Русская народная игрушка дипломная работа

Обновлено: 17.05.2024

2001. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ

Диплом | 05.05.2011, 11:40
Год 2002
Стоимость 2000
СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой как средством развития интереса к традициям русского народа………………………………………..7
I.1. Взаимосвязь русской народной игрушки и народных традиций в исследованиях отечественных педагогов……………………………………..7
I.2. История возникновения русской народной игрушки………………12
I.3. Виды народных игрушек……………………………………………..20
I.4. Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой как средство развития интереса к традициям русского народа……………………………………………………………………………28
Выводы…………………………………………………………………….35
Глава II. Исследование проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям русского народа через ознакомление их с народной игрушкой…………………………………………………………….36
II.1. Выявление исходного уровня интереса у детей старшего дошкольного возраста к народным игрушкам как носителям традиций русского народа..36
II.2. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой…………………………………………………………………………45
II.3. Анализ результативности методики развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям русского народа через ознакомление с народной игрушкой……………………………………………53
Выводы………………………………………………………………………58
Заключение………………………………………………………………….60
Рекомендации для педагогов ДОУ………………………………………. 63
Библиография………………………………………………………………..66
Приложение………………………………………………………………….69

I . Теоретическое обоснование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой как средством развития интереса к традициям русского народа.

I.1. Взаимосвязь русской народной игрушки и народных традиций в исследованиях отечественных педагогов.

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.

Народная традиция – это явление представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев. Народная традиция относится к определенному народу и передает быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные определенной народности.

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Исследователи народной педагогики отмечали необходимость использования в системе воспитания детей дошкольного возраста традиционных игр и игрушек.

Авторами первых публикаций о народной игрушке были выдающиеся отечественные педагоги и деятели культуры Н.Д. Бартрам, А.В. Бакушинский, А.И. Деньшин, Л.Г. Оршанский и другие. В результате этой исследовательской деятельности народная игрушка получила признание как историко-культурный памятник, как произведение искусства, воплощающее традиционные черты культуры русского народа.

Процесс познания детьми дошкольного возраста быта русского народа, его традиций должен начинаться как можно раньше. С раннего детства нужно приобщать детей к культуре своего народа через колыбельные песни, игры, загадки, пословицы, поговорки, произведения декоративного искусства.

Многие педагоги отмечали важность воспитания детей в связи с условиями развития истории своего народа. К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». [46, с. 59].

Новая игрушка не сразу завоевывает сердца ребенка, все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые ребенок включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, любви, сопереживанию. К.Д. Ушинский отмечал, что именно в детстве ребенок должен познать историю своего народа. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание. Это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». [46, с. 60].

К.Д. Ушинский указывал, что система воспитания соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Дети уже с раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Народная игрушка является одним из средств ознакомления детей с народными традициями, потому что она ближе всего ребенку. Через народную игрушку ребенок впервые знакомится с народным искусством. Народная игрушка учит ребенка пониманию красоты и истории русского народа.

О народной игрушке, ее влиянии на развитие познавательного интереса детей, на ознакомление с традициями русского народа говорила известный педагог Е.А. Флерина. Она утверждала, что игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции. Эти традиции определяются национальным своеобразием культуры, быта, педагогики. Народная игрушка бурит мысль и фантазию ребенка своей формой, техникой, движением, сказочностью. Смотря на игрушку, можно сказать, что она как сказка для ребенка. [50, с.15].

«Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: ритмичностью формы, орнаментальность, яркость, все это связано с местными традициями в народном искусстве. Никакой другой вид народного творчества так глубоко и активно не воспитывает в ребенке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, которую он любит, с которой он охотно играет». [50, с. 20].

Известный исследователь русской народной игрушки Г.Л. Дайн показала важность игрушки в жизни ребенка, и раскрыла то, что игрушка содержит народные традиции в своей основе. «Народная игрушка предстает перед нами во всем многообразии типов и художественных форм… Она хранит живое дыхание традиции». [ ].

Г.Л. Дайн говорила, что с помощью игрушки детям передавалось мастерство, а с ним и традиции нравственной культуры народа. «Мудрыми были средства народной педагогики. Они проверялись жизнью и опытом прошлого поколения. В песнях, в сказках, в игрушках передавались ребенку понятия о добре, о счастье и красоте, окружающем мире». [17, с. 41].

Н.К. Крупская писала о том, что народная игрушка должна помогать детям изучать окружающую среду, конкретную действительность. «Для ребенка нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов и т.д. [ ].

На назначении игрушки в расширении кругозора указывал А.М. Горький. «Детям надо дать знания о мире, о своей стране и ее традициях. Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки, и это еще легче может быть достигнуто интересной народной игрушкой». [22, с. 145].

«Игрушки стары как мир, но не имеют родины, не знают своего начала, они были, есть и останутся», - писал А.Г. Оршанский, подчеркивая их неугасимую живучесть и неразрывную связь с художественными народными традициями. – Все те же куклы, звери, утварь, даже те же отзывающиеся техникой каменного века формы, которые напоминают предмет, но не изображают его. Но так как ребенку по особенностям его примитивной души нужен только намек – символ, его та игрушка радует: все недосказанное и недоделанное он дополняет с избытком своей творческой фантазией». [29, с. 5].

Н.П. Сакулина отмечала: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров народной росписи, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем больше полнота живописи и это очень помогает педагогу дошкольного образовательного учреждения в ознакомлении детей с народными традициями, в формировании художественного вкуса детей». [23, с.103].

Воспитательное значение народной игрушки неоднократно отмечалось А.П. Усовой. Она писала, что использование народного искусства в ДОУ никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким

Пример готовой дипломной работы по предмету: Педагогика

Введение

Глава 1.Влияние народной игрушки на развитие личности детей

1.1.Воспитательное значение народной игрушки

1.2. Использование народной игрушки в работе по формированию нравственно-эстетических качеств у дошкольников

2. Педагогические условия формирования нравственно-эстетических качеств дошкольного возраста посредством народной игрушки

2.1.Организация и ход исследования по выявлению особенностей развития нравственных нравственно-эстетических качеств старших дошкольников

2.2. Условия формирования нравственно-эстетических качеств посредством народной игрушки у дошкольников

2.3.Результаты контрольного эксперимента

Выдержка из текста

И здесь немалое внимание отводится эстетическому воспитанию подрастающего поколения как важнейшему средству нравственного развития ребенка дошкольного возраста.На важность воспитания нравственных качеств дошкольников в совокупности с другими направлениями в обучении, указывают нормативные документы сферы образования.Согласно ФГОС дошкольного образования, содержание программы обучения дошкольников должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных образовательных областях, одна из которых является художественно-эстетическое развитие.

Формирование двигательных навыков и умений является одной из особо важных сторон в физическом воспитании дошкольников и, следовательно, одной из составляющих здоровья и благополучия детей.Согласно ФГОС ДО, значимую роль в охране и укреплении здоровья дошкольников играют гигиеническое обучение и воспитание.Цель исследования – изучить роль игровых приемов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Конечно речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста необходимо научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать других людям, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые, к сожалению, у многих взрослых сегодня отсутствуют. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои национальные традиции. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка.

Воспитание нравственности рассматривается учеными как процесс формирования нравственных представлений, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения.Немаловажную роль в воспитании нравственных чувств у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы внесли И.Гипотеза: применение художественной литературы как средства нравственного воспитания старших дошкольников будет эффективным, если будут соблюдены следующие условия:

Вместо отражения действительности, информирования общества, просвещения и воспитания, средства массовой информации, и в первую очередь телевидение, претендуют на большее — на владение умами и жизнью общества, на создание кумиров и идолов общества, на создание новой морали и этики на антихристианских ценностях. Сегодня СМИ — это реальный социально-политический фактор, активно влияющий на общество, экономику, политику, эстетику, определяет и формирует взгляды, вкусы, приоритеты, спрос. Часто ли вы видите по телевидению, слышите по радио, чтобы наши известные или малоизвестные политики, артисты, журналисты, писатели, предприниматели говорили о покаянии, нравственных и моральных ценностях? Совсем нет. Зато пышным цветом льется ложь и клевета, подвергаются осмеянию любовь, семья, честь, Родина, патриотизм. В стране, страдающей от голода и холода, на миллионы людей, еле-еле сводящих концы с концами, изо дня в день обрушивается с экранов телевидения сатанинский хохот цинично веселящихся развратников душ.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование специфики работы по формированию лексической стороны речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности.

Гипотеза заключается в предположении о том, что введение разработанных направлений и содержания коррекционной работы по формированию навыков речевого общения у дошкольников составят основу логопедической работы и повысят эффективность коррекционно-развивающего воздействия на детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Методологической основой исследования послужили следующие методы исследования: аналитический поиск, в том числе с использованием глобальных ресурсов сети Интернет; анализ различных источников литературы по теме исследования; сравнительный анализ; общенаучные методы познания.

Список источников информации

1.Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.- 1998.-№ 4.-С.33-34.

2.Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. – М., 2011.

3.Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета.-2008.-№ 16/17(25 апр.).

4.Алиев Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования // Современная дидактика: теория практика / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева.- М., 1994. — С. 231-249.

5.Андреев В.И. Педагогика: Учебн. курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий. 2009. — 345с.

6.Андреева И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001.- 199 с.

7.Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. — 221 с.

8.Акрушенко, А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология [конспект лекций]

9.Андреева Г.М. Социальная психология. [Текст]

– М., «Просвещение», 1980. – 56 с.

10.Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. [Текст]Ред. кол. Т.Г.Киселева (отв. ред.), Б.Г. Мосалев, Ю.А.Стрельцов: Сб.статей. М.: МГУКИ, 2005.-121С.

11. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: [Текст]

Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 2010. 67с.

12. Бахтин, М.М. [Текст]

Эстетика словесного творчества М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. 424 с.

13. Бодалев, А.А. [Текст]Психология о личности А.А. Бодалев, М.: Издательство МГУ, 1988.-187 с.

14.Бокошов Ж. Предмет общения и диалектика его развития: [Текст]

Дисс. … канд. филос. наук. Фрунзе, 1983. — 64 с.

15.Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения //[Текст]

Образование и общество. — 12. — 2002. С. 9. [9;9]

16. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. [Текст]

17.Ветлугина Н.А. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду», под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1998.г.

18.Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.

19.Дорофеева А. Коргополь. Народная игрушка. Мир в картинках: нашлядное дидактическое пособие: для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 8с.

20.Зябкина В.В. Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе литературно-театрализованной деятельности // Игра и игрушка в учебно-воспитательном процессе: вчера, сегодня завтра: Теория и практические рекомендации / Под общ. ред. И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2011. – С. 115-120 (0,4 п.л.).

21.Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой // Современное гуманитарное образование в социокультурном пространстве столичного мегаполиса: сборник научных статей / Под ред. А.Г. Кутузова. – Вып. 4. – М.: МГПИ, 2011. – С. 43-47 (0,25 п.л.).

22.Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 128 с. (30% – авторское участие).

23.Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1980. — 62с.

24.Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд-во «Детство-Пресс» 2000 г. Санкт-Петербург.

25.Кто подарил нам матрешку?//Вокруг света. – 2004. — № 12. – С.92.

26.Москвин А.Ю. Карабельников Д.В. Народная игровая кукла Нижегородской губернии и Верхнего Поволжья середины XIX – начала ХХ века: опыт интерпретации // Нижегородский краеведческий сборник. Т.

1. Нижний Новгород, 2005. с.

28.Перминова Н. «Дымковская расписная», ВВКИ 1979 г. Горький.

29. Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», Москва «Просвещение» 1984 г.

30. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование.-1997 — № 4. — С.80-82.

31.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. [Текст]– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 87 с.

32.Терещенко А. Быт русского народа. [Текст]

33.Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», Москва «Просвещение» 1972 г.

34.Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1973.

35.Федотов Г. «Дарите людям красоту», Москва «Просвещение» 1985 г.

37.Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., С-Пб: [Текст]

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой………………………………………………. 7
1.1 Психическое развитие детей раннего возраста …………………………. 7
1.2 Современные исследования проблемы влияния народной игрушки на развитие детей ……………………………………………………………….…13
1.3 Разновидности народной игрушки …………………………………………17
1.4 Народная игрушка как средство развития детей раннего возраста……20
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………….28
Глава 2. Практический опыт ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой …………………………………………………………. 30
2.1. Технологии знакомства детей раннего возраста с народной игрушкой..30
2.2. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении при ознакомлении детей с народнойигрушкой ……………………………….42
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………….48
Заключение ……………………………………………………………..………50
Библиография ………………………………………………………………….54
Приложения……………………………………………………………………..6

Введение

В образовании, на сегодняшний день возникла большая потребность в качественном новом обращении к исследованию народных традиций и народного искусства. Человечество всегда прислушивалось к опыту прошлых поколений в своем историческом и культурном развитии. В нашем современном мире, к недостатку духовности и чувства национального самосознания, привела утрата веры в идеалы. Педагоги, и психологи сталкиваются во мнении о том, что приобщать подрастающее поколение необходимо уже с раннего возраста, ведь первые годы жизни ребенка самый важный этап воспитания. Как раз в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые в дальнейшем связывают ребенка с окружающими. Поэтому воспитание в этом возрасте и заключается в подготовке развития личности, формировании ребенка в атмосфере , насыщенной живыми образами, яркими красками.
Народному творчеству уделяется все больше внимания, в процессе воспитания подрастающего поколения изделиям, а именно традиционным народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, к которым относится и народная игрушка - одна из ранних форм художественного творчества народа, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры народа.
Игрушка связана с ребенком, в процессе восприятия народной игрушки происходит формирование его умственных, физических и нравственных качеств, так как все образы народной игрушки решены творчески, так утверждали в своих исследованиях А.М. Берко, Л.А. Боровцова, И.В. Гилева, Т.А. Макарова, и др. Н.И. Кузан говорит о том, что творчество как фантазия, остроумие, смелость, изобретательность проявляется в области народной культуры с особенной полнотой и многосторонностью. Поэтому игрушка становится великим средством, с помощью которого ребенок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует свое мышление.
В настоящее время, исследователями, большое внимание уделяется вопросам роли народной игрушки в процессе воспитания ребенка. Большое количество публикаций на данную тему встречается в таких журналах как «Дошкольное воспитание», «Искусство», «Вопросы педагогики», «Начальная школа», «Детский сад: теория и практика», и др.
Особо значимыми для исследования являются труды по общей педагогике С.П. Баранова, Л.Р. Болотиной, Б.Т. Лихачева, которые позволили обогатить понимание сущности и закономерностей процесса обучения детей в раннем возрасте. В своих трудах авторы рассматривают декоративно-прикладное искусство и народную игрушку, как его часть, как необходимое условие для продуктивного развития творческой активности ребенка раннего возраста.
Вклад в развитие общей системы образовательно-воспитательного процесса детей дошкольников составляют исследования ученых-педагогов: А.Г. Ахтян, А.М. Берко, Л.А. Венгер, Н. Захарюта, М.В. Межиевой, Т.В. Нутженко, и др. В них раскрываются общетеоретические подходы к пониманию сущности художественного творчества, эстетического воспитания, а также проблемы, связанные с поисками совершенствования средств и методов развития процесса ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой и народной игрушкой.
В области психологии проблемой развития и воспитания детей раннего возраста занимались исследователи, педагоги-психологи Е. Медкова, М.В. Межиева, Т.В. Нудженко, Т.С. Панина, М.В. Попова, Т.С. Комарова, В.Г. Рысько, и др. В своих работах они раскрывают проблемы развития детского творчества, психологические особенности детей раннего возраста.
Значительный вклад в разработку теории и методики преподавания декоративно-прикладного искусства внесли работы Л.А. Боровцовой, Л.Ю. Демочко, Р.Г. Казаковой, О.В. Парфеновой, Е.А. Стребелевой, А.П. Усовой, и др. В своих работах авторы раскрывают общие, традиционные методы и приемы по ознакомлению детей дошкольников с народной культурой, изделиями декоративно-прикладного искусства.
Анализ литературы по данной теме позволяет говорить о том, что включение в современную систему обучения и воспитания детей раннего возраста элементов декоративно-прикладного искусства, в частности изучения народной игрушки, необходимо. Но при этом приходится констатировать, что сегодня существует небольшое количество работ, затрагивающих вопросы практической деятельности педагога по ознакомлению детей раннего возраста с народной игрушкой, разработанной в соответствии с требованиями современной системы образования.
Таким образом, возникает противоречие между практической значимостью внедрения методики ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой, и недостаточной разработкой методических материалов по данной проблеме.
Отсюда, проблема исследования: какова методика ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой.
Тема исследования: ознакомление детей раннего возраста с народной игрушкой.
Цель исследования: выявить влияние народной игрушки на развитие детей раннего возраста и описать технологии знакомства детей с народной игрушкой в образовательном процессе ДОУ.
Объект исследования: образовательный процесс ДОУ.
Субъект исследования: технологии знакомства детей раннего возраста с народной игрушкой.
Гипотеза: приобщение детей раннего возраста к народной культуре возможно при условии:
- учета особенностей восприятия детьми народной игрушки;
- разработки системы знакомства с народной игрушкой через использование различных методов и приемов;
- создания развивающей предметно-пространственной среды для знакомства детей с народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Исследовать психическое развитие детей раннего возраста;
2. Изучить современные исследования проблемы влияния народной игрушки на развитие детей;
3. Исследовать разновидности народной игрушки;
4. Исследовать народную игрушку как средство развития детей раннего возраста;
5. Описать технологии знакомства детей раннего возраста с народной игрушкой в условиях ДОУ
6. Описать модель развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с народной игрушкой

Список литературы

1. Алексахин, Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству через ознакомление с народной игрушкой [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3. - С.23 - 27.
2. Алексо, В.А. Роль народной игрушки в сенсорном воспитании детей раннего возраста [Текст] //European Social Science Journal. - 2012. - № 7. - С.43 - 47.
3. Анисимова, Н.Н. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре [Текст] //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 9. - С.89 - 92.
4. Ахтян, А.Г. Особенности воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей раннего возраста на основе ознакомления с народной культурой [Текст] //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 2. - С.88 - 91.
5. Баран, Н.Ю. Формированиецелостного эстетического представления об окружающем мире [Текст] //Начальная школа. - 2014. - № 7. - С.57 - 61.
6. Баранов, С.П. Педагогика [Текст]: учебное пособие для пед. колледжей - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 368 с.
7. Берко, А.М., Космина, О.Н. Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 19. - С.145 - 146.
8. Блинова, Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: рассказы о народной игрушке [Текст]. - М.: Детская литература, 2012. - 189 с.
9. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства [Текст]. - М.: Искусство, 2012. - 168 с.
10. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования художественно-эстетического восприятия детей раннего возраста [Текст] //Психологический журнал. - 2012. - № 5. - С.49 - 58.
11. Боровцова, Л.А. Устное народное творчество как средство развития артикуляционной моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 40. - С.149 - 154.
12. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей раннего возраста [Текст]. - М.: Владос, 2012. - 164 с.
13. Виноградов, Г.С. Страна детей: избранные труды по этнографии детства [Текст]. - СПб. Питер, 2012. - 214 с.
14. Гилева, И.В. Народная игрушка как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста [Текст] //Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. - 2014. - №3. - С.6 - 8.
15. Гончаров, М. Матрешка в жизни ребенка [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С.23 - 26.
16. Горская, К. Веселая горница [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2014. - № 9. - С.9 - 12.
17. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2012. - 344 с.
18. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С.57 - 59.
19. Демочко, Л.Ю. Использование нетрадиционной техники декупажа в художественной деятельности детей при ознакомлении с народной игрушкой [Текст] //Дошкольная педагогика. - 2014. - № 5. - С.41 - 43.
20. Деньшин, А.И. Русская народная игрушка [Текст]. - М.: Просвещение, 2012 - 109 с.
21. Детство: примерная общеобразовательная программа [Текст] \под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулихт, Н.А. Ноткиной в соответствии с ФГОС. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 207 с.
22. Жданова, Н.С. Многофункциональность игрушки - как фактор активного использования ее в процессе обучения и развития [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С.5 - 8.
23. Захарюта, Н. Развиваем творческие способности детей раннего возраста [Текст] //Начальная школа. - 2013. - № 6. - С.8 - 13.
24. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми раннего возраста [Текст]: методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 137 с.
25. Каравашкина, М.Е. Народная игрушка как копилка народной памяти [Текст] //Приволжский научный журнал. - 2013. - №2. - С.268 - 271.
26. Каракотова, С.А., Лайпанова, И.Б. Проблема приобщения детей раннего возраста к народной культуре в учебно-образовательном процессе [Текст] //Фундаментальные исследования. - 2014. - №7. - С.157 - 159.
27. Князева, О.Л. Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры [Текст]: учеб.- метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 176 с.
28. Колякина, В.И. Игрушка как памятник духовно-материальной культуры народа [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2014. - №7. - С.8 - 11.
29. Красношлык, З.П. Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] //Обучение и воспитание: методика и практика. - 2014. - №5. - С.111 - 115.
30. Кузан, Н.И. Народная игрушка как средство воспитания у детей позитивного отношения к трудовым традициям [Текст] //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №1. - С.87 - 91.
31. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций - 4-е изд. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 607 с.
32. Лыкова, И.А. Цветные ладошки: программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 - 7 лет [Текст]. - М.: Карапуз-Дидактика, 2012. - 196 с.
33. Макарова, Т.А. Роль народных игр и игрушек в нравственно-духовном воспитании детей раннего возраста народа САХА [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №14. - С.88 - 96.
34. Медкова, Е. Как разбудить в ребенке художника [Текст] //Искусство. - 2012. - № 18. - С.5 - 7.
35. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 2-3 лет [Текст]. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 128 с.
36. Народное искусство в воспитании детей [Текст] \под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 256 с.
37. Нетрадиционные техники изодеятельности, помощь учителю: курс лекций, конспекты занятий [Текст] /под ред. В.Л Стрелкиной. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 89 с.
38. Нудженко, Т.В. Возможности народной игрушки в развитии ребенка раннего возраста [Текст] //Народное творчество. - 2013. - №8. - С.25 - 31.
39. Нысвятыпаско, А.С. Значимость народной игрушки в развитии и образовании детей [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №21. - С.78 - 81.
40. Олесина, Е. Народное творчество в нашей жизни [Текст] //Искусство. - 2012. - № 13. - С.5 - 6.
41. Орлова, О.В. Роспись пальцем [Текст] //Начальная школа. - 2012. - № 4. - С.47 - 49.
42. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 236 с.
43. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учебн. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2009. -176 с.
44. Парфенова, О.В. Использование двухцветного фланелографа при обучении детей композиции [Текст] //Начальная школа. - 2012. - № 4. - С.93 - 96.
45. Педагогика [Текст]: учебн. пособие для студ. ВУЗов /под ред. Л.Р. Болотиной. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
46. Писарева, А.Е., Уткина, В.В. Живем в Ладу: патриотическое воспитание в ДОУ [Текст]: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
47. Погодина, С. Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С.74 - 80.
48. Попова, М.В. Психология растущего человека [Текст]: краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
49. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 208 с.
50. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей раннего возраста [Текст]: сборник научных трудов /под ред. Т.С. Комарова. - М.: Дашков и К., 2012. - 156 с.
51. Русакова, Т.В. Сказка-игра на уроке ИЗО [Текст] //Начальная школа. - 2014. - № 5. - С.59 - 64.
52. Рысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций. - М.: Омега-Л, 2012. - 336 с.
53. Сидорчук, Т.А. Я познаю мир: методический комплекс для работы с дошкольниками [Текст]. - Ульяновск, Вектор-С, 2014. - 97 с.
54. Соломенникова, О.А. О парциальных программах по художественно-эстетическому развитию дошкольников [Текст] //Дошкольное воспитание. - №2. - 2014. - С.9 - 13.
55. Степаненко, Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности детей раннего возраста [Текст] //Начальная школа. - 2013. - № 3. - С.9 - 12.
56. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет: Ранняя диагностика умственного развития [Текст]. - М.: Компания Петит, 2012. - 187 с.
57. Усова, А.П. Устное народное творчество в детском саду [Текст]: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2012. - 117 с.
58. Ушакова, Н.В. Влияние народной игрушки на уверенность в себе ребенка раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] //Сборник конференций НИЦ. Социосфера. - 2013. - № 9. - С.46 - 50.
59. Широкова, Е.И. История игрушки (историко-педагогический анализ) [Текст]. - СПб.: Речь, 2012. - 167 с.
60. Шулика, М.В. Значение народной игрушки в жизни детей младшего дошкольного возраста [Текст] //Вестник томского государственного университета. - 2013. - №6. - С.82 - 85.
61. Щербакова, А.А., Барышева, Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании детей раннего возраста [Текст]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 263 с

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей страны, народа , нации, народности , к корням культуры , древних преданий, поверий. Задача современного человека сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, нужно стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

Доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. Она развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается фантазия, воображение, создается почва для формирования инициативной и любознательной личности. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка .

Игрушка — обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре. В игре ребёнок удовлетворяет своё стремление к общению, наследуя живой опыт, с помощью игрушки формируется в игре модель социального поведения. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушку специально создает взрослый в воспитательных целях , чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках , которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа , «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».

Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации , встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону . Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма , из-за которой потом формируется комплекс культурной , национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми» .

Современные игрушки , изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета» . Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Бэтман, черепашки Ниндзя, роботы-трансформеры, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Такие игрушки дети нещадно разбирают на части и разрушают. Но можно дать им прикоснуться с благоговением к истокам, к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту и подарить ее с любовью близкому человеку. Вот такую игрушку ребенок вряд ли разрушит сознательно.

Познание детьми народной культуры , русского народного творчества , народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей . Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру .

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка . Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброту, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь , наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь народные игрушки воплощают образы , близкие жизненному опыту детей , благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости.

Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Поэтому очень важно, чтобы игрушки , которые являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами , отражали национальные и культурные традиции своего народа .

«Оказывается, до того, как возникла письменность, народ писал свои книги , пользуясь знаками орнамента, формами- образами : птиц, животных, людей, растений и т. д. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, о своих сезонных представлениях, связывая их с народными и религиозными праздниками, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека, и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.

Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе . Можно миллион раз твердить : весна, весна, весна, а ребенок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что все понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело : внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать ее рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна : вся цветущая, яркая, с птицами на плечах, да еще и угощает испеченными «жаворонками» ».

Знакомя детей с имеющимися куклами-барышнями по мотивам промыслов русской народной игрушки , обнаруживается закономерность чередования : красок, форм, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе. Например, колориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка ; к зиме близки – гжель, абашевская, тульская игрушки ; весна сияет красками и многочисленными налепами филимоновской, хлудневской игрушек ; ну, а лето веселит «дымка» . Эти особенности используются в работе по закреплению сезонных представлений у детей . А чтобы запоминание было ещё ярче и эффективнее – добавляется поэтическое слово о сезонных образах : Лета, Осени, Зимы, Весны. Результат не заставляет себя долго ждать – в сознании детей происходит цветовое закрепление в соответствии с окружающим миром (зимой краски белые да голубые, что дети и видят ежедневно, образное очеловеченное закрепление сезонов (Зимушка - Красавушка, Сударушка, Государыня; Весна - Красна, Голубушка, Весняночка; Лето - Летушко, Красное; Осень – Золотая, Щедрая). К образному восприятию легче подобрать поэтическое слово, которое не всегда удачно получается приподнести детям.

Вот филимоновский петушок нарядный.

Весь такой он ладный,

У большого петуха все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем непрост,

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя –

Как корона у царя.

Посмотри, как хороша эта девица- душа :

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде , так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, птиц и животных, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа . Каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей . Особенно богата в этом отношении отечественная традиция – гжельская, дымковская, сергиев-посадская деревянная игрушка . Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек , которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т. е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко- культурное значение – это незаменимое средство воспитания и развития . Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, лошадки, деревянные медведи и пр., остаются прежде всего, предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа . Это их главная функция и прямое назначение.

Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры . А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей , подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа . Это задача заложена генетически в его традиционную культуру , все средства которой и направлены на решение этой задачи.

Список используемой литературы

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество : метод. пособие для воспитателей . -2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред . пед. учеб. заведений. – М.: Академия,1998. – 432 с.

4. Михалёва С. В. Лепка глиняных игрушек : планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. – Волгоград : Учитель, 2012. – 135 с.

5. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, 2009. – 128 с.

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №2»

Семинар – практикум №1

Мастер – класс

«Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»

«Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», — писал Константин Дмитриевич Ушинский. Великий педагог ввел само понятие «народная педагогика» и показал значение ее для дальнейшего развития образования в России.

Народная педагогика наибольшее свое воплощение получила в устном народном творчестве (сказках, пословицах и поговорках, загадках, потешках, обычаях и обрядах, сопровождавших человека на протяжении всей его жизни (рождение и крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники). Некоторые ее черты мы находим в предметах быта, связанных с воспитанием ребенка.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Исходя из механизмов формирования качеств патриотического воспитания дошкольника, можно рассматривать взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно-игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, особенно в сюжетно-ролевых играх, помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передать молодому поколению социальный опт народа. Для этого необходимо разрабатывать современные модели работы с народными игрушками.

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – игрушка.

В словаре Даля понятие "игрушка" толкуется как "вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства - искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места.

На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее чтимый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немного цветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и - удивительно! - рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили : "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Как уже отмечалось, основным атрибутом игровой деятельности детей является это игрушка. Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка.

Психологи в России бьют тревогу. По их мнению, современные игрушки могут вызывать у детей расстройства психики и делать их злыми, агрессивными. На рынке появилось много страшных игрушек, которые способны негативно повлиять на характер и психику ребенка. Страшные игрушки, заполонившие современные рынки, могут повлиять на формирование характера ребенка. Агрессивные изображения провоцируют проявление агрессии. Чем больше страшных игрушек он видит, тем более агрессивным становится.

Одной из любимых игрушек для девочек уже на протяжении многих лет была и остается Кукла Барби. Этой игрушке много лет.

Кукла, как правило, нужна девочке для того чтобы она могла отыграть все моменты ухаживания за ребёнком : кормление, пеленание, купание. Девочка куклу, баюкает, расчёсывает, лечит, учит ходить, «как мама» катает в колясочке. Кукла - это образ малыша грудного возраста. С ним ребёнок учится, под присмотром родных, которые могут подсказать как правильно, самому важному — заботиться о потомстве!

А что же по мнению специалистов развивает в девочках кукла Барби?

• культ материальных ценностей и красоты;

• лишает возможности проживать родительскую роль;

• управляет игрой вместо ребенка.

Но ведь это далеко не единственная вредная игрушка!

Вы замечали, что дети больше не играют с бесполыми пупсами, плюшевыми зайцами? Игрушкам нашего детства они предпочитают большеголовых размалеванных кукол от Братс и Мокси, уродливых зверят-головастиков и монстроподобных анимашек. То ли реклама виновата, то ли дети стали другими… Многие девочки всерьез фанатеют от девиц с раскосыми глазами и перекачанными губами. Их мамы тратит всю зарплату на стильную одежду, лимузины, наборы для серфинга и запасные ноги для пластикового уродца.

Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Опираясь на свой педагогический опыт, я считаю, что русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Читайте также: