Романовская игрушка доклад для 3 класса

Обновлено: 27.04.2024

наталья трунова
Проект: «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка».

Паспорт проекта

1. Вид проекта : информационно – творческий.

2. Продолжительность: краткосрочный (1 неделя) .

3. Участники проекта : Воспитатели группы, дети старшей группы, родители.

4. Образовательные области: познание, художественное творчество (лепка, рисование) .

5. Актуальность проекта :

Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль народного декоративно-прикладного искусства переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошкольников к традиционному искусству.

6. Цель проекта :

Познакомить детей с народными промыслами родного края.

7. Задачи проекта :

Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре.

Познакомить с историей возникновения романовской игрушки, с технологией её изготовления и росписи.

Развивать положительные мотивации, активный интерес к народным промыслам родного края.

Формировать художественно-творческих способностей у детей.

Воспитание у детей чувства гордости за родной край.

8. Предполагаемый результат:

Сложившиеся первоначальные представления у детей о народных промыслах родного края. Умение узнавать романовскую игрушку среди других народных игрушек. Умение с помощью взрослого слепить и расписать игрушку.

9. Продукт проектной деятельности :

Создание романовской игрушки и ее роспись.

Выставка детских поделок “Игрушки - романушки”.

Работа над проектом.

I. Подготовительный этап:

1. Беседы о народных промыслах, для выявления знаний детей.

2. Подборка материалов о романовской игрушке.

3. Посещение воспитателем мастер-класса в “Областном центре романовской игрушки”.

4. Разработка НОД.

5. Подборка наглядного материала.

II. Основной этап:

Реализация проекта.

1. Познание. Тема: “В гости к романовским мастерам”.

2. Художественное творчество. Лепка. Тема: “Романовская свистулька - сирена”.

3. Художественное творчество. Рисование. Тема: “Роспись Сирены”

Д/ игры: “Убери лишний предмет”, “Узнай по описанию”.

Оформление альбома “Романовская игрушка”.

Взаимодействие с семьей:

1. Предложить родителям посетить с детьми музей романовской игрушки в “Областном центре романовской игрушки”.

2. Привлечь родителей к оформлению альбома “Романовская игрушка” и выставке детских работ “Игрушки - романушки”.

III Заключительный этап:

Выставка детских поделок “Игрушки - романушки”.

Материалы, используемые в проекте.

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской - народной культуры”.

2. И. А. Колобкова “Романовская глиняная игрушка” “ГРИ” 1995г.

3. А. Грумкин “Липецкая народная игрушка” ж. Д/в 1971 -2.

4. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»

Конспект занятия «Народные промыслы Тульского края» Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о труде мастеров народных промыслов Тульского края. Задачи: *. Закреплять навыки росписи.

Интегрированное занятие «Народные промыслы Тульского края» Цель: Формировать у детей основные музыкальные навыки и умения посредством различных видов музыкальной деятельности. Задачи: 1. Учить.

Конспект интегративной образовательной деятельности в подготовительной группе «Народные промыслы Курского края»

Конспект интегративной образовательной деятельности в подготовительной группе «Народные промыслы Курского края» Цель: обобщить представления детей о народных промыслах Курской области и способах передачи личных впечатлений. Задачи: - развивать умения.

Педагогический проект в старшей группе «Народные промыслы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Проект «Народные промыслы.

Проект «Народные промыслы» для средней группы Информационно-творческий проект для детей младшей и средней групп «Народные промыслы России» Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность:.

Проект на тему: «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка» (старший дошкольный возраст) «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы в которых воплощается Родина».

Проект «Народные промыслы Курского края»

Проект «Народные промыслы Курского края» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Народные промыслы Курского края» Автор: Родюкова В. Г., воспитатель группы общеразвивающей направленности.

Проект «Народные промыслы Нижегородского края» Тип проекта Глава 1 Вид проекта: информационно-творческий. Продолжительность: долгосрочный. У частники проекта: воспитатели группы, дети.

Романовская игрушка

Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Описание игрушки

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.

Таким образом, маленькие свистульки становятся уже не детскими игрушками, а декоративными статуэтками. До петровской эпохи преобладали фигурки домашних животных и птиц, позже стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Высшее развитие романовского промысла приходится на 19 век, это связано с популярностью Липецкого курорта, который посещала вся столичная знать, частыми посетителями были поэты, писатели, актеры, музыканты, офицеры, политические деятели. Постепенно всем привычная сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая первое место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями. Курортники старались привезти из этих мест яркий и оригинальный сувенир в виде декоративной, самобытной фигурки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль: выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы, кокарды на фуражках; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время.

Как играть?

Детям наверняка будут интересны глиняные расписные свистульки, они привлекают своей яркостью и необычностью. Несмотря на свои миниатюрные размеры, глиняные свистульки мелодично свистят. Взрослые же считают, что хрупкие глиняные игрушки не подходят для игр маленьким детям. И совсем зря, глиняные игрушки яркие, необычные и самобытные, изготовлены из натурального материала, безопасного для ребенка. По мнению психологов и педагогов важно включать в игры ребенка самобытные, народные свистульки и фигурки. Предложите вашему малышу глиняную свистульку и он сам придумает, что с ней сделать. Так, яркая расписная птичка превращается и в самолетик и в ныряющую рыбку, и даже в оберег. Мелодичный свист по народным преданиям отгоняет злых духов.

Плюсы и минусы

В возрасте от 2 до 5 лет дети с удовольствием слушают сказки, которые развивают память и внимание. Необычный вид глиняных игрушек однозначно заинтересует ребенка, ведь дети привыкли к магазинным игрушкам, своеобразные глиняные игрушки станут прекрасным образцом для знакомства с русским народным творчеством. Кроме того, игрушками из глины можно не только любоваться, но еще и создать их самостоятельно, благо наша земля богата этим природным материалом. Занятия лепкой успокаивают, оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, снимают тревожность. В процессе лепки получается объемный предмет, именно благодаря этому лепка позволяет малышу представить образ, а потом создать его. Пытаясь как можно точнее создать выдуманный образ, кроха начинает активно работать сразу всеми пальчиками, что способствует развитию речи и мышлению, а также поможет в будущем при освоении письма и рисования.

Новый век

Производство

Игрушки романовских мастеров были представлены на выставках и ярмарках Москвы, Беларуси, Твери, Италии, Скопина, Воронежа. До сих пор работы этих авторов бережно хранятся в Санкт-Петербургском Русском музее, Московском Государственном Российском Доме народного творчества, других музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. Сегодня любой желающий может попробовать себя в роли мастера-игрушечника, своими руками слепить свистульку в студии романовской игрушки г. Липецка.

Абашевская игрушка

Абашевская игрушка – глиняная игрушка родом из села Абашево Спасского уезда Пензенской области. Казалось бы, обычные и привычные нам фигурки животных – козы, бараны, кошки, олени, лоси, собаки и другие превращаются в сказочных персонажей. Так, наши козочки и олени становятся похожими на экзотических жирафов и волшебных кентавров. Мастера изготавливали и продолжают сейчас производить преимущественно свистульки, изображающие различных животных. По местному поверью, пензенская глина обладает лечебными свойствами, даже после обжига готового изделия. Неповторимая и оригинальная игрушка станет не только заметным и ярким предметом декора, но и поможет очистить ваш дом от плохой энергетики, принесет счастье, уют и благополучие.

Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке, но до сих пор остаются ценным образцом народных промыслов России. На территории тогда еще Пензенской губернии находились богатые месторождения глины. Как и на многих территориях России, глину использовали преимущественно для создания посуды и иных предметов домашнего обихода. Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей. В связи с появлением в 20 веке заводской посуды, изготовление кустарных гончарных изделий для быта пошло на спад. Именно тогда изготовление игрушек стало самостоятельным промыслом, благодаря которому мастера смогли показать и придать сатирический характер персонажам, высмеять тех, кто обманывает и наживается на честных людях. Яркие игрушки и звонкие свистульки привлекали внимание детей. На сегодняшний день можно выделить целые династии мастеров игрушек, которые различаются между собой определенными элементами. Большая известность абашевских игрушек приходится на 1920-е годы, и связана с именем местного мастера Лариона Зоткина, творчество которого оказало существенное влияние на будущее производство абашевской игрушки. В это время формируются характерные художественные приемы и особенности росписи фигурок.

Описание игрушки

Абашевские игрушки – это фигурки животных, имеющие длинное тело, короткие и широко расставленные ножки, длинную и изящную шею, голову маленького размера, глубоко процарапанные глазки. Рисунок шерсти внешне напоминает чешую. Головы козлов, баранов и оленей украшают изогнутые и многоярусные рога, похожие на ветвистые ели. Современные абашевские игрушки разукрашивают яркими эмалевыми красками преимущественно синего, красного и зеленого цветов. Фигурки людей имеют объемные густые челки, кудри и бороды. Рога и ушки могут быть раскрашены серебристыми или золотистыми красками. Основной характерной чертой абашевских игрушек являются намеренно нераскрашенные части, которые заметно контрастируют с яркой эмалью. Некоторые мастера заливают готовые фигурки бесцветной поливой, так они становятся обтекаемыми и менее яркими. Размер игрушки достаточно маленький, она легко помещается на ладони ребенка.

Как играть?

Процесс изготовления абашевской игрушки достаточно прост, попробовать себя в роли мастера-ремесленника может каждый: для работы не требуется наличие каких-то специальных и сложных инструментов. Опытные мастера для своей поделки используют небольшой кусок глины и несколько стеков для разделения кусочков и нанесения узоров и отверстий. Основной инструмент для создания игрушки – это руки, самый ответственный этап – правильно сделать отверстие для свистульки, так как от этого зависит громкость и мелодичность звуков.

После того, как глиняная игрушка полностью готова, её необходимо просушить и обжечь. Уже после обжига наносят узоры масляными и эмалевыми красками, которые отличаются долговечностью и придают рисунку насыщенность. Основной мотив, используемый в росписи абашевских игрушек – природа, поэтому каждый цвет используется с определенной целью. Зеленым мастера рисуют траву, синим – небо, красным – пробуждение природы. Необычные и нарядные фигуры животных привлекают внимание, к тому же здесь они приобретают совсем неожиданный облик. Длинные шеи тянутся вверх к небу, короткие ножки прочно стоят на земле, выразительные глаза делают игрушки живыми.

Новый век

Сегодня изготовлением абашевской игрушки занимаются мастера Т. Зоткин, И. Зюзенков, А. Еськин, И. Калимуллина. Последняя мастер является организатором «Фонда возрождения абашевской игрушки», в селе Абашево расположен дом-музей абашевских мастеров и творческая лаборатория. Уникальное искусство живёт и в наши дни. С уверенностью можно сказать, что и будущие поколения получат возможность с восхищением знакомиться с чудесными образами, созданными умелыми руками мастеров.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка — один из древнейших русских художественных промыслов. Родина этих игрушек - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Обычно гончарным производством занималась вся семья, в итоге готовые изделия сдавали перекупщикам или продавали самостоятельно на ярмарках и базарах. Так повелось, что мужчины изготавливали посуду, печные трубы и иную домашнюю утварь, а женщины занимались лепкой и росписью игрушек, причем девочек приучали к труду с семи лет. И когда девочки вырастали, на руках у них уже было готовое приданое, которое называлось «свистульки».

Описание игрушки

Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивыми и выразительными формами. Мастера обжигали игрушки в горне, недалеко от своего дома. Сейчас процесс обжига происходит в муфельных электрических печах.

Все Филимоновские игрушки можно разделить на несколько видов:

• Игрушки в виде человечков (солдат, девушка, барыня, помещик и прочие);

• Животные (коровы, олени, лошади, бараны, коты, даже слоны и другие);

• Птицы (петух, гусь, павлин);

• Игрушки состоящие из двух и более фигурок (всадник, тройка, карусель, чаепитие).

Филимоновские игрушки имеют ряд особенностей. Фигурки изготавливаются преимущественно с длинными шеями как у людей, так и животных. В росписи преобладает трехцветный орнамент с геометрическими формами. Оригинальная форма фигурок гармонирует с живой росписью. Несмотря на ограниченной использование цветов для раскрашивания (красный, розовый, зеленый, желтый) игрушки получаются яркими и веселыми. Сегодня для росписи игрушек используются анилиновые красители или акриловые краски. Орнамент наносится на белый или желтый фон. Нанесение рисунка на фигурку всегда начинается с рисования желтых частей орнамента. Чаще всего рубашки людей и птиц раскрашивают малиновым цветом. Практически все Филимоновские игрушки являются свистульками, так повелось, что петухов, павлинов и индюков в виде свистулек не делают.

Фигурки девушек изготавливают с не очень широкой юбкой в форме колокольчика, которая плавно переходит в короткое узенькое туловище, несоразмерно длинная шея и конусообразная голова. Фигурки мужчин сделаны по подобию женских фигур, только вместо юбки у них толстые ноги цилиндрической формы и большие неаккуратные сапоги. Фигурки женского пола принято называть барынями, а мужские – кавалерами или солдатиками. Голову игрушек украшают небольшие шляпки с узкими полями. Цветная роспись игрушек делает фигурки нарядными и праздничными, платья и рубашки украшены цветными полосками, шляпки, края юбок и рукава украшают орнаменты (штрихи, круги, веточки и цветочки). Рисунок нанесен не схематично, а вразброс, что создает пестрый узор.

Все звери имеют тонкое туловище, длинную и изящно изогнутую шею, маленькую голову и короткие ножки. Если внимательно присмотреться, то различить одно животное от другого можно только с помощью рогов или ушей. Расписываются звери обычно несколькими тонкими линиями вдоль всего туловища с нанесением языческого орнамента (солнышка, ромбиков, цветочков и пр.).

Как играть?

Яркие цвета игрушек и громкий свист очень нравятся детям. Взрослые же приобретают игрушки в качестве сувениров и оберегов. Начинать знакомство с русскими игрушками лучше всего в возрасте 5-7 лет. На фоне современных электронных игрушек забавные и яркие свистульки покажутся очень необычными. Ребенку можно рассказать историю этих игрушек, а потом предложить нарисовать такую фигурку на бумаге или слепить из пластилина.

Плюсы и минусы

Изучение народных промыслов развивает у детей интерес к творчеству и нашей истории, любовь и уважение к своему и чужому труду.

Новый век

И по сей день в Одоеве некоторые семьи продолжают изготовление Филимоновской игрушки. В местной школе искусств народные мастера преподают лепку Филимоновской игрушки, продолжая традиции старинных промыслов. На протяжении четырех лет учащиеся осваивают историю, методы и приемы лепки, стилистическое мастерство росписи. В одоевском краеведческом музее все желающие могут приобрести себе на память филимоновскую фигурку. Основная масса изделий филимоновских мастеров – это свистульки. Издавна считалось, что их звуки отпугивают нечистую силу.

1 В с. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в XVI веке близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово (ныне Ленино). Местность была богата залежами разнообразной глины (белой, чёрной, красной и жёлтой, которая использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Романовская посуда ценилась : ее охотно покупали в городе и окрестных деревнях, торговали ею на базарах и ярмарках в селе Боринское или уездном городе Липецке.

2 Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки (наиболее ранние датируются концом ХIХ века). Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими» или «романушками», если присмотреться, они чем-то напоминают скопинские скульптуры. Для их изготовления использовали чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Обжигали игрушки в горнах.

3 У каждой эпохи — своя свистулька. До Петра чаще лепили домашних животных, а когда открылся липецкий курорт, появились барышни в роскошных нарядах и офицеры. На железную дорогу ответили глиняным паровозом, а когда на курорт царь Николай пожаловал, то и его "обожгли" местные игрушечники. Очень редкая скульптура – похороны Льва Толстого. Местные жители очень трепетно к нему относились, любили его изображать.

4 Вообще, в романовской игрушке насчитывается всего 40 сюжетов: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег. Все они имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие. Позже появляются образы утки, селезня, быка, коровы.

5 К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Романовская игрушка всегда была музыкальной. У романовских мастеров поют и барыньки-романушки, и индюки с утками, и кони с медведями. Как утверждают липецкие мастера, такие акустические возможности дает местная глина. Сюжеты брались мастерами из жизни.

6 Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям и, если композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях, то есть сюжет, который принадлежит только романовской игрушке - запряжка в один конь. Это самая раритетная композиция. В типичных сюжетах русского народного искусства катанье в санях отображает праздничные гуляния, а в романовской - военный с дамой и сани с запряжкой в один конь. Фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и символизирует быстрый бег саней. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Мастера по традиции изображали людей в анфас, а зверей – в профиль: конь красив по силуэту; седоки же в санях явно рассчитаны на фронтальную точку зрения. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости, «глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов, нарядным декором и раскраски в два-три цвета.

7 Интересен образ птиц и животных в игрушках. Особенность их декора — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы. Они совершенно непохожи на скромные свистульки, театрально богаты в своих нарядах и пышном оперении, которое полукружьями расстилается по земле. Зачастую значительны по размерам: их длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги, а массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки.

8 Традиционный образ Берегини в романовской игрушке наделен чертами местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм : красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», то есть безвкусно, пёстро одета.

9 Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

10 Еще среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят, танцующие медведи, всадники-«казаки» и другие сюжетные сценки.

11 Раскрашивается игрушка двумя способами : поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.

12 Самые ранние образцы липецкой игрушки в фондовых собраниях Русского музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и Липецкого краеведческого музея относятся ко второй половине XIX в. Это различного рода свистульки в виде коней и оленей, петухов и баранов и небольшие фигурки, покрытые жёлто-зелёной поливой, изображающие поездки и всадников.

В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию.

13 Постепенно, с появлением промышленных образцов посуды, гончарный промысел в Романове пришёл в упадок. Стала пропадать и романовская игрушка. Игрушку перестали лепить на продажу в 1940-х гг., когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Лишь в 1990 гг. промысел романовской игрушки стал возрождаться.

Портретное изображение «Государя», сделанное Митиным, тоже не осталось без внимания.

16 Самым преданным и талантливым учеником И. Ф. Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. В 1949 г.). В 1964 г. он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке.

В настоящее время на месте старинного боярского города Романов, в селе Троицкое, в 20 км. от Липецка, существует Центр романовской игрушки, который занимается сохранением и развитием традиционных промыслов Липецкого края. Центр активно возрождают и популяризируют традиции романовской керамики. Несколько дней в неделю лепке здесь обучают детей, а в другие дни – принимают всех желающих попробовать свои силы в народном искусстве. Знакомство начинается с экскурсии по музею, где собрана внушительная коллекция старинных романовских сюжетов и творения современных мастеров, а также найденной при раскопках керамики.

Читайте также: