Романовская игрушка краткое описание

Обновлено: 19.05.2024

Романовская игрушка

Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Описание игрушки

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.

Таким образом, маленькие свистульки становятся уже не детскими игрушками, а декоративными статуэтками. До петровской эпохи преобладали фигурки домашних животных и птиц, позже стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Высшее развитие романовского промысла приходится на 19 век, это связано с популярностью Липецкого курорта, который посещала вся столичная знать, частыми посетителями были поэты, писатели, актеры, музыканты, офицеры, политические деятели. Постепенно всем привычная сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая первое место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями. Курортники старались привезти из этих мест яркий и оригинальный сувенир в виде декоративной, самобытной фигурки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль: выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы, кокарды на фуражках; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время.

Как играть?

Детям наверняка будут интересны глиняные расписные свистульки, они привлекают своей яркостью и необычностью. Несмотря на свои миниатюрные размеры, глиняные свистульки мелодично свистят. Взрослые же считают, что хрупкие глиняные игрушки не подходят для игр маленьким детям. И совсем зря, глиняные игрушки яркие, необычные и самобытные, изготовлены из натурального материала, безопасного для ребенка. По мнению психологов и педагогов важно включать в игры ребенка самобытные, народные свистульки и фигурки. Предложите вашему малышу глиняную свистульку и он сам придумает, что с ней сделать. Так, яркая расписная птичка превращается и в самолетик и в ныряющую рыбку, и даже в оберег. Мелодичный свист по народным преданиям отгоняет злых духов.

Плюсы и минусы

В возрасте от 2 до 5 лет дети с удовольствием слушают сказки, которые развивают память и внимание. Необычный вид глиняных игрушек однозначно заинтересует ребенка, ведь дети привыкли к магазинным игрушкам, своеобразные глиняные игрушки станут прекрасным образцом для знакомства с русским народным творчеством. Кроме того, игрушками из глины можно не только любоваться, но еще и создать их самостоятельно, благо наша земля богата этим природным материалом. Занятия лепкой успокаивают, оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, снимают тревожность. В процессе лепки получается объемный предмет, именно благодаря этому лепка позволяет малышу представить образ, а потом создать его. Пытаясь как можно точнее создать выдуманный образ, кроха начинает активно работать сразу всеми пальчиками, что способствует развитию речи и мышлению, а также поможет в будущем при освоении письма и рисования.

Новый век

Производство

Игрушки романовских мастеров были представлены на выставках и ярмарках Москвы, Беларуси, Твери, Италии, Скопина, Воронежа. До сих пор работы этих авторов бережно хранятся в Санкт-Петербургском Русском музее, Московском Государственном Российском Доме народного творчества, других музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. Сегодня любой желающий может попробовать себя в роли мастера-игрушечника, своими руками слепить свистульку в студии романовской игрушки г. Липецка.

Абашевская игрушка

Абашевская игрушка – глиняная игрушка родом из села Абашево Спасского уезда Пензенской области. Казалось бы, обычные и привычные нам фигурки животных – козы, бараны, кошки, олени, лоси, собаки и другие превращаются в сказочных персонажей. Так, наши козочки и олени становятся похожими на экзотических жирафов и волшебных кентавров. Мастера изготавливали и продолжают сейчас производить преимущественно свистульки, изображающие различных животных. По местному поверью, пензенская глина обладает лечебными свойствами, даже после обжига готового изделия. Неповторимая и оригинальная игрушка станет не только заметным и ярким предметом декора, но и поможет очистить ваш дом от плохой энергетики, принесет счастье, уют и благополучие.

Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке, но до сих пор остаются ценным образцом народных промыслов России. На территории тогда еще Пензенской губернии находились богатые месторождения глины. Как и на многих территориях России, глину использовали преимущественно для создания посуды и иных предметов домашнего обихода. Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей. В связи с появлением в 20 веке заводской посуды, изготовление кустарных гончарных изделий для быта пошло на спад. Именно тогда изготовление игрушек стало самостоятельным промыслом, благодаря которому мастера смогли показать и придать сатирический характер персонажам, высмеять тех, кто обманывает и наживается на честных людях. Яркие игрушки и звонкие свистульки привлекали внимание детей. На сегодняшний день можно выделить целые династии мастеров игрушек, которые различаются между собой определенными элементами. Большая известность абашевских игрушек приходится на 1920-е годы, и связана с именем местного мастера Лариона Зоткина, творчество которого оказало существенное влияние на будущее производство абашевской игрушки. В это время формируются характерные художественные приемы и особенности росписи фигурок.

Описание игрушки

Абашевские игрушки – это фигурки животных, имеющие длинное тело, короткие и широко расставленные ножки, длинную и изящную шею, голову маленького размера, глубоко процарапанные глазки. Рисунок шерсти внешне напоминает чешую. Головы козлов, баранов и оленей украшают изогнутые и многоярусные рога, похожие на ветвистые ели. Современные абашевские игрушки разукрашивают яркими эмалевыми красками преимущественно синего, красного и зеленого цветов. Фигурки людей имеют объемные густые челки, кудри и бороды. Рога и ушки могут быть раскрашены серебристыми или золотистыми красками. Основной характерной чертой абашевских игрушек являются намеренно нераскрашенные части, которые заметно контрастируют с яркой эмалью. Некоторые мастера заливают готовые фигурки бесцветной поливой, так они становятся обтекаемыми и менее яркими. Размер игрушки достаточно маленький, она легко помещается на ладони ребенка.

Как играть?

Процесс изготовления абашевской игрушки достаточно прост, попробовать себя в роли мастера-ремесленника может каждый: для работы не требуется наличие каких-то специальных и сложных инструментов. Опытные мастера для своей поделки используют небольшой кусок глины и несколько стеков для разделения кусочков и нанесения узоров и отверстий. Основной инструмент для создания игрушки – это руки, самый ответственный этап – правильно сделать отверстие для свистульки, так как от этого зависит громкость и мелодичность звуков.

После того, как глиняная игрушка полностью готова, её необходимо просушить и обжечь. Уже после обжига наносят узоры масляными и эмалевыми красками, которые отличаются долговечностью и придают рисунку насыщенность. Основной мотив, используемый в росписи абашевских игрушек – природа, поэтому каждый цвет используется с определенной целью. Зеленым мастера рисуют траву, синим – небо, красным – пробуждение природы. Необычные и нарядные фигуры животных привлекают внимание, к тому же здесь они приобретают совсем неожиданный облик. Длинные шеи тянутся вверх к небу, короткие ножки прочно стоят на земле, выразительные глаза делают игрушки живыми.

Новый век

Сегодня изготовлением абашевской игрушки занимаются мастера Т. Зоткин, И. Зюзенков, А. Еськин, И. Калимуллина. Последняя мастер является организатором «Фонда возрождения абашевской игрушки», в селе Абашево расположен дом-музей абашевских мастеров и творческая лаборатория. Уникальное искусство живёт и в наши дни. С уверенностью можно сказать, что и будущие поколения получат возможность с восхищением знакомиться с чудесными образами, созданными умелыми руками мастеров.

Жбанниковская игрушка

Жбанниковская глиняная игрушка появилась в деревне Жбанниково Городецкого района Нижегородской области. Подобные глиняные игрушки изготавливали и в близлежащих деревнях – Язвицы, Смиркино, Рыжухино, Роймино и пр. Кроме того, не менее известные русские народные художественные промыслы: хохломская, городецкая, семеновская росписи, балахинские кружева, новинская и федосеевская игрушки и подобные также родом из этих же мест. По произведенным в данном районе археологическим раскопкам появление глиняных игрушки датируется XIII веком.

Территория Городецкого района имела сравнительно немного плодородной земли, поэтому население занималось различными кустарными промыслами, изготавливали глиняную посуду, ткали и пряли, занимались вышивкой. Земля была богата черной глиной с золотистой россыпью. После обжига глина становилась красного цвета. Из такой глины изначально делали жбаны для кваса и прочих напитков, отсюда деревня и получила свое название. А позже так стали называть и свистульки, которые здесь изготавливались. Жбанниковская игрушка – это свистулька в форме пирамиды на трех ножках-основаниях. Популярные персонажи жбанниковской игрушки – конь, баран, бык, петух, птица Сирин, воины, всадники, гармонисты, различные сказочные и вымышленные персонажи.

Описание игрушки

Технология изготовления свистулек проста. Из небольшого куска глины мастер изготавливает небольшую миниатюрную игрушку, которая помещается на ладони. Внутри игрушки делается небольшая полость, снизу по краям крепятся небольшие округлые ножки. Далее, самое сложное, создается сама фигурка, глину необходимо вытянуть наверх и сформировать голову будущего персонажа, вылепить ушки, рожки или головной убор. Когда фигурка готова, мастер с помощью палочки-стека делает свисток. Каждая глиняная игрушка требует обжига, для этого раньше использовали печи или выкапывали яму или просто обжигали фигурку в костре. Сегодня используются современные шахтные печи.

Жбанниковские свистульки – это не просто детские игрушки, часто такие свистульки использовали на ярмарках в качестве зазывал. Такие свистульки имели чистый и громкий свист: услышав такой звук, покупатель просто не мог не остановиться перед торговой палаткой. Другое назначение свистульки – символическое. Игрушки изготавливали в качестве оберегов. В древности люди верили, что звук игрушки отпугивает нечистую силу и приносит в дом уют и счастье, а форма игрушки в виде пирамиды символизирует изобилие. Кроме того, в зависимости от конкретного персонажа изменялся и символизм игрушки: свистулька-утка должна была привлечь плодородие, курочка – богатство, корова точно приносила здоровье и т.д. Большое значение было уделено и цвету игрушки: белый символизировал жизнь, красный – тепло и любовь, синий – небо, черный – плодородие, золотистый – материальный достаток. Для того, чтобы каждая игрушка сочетала в себе как можно больше благоприятных символов, мастера делали игрушки очень яркими и цветастыми. Туловище полностью выкрашивали в один тон, чаще всего в темный оттенок, а затем «тычками» наносили россыпь точек и пятен другого контрастного оттенка. С помощью простого метода нанесения ярких красок на тельце фигурки создавались настоящие художественные шедевры. Раньше для нанесения рисунка использовали кусочки ткани или же делали это пальцами, сегодня мастера используют кусочки поролона. Нередко на жбанниковских игрушках можно увидеть элементы хохломской росписи и цветочные рисунки. Сочетание красок в жбанниковской игрушке всегда выглядит причудливо и оригинально. Некоторые части рисунка покрывают золотистой или серебряной краской. Основные цвета, которые используются при росписи игрушек: красный, желтый, зеленый, голубой, белый. Таким образом, жбанниковская игрушка выделяется на фоне иных изделий народных промыслов. Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски, сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком. Секреты мастерства создания игрушек и художественной росписи часто передавали из поколения в поколение.

Плюсы и минусы

Жбанниковские игрушки изготовлены из глины, экологически чистого и натурального материала, поэтому полностью безопасны для ребенка. А незатейливые цветные узоры развивают фантазию и мышление малыша.

Новый век

До сих пор в деревне Жбанниково работают целые династии мастеров свистулечников. Одна из наиболее известных современных мастериц – Тимофеева Прасковья Степановна, которая одновременно является создателем музея жбанниковской игрушки, где находятся десятки коней, оленей, птиц, петушков, всадников и прочих персонажей. Каждая игрушка индивидуальна и неповторима. Дети Прасковьи Степановны также занимаются изготовлением игрушек.

Производство

Несмотря на развитие современных технологий и появление новых художественных приемов, процесс создания жбанниковских игрушек сохранился с момента своего первого появления. Каждая игрушка – это настоящее произведение искусства, потому что изделия кустарных промыслов не из серийного производства, они изготавливаются и расписываются красками вручную, имеют оригинальный и неповторимый дизайн.


Глиняные поделки села Романово ныне Липецкой области известны с XVI в. Принято считать, что гончарный промысел в Романове появился после того, как в эти края переселились крестьяне из села Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии и было это в XVI веке.

Эту глиняную игрушку в народе ласково прозвали по названию села — «романушка». О ней написано много статей и книг. С первого взгляда, она впечатляет своей выразительностью и разнообразием образов.

Романовская малая скульптура сохранила милую непосредственность и самобытность, праздничность и сказочность, не утратила поэтического строя.

Лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре — более 40 основных сюжетов насчитывалось уже по официальным упоминаниям в конце XIX века.

Барыня с ребенком. Романовская игрушка, Липецкая обл. 1919 г. ГМЗ Царицыно.

К перечисленному можно прибавить: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег.

Все они имели и обрядовый смысл: собака — охранитель; индюк — игрушка для ребенка и оберег, её привязывали к люльке; козел ржаной — хлебное изобилие.

Позже появились образы утки, селезня, быка, коровы.

К наиболее поздним (начало XX в.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Раскрашивается игрушка двумя способами: поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.

Игрушка романушка. Всадник на коне.

История романовской игрушки

Романовской эта игрушка называется по названию села Романово. Там и в ближайших сёлах Пады, Хрущевка, Троицкое активно развивался гончарный промысел, лепили посуду и игрушки. В этих местах на высоком берегу реки Воронеж отличные месторождения гончарных глин разных сортов.

Не часто бывает, чтобы изготовление игрушек выделилось в отдельный промысел, но с романушкой произошло именно так. Игрушки ценили как малую скульптуру, их охотно покупали в городе и в деревне. Скупщики покупали и вывозили романушку далеко за пределы области.

Скорее всего, они и стали заниматься гончарным ремеслом, да и игрушки, если присмотреться, чем-то напоминают скопинские скульптуры.

Научный и искусствоведческий интерес к игрушки-романушки возник благодаря известному просветителю, подвижнику и краеведу Михаилу Павловичу Трунову (1867–1942 )и «Петровскому обществу». Игрушки стали покупать для коллекции. В отчете общества за 1909 год говорится:

В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ.

Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М. Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя.

Именно тогда и начали собирать первые глиняные игрушки для Краеведческого музея и для других российских музеев.

Наибольшего расцвета романовский промысел достиг во второй половине XIX в., а вот к 1930-м годам промысел стал угасать. Новое развитие он получил в 1980-е, когда его стали изучать студенты Липецкого педагогического института.

В настоящее время современные мастера, опираясь на романовские традиции прошлых веков, возрождают древний игрушечный промысел Липецкого края.

Офицер. Традиционный сюжет. Полива.

Романовская игрушка очень разнообразна, мастера лепят более полусотни сюжетов — от глубоко традиционных животных, птичек-свистулек, всадников, до современных сиринов и медведей; от простых собачек, до объёмных композиционных выездов и повозок, запряжённых тройкой лошадей. Как и встарь, игрушка покрывается поливой или окрашивается краской.

Село Романово

История села непосредственно связана с династией Романовых и начинается в XVI веке. Земли Романовых в Скопинском уезде были разорены и тогда крестьян переселили сюда.

Образовалось городище, затем город Романов. Поначалу земли относились к Тамбовской губернии, а потом перешли к Липецкой. До сих пор иногда, в описаниях фондов музеев, в описании можно встретить, что игрушка — Тамбовской губернии.

С XVIII века город снова стал селом. После революции 1917 года село Романово переименовано в Ленино, так оно зовётся и сейчас.

За всё время существования села там процветал гончарный и игрушечный промысел. Угасание произошло с приходом технического прогресса и в связи с политическими переменами в стране после революции.

Есть предположения, что отказ кустарей от гончарного производства в этих краях связан с высоким налогом на гончарство.

Музыкальная игрушка

Романовская глиняная игрушка всегда была музыкальной. Это настоящие окарины, на которых можно наигрывать мелодии. Обычно свистульки имеют от двух до шести–восьми отверстий.

Поют в романушке и барыньки, и медведи, и диковинные петухи с огромными гребешками. Мастера утверждают, что именно местная глина даёт необыкновенные акустические возможности.

Курортный сувенир

Игрушка поначалу была довольно простой, лепили в основном образы домашних животных. На развитие сюжетности во многом повлияло открытие Липецкого курорта в XIX веке.

Игрушки стали яркими и более выразительными. Появились многофигурные композиции: сани с возницей, гуляющие пары в нарядных одеждах, тройки, шикарные диковинные птицы-индюки с пышными хвостами.

Каждый, кто приезжал на Липецкие воды, считал необходимым увезти красивый сувенир.

На сюжетность игрушки также ещё повлияла и мода на фарфоровые статуэтки. Появилось выражение «комодная игрушка». Барыни, офицеры, нянюшки и наездники — эти образы появились сразу в разных ремёслах — сергиевской игрушке, тульской городской и других, не обошли они и романушку.

Ильина С.В.

Как рождается крынка – я увидела ещё маленькой девчонкой восьми лет. Зачарованно и безотрывно смотрела на работу мастера, который на моих глазах накатывал жгутики и намазывал друг на друга, а потом происходило чудо — жгуты исчезали, несколько движений рук и появлялась крынка, горшок. «Волшебник» — подумала я…

Учителя

Выезд в два коня. Романовская игрушка. Мастер: С.В. Ильина

Через несколько лет Маркин В.В. и Гункин И.Ф. собрали ножной гончарный круг в кабинете, где проходил кружок и Иван Федорович стал сажать за него мальчишек — обучать. За гончарный круг он не посадил ни одну девчонку, только приговаривал: «Не бабское это дело, лепите игрушку». Мне оставалось только смотреть, слушать и самой лепить.

Петух. С.В. Ильина

Во время занятий Иван Фёдорович рассказывал о своей жизни: как заготавливали глину, как «мучили» её (замачивали), как лепили игрушки всей семьей от мала до велика, как обжигали. Для ребёнка это было серией сказок, воображение дорисовывало картинки к каждому рассказу.

Олень-древо с птичкой. Небесный покровитель молодых пар. Романовская игрушка. Мастер: С.Н. Ильина

По окончанию учебного года летом приходила к Ивану Фёдоровичу домой. К нему на практику приезжали студенты из ЛГПИ Художественно-графического факультета, и он проводил занятия у себя дома. Там я впервые увидела, что такое обжиг в горне (печь для обжига в земле), как игрушки и посуда меняют свой цвет при обжиге.

Ещё тогда, в детстве, я решила, что когда-нибудь у меня будет такая же печь. Когда Гункин И.Ф. перестал вести занятия по романовской игрушке в школе, их продолжал вести Маркин В. В., он и стал моим учителем и наставником.

Свой горн

В 2005 году мы с мужем поставили горн у себя на участке, предварительно изучив горн Гункина И. Ф. Земляной горн представляет собой яму, выложенную внутри кирпичом.

Растопка

Состоит горн из двух камер. Одна, нижняя, служит топкой, вторая – камерой для укладки изделий. Так называемая печь прямого огня. Первый же обжиг в печи показал, что пройдет не один год, прежде чем смогу овладеть процессом обжига. Выяснилось, что этот процесс несравним с простым подбрасыванием дров в костер. Это, если хотите, исследовательская работа —научиться качественно обжигать работы в горне.

Горн

В разных частях камеры, во время обжига может быть разная температура на 200-300°С. С одного обжига мы можем получить и пережог изделий, хорошее качества работы и недожог керамики. Изначально поставила себе задачу научиться обжигать в печи без помощи современных технологий — по старинке. Опираясь на воспоминания из рассказов Гункина И.Ф., частично свои воспоминания, выстраивала режим нагрева печи. Опыт работы в электрических печах с игрушкой уже был немаленький, оставалось его перенести на дровяную печь.

Работала в эти годы только с игрушкой, с одним видом глины и определяла температуру на глаз. Чтобы научиться относительно равномерно обжигать работы у меня ушло три года. По истечении этого времени пришло умение управлять температурой в любой части горна, поднимать и опускать её, делать температурные выдержки. Попутно изучала свойства пород дров, которыми приходилось пользоваться и их своевременное использование на разных этапах обжига.

Впервые случайно села за гончарный круг в 2005 году, выкрутив небольшой горшочек. Общение с опытными мастерами на выставках и фестивалях помогло приобрести большое количество информации о горнах, самодельных гончарных кругах, печах. В 2006 г. мне собрали самодельный электрический круг, и Маркин В.В. уговорил Петра Федоровича Гункина, брата Гункина И.Ф., давать мне уроки и поставить пальцы на круге.

В то время приоритетным направлением в моей работе была романовская игрушка, а гончарное ремесло лишь любительским интересом. Серьезно темой гончарства я занялась с 2010г. Гункина П. Ф уже не было в живых и пришло осознание, насколько ценными были те немногие уроки, что я получила.

Каждый местечковый промысел включает ряд движений и определённое положение рук для того, чтобы превратить глиняную массу в любую форму на гончарном круге. Для того чтобы отработать эти движения до автоматизма нужна только практика. Отличительной особенностью романовского промысла является жгутовой прием использования глины при изготовлении сосудов средних и крупных форм. Маленькие формы (кружки, миски, тарелки) вытягивали из комка глины. На круг набивается донце, которое выравнивается сразу. Затем накатываются жгуты, количество которых зависит от величины и высоты сосуда, который вы хотите выкрутить. Жгуты вмазываются правой рукой, в то время как ладошкой левой руки формируете внешнюю стенку сосуда. Нижний жгут примазывается очень тщательно к донцу. Дальше, вмазывая один жгут на другой, мы поднимаем стенки сосуда, на нужную высоту. Тщательно все смачивается водой, и, работая одновременно двумя руками, превращаем жгутовой « цилиндр», в однородную заготовку. Следующий этап — это придать заготовке нужную форму.

Гончарная утварь. С.В. Ильина

Липецкая земля богата залежами глин, разных цветов и составов. Одни богаты известняком и мелом, тощие и жирные. Посуда, которую мы изучала в фондах музеев Липецка, отличалась по цвету, соответственно была разной по составу глины. Где мастера копали глину? Какие местные глины смешивали? Спросить было уже не кого. Проще всего глину приобрести на профильном заводе, готовую к употреблению. Но это не местный материал, поэтому на протяжении нескольких лет была опробованы все глины Липецкого района. Работала с чистой карьерной глиной, смешивала разные виды глин, изменяла их пропорции в составе глиняной массы, обжигала изделия, сравнивала со старыми образцами. Работа не прекращалась, пока не добилась положительных результатов.

Со свинцовыми глазурями я принципиально не стала работать. Меня заинтересовал более старый и экологически чистый способ обработки посуды. Следующей задачей, которую я поставила для себя — были «синюхи».

Романовский промысел

Во время работы по поиску материалов в Государственном архиве Тамбовской области и Государственном архиве Липецкой области, встречались упоминания о мастерах Романовского уезда, которые в середине XIX в. возили работы по всей Тамбовской губернии. То есть промысел был достаточно мощным и богатым.

Паровоз в вагонами. Романовская игрушка. С.В. Ильина

Есть упоминания о том, что мастера производили около 90 видов посуды и участвовали в крупных ярмарках, представляющих Тамбовскую губернию. Мастера Романовского уезда упоминаются в справочнике по промыслам Тамбовской губернии – 1900г. издания. В 1921 году с. Романово переименовано в с. Ленино.

Водовоз с гармошкой. Романовская игрушка. С.В. Ильина

После 1920-х годов пока не найдены архивные упоминания о гончарном промысле, только об игрушечном. Встречаются краткие заметки в периодической печати. По рассказам Гункина Ивана и Петра Федоровичей, их отец и другие мастераперестали массово возить на ярмарки посуду и игрушки во времена коллективизации — конец 1930-40-х г. Облагали налогом не только каждый горшок на телеге, но и каждую игрушку. Нет реализации для мастера, нет и производительности. Многие бросили свои мастерские, и ушли работать на подработки, чтобы кормить семьи.

Мужик на козле с гармошкой. Романовская игрушка. С.В. Ильина

После Великой Отечественной войны 1941–1945гг. многие мастера не вернулись. И.Ф. Гункин — остался единственным гончаром на всю округу. Благодаря искусствоведам А.Н Фрумкину, Н.Ф. Вяткиной, которые обратили внимание на романовскую игрушку, а значит, привлекли внимание к работе и знаниям И.Ф. Гункина, появилась возможность возродить и романовский гончарный промысел.

Возрождение

Последние 60 лет гончарный романовский промысел был в тени игрушечного промысла, над возрождении которого работал не один десяток лет группа мастеров.

Выезд парочки с возницей. Романовская игрушка. С.В. Ильина

Первым делом были изучены фонды Липецкого областного краеведческого музея и Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства. Затем были поездки по окрестным селам, в дома культуры, при которых создавались уголки быта и мини- музеи. Знакомилась с коллекциями Липецких школ и гимназий, где на удивление есть даже акты о приемке и истории предметов.

Романовская игрушка7. С.В. Ильина

Благодаря этим энтузиастам, найдены образцы посуды, которых нет ни в одном музее Липецка. Подавляющее большинство — это обливная посуда. Документально установлено, что посуду и игрушку обливали уже с середины XIX века. Но, очевидно, по большинству старых образцов, даже если посуда была обливной, её все равно слегка чернили. Это была дань вековым традициям или мастера воспринимали посуду такой? Сейчас трудно сказать.

Офицер на коне. С.В. Ильина

Более поздние образцы (весь период работы И.Ф. Гункина) были только обливными, даже не было и намека на чернение. По рассказам старого мастера «синюхи» делал его отец — Федор Гункин. Часть отец делал обливными — это на рынок, часть синюшили для себя и для местных.

Благодаря сотрудничеству с искусствоведом Н.А. Прямковой и краеведом Липецкой области А.Ю. Клоковым были найдены интересные образцы посуды начала XX в., а самое главное — это были «синюхи». Опыт обжига игрушек в горне был, осталось восстановить процесс обработки «синюхи» на нашей местной глине, ну и конечно параллельно обучаться гончарному ремеслу.

Обжиг

Обжиг разделяют на окислительный и восстановительный. Окислительный — это обычный обжиг, который можно проводить и в электрических печах. Восстановительный — это томление посуды при определённой температуре без доступа кислорода. При этом процессе, посуда приобретает от серого ( часто неравномерного) до черного цвета.

Горн.

Цвет посуды зависит от температуры, при которой замазываются все отверстия, засыпается и перекрывается любой доступ кислорода. Имеют значения и дрова, которые закладываются перед закупориванием. У каждого мастера свои хитрости. Ушло несколько лет, чтобы освоить этот процесс, но результат до сих пор непредсказуем.

Гончарная посуда. С.В. Ильина

В этом прелесть горна, он может служить как обычной печью для обжига керамики, так и выполнять функции восстановительной печи. В последнем случае могут восстанавливаться металлы и соли, содержащиеся в глине. Оттенки на работах могут быть медными, серебристыми, бронзовыми, обычные глазури приобретают различные металлические и люстровые оттенки.

С каждым обжигом, открываешь что-то новое для себя, в себе, в своей работе.

Читайте также: