Роспись елочных игрушек народный промысел

Обновлено: 26.04.2024

Города Италии. Художник Гвидо Борелли. Ранее работы художника были здесь Firenze Ponte Vecchi.

Новогоднее. уютное. доброе. нежное.

Две птицы. Александр Дольский *** Мы встретил.

ГРАФИК ПОДКОРМОК ТОМАТНОЙ РАССАДЫ ГРАФИК ПОДКОРМОК ТОМАТНОЙ РАССАДЫ 1-я подкормка - на тре.

-Рубрики

  • народные средства (3)
  • Кинусайга (1)
  • Интерьер (0)
  • мимоходом (0)
  • (0)
  • акварель (31)
  • аппликации (57)
  • Варежки, шапочки. (11)
  • варенье (6)
  • Визитка (1)
  • вкусные страницы (453)
  • Времена года (12)
  • вышивка (3)
  • вязание крючком (97)
  • Г Ж Е Л Ь (15)
  • Германия (15)
  • грибы (5)
  • Десерт (2)
  • Дети (23)
  • Домик в деревне (94)
  • Еда (принципы Лазерсона) (2)
  • Женщинам (29)
  • занимательное (41)
  • история (11)
  • Италия (12)
  • календарь (1)
  • календарь (1)
  • картинки (34)
  • кис-кис (3)
  • книги (3)
  • Книжно-журнальное (6)
  • коллекции (3)
  • колокольчик (4)
  • Крейзи-вул (2)
  • Крейзи-вул (0)
  • КУКЛЫ (2)
  • лес (2)
  • Летнее настроение (2)
  • литература (2)
  • личности (0)
  • Любимые рецепты (100)
  • Ля cafe (6)
  • масленница (11)
  • Мастер-класс (109)
  • мемуаристика (0)
  • Мой дом (28)
  • морское (1)
  • Мультиварка (1)
  • На природе (0)
  • Настроение (26)
  • натюрморты (17)
  • ни о чём (0)
  • новогоднее (132)
  • Норвежские узоры (9)
  • Ностальджи (0)
  • огороднее (70)
  • окна (3)
  • отдых (7)
  • Оформление (3)
  • Павлопосадский платок (21)
  • ПАСХА (21)
  • Пироги (46)
  • Плейкасты (2)
  • Победа (14)
  • ПОЗДРАВЛЯЮ (7)
  • Помечтаем. (0)
  • Помощник (23)
  • Посиделки (1)
  • Православие (14)
  • путешествие виртуальное (108)
  • путешествие реальное (2)
  • размышления (0)
  • раритеты (1)
  • рассада (7)
  • Ретро (5)
  • Рождественское (25)
  • РОССИЯ (25)
  • Салаты (31)
  • Сила в знании (7)
  • Советы (6)
  • СТИХИя (54)
  • Тарханы (1)
  • Торты (48)
  • ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ (10)
  • увлечение (17)
  • Узоры (1)
  • Умелые ручки (78)
  • Учимся (0)
  • фото (26)
  • Хлеб, булки, блины (23)
  • Хлебопечка (5)
  • цветы (60)
  • чаепитие (8)
  • Чайно-десертное (113)
  • Шали (0)
  • Шитьё (20)
  • яблоко (14)
  • Ягодная поляна (2)

-Метки

-Поиск по дневнику

-Приложения

-Ссылки

-Музыка

-Фотоальбом

на досуге 17:08 08.01.2016 Фотографий: 7 Встречи 16:57 08.01.2016 Фотографий: 6 Времена года. Лето. 20:53 11.01.2015 Фотографий: 17

-Я - фотограф

Праздники.Пасха.

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ: авторская елочная игрушка

АВТОРСКАЯ ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА (ШАРЫ)

В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

Мы называем их этим детским словом - игрушки.

Но присмотревшись, вдруг понимаем, что это не просто игрушка, это - произведение Мастера, с большой буквы, который сотворил маленькое чудо, радующее не только детей, но, может, в большей степени - взрослых. Особенно если они сделаны с душой, фантазией и огромной любовью к самому доброму, сказочному празднику.

Расписанные лучшими мастерами Палеха, Холуя, Жостова, Гжели,

4498623_Lychshii_Paleh (640x480, 73Kb)

новогодие коллекционные шары, с которыми мы вас сегодня хотим познакомить, без преувеличения можно назвать подлинными произведениями искусства!

В лучших традициях Палеха. "Птица--тройка"

Немного истории

Существует версия, что впервые украсил рождественскую елку

Мартин Лютер. В канун Рождества 1500 года он принес красавицу елку в дом, и, как напоминание о Вифлеемской звезде, зажег на елке свечи. Позже стали размещать звезду на верхушке ели, а свечей ставить ровно двенадцать - то ли по количеству месяцев в году, то ли по количеству апостолов. Рядом с яблоками, орехами, пряниками, печеньем на ветвях висели фигурки ангелов и пастухов. В XVII веке украшения рождественской елки, в основном, были съестными. Летопись тех времен свидетельствует, что украшали рождественское дерево не только сладостями, гирляндами из изюмин, кренделей, но и бумажными розами и другими цветами.
В конце XVIII века в той же Германии появились первые стеклянные игрушки. Легенда связывает попытку создать искусственное подобие фрукта (стеклянные елочные шарики) с полностью конкретным годом, когда в стране был неурожай яблок, а следовательно вешать на елки было нечего. Чтобы при этих условиях не нарушать традицию, немцы нашли заменитель яблокам - их символы, стеклянные шар.

4498623_Morozko_moi (500x444, 62Kb)

В лучших традициях Холуя -"Морозко".

Первые елки в России появились в ХVІІІ веке в домах петербуржских немцев. Этот обычай у них переняла столичная знать, а уже в середине XIX века праздничное дерево стало невероятно популярным. На рубеже XIX-XX веков елки начали украшать с определенным шиком. Любимыми елочными украшениями в течение многих лет были игрушки- шишки и сосульки, зайки и белочки, которые выпекали из песчаного теста и заворачивали в золотую, серебряную и цветную фольгу. Отечественные производители - местные кустари в небольших артелях тоже делали елочные игрушки, однако только из бумаги, ткани, ваты, папье-маше. Особенным украшением елок оставались маленькие свечи.
Сначала в России продавались н исклюсительно емецкие игрушки. Однако после Первой мировой войны начали открываться местные предприятия, которые производили стеклянные шары. Но развития они не приобрели в связи с известными событиями.
Советская власть объявила елку вредным пережитком. День Рождества стал Днем индустриализации! Антирелигиозная кампания, которая развернулась в 1927 году, Рождество запретила, а потому и на елки ввели «табу». И только с середины 30-х годов прошлого века большевики решили, что ритуал украшения рождественского дерева можно трактовать как подготовку к новогоднему празднику без христианских «намеков».И долгожданное дерево опять наполнило своим ароматом каждый городской дом. И было украшено игрушками!

Советские елочные игрушки - это отдельная тема. Наивные и трогательные, где Дед Мороз и Снегурочка соседствуют с ракетами и космонавтами - как хорошо они нам знакомы, как трогательно напоминают о детстве!

4498623_igryshki (700x235, 90Kb)

В наши дни производство елочных игрушек переживает время расцета и нередко становится отдельным видом творчества, где рождаются подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства.

Особенно обаятельны игрушки, расписанные в лучших традициях русских народных промыслов настоящими Мастрами своего дела. Именно с такими игрушками мы вас и хотим познакомить. Расписанные в традициях Палеха и Гжели, городецкой росписи и Хохломы они радуют глаз и восхищают талантом лучших мастеров России.

Современные елочные игрушки ручной работы

Уникальность и неповторимость – два главных критерия, которые предъявляют ценители прекрасного к коллекционным игрушкам сегодня. Покупая дорогие коллекционные игрушки, коллекционеры хотят быть уверенными: эта игрушка единственная в своем роде и ни у кого в мире больше такой игрушки нет. Именно поэтому современные коллекционные игрушки производятся в ограниченном количестве и с индивидуальным оформлением (то есть коллекционные игрушки-шары из одной серии все равно будут отличаться индивидуальным мотивом). В основном сейчас изготавливаются такие елочные игрушки вручную. Из стекла, тончайшего фарфора, хрусталя или драгоценных металлов. Известных и признанных производителей коллекционных новогодних игрушек во всем мире можно пересчитать по пальцам. Каждой игрушке такие производители присваивают индивидуальный номер и прилагают к ней сертификат подлинности, чтобы покупатель мог быть уверен в уникальности своей покупки .

4498623_5_gORODECKAYa_ROSPIS (400x400, 59Kb)

Традиции городецкой росписи в авторской игрушке

Особенно популярными в последние годы являются коллекционные игрушки с росписью в древнерусском стиле, причем эта роспись выполнятся не снаружи (как на обычных игрушках), а изнутри через небольшое отверстие. Для производства таких коллекционных игрушек требуется много времени и художник по росписи высшего класса. Мотив, нанесенный на елочный шар или фигурку, может быть либо персональной картиной мастера, либо репродукцией знаменитых художников мирового уровня. И если на воспроизведение рисунка требуется дополнительное разрешение, то игрушка, соответственно, будет стоить еще дороже. Впрочем, настощих ценителей прекрасного высокая стоимость коллекционных елочных игрушек ручной работы никогда не останавливает.

Коллекционные елочные шары с ручной росписью в стиле Хохломы.

4498623_Hohloma (447x480, 39Kb)

4498623_Moi_Paleh (699x340, 68Kb)

Хохломские мотивы

Елочные шары, выполненные с хохломской росписью, имеют такие традиционные элементы росписи, как ветки, цветы, ягоды рябины и земляники, и окрашены в преобладающий красный, черный или золотой цвет.
Красными или черными красками наносится роспись поверх металлизированного фона, который приобретает цвет золота после закалки и просвечивается сквозь орнамент. Здесь главной задачей мастера становится правильный подбор соотношения орнамента и фона. По золотистому фону завиваются растительные побеги, черное чередуется с красным.

Коллекционные елочные шары с ручной росписью в стиле Гжель.

4498623_3_1_ (360x360, 38Kb)

Игрушки с гжельским орнаментом имеют свой неповторимый стиль: характерный сине-белый морозный узор, основные черты которого – округлые мазки и плавные переходы. Особенностью елочных шаров с гжельской росписью является перелив от темно-синего к голубому цвету.При декорировании шаров художник использует всего одну краску – кобальт, который и приобретает синий цвет. На елочных игрушках изображена традиционная гжельская роза.

Коллекционные елочные шары с жостовской ручной росписью.

4498623_Volshebnoe_Jostovo (700x386, 147Kb)


Елочные шары с жостовской росписью очень красочны, поражают своей простотой и доходчивостью образов, четкостью рисунка. Как известно, никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы. Поэтому елочные шары, расписанные с применением орнамента «Жестово», наряжены в цветочный букет, в котором сочетаются крупные садовые цветы и мелкие полевые.Когда смотришь на елочные шары в стиле жостово, сразу хочется окунуться в мир мощного жизнерадостного многоцветия!

Коллекционные елочные шары с палехской ручной росписью.

4498623_1 (700x248, 102Kb)

и еще Палех- традиционные новогодние сюжеты

4498623_c3a74ba6f92d441fb2c6c33b615c297a_big (500x333, 32Kb)

Краски для росписи палехских изделий, в том числе елочных шаров, приготавливаются вручную на основе природных минералов. Сначала выдутый специальным мастером стеклянный шар окрашивают в основной цвет. Обычно это черный, темно-синий или красный. Затем наносится слой лака. Для работы над шарами с палехской росписью мастеру необходимы тончайшие кисти, которые он сам и изготавливает. Сначала лаковая поверхность обрабатывается пемзой, затем острым карандашом на шар наносится контур росписи, по которому потом многочисленными тонкими и прозрачными слоями наносится роспись. Далее все сушится и покрывается лаком. В заключении художник покрывает роспись золотом или серебром, который приготавливает вручную из листового сусального золота или серебра.

4498623_fdd58411ca6e48e1b71934816d04b9f6_big (500x333, 64Kb)

Чтобы нанесенное золото сверкало, его, как в старину, полируют волчьим зубом. И вновь елочный шар покрывают множественными слоями лака, каждый из которых подсушивается, полируется и окончательно доводится до совершенства вручную, чтобы не было даже самых мелких царапин.
Традиционными мотивами палехских елочных шаров являются литературные и сказочные сюжеты, фольклор, зимние пейзажи.

Коллекционные елочные шары с ручной росписью мастеров Холуя и Мстеры.

4498623_Troika_Holyi (416x480, 29Kb)

4498623_Holyi__Skazochnie_motivi (640x480, 172Kb)

4498623_Holyi (428x480, 32Kb)

"По щучьему велению"

Технологии этого традиционного промысла близки к палехскому.однако изделия этих мастеров отличает особая красочность и любовь к сюжетам русской народной сказки

4498623_16050057 (700x421, 179Kb)

Остается только добавить, что коллекционные елочные игрушки, производимые в штучном экземпляре с уникальной росписью являются изящными произведениями искусства и предметом страсти для коллекционеров вот уже на протяжении двух столетий.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Но присмотревшись, вдруг понимаем, что это не просто игрушка, это - произведение Мастера, с большой буквы, который сотворил маленькое чудо, радующее не только детей, но, может, в большей степени - взрослых. Особенно если они сделаны с душой, фантазией и огромной любовью к самому доброму, сказочному празднику.

Расписанные лучшими мастерами Палеха, Холуя, Жостова, Гжели,

4498623_Lychshii_Paleh (640x480, 73Kb)

новогодие коллекционные шары, с которыми мы вас сегодня хотим познакомить, без преувеличения можно назвать подлинными произведениями искусства!

В лучших традициях Палеха. "Птица--тройка"

Немного истории

Существует версия, что впервые украсил рождественскую елку

Мартин Лютер. В канун Рождества 1500 года он принес красавицу елку в дом, и, как напоминание о Вифлеемской звезде, зажег на елке свечи. Позже стали размещать звезду на верхушке ели, а свечей ставить ровно двенадцать - то ли по количеству месяцев в году, то ли по количеству апостолов. Рядом с яблоками, орехами, пряниками, печеньем на ветвях висели фигурки ангелов и пастухов. В XVII веке украшения рождественской елки, в основном, были съестными. Летопись тех времен свидетельствует, что украшали рождественское дерево не только сладостями, гирляндами из изюмин, кренделей, но и бумажными розами и другими цветами.
В конце XVIII века в той же Германии появились первые стеклянные игрушки. Легенда связывает попытку создать искусственное подобие фрукта (стеклянные елочные шарики) с полностью конкретным годом, когда в стране был неурожай яблок, а следовательно вешать на елки было нечего. Чтобы при этих условиях не нарушать традицию, немцы нашли заменитель яблокам - их символы, стеклянные шар.

4498623_Morozko_moi (500x444, 62Kb)

В лучших традициях Холуя -"Морозко".

Первые елки в России появились в ХVІІІ веке в домах петербуржских немцев. Этот обычай у них переняла столичная знать, а уже в середине XIX века праздничное дерево стало невероятно популярным. На рубеже XIX-XX веков елки начали украшать с определенным шиком. Любимыми елочными украшениями в течение многих лет были игрушки- шишки и сосульки, зайки и белочки, которые выпекали из песчаного теста и заворачивали в золотую, серебряную и цветную фольгу. Отечественные производители - местные кустари в небольших артелях тоже делали елочные игрушки, однако только из бумаги, ткани, ваты, папье-маше. Особенным украшением елок оставались маленькие свечи.
Сначала в России продавались н исклюсительно емецкие игрушки. Однако после Первой мировой войны начали открываться местные предприятия, которые производили стеклянные шары. Но развития они не приобрели в связи с известными событиями.
Советская власть объявила елку вредным пережитком. День Рождества стал Днем индустриализации! Антирелигиозная кампания, которая развернулась в 1927 году, Рождество запретила, а потому и на елки ввели «табу». И только с середины 30-х годов прошлого века большевики решили, что ритуал украшения рождественского дерева можно трактовать как подготовку к новогоднему празднику без христианских «намеков».И долгожданное дерево опять наполнило своим ароматом каждый городской дом. И было украшено игрушками!

Советские елочные игрушки - это отдельная тема. Наивные и трогательные, где Дед Мороз и Снегурочка соседствуют с ракетами и космонавтами - как хорошо они нам знакомы, как трогательно напоминают о детстве!

4498623_igryshki (700x235, 90Kb)

В наши дни производство елочных игрушек переживает время расцета и нередко становится отдельным видом творчества, где рождаются подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства.

Особенно обаятельны игрушки, расписанные в лучших традициях русских народных промыслов настоящими Мастрами своего дела. Именно с такими игрушками мы вас и хотим познакомить. Расписанные в традициях Палеха и Гжели, городецкой росписи и Хохломы они радуют глаз и восхищают талантом лучших мастеров России.

Современные елочные игрушки ручной работы

Уникальность и неповторимость – два главных критерия, которые предъявляют ценители прекрасного к коллекционным игрушкам сегодня. Покупая дорогие коллекционные игрушки, коллекционеры хотят быть уверенными: эта игрушка единственная в своем роде и ни у кого в мире больше такой игрушки нет. Именно поэтому современные коллекционные игрушки производятся в ограниченном количестве и с индивидуальным оформлением (то есть коллекционные игрушки-шары из одной серии все равно будут отличаться индивидуальным мотивом). В основном сейчас изготавливаются такие елочные игрушки вручную. Из стекла, тончайшего фарфора, хрусталя или драгоценных металлов. Известных и признанных производителей коллекционных новогодних игрушек во всем мире можно пересчитать по пальцам. Каждой игрушке такие производители присваивают индивидуальный номер и прилагают к ней сертификат подлинности, чтобы покупатель мог быть уверен в уникальности своей покупки .

4498623_5_gORODECKAYa_ROSPIS (400x400, 59Kb)

Традиции городецкой росписи в авторской игрушке

Особенно популярными в последние годы являются коллекционные игрушки с росписью в древнерусском стиле, причем эта роспись выполнятся не снаружи (как на обычных игрушках), а изнутри через небольшое отверстие. Для производства таких коллекционных игрушек требуется много времени и художник по росписи высшего класса. Мотив, нанесенный на елочный шар или фигурку, может быть либо персональной картиной мастера, либо репродукцией знаменитых художников мирового уровня. И если на воспроизведение рисунка требуется дополнительное разрешение, то игрушка, соответственно, будет стоить еще дороже. Впрочем, настощих ценителей прекрасного высокая стоимость коллекционных елочных игрушек ручной работы никогда не останавливает.

Коллекционные елочные шары с ручной росписью в стиле Хохломы.

4498623_Hohloma (447x480, 39Kb)

4498623_Moi_Paleh (699x340, 68Kb)

Хохломские мотивы

Елочные шары, выполненные с хохломской росписью, имеют такие традиционные элементы росписи, как ветки, цветы, ягоды рябины и земляники, и окрашены в преобладающий красный, черный или золотой цвет.
Красными или черными красками наносится роспись поверх металлизированного фона, который приобретает цвет золота после закалки и просвечивается сквозь орнамент. Здесь главной задачей мастера становится правильный подбор соотношения орнамента и фона. По золотистому фону завиваются растительные побеги, черное чередуется с красным.

Коллекционные елочные шары с ручной росписью в стиле Гжель.

4498623_3_1_ (360x360, 38Kb)

Игрушки с гжельским орнаментом имеют свой неповторимый стиль: характерный сине-белый морозный узор, основные черты которого – округлые мазки и плавные переходы. Особенностью елочных шаров с гжельской росписью является перелив от темно-синего к голубому цвету.При декорировании шаров художник использует всего одну краску – кобальт, который и приобретает синий цвет. На елочных игрушках изображена традиционная гжельская роза.

Коллекционные елочные шары с жостовской ручной росписью.

4498623_Volshebnoe_Jostovo (700x386, 147Kb)


Елочные шары с жостовской росписью очень красочны, поражают своей простотой и доходчивостью образов, четкостью рисунка. Как известно, никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы. Поэтому елочные шары, расписанные с применением орнамента «Жестово», наряжены в цветочный букет, в котором сочетаются крупные садовые цветы и мелкие полевые.Когда смотришь на елочные шары в стиле жостово, сразу хочется окунуться в мир мощного жизнерадостного многоцветия!

Коллекционные елочные шары с палехской ручной росписью.

4498623_1 (700x248, 102Kb)

и еще Палех- традиционные новогодние сюжеты

4498623_c3a74ba6f92d441fb2c6c33b615c297a_big (500x333, 32Kb)

Краски для росписи палехских изделий, в том числе елочных шаров, приготавливаются вручную на основе природных минералов. Сначала выдутый специальным мастером стеклянный шар окрашивают в основной цвет. Обычно это черный, темно-синий или красный. Затем наносится слой лака. Для работы над шарами с палехской росписью мастеру необходимы тончайшие кисти, которые он сам и изготавливает. Сначала лаковая поверхность обрабатывается пемзой, затем острым карандашом на шар наносится контур росписи, по которому потом многочисленными тонкими и прозрачными слоями наносится роспись. Далее все сушится и покрывается лаком. В заключении художник покрывает роспись золотом или серебром, который приготавливает вручную из листового сусального золота или серебра.

4498623_fdd58411ca6e48e1b71934816d04b9f6_big (500x333, 64Kb)

Чтобы нанесенное золото сверкало, его, как в старину, полируют волчьим зубом. И вновь елочный шар покрывают множественными слоями лака, каждый из которых подсушивается, полируется и окончательно доводится до совершенства вручную, чтобы не было даже самых мелких царапин.
Традиционными мотивами палехских елочных шаров являются литературные и сказочные сюжеты, фольклор, зимние пейзажи.

Коллекционные елочные шары с ручной росписью мастеров Холуя и Мстеры.

4498623_Troika_Holyi (416x480, 29Kb)

4498623_Holyi__Skazochnie_motivi (640x480, 172Kb)

4498623_Holyi (428x480, 32Kb)

"По щучьему велению"

Технологии этого традиционного промысла близки к палехскому.однако изделия этих мастеров отличает особая красочность и любовь к сюжетам русской народной сказки

4498623_16050057 (700x421, 179Kb)

Остается только добавить, что коллекционные елочные игрушки, производимые в штучном экземпляре с уникальной росписью являются изящными произведениями искусства и предметом страсти для коллекционеров вот уже на протяжении двух столетий.


Добрый день, всем жителям Бейбиков!
Поздравляю с наступающими новогодними праздниками и приглашаю в гости!
Предновогодние хлопоты всегда заставляют нас побегать по магазинам и елочным базарам больше обычного, в поисках разных подарков для знакомых и близких! Наряжаем ёлочку, достаем любимые игрушки… и дорогие сердцу старинные, и новые! В ёлочных игрушках всегда помещается и праздник, и воспоминания о самом любимом празднике с детства.

«АРИЕЛЬ» — фабрика ёлочных игрушек в Нижнем Новгороде приглашает всех в гости!


(информация с интернета)
Производство стеклянных елочных игрушек в Нижнем Новгороде началось с 1936 года, когда была организована Горьковская промыслово-кооперативная артель «Детская игрушка». В ее состав входил стеклодувно-художественный цех по изготовлению елочных игрушек.
В 1946 году предприятие вошло в Союз промысловых артелей, производящих изделия художественной направленности, и получило статус предприятия художественных промыслов Горьковской области.

Путь к сегодняшнему дню нижегородской елочной игрушки был непростой. Она пережила годы военного лихолетья 1941–1945 годов, включившись в решение общих задач помощи фронту, когда наряду с игрушками стеклодувы выдували медицинские приборы и лабораторную посуду. Напряженный труд игрушечников военного времени заложил серьезный фундамент дальнейшего развития художественной промысловой, а затем фабричной игрушки.
В годы перестройки после распада СССР мастерам-стеклодувам и художникам пришлось учиться работать в новых экономических условиях. Требовалась другая конкурентно-способная игрушка.
В 1996 году началась новая история производства елочных украшений в Нижнем Новгороде. На «Фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» закладываются основы будущей уникальной школы художественной росписи украшений из стекла, которая спустя несколько лет принесет мировую славу нижегородским мастерам. Коллектив фабрики не только быстро освоил технические особенности трудоемкого стеклодувного производства, но и сделал решительный шаг в обновлении художественного репертуара (ассортимента изделий). Наряду с традиционным декоративным раскрашиванием игрушек, возникло новое направление – тематическая роспись по стеклу.













С годами накапливались новые выразительные средства, появились серии шаров, ставшие коллекционными. К ним относится серия шаров «Московский Метрополитен», выполненная к 75-летию Московского метрополитена,


шары и подсвечники «Маленький принц» с использованием авторских рисунков, серия «Зимние акварели» и многие другие коллекции.








Однако, основная масса продукции предназначена для убранства новогодней елки. Это стеклянные фигурки, формы для которых разрабатываются мастерами фабрики. У каждого игрушечного персонажа свой характер – горделивая купчиха с самоваром, добродушный царь, задорная плясунья, серьезный охотник и довольный уловом рыбак. Русский стиль елочных игрушек фабрики «Ариель» делает их узнаваемыми и любимыми среди взрослых и детей.






















Серия Игрушки с кракелюром


Пряничная серия





Серия «Животные»

Зимние акварели — шары и подсвечники



Кружева и морозные узоры

Вышивка крестом

Любимые мишки и символ года «Собака»



В 2013 году на фабрике «Ариель» был открыт «Дом елочной игрушки», в котором расположены музей начала 20 века до современных изделий, в котором периодически проходят тематические выставки, а также магазин игрушки, зона, где проводятся мастер-классы по росписи шаров и игрушек.














Благодарю всех за внимание и желаю самого наилучшего в наступающем Новом году! Пусть исполняются самые сокровенные желания и год принесет только СЧАСТЬЕ.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Роспись елочных игрушек – настоящее волшебство



После того, как работа стеклодува закончена, начинается настоящее волшебство. Готовые стеклянные шарики и пока еще безликие пухлые фигурки отправляются в художественный цех. С помощью специальной иголки, вставляющейся в отверстие игрушки, впрыскивается раствор, содержащий серебряную или золотистую пыльцу. Она покроет внутренние стенки, чтобы елочные игрушки приобрели свое зеркальное мерцание. После этого с помощью специального оборудования на игрушку наносят тонкий слой краски определенного оттенка. Уже на этом этапе могут подключиться мастера художественной росписи, которые сначала нанесут на игрушку подмалевок (фон), а уже потом начнут прорабатывать детали рисунка. Благодаря мастерам росписи по стеклу каждая игрушка обретает свое неповторимое лицо. Рисунок наносят на фигурку акриловыми красками с помощью тончайших кисточек.

Создавать шедевры ручной работы по старинным технологиям – дело не простое. При работе со сферической формой важно правильно выстроить пропорции. Рисунок должен смотреться гармонично и восприниматься целостно. На фабрике елочных игрушек мастер может работать с 5 или даже 50 игрушками одновременно, нанося на них поочередно различные элементы. Когда рисунок или узор готов, краску закрепляют и сушат. На финальном этапе игрушку декорируют, используя блестки и специальную пасту с пыльцой. Это позволяет придать поверхности новую текстуру, создать определенный рельеф.


На крупные шары, которые будут украшать главные городские ели, можно нанести большие сюжетные картины. Работа с одним таким объектом может занять целый день. Толстый слой краски сохнет медленно, мастеру приходится постоянно крутить игрушку, чтобы она подсыхала равномерно. На фабриках бывают и индивидуальные заказы. Для новогодних праздников Государственной Думы мастера художественной росписи создают настоящие произведения искусства, изображающие Московский Кремль в деталях или же украшенные портретами Главы государства. Рождественские игрушки для священнослужителей могут изображать старинные российские храмы и святыни русской земли. Чтобы привить настроение праздника и дать возможность любому желающему почувствовать себя настоящим художником, сейчас существуют мастер-классы по росписи елочных игрушек. Они особенно нравятся детям и пользуются популярностью среди школьных экскурсионных групп.


Поистине, некоторым игрушкам место не на прилавках магазинов, а в музеях. Они не просто демонстрируют мастерство ремесленника, в них ощущается тонкое художественное чутье, верность давним традициям и тепло человеческих рук.

Читайте также: