Русская народная игрушка свистулька описание

Обновлено: 04.05.2024

Сегодня глиняную свистульку встретишь на каждой ярмарке, где её не только видно, но и слышно. История самого народного керамического изделия уходит в глубину веков. До того, как стать ярмарочным сувениром, глиняная свистулька (дудка, гудуха, свистун) была важным языческим инструментом для вызывания дождя, оберегом от нечистой силы, а заодно музыкальным инструментом.

Считается, для забавы свистульки начали изготавливать лишь в XIX веке. Традиции многих гончарных центров, которые тогда возникли, сохранились до сих пор, и в современной России живут и работают потомственные свистулечники. Сберечь удалось не только форму и орнамент, но и голос свистульки, который зависит от качества глины и слуха мастера.

Свистопляска из глубины веков

Когда на Руси впервые раздался глиняный свист, узнать невозможно. Историки ручаются за то, что более тысячи лет русские гончары изготавливали глиняные дудки различных форм. Самые ранние археологические находки этих изделий относятся к X веку, но мастерили свистульки гораздо раньше.

В языческие века дудки играли важную роль в обрядах и наделялись магическими свойствами. Известно, что с их помощью пытались вызвать дождь в засуху и распугать нечистую силу. Делали свистульки и в качестве музыкальных инструментов – для себя и по заказу для ярмарочных выступлений. Музыкальные дудки были нарочито неказистыми, отличаясь от всех прочих отсутствием рисунков и орнаментов.

Скоморохи

Считается, что слово «свистопляска» тоже пошло от игрушек-свистулек. Например, в Вятской губернии дети подыгрывали на глиняных дудках родителям, бравшим в руки балалайки, в дни поминовения предков, и это называлось свистопляской.

Долгое время свистульки, да и игрушки тоже, считались побочным промыслом русских гончаров – их лепили наскоро из остатков глины, которая шла, прежде всего, на изготовление посуды. Однако с XIX века они стали самостоятельным направлением и отвоевали себе часть гончарного прилавка. А когда на смену посудной керамике пришёл металл и фабричные изделия, игрушки стали залогом выживания для гончара.

О чём свистит корова?

Чаще всего русские свистульки имеют форму животного, как правило, птицы. Традиционно «поют» глиняные утки, куры, совы, голуби и пернатые неопределённых типов. Также делали свистульки в форме других животных, например, коров, которые должны были насвистеть владельцам крепкую семью и здоровье. С птичьими свистульками народные поверья связывали привлечение в дом богатства и благополучия.

Жбанниковская свистулька-корова

При сходных технологиях производства глиняных свистулек в разных регионах России существовали свои местные особенности. Например, кое-где изготавливали водяных соловьёв, которые начинали петь переливчатым голосом после наполнения водой. Для других игрушек попадание воды, напротив, было равносильно паденью на землю – свистулька могла раскрошиться в руках.

Разновидностей свистулек великое множество. Наиболее известны каргопольская, жбанниковская, абашевская, плешковская, старооскольская. И дымковская, конечно. Сегодня изготовлением традиционной игрушки-свистульки занимаются, в основном, дипломированные художники и педагоги народных студий, но и кустарей в этом деле немало. Мастера со стажем говорят, что прокормиться игрушкой можно, но разбогатеть вряд ли получится – слишком дорого свистульку не продашь, а сил и средств на её создание уходит немало.

Потомки мастеров

В Нижнем Новгороде Анну Терешину называют волшебницей и хранительницей традиций. С именем мастера связывают сохранение легендарного жбанниковской игрушки, которая родилась в местном селе Жбанниково в XVII веке. Анна – прямой потомок, по крови и ремеслу, мастеровой династии Тимофеевых, с которыми связывают развитие промысла.

Анна Терешина

Обучалась изготовлению игрушки она у матери, Прасковьи Тимофеевой, а ту научил отец. Дед был потомственным гончаром, и все его дети занимались этим ремеслом: сыновья делали горшки, дочери – игрушки-свистульки. Анна Терешина с гордостью рассказывает, что её дед торговал своими изделиями не только на ярмарках в Нижегородской области, но и в Москву возил. Благодаря чему стал по местным меркам состоятельным человеком.

А его внучка не только до столицы, но и в зарубежные страны добралась со своими свистульками. На испанском фестивале народных мастеров мэр города Теруэль, восхищённый голосом и видом терешинских-тимофеевских петушков и баранов, устроил для Анны аудиенцию.

Мастер глиняной игрушки из Каргополя Валентин Шевелёв вспоминает, что лепке игрушек его научил дед. Сначала давал поиграть, а увидев интерес у внука, взялся за обучение. «Говорил – садись, в жизни пригодиться, – вспоминает мастер. – А так не хотелось. Ребята на лыжах вышли, с горок катаются, а мне игрушку лепить. Сейчас вспоминаю это время как самое лучшее».

Свистулька из Филимоново

Потомки мастеров сыграли важную роль и в сохранении филимоновской игрушки, которая происходит из Тульской области. В середине прошлого века в Филимоново остались лишь три мастерицы, которые помнили традиции. Объединение усилий их потомков и группы выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища позволило сохранить промысел.

А вот в селе Абашево Пензенской области сохраняют секреты абашевской игрушки в школе. Здесь открыт музей глиняной игрушки, где можно услышать рассказ о выдающихся мастерах, проводятся и занятия по лепке. Технологию изготовления свистульки здешний житель знает так же, как алфавит – со школы.

Абашевская свистулька

Как делают свистульку

Шаг первый. Выбор глины

Глина, пригодная для изготовления горшка или тарелки, может не подойти для свистульки. Мастера берут глину, в которой не более 10 – 15 % песка. Если его больше, изделие может не слепиться, а если меньше – даст не тот звук.

Шаг второй. Лепка

После добычи и специальной подготовки глины мастер вылепливает небольшой шар, из которого делает чашу с толстыми стенками. После этого сводит концы, чтобы получился шар, полый внутри (в нём будет формироваться звук), с продолговатым свистком.

Шаг третий. Работа над свистком

Для того, чтобы игрушка зазвучала, нужно сделать несколько отверстий с помощью трубочки или палочки, которые у гончаров называются пичужками. Некоторые дают глине подсохнуть, но в этом случае есть опасность, что изделие потрескается.

Свистулька жбанниковская

Первое отверстие делается в свистке, втрое на стыке свистка и пустотелой камеры. Отверстия должны быть правильной круглой формы, для этого они тщательно вычищаются от глины, различных шероховатостей и заусенцев. Для того, чтобы игрушка могла менять голоса и исполнять музыку, мастера делают отверстия по бокам. При игре их можно будет закрывать пальцами, изменяя тональность. Принято делать до шести отверстий.

Мастер нередко настраивает звук, регулируя размер отверстий, с мягкой глиной в руках. Голос будущей свистульки уже понятен, после обжига он станет громче и звонче.

Шаг четвёртый. Завершение фигуры

Получившийся шаг со свистком может стать основанием для любой фигуры, превратиться в птицу, быка или наездника, сидящего верхом на бочонке. После того, как фигурка готова, следует обжиг и роспись.

Игрушка-свистулька

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.

Описание игрушки

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:

• Сосудообразные, со свистком в подставке – самые распространенные свистульки на всех континентах.
• Водяные «свистульки-соловьи» – отличаются от других тем, что внутрь игрушки необходимо залить немного воды, и тогда издается особый свист, похожий на соловьиный.
• Глиняные свистульки, самые распространенные и характерные для всех стран постсоветского пространства, среди которых самые распространенные – это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки-свистульки отличаются от дымковских более простыми орнаментами, в то время как дымковские игрушки имеют более сложные узоры, но, в то же время, кажутся более сдержанными.

Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.

Как играть?

Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.

Плюсы и минусы

Игрушки-свистульки помогают детям избавиться от психической напряженности, развивают слух, чувство ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Однако выбирать свистульку для своего ребенка нужно очень внимательно. Потому как слишком громкий звук, наряду с некоторыми его тональностями или вибрациями могут негативно сказаться на слабой психике ребенка. Сегодня свистульки в качестве детской игрушки не очень популярны. Такие игрушки обычно привозят в качестве памятных сувениров и хранятся они преимущественно дома в шкафах или на сувенирных полках, а не среди детских игрушек. Однако по всей России проводятся выставки, посвященные глиняным свистулькам, в их числе Международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира», выставка «Почему свистит свистулька?» и выставка «Глиняные свистульки мира».

Новый век

Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.

Производство

На заводах дымковской и филимоновской игрушки можно найти красиво расписанные экземпляры свистулек, выполненные мастерами вручную. Есть компании, которые производят свистульки для детей, среди таких производителей Taowa, «Мастерская Сереброва» и Djeco.


Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.

Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание про­стейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изоб­ражения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Ле­пилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Сек­рет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного располо­жения воздуходувного канала в мундштуке и на­ходившегося под ним отверстия для выхода час­ти воздуха.

Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значи­тельно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части иг­рушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.

Наши игрушки – свистульки представлены в форме птичек, отличающиеся большим музыкальным достоинством. Датируются XV - XVI веком создания. Найдены они были в деревнях Хотебцово и Захряпино на размыве Рузского водохранилища. Сзади, обычно в хвосте, находится пригубник со щелевидным отверстием для дутья. Рядом с ним, внизу (под хвостом) или вверху (на спине фигурки), находится пищик. Без него свистулька нема, она свистеть не будет. А по бокам – два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию.

В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.

Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.

Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.

На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.

Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Плешковская игрушка

Плешковская игрушка — народный художественный промысел по изготовлению глиняной игрушки. О плешковской игрушке известно было уже в 17 веке. Промысел появился в селе Плешково Орловской области. Согласно историческим источникам вокруг деревни стояли густые леса, а в самом месте из-за скудности земли образовалась плешь. Так и появилось название деревни ¬– Плешково. Несмотря на отсутствие растительности и плодородных почв, на этом месте люди добывали замечательную глину, из которой делали горшки и квасники, а для детей лепили игрушки-свистульки, принимали участие в выставках и ярмарках, вследствие чего о плешковской игрушке стало известно не только на территории России, но и далеко за пределами нашего государства – в Германии, США, Италии и Франции. Местные жители утверждают, что раньше в данной местности в мае месяце люди отмечали необычный праздник «Свистунью». Звонкий свист игрушек-свистулек помогал жителям изгонять из своих домов и сердец нечистую силу, все злое и черное, что накопилось за зиму.

До сих пор на территории России мастера игрушечники изготавливают детские игрушки и свистульки, сохраняя народные традиции, передавая от одного поколения другому секреты ремесла и искусства создания игрушек, народные представления о красоте, природе и жизни. Форма игрушек полностью сохранилась с 18 века, современные мастера лишь немного усовершенствовали и видоизменили внешнее оформление, наделяя игрушку новым смыслом. Сегодня плешковская игрушка – это не просто детская забава и свистулька, она сохранила в себе архаичность, когда созданные образы использовались в таинственных магических обрядах и несли в себе образ богов, использовались в качестве оберегов домашнего очага.

Описание игрушки

Плешковская глина после обжига приобретает светло-розовый или бежевый оттенок с блестящими крапинками, благодаря слюде, входящей в ее состав. Глина обладает пористостью, из-за этого краска для росписи игрушек, впитываясь, оставляет на поверхности блеклые нежные тона, которые замечательно сочетаются с природным цветом глины. Мастера используют совсем немного красок, чтобы получились красивые свистульки ремесленнику необходимо нанести лишь несколько цветных полос или пятен. Цвета, обычно используемые для раскрашивания фигурок, – красный, синий, зеленый, реже желтый. Раньше использовали натуральные красители (тертый кирпич, смешанный с соком лопуха или конопли, сок ягод и первоцветов). Современные мастера используют уже готовые краски для росписи. Тем не менее, несмотря на насыщенный цвет, готовая краска, впитываясь в поверхность глины, приобретает нежный пастельный оттенок. Из-за своей структуры плешковская глина не требует дополнительного декора – небольшие поблескивающие вкрапления и так очень гармонично смотрятся. Большинство плешковских игрушек – свистульки, но изготавливались и обычные игрушки. Характерная особенность плешковских игрушек – расположение свистка, в фигурках людей свисток находится в руке. Форма игрушки цельная, без налепов и лишних деталей. Размер игрушки обычно не больше детской ладошки. Глаза, рот и нос персонажа делаются с помощью тонкой палочки надавливанием – получаются маленькие дырочки. Плешковские игрушки-свистульки отличаются от других простым внешним оформлением и лаконичностью. Образы, используемые в плешковской игрушке стандартны, как и в игрушках из других районов: женщина с младенцем на руках, фигурки животных и птиц. С давних времен эти образы наделялись языческим значение, олицетворяющим жизнь, любовь, благодать и пр.

Плюсы и минусы

Птицы (курицы, петухи и утки) – являлись оберегом, олицетворяли пробуждение жизни и природы, тепло и весну, являлись предвестниками богатого урожая. Лошади считались олицетворением плодородия, хорошей погоды. Бараны были знаком богатства, успеха, достатка. Коровы и козы предвещали плодородие, здоровье и счастье в доме. Фигурки женщин означали начало новой жизни и связь поколений.

Новый век

Исторически сохранены имена самобытных мастеров-игрушечников: Ольга Даниловна Малютина, Александра Михайловна Иванилова, семья Фроловых Александр Викторович и Наталья Николаевна, а также их дети Александр и Анна. Сегодня народные плешковские игрушки бережно хранятся в музеях Тулы, Смоленска, Красноярска, Сергиева Посада, Москвы, Новосибирска и даже Гессена (Федеративная республика Германия).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Проектно - исследовательская работа на тему: «И С Т О Р И Я И Г Р У Ш К И.


Курс профессиональной переподготовки

Пожарная безопасность


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы трудового законодательства и охраны труда в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Основы издания детских книг в рамках проектной деятельности в школе


«Причины плохого поведения у дошкольника или Секрет послушного ребенка»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проектно - исследовательская работа на тему: «И С Т О Р И Я И Г Р У Ш К И.

Проектно - исследовательская работа
на тему:
«И С Т О Р И Я И Г Р У Ш К И.
Р У С С К И Е Н А Р О Д Н Ы Е С В И С ТУ Л Ь К И ».
Авторы работ: Трушина Мария,
Блинников Артём, Скуратова Вероника.
Ученики 2«Б» класса
Руководитель: Ирова Нелли Алексеевна
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 1022
Москва 2014г.

Авторы проекта:

Свистулька в древние времена. СВИСТУЛЬКА – фигурное (обычно в виде пт.

Свистулька в древние времена.

Использование свистулек. С языческих времен их использовали, как магиче.

С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя.

Свистулька в современное время.Впоследствии свистульки утратили свое обрядово.

Свистулька в современное время.
Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву.

Два направления развития свистулек. Развитие свистульки пошло по двум напра.

Два направления развития свистулек.
Развитие свистульки пошло по двум направлениям :
Духовой музыкальный инструмент и народная игрушка.

Духовой музыкальный инструмент. Окарина — древний духовой музыкальный инст.

Духовой музыкальный инструмент.

Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта, небольшая камера в форме яйца с отверстиями для пальцев. Выполняется в керамике.
7

Народная игрушка. Народная игрушка - свистулька является самостоятельным обра.

Народная игрушка.
Народная игрушка - свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа.

Дымковская игрушка - свистулька. (слобода Дымково, сегодня это район города.

Дымковская игрушка - свистулька.
(слобода Дымково, сегодня это район города Кирова).
Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России. Название игрушки происходит от слободы Дымково.

Дымковская игрушка - свистулька. Имела формы различных животных: медведь.

Дымковская игрушка - свистулька.
Имела формы различных животных: медведь, козёл, баран, олень. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника.

Суджанские свистульки (Курская обл. г.Суджа). Город Суджа Курской об.

Суджанские свистульки
(Курская обл. г.Суджа).

Город Суджа Курской области на реке Суджа. В основном свистульки: птицы, фигурки людей, фантастические животные.

Абашевская игрушка. (село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской област.

Абашевская игрушка.
(село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области).
В Абашево игрушечным промыслом занимались мужчины. Отличительной особенностью абашевской игрушки является роспись.

Романовские свистульки (Липецкая обл.) Имя этим игрушкам дал город Романо.

Романовские свистульки
(Липецкая обл.)
Имя этим игрушкам дал город Романов.
Они не похожи ни на какие другие. Почти все — со свистками. Раскрашены неярко, обычно в четыре цвета — жёлтый, красный, зелёный, чёрный.

Филимоновские свистульки (Тульская обл., Одоевский район, дер.Филимоново).

Филимоновские свистульки
(Тульская обл., Одоевский район, дер.Филимоново).
Характерная особенность – вытянутые пропорции из-за свойств глины и условий обжига, роспись яркими разноцветными полосками.

Филимоновские свистульки.Для игрушки использовали нежирную, но пластичную гли.

Филимоновские свистульки.
Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет.

Полхов-Майданские свистульки. (Нижегородская обл. Вознесенский район) На.

Полхов-Майданские свистульки.
(Нижегородская обл. Вознесенский район)
На юге области расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву.

Полхов-Майданские свистульки. Токарные изделия мастеров этого промысла - м.

Полхов-Майданские свистульки.
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Каргопольская свистулька. (Архангельская обл. г. Каргополь) На севере.

Каргопольская свистулька.
(Архангельская обл. г. Каргополь)

На севере, в старинном русском городе находится один из центров производства глиняной игрушки.
Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера.

Каргопольская свистулька. Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое знач.

Каргопольская свистулька.
Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков.

Из чего делают свистульки. Для изготовления свистулек используют глину.

Из чего делают свистульки.
Для изготовления свистулек используют глину.
Глина — мелкозернистая осадочная горная порода.
Из хорошо промятой глины лепили игрушки.

Как появляется звук в свистульках. Звук издается за счет того, что струя во.

Как появляется звук в свистульках.

Звук издается за счет того, что струя воздуха разбивается об острый край второго отверстия, при этом часть воздуха проникает в камеру, а часть вырывается наружу.

Изготовление свистулек. Берём глиняную заготовку, кисточку и покрываем.

Изготовление свистулек.
Берём глиняную
заготовку, кисточку и
покрываем белой
акриловой краской.


Декорирование свистульки. Подбираем цветовые сочетания для дальнейшего окраши.

Подбираем цветовые сочетания для дальнейшего окрашивания.


Работа молодых мастеров почти готова.

Работа молодых мастеров почти готова.

Традиционные символы.С давних пор были распространены у славян круги с точкам.

Традиционные символы.
С давних пор были распространены у славян круги с точками, известные как земледельческий символ возделанного поля, знак самой земли, приносящей урожай. Волнообразные линии— символы воды, дождя, несущей плодородие, ровные дуги — символы радуг.

Птица-свиристелка, звонкая поделка! Свистят свистульки-утки, Свистит пету.

Птица-свиристелка, звонкая поделка!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки.
Покупайте их в подарки!
28

Тест.1. Филимоновскую игрушку лепят из глины: А) белой Б) красной В) голубой.

Тест.
1. Филимоновскую игрушку лепят из глины:
А) белой
Б) красной
В) голубой

2. После обжига филимоновская игрушка становится какого цвета:
А) белой
Б) красной
В) голубой

3. Глина – это материал:
А) твердый
Б) пластичный
В) упругий

4. К какому виду искусства относится глиняная игрушка: А) скульптура Б) графи.

4. К какому виду искусства относится глиняная игрушка:
А) скульптура
Б) графика
В) декоративно-прикладное искусство

5. Лепка глиняной игрушки развивает:
А) слух
Б) координацию движений
В) скорость бега

6. Глиняная игрушка – это:
А) архитектурная постройка
Б) живописная работа
В) скульптура в малой пластике

Наша творческая группа.

Наша творческая группа.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 236 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Оставьте свой комментарий

  • 11.10.2015 2214
  • PPTX 21.3 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ирова Нелля Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

62 минуты

«Индивидуальное обучение игре на фортепиано как фактор всестороннего развития личности ребенка»

56 минут

«Профилактика подростковой агрессивности и пути разрешения детско-родительских конфликтов»

113 минут

«Техники критического мышления»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: