессов: памяти, фантазии, восприятия, внимания, образного и логического мышления.

Игрой у детей 2-3 лет должен руководить взрослый.

Игрой у детей 2-3 лет должен руководить взрослый.

ВАЖНО: Для организации игр с малышами 2 — 3 лет дома или в детском саду обязательно нужен инвентарь. Это игрушки или предметы-заместители: игрушки и наборы для сюжетно-ролевых игр, куклы, фигурки, солдатики, модели, развивающие игрушки (мозаики, пазлы, конструкторы, кубики, головоломки, настольные игры (лото, карточки, домино, игрушки для улицы, спортивный инвентарь, электронные и интерактивные игрушки, прочее.

Режиссерская игра для детей 2 — 3 лет

Впервые режиссерская игра появляется у ребенка в возрасте около двух лет.

Режиссерская игра у детей 2-3 лет - предпосылка к более сложной, сюжетно-ролевой.

Режиссерская игра у детей 2-3 лет — предпосылка к более сложной, сюжетно-ролевой.

В жизни это выглядит примерно так: двухлетнему мальчику дарят игрушечные грузовик и экскаватор. Он может долго сидеть ковре или в песочнице, манипулируя с ними. То, что для родителей кажется «возней» для него – настоящий сложный процесс.

ВАЖНО: В своих первых режиссерских играх ребенок воспроизводит то, что происходит с ним в жизни, то, что он уже успел понаблюдать.

В процессе игры малыш :

Придумывает сюжет. Обычно, он простой (стройка, посещение поликлиники, магазин, детский сад, мама и папа ухаживают за ребенком, прочее). Также, это может быть сюжет из мультика или сказки. Причем в раннем детстве дети редко отступают от оригинала, они не дополняют и не распространяют его.

Распределяет роли и сам же их и выполняет. Актеры в его игре — игрушки или предметы – заместители (ковер – это море, диван – сцена, расческа – микрофон, прочее). Ребенок оживляет игрушки – двигает ими, озвучивает. Каждый персонаж в свое игре имеет свой собственный голос. Играя в семью, он озвучивает маму и папу, лает за собаку, рычит за тигра, копирует двигатель автомобиля. Голосом он старается передать эмоции.

ВАЖНО: Режиссерская игра у двухлеток – предпосылка сюжетно-ролевой игры у детей более старшего возраста. В 2 — 3 года дети, обычно, играют рядом друг с другом, в 4 — 6 лет – уже вместе.

Игрушки для режиссерской игры "Зоопарк".

Игрушки для режиссерской игры «Зоопарк».

Для полноценной режиссерской игры малышу нужны :

игровое пространство (столик, детская палатка, коврик, прочее)

мелкие игрушки, которые ребенку удобно держать в руках

декорации (кукольный дом, озеро, лес, автодорога, гаражи, зоопарк, прочее)

С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие режиссерские игры :

«В деревне у бабушки»

«На детской площадке»

«Колобок», «Репка», «Теремок», другие сказки

«Маша и Медведь», «Фиксики», другие мультики

Сюжетно-ролевая игра для детей 2 — 3 лет

Сюжетно-ролевая игра у детей 2 — 3 лет только зарождается. В силу возрастных психологических особенностей и несовершенства речи дети еще не могут полноценно общаться друг с другом, поэтому компаньонами по игровому процессу у них чаще являются родители.

В первых сюжетно-ролевых играх ребенок копирует поведение взрослых, которые его окружают: мама ухаживает за малышом, серьезный папа ходит на работу, бабушка печет пирожки, дедушка что-то мастерит, старшие братья и сестры ходят в школу и делают уроки.

Чуть позже малыш начинает играть в профессии, перевоплощаясь в доктора, повара, продавца, парикмахера, воспитателя в детском саду.

ВАЖНО: В сюжетно-ролевой игре ребенок учится быть взрослым.

С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие сюжетно-ролевые игры :

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители.

Роли: мама, папа, ребенок.

Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком. Семья отправляется на прогулку.

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Прививка».

Игровой инвентарь: куклы, набор доктора и/или предметы-заместители

Роли: Врач, ребенок и его мама.

Сюжет: Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру, а после делает ему прививку.

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин».

Игровой инвентарь: куклы, касса, игрушечные продукты, кукольная одежда, мелкие игрушки, игрушечные деньги, предметы-заместители.

Роли: Мама, малыш, продавец.

Сюжет: Мама с малышом отправляются за покупками. Заранее стоит оговорить, что именно им нужно купить. Они выбирают в магазине все, что им необходимо, спрашивают у продавца цену, рассчитываются за покупки.

По сути, все игры, в которые играет ребенок в раннем детстве, чему-то его обучают. Но дидактические игры отличаются от других видов игровой деятельности тем, что инициируются не сами детьми, взрослым, с четко определенной целью – получить новые знания или закрепить ранее полученные.

ВАЖНО: Дидактические игры еще называют играми-занятиями, они требуют от малыша активных усилий. Продолжительность такой игры у ребенка 2 — 3 лет должна составлять 5 – 10 минут, не более.

У ребенка в раннем возрасте в процессе дидактической игры формируется представление о:

свойствах предмета (форме, цвете, размере)

равенстве и отличии

себе самом и своем собственном теле

С малышом 2 — 3 лет можно поиграть в предметные, настольно-печатные или словесные обучающие игры.

ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая цветам «По домам».

Нужно: Три ящика или коробки, обклеенные цветной бумагой желтого, синего и красного цветов, фигурки животных, птиц, человечков, вырезанные из бумаги желтого, синего и красного цветов.

Ход игры : Перед малышом выставляют цветные коробочки. Фигурки из цветной бумаги перемешивают, выкладывают перед ребенком, просят его определить фигурку в ее «домик» такого же цвета, как она сама. Просят ребенка озвучить название цвета. Позже можно добавлять в игру новые цвета

ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».

Нужно: Лото с животными и их пищей.

Ход игры : Ребенку дают карточки с изображением диких и домашних животных, а также их пищей, и предлагают накормить каждого из них тем, что он любит больше всего. Например: мышка – сыр, курочка – зернышки, кошечка – сметана, прочее

ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».

Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».

Нужно: Обучающие карточки или книги.

Ход игры : Малышу показывают картинки, на которых изображено от 3 до 5 предметов. Один из них по свойствам и характеристикам является лишним. Ребенок должен указать на него попытаться объяснить свой выбор.

ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».

Нужно: Обучающие карточки или книги.

Ход игры : Ребенку показывают картинки с изображением парных предметов вразброс. Малыш должен соединить пары.

ПРИМЕР: Словесная игра «Говорят животные».

Ход игры : Взрослый называет животное и просит малыша озвучить его. Потом они меняются ролями: взрослый воспроизводит голос животного и просит кроху назвать, кто же это говорит.

ПРИМЕР: Словесная игра «Отгадайка».

Ход игры : Взрослый называет свойства или предназначение предмета, а малыш должен назвать его. Например: «Он круглый, нужен, когда идет дождь»«Зонт», «Они прямоугольные, их мы открываем, когда заходим в дом»«Двери».

Настольные игры для маленьких детей

Родителям очень повезло — выбор настольных игр для детей раннего возраста сегодня велик. Это:

Пазлы. Они должны быть крупными и состоять из 2 — 5 элементов

Очень хорошие для малышей мягкие пазлы, пазлы из плотного картона, пазлы на магнитах.

Мозаики и соты. Так как эти игрушки содержат мелкие элементы, с детьми в раннем возрасте во время игры с ними обязательно должен присутствовать взрослый.

Лото. Это могут быть игры на темы : «Кто чья мама», «Кто где живет», «Фрукты и овощи», «Транспорт», «Времена года», прочее.

Домино. В такую игру можно играть всей семьей.

Прочее. К этой категории можно отнести деревянные игрушки-вкладыши, лабиринты, различные головоломки для малышей.

Также, можно сделать ребенку настольную игру собственными руками.

Подвижные игры для малышей

У детей в раннем возрасте жизнь – это бесконечное движение. И оно вовсе не бесцельное, как кажется некоторым взрослым. Играя в подвижные игры, ребенок:

познает собственное тело и учится управлять им, координировать движение

учится ориентироваться в пространстве

укрепляет мышцы, улучшает кровообращение и дыхание

ВАЖНО: В возрасте 2 — 3 лет в процессе подвижной игры малыш учится быть членом команды, общаться с детьми и взрослыми.

Родители должны позаботиться о том, чтобы в процессе подвижной игры малыш был в безопасности. Также, несмотря на то, что в отличие от других видов игровой деятельности подвижная игра может продолжаться дольше, чем 10 минут, повторятся по нескольку раз, чрезмерное увлечение чревато перевозбуждением ребенка. Такой вид игры рекомендуется чередовать с другими видами деятельности.

ВАЖНО: Особую роль в подвижной игре выполняют правила. Их определяют взрослые, ребенок им должен следовать неукоснительно. Иначе игровой процесс может выйти из-под контроля.

Подвижные игры чрезвычайно важны для развития ребенка 2-3 лет.

Подвижные игры чрезвычайно важны для развития ребенка 2-3 лет.

С детьми 2 — 3 лет можно поиграть такие подвижные игры :

ПРИМЕР: Подвижная игра «Дождик, дождик, веселее!»

Ход игры : Принимать участие в игровой деятельности может один ребенок или несколько детей. Взрослый выбирает домик. Это может быть грибочек на площадке, диван дома или просто условно обозначенное место в квартире. Взрослый говорит: «Солнышко светит!». Дети выходят «на улицу», веселятся, бегают, прыгают. Взрослый говорит: «Кап-кап, дождик пошел!», дети должны спрятаться в «домике». Можно дополнить игру веселым стишком:

Дождик, дождик, веселей,

Своих капель не жалей!

Но по крыше не стучи,

Нам головки не мочи!

ПРИМЕР: Подвижная игра «Мышеловка».

Ход игры : Детей должно быть как минимум 6. По жребию выбирают мышку. Если детей больше, мышек может быть две или три. Остальные малыши берутся за руки и водят хоровод. В это время «мышка» бегает туда-сюда у них под руками, то забегает в круг, то покидает его. По команде воспитателя круг – «мышеловка» закрывается. Если «мышка» попалась, осталась в кругу, она меняется местом с другим участником.

Во время движения мышеловки взрослый вместе с детьми может рассказывать стишок:

Нам вы, мышки, надоели!

Доберемся мы до вас!

Нашей славной мышеловкой

Переловим вас сейчас!

ВАЖНО: В возрасте 2 — 3 лет ребенок должен научится управляться с мячом: бросать его, ловить, пинать ногами.

ПРИМЕР: Подвижная игра с мячом «Прямое попадание».

Ход игры : Для игры необходим ящик или корзина. Ребенка ставят на напротив «мишеней» на расстоянии 3 метров, предлагают ему поочередно мячики разных размеров. Ими он должен попасть в корзину или ящик.

Информация для родителей «Какие игры можно использовать для своих малышей» Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду» Цели: сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение.

Детский исследовательский проект «Можно ли приготовить мороженое дома» Детский исследовательский проект «Можно ли приготовить мороженое дома» Выполнил: Будкин Тимофей Матвеевич, 5 лет ГУДО "Ясли-сад №36".

Консультация «Какие игрушки нужны детям дома?» Какие игрушки нужны детям дома Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие раньше были дома, какие теперь» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие раньше были дома, какие они теперь» Задачи: Познание: Познакомить.

Консультация для педагогов и родителей «В какие игры можно играть с ребёнком, не отвлекаясь от повседневных дел?» В какие игры можно играть с ребёнком, не отвлекаясь от повседневных дел? Исследования показывают, что трудности в начальной школе испытывают.

Консультация для родителей «Игры, которые можно провести дома с детьми» Ничто так не сближает детей и родителей как совместное времяпрепровождение – будь то прогулка, чтение книги, а может какая-нибудь интересная.

Консультация для родителей «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с праздником «День Победы» «КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ» «Никто не забыт и ничто не забыто» - Горящая надпись на глыбе гранита. Поблекшими листьями ветер играет И.

Консультация для родителей «Увлекательные игры, в которые так интересно поиграть дома с родителями» 10 Увлекательных и удивительных игр для детей. Все очень просто! 1. Светящаяся вода. Чтобы вода в ванной светилась, как белая блузка на.

Консультация для родителей «В какие игры можно поиграть с детьми?» В какие игры можно поиграть с детьми? Воспитатель Машанова Л. Ю. У большинства родителей, имеющих детей 3 – 6 лет (до 75%, есть желание.

Консультация для родителей «В какие игры можно поиграть с ребенком» Дома 1. Выбери наряд (развитие творческих способностей, артистичности, чувство юмора) Дождливый день — очень подходящее время для того,.

День защитника Отечества уже давно стал праздником не только военнослужащих. В этот день мы поздравляем всех мужчин, даже если они еще совсем маленькие и неуверенно топают по полу.

08 февраля 2021


Чем заняться с детьми на новогодних каникулах?

25 декабря 2020

Открываем мир чисел и цифр с ребёнком

Путь познания этого мира цифр, счета, геометрических фигур тернист и сложен. С чего начать и как продолжать, чтобы математика стала ребенку другом? Для обучения младших дошкольников основам математики издательство «Творческий Центр Сфера» представляет пособия автора программы «Математические ступеньки» Елены Колесниковой.

Полезная зарядка для мозга: 8 упражнений от детского нейропсихолога Ларисы Дияжевой.

Лариса Дияжева, детский клинический психолог, нейропсихолог, специалист по раннему развитию детей специально для Школы Семи Гномов подготовила мастер-класс с нейропсихологическими упражнениями для дошкольников. Они простые и доступны каждому! Благодаря им, ребенок натренирует ловкость и реакцию и станет более внимательным. А главное, вам понадобиться только мячик и хорошее настроение!

Чем занять ребёнка дома? Советы от специалистов издательства

Сегодня, чтобы спасти мир, многого не нужно – надо просто сидеть дома. На карантине сейчас детские сады и школы, бассейны и все детские секции. Поэтому у многих родителей вопрос «Чем занять ребенка дома, если даже на площадку выходить не рекомендуется?» как никогда актуален.

«В каждом ребенке есть художник»!

Что такое творчество? Уже само это понятие таит в себе нечто загадочное. В современном мире компьютерных технологий именно творческие способности позволяют добиваться успеха в любом деле. Родители и педагоги стремятся развить в детях именно творческие способности. Но можно ли научиться творчеству, и каждый ли человек способен стать творческой личностью? Мы попросили ответить на эти вопросы Александра Мелик-Пашаева, доктора психологических наук, главного научного сотрудника Психологического института РАО, главного редактора журнала «Искусство в школе», и кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Зинаиду Новлянскую, которые много лет занимаются проблемами художественного развития детей.

Сюжетно-ролевые игры для самых маленьких

Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Но умение играть в сюжетные игры формируется гораздо раньше. Дети до 3 лет с радостью вживаются в роли врачей, продавцов, строителей. Как и когда лучше начинать знакомить малыша с сюжетно-ролевыми играми? В чем особенность сюжетных игр в раннем возрасте? Для чего нужно проигрывать с ребенком различные сюжеты? Об этом мы хотим рассказать Вам в нашей статье.

Для чего малышу нужны сюжетные игры?

Специалисты утверждают, что знакомство ребенка с сюжетно-ролевой игрой в раннем возрасте идет ему на пользу. В ходе проигрывания различных ситуаций и сцен из жизни, малыш узнает много нового о мире вокруг. Наблюдая за Вашими инсценировками, ребенок постепенно начнет понимать, что послужило причиной реакции персонажа (например, мишка плачет, потому что упал). Кроме того, сюжетно-ролевые игры – это отличный способ развить речь малыша, обогатив его словарный запас. Он научится лучше понимать интонации и мимику.

Поначалу ребенок будет лишь наблюдать за Вашей игрой, но со временем он начнет принимать активное участие и имитировать Ваши действия.

Для чего малышу нужны сюжетные игры?

Моделирование жизненных ситуаций в сюжетных играх может быть частью воспитательного процесса. Вы можете показать малышу, какие последствия повлечет за собой то или иное поведение, как можно себя вести, а как нельзя. Например, котенок обижал друзей, и с ним никто не захотел играть, или кукла угостила мишку конфетой, а тот очень обрадовался. Любое занятие, будь то уборка игрушек, поход на горшок или прием пищи станет гораздо увлекательнее, если вовлечь малыша в соответствующую сюжетную игру. Помимо этого ролевые игры развивают в ребенке умение действовать по правилам и контролировать свое поведение.

Первые сюжетные игры для малышей до 1,5 лет

Обычно дети 10-12 месяц уже с интересом наблюдают за действиями родителей, особенно если речь идет о небольших сценках, в которых задействованы любимые игрушки. Если раньше было достаточно показать малышу плюшевого медведя и сказать «это Мишка», то теперь к простому называнию предметов можно добавить незатейливые сюжетные игры. Начните с малого: покажите ребенку, как кукла кушает, ходит, играет, спит. Проговаривайте все действия персонажа и, по возможности, вовлекайте малыша в игру.

Может пройти довольно длительное время, прежде чем ребенок захочет принять активное участие в сюжетно-ролевой игре. Проявляйте терпение. Многократно повторяйте одни и те же сюжеты, если они интересны малышу.

Первые сюжетные игры для малышей до 1,5 лет

Вот некоторые варианты сюжетов игр для самых маленьких:

  • Игрушки собрались на чаепитие;
  • Кукла идет в гости;
  • Котенок одевается и идет гулять;
  • Игрушки катаются на машинках;
  • Зайка ударился и заплакал – нужно его пожалеть и вылечить;
  • Собачка испачкалась – надо ее искупать;
  • Домик поросенка сломался – нужно его починить;
  • Кукла ложится спать.

Для сюжетно-ролевых игр также понадобятся всевозможные аксессуары, например, набор игрушечной посуды, инструменты, машинки, кроватка и одежда для куклы и так далее.

Для сюжетно-ролевых игр также понадобятся всевозможные аксессуары

Сценарием для игр могут стать ситуации из реальной жизни ребенка. К примеру, если малыш увидел на прогулке настоящую стройку, придя домой, поиграйте в строителей: можно соорудить башню из кубиков, перевозить кубики на грузовике или построить замок из кинетического песка. Такого рода игры помогают ребенку лучше осмыслить полученные впечатления, способствуют развитию мышления, речи и воображения.

Существует мнение, что мальчики не должны играть в куклы, так как это воспитывает в них «женские» качества. Однако специалисты полагают, что до 3 лет в воспитании девочек и мальчиков не должно быть гендерных различий.

Сюжетно-ролевые игры для детей от 1,5 лет

Детям постарше будут интересны более сложные игры-сценки, в которых большое разнообразие деталей и несколько персонажей. За основу можно взять один из этих сюжетов:

  • Игрушки играют в прятки;
  • День рождения куклы;
  • Кукла отправилась в магазин;
  • Зайка собирает овощи в огороде;
  • Кошка готовит обед своим котятам;
  • Игрушки пришли на праздник (например, день рождения);
  • Игры по мотивам сказок (к примеру, «Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба»);
  • Мишка-доктор лечит зверей;
  • Детский сад.

Сюжетно-ролевые игры для детей от 1,5 лет

Для сюжетно-ролевых игр Вам и Вашему малышу могут пригодиться следующие атрибуты:

  • Градусник;
  • Шприц;
  • Стетоскоп;
  • Пластыри, бинты;
  • Подгузники;
  • Одежда для кукол;
  • Игрушечная мебель;
  • Посуда;
  • Кухонные приборы;
  • Игрушечный транспорт.

Наряду со специальными игровыми атрибутами ближе к 3 годам можно использовать различные предметы-заместители. Фантазируйте вместе с ребенком. К примеру, вместо градусника можно использовать палочку, вместо конфеты – камушек и т.д.

Выводы

Не забывайте, что в раннем возрасте ребенок еще не может самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Без участия взрослого малыш, скорее всего, отступит от сюжета и будет занят отдельными предметными действиями, то есть, например, вместо строительства дома для мишки ребенок будет просто перекладывать кубики. Чтобы малыш запомнил простые сюжеты и научился их проигрывать, нужно время и многократное повторение.

Выводы

Итак, сюжетно-ролевые игры не являются ведущим видом деятельности для детей до 3 лет. Но их значение для развития ребенка трудно переоценить. Знакомя малыша с различными сюжетами, вы помогаете ему разобраться в том, как устроен окружающий мир, и развиваете его мышление, речь, воображение, внимание. Игры-инсценировки позволяют ненавязчиво рассказать малышу, что такое хорошо и что такое плохо, и воспитать в нем такие качества, как сострадание, отзывчивость, трудолюбие, доброта.

Заключение

Заключение

Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» уверены, что игра абсолютно необходима для гармоничного развития детской личности. Именно поэтому в сетку занятий, которые проводятся в нашем мини детском саду и группах полного дня, включены сюжетно-ролевые игры. Через них малыши знакомятся с миром взрослых, учатся взаимодействию, развивают свои познавательные и творческие способности. Будем рады видеть Вас в нашем центре!

Игра в пользу - самые правильные игрушки для развития в 3 года






В 3 года ребенок очень активно развивается физически, но еще больше – интеллектуально. Малыш становится способным ко многим самостоятельным действиям и занятиям, например, к просмотру книг, более осмысленной творческой деятельности. Задача родителей на этом этапе – обеспечить маленького человека лучшими игрушками, которые могли бы стать не только развлечением, но и помощниками в общем развитии ребенка.

Наиболее полезными для мальчиков и девочек 3 лет будут различные наборы для развития моторики и творческих способностей. В этом возрасте ребенок начинает усваивать дидактические материалы – ему будет интересно вместе с мамой выполнять простые задания. Тематические наборы по профессиональной деятельности и другие сюжетно-ролевые игры со сверстниками помогут социализироваться.

Категория Место Наименование Рейтинг
Лучшие музыкальные игрушки для детей 3 лет 1 Детское электронное пианино с микрофоном 9.2 / 10
Лучшие игровые наборы для сюжетно-ролевых игр для деток 3 лет 1 Набор доктора 9.5 / 10
Лучшие развивающие игрушки для детей 2 лет 1 Пластилин 9.8 / 10
2 Магнитный конструктор 9.6 / 10
3 Многоразовые наклейки 9.1 / 10
4 Развивающие плакаты 9.0 / 10

Лучшие музыкальные игрушки для детей 3 лет

Детское электронное пианино с микрофоном

Электронное детское пианино – уменьшенная копия настоящего инструмента, что очень нравится детям. Малышам очень весело нажимать различные клавиши, извлекая звуки. Кроме того, у таких инструментов предусмотрен режим прослушивания мелодий, а также, что немаловажно, имеется настоящий микрофон. Петь в него очень понравится ребенку, особенно под аккомпанемент. Как известно, пение – это прекрасное дыхательное упражнение, которое приносит много пользы и радости, совместно с игрой это помогает развить музыкальный слух, речь ребенка, улучшить дикцию. После музыкальных занятий инструмент рекомендуется убирать.

Мнение эксперта: «Пение для детей очень важно, и им действительно нужно заниматься. Веселые детские песенки способны зарядить малыша положительными эмоциями, они благоприятно влияют на нервную систему ребенка, развивают его память и внимание, являются отличной базой для развития речи ребенка, укрепляя голосовой аппарат и совершенствуя дикцию. Учеными, вследствие многих наблюдений и исследований, доказана огромная польза пения для организма человека, его физического и духовного здоровья», Гурьянова Н. А. «Польза пения и правильное дыхание для здоровья с ранних лет».

  • развивает музыкальный слух;
  • способствует развитию речи и дикции.


Лучшие игровые наборы для сюжетно-ролевых игр для деток 3 лет

Набор доктора

Для малыша в 3 года крайне важен момент взаимодействия с другими людьми, в том числе со сверстниками. При этом дети начинают копировать деятельность взрослых, в том числе профессиональную. Набор доктора — одна из лучших развивающих игрушек для детей 3 лет, поскольку позволяет ребенку как самому полечить игрушек и членов семьи, освоить названия и принципы работы основных инструментов, так и поиграть в больницу со своими друзьями, распределив определенные роли. Такой способ взаимодействия очень важен для развития интеллекта, эмоциональной сферы и воображения. Воспитываются моральные качества ребенка, ведь пациента необходимо пожалеть и постараться помочь ему. Кроме того, прорабатывая в игре вместе со взрослыми некоторые неприятные врачебные процедуры и манипуляции, ребенок может избавиться от страха посещения врача.

Мнение эксперта: «Как показывают исследования многих психологов, именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Особое значение данная игра имеет для становления мотивационной сферы, произвольности ребенка и готовности дошкольника к школе». Чупеева Н.С., «Сюжетно-ролевая игра и её значение для формирования готовности детей к школе»

  • способствует социализации;
  • способствует психическому развитию;
  • может использоваться в игре со взрослым и сверстниками.


Лучшие развивающие игрушки для детей 2 лет

Пластилин

Лепка – лучшая развивающая игра для ребенка 3 лет, ведь с помощью нее малыш задействует обе ручки, развивая силу пальчиков, моторику, что напрямую связано с развитием мозга. Ребенок, занимаясь творческой деятельностью, развивает воображение, учится концентрации на занятии. Конечно же, хороший детский пластилин должен быть безопасным, а для родителей желательно, чтобы он мало пачкался и легко отчищался. Его консистенция должна быть достаточно мягкой для маленьких ручек.

Мнение эксперта: «Помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность. Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют детали, осмысливают основные качества объектов. У них формируются знания о свойствах и законах окружающего мира, тренируется зрительное восприятие. Лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании малыша и развитии у него чувства прекрасного». Группа педагогов Центра развития и образования «Элитора».

В качестве примера мы привели игровой набор от Play-Doh. Пластилины марки Play-Doh известны по всему миру благодаря своей безопасности, удобству использования, а также удивительным игровым наборам, позволяющим ребенку не только лепить, но и открывающим простор для фантазии. Благодаря различным интересным инструментам, прессам и формам, ребенок может поиграть в кулинара, парикмахера, дизайнера строителя и даже стоматолога. Например, набор "Фабрика пирожных" позволит создать красивые пирожные и украсить их глазурью. В него входит мини-пекарня, инструменты, посуда, пресс-формы и специальный шприц.

Пластилин, не убранный в баночки, застывает, поэтому созданные шедевры не пропадут и могут использоваться для дальнейших игр.

Играем в доктора

Думаю, нет такого ребенка, который бы не играл в сюжетные игры, «дочки-матери» и «магазин» знакомы всем не понаслышке. Когда же начинать знакомство ребенка с сюжетной игрой? Чем раньше, тем лучше! Ведь в процессе проигрывания основных жизненных ситуаций ребенок лучше начинает понимать окружающий мир. Естественно, сначала малыш будет только наблюдать за вашими манипуляциями с игрушками, но со временем будет и сам включаться в игру.

В этой статье я хочу рассказать, что из себя представляют сюжетные игры с детьми в самом раннем возрасте, как их проводить, какие сюжеты наиболее интересны малышам, и зачем вообще нужны сюжетные игры маленькому ребенку.

Зачем нужны сюжетные игры?

Во время ваших небольших инсценировок малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.

В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом игра замечательно способствует развитию речи.

Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка, в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет , какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв. Впоследствии, когда ваше чадо будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы между прочим напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным:)

Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игрушки делают жизнь малыша более разнообразной, с ними ведь веселее и на горшок ходить и книжки читать. По своему опыту могу сказать, что любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки. Вот пример такой игры.

С каких сюжетных игр начинать?

Как правило, месяцев в 9-10 малышам становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали малышу куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-ролевые игры.

Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.

Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом? Вот несколько идей:

  • кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
  • зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
  • собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
  • куклы пьют чай;

Куклы пьют чай

  • кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
  • кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
  • мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
  • мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
  • объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.

Первые сюжетные игры

Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.

Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта . В числе самых первых лучше всего приобрести:

  • куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п. ( Озон , My-shop )
  • набор игрушечной посуды : чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п. ( Озон , Лабиринт , My-shop )
  • набор игрушечных инструментов : молоточек, пила и т.п. ( Озон , Лабиринт , My-shop )

Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.

Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетные игры с 1,5 лет

По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей. Вот, например, какие сюжеты будут интересны деткам чуть старше :

  • у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
  • куклы играют в прятки;
  • зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
  • куклы слушают, как мама читает сказку;
  • мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
  • зайка пришел в магазин, где ваш малыш работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый. У дочки интерес к этой игре появился примерно в 1 год 9 месяцев, игра ей очень понравилась, она с рвением принялась продавать все, что плохо лежало. Вообще игра «Магазин» очень полезная, в ней можно попутно учить цифры, считать денежки, продавать буквы, элементы развивающего лото, карточки со словами и т.д. В общем, магазин оживит любую развивающую игру.
  • разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
  • строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.

Домик из кубиков для куклы


Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:

  • набор доктора : стетоскоп, шприц, градусник и т.п. ( Озон , Лабиринт , My-shop ) – Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
  • набор игрушечной кухонной утвари : сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п. ( Озон , Лабиринт , My-shop ), наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.

Набор посуды и овощей для сюжетной игры

  • одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
  • мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.

Развиваем воображение

Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш малыш научится фантазировать вместе с вами. Уже с годовалого возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.

Время от времени в играх с дочкой я использовала подобные образы и к 2 годам заметила, что она стала фантазировать сама, придумывать совершенно новые ассоциации, которым я ее не учила. Так, например, Тася брала в каждую руку по палке и, скрестив их, водила одной палкой по другой, а нам говорила, что играет на скрипке. Или клала открытую с одной стороны коробку на бок, садилась перед ней и говорила, что смотрит телевизор.

Вместо заключения

Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще очень плохо играет самостоятельно в сюжетно-ролевые игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого пока что невозможна. Например, по дочке я замечала, что в возрасте года с небольшим она безумно любила наши инсценировки чаепитий, любила разливать игрушкам чай, кормить их кашей, но стоило мне уйти, вся ее самостоятельная игра сводилась к перекладыванию посуды с места на место.

Поэтому необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.

Играть ли в куклы с мальчиками? Существует мнение, что мальчикам сюжетные игры не нужны (ведь там же куклы!). Мнение, на мой взгляд, совершенно неправильное. Не стоит лишать ребенка интересного опыта и препятствовать его полноценному развитию из-за каких-то предрассудков. Если вас смущают именно куклы, можно использовать в игре любые другие ролевые игрушки (мишек, зайчиков, например). А вообще по заявлениям специалистов до 3 лет в воспитании мальчиков и девочек не должно быть полоролевых различий. До этого возраста можно совершенно не опасаться, что, играя в куклы, вы воспитаете в мальчике женские качества.

На этом у меня все. А как вы играете со своим малышом? Какие сценки и сюжеты больше всего любит ваше чадо?

Читайте также: