Русская народная игрушка как особый вид народного промысла

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Научно-исследовательская работа

МБОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа,

с. Троицк, Иркутской области

Народная игрушка -

проводник к русской народной культуре.

Автор: Кулакова Ольга

МБОУ Троицкая СОШ.

Руководитель: Рудая Тамара Александровна,

учитель технологии.

Троицк - 2014

Народная игрушка - проводник к русской народной культуре.

Россия, Иркутская область, с .Троицк, МБОУ Троицкая СОШ,4 класс

Цель исследования:

Пробудить интерес детей к русской народной культуре.

Задачи исследования:

· Познакомиться с историей возникновения народной куклы.

· Изучить виды кукол.

· Сравнить традиционную народную куклу с игрушками массового

· Изготовить обереговые и игровые куклы.

Гипотеза : если на народную игрушку не влияет время, то она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Предмет исследования: традиционные народные куклы.

Актуальность исследования: Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Результатом исследования - стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.

Методика: анализ литературы, информационных ресурсов.

Наглядное представление данных : мультимедийное приложение, выставка кукол

Народная игрушка - проводник к русской народной культуры..

Россия, Иркутская область, с. Троицк, МБОУ Троицкая СОШ, 4 класс

Научная статья.

Из словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «Толковый словарь русского языка» я узнала, что: кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. В наше время на прилавках магазинов много игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей. Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим. С неба лилась вода, падал стрелами огонь (дождь, молния). Молнии поджигали дома, убивали людей и скот. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: кто все это делает? Это были, какие-то высшие и могущественные существа-боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена. Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Это и были самые первые куклы. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы, затевали игры, « отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. Взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так ее и звали - оберег или берегиня. Если человек желал избавиться от какой-либо напасти, он брал куколку-берегиню, трижды поворачивал против часовой стрелки и приговаривал: "Отвернись злом, повернись добром". Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица!

Типы и назначение куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги . Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ

засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”.

Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России.

Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани.

Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Берестушка . Кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли бабушкина кукла).

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и, теперь сельские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

Игровые куклы , предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок - голышек”, изображающий

мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

На Руси в крестьянских семьях, когда ребеночек подрастал, мама делала ему маленькую куколку – Зайчика. Надевала на пальчик, чтобы в ладошку спрятался. И с этих пор у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым можно поиграть и доверить ему самое сокровенное. Он всегда будет рядом, с ним можно поделиться своими горестями и радостями.

Обрядовые куклы . Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы.

Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение.

Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили, благо и здоровье в дом.

Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание.

Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Имея множество рук, она помогает женщине справляться со всей ее работой и сегодня. Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

Современная кукла.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Моё исследование.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.
  • Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Русская народная игрушка как особый вид народного творчества.

Левичева И. А., воспитатель

МБДОУ «Змиевский детский сад

комбинированного вида №1»

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

(русская народная мудрость)

Каждый народ имеет свои корни. Это - язык, культура, история, традиции, обычаи, верования. Это и мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думается, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.

В дошкольном возрасте происходит становление личности, в основе которого лежит приобщение к национальной культуре. В сегодняшние дни особенно актуальной является задача ознакомления детей с русской народной культурой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну, родной край. Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь - народная игрушка. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Ведь игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития. Считаю, что приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Через игрушку устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность.

Народные игрушки несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные игрушки в жизнь современных детей. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка». Для забавы ему вручали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме забавы, эти игрушки были (по мнению предков) «оберегами», выполняя защитную функцию и оберегая детей от воздействия злых людей, от разного рода жизненных неприятностей. Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его, выполняя функцию уже «развивающего помощника». Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающую действительность. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш двигался вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь, выступающий символом солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам. Таким образом, дитя впервые ощущало свою силу, ответственность, уверенность, желание быть смелым другом для своей любимой игрушки. Наши предки были дальновидны и находчивы. Интуитивно осознавая природу ребенка и его психологию, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к новому этапу его жизни.

Мир народной игрушки чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской игрушки, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной игрушки в игре современных детей. Для этого был разработан и реализован в практике педагогический проект «Народная игрушка», целью которого приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство дошкольников с народной игрушкой. Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству и русской народной культуре, был составлен цикл занятий по народной игрушке. На первых занятиях знакомила детей с игрушками – самоделками, которые изготовлялись из подручного материала - шишек, соломы, сена, бересты, дерева. Как было малышу, нашему далекому предку, не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, радовало детский глаз, окружало ребенка, было связано с бытом и трудовой деятельностью его родителей. Однако эти игрушки были недолговечны, они быстро выходили из строя, и тогда, например, кукол стали делать из тряпок (тряпичные куклы). Такая игрушка в то время стала самой распространенной. Куклы эти не шили, не вязали. Их сворачивали из кусочков тканей, сматывали из нитей и пряжи. Ткань и нити рвали вручную, не пользовались ножницами. Еще интересно то, что ткани для изготовления тряпичной куклы брали «ношеные» и лишь с той одежды, которая при «жизни» своей приносила хозяину радость, одевалась по праздникам. Поэтому люди верили, что магическая сила этих маленьких фигурок будет положительной и доброй. По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы. Все куклы делались безликими. Считалось, что лицо могут иметь только одушевленные особы.

Через занятия, фольклорные праздники дети научились любить свой край, не забывать традиции родного посёлка, Орловской области. Подтверждением этого стали проведенные традиционные праздники «Вербное Воскресенье», «Пасха в гости к нам пришла», «Рождественские колядки», «Сороки», «Купальские забавы», «Масленица».

Чтобы воспитать интерес к народному творчеству и желание приобщиться к нему, вместе с детьми и их родителями оформили в группе мини – музей театра. Своими руками изготовили такие театры как: театр народной игрушки, пробковый театр по мотивам сказки Орловской губернии «Как гусей делили», перчатковый «Волк и семеро козлят», театр из бросового материала «Медведь и мужик». По мотивам сказки «Коза - дереза» изготовили пальчиковый театр, ложковый театр «Кот, петух и лиса», кулачковый театр «Лиса и кувшин», театр «Зайчик на пальчик» - «Лесные яблоки», театр глиняной игрушки «Теремок». В постановках сказок дети научились различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей.

В практической работе немаловажное значение необходимо отводить взаимодействию с семьями воспитанников. Проводились родительские собрания на темы: «Русские обряды и традиции», «Народная кукла», «Русская народная мудрость о воспитании»; мастер - класс на тему: «Широкая Масленица», где родители познакомились с масленичными играми, с технологией изготовления куклы «Масленица»; познавательные консультации на темы: «Кукла из бабушкиного сундучка», «Матрёшка в жизни ребенка», «Традиционная игровая кукла Орловская Мадонна», «Народные традиции в воспитании детей»; оформлены флаеры: «Игровые куклы», «Грушина кукла», «Куклы - закрутки», «Изготовление куклы Кувадки».

Активизировать знания родителей по народоведению помогло анкетирование по проблеме «Народная игрушка», из которого выяснилось, что родители с детьми стараются посещать выставки народного творчества, музеи искусств, областные выставочные центры. Взрослые знают в какие игрушки играли их бабушки и дедушки. Проблема приобщение детей к истокам русской народной культуры через народную игрушку волнует родителей. Они заинтересованы в том, чтобы педагоги вели работу с детьми по данному направлению.

Подводя итоги деятельности по данному направлению видно, что эта тема интересна и доступна детям. Уважение к истории и культурному наследию предков – одна из форм проявления внутреннего, духовного мира человека.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, у дошкольников развивается национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, прививается любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываются добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. Кроме этого у них формируются эмоционально окрашенные чувства причастности к духовному наследию прошлого, устойчивый интерес к народному искусству, способствует лучшему пониманию ценностей родного языка, развивается самостоятельность, инициатива и творческие способности в самостоятельной и художественно–творческой деятельности.

«В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро» Е. А. Флерина

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Лэпбук «Русская народная кукла»

Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Осенняя ярмарка — русская народная традиция.

Осенняя ярмарка — русская народная традиция. Традиционно в каждый год в нашем детском саду проходит русская народная «Осенняя ярмарка». На ярмарке предоставляются осенние дары, выращенные.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

В игрушках нашел отражение своеобразный язык художественного творчества, в котором закодированы этнические образы-символы, постоянно живущие в памяти народа. Для педагогики значимо, что образность, яркость, эмоциональность, конкретность соответствуют психофизиологическим особенностям зрительного восприятия детей. Игрушка - это предмет-знак, обеспечивающий для ребёнка возможность самого лёгкого, занимательного и доброжелательного по отношению к его ранимой душе вхождения в национальную культуру.

Русская народная игрушка имеет свою специфику, она представляет собой яркое и самобытное произведение прикладного искусства, передаёт его этнические черты, отражает особый национальный колорит. Г. М. Блинов точно отмечает, что игрушка - «не только предмет детской забавы, но и большое, настоящее и своеобразное искусство, подчиняющееся общим законам творчества и имеющее свои собственные закономерности».

Игрушка, созданная народом, опирается на родную и близкую ему природу, наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм, праздничная культура и т. д., характеризует страну и взгляды определенного народа. Национальный характер игрушек проявляется в том, что в них в обобщённой форме отражаются все представления о прекрасном, обычаи, вкусы и верования народа. Игрушке, как и всему народному творчеству, присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме, и к содержанию художественных произведений. Народное декоративно-прикладное творчество - искусство условное, не воспроизводящее действительность, а отражающее жизнь в обобщённой форме и на своём особом языке.

Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Народный мастер удивительно точно чувствует выразительные возможности материала, обладает способностью найти такую форму, очертания создаваемого предмета, оригинальные соотношения отдельных деталей, частей орнамента и общего объема, которые в целом выражают душевное состояние, настроение и мироощущение народа.

Народная игрушка радует ребенка, забавляет его, в ней много юмора, жизнерадостности, и в то же время она будит мысль ребенка. Она помогает развивать эстетические чувства и воспитывает у детей любовь к национальному искусству. Очевидно, что в народной игрушке таится некий психологический смысл, который притягивает взор ребенка и раскрывает душу. По мнению Е. А. Флёриной, народная игрушка «несёт ребёнку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость и благородная сдержанность в подборе цвета, которые связаны с местными традициями в оформлении».

Итак, попытаемся выделить основные особенности народных игрушек. Народное творчество существенно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства, так как в большинстве случаев народные умельцы не получали специального художественного образования. Их работы являются выражением традиционного коллективного творчества. Основные образы, приемы обработки материала, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками, усилиями многих народных мастеров. Традиционно навыки ремесла, технология изготовления передавались от отца к сыну, от матери к дочери.

Рукотворные изделия, и в том числе, народные игрушки, всегда были нужны людям не только для практических целей, для воспитания и социализации детей, они связывали людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой. Художественный вкус, эстетические воззрения веками шлифовались в коллективном творческом опыте. Василии Сергеевич Воронов, один из самых ярких исследователей русского народного творчества, писал, что «искусство, рождённое народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного художественного творчества». Отсюда своеобразие и особенности языка народного творчества, которые дают повод говорить о «народном примитиве», то есть о творчестве наивном и непосредственном, о произведениях, выполненных простейшими техническими приемами и инструментами.

Следующей важной особенностью народной игрушки является то, что в ней сюжет не играет решающей роли, он служит для организации пространства, является как бы поводом к диалогу между мастером и ребёнком, заставляет прочувствовать, вникнуть в нехитрые секреты красоты народной игрушки.

Народная игрушка рождалась в живом общении матери и ребёнка, бабушки и внучки, они «делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Все их размеры определены величиной ладони, пальцев, горсти, руки. Игрушечные фигурки соразмерны человеку, своему создателю», - пишет Л. Г. Дайн. И глиняные, и деревянные, и тряпичные игрушки, как правило, были небольшого размера. Маленький размер, простые орудия труда не дают возможности мастеру передавать тонкие нюансы и оттенки психологического состояния художественного образа, он не стремится к передаче мимики и даже движения. Традиционные игровые куклы, выполненные из ткани, были «безликими», что позволяло детям мечтать и фантазировать, выдумывая настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление; кроме того, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

Крестьянская игрушка отличалась большими возможностями, побуждающими ребёнка к активной игре. Она служила импульсом к действию, требовала от ребёнка живого участия. Чисто созерцательных игрушек не было. Никогда не доводилась игрушка до такой законченности, когда ребёнку нечего было с нею делать. С ранних пор он должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее - и творчества. Народная игрушка исторически являлась и сегодня для современного дошкольника может стать источником самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка, вкладывающего в неё частицу своего труда.

Повторим, что для большинства игрушек свойственны предельная обобщенность формы. «Отдельные второстепенные детали сливаются в единую массу. Компактность и монолитность делают малую народную скульптуру особенно выразительной». Силуэт деревянных и глиняных игрушек представлен плавной замкнутой линией, он выразителен и закончен. Для игрушки характерна особая экспрессия цвета, высокая культура орнаментально-цветового и пластического ритма, отсутствие нарочитой декоративности. Обобщённая форма игрушки и, в то же время, реалистичность художественного образа, делают её необходимым элементом художественно-эстетического воспитания ребёнка.

Г. Л. Дайн отмечает, что в крестьянской игрушке причудливо соединены разнообразные изобразительные приёмы. В ней условная форма может соседствовать с предельно правдоподобной, даже натуралистичной. Мастера крестьянской игрушки изображали предметы и животных такими, какими они им виделись. Это был результат их зрительных и эмоциональных впечатлений и, одновременно, - духовно-практических представлений о мире. Для изображений характерны условность, обобщенная пластика, отсутствие деталей, приземистые пропорции, неяркая глазурь или несложная роспись.

Суровый климат, нелёгкие условия жизни приучали древних славян и их потомков к необходимости бережного отношения к природе и её дарам. В этом - истоки удивительной рациональности форм предметов крестьянского быта, народной игрушки, естественного соединения в каждом из них прекрасного и полезного. «Кустари-игроделы, как правило, используют в своей работе материалы, которые редко находят применение в «большой» скульптуре (глина, фарфор, кость) или неупотребимы в станковой и монументальной скульптуре вовсе (солома, мох, еловые шишки, тряпки, тесто, лоза и т. д.)».

С раннего возраста дети в крестьянской среде умели из самых доступных, а часто бросовых и непригодных к серьёзному делу материалов, мастерить себе игрушки. «Куклы иногда устраиваются очень просто: какая-нибудь тряпочка или сильно поношенный головной платок свёртываются в «скалку», перетягиваются ближе к одному концу ниткою, чтобы отделить голову от туловища, накладывается на туловище какой-нибудь пёстрый лоскут, заменяющий костюм, и кукла готова». Лицо её, как правило, не обозначалось, оставаясь белым. «Да и красиво это считали - белолица кукла, и тряпицу на лицо старались положить из отбелённой, чистой самотканины».

В народной игрушке четко выражена практическая, утилитарная сторона - игровая функция. Практическое назначение игрушки имеет достаточную значимость, чтобы отнести игрушку к прикладному искусству. Русская народная игрушка была многофункциональной, в одном и том же обличий она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти её значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию: духовную функцию общения. Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передавать, а младшее принимать, сохранять и передавать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Тематика и формы народных игрушек рождались из естественной связи человека с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. В процессе игр с народными игрушками происходило ознакомление детей с окружающей действительностью через осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов - дерева, глины, ткани, шишек, ниток, мха, лыка, льна.

Русская народная художественная культура, в которой переплелись взаимовлияющие и проникающие друг в друга быт, искусство, религиозная вера, представляет собой особый неповторимый пласт в истории развития мировой культуры. Народные игрушки являются важным средством художественно-эстетического воспитания, они помогают формировать художественный вкус, учат видеть и понимать прекрасное в окружающем мире и в искусстве. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Декоративно-прикладное искусство близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, доступно детскому восприятию, понятно ему, помогает развивать психические процессы (восприятие, воображение, мышление, речь, внимание, расширяет детский кругозор.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей подготовительной к школе группы

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей подготовительной к школе группы Цель: учить детей находить изображение флага и герба города Севастополя среди других изображений, определять на слух гимн города среди.

Дидактическая игра «Символика нашей Родины»

Дидактическая игра «Символика нашей Родины» В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям представляет собой целенаправленную.

Досуг в подготовительной группе «Живой язык» Вед1.:-Здравствуйте,дорогие ребята! В рамках недели «Живого языка» мы предлагаем вам принять участие в увлекательной викторине «Вопросы.

Конспект ООД «Символика России» c элементами техники пластилинографии в старшей группе

Конспект ООД «Символика России» c элементами техники пластилинографии в старшей группе Конспект ООД в старшей группе по теме «Символика России» c элементами техники пластилинографии. Образовательные области: Познавательное.

Консультация для родителей «Иностранный язык с пеленок» Скорость жизни, условия жизни и многие другие факторы приводят к тому, что развитие современного поколения детей происходит намного быстрее,.

Консультация «Нужна ли нам символика?» Современное дошкольное образовательное учреждение отличается умением не только предоставлять разнообразные качественные образовательные.

Проект «Символика родного города»

Проект «Символика родного города» Тема. Символика родного города Актуальность проекта Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Изделия народных мастеров из дерева.

Богородская игрушка.

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя- потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне…

Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Городецкая игрушка

Другой старинный игрушечный промысел

зародился возле Городца. Эта игрушка известна под названием городецкая топорщина. Больше всего здешние кустари делали коньков в упряжке – по одному, паре или тройке, затем ставили их с возчиками на колёса и получался экипаж. Городецкая роспись это фантастические цветы, кони, птицы, украшающие детскую мебель, игрушки, прялки, посуду, разного рода сувениры.

Полхов - Майданские таратушки

Одним из широко известных промыслов расписной деревянной игрушки является Полхов – Майдан Нижегородской области. Мастера делают самые разнообразные игрушки-свистульки, матрёшки, пирамидки, каталки на палочке, детские балалайки и называется всё это забавным словом – «таратушки».

Семёновские игрушки

Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Мастера делали яблоки, груши, паровозики, ведёрочки. Позже появилась матрёшка. Семёновская матрешка отличается от других своей

многоместностью. В неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. В основе композиций лежит фартук, на котором изображен большой букет пышных цветов.

Игрушечная столица России, гденесколько веков развивались игрушечные промыслы- это Сергиев - Посад. Славится Сергиев-Посад своей матрешкой.

Хохломская роспись – русский народный художественный промысел; возник в 17 веке в селе Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (игрушки, посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и чёрным (реже зелёным) тонами и золотом по золотистому фону.

Промысел сложился в конце 19 века в деревне Федосеево. Яркая раскраска, нанесённая по жёлтому фону стала характерной для федосеевской игрушки. Делалась эта игрушка из щепы, вырубалась топором и отличалась исключительным разнообразием. Кораблик не просто катился на колёсах, а ещё и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров.

Изделия народных мастеров из глины

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка одна из самых старинных промыслов России, ей более 400 лет. Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в барашка, лошадку, всадника на коне, барыню, в фигуры зверей и птиц. Каждая игрушка уникальна и единственна. Не может быть двух одинаковых изделий. Расписывают игрушки геометрическим рисунком (кругами, точками, овалами, полосами и волнами, используют много красного, желтого, синего, зелёного цветов.

Все изделия, что ты видишь на этой странице, расписаны всего одной краской — синей. Это гжельские игрушки и посуда. Как можно догадаться по названию, делают ее в небольшой деревеньке Гжель, расположенной недалеко от Москвы с середины 18 века. Гжельский край — это известный центр народного керамического искусства. А дело это не простое — нужно правильно замесить глину, придать ей нужную форму, раскрасить и обжечь в печи при высокой температуре. Гжельские художники изображают цветочные гирлянды, сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. Они имеют характерную форму и раскраску. У всех игрушек вытянутые шеи и маленькие головки. А раскраска такая, что ни с чем не спутаешь — чередующиеся полоски красного, желтого и зеленого цветов. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко». И еще одно важное отличие от других глиняных игрушек — филимоновские игрушки всегда свистульки. Даже барыни и кавалеры — свистульки, свисток находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Жбанниковская игрушка

Промысел возник в начале 20 века, в деревне Жбанниково. Причудливое сочетание красок в росписи создаётся использованием тёмной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся». Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основаниях.

Каргопольская игрушка

На самом севере России есть красивый старинный русский город Каргополь. Очень интересны глиняные игрушки каргопольских мастеров. Размером игрушки с ладонь, но если долго смотреть на них, то кажутся они великанами, сделанными из большущего куска глины. В них есть что-то загадочное и волшебное. Особенно любопытен Полкан — по- луконь-получеловек — этакое фантастическое существо, пришедшее из старинных народных легенд и преданий. Полкан — крестьянский богатырь.

Среди каргопольских игрушек не найти двух одинаковых, потому что игрушки вручную лепят.

Изделия народных мастеров из бересты

Берестяная игрушка

Береста- верхний слой берёзовой коры, прочный и красивый материал для плетения. Бересту издревле называют «золотом» России. В домашнем хозяйстве и отхожих промыслах – рыбалке, охоте, строительстве – береста была незаменима как повсеместно распространённый, лёгкий, водоотталкивающий и прочный материал. В берестяных колыбелях наши предки качали младенцев, на берестяных лодках открывали новые земли; в бересту одевались и обувались, хранили продукты и переносили вещи; жилище было наполнено берестяной утварью, да и сам дом покрывали и застилали берестой, а детям изготавливали разнообразные игрушки.

Шеркунок- погремушка их берестяных кубиков, внутри каждого горошина.

Русская-народная игрушка из соломы

Соломенная игрушка

Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы. Скрутите пучок соломы в жгут, перегните его, свяжите, чтобы не развалилось изделие, приделайте ручки, а из куска ткани сделайте платок или фартук. Платье куклы снизу подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подстригали, их прозвали стригушками. Такая игрушка делалась раньше между делом - себе на потеху и детям на забаву.

Маленькие девочки верили, что куклы-десятиручки помогают по хозяйству.

Многие обряды невозможны без соломенной куклы – из нее мастерили чучело масленицы, оберег семьи(«неразлучники», с помощью соломенных жаворонков зазывали весну.

Русская-народная игрушка из ткани

Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла: столбушка, кувадка, пеленашка…

Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было до сотни. Дети делали их сами, начинали вертеть куклу лет с пяти. Самой первой малышу давали куклу-оберег пеленашку или пеленашку-полено.

Русская-народная игрушка из ниток

Кукла из ниток Мартиничка

Мартиничка - маленькая нитяная русская обрядовая кукла, которая использовалась в обряде "закликания весны" (в марте).

Кукол вязали парами: из белых и красных ниток- символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Мартинички ярким контрастом красок дополняли детские игры.

Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. Мартинички дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


«Искусство детям - увлекательно и просто: Египет»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Ключевым в этом определении является слово "особенно". Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Как минимум несколько тысячелетий тому назад выкристаллизовалась и с тех пор осталась неизменной особая магическая геометрия культовых "игрушек", в которой пропорции предметов трансформированы в сторону пространственного расширения как в горизонтальном, так и вертикальном направлении.

Вокруг "культовых игрушек" был сконцентрирован и древний обычай выпускать из клеток птиц, которые должны были стать вестниками людей к пребывающим в Ирии предкам. Отпущенные птицы "улетали в рай", а их глиняные копии напоминали об отправившихся в дальнее странствие вестницах, служили их магическими "двойниками". По преданию, были среди глиняных птиц-свистулек и необычные, волшебные птицы, которые воспроизводили необыкновенные, "нездешние" мелодии.

"Культовые", уходящие в незапамятную скифскую древность игрушки сохранились в народе и после крещения Руси, потому что их метафизическая суть, их таинственный смысл в основе своей не противоречили пришедшему на нашу землю христианскому откровению. Не случаен, а, напротив, глубоко символичен тот факт, что единственный в мире "Музей игрушки" находится в Сергиевом Посаде, рядом с Троице-Сергиевой лаврой.

В игрушке, несмотря на ее "привычность", таилось начало сверхъестественного плана, обладающего огромным "магическим зарядом", трансформирующим реальность. Не случайно, к примеру, что у антропоморфных игрушек никогда не "вырисовывали" лиц, опасаясь, что игрушка, имеющая лицо, начнет оживать и жить своей собственной жизнью, что могло бы подтолкнуть мироздание к хаосу, нарушить зыбкое мировое равновесие.

Отдельно следует указать на символику коня в русской игрушке. С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов, а также представления о реинкарнации души человека после смерти.


С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу и благословение солнца для ребенка.


Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон, который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

Федосеевская русская народная игрушка

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 228 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Древние образы в современных народных игрушках

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство», Кашекова И.Э., Кашеков А.Л.
  • Тема: Тема произведения и художественный образ
  • Учебник: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Оставьте свой комментарий

  • 21.11.2021 245
  • PPTX 3.6 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Карпенко Мария Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

85 минут

«Возможности проективного конструктора «Волшебный экран»»

85 минут

«Психосоматические проявления эмоционального выгорания. Телесные практики»

65 минут

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: