Рождение игрушки а мыльникова

Обновлено: 17.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Мартехина Галина Анатольевна,

преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»

Методические рекомендации по изучению новых сборников для фортепиано

В статье предлагается краткое описание, анализ и методические рекомендации по изучению нескольких современных учебно-методических пособий и сборников, использование которых в учебном процессе позволяет преподавателям по классу фортепиано повысить эффективность начального периода обучения.

Инновационность рассматриваемых пособий обусловлена изложением в них новых методов решения одной из важнейших задач современной музыкальной педагогики – разностороннего творческого развития учащихся, воспитание людей активных, увлечённых музыкой, владеющих навыками грамотного исполнения сольных и ансамблевых произведений, умеющих подбирать по слуху, делать простейшие аранжировки, импровизировать.

Большой популярностью в педагогической среде пользуется методика Т. Юдовиной-Гальпериной, изложенная в книге «За роялем без слез или Я – детский педагог» [7]. Автор подчёркивает большое значение гуманизации начального музыкального образования, ориентированного на принципы уважения личности ученика, его активности и заинтересованности, установление доверительного общения между педагогом и учеником, отношений творческого сотрудничества. Используя данное пособие, педагог может успешно решить такие важные задачи, как научить ребенка выражать себя в музыке, ощущать радость творчества, развить его фантазию, интерес и любознательность. Т. Юдовина-Гальперина предлагает свой взгляд на решение насущных проблем современной музыкальной педагогики, определяя место и роль педагога-музыканта в работе с детьми и родителями, взаимосвязь обучения музыке и здоровья детей и многое другое.

Гальперина подводит к заключению, что наиболее результативным приёмом освоения музыкальной грамоты является использование игры, помогающей педагогу решить ответственную задачу – заинтересовать учащихся, помочь им приобрести исполнительские навыки, сохранив при этом их желание учиться. В книге содержатся теоретические обоснования и практические рекомендации, оптимизирующие процесс начального обучения в классе фортепиано.

Новаторство основных педагогических принципов Т. Юдовиной-Гальпериной опирается на идеи раннего музыкального обучения детей, гуманизации образования, его личностно-ориентированное содержание.

Внимания преподавателей-пианистов заслуживает авторская школа игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение игрушки» [6]. Важными методами построения учебного процесса автор считает интенсивность начального этапа, базирующегося на принципах развивающего обучения. Произведения в сборнике расположены в порядке возрастающей сложности технических приемов и средств выразительности. Используется дополнительное стимулирование эмоциональной отзывчивости ученика на образное содержание пьес – программные названия, вступительные пояснения, вводящие ученика в авторский замысел. Работа над художественным образом направлена на выработку у ребенка с первых шагов его обучения интереса к музыкальной классике различных эпох, стилей и направлений.

Использование учебного материала, вошедшего в пособие «Начинаю играть на рояле» Б. Березовского, А. Борзенкова, Е Сухоцкой [3], обеспечивает разностороннее развитие музыкальных способностей, художественного вкуса ребенка, приобретение им необходимых пианистических навыков в процессе обучения в младших классах. Материал изложен систематизировано и последовательно, с учетом индивидуального подхода к учащимся. Красочная образность предложенных произведений, пробуждающая творческую фантазию детей, сочетается с доступностью для восприятия ученика.

Для обучения с самого начального этапа учащихся младших классов чтению с листа, транспонированию предназначена «Школа юного пианиста» под общей редакцией С. Баневича и Л. Криштоп [2]. Представленный музыкальный материал систематизирован, он значительно расширяет и обновляет школьный педагогический репертуар, включая менее популярные в школах, но имеющие художественную ценность произведения русских, зарубежных, а также современных композиторов. Необходимо также отметить приведение замечательных высказываний и афоризмов выдающихся музыкантов прошлого и современности – И. С. Баха, И. Гофмана, В. А. Моцарта, Г. Нейгауза, Р. Шумана, Н. Перельмана и многих других, что благотворно влияет на воспитательный процесс в классе.

Внимания педагогов-пианистов заслуживает пособие «В музыку с радостью» [5]. Его авторы Геталова О. и Визная И. увлекают детей в мир близких и понятных им образов. Приводятся квалифицированные и подробные методические указания, которые помогают преподавателю в работе над овладением представленным материалом. Учась по этому пособию, ребёнок в игровой форме, активно и с удовольствием получает музыкальные знания и закрепляет практические навыки.

Пособие О. Геталовой и О. Булаевой «Учусь импровизировать и сочинять» [4] направлено на развитие у учащихся младшего и среднего школьного возраста навыков импровизации как одного из видов музыкальной деятельности, опираясь на тесную взаимосвязь игры на фортепиано, сольфеджио и теории музыки. Разнообразные творческие задания, расположенные по принципу возрастания трудности, целенаправленно развивают умение делать простейшие аранжировки, сочинять, подбирать аккомпанемент, применять знания и практические навыки, вводят ученика в мир музыкального творчества, стимулируют его мышление и воображение, доставляют радость музицирования, и, в итоге, способствуют комплексному музыкальному воспитанию.

В заключение можно сделать вывод о том, что в приведённых учебно-методических пособиях содержится значительный развивающий потенциал педагогических инноваций, что позволяет рекомендовать их применение преподавателям ДМШ и ДШИ в начальном обучении игре на фортепиано.

Аврамкова И. С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / СПб, 2007. – 20 с.

Баневич С., Криштоп Л. Школа юного пианиста: 1-3 классы, 4-6 классы – СПб.: Лань, 1999. – 156 с., 220 с.

Березовский Б., Бозенков А., Сухоцкая Е. сост. Начинаю играть на рояле: Т. 1, 2. – СПб.: Культинформпресс, 1992. – 28 с., 84 с.

Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять: Т. 1-3. – Спб.: Композитор, 2007 – 76 с.

Геталова О. и Визная И. В музыку с радостью. Хрестоматия по фортепиано для начинающих. – СПб.: Композитор, 2002. – 160 с.

Мыльников А. Рождение игрушки. Школа игры на фортепиано. – М.: Композитор, 2000 – 144 с.

Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез или Я – детский педагог. – Спб.: Союз художников, 2002. – 112 с.

Тетрадь №4 состоит из цикла «Фея Грез» (12 миниатюр, объединенных общей литературной программой) и сборника «Портреты современников» (12 разнохарактерных пьес).

Музыкальному тексту цикла «Фея Грез» автор предпослал сказочное обращение от имени своего старинного друга, Господина Рояля, к «прекрасным принцессам и гениальным принцам» - своим маленьким собеседникам.

Это произведение – музыкальное сказочное повествование, в котором описываются причудливые сновидения ребенка. Начальная пьеса цикла – портрет главного персонажа - Феи Грез; двенадцатая, финальная пьеса «Аве Мария» завершается ее светлой таинственной улыбкой, исчезающей в холодном свете зари.

Каждая пьеса написана в конкретном, легко узнаваемом жанре, который представлен как зыбкое отражение «внешнего» мира, на фоне которого пролетают хрупкие образы сна. Традиционные для европейской музыки музыкальные жанры ноктюрна, скерцо, пасторали, марша, польки, элегии, вальса, темы с вариациями, молитвы «Ave Maria» присутствуют здесь в качестве романтически-сказочных музыкальных атрибутов.

Следует отметить, что изысканный музыкальный язык этого произведения соседствует с технической сложностью пьес, предполагающей наличие технической оснащенности профессионального пианиста (целиком цикл исполнялся взрослыми пианистами в различных филармонических концертах детских абонементов и профессионально одаренными учащимися на международном юношеском фестивале «Юные виртуозы XXI века»). Поэтому мы рекомендуем прохождение отдельных его пьес или фрагментов цикла учащимися выпускных классов ДМШ и ДШИ, собирающихся продолжить профессиональное образование.

Общение с необычными созвучиями расширит слуховые представления юного пианиста, откроет звучащий мир современной музыки с его разнообразным туше и острым восприятием колорита. Элементы музыкального языка и фортепианной техники образуют в цикле неразделимый комплекс, в котором своеобразие технических и аппликатурных задач, связанных в большинстве своем с позиционной техникой, пополнит пианистические, слуховые и творческие ресурсы молодого пианиста.

Примерная студийная аудиозапись цикла записана Санкт-Петербургским пианистом и композитором, доцентом Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Николаем Мажарой в 2014 году.

В сборнике «Портреты современников» - большинство музыкантов, кому посвящены пьесы ‒ детские педагоги фортепиано. Это ‒ Татьяна Варламова («Послание Шопена»), Дана Дасковская («Менуэт II»), Галина Дивидентова («Плывущая в облаках» и «Удавшаяся погоня»), Алла Зуева («С добрым утром!»), Ирина Лобикова («Игрушечный ноктюрн», этюд «Предвкушение победы»), Елена Яковлева (вальс-инвенция «Влюбленное признание» и «Улетающая инвенция»). Профессору Санкт-Петербургской консерватории Сергею Мальцеву посвящена «Романтическая прелюдия», профессору РГПУ им. Герцена Ирине Аврамковой ‒ пьеса «Чупа-чупс», поэту Аркадию Илину ‒ лирическая миниатюра «Гениальный Алик». Две пьесы ‒ «Маленький колдун-2» и «Мерцающая постлюдия» адресованы Санкт-Петербургскому композитору Игорю Друху.

Кроме этих пьес, музыкальные посвящения современникам Алексея Мыльникова можно найти в других тетрадях школы. Это педагоги фортепиано Елена Дятлова (диптих «Отходя ко сну»), Алла Зуева (Маленький ричеркар), Татьяна Измайлова (сонатина «Дюймовочка в зеркалах»), Татьяна Карзова («Каприччио» и «Гавот»), Вера Овчарова (вариации «Страшные места»), балерина Екатерина Зубковская («В гостях у балерины»). Композиторам Николаю Поддубному и Виктору Саю посвящены миниатюры «Колыбельная» и «Пилигрим, достигший края земли», музыковеду Ирине Родионовой «Вальс», которые помещены в тетрадях №2 и 3.

Пособий и учебников для обучения игре на фортепиано очень много. Наибольшей популярностью среди наших читателей пользуется учебник Геталовой О. "В музыку с радостью", где произведения располагаются по мере технического усложнения.

А мы хотим вниманию педагогов и родителей предложить другой сборник под названием "Рождение игрушки". Его автор - петербургский композитор Алексей Мыльников.

Данная авторская школа игры на фортепиано рассчитана на первые четыре года обучения по классу фортепиано.

В этом сборнике должного внимания заслуживают не только сами нотные материалы, но и сопроводительные тексты к ним. Забавные и анекдотические, наполовину вымышленные истории о великих композиторах способны пробудить у ребенка интерес к такому предмету как "Музыкальная литература".

Вот для интереса:

В детстве Рихард Вагнер мечтал стать бесстрашным героем. Соседские дети побаивались его и убегали подальше, завидев размахивающего игрушечной саблей маленького храбреца. Поэтому Рихарду приходилось играть одному. Часто он гонялся за своей тенью, воображая, что преследует злых колдунов и ведьм".

Далее следует музыкальная иллюстрация в 3-х маленьких частях об отношениях Рихарда и тени.

На уроке у Бетховена маленький Черни играл свой новый этюд с таким жаром, что Бетховен не мог его остановить и ограничивался лишь краткими замечаниями.

Далее автор сборника предлагает ребенку этюд под названием "Как Черни у Бетховена учился"

Роберт Шуман и Клара Вик очень любили друг друга, нажили троих детей, но, будучи людьми вспыльчивыми и независимыми, все время ссорились. А потом опять мирились. А потом опять ссорились. А потом опять мирились.

И тут ребенок видит, как с помощью музыки передать подобные вспыльчивые характеры.

Основная методическая цель школы - научить юного пианиста самостоятельно ориентироваться в музыкальных стилях и направлениях, адекватно применять свои знания, умения, навыки при разучивании конкретного музыкального произведения. Пьесы, этюды и экзерсисы основаны на свободном использовании форм и образов клавирной и фортепианной миниатюры XVIII - XX веков и направлены на последовательное освоение учащимися законов фортепианной игры.

Второй раздел школы (вторая и третья тетради) состоит из шести, связанных между собой сегментов:

Танцы, марши и шествия (15 номеров),

Этюды (6 номеров),

Полифонические пьесы (8 номеров),

Игровые, драматические, сказочно-фантастические скерцо и каприччио (21 номер),

Поющие клавиши (11 номеров),

Маленькие истории и пьесы о больших композиторах (21 номер).

Порядок номеров в них базируется на принципе постепенного перехода от простого к сложному, от меньшего к большему, от единообразного к многообразному. В каждой следующей новой пьесе автором обязательно вводится какое-либо новое средство музыкальной выразительности.

Начатое в первой тетради «Музыкальная азбука юного пианиста» знакомство ученика с жанровым многообразием европейской фортепианной классической музыки продолжается во второй и третьей тетрадях: это танцы и марши, этюды, полифонические пьесы, скерцо.

В отдельный раздел «Поющие клавиши» выделены пьесы, построенные на выработке и практическом освоении разнообразных типов штриха «легато».

Шестой, последний раздел «Маленькие истории и пьесы о больших композиторах» в игровой, занимательной и афористичной форме знакомит юного пианиста с фантастическими байками из жизни композиторов-классиков.

Теоретико-методическая концепция А. Мыльникова, впервые в музыкально-педагогической практике, предлагает перенос основных проблем первоначального воспитания и обучения ребенка внутрь самого учебного музыкального материала, охватывающего, с одной стороны, основные содержательные и структурные компоненты европейской музыкальной культуры, а с другой — наглядно показывающего различные способы построения и моделирования новой художественной реальности. При помощи типичных для европейской музыки интонационных моделей автор создает множественные содержательные, структурные, жанровые, композиционные инварианты построения фортепианной миниатюры.

Главной дидактической задачей школы «Рождение Игрушки» является не выработка знаний, умений и навыков, а превращение их в инструмент творческого освоения музыкальной культуры.

Новые знания, умения, навыки формируются через переструктурирование прежних знаний, отказ от неадекватных представлений, постановку новых вопросов, выдвижение гипотез. Алексей Мыльников предлагает такой тип обучения, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает подходом к решению проблем в процессе обучения, в большей или меньшей степени организованного учителем.

". любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" Римлянам 8:28

День рождения:

Образование

Школа:

Личная информация

Группы:

Евгеша Мыльникова

Евгеша Мыльникова запись закреплена
Lavender.. шебби шик / винтаж / прованс / кантри

💜

Пряники в стиле прованс

Евгеша Мыльникова

Евгеша Мыльникова запись закреплена
Country house

Евгеша Мыльникова

Евгеша Мыльникова запись закреплена
Под кровом Всевышнего


Я просила у Бога мира
И Он сделал друзей врагами
Я просила у Бога света
И последнее гасло пламя
Показать полностью.
Я тепла у Него просила
Посылал Он весной метели
Умоляла я дать мне силы
И лежала без сил в постели.
О любви я святой молила
Сапоги мою душу топтали
Я терпение дать просила
И на прочность меня пытали.
Умоляла о капле счастья -
Градом слезы лила в подушку.
Просто радуги после ненастья -
Только серая мгла подружкой.
И лицом до земли пред Богом
Поклонилась – В чем я неверна?
Ну зачем Ты со мной так строго?
Ты не любишь меня, наверно.
Но Господь – Милосерд. Ответил:
Хочешь силы – шагни через слабость.
Просишь света – ходи во Свете,
Счастья хочешь – неси всем радость.
Чтоб любить – научись прощенью,
И для святости нужно трудиться.
Хочешь мира – вставай на колени -
О врагах, как о близких, молиться .

Читайте также: