Русская народная игрушка романовская

Обновлено: 15.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Романовская игрушка

Романовская игрушка - из липецких краев. Композиции глиняных игрушек есть в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета.

Романовская игрушка - моя непосредственная, что ни на есть, землячка - моё родовое село Сырское всего в нескольких километрах:)

Вот здесь - адрес очень хорошего сайта по народным промыслам Липецкого края.

История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.
В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.
В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.

В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.

Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Романовская игрушка многим отличается от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и других.
Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой, сани с запряжкой в один конь. Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней.

Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла.
Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы, совершенно непохожие на скромные свистульки. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги. Массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богато их оперение; крылья, хвосты, сплошными тяжёлыми двух- и трёхрядными полукружиями расстилаются по земле. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина.

Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек.

Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером.

В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком. В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки.

13 марта с 15 00-18 00 в Областном центре романовской игрушки состоится научно-практическая конференция «Проблемы современной традиционной глиняной игрушки».

14 марта в 11 00 - Открытие выставки «Древние образы глиняной игрушки в творчестве современных народных мастеров» в программе, которой состоятся бесплатные мастер-классы «Лепка романовской игрушки», «Роспись филимоновской игрушки», «Лепка Курской игрушки».

Романовская игрушка

Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Описание игрушки

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.

Таким образом, маленькие свистульки становятся уже не детскими игрушками, а декоративными статуэтками. До петровской эпохи преобладали фигурки домашних животных и птиц, позже стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Высшее развитие романовского промысла приходится на 19 век, это связано с популярностью Липецкого курорта, который посещала вся столичная знать, частыми посетителями были поэты, писатели, актеры, музыканты, офицеры, политические деятели. Постепенно всем привычная сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая первое место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями. Курортники старались привезти из этих мест яркий и оригинальный сувенир в виде декоративной, самобытной фигурки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль: выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы, кокарды на фуражках; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время.

Как играть?

Детям наверняка будут интересны глиняные расписные свистульки, они привлекают своей яркостью и необычностью. Несмотря на свои миниатюрные размеры, глиняные свистульки мелодично свистят. Взрослые же считают, что хрупкие глиняные игрушки не подходят для игр маленьким детям. И совсем зря, глиняные игрушки яркие, необычные и самобытные, изготовлены из натурального материала, безопасного для ребенка. По мнению психологов и педагогов важно включать в игры ребенка самобытные, народные свистульки и фигурки. Предложите вашему малышу глиняную свистульку и он сам придумает, что с ней сделать. Так, яркая расписная птичка превращается и в самолетик и в ныряющую рыбку, и даже в оберег. Мелодичный свист по народным преданиям отгоняет злых духов.

Плюсы и минусы

В возрасте от 2 до 5 лет дети с удовольствием слушают сказки, которые развивают память и внимание. Необычный вид глиняных игрушек однозначно заинтересует ребенка, ведь дети привыкли к магазинным игрушкам, своеобразные глиняные игрушки станут прекрасным образцом для знакомства с русским народным творчеством. Кроме того, игрушками из глины можно не только любоваться, но еще и создать их самостоятельно, благо наша земля богата этим природным материалом. Занятия лепкой успокаивают, оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, снимают тревожность. В процессе лепки получается объемный предмет, именно благодаря этому лепка позволяет малышу представить образ, а потом создать его. Пытаясь как можно точнее создать выдуманный образ, кроха начинает активно работать сразу всеми пальчиками, что способствует развитию речи и мышлению, а также поможет в будущем при освоении письма и рисования.

Новый век

Производство

Игрушки романовских мастеров были представлены на выставках и ярмарках Москвы, Беларуси, Твери, Италии, Скопина, Воронежа. До сих пор работы этих авторов бережно хранятся в Санкт-Петербургском Русском музее, Московском Государственном Российском Доме народного творчества, других музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. Сегодня любой желающий может попробовать себя в роли мастера-игрушечника, своими руками слепить свистульку в студии романовской игрушки г. Липецка.

Романовская игрушка

Так уж повелось, что не было на Руси такого городка или села, где не процветали бы ремесла. Не исключение и Липецкая земля.
Традиции романовского промысла имеют глубокие корни. Романовская глиняная игрушка давно стала визитной карточкой нашей области.
Делали ее гончары из с. Романова (ныне с. Ленино Липецкого района), расположенного в 15 км от Липецка. В XVI в. на эти земли, принадлежавшие боярам Романовым, были переселены крестьяне из с. Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии. Возможно, они-то и принесли гончарное ремесло на новые земли, богатые глиной.
О природных богатствах нашего края пишет краевед, писатель, этнограф, журналист, А. Леопольдов в «Очерках Липецка», опубликованных на страницах «Тамбовских губернских ведомостей» в 1858 г.: «Природа наделила городъ Липецкъ своими редкими и не оцененными дарами. Кроме красивой местности и благораствореннаго воздуха, къ естественнымъ богатствамъ его относятся: воды, грунтъ земли, камень и чугунная руда».
Местная гончарная глина, причем всех сортов – черная, красная, желтая и даже белая, с отличными качествами, позволила переселенцам развернуть традиционный промысел на новом месте. Со временем промысел окреп.
Д. П. Семенов – ученый-статистик, сын известного нашего земляка, выдающегося географа П. П. Семенова-Тян-Шанского, в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества : настольная и дорожная книга для русских людей» (1902 г.) писал: «В Тамбовской губ. наиболее известна Романовская волость Липецкаго у., где имеется до 600 кустарей, занятыхъ приготовленiемъ глиняныхъ горшковъ и игрушекъ. ».
В начале XX века Михаил Трунов создает липецкое Петровское общество распространения научных и практических знаний. Тогда и стали собирать первую коллекцию глиняных игрушек для краеведческого музея. Об этом говорится в «Отчете Липецкого Петровского общества распространения научных и практических знаний за 1909 год»: «В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ. Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М. Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя». Романовская игрушка ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки. За пределами области игрушки стали известны благодаря скупщикам, развозившим изделия по губерниям. Именно к Егорьевской ярмарке, проводимой в г. Липецке, с. Борино и Усмани с 17 по 23 апреля, было приурочено их массовое производство. Самые ранние образцы липецкой игрушки в фондовых собраниях Русского музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и Липецкого краеведческого музея относятся ко второй половине XIX века. Это различного рода свистульки в виде: коней, оленей, петухов, баранов и небольшие фигурки, покрытые желто-зеленой поливой, изображающие поездки и всадников. В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию. Простые свистульки увеличиваются в размерах, нередко до 30-40 см высотой. У петуха появляется высокий гребень причудливой формы, красивое оперение, нарисованное палочкой по сырой глине. Раскраска становится яркой, сочной, броской. Это уже не просто игрушка, а нарядная декоративная статуэтка.



Вообще, в романовской игрушке насчитывается всего 40 сюжетов: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег. Все они имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие. Позже появляются образы утки, селезня, быка, коровы. К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.
Романовская игрушка всегда была музыкальной. У романовских мастеров поют и барыньки-романушки, и индюки с утками, и кони с медведями. Как утверждают липецкие мастера, такие акустические возможности дает местная глина. Сюжеты брались мастерами из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Поэтому у каждой эпохи своя свистулька.
До Петра I чаще лепили домашних животных, а открытие Липецкого курорта вызвало к жизни новые сюжеты – тут и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры, появились барышни в роскошных нарядах. Романовская игрушка была очень популярна на Липецком курорте, каждый отдыхающий непременно хотел увезти с собой на память понравившийся местный сувенир.



В послереволюционные годы гончарное ремесло стало угасать, так как упал интерес к народному искусству. И лишь благодаря усилиям местных мастеров, которых остались считанные единицы, удалось сохранить секреты старинного ремесла.



Сегодня трудно сказать, почему Иван Митин решился на такой риск. До 1918 года семейство Митиных работало сообща. Как отмечал искусствовед А. Фрумкин: «Иван Павлович делал замечательные традиционные игрушки: поездки, всадников, кавалеров, дам, самые разнообразные свистульки и прочее». Когда в 30-х годах промысел стал постепенно угасать, лишь сын И. П. Митина – Василий Иванович (1912-1975) продолжал «крутить дудки». Не оставил он любимое дело даже во время войны. Вернувшись с фронта, Василий Иванович стал передавать опыт своим детям. До середины XX в. вся семья трудилась над созданием игрушек: всю зиму лепили, сушили на печи, а весной начинали обжигать, затем раскрашивать и готовить на продажу. Этим и жили. В 60-е годы романовская игрушка былого интереса уже не вызывала и дохода не приносила. Да и дети стали разъезжаться из родного дома. Но навыки, полученные в детстве, помнят все Митины.

mv22



Накопив богатый творческий опыт, с 1987 г. он стал охотно обучать мастерству студентов ЛГПИ. Ивану Федоровичу в 1993 г. было присвоено заслуженное звание «Народный мастер России». Трудно перечесть сюжеты мастера, даже в традиционных игрушках присутствуют разнообразные авторские варианты. Игрушки мастера не раз экспонировались на областных и всероссийских выставках. Сейчас они хранятся в частных коллекциях и в Липецком областном краеведческом музее.


Самым преданным и талантливым учеником И. Ф. Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. В 1949 г.). В 1964 г. он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке. 10 лет Виктор Васильевич постигал технику лепки и пластику романовской игрушки и выработал свой неповторимый стиль. Его птица сирин, которую до него никто не делал, - авторская находка. В ней он сочетает образ женщины-романушки и птицы.



Среди игрушек Маркина есть разнообразные свистульки: жаворонки и сирины в кокошниках, петухи с гребешком-полусолнцем, утки с выводком утят и горделивые индюки, а также столь любимые мастером и весьма сложные в работе лихие запряжки с седоками и всадники-казаки, танцующие медведи и мужики, и конечно, барыни-романушки и романцы.



С 1993 г. Виктор Маркин участвует как мастер романовского творчества на выставках и фестивалях (Москва, Беларусь, Тверь, Италия, Скопин, Воронеж). В декабре 1997 г. состоялась его персональная выставка в Центральном Доме художника в Москве. Сегодня работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт- Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай).



В 1998 г. В. Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м стал членом Союза художников России.
Более 20 лет В. Маркин обучает искусству создания глиняной фигурки собственных учеников. В 1986 г. им был организован кружок в местной Троицкой школе. В 2004 году появился «Центр традиционной романовской керамики». Сегодня традиции романовского промысла продолжают в Областном Центре романовской игрушки, который был открыт в 2011 году.
Гости центра могут принять участие в увлекательных мастер-классах. Ученики В. В. Маркина: Снежанна Ильина, Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и др. занимаются изучением игрушки: восстанавливают ее роспись, собирают по крупицам то, что было утеряно в прошлом веке. Успешно проводят занятия с детьми.


Погрузиться в уютный мир творчества и попробовать смастерить своими руками свистульку можно в студии романовской игрушки Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства. Занятия там проводит народный мастер, член Союза художников России Елена Смолеевская. Впервые она познакомилась с романовской игрушкой во время учебы в ЛГПИ. Вместе с однокурсниками художниками она выезжала на практику к Ивану Федоровичу Гункину. Незабываемые впечатления получила она от знакомства с мастером, и спустя годы уже сама привозила к нему студентов перенимать бесценный опыт. Игрушки художницы, в большинстве своем, музыкальные. Елена Геннадьевна и сама с удовольствием наигрывает на уточках и лошадках интересные мелодии. Так же в ее творчестве представлены сложные композиции: это и герои 1812 года – офицеры, драгуны, гусары, уланы; пары, танцующие на балу Липецкого курорта; библейские сюжеты; образы царской семьи.





Несмотря на то, что сегодня многие предпочитают «цветную» романушку, Елена Смолеевская выбирает традиционную палитру – желто-зелено-красную, но находит свое решение – добивается эффекта «стекловидности», отчего ее игрушка кажется более тонкой. Еще одна отличительная особенность творческого почерка народного мастера – тонкий изысканный юмор. Вот почему работы художницы узнаваемы и вызывают интерес не только в России, но и за рубежом. Сегодня наши мастера - участники международных, Всероссийских фестивалей и семинаров, лауреаты и победители выставок и конкурсов.

Невероятно тепло встретили народного мастера Ольгу Волокитину в Олимпийской деревне в Сочи. Несколько дней липецкий мастер показывала, как лепить романовскую игрушку. Среди гостей нашлось много желающих попробовать свои силы в этом ремесле. Старинный промысел, делающий нашу жизнь богаче и красочнее, жив и развивается стараниями замечательных людей В. Маркина, О. Волокитиной, С. Ильиной, Е. Смолеевской и многих других липецких мастеров. Благодаря им романовская игрушка стала одним из символов Липецкого края, а с. Троицкое – перспективным туристическим центром региона.


Глиняные поделки села Романово ныне Липецкой области известны с XVI в. Принято считать, что гончарный промысел в Романове появился после того, как в эти края переселились крестьяне из села Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии и было это в XVI веке.

Эту глиняную игрушку в народе ласково прозвали по названию села — «романушка». О ней написано много статей и книг. С первого взгляда, она впечатляет своей выразительностью и разнообразием образов.

Романовская малая скульптура сохранила милую непосредственность и самобытность, праздничность и сказочность, не утратила поэтического строя.

Лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре — более 40 основных сюжетов насчитывалось уже по официальным упоминаниям в конце XIX века.

Барыня с ребенком. Романовская игрушка, Липецкая обл. 1919 г. ГМЗ Царицыно.

К перечисленному можно прибавить: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег.

Все они имели и обрядовый смысл: собака — охранитель; индюк — игрушка для ребенка и оберег, её привязывали к люльке; козел ржаной — хлебное изобилие.

Позже появились образы утки, селезня, быка, коровы.

К наиболее поздним (начало XX в.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Раскрашивается игрушка двумя способами: поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.

Игрушка романушка. Всадник на коне.

История романовской игрушки

Романовской эта игрушка называется по названию села Романово. Там и в ближайших сёлах Пады, Хрущевка, Троицкое активно развивался гончарный промысел, лепили посуду и игрушки. В этих местах на высоком берегу реки Воронеж отличные месторождения гончарных глин разных сортов.

Не часто бывает, чтобы изготовление игрушек выделилось в отдельный промысел, но с романушкой произошло именно так. Игрушки ценили как малую скульптуру, их охотно покупали в городе и в деревне. Скупщики покупали и вывозили романушку далеко за пределы области.

Скорее всего, они и стали заниматься гончарным ремеслом, да и игрушки, если присмотреться, чем-то напоминают скопинские скульптуры.

Научный и искусствоведческий интерес к игрушки-романушки возник благодаря известному просветителю, подвижнику и краеведу Михаилу Павловичу Трунову (1867–1942 )и «Петровскому обществу». Игрушки стали покупать для коллекции. В отчете общества за 1909 год говорится:

В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ.

Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М. Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя.

Именно тогда и начали собирать первые глиняные игрушки для Краеведческого музея и для других российских музеев.

Наибольшего расцвета романовский промысел достиг во второй половине XIX в., а вот к 1930-м годам промысел стал угасать. Новое развитие он получил в 1980-е, когда его стали изучать студенты Липецкого педагогического института.

В настоящее время современные мастера, опираясь на романовские традиции прошлых веков, возрождают древний игрушечный промысел Липецкого края.

Офицер. Традиционный сюжет. Полива.

Романовская игрушка очень разнообразна, мастера лепят более полусотни сюжетов — от глубоко традиционных животных, птичек-свистулек, всадников, до современных сиринов и медведей; от простых собачек, до объёмных композиционных выездов и повозок, запряжённых тройкой лошадей. Как и встарь, игрушка покрывается поливой или окрашивается краской.

Село Романово

История села непосредственно связана с династией Романовых и начинается в XVI веке. Земли Романовых в Скопинском уезде были разорены и тогда крестьян переселили сюда.

Образовалось городище, затем город Романов. Поначалу земли относились к Тамбовской губернии, а потом перешли к Липецкой. До сих пор иногда, в описаниях фондов музеев, в описании можно встретить, что игрушка — Тамбовской губернии.

С XVIII века город снова стал селом. После революции 1917 года село Романово переименовано в Ленино, так оно зовётся и сейчас.

За всё время существования села там процветал гончарный и игрушечный промысел. Угасание произошло с приходом технического прогресса и в связи с политическими переменами в стране после революции.

Есть предположения, что отказ кустарей от гончарного производства в этих краях связан с высоким налогом на гончарство.

Музыкальная игрушка

Романовская глиняная игрушка всегда была музыкальной. Это настоящие окарины, на которых можно наигрывать мелодии. Обычно свистульки имеют от двух до шести–восьми отверстий.

Поют в романушке и барыньки, и медведи, и диковинные петухи с огромными гребешками. Мастера утверждают, что именно местная глина даёт необыкновенные акустические возможности.

Курортный сувенир

Игрушка поначалу была довольно простой, лепили в основном образы домашних животных. На развитие сюжетности во многом повлияло открытие Липецкого курорта в XIX веке.

Игрушки стали яркими и более выразительными. Появились многофигурные композиции: сани с возницей, гуляющие пары в нарядных одеждах, тройки, шикарные диковинные птицы-индюки с пышными хвостами.

Каждый, кто приезжал на Липецкие воды, считал необходимым увезти красивый сувенир.

На сюжетность игрушки также ещё повлияла и мода на фарфоровые статуэтки. Появилось выражение «комодная игрушка». Барыни, офицеры, нянюшки и наездники — эти образы появились сразу в разных ремёслах — сергиевской игрушке, тульской городской и других, не обошли они и романушку.

Ильина С.В.

Как рождается крынка – я увидела ещё маленькой девчонкой восьми лет. Зачарованно и безотрывно смотрела на работу мастера, который на моих глазах накатывал жгутики и намазывал друг на друга, а потом происходило чудо — жгуты исчезали, несколько движений рук и появлялась крынка, горшок. «Волшебник» — подумала я…

Учителя

Выезд в два коня. Романовская игрушка. Мастер: С.В. Ильина

Через несколько лет Маркин В.В. и Гункин И.Ф. собрали ножной гончарный круг в кабинете, где проходил кружок и Иван Федорович стал сажать за него мальчишек — обучать. За гончарный круг он не посадил ни одну девчонку, только приговаривал: «Не бабское это дело, лепите игрушку». Мне оставалось только смотреть, слушать и самой лепить.

Петух. С.В. Ильина

Во время занятий Иван Фёдорович рассказывал о своей жизни: как заготавливали глину, как «мучили» её (замачивали), как лепили игрушки всей семьей от мала до велика, как обжигали. Для ребёнка это было серией сказок, воображение дорисовывало картинки к каждому рассказу.

Олень-древо с птичкой. Небесный покровитель молодых пар. Романовская игрушка. Мастер: С.Н. Ильина

По окончанию учебного года летом приходила к Ивану Фёдоровичу домой. К нему на практику приезжали студенты из ЛГПИ Художественно-графического факультета, и он проводил занятия у себя дома. Там я впервые увидела, что такое обжиг в горне (печь для обжига в земле), как игрушки и посуда меняют свой цвет при обжиге.

Ещё тогда, в детстве, я решила, что когда-нибудь у меня будет такая же печь. Когда Гункин И.Ф. перестал вести занятия по романовской игрушке в школе, их продолжал вести Маркин В. В., он и стал моим учителем и наставником.

Свой горн

В 2005 году мы с мужем поставили горн у себя на участке, предварительно изучив горн Гункина И. Ф. Земляной горн представляет собой яму, выложенную внутри кирпичом.

Растопка

Состоит горн из двух камер. Одна, нижняя, служит топкой, вторая – камерой для укладки изделий. Так называемая печь прямого огня. Первый же обжиг в печи показал, что пройдет не один год, прежде чем смогу овладеть процессом обжига. Выяснилось, что этот процесс несравним с простым подбрасыванием дров в костер. Это, если хотите, исследовательская работа —научиться качественно обжигать работы в горне.

Горн

В разных частях камеры, во время обжига может быть разная температура на 200-300°С. С одного обжига мы можем получить и пережог изделий, хорошее качества работы и недожог керамики. Изначально поставила себе задачу научиться обжигать в печи без помощи современных технологий — по старинке. Опираясь на воспоминания из рассказов Гункина И.Ф., частично свои воспоминания, выстраивала режим нагрева печи. Опыт работы в электрических печах с игрушкой уже был немаленький, оставалось его перенести на дровяную печь.

Работала в эти годы только с игрушкой, с одним видом глины и определяла температуру на глаз. Чтобы научиться относительно равномерно обжигать работы у меня ушло три года. По истечении этого времени пришло умение управлять температурой в любой части горна, поднимать и опускать её, делать температурные выдержки. Попутно изучала свойства пород дров, которыми приходилось пользоваться и их своевременное использование на разных этапах обжига.

Впервые случайно села за гончарный круг в 2005 году, выкрутив небольшой горшочек. Общение с опытными мастерами на выставках и фестивалях помогло приобрести большое количество информации о горнах, самодельных гончарных кругах, печах. В 2006 г. мне собрали самодельный электрический круг, и Маркин В.В. уговорил Петра Федоровича Гункина, брата Гункина И.Ф., давать мне уроки и поставить пальцы на круге.

В то время приоритетным направлением в моей работе была романовская игрушка, а гончарное ремесло лишь любительским интересом. Серьезно темой гончарства я занялась с 2010г. Гункина П. Ф уже не было в живых и пришло осознание, насколько ценными были те немногие уроки, что я получила.

Каждый местечковый промысел включает ряд движений и определённое положение рук для того, чтобы превратить глиняную массу в любую форму на гончарном круге. Для того чтобы отработать эти движения до автоматизма нужна только практика. Отличительной особенностью романовского промысла является жгутовой прием использования глины при изготовлении сосудов средних и крупных форм. Маленькие формы (кружки, миски, тарелки) вытягивали из комка глины. На круг набивается донце, которое выравнивается сразу. Затем накатываются жгуты, количество которых зависит от величины и высоты сосуда, который вы хотите выкрутить. Жгуты вмазываются правой рукой, в то время как ладошкой левой руки формируете внешнюю стенку сосуда. Нижний жгут примазывается очень тщательно к донцу. Дальше, вмазывая один жгут на другой, мы поднимаем стенки сосуда, на нужную высоту. Тщательно все смачивается водой, и, работая одновременно двумя руками, превращаем жгутовой « цилиндр», в однородную заготовку. Следующий этап — это придать заготовке нужную форму.

Гончарная утварь. С.В. Ильина

Липецкая земля богата залежами глин, разных цветов и составов. Одни богаты известняком и мелом, тощие и жирные. Посуда, которую мы изучала в фондах музеев Липецка, отличалась по цвету, соответственно была разной по составу глины. Где мастера копали глину? Какие местные глины смешивали? Спросить было уже не кого. Проще всего глину приобрести на профильном заводе, готовую к употреблению. Но это не местный материал, поэтому на протяжении нескольких лет была опробованы все глины Липецкого района. Работала с чистой карьерной глиной, смешивала разные виды глин, изменяла их пропорции в составе глиняной массы, обжигала изделия, сравнивала со старыми образцами. Работа не прекращалась, пока не добилась положительных результатов.

Со свинцовыми глазурями я принципиально не стала работать. Меня заинтересовал более старый и экологически чистый способ обработки посуды. Следующей задачей, которую я поставила для себя — были «синюхи».

Романовский промысел

Во время работы по поиску материалов в Государственном архиве Тамбовской области и Государственном архиве Липецкой области, встречались упоминания о мастерах Романовского уезда, которые в середине XIX в. возили работы по всей Тамбовской губернии. То есть промысел был достаточно мощным и богатым.

Паровоз в вагонами. Романовская игрушка. С.В. Ильина

Есть упоминания о том, что мастера производили около 90 видов посуды и участвовали в крупных ярмарках, представляющих Тамбовскую губернию. Мастера Романовского уезда упоминаются в справочнике по промыслам Тамбовской губернии – 1900г. издания. В 1921 году с. Романово переименовано в с. Ленино.

Водовоз с гармошкой. Романовская игрушка. С.В. Ильина

После 1920-х годов пока не найдены архивные упоминания о гончарном промысле, только об игрушечном. Встречаются краткие заметки в периодической печати. По рассказам Гункина Ивана и Петра Федоровичей, их отец и другие мастераперестали массово возить на ярмарки посуду и игрушки во времена коллективизации — конец 1930-40-х г. Облагали налогом не только каждый горшок на телеге, но и каждую игрушку. Нет реализации для мастера, нет и производительности. Многие бросили свои мастерские, и ушли работать на подработки, чтобы кормить семьи.

Мужик на козле с гармошкой. Романовская игрушка. С.В. Ильина

После Великой Отечественной войны 1941–1945гг. многие мастера не вернулись. И.Ф. Гункин — остался единственным гончаром на всю округу. Благодаря искусствоведам А.Н Фрумкину, Н.Ф. Вяткиной, которые обратили внимание на романовскую игрушку, а значит, привлекли внимание к работе и знаниям И.Ф. Гункина, появилась возможность возродить и романовский гончарный промысел.

Возрождение

Последние 60 лет гончарный романовский промысел был в тени игрушечного промысла, над возрождении которого работал не один десяток лет группа мастеров.

Выезд парочки с возницей. Романовская игрушка. С.В. Ильина

Первым делом были изучены фонды Липецкого областного краеведческого музея и Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства. Затем были поездки по окрестным селам, в дома культуры, при которых создавались уголки быта и мини- музеи. Знакомилась с коллекциями Липецких школ и гимназий, где на удивление есть даже акты о приемке и истории предметов.

Романовская игрушка7. С.В. Ильина

Благодаря этим энтузиастам, найдены образцы посуды, которых нет ни в одном музее Липецка. Подавляющее большинство — это обливная посуда. Документально установлено, что посуду и игрушку обливали уже с середины XIX века. Но, очевидно, по большинству старых образцов, даже если посуда была обливной, её все равно слегка чернили. Это была дань вековым традициям или мастера воспринимали посуду такой? Сейчас трудно сказать.

Офицер на коне. С.В. Ильина

Более поздние образцы (весь период работы И.Ф. Гункина) были только обливными, даже не было и намека на чернение. По рассказам старого мастера «синюхи» делал его отец — Федор Гункин. Часть отец делал обливными — это на рынок, часть синюшили для себя и для местных.

Благодаря сотрудничеству с искусствоведом Н.А. Прямковой и краеведом Липецкой области А.Ю. Клоковым были найдены интересные образцы посуды начала XX в., а самое главное — это были «синюхи». Опыт обжига игрушек в горне был, осталось восстановить процесс обработки «синюхи» на нашей местной глине, ну и конечно параллельно обучаться гончарному ремеслу.

Обжиг

Обжиг разделяют на окислительный и восстановительный. Окислительный — это обычный обжиг, который можно проводить и в электрических печах. Восстановительный — это томление посуды при определённой температуре без доступа кислорода. При этом процессе, посуда приобретает от серого ( часто неравномерного) до черного цвета.

Горн.

Цвет посуды зависит от температуры, при которой замазываются все отверстия, засыпается и перекрывается любой доступ кислорода. Имеют значения и дрова, которые закладываются перед закупориванием. У каждого мастера свои хитрости. Ушло несколько лет, чтобы освоить этот процесс, но результат до сих пор непредсказуем.

Гончарная посуда. С.В. Ильина

В этом прелесть горна, он может служить как обычной печью для обжига керамики, так и выполнять функции восстановительной печи. В последнем случае могут восстанавливаться металлы и соли, содержащиеся в глине. Оттенки на работах могут быть медными, серебристыми, бронзовыми, обычные глазури приобретают различные металлические и люстровые оттенки.

С каждым обжигом, открываешь что-то новое для себя, в себе, в своей работе.

Читайте также: