Роспись филимоновской игрушки в средней группе

Обновлено: 28.04.2024

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

ВложениеРазмер
Конспект занятия "Филимоновская игрушка" 22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное творчество (Рисование)

Тема: «Филимоновская игрушка»

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

-закрепить знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность.

- закреплять знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора

-учить рисовать элементы декоративного узора,

-формировать умение наносить на силуэте животного полоски - проводить

широкие линии всей кистью, а узкие линии - концом ворса кисти

- закрепить правила работы с кисточкой, красками;

-развивать воображение, чувство формы.

-обогащать словарь детей словами: филимоновские свистульки, разноцветные, расписные, глиняные;

- воспитывать любовь к родному краю, воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

-рассматривание фигурок филимоновской игрушки;

-чтение стихов о филимоновской игрушке;

- беседы о мастерах-умельцах.

Материалы и оборудование: краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, филимоновские игрушки, бумажные силуэты «петушок» вырезанные из бумаги белого цвета, презентация «Филимоновские игрушки», образцы выполненные педагогом.

Активизации словаря: филимоновская игрушка, Филимоново.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными видами творчества, давайте вместе вспомним.

Дети : мы рисовали дымковские .

Воспитатель : Молодцы ребята, вы все помните. Совершенно верно, мы с вами успели познакомиться с дымковской росписью.

Сегодня хочу вас познакомить с еще одним очень интересным и колоритным видом творчества – это Филимоновская роспись .

В самом сердце России есть деревня под названием Филимоново . Давным-давно, прибыл в эту деревню гончар, а звали его Филимон . Он обнаружил в этой местности глину и начал лепить из нее горшки, а деревню так и стали называть Филимоново .

Очень уж ловко у Филимона получалось лепить посуду и игрушки . А однажды пришла ему в голову мысль, взял он, да и сделал дырочку в игрушке , чтобы та звук издавала. И стала называться такая игрушка – свистулька . Очень полюбились такие игрушки деткам , а Филимон стал свои свистульки на ярмарке продавать.

Понравилось и людям в деревне это ремесло, научились в деревне все из глины посуду да игрушки лепить . Все, от мала, до велика.

Использовали при росписи красный, желтый, зелёный, голубой и розовый цвета. Продавали игрушки – «забавки» на ярмарках, на базарах. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте.

Хороводная игра «В Филимоново мы были…»

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Дети выполняют «пружинки»

Потом глины накопали.

Дети показывают, как копают

И свистушки лепить стали.

Дети показывают, как лепят

Дети отвечают на вопросы :

- как называются игрушки , с которыми мы с вами познакомились?

- почему их так назвали?

- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских ?

- как расписывали филимоновские игрушки , какие элементы использовали?

- какие цвета использовали?

- чем является филимоновская игрушка ?

- где продавали такие игрушки ?

Воспитатель : Ребята, а вам хотелось бы превратиться в умельцев и самим расписать игрушку ?

Дети охотно соглашаются.

Воспитатель : Ну вот и отлично, у меня тут как раз для вас посылочка из деревни Филимоново имеется (воспитатель достает шаблоны петушки) .

Воспитатель : Ребята, нам нужно украсить фигурки петушков филимоновским узором. Как вы думаете, какие элементы можно нарисовать? (полоски, точки, елочки).

- Какие краски используют в филимоновской росписи игрушек? (желтый, красный, зеленый)

- Первым мы закрашиваем у петушка бородку, гребешок красным цветом, клюв - желтым. А дальше вы расписываете его так, как вам нравиться: полосками, ёлочкой.

Роспись проводится в определенном порядке:

Сначала желтым цветом рисуют полоски и пятна

Затем обводят красным

Дети выполняют роспись силуэта.

Воспитатель : Молодцы! Какие замечательные петушки! Давайте расположим ваши рисунки на магнитной доске.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, нарядные, яркие петушки перед вами. Скажите, как называется эта роспись?

Цели: расширить представление детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Задачи: учить детей сравнивать филимоновские и дымковские игрушки между собой; закрепить знания о составлении узора; учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.

Материал: филимоновские и дымковские игрушки, дидактическая игра «Третий лишний», бумажные силуэты филимоновских игрушек, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой; образцы, выполненные педагогом; стихотворения В. Лазарева «Филимоновская игрушка», Н. Цысь «Филимоновские игрушки».

Вводное слово педагога.

Педагог оформляет выставку филимоновских и дымковских игрушек и предлагает детям сравнить их.

Воспитатель: Чем похожи дымковские и филимоновские игрушки? (Они белые, украшены узором и пр.) А чем они отличаются друг от друга? (У них разные узоры.)

Педагог проводит дидактическую игру «Третий лишний». Детям предлагаются две картинки. На первой из них нарисованы две филимоновские и одна дымковская игрушки. На другой – две дымковские игрушки и одна филимоновская.

Цель игры: показать и рассказать, какая игрушка лишняя и почему.

Беседа педагога.

Педагог рассматривает с детьми представленные на выставке филимоновские игрушки.

Воспитатель:Ребята, такие игрушки начали делать очень-очень давно в селе с красивым названием Филимоново. (Дети повторяют название.) Так и назвали эти игрушки – филимоновские. (Дети повторяют). Их можно узнать по красивым узорам и вытянутым формам. (Показывает.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какая интересная филимоновская игрушка. Кто это? (Корова.) Верно, это корова, у коровы длинное вытянутое туловище, маленькая голова и очень короткие ноги. А какие элементы филимоновской росписи можно увидеть на этой игрушке? (Полоски, кружочки, точки.)

Воспитатель: Вот перед вами сударушка (показывает). Какие элементы росписи вы видите? (Елочки, треугольники и цветочки.) Какие основные цвета встречаются в филимоновской росписи? (Красный, зеленый, желтый.) Посмотрите, ребята, сколько у меня игрушек.

Педагог читает стихотворение В. Лазарева «Филимоновская игрушка» и выставляет игрушки для рассматривания.

О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов да конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Воспитатель: Эти игрушки сделаны из глины. Посмотрите, в руках у меня непростая игрушка, это свистулька. (Педагог показывает, как можно свистеть на этой игрушке.)

Воспитатель:В далекие времена всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая изящную красивую форму. Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера. Мастера были разные. У каждого было своё дело. Одни лепили игрушки, другие их расписывали. Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.

Дети подходят к игрушкам по желанию, рассматривают.

Воспитатель:Что на них нарисовано? (Кружочки, клеточки, полоски, точки.) Какого цвета? (Ответы детей.) Игрушки стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Народные умельцы работали зимой в свободное от сельских трудов время. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки.

Физкультминутка

Воспитатель:Ребята, хотите тоже расписать игрушки? (Да.) Выберите понравившийся бумажный силуэт филимоновской игрушки и украсьте его по своему усмотрению. Узор нарисуйте на своем силуэте, а если вы забыли какой-нибудь элемент узора, посмотрите на мои образцы (показывает несколько вариантов).

Итог (рефлексия)

В конце занятия педагог выставляет все работы, предлагает детям полюбоваться их красотой, выбрать лучшие, проанализировать. По окончании анализа педагог предлагает детям прочесть заранее выученное стихотворение о филимоновской игрушке:

Мы к искусным мастерицам

Пройтись по русским улицам

И вылепить свистульку.

На ярмарке ремёсел. Мы из глины их лепили,

В деревенской сушили печи.

Всех гостей мы зазывали,

К чаю вылепили калачи…

Мы гусиным пёрышком

Девицу в платье розовом

И купцу рубашку…

Прикреплённые файлы:

Фотоотчёт по декоративному рисованию в средней группе «Хохломская роспись на чашке»

Фотоотчёт по декоративному рисованию в средней группе «Хохломская роспись на чашке» Цель: формирование навыков декоративного рисования. Задачи: - продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и.

Конспект НОД по декоративному рисованию в средней группе «Я люблю свою лошадку»

Конспект НОД по декоративному рисованию в средней группе «Я люблю свою лошадку» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с декоративной росписью дымковской игрушки (Лошадка); учить рисовать кончиком кисточки,.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Конспект ООД по рисованию в средней группе детского сада «Филимоновская лошадка»

Конспект ООД по рисованию в средней группе детского сада «Филимоновская лошадка» Цель: расширение представлений детей о филимоновской игрушке. Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Праздничный салют» в средней группе Цель: создание яркого и выразительного образа праздничного салюта. Задачи: учить детей подбирать художественную технику в соответствии с.

Конспект занятия по рисованию красками «Филимоновская барышня»

Конспект занятия по рисованию красками «Филимоновская барышня» Программные задачи: закреплять умение изображать прямые пересекающиеся линии, создавая узор на определенной форме; учить сочетать цвета;.

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие. Цель: создавать условия для ознакомления.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковских росписей «Украшение юбки» в средней группе

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковских росписей «Украшение юбки» в средней группе ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Развивать культуру ребёнка как основу любви к Родине в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным.

-Познакомить с филимоновскими игрушками (птицами, животными).

-Вызвать положительные эмоции и отношение к игрушкам, изготовленными народными мастерами,желание нарисовать такую игрушку.

-Учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек :

-Красивые плавные формы, яркие нарядные полосы.

-Развивать у детей эстетическое восприятие, глазомер, чувство цвета, пропорций, формы.

-Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, самостоятельность, аккуратность.

Ход занятия:

-Ребята, нам почтальон принес в группу посылку. Давайте откроем ее и посмотрим, что там внутри.

Воспитатель достает из посылки филимоновские игрушки, предлагает детям их рассмотреть. Рассказывает, историю, как появились филимоновские игрушки.

История филимоновских игрушек.

В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из за не, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из за бесполезной земли впроголодь.

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.

Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – е еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьм – самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Игрушки «забавки» стоили очень дешево, поэтому их изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук, днем – хозяйство, а вечером – приступали к любимому делу, лепили игрушки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Весной, как только устанавливалась сухая, ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали : барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях. Из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи. Из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовались: красный, желтый, зеленый, голубой, розовый. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте. У всех этих игрушек длинные шеи.

Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ об истории филимоновской игрушки.

Воспитатель задаёт вопросы детям.

Отвечают на вопросы:

- как называются эти игрушки?

- почему их так назвали?

- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

- как расписывали филимоновские игрушки?

- какие цвета использовали?

Хороводная игра «В Филимоново мы были…»

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Заплелись густые травы,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран)

Про кого загадка?

Правильно, это баран. Сегодня мы с вами будем расписывать филимоновскими элементами барана.

-как расписывали филимоновские игрушки?

- какие цвета использовали?

Перед вами лежат листочки (на которых изображен баран, ватные палочки и 3 цвета краски (красный, желтый и зелёный).

Каждому ребёнку по 3 ватных палочки. (каждая палочка определёный цвет).

Воспитатель обьясняет выполнение работы.

После этого дети выполняют работу.

В конце занятия педагог выставляет все работы, предлагает детям полюбоваться их красотой, выбрать лучшие, проанализировать.

Вопрос: Почему игрушка называется филимоновской? Где она родилась, в каком селе?

Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

(жёлтый, зелёный, красный)

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки?

Конспект занятия по рисованию «Филимоновская игрушка» (группа среднего дошкольного возраста)

Фотоотчет «Филимоновская игрушка»

Фотоотчет «Филимоновская игрушка» В январе в подготовительной группе я проводила занятия по ознакомлению ребят с народными промыслами,познакомила с историей создания "Филимоновской.

Конспект НОД «Филимоновская Игрушка» для средней группы Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» на тему:«Филимоновские игрушки» для детей среднего дошкольного возраста[/b] Цель: эстетически.

Конспект итогового занятия по рисованию для среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказку «Гуси — лебеди» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 80 комбинированного вида» Конспект итогового занятия.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» МБДОУ детский сад «Колобок» комбинированного вида Конспект НОД «Филимоновская игрушка» Подготовила и провела :воспитатель.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по рисованию «Дымковская игрушка». Вторая младшая группа Конспект занятий по рисованию «Дымковская игрушка»Цель: Знакомство детей с русским народным промыслом «Дымковская роспись» Задачи Образовательные:.

Конспект занятия по окружающему миру. Филимоновская игрушка Конспект занятия по окружающему миру Подготовила:Чуксина Э. Г. Тема: Филимоновская игрушка Цель Знакомство с народным промыслом – филимоновская.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

Проект «Моя любимая игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей среднего дошкольного возраста.

Проект «Создание мини-музея «Народная игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Выполнил: Данич Ирина Дмитриевна воспитатель МАДОУ «Буратино» Проект «Создание мини- музея «Народная игрушка» (для детей среднего дошкольного.

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.

• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.

• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.

• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Предварительная работа

Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке.

Демонстрационный материал:

• Филимоновские игрушки. (глиняные свистульки)

• Иллюстрации с филимоновской игрушкой

• Наглядное пособие по изготовлению и росписи филимоновских игрушек

Раздаточный материал: на каждого ребенка

• Шаблон рисунка филимоновского петушка

• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)

• Непроливайка с водой

Ход НОД

1.Познавательно-коммуникационная деятельность «История филимоновской игрушки».

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с одним народным промыслом – филимоновской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.

На фланелеграфе прикреплены иллюстрации филимоновской игрушки.

«Чудо Филимоновских свистулек»

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Воспитатель:

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек

Воспитатель: ребята посмотрите внимательно на игрушки, которые я вам принесла.

Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.

Воспитатель: как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался?

Воспитатель: они все вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают.

Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.

2. Физкультминутка

Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

3. Продуктивная деятельность «Роспись филимоновского петушка»

Воспитатель:

Расписывают филимоновскую игрушку не кисточкой, а перышком. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Воспитатель:

Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для

Дети: Узор состоит из красного, желтого, зеленого, синего, цветов.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке петушок. Петушок — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Воспитатель: еще у петушка есть клюв и гребешок. У вас на столах лежат рисунки петушка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.

Дети: Полосочки, елочки.

Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети начинают расписывать петушков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: посмотрите ребята, какие замечательные петушки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами филимоновских игрушек?

Дети:Да! Очень!

5. Рефлексия.

Воспитатель: вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.

Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – петушка.

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса»

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса» Знакомство с филимоновской игрушкой Пластилинография «Лисичка». Цель: сформировать у детей первичное представление о филимоновской игрушке.

Конспект НОД для детей 5–6 лет «Японская игрушка» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТЕМА: «ЯПОНСКАЯ ИГРУШКА» Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка» Интеграция видов детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

Конспект НОД по рисованию с детьми средней группы «Моя любимая игрушка» Программное содержание: Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы. Развивать желание использовать в рисовании разнообразные.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» в средней группе Конспект НОД по художественно-продуктивной деятельности на тему «Дымковская игрушка» Для средней группы «Лошадка» Цель: развитие творческой.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

Цель занятия: расширить представления детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

ВложениеРазмер
конспект 22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Филимоновская игрушка»

Группа среднего дошкольного возраста

Цель занятия: расширить представления детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

  1. Образовательные задачи. Формировать умение детей сравнивать филимоновские и дымковские игрушки между собой; закрепить знания о составлении узора; продолжать учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски.
  2. Развивающие задачи. Развивать у детей эстетическое восприятие, глазомер, чувство цвета, пропорций, формы.
  3. Воспитательные задачи. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, самостоятельность, аккуратность.

Активизация словаря: филимоновская игрушка, сударушка, Филимоново.

  • Чтение стихов о филимоновских игрушках;
  • Рассматривание филимоновских игрушек и беседы о них;
  • Беседы о мастерах-умельцах;
  • Рассматривание альбома Филимоновские игрушки;
  • Дидактическая игра « Радуга, с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаний.

Оборудование: филимоновские и дымковские игрушки, дидактическая игра «Третий лишний», бумажные силуэты филимоновских игрушек, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой; образцы, выполненные педагогом; стихотворение В.Лазарева «Филимоновская игрушка», Н.Цысь «Филимоновские игрушки».

Педагог оформляет выставку филимоновских и дымковских игрушек и предлагает детям рассмотреть их.

Воспитатель: Чем похожи дымковские и филимоновские игрушки?

Дети: Они белые, украшены узором.

Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?

Дети: У них разные узоры.

Педагог проводит дидактическую игру «Третий лишний». Детям предлагаются две картинки. На первой из них нарисованы две филимоновские и одна дымковская игрушка. На другой – две дымковские игрушки. Цель игры: показать и рассказать детям, какая игрушка лишняя.

Педагог рассматривает с детьми представленные на выставке филимоновские игрушки.

Воспитатель: Ребята, такие игрушки начали делать очень-очень давно в селе с красивым названием Филимоново. (Дети повторяют название). Эту игрушку так и назвали – филимоновская. (Дети повторяют). Их можно узнать по красивым узорам и вытянутым формам.

Педагог показывает игрушки более детально. Дает детям возможность все тщательно рассмотреть.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какая интересная филимоновская игрушка. Кто это?

Воспитатель: Верно, корова. У коровы длинное вытянутое туловище, маленькая голова и очень короткие ноги. А какие элементы филимоновской росписи можно увидеть на этой игрушке?

Дети: Полоски, кружочки, точки.

Воспитатель: Вот перед вами сударушка (Педагог показывает). Какие элементы росписи вы видите?

Дети: Елочки, треугольники и цветочки.

Воспитатель: какие основные цвета встречаются в филимоновской росписи?

Дети: красный, зеленый, желтый.

Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько у меня много игрушек.

Педагог читает стихотворение В. Лазарева « Филимоновская игрушка» и выставляет игрушки для рассматривания.

О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов и конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Воспитатель: Эти игрушки сделаны из глины. Посмотрите, в руках у меня непростая игрушка, это свистулька.

Педагог показывает, как можно свистеть на этой игрушке.

Воспитатель: В далекие времена всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синьки». При просушке пластичная, жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая изящную красивую форму. Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера. Мастера были разные. У каждого свое дело. Одни лепили игрушки, другие их расписывали. Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.

Дети подходят к игрушкам по желанию, рассматривают.

Воспитатель: Что на них нарисовано?

Дети: Кружочки, клеточки, полоски, точки.

Воспитатель: какого они цвета?

Воспитатель: игрушки стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Народные умельцы работали зимой в свободное от сельских трудов время. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки.

Хороводная игра «В Филимоново мы были…»

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Дети выполняют «пружинки»

Потом глины накопали.

Дети показывают, как копают

И свистушки лепить стали.

Дети показывают, как лепят

Воспитатель: ребята, хотите тоже расписать игрушки?

Воспитатель: Выберите понравившийся бумажный силуэт филимоновской игрушки и украсьте его по своему усмотрению. Узор нарисуйте на своем силуэте, а если вы забыли какой-нибудь элемент узора, посмотрите на мои образцы.

В конце занятия педагог выставляет все работы, предлагает детям полюбоваться их красотой, выбрать лучшие, проанализировать. По окончании анализа педагог предлагает детям прочесть заранее выученное стихотворение о филимоновской игрушке:

Читайте также: