Русская игрушка символ материнства плодородия

Обновлено: 03.05.2024

Матрёшка - русская красавица, душа и традиции русского народа. Эта кукла, выполненная из натуральной древесины, как правило из липы, имеет "вкусный" запах дерева и красивую форму.

Матрёшка деревянная расписная зелёно-красно-белые цвета 5 штук

Матрёшка деревянная расписная зелёно-сине-белые цвета 5 штук

Матрёшка деревянная расписная красно-бело-синие цвета 5 штук

Матрёшка - кукла необычная, в ней собраны народные представления о национальных ценностях русского народа, о красоте русской души.

Матрёшка деревянная расписная красно-жёлто-зелёные цвета 5 штук

Матрёшка настолько уникальна, что её применение безгранично. Это самая любимая и желанная кукла как для ребёнка, так и для взрослого.

Матрёшка деревянная расписная красно-зелёно-белые цвета 5 штук

Матрёшка обычно ассоциируется с традиционным русским сувениром, это очень красивая и яркая памятная вещь, которая станет украшением любого дома.

Матрёшка деревянная расписная красно-зелёные цвета с курочкой в корзине 5 штук

Матрёшка деревянная расписная красно-золото-голубые цвета 5 штук

Матрёшка - расписная точёная деревянная кукла, считающаяся идеальным воплощением русской культуры и загадочной русской души, это главный образ, возникающий при упоминании России.

Матрёшка деревянная расписная красно-золото-жёлтые цвета 5 штук

Матрёшка издавна считается русской народной деревянной игрушкой в виде куклы, которая состоит из таких же кукол меньшего размера.

Матрёшка деревянная расписная красно-золотые цвета 5 штук

Традиционная матрёшка сама по себе очень привлекательна для ребёнка, он может с ней играть, как с куклой.

Матрёшка деревянная расписная красно-сине-золотые цвета 5 штук

Матрёшка не просто игрушка, это нечто большее, она уже давно стала символом русского народного творчества.

Матрёшка деревянная расписная красно-чёрно-золотые цвета 5 штук

Матрёшкой с удовольствием играют дети любого возраста, она развивает логику, мышление, восприятие окружающего мира, восприятие цвета.

Матрёшка деревянная расписная красно-чёрно-фиолетовые цвета 5 штук

Матрёшка - это невероятно красивая русская игрушка-кукла, названная так от распросстранённого когда-то на Руси женского имени Матрёна, а ласково - Матрёша, Матрёшечка. Так и повелось.

Всеми любимая и самая известная русская игрушка — Матрешка.
Считается исконно русским сувениром, который стараются привезти из России иностранцы.

Самая известная русская игрушка - Матрешка. Символ России

С матрешкой с удовольствием играют дети, матрешки служат украшением для интерьеров.

Самая известная русская игрушка - Матрешка. Символ России

Но оказывается, у русской матрешки совсем не русские корни.Прообразом матрешки стала фигурка японского божка, которая, как и матрешка, раздвигалась, представляя собой, вместилище для более мелкой фигурки.
Автором русской матрешки был токарь Михаил Звездочкин, а расписал первую матрешку в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена), художник Сергей Малютин.

Самая известная русская игрушка - Матрешка. Символ России



Матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства,

Матрешки стали быстро распространяться по России, каждая губерния считала своим долгом расписать-«одеть» матрешку в соответствии с местными традициями.

Самая известная русская игрушка - Матрешка. Символ России


Довольно трудно себе представить, что еще два столетия назад такой игрушки не было в России.

Пик популярности матрешки пришелся на начало 60-х годов двадцатого века

Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.

Классическая русская матрешка состоит из пяти или семи кукол, самая маленькая из которых является ребенком. Сделана русская сувенирная матрешка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающим рассыхание, и лаком. Расписывают матрешек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок, да так искусно, что на первый взгляд и не поймешь, что краски на матрешке нет.

Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным, но, как правило, присутствует расписной платок или кокошник и цветочный орнамент. В руках у матрешки может быть корзина с ягодами-грибами, ведро с водой, серп. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха, матрешку-девушку на выданье и матрешку – зрелую женщину. Иногда художник «одевает» матрешку в зимний наряд – полушубок, теплый платок и даже валенки. По росписи можно узнать место рождения матрешки.







Матрешка считается неофициальным символом России.
Спасибо, что заглянули..)

Матрешка — наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционным дизайном матрешки поныне является образ молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове. В классической матрешке все куклы набора выглядят практически идентично, а количество кукол в комплекте варьируется от 5 до 30.

Народный костюм наших предков был удивительно красив. Каждая его деталь являлась свидетельством жизненного уклада, той или иной волости. Одежда и праздничная, и повседневная соответствовала образу жизни, благосостоянию и семейному положению. Цветовая гамма была разнообразна – сочетания красных, синих, жёлтых и зелёных цветов, с ярким растительным миром, вышитом на передниках, платках, на рукавах и подоле рубах. Всё это придавало праздничный вид любой женщине, даже в хмурый зимний день.

Как-то гостивший у русского помещика иностранный путешественник, посмотрев в окно, увидел необыкновенное зрелище: «Что это?» — только и мог вымолвить он. Помещик несколько с недоумением воскликнул: «Да это же бабы из моей деревеньки в церковь на воскресную службу идут». Иностранный гость был изумлён красочным зрелищем, празднично разодетых крестьянских женщин. Он доселе не видывал, чтобы простая женщина была так нарядно одета.










Вот и знаменитая русская матрёшка видимо позаимствовала эти наряды у русских красавиц и умельцев – мастеров, которые с удовольствием фантазировали и раскрашивали разными узорами деревянных куколок.
А где же родина этой всеми любимой деревянной игрушки, которая стала одним из лучших сувениров из России. Именно Московский уезд является родиной знаменитой русской матрёшки.

История имени

В провинциальной дореволюционной России имя Матрена было весьма популярный женским именем. Оно происходит от латинского слова matrona — в Древнем Риме название свободнорожденной замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию. Позднее в русском языке слово матрона стало использоваться в значении уважаемая женщина, мать семейства. От термина «матрона» произошло христианское женское имя Матрона, трансформировавшееся в русском языке в Матрёна.Название связывалось с образом матери большого семейства, у которой к тому же была дородная фигура. Впоследствии имя Матрена приобрело символическое значение и использовалось специально для описания ярко раскрашенных деревянных кукол, сделанных таким образом, чтобы одна находилась внутри другой. Так мать-кукла с многочисленными дочерьми-куклами прекрасно выражает древнейший символ человеческой культуры и считается также символом материнства и плодородия.

По старинным технологиям

Еще до появления идеи делать матрешки, русские ремесленники имели значительный опыт работы в области обработки древесины на токарных станках. Задолго до появления матрешки мастера изготавливали пасхальные яйца и яблоки, вложенные одно в другое.
Сушка дерева происходила в естественных условиях на открытом воздухе и не менее двух лет; только опытный мастер мог решить, когда материал станет готовым к обработке. Затем бревна распиливали на заготовки.
Ручное изготовление куклы на токарном станке требует высокой квалификации, умения работать с ограниченным набором инструментов. Самые маленькие фигурки делались в первую очередь. По ней потом вытачивалась следующая кукла, и так далее. Операции изготовления форм не предполагали каких бы то ни было измерений; мастер полагался только на интуицию и свое мастерство.

История возникновения

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век начинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался «псевдорусским» или, даже, «петушиным» стилем — по резным и вышитым «петухам» — излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов — создатель Абрамцевского художественного кружка, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».
А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на «всё японское».

Именно поэтому существует одно из предположений о том, что русская матрёшка имеет японские корни и берет свое начало от деревянной статуэтки Фукурумы -лысого добродушного старика .(Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого мудреца Фукурума).Происхождение этой куклы доподлинно неизвестно; никто не знает, откуда она взялась. Однако существуют разные легенды, наиболее популярная из которых гласит, что первую куклу такого типа сделал русский монах на острове Хонсю в Японии. В действительности такой тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен очень давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили пасхальные сувениры и игрушки. Однако сама идея вкладывать одно изделие в другое достаточно древняя и уходит в прошлое Китая, причем какого из населяющих его народов — неизвестно, поскольку прослеживается задолго до объединения китайских народностей.



Семиместная матрешка «Фукурама», Япония, ок. 1890

Далее по этой же версии, которая считается официальной, первая русская матрешка родилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов — промышленник и меценат. Однажды субботним вечером кто-то принес в мастерскую смешную японскую куклу лысого старика Фукурамы. Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую.Один из художников мастерской Мамонтова -Сергей Малютин был заинтригован Фукурамой и решил сделать нечто подобное, но с российской спецификой. Кукла должна иметь русский дух и представлять российские культурные и художественные традиции! Так Сергей Малютин сделал эскиз куклы и попросил сделать по нему деревянную форму Василия Звездочкина.

Однако с историй возникновения матрешки не все так просто и однозначно.

По второй версии, которую выдвигают исследователи, изобретение формы русской матрёшки полностью приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, автором первой росписи по второй версии все также остается профессиональный художник С. В. Малютин.
Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.
Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую.

Наверное, нам никогда не удастся абсолютно точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера».
Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени, популярного в то время — Матрёна. Вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
Русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.
Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.



Первая русская матрешка Сергея Малютина



Старик



Гетман



«Сказка про репку»

(Придерживаясь официальной версии исследователей)
Малютин раскрасил куклы в соответствии с собственным дизайном. Первая русская матрешка состояла из восьми кукол и описывала крестьянскую семью — мать и 7 дочерей. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада. Там же в музее можно увидеть и другие старые матрешки: Старик, Гетман, «Сказка про репку».

Увы, абсолютно точно автор первой русской матрёшки нам неизвестен и по сей день, тем ни менее её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.
Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничал с А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.


Из биографии художника С.В.Малютина

Сергей Васильевич Малютин родился в Москве, в купеческой семье. В три года он остался круглой сиротой. Начал рисовать в раннем детстве, с 14-и лет сам заботился о своем заработке. В 1890-е годы Малютин писал портреты и пейзажи. Манера его картин в то время была очень далека от стиля модерн. В первой половине 1900-х годов художник увлекся народным искусством и русской стариной. Началась его дружба с Саввой Мамонтовым, хорошо известным другом и покровителем художников. По заказу Мамонтова Малютин писал картины — панно и оформлял спектакли.
На произведения Малютина обратил внимание Сергей Дягилев. Работы художника показались С. Дягилеву очень похожими на полотна каких-то дорогих и редких тканей, такими они были яркими и красивыми.
На 1900-е годы приходится расцвет искусства Малютина. Он работает в стиле модерн и создает множество предметов декоративно-прикладного искусства.
С конца 1900-х годов его творчество приняло другое направление. Он возвращается от декоративно-прикладного искусства к живописи, пишет портреты и пейзажи, сохранив свой собственный взгляд на мир.
В 1900 — 1903 годах художник работал в Талашкине. Княгиня М. К. Тенишева пригласила Малютина руководить столярной керамической мастерской, где по рисункам изготавливали мебель, сани, вышивки, расписывали балалайки. По проекту Малютина в Талашкине был построен «Теремок» — нарядное здание в нарядном стиле.
В керамической мастерской делали изразцы — расписные керамические плитки для облицовки печей или украшения для фасадов домов. Малютин делал эскизы рисунков, по которым затем изготавливались изразцы. В них художник соединял традиции народного искусства с характерными чертами стиля модерн.
Сергей Малютин был одним из создателей матрешки, любимой игрушки детей и взрослых. Матрешка так полюбилась в России, что многие считают ее народной русской игрушкой, придуманной много веков назад. Но это не так — Матрешку придумали в начале ХХ веке художники стиля модерн… В матрешке соединились черты русской «неваляшки», «Ваньки-встаньки» и японской игрушки «фукурума», это было слиянием традиционного и нового.

Уже давно матрёшка является модным славянским сувениром. Но матрёшка не только украшение или сувенир, прежде всего это уникальная игрушка для детей – очень красивая и полезная. Как много матрёшек у неё в середине, так и много тайн содержится в ней. Что же означают эти вставленные одна в другую разукрашенные куколки?

Развивающей и обучающей ценности матрёшки может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная игрушка – отличный дар маленьким детям.

С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму.


Это способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Умение разобрать и верно собрать матрёшку развивает логическое мышление, в игровой форме обучает счёту. Но эта игрушка имеет ещё и множество символических смыслов.

Известно, что любая традиционная игрушка – обучающий предмет, связанный с мифологией.

Многие исследователи бьются над загадкой матрёшки, а символика народного искусства часто теряется в глубине веков.

Легенды о происхождении матрёшки

В конце XIX века в России появилась привезенная из Японии фигурка буддийского святого Фукурума. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой и представляла собой 5 вложенных одна в другую фигурок.

Токарь по дереву Василий Звездочкин выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их особой росписью. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме, а сама игрушка состояла из восьми фигурок.

Согласно первой легенде — имя «Матрена» было тогда широко распространенным. Отсюда и пошло название — «матрёшки».

Вторая легенда говорит о том, что прототип руской матрёшки имеет индийские корни. Истоки восходят к древнеиндийскому мудрецу Даруме (по санскриту — Бодхидхарма), в V веке перебравшемуся в Китай. Дарума призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, а деревянные куклы, вкладывающиеся одна в другую, способствовали этому. Любопытно совпадение имени Матрена (Матрёшка) с древнеиндийским, а точнее, арийским словом МАТРИ (мать). В индийской (ведической) мифологии божественные матери олицетворяли созидательные силы природы. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и др. Число Матри колебалось от семи до четырнадцати. Матрёшка — она же «мать», которая символизирует собой, по сути, семью, да еще состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.

Согласно третьей легенде, матрёшки были известны значительно раньше. Некоторые древнеиндийские предания относят происхождение этих божественных фигурок к третьему тысячелетию до н.э. и связывают их с древнеиндийской прародиной, располагавшейся на территории современной России. В переводе с санскрита, праязыка ариев, «Мат-р ш-ка» — это «Мать Рисшии-ки» или «Мать весёлых мудрецов», «Богиня Рисшии, Росшии». Видимо, поэтому Матрёшка сразу снискала небывалое признание в мире как символ руского народного искусства.

Легенды легендами, а к единой версии о происхождении матрёшки так и не удаётся прийти. Подробнее о поисках ответа на вопрос «Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал?» можно почитать здесь.

Докопаться до сути

Знатоки полагают, что руский мастер, точивший матрёшку, помнил и хорошо знал руские сказки и заключил в матрёшку идею поиска истины и возможности найти её, только «докопавшись до сути» – последней фигурки.


Вспомним сказку «Кощей Бессмертный», где Иван-царевич ищет яйцо, в котором заключена игла – смерть Кощея Бессмертного.

Это яйцо было в утке, утка – в зайце, заяц – в ящике, ящик – под дубом. Также и многослойность матрёшки учит нас искать множество смыслов – за внешним видеть внутренние причины, более глубоко воспринимать мир, не судить поверхностно, докапываться до сути.

Матрёшка – символ Рода

Вдумаемся в название. Слово «матрёшка» происходит от слова «мать».

Таким образом, эта игрушка олицетворяет мать многочисленного семейства, являясь символом материнства, плодородия. Матрёшка с многочисленным матрёшкиным семейством передает образ Рода, нескольких поколений предков и потомков.

Многослойность мироздания

Матрёшка – символ единства и многопроявленности мира. Она как бы одна, но вместе с тем состоит из множества своих проявлений, которые являются её маленькими отражениями. Поэтому матрёшка также несёт идею отражения малого в великом, макрокосмоса – в микрокосме.

Матрёшка со всеми её составляющими – это символ многомерности и многослойности Вселенной и человека – его энергетических тел. Наши предки знали об этом, поэтому существовали возрастные посвящения, которые помогали укрепить соответствующие энергетические тела.

Так, самая маленькая матрёшка – это физическое тело человека, оно полностью созревает к первому году жизни, чтоб укрепить его и помочь ребёнку утвердиться в мире Яви.


Тогда проводится возрастное посвящение Пострижины. Эта матрёшка – красная, поскольку физическое тело связано с чарой красного цвета – Исток.

Следующая матрёшка – это Жарье (эфирное) тело человека, полностью формируется к трём годам. Чтобы укрепить его, проводится возрастное посвящение Посажены на коня – для мальчиков, Зоря - Провестница – для девочек. Эта матрёшка – оранжевого цвета, поскольку эфирное тело связано с чарой оранжевого цвета – Зарод.

Ещё большая матрёшка – Навье (астральное) тело человека – жёлтого цвета, связана с чарой Живот. Формируется к 7 годам, проводится посвящение Подпоясывание – для мальчиков, Закосычивание – для девочек.

Следующая матрёшка – Клубье (ментальное) тело – зелёного цвета, формируется к 12-14 годам, отмечается посвящениями Ярение и Лельник.


Голубая матрёшка (горловая чара Устье) – Причинное (каузальное) тело, формируется к 21 году, человек готов творить своё пространство, а значит пройти посвящение в Мужа или Жену – свадебный обряд.

Синяя матрёшка (чара Око) – Колобье тело (тело интуиции и духовного ума), человек проходит посвящение в Отца или Мать.

Самая большая – фиолетовая матрёшка (чара Родник), символизирует Дивье тело (душа человека, катеральное, атмическое тело). Человек лучше всего осознает его, когда проходит посвящение в Дедушку или Бабушку. Следующие же матрёшки-тела – Правье тело и Джива имеют очень высокие вибрации, поэтому не имеют цвета – это уже свет.

В результате самая маленькая матрёшка всегда была красной, а самая большая - фиолетовой. Точно так же распределяются эти цвета у планеты и, в телах человека. Красный цвет несет в себе мощные силы, но его вибрации не очень высоки и не позволяют ему подниматься в просторы поднебесья. Красный цвет притягивает организм к матушке Земле и позволяет вдоволь набраться ее живительной силы. Мало энергии этого вида у человека - мало сил и жизненной активности. Оранжевый цвет несет всему силу плодородия. Желтый - дает здоровье и устойчивость. Зеленый - поддерживает наши душевные силы и нашу интуицию. Голубой - способствует общению с другими людьми, подпитывает наши нервные и интеллектуальные силы. Синий - открывает нам знание законов Вселенной и дар предвидения. Фиолетовый - контролирует гармоничность распределения энергий всех видов в организме. Вспомните радугу: ее цвета всегда идут в строго определенном порядке - "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Точно так же были первоначально окрашены наши матрешки. Случайность? Но почему тогда этот стиль передавался мастерами из поколения в поколение, так же, как и пропорции игрушки, оставаясь неизменными на протяжении многих столетий?

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Традиционный русский сувенир, символ нашей страны матрёшка - совсем молодая игрушка: она появилась лишь немногим более ста лет назад, в 90-х годах XIX века. Однако уже в 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешки получили золотую медаль как образец "национального искусства".

По поводу точного возраста и происхождения матрёшки единого мнения среди исследователей до сих пор нет. Согласно наиболее распространенной версии, первая русская матрёшка появилась на свет в московской мастерской-магазине “Детское воспитание”, принадлежавшей семье издателя и типографа Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. По легенде, жена Анатолия Ивановича привезла из Японии, с острова Хонсю, точеную фигурку японского бога Фукурокодзю. В России она известна под именем Фукурума, но в Японии вообще нет такого слова, и это имя является, скорее всего, результатом того, что кто-то в свое время плохо расслышал или не запомнил диковинное для русского уха имя. Игрушка была с секретом: она разделялась на две части, а внутри нее была такая же фигурка, но поменьше, тоже состоящая из двух половинок. Эта игрушка попала в руки известного художника русского модерна Сергея Малютина и навела его на интересную мысль. Он попросил токаря, потомственного игрушечника, Василия Петровича Звездочкина выточить из дерева форму-болванку, а потом собственноручно расписал ее. Это была круглолицая полненькая девушка в простом русском сарафане с петухом в руках. Из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки: с серпом для жатвы, корзинкой, кувшином, девочка с младшей сестренкой, младшим братом, все - мал-мала меньше. Последняя, восьмая, изображала запеленатого младенца. Предполагают, что имя матрёшка получила спонтанно - так ее назвал кто-то в мастерской в процессе производства (Имя "Матрёна" - это переиначенное слово "матрона", означающее мать семейства, матушка, почтенная женщина). Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково – Матрёшка. Образ красочной игрушки глубоко символичен: с самого начала она стала воплощением материнства и плодородия.

Впрочем, в этой легенде много белых пятен. Во-первых, в наследии художника Малютина не сохранилось эскиза матрёшки. Нет никаких свидетельств того, что Малютин когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь В. Звездочкин утверждал, что это он придумал новую игрушку, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. По ее образцу он выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась), и отдал болванку расписывать группе художников.

Возможно, мастер за давностью лет мог запамятовать, кто именно расписывал первую матрёшку. Это вполне мог быть С. Малютин - он в то время сотрудничал с издательством А. И. Мамонтова, иллюстрируя детские книги.


Предполагаемый прообраз матрёшки - фигурка Фукурокудзю изображает одного из семи богов счастья, бога ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме, великодушии и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутый лоб, гротескные черты лица, глубокие поперечные морщины на лбу, в руках он обычно держит посох со свитком.


Древние мудрецы Японии считали, что человек имеет семь тел, каждому из которых покровительствует один бог: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нирванное. Поэтому неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок, символизирующих тела человека, одна в другую, и первый Фукурума и был семиместным, то есть состоял из семи вложенных друг в друга фигурок.

Некоторые исследователи связывают происхождение русской матрёшки с другой куклой, тоже японской - фигуркой святого Дарумы.

В этой игрушке воплощен образ монаха по имени Дарума. Дарума - это японский вариант имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. По японской легенде, Дарума без устали медитировал девять лет, смотря на стену. При этом Дарума постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон — так вырос настоящий чай. А позже от долгого сидения у Дарумы отнялись руки и ноги.

Вот почему деревянную куклу, изображающую Даруму, изображают безногой и безрукой. У нее большие круглые глаза, но нет зрачков. Это связано с одним интересным ритуалом, существующим по сей день.


Раскрашенную фигурку Дарумы без зрачков покупают в храме и приносят домой. На неё загадывают желание, самостоятельно раскрашивая игрушке один глаз. Эта церемония символична: открывая глаз, человек просит у Дарумы исполнения мечты. Весь год Дарума стоит в доме на самом почётном месте, например, рядом с буддийским алтарем. Если в течение года желание сбывается, то в знак благодарности "открывают", то есть раскрашивают и второй глаз Дарумы. Если же Дарума не сподобился исполнить желание хозяина, то под Новый год куколку приносят обратно в тот храм, где его купили. Возле храмов разводят костры, где сжигают Дарум, не обеспечивших исполнение желания. А вместо Дарум, не сумевших исполнить желания, покупают новых.

Похожее поверье существует и про матрёшек: считается, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее исполнится загаданное желание.

Гипотеза происхождения матрёшки от Дарумы не учитывает тот факт, что эта кукла вовсе не разборная. По сути, игрушка-дарума является. неваляшкой. В основании Дарумы, выполненной из папье-маше, помещается груз, обычно из глины, что не позволяет ей упасть. Есть даже такое стихотворение: "Глянь-ка! Дарума как ванька-встанька! Положишь, а Дарума вскочит, как Ванька, лежать не хочет!" Таким образом, Дарума, скорее всего, не прародитель, а лишь дальний родственник как матрёшки, так и неваляшки.

Между прочим, разъемные фигурки были популярны и до появления матрёшек как в Японии, так и в России. Так, на Руси имели хождение "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми внутри, и в большее вкладывалось меньшее. Эта идея прорабатывается и в фольклоре: помните? - "иголка - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце. "


Почему кукле дали название «матрёшка»?

А почему деревянную куклу-игрушку назвали матрёшкой? Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать. Мы подумали, что именно это имя очень подходит кукле, потому что она похожа на мать многочисленного семейства. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным

Сколько лет матрёшке?

Созданная в конце 1890-х годов, первая матрешка – легкая, изящная, непосредственная – изображала крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом, серпом и хлебом в руках.

Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже в апреле 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала,

получила мировое признание и бронзовую медаль. Вскоре мастерская в Сергиевом Посаде получила большой заказ на матрешёк. Сейчас матрёшке около 120 лет.

Технология изготовлении матрёшки

Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с легкостью. Мы узнали, что материалом для матрешки служат такие породы деревьев, как липа и береза. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают обычно ранней весной, очищают от коры, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Подготовленные таким образом бревна укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для прохождения воздуха. Обычно заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе несколько лет, чтобы довести ее до определенной кондиции, не допуская пересушки или недосушки.

Для того, чтобы выточить на токарном станке матрешку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов -- ножом и стамесками различной длины и конфигурации.

Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом мастер повторяет процесс.

По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрёшку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, затем сушат.

Теперь матрёшка готова к росписи. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Для росписи матрёшки используют гуашь, акварель или акрил.

Краску наносят на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

Клей на матрёшке наносится в виде узора: на данном рисунке обводят бабочку. В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

Перед оформлением матрёшки на изделие наносят сначала фон – это платок или шуба, украшенная цветами.

Мелкие жучки в травке, сама трава, рисуются яркими красками. На этом этапе и создается основной сюжет сувенира.

Детали дорисовываются обводкой, что позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. В результате получается готовое изделие . После этого она проходит визуальный контроль качества, и уж только потом поступает на последний этап.

Сувенир покрывается слоем лака. Лак придает особый блеск изделию, защищает сувенир от влаги и пыли.

Чем матрёшки отличаются между собой

Рассматривая особенности матрешёк, мы заметили, что они отличаются друг от друга формой и росписью. Это зависит от места ее изготовления. В каждой местности есть свои изюминки в росписи, свои отличии в цветах и форме матрёшки.

Мы исследовали только несколько видов матрёшек: из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана и Вятки.

• Матрёшка из Сергиева Посада


Настоящей родиной матрешки всё же стал подмосковный Сергиев Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”.

Рассмотрев знаменитую загорскую матрёшку, мы заметили, что она чем-то похожа на первую русскую матрёшку. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы.

Расписывают сергиево-посадскую матрёшку гуашевыми красками, используя красные, зеленые, синие цвета. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос. Губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу. И готовы губы бантиком. Платок у сергиево-посадской матрёшки завязан узлом. Наряд матрёшки оформляется простым цветочным узором.

• Семеновская матрёшка



Первая матрёшечная артель была создана в Семенове Нижегородской губернии в 1922 году. Артель объединяла мастеров-игрушечников города Семенова и близлежащих деревень. Кустари делали здесь топорную игрушку, точили матрешки.

Семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, несколько зауженной книзу. Изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках.

Семеновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, которой украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрёшки держат в руках.

• Матрёшка из Полховского Майдана


Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа -- грунтовка клейстером и наводка -- выполняются так же, как и у семеновской, а роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.У полхов-майданских матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана, фартука и рук.

• Вятская матрёшка



Вятская матрёшка изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно- технологический прием, характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой. Для инкрустации используется ржаная соломка

• Нетрадиционные матрёшки

В начале XX века большое влияние на тематику изготовления матрёшек оказало общее увлечение русской историей. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены "Кутузов" и "Наполеон". В качестве сюжетов росписи матрешек использовались сказки и литературные произведения русских классиков - «Репка», "Сказка о царе Султане ", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, "Конек - Горбунок " П.П. Ершова, басня "Квартет" И.А. Крылова и многие другие…

Почему матрёшка является символом России?

Первые русские сергиево-посадские расписные матрешки стоили довольно дорого, но они очень быстро завоевали любовь, как взрослых, так и детей не только в России, но и в других странах. Ещё в 1911 году сергиево-посадские мастера выполняли заказы, пришедшие из 14 стран. Это говорит о большой популярности русской матрёшки, об исконно русском сувенире, который стараются привезти из России иностранцы. Перед нами встал вопрос: «Почему именно матрёшки пользуются таким спросом?» Скорее всего, причиной популярности матрёшки является то, что она является олицетворением самой России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрёшка символизирует продолжение жизни. Матрёшка – символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью, ведь каждая матрёшка делается мастерами поштучно.

Матрёшкины рекорды

Самая известная 50-местная матрешка вытачивалась как символ Советского Союза для выставки в Монреале. Это была рекордная матрешка, в 1967 году над ней трудился целый завод.

В Книгу рекордов Гиннеса 1970 года была занесена самая большая в мире матрешка, изготовленная на художественной фабрике "Семеновская роспись". Эта 72 -местная русская красавица достигает в высоту 1,5 м, а ее объем - 75 см. Её показали на выставке Экспо-70 в Японии. Матрешка была передана в дар японскому правительству, а сейчас находится в Германии.

Стенки матрёшки были такими тонкими (0,5 мм), что просвечивали. При этом каждая куколка имела свой характер и неповторимый рисунок.

Читайте также: