Русская народная игрушка петушок

Обновлено: 12.05.2024

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции. Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко. Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца. Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Плешковская русская народная игрушка

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Хочу показать, как быстро можно сделать новогоднюю игрушку — символ года, без использования иголки.

Дети тоже легко справятся с этой работой.

В такой технике делали игрушки наши бабушки или, точнее, прабабушки.

Раньше в каждом деревенском доме были тряпичные игрушки .

Вам потребуются : нитки красные,
квадратный лоскут ткани любой расцветки,

кусочек ткани, красного цвета — для гребешка,

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 1

наполнитель.

Я взяла отрез ткани 15 х 15 см, можно взять больше или меньше, но только квадрат.

Если делаете с детьми, то лучше взять побольше размер 20 х 20 см или 25х 25 см, легче будет приматывать гребешок.

Переворачиваем ткань лицом вниз и загибаем один уголок примерно на 1,5 см

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 2

Затем подгибаем две стороны, прилегающие к этому углу , как на фото

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 3

И сгибаем полученную фигуру по диагонали ,всё на тот же угол.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 4

Берём приготовленную красную нить. Заготовку и нить держим одной рукой, близко к нашему углу, а второй рукой обматываем этой нитью плотно уголок. Начиная от края, делаем клювик, завязываем нить под клювиком.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 5

В нашу заготовку кладем наполнитель.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 6

Нить не обрываем до конца работы.

Отступаем от клюва на величину головы.

Нить в это время проходит внизу где стык двух краёв ткани. Короткий конец нитки можно спрятать в голове петушка, а длинным работаем дальше.

Голова петушка должна быть продолговатой. Делаем несколько витков. Затем несколько узелков, которые применяются в работе с "народными куклами", если не знаете как это делать, тогда оторвите нить, оставив сантиметров 60, проденьте конец нити 2 раза в последний виток и затяните.

Ещё сделайте виток, опять проденьте нить 2 раза в этот виток и затяните.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 7

Далее делаем ножки петушку. Нить так же проходит внизу, два уголка обматываем и закрепляем нить.

Если наполнителя мало, то докладываем .

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 8

Нить также дальше идёт к хвостику. Формируем хвостик. Обматываем и закрепляем.

Затем нить опять идёт к голове и немного натягиваем, то есть, притягиваем хвостик и голову, закрепляем нить.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 9

Если мы хотим сделать петельку, чтобы вешать петушка, то конец нити от шеи перекидываем к хвостику и привязываем.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 10

Берём продолговатый кусочек красной ткани. Размер определяем так: в сворачиваем, как на фото. Ширина этой полосочки равна длинне головы от шеи до клюва. Длина этой полосочки в 2,5 раза больше обьёма головы, можно на глаз, лишнее потом обрежем.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 11

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 12

Берём красную нить и завязываем гребешок. Одеваем его на голову петушка крест-накрест.

Под головой приматываем его и завязываем.

Если вы делаете маленького петушка и у вас не получается закрепить гребешок — он сползает, то пришейте его в незаметных местах: сверху и снизу. Я делаю побольше витков и плотнее набиваю голову, тогда гребешок не сползает. С большими петушками таких проблем нет. Фото большого петушка ниже.Он оформлен в рамку.

Снизу , бородку петушка, выравниваем и оставляем нужную длину.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 13

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 14

Если вам, захочется сделать крылышки, возьмите тесьму или ленту и пришейте. Ниже разные варианты петушков.

Эти игрушки родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области. На Костромской земле всегда были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское. Надо отметить, что игрушки делались из остатков глины после изготовления посуды.

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г. ).

Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров. В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, участвует в различных выставках. В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике.

В течение многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила кисть ребенка. Ребенок должен был свободно держать свистульку в руке, поэтому изначально свистульки не превышали по высоте 8—9 сантиметров. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов, ранее ее использовали еще и как оберег. На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку.

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Игрушки на трех или четырех опорах — две или три ножки и хвостик-свисток. Свистульки - обязательно для всех игрушек. Часто используемые образы: волшебные птицы, кукушка, петухи, гусь, конь и олень, царь, женщина, мужики с гармошками и балалайками. Современные мастера делают и колокольчики, и просто фигурки, но редко. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками,это Мокошь. Мокошь - языческая богиня, очень древний образ существующий и сегодня.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом или ногтем. Это ёлочки, ромбики, знаки и символы. Вид такой рельефной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», существует тысячелетия для орнаментирования посуды и вот, в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Чаще использовали специальные штампики - писки для нанесения узора. Эти штампы, сделанны из глины или дерева. Их форма разнообразна: встречаются писки овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные.

Цвет глины до обжига светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый. Главное отличие глиняной Петровской игрушки от других - это коричнево-зелёный цвет глазури из свинцового сурика.

10. Новоторжская (Тверская) игрушка

Новоторжский промысел находится в г. Торжок Тверской области. Город и его окрестности всегда были богаты своими глинами. У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.

Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались "чешуйками" - налепами.

Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц.

В1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские». В цеху работал коллектив авторов-мастеров, которые и создавали эскизы новоторжских игрушек, разрабатывали свой неповторимый стиль: Лилия Михайловна Заварзина, Нина Петровна Стекольникова, Нина Николаевна Никонорова, Татьяна Николаевна Сендеркина и другие. Сейчас дело Галины Климовской продолжают народные умельцы, среди которых профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.

Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий.

Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии , которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Особенности не в форме игрушке и расцветке: роспись покрывает не всю поверхность изделия, покрывается игрушка характерными "капельками"-налепами.

Краски используются разные. В цеху фабрики расписывают игрушки по эскизам. Авторская игрушка расписана по вкусу мастера. Рыночные отношения заставляют мастеров расписывать игрушку ярко, броско. Заметность залог хороших продаж!

11. Солецкая (Новгородская) игрушка

Эти игрушки делали в городе Сольцы Новгородской области . Небольшой городок Сольцы известен с XIV века . Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. Гончарство было развито в Сольцах с момента основания - здесь были месторождения глины. Глиняная игрушка в Сольцах изготовлялась для императора Петра I. Он заказывал фигурки из глины у здешних мастеров для своего окружения.

Для новгородских младенцев мастерили маленькие глиняные писанки (расписные яйца) с шариком внутри. Несколько таких погремушек нашли археологи. Еще одна игрушка - свистульки в виде птичек. Птичек, как и лошадок, покрытых красивой блестящей поливой (краской), можно было купить на торгу, а можно самому слепить из глины и высушить на солнце.

Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв. В коллекции глиняных фигурок есть изображение кентавра (по старорусски китовраса), лошадок и коников, собачек, медведей и птиц (кур, уток, гусей), покрытых зеленой поливой, Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки. Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках и других территориях соседствующих с Новгородскими землями.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Самыми распространенными фигурками солецкой игрушки были курочки и петушки. У курочек крылышки всегда прижаты. Именно эти игрушки-свистульки курочки и петушки дошли до начала XX в. Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц «мужского рода», курицы же именовались пету́шками ( ударение на втором слоге).

Один из распространённых образов – свистулька рыба – символ водной стихии Солецкого района: ручьев, рек и озер, затаившихся в глухих лесах, и, конечно же красавицы реки Шелонь, на берегах которой вот уже более шести столетий расположен небольшой, но удивительно красивый городок Сольцы. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды.

До войны игрушки-свистульки были в каждом доме. После войны они исчезли. А последний известный гончарных дел мастер Иван Артемьевич Андреев в 60-х годах прекратил заниматься этим ремеслом. К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеевича Тимофеева (1891–1967) скульптурная пластика которых восходит к образцам древней Новгородской игрушки XI-XV веков. Это установлено при анализе форм изделий — тулово птичек каплевидной формы, минимум налепов и декора поверхности.

Инициаторами проекта «Солецкая глиняная игрушка», последовательно его осуществлявшие в последние годы, были сотрудники местного краеведческого музея, т.е. специалисты. И это очень важно. Особое место среди них занимает один из авторов этого проекта, художник-керамист С. В. Скирченко, который воплотил старые образы новгородской игрушки и снова вернул их к жизни. В результате бесед со старожилами Сергею удалось выяснить, как выглядела игрушка. Были созданы эскизы, и похожесть образов подтверждалась очевидцами.

Это были петушки, утицы, барашки. Так же были и городские темы — барышни, солдаты, пары. Такую игрушку называют «комодная». Местные старожилы ещё помнили, как выглядела Солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели инвалидов. Специалисты и искусствоведы сегодня признали Солецкую игрушку Скирченко в качестве восстановленного промысла.

Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции, узнаваема и имеет собственные отличия. Конечно, во многом это игрушка авторская, название дано по имени города. Она создана краеведом как память о традиционной народной игрушке Новгородчины, которая реально существовала в прежние века. Она по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение заложено потребностями современной моды и нашим бытом. Так можно сказать о большинстве игрушечных промыслов России.

12. Романовская (Липецкая) игрушка

Это традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек- свистулек , сформировавшийся близ села Романово на территории Липецкой области России .

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище (существует с XVI века) острог, и селение стало называться городом Романов.В XVIII веке город Романов был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком .

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Игрушки ранние и XIX века отличаются и по форме, и по содержанию. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек к началу XIX века составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре . Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой ( глазурью ) или красились краской.

Изменения происходят в XIX веке, с открытием Липецкого курорта. Публика в городе появляется богатая, разнообразная, нарядно одетая. Сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах , нарядных дам , богатые выезды в колясках и каретах .

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Мастер-класс по рисованию и росписи игрушки «Дымковский петушок»

Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу.

Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки.

Жители слободы готовились к местному празднику – Свистопляске, во время которого устраивалась ярмарка. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Они имели тайный смысл. Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку.

К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.

Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями.

Цель: роспись дымковской игрушки

Задачи:

Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры.

Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус.

Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров.

Доставить удовольствие себе и окружающим.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации с изображением дымковских игрушек

Для работы нам понадобятся

Ход работы:


Возьмём альбомный лист и обводим ладошку, ребёнка.


Затем дорисовываем контур петушка и вырезаем его.

По шаблону обведем крыло петушка.

Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи мы знаем (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)



Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора, используя кисть потолще.




Затем мы рисуем крыло петушку





А теперь кисточкой потоньше рисуем более мелкие узоры.


Приклеиваем петушку крыло и вот наша игрушка готова!



Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки

Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все.

Детский мастер-класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи

Детский мастер-класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи Детский мастер – класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи выполняли ребята подготовительной к школе.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок»

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок» Цель: развитие интереса у детей к народной культуре, народному промыслу. Задачи: - развивать умение использовать разные элементы росписи.

Мастер-класс модульной игрушки для малышей «Петушок»

Мастер-класс модульной игрушки для малышей «Петушок» Для изготовления небольшой модульной игрушки "Петушок"нам понадобится: Льняная ткань 15 х 15 см Ткань красного цвета 5 х 20 см Холлофайбер.

Мастер-класс по аппликации в старшей группе «Дымковский петушок»

Мастер-класс по аппликации в старшей группе «Дымковский петушок» Дети старшей группы попробовали себя в роли художников-декораторов и украсили силуэт петушка элементами дымковской росписи на занятии по.

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «Петушок»

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «Петушок» Новый, 2017 год по восточному календарю наступит относительно рано – 28 января – во второе новолуние после зимнего солнцестояния. Согласно.

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Петушок» из яичных лотков и цветной бумаги для детей младшего школьного возраста

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Петушок» из яичных лотков и цветной бумаги для детей младшего школьного возраста Цель: сделать игрушку «Петушка» из яичных лотков Задачи: 1. Обучить технике изготовления объемной игрушки «Петушок» из яичных лотков.

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню мезенской росписи на МААМИстория самой древней росписи Мезенская роспись возникла в низовьях реки Мезень Архангельской области.

Читайте также: