Романовская игрушка для детей

Обновлено: 15.05.2024

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: Воспитатели группы, дети старшей группы, родители.

Образовательные области: познание, художественное творчество (лепка, рисование).

Актуальность проекта: роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошкольников к традиционному искусству.

Цель проекта: познакомить детей с народными промыслами родного края.

Задачи проекта: дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Познакомить с историей возникновения романовской игрушки, с технологией её изготовления и росписи. Развивать положительные мотивации, активный интерес к народным промыслам родного края. Формировать художественно-творческие способности у детей. Воспитывать у детей чувства гордости за родной край.

Предполагаемый результат: сложившиеся первоначальные представления у детей о народных промыслах родного края. Умение узнавать романовскую игрушку среди других народных игрушек. Умение с помощью взрослого слепить и расписать игрушку.

Продукт проектной деятельности: Создание романовской игрушки и ее роспись.

Ход НОД.

I часть.

Воспитатель входит в группу в русском народном костюме, с маленькой сумочкой через плечо.

В. Здравствуйте ребята!

А подскажите мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года?

В. А давай те вспомним, осень у нас какая?

Д. Яркая, разноцветная, дождливая, красивая.

В. Да ребята осень очень красивая. Да вот немного печально становится на душе, не слышны больше звонкие птичьи трели! Как бы я сейчас хотела послушать прекрасные птичьи голоса! А вы хотите послушать?

В. Ой ребята, кто то у меня здесь в сумочке шевелится.

Да ты же моя хорошая, как же ты сюда попала? Ребята это же романовская птичка – свистулька!

Ой, свистулечка какая,

Наверное, она решила порадовать нас своим звонким пением.

Давайте её послушаем!

(слушаем звучание игрушки)

А хотите узнать откуда она к нам прилетела?

В. Тогда садитесь на стульчики, расскажу я вам историю старинную про землю романовскую (рассказ с показом иллюстраций).

«Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село – Романово. В этих местах издавна были богатые залежи самой разной глины — черной, красной, желтой и белой. Умельцы изготавливали из неё посуду, обжигали глину почти в каждом доме, а затем отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. Делали из глины не только посуду, а еще игрушки-свистульки в форме птиц и животных. Романовская игрушка небольшая умещается на ладони ребенка. Их традиционные краски: красная, желтая, зеленая, могут присутствовать серебряные прожилки.

Элементы росписи просты и незамысловаты: бороздки, полоски, точки.

Все сочетания красок мастер придумывает сам. Ведь мастер – это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса».

А теперь давайте посмотрим, как мастер лепит романовскую игрушку (показ видео – сюжета).

В. Ребята, там, откуда прилетела наша птичка, осталось у нее много друзей и здесь ей немного одиноко. Грустно петь одной. А давайте порадуем нашу птичку и сделаем для неё звонкоголосых подружек? Вы согласны?

В. А давайте, прежде, немного разомнемся.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложили назад.

В. А теперь проходим за столы. Делать мы с вами будем настоящих птичек -свистулек из глины (показ воспитателя, изготовление детьми поделки из глины, помощь затрудняющимся детям).

Вот наши птички почти готовы, теперь им надо отдохнуть, просохнуть.

II часть.

В. Ребята, пойдемте - ка посмотрим, как поживают наши птички – невелички, отдохнули они, обсохли?

Да какие же чудесные они получились, вот наша птичка – романушка обрадуется. А давайте послушаем, как они звучат, голоса у них появились?

Ребята, какие они звонкие так и хочется пойти в пляс!

А давайте спляшем хороводную! (звучит русская хороводная музыка, заводим хоровод).

Ну как, весело, вам понравилось?

В. Ребята, хороши наши птички, но чего – то им не хватает! Как вы думаете чего?

Д. Они не раскрашены!

В. Так давайте их раскрасим!

(проходим за столы, раскрашиваем птичку по мотивам романовской игрушки)

В. Молодцы ребята, какие замечательные изделия у вас получились, прямо хоть на ярмарку вези!

Беседа с детьми по занятию, какие моменты больше всего запомнились.

Оформление выставки для родителей.

Изготовление кормушки «Королевская палата для птах» в рамках реализации детско-родительского проекта «Пернатые родного края»

Изготовление кормушки «Королевская палата для птах» в рамках реализации детско-родительского проекта «Пернатые родного края» В Сибири, большое количество птиц гибнет с наступлением холодов и именно человек может помочь перенести птицам это время и выжить. Кто небезразличен.

Фотоотчет о реализации проекта «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 часть

Фотоотчет о реализации проекта «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 часть Фотоотчет к проекту «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 частьПедагог: Цареградская Анна Сергеевна. Продолжаю реализацию проекта.

Коллективная композиция «Зимующие птахи» в рамках среднесрочного детско-родительского проекта «Пернатые родного края»

Коллективная композиция «Зимующие птахи» в рамках среднесрочного детско-родительского проекта «Пернатые родного края» Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать.

НОД «В гости к зимующим птицам» в рамках проекта «Птицы нашего края — Югры!» (Подготовительная группа)

НОД «В гости к зимующим птицам» в рамках проекта «Птицы нашего края — Югры!» (Подготовительная группа) Цель:развивать познавательный интерес у воспитанников к жизни зимующих птиц нашего края, воспитывать желание заботиться и оберегать их.

Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции»

Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции» Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» Педагог : Сазонова Любовь Владимировна Цель : приобщение детей и родителей.

Знакомство с Романовской игрушкой, рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы.

формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами пользуются мастера (глина, печь);

воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров, любовь к народному творчеству;

формировать интерес к народному искусству;

развивать способность эмоционально воспринимать музыку.

Словарная работа: романовская игрушка, мастер, глина, печь.

Оборудование и материалы: конверт с письмом, коробка с наглядным пособием (игрушка-свистулька, картинки с изображением романовских игрушек, раскраски для каждого ребенка, кисти, стаканчики с водой, краски гуашевые, салфетки.

Ход занятия:

1 этап: Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я сегодня возле нашей двери нашла конверт! Давайте откроем и прочитаем, что там написано. «Здравствуйте, дети. Я проходил мимо вашего детского сада, и мне захотелось подарить вам подарок. О моем подарке, вам расскажет ваш воспитатель. Мой подарок вы найдете в своей группе, он лежит в красной коробочке. С уважением РОМАНОВСКИЙ МАСТЕР».

Ну что, давайте найдем красную коробочку!

Воспитатель: Молодцы! Нашли подарок, который оставил для вас романовский мастер. Сейчас мы его откроем.

Ой, свистулечка какая,

Ребята, да это же романовская игрушка – птичка!

2 этап: Основной этап.

Воспитатель: Ребята давайте я вам расскажу о романовских игрушках!

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село - Романово. В этих местах издавна были богатые залежи самой разной глины — черной, красной, желтой и белой. Жители этого села лепили из глины изделия, а затем обжигали глину в печи, и отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. (Рассматривание картинок). Одни делали из глины посуду, другие игрушки-свистульки в форме птиц и животных. Романовская игрушка небольшая умещается на ладони ребенка. Их традиционные краски — красно-желто-зеленая, но может присутствовать и серебряный цвет.

Элементы росписи просты – полоски и точки.

Все сочетания красок мастер придумывает сам. Ведь мастер – это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса.

Мы с вами посмотрели очень много картинок, а теперь давайте сделаем гимнастику для глаз:

посмотрите на желтый круг, посмотрите на красный круг, найдите глазами зеленый круг, а теперь посмотрите на серебристый круг. Молодцы вы все сделали правильно.

У романовской игрушки есть один секрет! Хотите узнать какой? (ответы детей)

Эти игрушки умеют свистеть, поэтому их очень часто называют игрушки – свистульки. Давайте послушаем как они звучат.

Ребята давайте встанем в хоровод и возьмемся за руки. А теперь скажем волшебные слова и мы с вами окажемся в мастерской где мастера делают романовские игрушки! (Дети закрывают глаза)

Вот это чудеса, мы с вами уже в мастерской! Теперь мы с вами помощники мастера. Посмотрите нам нужно раскрасить картинки с изображением романовской игрушки. Мы с вами будем использовать такие же цвета, как и мастер. Кто помнит, какие это цвета? (ответы)

Давайте сядем за столы и приступим.

3 этап Подведение итогов.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все постарались! Вам нравятся ваши работы? (ответы). А что же мы с вами раскрашивали? (ответы). Кто мне скажет, кто подарил нам эту замечательную романовскую игрушку? (ответы). Что могут делать эти игрушки? (ответы, правильно свистеть.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад!

Знакомство детей с глиняной игрушкой «Дымковские расписные» Цель: Знакомство детей с глиняной дымковской игрушкой, как предметом народного искусства, развитие продуктивной деятельности детей. Образовательные.

Конспект занятия «Знакомство с народной деревянной игрушкой — матрешкой» Знакомство с народной деревянной игрушкой – матрешкой. Цель: Познакомить детей с Полхов-майданской матрешкой, как с предметом народного.

Конспект НОД по рисованию во второй группе раннего возраста «Знакомство с дымковской игрушкой» Цель: Знакомство детей с дымковской игрушкой. Образовательные задачи: Познакомить с народной дымковской игрушкой (лошадка, обратить внимание.

Конспект занятия для младшей группы «Знакомство с нашей группой» Цель: • Познакомить детей с помещениями группы и их назначением. • Учить детей ориентироваться в спальне, умывальной, раздевальной комнатах.

Конспект занятия по ФЭМП для детей младшей группы «Знакомство с треугольником, сравнение его с квадратом» Цель: учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать.

Консультация для родителей «Знакомство с Русской матрешкой как с развивающей игрушкой для детей» Консультация для родителей «Знакомство с Русской матрешкой как с развивающей игрушкой для детей» Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом.

План-конспект занятия для детей второй младшей группы «Песочная страна. Знакомство с эмоцией «радость»

План-конспект занятия для детей второй младшей группы «Песочная страна. Знакомство с эмоцией «радость» План — конспект занятия для детей второй младшей группы 3–4 лет «Песочная страна» Цель: Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание.

Конспект занятия для детей второй младшей группы «Знакомство с перелетными птицами весной» «Знакомство с перелетными птицами весной» Цели: - формировать познавательный интерес у детей к первым характерным признакам наступления.

1 В с. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в XVI веке близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово (ныне Ленино). Местность была богата залежами разнообразной глины (белой, чёрной, красной и жёлтой, которая использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Романовская посуда ценилась : ее охотно покупали в городе и окрестных деревнях, торговали ею на базарах и ярмарках в селе Боринское или уездном городе Липецке.

2 Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки (наиболее ранние датируются концом ХIХ века). Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими» или «романушками», если присмотреться, они чем-то напоминают скопинские скульптуры. Для их изготовления использовали чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Обжигали игрушки в горнах.

3 У каждой эпохи — своя свистулька. До Петра чаще лепили домашних животных, а когда открылся липецкий курорт, появились барышни в роскошных нарядах и офицеры. На железную дорогу ответили глиняным паровозом, а когда на курорт царь Николай пожаловал, то и его "обожгли" местные игрушечники. Очень редкая скульптура – похороны Льва Толстого. Местные жители очень трепетно к нему относились, любили его изображать.

4 Вообще, в романовской игрушке насчитывается всего 40 сюжетов: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег. Все они имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие. Позже появляются образы утки, селезня, быка, коровы.

5 К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Романовская игрушка всегда была музыкальной. У романовских мастеров поют и барыньки-романушки, и индюки с утками, и кони с медведями. Как утверждают липецкие мастера, такие акустические возможности дает местная глина. Сюжеты брались мастерами из жизни.

6 Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям и, если композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях, то есть сюжет, который принадлежит только романовской игрушке - запряжка в один конь. Это самая раритетная композиция. В типичных сюжетах русского народного искусства катанье в санях отображает праздничные гуляния, а в романовской - военный с дамой и сани с запряжкой в один конь. Фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и символизирует быстрый бег саней. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Мастера по традиции изображали людей в анфас, а зверей – в профиль: конь красив по силуэту; седоки же в санях явно рассчитаны на фронтальную точку зрения. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости, «глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов, нарядным декором и раскраски в два-три цвета.

7 Интересен образ птиц и животных в игрушках. Особенность их декора — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы. Они совершенно непохожи на скромные свистульки, театрально богаты в своих нарядах и пышном оперении, которое полукружьями расстилается по земле. Зачастую значительны по размерам: их длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги, а массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки.

8 Традиционный образ Берегини в романовской игрушке наделен чертами местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм : красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», то есть безвкусно, пёстро одета.

9 Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

10 Еще среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят, танцующие медведи, всадники-«казаки» и другие сюжетные сценки.

11 Раскрашивается игрушка двумя способами : поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.

12 Самые ранние образцы липецкой игрушки в фондовых собраниях Русского музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и Липецкого краеведческого музея относятся ко второй половине XIX в. Это различного рода свистульки в виде коней и оленей, петухов и баранов и небольшие фигурки, покрытые жёлто-зелёной поливой, изображающие поездки и всадников.

В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию.

13 Постепенно, с появлением промышленных образцов посуды, гончарный промысел в Романове пришёл в упадок. Стала пропадать и романовская игрушка. Игрушку перестали лепить на продажу в 1940-х гг., когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Лишь в 1990 гг. промысел романовской игрушки стал возрождаться.

Портретное изображение «Государя», сделанное Митиным, тоже не осталось без внимания.

16 Самым преданным и талантливым учеником И. Ф. Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. В 1949 г.). В 1964 г. он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке.

В настоящее время на месте старинного боярского города Романов, в селе Троицкое, в 20 км. от Липецка, существует Центр романовской игрушки, который занимается сохранением и развитием традиционных промыслов Липецкого края. Центр активно возрождают и популяризируют традиции романовской керамики. Несколько дней в неделю лепке здесь обучают детей, а в другие дни – принимают всех желающих попробовать свои силы в народном искусстве. Знакомство начинается с экскурсии по музею, где собрана внушительная коллекция старинных романовских сюжетов и творения современных мастеров, а также найденной при раскопках керамики.

Романовская игрушка

Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Описание игрушки

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.

Таким образом, маленькие свистульки становятся уже не детскими игрушками, а декоративными статуэтками. До петровской эпохи преобладали фигурки домашних животных и птиц, позже стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Высшее развитие романовского промысла приходится на 19 век, это связано с популярностью Липецкого курорта, который посещала вся столичная знать, частыми посетителями были поэты, писатели, актеры, музыканты, офицеры, политические деятели. Постепенно всем привычная сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая первое место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями. Курортники старались привезти из этих мест яркий и оригинальный сувенир в виде декоративной, самобытной фигурки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль: выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы, кокарды на фуражках; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время.

Как играть?

Детям наверняка будут интересны глиняные расписные свистульки, они привлекают своей яркостью и необычностью. Несмотря на свои миниатюрные размеры, глиняные свистульки мелодично свистят. Взрослые же считают, что хрупкие глиняные игрушки не подходят для игр маленьким детям. И совсем зря, глиняные игрушки яркие, необычные и самобытные, изготовлены из натурального материала, безопасного для ребенка. По мнению психологов и педагогов важно включать в игры ребенка самобытные, народные свистульки и фигурки. Предложите вашему малышу глиняную свистульку и он сам придумает, что с ней сделать. Так, яркая расписная птичка превращается и в самолетик и в ныряющую рыбку, и даже в оберег. Мелодичный свист по народным преданиям отгоняет злых духов.

Плюсы и минусы

В возрасте от 2 до 5 лет дети с удовольствием слушают сказки, которые развивают память и внимание. Необычный вид глиняных игрушек однозначно заинтересует ребенка, ведь дети привыкли к магазинным игрушкам, своеобразные глиняные игрушки станут прекрасным образцом для знакомства с русским народным творчеством. Кроме того, игрушками из глины можно не только любоваться, но еще и создать их самостоятельно, благо наша земля богата этим природным материалом. Занятия лепкой успокаивают, оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, снимают тревожность. В процессе лепки получается объемный предмет, именно благодаря этому лепка позволяет малышу представить образ, а потом создать его. Пытаясь как можно точнее создать выдуманный образ, кроха начинает активно работать сразу всеми пальчиками, что способствует развитию речи и мышлению, а также поможет в будущем при освоении письма и рисования.

Новый век

Производство

Игрушки романовских мастеров были представлены на выставках и ярмарках Москвы, Беларуси, Твери, Италии, Скопина, Воронежа. До сих пор работы этих авторов бережно хранятся в Санкт-Петербургском Русском музее, Московском Государственном Российском Доме народного творчества, других музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. Сегодня любой желающий может попробовать себя в роли мастера-игрушечника, своими руками слепить свистульку в студии романовской игрушки г. Липецка.

Жбанниковская игрушка

Жбанниковская глиняная игрушка появилась в деревне Жбанниково Городецкого района Нижегородской области. Подобные глиняные игрушки изготавливали и в близлежащих деревнях – Язвицы, Смиркино, Рыжухино, Роймино и пр. Кроме того, не менее известные русские народные художественные промыслы: хохломская, городецкая, семеновская росписи, балахинские кружева, новинская и федосеевская игрушки и подобные также родом из этих же мест. По произведенным в данном районе археологическим раскопкам появление глиняных игрушки датируется XIII веком.

Территория Городецкого района имела сравнительно немного плодородной земли, поэтому население занималось различными кустарными промыслами, изготавливали глиняную посуду, ткали и пряли, занимались вышивкой. Земля была богата черной глиной с золотистой россыпью. После обжига глина становилась красного цвета. Из такой глины изначально делали жбаны для кваса и прочих напитков, отсюда деревня и получила свое название. А позже так стали называть и свистульки, которые здесь изготавливались. Жбанниковская игрушка – это свистулька в форме пирамиды на трех ножках-основаниях. Популярные персонажи жбанниковской игрушки – конь, баран, бык, петух, птица Сирин, воины, всадники, гармонисты, различные сказочные и вымышленные персонажи.

Описание игрушки

Технология изготовления свистулек проста. Из небольшого куска глины мастер изготавливает небольшую миниатюрную игрушку, которая помещается на ладони. Внутри игрушки делается небольшая полость, снизу по краям крепятся небольшие округлые ножки. Далее, самое сложное, создается сама фигурка, глину необходимо вытянуть наверх и сформировать голову будущего персонажа, вылепить ушки, рожки или головной убор. Когда фигурка готова, мастер с помощью палочки-стека делает свисток. Каждая глиняная игрушка требует обжига, для этого раньше использовали печи или выкапывали яму или просто обжигали фигурку в костре. Сегодня используются современные шахтные печи.

Жбанниковские свистульки – это не просто детские игрушки, часто такие свистульки использовали на ярмарках в качестве зазывал. Такие свистульки имели чистый и громкий свист: услышав такой звук, покупатель просто не мог не остановиться перед торговой палаткой. Другое назначение свистульки – символическое. Игрушки изготавливали в качестве оберегов. В древности люди верили, что звук игрушки отпугивает нечистую силу и приносит в дом уют и счастье, а форма игрушки в виде пирамиды символизирует изобилие. Кроме того, в зависимости от конкретного персонажа изменялся и символизм игрушки: свистулька-утка должна была привлечь плодородие, курочка – богатство, корова точно приносила здоровье и т.д. Большое значение было уделено и цвету игрушки: белый символизировал жизнь, красный – тепло и любовь, синий – небо, черный – плодородие, золотистый – материальный достаток. Для того, чтобы каждая игрушка сочетала в себе как можно больше благоприятных символов, мастера делали игрушки очень яркими и цветастыми. Туловище полностью выкрашивали в один тон, чаще всего в темный оттенок, а затем «тычками» наносили россыпь точек и пятен другого контрастного оттенка. С помощью простого метода нанесения ярких красок на тельце фигурки создавались настоящие художественные шедевры. Раньше для нанесения рисунка использовали кусочки ткани или же делали это пальцами, сегодня мастера используют кусочки поролона. Нередко на жбанниковских игрушках можно увидеть элементы хохломской росписи и цветочные рисунки. Сочетание красок в жбанниковской игрушке всегда выглядит причудливо и оригинально. Некоторые части рисунка покрывают золотистой или серебряной краской. Основные цвета, которые используются при росписи игрушек: красный, желтый, зеленый, голубой, белый. Таким образом, жбанниковская игрушка выделяется на фоне иных изделий народных промыслов. Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски, сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком. Секреты мастерства создания игрушек и художественной росписи часто передавали из поколения в поколение.

Плюсы и минусы

Жбанниковские игрушки изготовлены из глины, экологически чистого и натурального материала, поэтому полностью безопасны для ребенка. А незатейливые цветные узоры развивают фантазию и мышление малыша.

Новый век

До сих пор в деревне Жбанниково работают целые династии мастеров свистулечников. Одна из наиболее известных современных мастериц – Тимофеева Прасковья Степановна, которая одновременно является создателем музея жбанниковской игрушки, где находятся десятки коней, оленей, птиц, петушков, всадников и прочих персонажей. Каждая игрушка индивидуальна и неповторима. Дети Прасковьи Степановны также занимаются изготовлением игрушек.

Производство

Несмотря на развитие современных технологий и появление новых художественных приемов, процесс создания жбанниковских игрушек сохранился с момента своего первого появления. Каждая игрушка – это настоящее произведение искусства, потому что изделия кустарных промыслов не из серийного производства, они изготавливаются и расписываются красками вручную, имеют оригинальный и неповторимый дизайн.

Читайте также: