Русская народная игрушка федоскинская

Обновлено: 02.05.2024

Начало федоскинскому промыслу было положено в 1795 году, когда владелец небольшой подмосковной фабрики, выпускавшей лакированные козырьки для фуражек и военных касок, купец Коробов решил наладить производство модных лаковых табакерок. Он съездил в Германию, внимательно ознакомился с фабрикой Штобвассера, где производились тогда лучшие изделия такого рода, переманил нескольких мастеров. Зерно упало на благодатную почву. Федоскинские крестьяне быстро освоили процесс изготовления табакерок, овладели секретами миниатюрной живописи, требующей прочных навыков и тонкого художественного вкуса.

После кончины Коробова в 1825 году фабрика перешла в управление к его зятю Петру Васильевичу Лукутину. Начался один из самых знаменательных периодов для подмосковного лакового производства, которое стало заметно выделяться среди конкурирующих мастерских. Продукция фабрики расходилась по всей Российской империи, пользовалась успехом заграницей. Кроме табакерок, выпускались всевозможные шкатулки, коробочки, портсигары, спичечницы, кошелечки, альбомы и другие мелкие бытовые предметы.

Круглая лаковая шкатулка, табакерка папье-маше «Кучер и кони», Федоскино, Фабрика Лукутина, 1910-20 гг.

Круглая лаковая шкатулка, табакерка папье-маше «Кучер и кони», Федоскино, Фабрика Лукутина, 1910-20 гг.

Если Коробов начинал практически на пустом месте, то Лукутин получил уже основательно обустроенную фабрику. Однако развитию производства способствовал и еще один фактор — Лукутин хорошо знал об эстетических запросах и вкусах своей эпохи. Известно, что Лукутин и его наследники были собирателями фарфора и имели большую и разнообразную коллекцию изделий различных русских и зарубежных заводов. Некоторые из них и повлияли на сложение стиля федоскинской миниатюры лукутинского периода.

Заводная музыкальная шкатулка, фабрика А. П. Лукутина, папье-маше, живопись, лак, металл, Российская империя, 1863-1867 гг.

Заводная музыкальная шкатулка, фабрика А. П. Лукутина, папье-маше, живопись, лак, металл, Российская империя, 1863-1867 гг.

С 1828 году П. В. Лукутин получил право ставить на своих изделиях изображение государственного герба. С этого времени на внутренней стороне крышки коробочки, шкатулки, табакерки изображался золотом по красному или черному лаку герб с двуглавым орлом и инициалами или полной фамилией владельца.

Технология производства изделий, которой пользовались лукутинцы, сохранилась в общих чертах и в наши дни. Первичным материалом служит картон. Тонкие его полосы промазываются клейстером и плотно навиваются на деревянные или металлические болванки, соответствующие формам и размерам будущих изделий. Так создается папье-маше. В несложном прессе подобные катушки выдерживаются до «завязи», после чего снимаются и просушиваются на вольном воздухе. Из того же картона прессуются пластины, предназначенные для донышек и крышек. После того, как заготовки пропитают льняным лаком, их снова сушат, а точнее «прокаливают» в специальных камерах. Закалка, длящаяся 5-6 дней, придает папье-маше легкость и прочность. Заготовки попадают к столярам, которые создают из них изделия с донышками и крышками. Затем грунтовщики и лакировщики покрывают их несколькими слоями масляного грунта и черного лака, причем каждый слой просушивается и шлифуется пемзой. Внутренняя поверхность изделий окрашивается в красный цвет.

Лишь после всего этого федоскинская коробочка попадает к художнику-миниатюристу и начинает оживать. На бумаге создается тонкий и точный рисунок, основные линии которого переносятся на кальку и обводятся с обратной стороны краской. Такое «обратное» изображение накладывается на предварительно загрунтованную поверхность крышки. В соответствие с отпечатком мастер и ведет роспись. Федоскинцы пишут масляными красками, выдавленными в небольшом количестве на стеклянную палитру. В руках у них тонкие кисти из упругого колонкового колоса.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка — один из древнейших русских художественных промыслов. Родина этих игрушек - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Обычно гончарным производством занималась вся семья, в итоге готовые изделия сдавали перекупщикам или продавали самостоятельно на ярмарках и базарах. Так повелось, что мужчины изготавливали посуду, печные трубы и иную домашнюю утварь, а женщины занимались лепкой и росписью игрушек, причем девочек приучали к труду с семи лет. И когда девочки вырастали, на руках у них уже было готовое приданое, которое называлось «свистульки».

Описание игрушки

Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивыми и выразительными формами. Мастера обжигали игрушки в горне, недалеко от своего дома. Сейчас процесс обжига происходит в муфельных электрических печах.

Все Филимоновские игрушки можно разделить на несколько видов:

• Игрушки в виде человечков (солдат, девушка, барыня, помещик и прочие);

• Животные (коровы, олени, лошади, бараны, коты, даже слоны и другие);

• Птицы (петух, гусь, павлин);

• Игрушки состоящие из двух и более фигурок (всадник, тройка, карусель, чаепитие).

Филимоновские игрушки имеют ряд особенностей. Фигурки изготавливаются преимущественно с длинными шеями как у людей, так и животных. В росписи преобладает трехцветный орнамент с геометрическими формами. Оригинальная форма фигурок гармонирует с живой росписью. Несмотря на ограниченной использование цветов для раскрашивания (красный, розовый, зеленый, желтый) игрушки получаются яркими и веселыми. Сегодня для росписи игрушек используются анилиновые красители или акриловые краски. Орнамент наносится на белый или желтый фон. Нанесение рисунка на фигурку всегда начинается с рисования желтых частей орнамента. Чаще всего рубашки людей и птиц раскрашивают малиновым цветом. Практически все Филимоновские игрушки являются свистульками, так повелось, что петухов, павлинов и индюков в виде свистулек не делают.

Фигурки девушек изготавливают с не очень широкой юбкой в форме колокольчика, которая плавно переходит в короткое узенькое туловище, несоразмерно длинная шея и конусообразная голова. Фигурки мужчин сделаны по подобию женских фигур, только вместо юбки у них толстые ноги цилиндрической формы и большие неаккуратные сапоги. Фигурки женского пола принято называть барынями, а мужские – кавалерами или солдатиками. Голову игрушек украшают небольшие шляпки с узкими полями. Цветная роспись игрушек делает фигурки нарядными и праздничными, платья и рубашки украшены цветными полосками, шляпки, края юбок и рукава украшают орнаменты (штрихи, круги, веточки и цветочки). Рисунок нанесен не схематично, а вразброс, что создает пестрый узор.

Все звери имеют тонкое туловище, длинную и изящно изогнутую шею, маленькую голову и короткие ножки. Если внимательно присмотреться, то различить одно животное от другого можно только с помощью рогов или ушей. Расписываются звери обычно несколькими тонкими линиями вдоль всего туловища с нанесением языческого орнамента (солнышка, ромбиков, цветочков и пр.).

Как играть?

Яркие цвета игрушек и громкий свист очень нравятся детям. Взрослые же приобретают игрушки в качестве сувениров и оберегов. Начинать знакомство с русскими игрушками лучше всего в возрасте 5-7 лет. На фоне современных электронных игрушек забавные и яркие свистульки покажутся очень необычными. Ребенку можно рассказать историю этих игрушек, а потом предложить нарисовать такую фигурку на бумаге или слепить из пластилина.

Плюсы и минусы

Изучение народных промыслов развивает у детей интерес к творчеству и нашей истории, любовь и уважение к своему и чужому труду.

Новый век

И по сей день в Одоеве некоторые семьи продолжают изготовление Филимоновской игрушки. В местной школе искусств народные мастера преподают лепку Филимоновской игрушки, продолжая традиции старинных промыслов. На протяжении четырех лет учащиеся осваивают историю, методы и приемы лепки, стилистическое мастерство росписи. В одоевском краеведческом музее все желающие могут приобрести себе на память филимоновскую фигурку. Основная масса изделий филимоновских мастеров – это свистульки. Издавна считалось, что их звуки отпугивают нечистую силу.

В десятке километров от Семёнова расположена деревня Федосеево. Здесь, по рассказам старожилов, мастер Яков Александрович Александров однажды смастерил забавную игрушку, она была сколочена из щепочек и дощечек и была подвижной.

Очень простая по форме, но забавная и конструктивная, с яркими цветочками, эта игрушка быстро завоевала популярность и к концу XIX века сложился федосеевский промысел.

За забавную подвижность и весёлый вид игрушку в народе прозвали «балясинкой» (баляса — забава, шутка). Откуда сам мастер Яков Александров взял идею такого дела, никто уже и не вспомнит.

Суть мастерства

Сами по себе игрушки делали с помощью ножа и топора, и они не зря назывались «топорщина». Деревянные щепочки, дощечки да чурочки, попросту сколачивали гвоздиками и раскрашивали незамысловатыми цветочками.

Самое интересное в этих игрушках — их подвижность. Крутятся колёсики, можно повертеть даже штурвал капитана многопалубного парохода.

Топорщиной занимались во многих сёлах семёновского района, но прославились именно федосеевские мастера. Никто лучше них не мог так смастерить ножом и топором коника или птичку за несколько минут.

Игрушки раскрашивали поначалу гусиным пером, быстро рисуя цветочки, закрашенные ярко-красной анилиновой краской. Позже стали окунать изделие целиком в жёлтую краску, получая солнечный фон, а уж затем наносить цветы.

Анилиновые красители были очень недолговечны, быстро выгорали. Мастера придумали замешивать анилин на столярном клее и краски стали более прочными.

Изделия

Самые излюбленные — это конечно кони. Их делалось больше всего, но ассортимент этим не ограничивался, благодаря фантазии и конструктивной мысли мастеров, делалась многообразная кукольная мебель, стульчики, диванчики, шкафчики.

Очень интересны волжские пароходы. Они многоэтажны, а на главной палубе стоит капитан. Автомобильчики, в кузове которых можно перевозить грузы, всякие трещётки, карусели, лодочки, санки и даже игрушечные швейные машинки. В советское время стали делать самолёты и трамваи на колёсиках.

Развитие промысла

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семёнов. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семёновскому кооперативу.

Игрушки, не утеряв своей основы, стали аккуратнее, раскрашивать их стали прочными красителями, покрывать лаком. Цветовая гамма — жёлтый фон, красные цветочки и зелёные листья, остались прежними.

В таком виде федосеевские игрушки производства Семёновского кооператива можно было купить по всей стране ещё в 1950-х годах. Затем промысел постепенно стал угасать.

Кони-колёски

Эти кони, состоящие из одной фигурки или упряжки по два или три коня с возком или без него, вырубались из деревянной чурки топором, затем из продольного бруска вырезалась ножом предельно упрощённая форма коня, к ним приделывались тоненькие прямые ножки-столбики, из лыка или пакли делали хвост.

Ставились такие фигурки на струганую тоненькую дощечку на колесиках, к которой можно было и возок из струганных дощечек примастерить, а в него и человечка из дерева вырезанного посадить.

Федосеевские шедевры

Талантливый игрушечник Л. В. Котиков мастерил «потешки с секретом», его игрушки с незамысловатой механикой, с колесной передачей, вызывали удивление, персонажи на каруселях и каталках двигались, кружились, стучали, трещали.

Антон Мордашов в 1930-х годах смастерил целую ложкарную мастерскую, где в миниатюре был воспроизведен весь процесс изготовления ложки. Гончары и льновыбивальщики, танцоры и музыканты оживали в произведениях А. И. Мордашова.

Н. С. Муравьёв

Николай Сергеевич Муравьёв родом из города Семёнов, а сейчас живёт в д. Малое Зиновьево, где при клубе-мастерской занимается возрождением федосеевской игрушки.

Идея такая появилась по предложению одного из старейших игрушечников Евгения Арсеньевича Мордашева. Решили по музейным образцам, сперва просто копируя их, восстановить образ игрушки.

Теперь Муравьёв уже сам придумывает свои образы, не отступая от традиций. Он обучает мастерству ребят, и так продолжается ремесло. И в Семёнове и в Малом Зиновьеве ребята старшеклассники с удовольствием занимаются федосеевской игрушкой.

Фотогалерея — федосеевские игрушки



Федоскинская миниатюра — русский промысел, который возник в конце XVIII века. Это вид традиционной живописи масляными красками на изделиях из папье-маше — особой массы, которую делают из картона, бумаги и клея.

Промысел получил свое название от подмосковного села Федоскино. Там располагались самые известные предприятия, где делали и расписывали табакерки, шкатулки и бисерницы.

В 1795 году в селе Данилково (сейчас оно входит в состав Федоскино) московский купец Петр Коробов основал небольшую фабрику, на которой создавали лакированные армейские козырьки. А вскоре там стали изготавливать предметы из папье-маше. С этой техникой Коробов познакомился, когда путешествовал по Германии. Он посетил фабрику Иоганна Штобвассера в Брауншвейге, известную своими лакироваными табакерками, мебелью, предметами декора. Нескольких мастеров Коробов пригласил на свое производство. Там же, в Германии, он купил необходимые краски и лаки.

После смерти Коробова фабрика перешла к московским купцам Лукутиным, которые владели ей более 80 лет. Именно они перенесли предприятие из Данилкова в соседнее Федоскино. В XIX веке на производстве появились новые изделия — шкатулки, чайницы, альбомы для фотографий и рисунков, пасхальные яйца. Украшали федоскинские миниатюры ручной росписью. Известными сюжетами были «тройка», «чаепитие», сцены из жизни крестьян, а также копии известных картин.

В середине XIX века фабрика Лукутина стала поставщиком Императорского двора. На ее изделиях ставили печать в виде двуглавого орла. На производстве в то время работало около 40 человек — специально обученные живописцы, бывшие иконописцы из мастерских Сергиева Посада.

Лукутинская фабрика закрылась в 1904 году — к тому времени она стала убыточной. Но производство федоскинских миниатюр не остановилось. Их делали на фабрике Вишнякова в соседнем селе Осташково. А в 1910 году при помощи купца Саввы Морозова была создана «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутиных».

В советское время на производствах в Федоскине и Осташкове стали изготавливать агитлак — миниатюры из папье-маше на революционные сюжеты. Сказочных героев и крестьян на предметах заменили красноармейцы.

В 1930-х годах в Федоскине появилась школа кустарного ученичества, где художников обучали росписи изделий из папье-маше. Производство миниатюр продолжается там и сейчас. В селе работает Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, множество небольших артелей и частных производств.

В 15 км от Москвы, по Дмитровскому направлению, лежит древнее село Федоскино, знаменитое своим промыслом лаковой миниатюрной живописи. Строго говоря, лаковый промысел возник в соседнем сельце Данилково, лежащем на другом берегу речки Учи. Историю этих сел трудно отделить друг от друга, поэтому говоря о Федоскино, будем подразумевать и Данилково.

Село Федоскино, Никольская церковь и магазин

Никольская церковь и магазин рядом с ней

Достопримечательности села Федоскино

В Федоскино сохранилась очень интересная деревянная шатровая церковь Николая Чудотворца конца XIX века, множество старинных домов с узорными наличниками.

В Данилково к 2014 году восстановили старинный дом Лукутиных, где с конца XIX века до 1970-х годов размещалась фабрика миниатюрной живописи. Сейчас в доме Лукутиных открыт Московский областной музей народных художественных промыслов. Рядом стоит памятник уроженцу села, герою гражданской войны матросу Железняку. Фабрика размещается в огромном железобетонном здании напротив музея.

В Федоскино также открыт Музей-галерея Надежды Стрелкиной «Сказочный мир». Надежда Стрелкина — потомственная художница из династии Бурбышевых, которая работает в стиле фентези.

Московские конники знают Федоскино по двум конюшням – «Алмаз» и «Черный кабанчик».

Ларец «Май» Занятия с лошадью в КК «Черный кабанчик»

История села Федоскино

Люди издревле селились в этих живописных местах. В окрестностях Федоскино сохранились славянские курганы X-XI веков. Трудно поверить, но в те времена река Уча, которая сейчас похожа, скорее, на ручеек, была судоходна.

В XIV веке здесь была вотчина Микулы Васильевича, павшего в 1380 году в битве на Куликовом поле, свояка великого князя Дмитрия Донского. В XV веке Федоскино и соседнее Аксаково принадлежали Ивану Федоровичу Вельяминову, по прозвищу Аксак, родоначальнику знаменитого рода Аксаковых. Аксак в переводе с тюркского означает «хромец».

В дальнейшем вотчина была разделена между двумя братьями — Федосом и Данилкой, отсюда и пошли названия двух сел, стоявших по берегам Учи — Федоскино и Данилково.

В 1614 году Федоскино стало собственностью московского Богоявленского монастыря. В 1688 году при патриархе Иоакиме оно числилось патриаршей домовой вотчиной. Затем, после секуляризации церковных земель в петровские времена эта местность перешла в собственность государства.

В 1780-е годы Данилково и Федоскино переходят в собственность к московскому купцу I гильдии Петру Ивановичу Коробову, который организовал в Данилкове производство лаковых козырьков из папье-маше для головных уборов русской армии, а также недорогих табакерок. В 1810 году фабрика в качестве приданного дочери Коробова перешла к Лукутиным и оставалась в их собственности до 1904 года.

Бумажный лакированный козырек

Бумажный лакированный козырек

В 1910 году в Федоскино и Данилково была организована «Артель бывших лукутинских мастеров», которая после войны была преобразована в «Федоскинскую ордена «Знак почета» фабрику миниатюрной живописи. В 2015 году деревня Данилково вошла в состав Федоскино.

Федоскино, Данилково

Макет усадьбы Лукутиных в Данилково и церкви Николая Чудотворца в Федоскино в конце XIX века

Храм святителя Николая Чудотворца в Федоскино

В XVI веке в селе существовал деревянный клетский храм Николая Чудотворца. В 1680 году была на месте старого храма был возведен новый, с колокольней. Он был однопрестольным, деревянным, на каменном фундаменте.

В 1875 году Никольская церковь сгорела. На средства жены статского советника М.Н.Мансуровой и почетного потомственного гражданина П.А.Лукутина, по проекту известного архитектора Александра Никаноровича Померанцева (1849-1918) была построена новая теплая деревянная церковь, на каменном фундаменте. Внутри храм был оштукатурен.

В 1928 году Никольский храм закрыли. Восемь лет он пустовал, а затем до 1960 года помещение использовалось под зернохранилище. В 1976 году федоскинские художники начали его реставрацию, и с 1986 года он стал использоваться в качестве выставочного зала фабрики лаковой миниатюры. В 1992 году храм был передан верующим.

Еще несколько лет назад стены храма были выкрашены бледно-розовой краской, а сейчас храму вернули естественный цвет дерева.

Церковь Николая Чудотворца Табличка у входа в храм Узорчатая решетка на окне церкви Фасад церкви Николая Чудотворца

Федоскино, Церковь Николая Чудотворца

Федоскино, Церковь Николая Чудотворца

Маковки церкви сверкают золотом Золотая маковка

Матрос Железняк

В селе Федоскино родился герой гражданской войны Анатолий Григорьевич Железняков (1895-1919). В историю он вошел своей знаменитой фразой «Караул устал» при роспуске Учредительного собрания – он был начальником караула.

Памятник матросу Железняку в Федоскине (Данилково) Памятник матросу Железняку

Федоскинская фабрика миниатюрной живописи

Если быть точными, фабрика находится в соседнем селе Данилково, на другом берегу речки Учи. В 1795 году купец Петр Иванович Коробов организовал в Данилкове производство из папье-маше армейских козырьков.

В 1810 году фабрика перешла к его зятю, Петру Васильевичу Лукутину. Лукутин наладил производство шкатулок, ларцов из папье-маше, которые украшали изящные миниатюры. При Лукутиных искусство миниатюрной живописи достигло расцвета. Однако в 1904 году Любовь Гавриловна Лукутина, вдова последнего владельца, Николая Александровича Лукутина, была вынуждена закрыть фабрику, не приносившую никакой прибыли.

Ассортимент изделий фабрики Лукутина конца XIX века, Федоскино

Ассортимент изделий фабрики Лукутина конца XIX века

В 1910 году была создана «Артель бывших лукутинских мастеров». Им удалось не только восстановить традиции лаковой миниатюры, но и творчески развить их. Первые годы после революции были очень тяжелыми для артели, однако после 1923 года ситуация значительно улучшилась. Появились новые революционные сюжеты, продукция артели хорошо продавалась за границей.

В годы Великой Отечественной войны работники фабрики даже получили бронь, чтобы продолжить работу и зарабатывать для страны необходимую валюту.

Шкатулка

Шкатулка «Бой за Яхрому»

1970-е годы стали очень плодотворными для Федоскинского художественного промысла лаковой миниатюры. Были организованы творческие группы, которые искали новые пути развития миниатюрной живописи.

Для фабрики было построено новое здание, куда переехали мастера из стоявшего напротив двухэтажного дома Лукутиных. В этом же здании, помимо фабрики, разместились художественная школа и музей. К сожалению, это здание изуродовало окружающий живописный пейзаж.

Вид на фабрику миниатюрной живописи Федоскинская фабрика миниатюрной живописи Технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки

Московский областной музей народных художественных промыслов

Напротив фабрики миниатюрной живописи в 2014 году в бывшем доме Лукутиных открылся Московский областной музей народных художественных промыслов. Здесь представлены мемориальные предметы и собрана самая в России коллекция Федоскинской лаковой миниатюры. Проводятся мастер-классы, организуются праздничные программы.

Информация для посетителей

Дом Лукутиных Стенд с образцами лаковых изделий китайских, европейских и русских мастеров XIX века Залы музея народных художественных промыслов

Река Уча

Еще одной достопримечательностью села является небольшая река Уча (42 км), левый приток Клязьмы. После строительства канала имени Москвы она была разделена на две части – верхнюю и нижнюю.

Автомобильный мост через Учу Ива над Учей Долина Учи Водоросли в Уче Граффити в индейском стиле Подмосковный пейзаж

Как добраться до села Федоскино

  • На машине: Дмитровское шоссе, в деревне Шолохово поворот направо, далее 2 км до Федоскино.
  • На автобусе: от станции метро «Алтуфьевская» автобус №271, от станции «Лобня» Савеловской железной дороги автобус №42, от станции «Катуар» Савеловской железной дороги автобус №70. Ехать до остановки «Федоскино».

Село Федоскино на карте

Читайте также: