Русская народная игрушка федосеевская сообщение

Обновлено: 29.04.2024

В десятке километров от Семёнова расположена деревня Федосеево. Здесь, по рассказам старожилов, мастер Яков Александрович Александров однажды смастерил забавную игрушку, она была сколочена из щепочек и дощечек и была подвижной.

Очень простая по форме, но забавная и конструктивная, с яркими цветочками, эта игрушка быстро завоевала популярность и к концу XIX века сложился федосеевский промысел.

За забавную подвижность и весёлый вид игрушку в народе прозвали «балясинкой» (баляса — забава, шутка). Откуда сам мастер Яков Александров взял идею такого дела, никто уже и не вспомнит.

Суть мастерства

Сами по себе игрушки делали с помощью ножа и топора, и они не зря назывались «топорщина». Деревянные щепочки, дощечки да чурочки, попросту сколачивали гвоздиками и раскрашивали незамысловатыми цветочками.

Самое интересное в этих игрушках — их подвижность. Крутятся колёсики, можно повертеть даже штурвал капитана многопалубного парохода.

Топорщиной занимались во многих сёлах семёновского района, но прославились именно федосеевские мастера. Никто лучше них не мог так смастерить ножом и топором коника или птичку за несколько минут.

Игрушки раскрашивали поначалу гусиным пером, быстро рисуя цветочки, закрашенные ярко-красной анилиновой краской. Позже стали окунать изделие целиком в жёлтую краску, получая солнечный фон, а уж затем наносить цветы.

Анилиновые красители были очень недолговечны, быстро выгорали. Мастера придумали замешивать анилин на столярном клее и краски стали более прочными.

Изделия

Самые излюбленные — это конечно кони. Их делалось больше всего, но ассортимент этим не ограничивался, благодаря фантазии и конструктивной мысли мастеров, делалась многообразная кукольная мебель, стульчики, диванчики, шкафчики.

Очень интересны волжские пароходы. Они многоэтажны, а на главной палубе стоит капитан. Автомобильчики, в кузове которых можно перевозить грузы, всякие трещётки, карусели, лодочки, санки и даже игрушечные швейные машинки. В советское время стали делать самолёты и трамваи на колёсиках.

Развитие промысла

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семёнов. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семёновскому кооперативу.

Игрушки, не утеряв своей основы, стали аккуратнее, раскрашивать их стали прочными красителями, покрывать лаком. Цветовая гамма — жёлтый фон, красные цветочки и зелёные листья, остались прежними.

В таком виде федосеевские игрушки производства Семёновского кооператива можно было купить по всей стране ещё в 1950-х годах. Затем промысел постепенно стал угасать.

Кони-колёски

Эти кони, состоящие из одной фигурки или упряжки по два или три коня с возком или без него, вырубались из деревянной чурки топором, затем из продольного бруска вырезалась ножом предельно упрощённая форма коня, к ним приделывались тоненькие прямые ножки-столбики, из лыка или пакли делали хвост.

Ставились такие фигурки на струганую тоненькую дощечку на колесиках, к которой можно было и возок из струганных дощечек примастерить, а в него и человечка из дерева вырезанного посадить.

Федосеевские шедевры

Талантливый игрушечник Л. В. Котиков мастерил «потешки с секретом», его игрушки с незамысловатой механикой, с колесной передачей, вызывали удивление, персонажи на каруселях и каталках двигались, кружились, стучали, трещали.

Антон Мордашов в 1930-х годах смастерил целую ложкарную мастерскую, где в миниатюре был воспроизведен весь процесс изготовления ложки. Гончары и льновыбивальщики, танцоры и музыканты оживали в произведениях А. И. Мордашова.

Н. С. Муравьёв

Николай Сергеевич Муравьёв родом из города Семёнов, а сейчас живёт в д. Малое Зиновьево, где при клубе-мастерской занимается возрождением федосеевской игрушки.

Идея такая появилась по предложению одного из старейших игрушечников Евгения Арсеньевича Мордашева. Решили по музейным образцам, сперва просто копируя их, восстановить образ игрушки.

Теперь Муравьёв уже сам придумывает свои образы, не отступая от традиций. Он обучает мастерству ребят, и так продолжается ремесло. И в Семёнове и в Малом Зиновьеве ребята старшеклассники с удовольствием занимаются федосеевской игрушкой.

Фотогалерея — федосеевские игрушки

Птица счастья

Птица счастья – это игрушка, выполненная из дерева, в виде птички. Еще ее называют Северной птицей, Архангельской, деревянной птицей или Поморским голубком. Считается, что она символ семейного счастья и благополучия.

Место происхождения резного, деревянного промысла – территория Архангельской губернии, в состав которой в 20 веке входили земли современных Мурманской, Архангельской областей, некоторые районы республики Карелия и Ненецкого автономного округа (Поморье). Историки в своих работах упоминали, что в 19 веке деревянная птичка, подвешенная к потолку, была обязательной деталью любого дома. Такие игрушки изготавливали поморские жители и мурманские ремесленники. Детям будет интересно послушать древнюю легенду о том, как появилась птица счастья. Однажды морозной зимой, примерно 300 лет назад, в одной деревне Архангельской губернии от болезни умирал маленький мальчик. Родители отчаялись вылечить своего сына, т.к. никакие лекарства и лечебные травы не помогали, а врачи и знахари были бессильны. Папа мальчишки «щепил лучину» когда сын спросил его: «Папа, а когда придет весна?». На что отец ответил: «Когда прилетят птички, так и наступит весна». «Вот когда прилетят птички, тогда и я пойду на поправку» – сказал мальчик и крепко уснул, измотанный болезнью. И тогда у отца возникла идея – вырезать птичку из дерева. Сразу же он принялся за работу: вырубил туловище птицы и тонкие деревянные перышки, которые собрались в пышное оперение. Дивную птицу было решено повесить над кроваткой больного ребенка. На удивление, мальчик пошел на поправку, ежедневно наблюдая полет пышноперой птицы, разглядывая тени, которые она отбрасывала своими резными крыльями – не иначе, как чудо! С тех пор, птицу счастья подвешивают над колыбелькой: пусть кроха любуется прекрасным узором, а птица размахом своих крыльев будет защищать малыша от бед и несчастий. Русский писатель Михаил Пришвин писал: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок», много раз в своих произведениях автор заостряет свое внимание на необычном украшении домов поморских жителей. Поморский старообрядческий голубь – это элемент этнических и религиозных верований поморских народов. Птицу счастья, как семейный оберег подвешивали в красном углу деревянной комнаты, рядом с обеденным столом. По вечерам, когда семья собиралась вместе за ужином, на стол ставили большой самовар, от горячего пара резная птица начинала медленно кружиться вокруг своей оси, как будто «осматривая свои владения».

Описание игрушки

Птицу счастья изготавливают из цельного деревянного бруска или щепы (поэтому, еще одно ее название – щепная птица), обычно используется дерево пихты, сосны, ели или кедра. Для соединения деталей не используют дополнительные материалы, типа клея, гвоздей и прочих крепежей. Каждое перышко вырезается тонким лепестком и изгибается специальным образом. Процесс тонкого отделения слоев – самая ответственная и сложная операция при создании птицы. Брусочки соединяются между собой, а потом мастер «распускает» перья крыльев и хвоста. Перышки соединяются между собой нитями. Мастера, пытаясь продемонстрировать истинную красоту дерева, подбирают текстуру древесного слоя под оперение птички, выделяя форму туловища, головы и хвостика. Мифическую птицу счастья не окрашивают красками и не покрывают лаком преднамеренно, считается, что только настоящее, живое дерево положительно влияет на человека. По прошествии времени деревянная птичка приобретает бронзовый оттенок. Такая необычная игрушка прекрасно впишется в интерьер любого современного дома, особенно эффектно будет выглядеть полет птицы счастья, если ее традиционно подвесить рядом с источником света. Лучи от лампы будут проходить сквозь тонкий и резной узор крылышек, создавая необычные тени.

Как играть?

Сегодня благодаря Интернету и большому количеству учебной литературы попробовать себя в этом древнем промысле может любой желающий. Подробные мастер-классы и детальное описание процесса изготовления необычной игрушки помогут Вам своими руками создать настоящий шедевр. Единственное, обработка и обпил дерева требует знаний, сноровки и умения пользоваться ножом. Поэтому такой процесс не стоит доверять детям. Приступать к такому виду творчества можно не ранее 7-ми лет под обязательным присмотром взрослым. А вот раскрасить тонкие перышки яркими красками могут даже самые маленькие члены семьи. Для творчества подойдут любые краски: обычная гуашь или яркие и более стойкие акриловые краски.

Плюсы и минусы

Вместе с малышами можно попробовать изготовить птицу счастья в технике оригами из обычной бумаги и с возможным использованием бумагопластики (использование гофрирования для оформления крыльев, хвоста и хохолка). Таким образом, следуя инструкциям и схемам, дети самостоятельно смогут изготовить красивый и необычный оберег в виде птицы счастья. Такая поделка принесет удачу в дом, прогонит злых духов, будет оберегать семью от бед и радовать всех членов семьи своим видом. Словно Жар-птица из русских сказок, необычная щепная птичка защищает людей и помогает решить проблемы.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация доклада «Федосеевская игрушка»
Федосеевская игрушка

В семёновском районе на базе народного ложкарезного промысла в конце XIX века возник новый центр топорно – щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево.

Стиль росписи федосеевской токарно – щепной игрушки формировался под первоначальным воздействием стиля расписной семеновской ложки. Её особенность – жёлтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелёнными листочками.

Роспись в оформлении старых нижегородских игрушек имело очень большое значение. Все они расписывались в каждом центре на свой лад. Но форма также во многом определяет стиль игрушки. В федосеевской «топорщине», стиль ящичный: предметы сколочены из дощечек и лучинок. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками.

Фигурки федосеевских коньков и человечков в сечении имеют пирамидальные формы. Это их особенность. Жёсткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы.

Эти игрушки ласково назывались «балясы», что означало веселые, забавные, сделанные остряком и весёлым человеком. Мастера настолько были умельцами, что при изготовлении этих игрушек использовали всего два инструмента – нож и топор.

Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко - жёлтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелёными листьями.
До 70 видов игрушек могут выполнить народные мастера.

Игрушка в постоянном развитии, быстро откликалась на все жизненные изменения. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадниках на конях, повозки и деревенские сани. Позднее появились игрушки – мельница, карусель, мебель, пильщики досок.

Технический прогресс начала XX века создал игрушечные образы парохода, самолёта, автомобиля, трамвая и др.
Изготовляют игрушки в домашних условиях, обычно в небольшой мастерской рядом с домом. Женщины помогали в росписи игрушек.

Зачинателем федосеевской игрушки считают Якова Александрова, который умел сделать игрушечный образ простым и необычно выразительным. Традиции игрушки продолжили – династии мастеров Шестериковых, Пачуевых, Полуэктовых.

Последним известным игрушечником считается Зотей Родионович Кокурин, изготовлявший в свои 80 лет не менее 30 разновидностей игрушек. Помрёт он – и всё. Сгинет игрушка…

Заключение
Умер З. Р. Кокурин, и прекратилось изготовление федосеевских игрушек. Вины в этом мастера нет. Мы виноваты…Железо да пластмасса заполнили прилавки детских магазинов.
Мы ещё спохватимся, но будет поздно. Далеко улетит забавный федосеевский промысел, очень далеко…
Традиции русской деревянной игрушки богаты и разнообразны. Они хранят опыт народных умельцев и художественно выразительные формы.
Народная деревянная игрушка учит любовному отношению к материалу, использованию всех его свойств, учит видеть в простом и остроумном техническом приёме эстетическое начало и любви к своей Родине, к своему народу.

Для своего проекта я выбрал федосеевскую игрушку «Конь в упряжи» Несколько слов о федосеевских коньках. Их фигурки мы видим на вращающихся дисках каруселей и на дощечках с колёсами, в упряжи под лучинковой красной или зелёной дугой. В них своя юмористическая интонация. Этот конек робок по сравнению с городецкими огненными конями. У него большая голова с глазами в виде спиралевых завитков, раскрытый рот, тонкие ножки – подпорки, приставленные к массивному туловищу. Коньков по контрасту с жёлтой повозкой оставляют белыми и разрисовывают их прямо по дереву, как в начале расписывалась вся федосеевская игрушка. Человеческие фигурки – седочки характеризуются под стать коню, схематично, с юмором.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Подготовила Ученица 9 б класса Мбоу сош №29 КАРАПЕТЯН ДИАНА Учитель Е.И.Бр.


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила Ученица 9 б класса Мбоу сош №29 КАРАПЕТЯН ДИАНА Учитель Е.И.Бр.

Подготовила
Ученица 9 б класса
Мбоу сош №29
КАРАПЕТЯН ДИАНА
Учитель Е.И.Бречко
Федоскинская роспись

В мае 1910 года десять мастеров, на выделенную С. Т. Морозовым московскому гу.

В мае 1910 года десять мастеров, на выделенную С. Т. Морозовым московскому губернскому земству крупную денежную ссуду, учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской.


В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копировани.

В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.


Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески пе.

Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.


В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, ху.

В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев (умер в 2008) , А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев (умер в 2009), Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов, Е. Ю. Хомутинникова, О. Д. Сенько, а также молодыми художниками. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Анохин Павел, Ястребов Олег, Беловодова Светлана , Михаил Шелухин и др.





  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 236 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «География. Начальный курс», Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
  • Учебник: «География. Начальный курс», Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.
  • Учебник: «География (изд. "Русское слово")», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
  • Учебник: «География (изд. "ДРОФА")», Дронов В.П., Баринова И.И. и др./ Под ред. Дронова В.П.
  • Учебник: «География», Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
  • Учебник: «География. Введение в географию (изд. "Русское слово")», Домогацких Е.М., Введенский Э.Л. и др.
  • Учебник: «География. Введение в географию (изд. "Русское слово")», Домогацких Е.М., Введенский Э.Л. и др.
  • Учебник: «География. Введение в географию (изд. "Русское слово")», Домогацких Е.М., Введенский Э.Л. и др.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Оставьте свой комментарий

  • 07.04.2019 678
  • PPTX 1.5 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бречко Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

82 минуты

«Арт-терапия, песочная терапия, метафорические карты как методы профилактики эмоционального выгорания»

59 минут

«Формирование экологического мировоззрения у обучающихся»

46 минут

«Использование арсенала компьютерных программ в коррекции нарушений речи у младших школьников»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: