Русская народная игрушка матрешка проект

Обновлено: 20.05.2024

Проект : «Народная игрушка - Матрёшка».

Воспитатель: Швабауэр О. В. 1 –я младшая группа № 2 «Колобок»

Актуальность темы исследования:

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа. Одной из них является – народная игрушка «Матрешка». Важнейшей составной частью образовательной среды в раннем возрасте являются игра и игрушка. В 2-3 летнем возрасте дети многие игрушки используют не по назначению или вообще не играют с ними. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному, речевому развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек и приобщение к народной культуре для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.

Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогическом процессе и начать мы решили с введения в воспитательные процесс игровых действий с матрешкой.

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость создать условия, раскрывающие творческий, речевой и интеллектуальный потенциал дошкольников раннего возраста на основе ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрёшка».

Игрушка «Матрёшка» скрывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению уровня познавательных способностей детей, развивает воображение, речь, эстетический вкус, знакомит ребёнка с русскими народными традициями, обычаями. Малыш может научиться на примере «Матрёшки» различать понятия: «большой – маленький», «больше – меньше», «половина – целое», «старший – младший», развивать мелкую моторику рук. С матрё шками можно играть в сюжетно - ролевые игры: кормить, укладывать спать, катать на машинках, водить гулять и в гости к другим игрушкам. Для матрёшек можно строить соответствующие по размеру домики. А если в матрёшку заранее что-то положить, то она может послужить отличной погремушкой. Матрёшки так же помогут ребёнку освоить прямой и обратный счёт, выучить основные цвета, части лица человека. Матрешка является важным средством эмоционального воздействия на детей. Разнообразие видов матрешек, неповторимость их внешнего облика служат основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании детей. Через русскую народную игрушку «Матрёшка» у детей формируется нравственно-духовные качества.

Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки, на взаимодействие с ребенком в процессе игры и на приобщение их к народной культуре. В деятельности ребенка до 3-х лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

Анализ позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, помогает решать задачи всестороннего развития детей раннего возраста.

Предмет проекта : Матрешка.

Вид проекта : творческий, познавательный, групповой.

Участники: дети первой младшей группы, возраст 2-3 года, воспитатели, родители.

Продукт детской деятельности: детские рисунки на бумаге, лепка «Матрешки», дидактические игры, танцевальные импровизации и итоговое развлечение.

Сроки реализации: 1 неделя.

Цель: 1. Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников раннего возраста на основе ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрёшка».

2. Систематизирование знания детей о русской народной игрушке матрешке.

1. Возникновение интереса детей к игре с народной игрушкой – Матрёшкой.

2. Обогащение кругозора знаний родителей об этой игрушке.

1 этап. Подготовительный.

- Изучение методической литературы.

- Подбор художественной литературы.

- Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.

- Подбор познавательного материала для родителей.

2 этап. Основной этап. Реализация проекта.

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира.)

Тема: «Знакомство с матрешками»

Цель: ознакомление детей с русской народной игрушкой, рассматривание матрешки, выделение особенностей внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежда украшена цветами, развитие мелкой мускулатуры мышц, воспитание умению внимательно слушать воспитателя, бережного отношения к игрушкам.

Материал: большая деревянная матрешка, маленькие матрешки на каждого ребенка.

Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»

Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Русская народная песенка в обработке Н. Колпановой.

Как у нашей у Матрешеньки,

Сад зеленый, дом хорошенький,

Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.

Балалайка звенит, заливается

А матрешенька глядит, улыбается.

Художественно-эстетическое развитие (рисование).

Тема: «Матрешки идут на праздник»

Цели: вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на лист бумаги, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

Материалы: гуашь, кисти, альбомные листы бумаги, а также альбомные листы бумаги с вырезными силуэтами матрешек.

Мы веселые подружки

Разноцветные игрушки

Мы живем всегда друг в дружке

Мы сестрички озорные.

Действия с предметами. Дидактическая игра: «Собери матрешку».

Цель: учить действовать детей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;

Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.

Материал: три разборные матрешки

Ах, матрешечки-матрешки,

Хороши – не рассказать!

Очень любят с вами дети

В нашей группе поиграть.

Щечки яркие, платочки,

По подолу цветки.

Весело кружатся в танце

(Н. Горчакова)

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

Тема: «Хоровод матрешек». Совместная работа воспитателя с детьми.

Задача: вызвать у детей интерес к образу, желание вылепить матрешек, научить детей скатывать из пластилина шарики среднего размера, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.

Материал: пластилин, разделенный на кусочки, дощечки, салфетки, игрушка матрешка.

Предварительная работа: игры с матрешками, лепка в свободное от занятий время.

Действия с предметами. Игра «Матрёшка с сюрпризом», «Поставь матрешку от маленькой к большой», «Разберем и соберем»

Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.

Материал: деревянная матрешка с вкладышами.

Сюжетно – ролевая игра «Обед для матрешки»

Цель: Воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помочь им. Учить детей эмоционально откликаться на происходящее.

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира.) Дидактическая игра: «В гости к нам пришла матрешка»

Дидактическая задача: учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате, уточнять их назначение, активизировать речь детей, воспитывать внимательное доброжелательное отношение к новеньким.

Я веселая матрешка,

В гости к вам хочу прийти,

Но дорожку к вам, ребята,

Очень трудно мне найти.

Вы похлопайте в ладошки

И кричите все: «Матрешка!»

Я услышу и приду

Вам веселье принесу.

Дидактическая игра «Больше – меньше»

Дидактическая задача: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше - меньше, одинаковые, воспитывать внимание.

Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю.

Прячется малютка, вот она какая!

Появилась дочка маленького роста

С ней матрешка - мама, загляденье просто!

Дидактическая игра «Что изменилось?» (игра с матрешками)

Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать зрительную память, наблюдательность, речь.

Подвижные игры. «Беги к матрешке», «Догони Матрешку», «Ой, что за народ за матрешкой идет».

Настольно-печатная игра «Сложи матрешку»

Дидактическая задача: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.

Математическая игра «Одна и много»

Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.

Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек.

Игры со строительным материалом: «Мебель в дом матрешек»

Цель: Воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помочь им. Учить детей эмоционально откликаться на происходящее.

Конспект итогового развлечения.

Тема: «В гости к нам пришла Матрешка»

Программное содержание: учить детей эмоционально откликаться на происходящее, способствовать развитию речи, учить понимать речь взрослого, отвечать на поставленные вопросы, побуждать повторять фразы, отдельные слова, создать радостное настроение от совместного развлечения, воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помочь им.

Материал: большая матрешка, картинки с изображением матрешек, разрезные картинки матрешек из 2,4 частей.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Дети садятся на стульчики. Воспитатель говорит, что сейчас к ним придут гости. Ребята, смотри к нам в гости идет матрешка.

-Смотрите, кто это спрятался под платком? (Матрешка). Правильно! Ах, да какая она красивая, какой красивый расписной сарафан у матрешки! (Дети здороваются, рассматривают наряд матрешки).

Матрешка говорит, что ей стало грустно. А что делать, она не знает. Хотите помочь матрешке? А что нужно сделать? (Поиграть с матрешкой).

Я загадаю загадку, а вы отгадайте о ком она.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

-Что это за подружки?

-Матрешки.

-Правильно. Вот они. Как им хочется с нами поиграть! Ребята хотите поиграть с матрешками? (Да).

2. Дидактическая игра «Собери матрешку».

Цель: учить действовать детей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;

Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.

Материал: деревянные матрешки.

3. Подвижные игры: «Беги к матрешке», «Догони Матрешку»

Цель: учить бегать стайкой, упражнять в ориентировании на местности.

4. Математическая игра «Одна и много»

Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.

Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек.

5. Подвижная игра с матрешкой «Ой, что за народ за матрешкой идет».

Воспитатель медленно идет лицом к детям, в руках держит матрешку, которая смотрит в противоположную сторону.

Ой, что за народ за матрешкой идет?

(дети идут стайкой за воспитателем)

Матрешка поворачивается

А – а, вот какой народ.

Быстро – быстро убежали

Только ножки замелькали.

6. Настольно-печатная игра «Сложи матрешку»

Дидактическая задача: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.

Материал: разрезные картинки с изображением матрешек из 2,4 частей.

7. Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»

Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Русская народная песенка в обработке Н. Колпановой.

Как у нашей у Матрешеньки, (повороты вправо-влево)

Сад зеленый, дом хорошенький, (руки в стороны, руки над головой)

Ванька-встанька у ворот громко песенки поет. (качаемся)

Балалайка звенит, заливается (изображаем игру на балалайке)

А матрешенька глядит, улыбается (руки на поясе, повороты, улыбаемся).

Посмотрите, дети! Матрешка стала веселой. Кто в этом ей помог? (Ответы детей) А почему? (Ответы детей) Правильно, потому что вы добрые! «Спасибо, ребята, что помогли мне развеселиться. До свиданья!» – говорит Матрешка и уходит.

4 этап. Итог проекта : создание уголка «Русское народное творчество», консультация для родителей «Народная игрушка – Матрёшка», изготовление родителями кукол матрешек из различных материалов, создание дидактических игр «Одна-много», «Наряди Матрешку», «Разбери-собери».

Проект «Народная игрушка — матрешка» в первой младшей группе


«Матрешка в гостях у малышей». Сценарий 8 марта в первой младшей группе

«Матрешка в гостях у малышей». Сценарий 8 марта в первой младшей группе «Матрешка в гостях у малышей» сценарий 8 марта 1 младшая группа. Вед: Что за праздник мы с тобой Первым встретили весной? Спросим Лизу,.

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка»

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка» Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Она самобытна, интересна; её история начинается в.

Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему «Народная игрушка конек»

Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему «Народная игрушка конек» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие. Цель: знакомство.

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Конспект занятия по рисованию «Матрешка» в первой младшей группе

Конспект занятия по рисованию «Матрешка» в первой младшей группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ " МАТРЕШКА " В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, Материалы и оборудование : Игрушка- Матрешка, приготовленные.

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа)

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа) Ой ты барышня-матрёшка, Разноцветная одёжка, Знает весь огромный мир Этот русский сувенир! С. Иванов Век бурно развивающихся технологий,.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе ДОУ на неделю «Народная игрушка» Дата: 9 января 2020 года День недели: четверг Тема недели «Народная игрушка» Индиви- дуальная работа Владимир К. Антон К. Физическое развитие:.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская матрешка» в первой младшей группе Проект «Русская матрешка» для детей 1 младшей группы. Вид проекта: познавательный, творческий. Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель,.

Сценарий на 8 марта в первой младшей группе «В гости к нам пришла матрешка» Сценарий на 8 марта в первой младшей группе «В гости к нам пришла матрешка». Ведущий: Вот опять наступила весна, Много праздников она принесла,.

Необходимость познакомить детей младшего дошкольного возраста с русскими народными игрушками на примере матрешки. Развитие познавательного интереса детей, воспитание уважения друг к другу и к другим людям.

ВложениеРазмер
proekt_matreshka.docx 29.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное учреждение «Управление образования

Краснобродского городского округа»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49 «Радуга» поселка Краснобродского

«Русская народная игрушка матрешка»

Руководители и разработчики проекта:

воспитатели второй младшей группы «Огоньки»

МБДОУ «Детский сад №49 «Радуга»

Паспорт проекта «Русская народная игрушка матрешка »

Руководитель проекта: Хмельницкая М.В. Маклакова Т.А., воспитатели второй младшей группы «Огоньки»

Образовательная область: Речевое развитие «Приобщение к художественной литературе и фольклору»»; познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений»; художественно-эстетическое направление развития (конструирование, / рисование, лепка, музыкальная деятельность); социально-коммуникативное.

Возраст участников проекта: дети от 3 до4 лет.

Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники групп, родители.

Цель проекта – развитие интереса младших дошкольников к русской народной игрушке матрешка.

1.Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.

2. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.

3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

4.Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

5. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.

6. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.

7. Воспитывать аккуратность в работе.

Тип проекта: информационнно-творческий

Актуальность проекта: Необходимость познакомить детей младшего дошкольного возраста с русскими народными игрушками на примере матрешки. Развитие познавательного интереса детей, воспитание уважения друг к другу и к другим людям.

  1. Дети познакомятся с историей возникновения матрешки;
  2. Дети познакомятся с различными узорами (гжель, хохлома и др) ;
  3. Обогатится словарный запас;
  4. Вместе с воспитателем подготовят выставку творческих работ «Сарафан для матрешки», «Украсим матрешку»
  5. Будет создан лэпбук «Матрешка»;

Ресурсное обеспечение: Конспекты бесед, матрешки, наглядные материалы (иллюстрации матрешек), материалы для творчества, дидактические игры, конструкторы, художественная литература, атрибуты для игр.

Вид проекта : краткосрочный, творческий, познавательный.

Участники проекта : Дети, воспитатели, родители.

Актуальность проекта :

Матрешка-красавица, с милым и задорным лицом – русская народная игрушка, которая покоряет сердца детей и взрослых со всего мира. И очень жаль, что не у каждого ребенка в нашей стране эта игрушка присутствует в жизни.

В наше время у детей большое разнообразие в игрушках, но они не имеют представления о традиционной русской игрушке. Да и многие взрослые имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей народа.

На примере народной игрушки, можно узнать о традициях, истории, культуре своего народа. Матрешка не просто народная игрушка, она хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры.

Матрешка – развивающая игрушка для детей. С ее помощью можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Она способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывает усидчивость.

Цель проекта :

• Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки-матрёшки.

Задачи проекта :

• Формировать представления детей о русской народной игрушке;

• Развивать воображение, художественный вкус и творческое мышление на примере матрешки;

• Развивать познавательный интерес, творческие способности, фантазию, воображение;

• Обогащать словарь детей новыми словами;

• Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью

использования их в разных видах детской деятельности;

• Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;

• Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к народной игрушке; воспитывать бережное отношение и заботу о ней;

• Воспитывать любовь к традициям русской народной культуры;

• Провести выставку поделок, рисунков;

• Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с детьми;

• Привлечь родителей к участию в проекте через пополнение тематического уголка, чтение и разучивание стихотворений о матрешках, выполнении домашнего задания - изготовление поделки «Моя Матрешка»

Предполагаемый результат проекта :

• Дети знают, что такое русская народная игрушка;

• Знания детей об особенностях костюма матрешки (выделяют детали костюма матрешки — сарафан, платок, фартук);

• У детей наблюдается активизация словаря по теме «Матрешка-народная игрушка».

1 этап: Организационный

• Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта;

• Пополнение книжного уголка книжками по теме проекта;

• Подбор литературы по теме проекта : стихотворения, песенки;

• Подбор игр, мультфильмов и иллюстраций по данной теме;

• Ознакомление родителей с темой проекта и дальнейшая работа по взаимодействию в рамках проекта;

• Разработка занятий, определение тематики бесед.

2 этап: Основной

Интегрирование проектной деятельности в образовательные области.

1. Речевое развитие: Чтение и проведение бесед по сказкам «Сказка на ночь про матрешек», «В некотором царстве, деревянном государстве…», чтение и разучивание стихотворений, загадок о матрешках;

2. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов по теме проекта, рассматривание элементов росписи на фартуках и платочках;

3. Просмотр мультфильмов: «Жили-были матрешки…», музыкальный мультфильм «Матрешки»;

4. Познавательное развитие: проведение бесед: «В гости к нам пришла матрешка», «История создания народной игрушки-матрешки»;

5. Художественно-эстетическое развитие: Аппликация из пластилина «Матрешечка», аппликация из бумаги «Нарядный сарафан для Матрешки», рисование акварелью «Роспись матрешки», раскрашивание иллюстраций по теме проекта, конструирование из строительного материала «Домик для Матрешки»;

6. Физическое развитие: Физкультминутки, подвижные игры «Мы-матрешки…», «Матрешкина Карусель», «Матрешка в гостях у ребят»;

7. Социально-коммуникативное развитие: кукольный театр «Курочка Ряба»; дидактические игры: «Разложи матрешек по порядку (по росту)», «Найди пару», «Доскажи словечко», «Наряди матрешку», «Соедини по точкам», «Сложи матрешку», «Найди свою половинку»; пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»;

8. Работа с родителями: участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды и книжного уголка, изготовление буклета для родителей «Матрешка- детская развивающая игрушка», помощь родителей ребятам в изготовлении поделки «Моя Матрешка».

3. Заключительный этап:

1. Выставка творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;

2. Выступления ребят по домашнему заданию - демонстрация поделки «Моя Матрешка».

В ходе реализации проекта «Матрешка- русская народная игрушка» были созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными игрушками. Была организована выставка совместного творчества детей и родителей. Дети и родители приняли активное участие в проекте : читали детям стихи о Матрешках, разучивали песенки, участвовали в изготовлении поделки «Моя Матрешка».

Информационно-познавательный проект «Русская матрешка» Информационно-познавательный проект «Русская матрешка» Проблема: недостаток знаний детей об истории возникновения самой русской игрушки.

Исследовательский проект «Русская матрешка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Ручеёк» общеразвивающего вида Пограничного муниципального.

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла» Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Тема: «Русская.

Конспект ОД в средней группе «Здравствуй народная игрушка-Матрешка» Цель занятия: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной.

Проект «Русская красавица матрешка» в средней группе Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (декабрь 2014г. - февраль 2015г.) Участники проекта: дети средней.

Проект в первой младшей группе «Русская матрешка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №154 «Лебедушка» г. Брянска Проект «Русская матрешка» в первой.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад № 4 «Колосок» муниципального района Давлекановский.

Проект «Русская народная кукла»

Проект «Русская народная кукла» Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247» г. Нижний Новгород, 2018 г. «Народная кукла, как средство воспитания патриотических.

t1621103809aa.jpg

Пояснительная записка: Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера – игрушечники вкладывают в образ всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне- развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. Её история начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древних форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности.

Актуальность проекта: Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешкипрактически ни у кого нет. Дети порой не знают, как, в них играть. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Матрешка - русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. Матрешка - развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Она - сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка - сувенир России и символ ее культуры.

Вид проекта: творческий, информационный, познавательно- игровой.

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Участники: педагог и дети.

Возраст детей: средняя группа.

Цель : воспитать интерес к истории русской народной игрушки - матрёшки, приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.

познакомить детей с историей матр ёшки, как видом народного промысла;

дать знания о матрёшке , о её цветовой гамме;

развивать сенсорные навыки;

научить видеть необычное в обычном;

учить получать радость от увиденного;

содействовать развитию творческих способностей детей.

Планируемые результаты:

знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор) , истории её появления;

получить представление о цветовой гамме матрёшек;

научить различать особенности разных матрёшек;

расширение и активизация словарного запаса слов;

освоение техник работы с нетрадиционным материалом;

освоить новые игры.

Значимая для детей проблема : как появилась матрешка , какие бывают матрешки ? На решение этой проблемы и направлен наш проект .

Работа с родителями:

Консультация «Как играть с матрёшкой»;

Мини-музей «Русская народная игрушка»;

Помощь в сборе материала по проекту.

День недели

Мероприятия

Вторник 23.03.21

Беседа «История русской матрёшки»

Среда 24.03.21

Речевая игра с движением «Матрёшка, где ты?»

Заучивание считалки «Шли подружки по дорожке»

Четверг 25.03.21

Музыкально – дидактическая игра «Игра с матрёшками»

Пятница 26.03.21

Речевая игра с движением «Матрёшка, где ты?»

Театрализация считалки «Шли подружки по дорожке»

Понедельник 29.03.21

Беседа «Матрёшка - краса»

Поделка из дисков «Матрёшка»

Вторник 30.03.21

Слушание «Мы весёлые матрёшки»

Заучивание считалки «Раз матрёшка…»

Среда 31.03.21

Музыкально – дидактическая игра «Игра с матрёшками»

Чтение стихотворения «В матрёшке матрёшка…»

Просмотр презентации «Эти разные матрёшки»

Конструирование «Дома для матрёшек»

Четверг 01.04.21

Чтение «Матрёшкины частушки»

Пятница 02.04.21

Музыкально-дидактическая игра «Учитесь танцевать»

Конструирование «Дома для матрёшек»

Понедельник 05.04.21

Театрализация « Шли подружки по дорожке »

Вторник 06.04.21

Чтение «Матрёшкины частушки»

Конструирование «Дома для матрёшек»

Составление коллажа «Мы весёлые матрёшки…»

В ходе работы над проектом была проведена презентация «Эти разные матрёшки». Для подведения итогов проекта был составлен коллаж «Мы весёлые матрёшки».

В ходе реализации проекта у детей повысился уровень знаний о истории матрёшки, её особенностях. Углубились знания о цветовой гамме матрёшек, их многообразии. Дети освоили работу с нетрадиционным материалом (диски). Освоили новые игры. Пополнился словарный запас.

Список используемой литературы :

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа . – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.- 144С., 16Л. вкл.

Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.сост. В.Н. Косарева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель – 159с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказывается о видах матрёшек,о появлении матрёшки в России.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Матрёшка-образ и душа России"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 села Горькая Балка

Советского района» Ставропольского края

«Матрёшка – образ и душа России».

Щербаков Иван, ученик 3 Б класса

учитель начальных классов

Федоренко Лариса Владимировна


2.Глава 1. Подготовительный этап_____________________________6

3.Глава 2.Информационный этап______________________________7

4.Глава 3.Практический этап_________________________________10

5. Глава 4. Заключительный этап______________________________12

6. Список литературы_______________________________________13

И одежды дорогие

Носишь круглый год.

Тема проекта посвящена матрёшке. Матрёшка -уникальная русская игрушка, которая покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Актуальность темы в том, что матрёшка сегодня – одно из популярных произведений декоративно - прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка – наша гордость. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь. А об этом мечтает каждый на земле. Матрёшка остаётся символом материнства.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Она завораживала меня свое простотой и загадочностью. Удивляло, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встречался в детском садике. Много раз я задумывался о её происхождении, где и когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. Я решил узнать побольше об этом чуде – русской матрёшке с помощью исследования.

Тема проекта: « Матрёшка – образ и душа России».

узнать, почему с давних пор русскую игрушку Матрёшку называют душой России.

популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстников.

Задачи проекта:

познакомиться с историей появления Матрёшки и способами её изготовления через изучение специальной литературы;

выяснить значимость матрёшки для современных детей.

Гипотезы исследования: Я предполагаю:

что Матрёшка хранит в себе много секретов.

Матрёшку можно сделать своими руками.

Методы исследования:

Ожидаемые результаты:

знание истории происхождения Матрёшки;

знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

умение передавать простейшие элементы росписи Матрёшек.

повысятся познавательные способности;

расширится интерес и желание к творческой деятельности.

Продукты проекта:

выставка рисунков и аппликаций;

матрёшка из папье-маше.

План работы над проектом:

1.Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы.

2.Сбор информации по теме из различных источников.

3.Проведение опроса у учащихся.

4.Подготовка наглядных материалов по теме проекта.

5.Подготовка и проведение беседы со сверстниками.

6.Совместное оформление конкурса рисунков, выставка аппликаций.

7.Анализ результатов исследования, подведение итогов.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап.

Матрёшка - это уникальная особенная поделка, которой Россия славилась всегда и сегодня не потеряла актуальность. Матрёшка - это добрый подарок для родных и друзей, лучший сувенир для туристов, выразительная игрушка, и уникальный предмет для коллекционирования. Мне очень хотелось узнать, когда они появились, какие бывают матрешки, почему их делают такими, как придумывают узоры их нарядов. Я думаю, что данное исследование поможет нам лучше узнать традиции своего народа, понять русскую душу , ответить на вопрос: почему современные девочки играют с куклами, пришедшими к нам из других стран и не играют русской матрёшкой. Для успешной работы необходимо было поставить гипотезу и определить цель исследования.

Цель, которую я поставил перед собой -узнать, почему с давних пор русскую игрушку Матрёшку называют душой России и

популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстников. Следующим шагом было определение задач исследования, с чем я тоже справился.

2. Информационный этап.

На данном этапе был проведён анализ литературы по теме исследования, чтение стихов, информационных текстов, сказок, частушек, просмотр видеороликов и т.д .В процессе работы над проектом было изучено много познавательной информации в книгах и на сайтах Интернет о Матрёшках. Подготовка материалов для проведения бесед с учениками нашей школы.

Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,
Разноцветные флажки, расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.
И живут они друг в дружке –
Это русские подружки.

Матрёшка… Это русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Как появилась деревянная кукла? Сколько ей лет?
Какие бывают матрёшки? С матрёшками мы дружили давно, а вот когда они появились и где, и что такое матрёшка не знали.

Я заинтересовался этим, стал искать ответы в толковых словарях .Начиная работу, в первую очередь я задал себе вопрос: что же такое «матрешка»?

Сравнив определения, я сделал вывод, что они, дают одинаковое толкование этого слова, деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера.

В Россию матрёшку привезли из Японии в виде лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько фигурок вложенных друг в друга. Фукурума и стал «папой» русской матрёшки. Русские мастера сделали похожие игрушки из дерева, а художники расписали.

Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.

Вот такой была самая первая русская игрушка, ставшая русским национальным сувениром. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль.

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Как правило, матрешек изготавливают из древесины таких деревьев как липа, береза, ольха, осина.

Матрёшек можно изготовить не только из дерева. Они изготавливаются из различных материалов: бумаги и картона, глины и пластилина, ткани, пряжи, в технике папье-маше.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка –кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?- ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка,

И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее мать, если ласково - то Матрёшка. Сделано это было не случайно. В то время имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем..

Матрёшка – всех «матерь». Народится человек, он мать любит, потом семью, потом Родину. Вся эта любовь в нашей куколке в самой серёдочке и запрятана. Проста матрешка с виду, а с секретиком. С открытой доброй душою игрушка эта, как и вся наша Россия.

Интересно и то, что после появления первой матрёшки в разных районах России художники начали расписывать матрёшек, так нравилась им кукла Матрёна! И все они делали это по-разному.

В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение.

Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть загорская, тверская,

И семёновская есть,

Вот какая разница!

1. Загорская матрешка в чем-то походит на первую матрешку. Так же наряжена , в руках держит узелок , корзину или цветы. Это круглолицая девушка в платке с разноцветной каймой. На ней яркий русский сарафан и передник с узором

2.Семеновская матрешка стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Традиционно одета в желтый платок, красный сарафан и белый передник, на котором изображается большой букет из разных цветов

Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

3. Полховская матрешка- вытянутая по вертикали фигурка с маленькой, жестко очерченной головкой

Матрешки Полховского Майдана расцвечены веткой с алыми цветами . Лицо обрамляют «кудри» . У нее нет таких деталей как руки, сарафан , кофта. Нет платка с завязанными концами. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку.

4. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

Близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен.

Наряды матрёшек были разными. На сарафанах матрёшек расцветали цветы. Девушки изображались в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов.

Позже на матрёшках стали изображать сказки «Колобок», «Репка», «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению»,

«Жар-птица», Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке». Появились матрёшки-животные, герои мультфильмов…

ВЫВОД: Выдвинутая мной гипотеза о том, что Матрешка действительно хранит в себе много секретов, доказана.

Мои исследования показали: русская матрёшка является олицетворением самой России, с её широкой душой, пёстрыми нарядами и большими семьями. Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется всенародной любовью.

Читайте также: