Русская народная игрушка в собрании государственного русского музея

Обновлено: 05.05.2024

Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А. Н. Леонтьев).

Проект разработан в соответствии с принципами ФГОС ДО. Направлен на решение одной из таких задач ФГОС, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Основанием для разработки и реализации проекта послужило развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является мини-музей в детском саду. Мини-музей – одно из важных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Мини-музей ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов); приобщение к музейному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Общие сведения о проекте :

Тип проекта детско – родительский, познавательно- творческий

Место реализации МАДОУ «Буратино»

По виду деятельности Познавательно- творческий

По продолжительности среднесрочный (01.09.2017 – 27.12.2018г.)

По форме реализации групповой

Участники проекта дети средней группы, родители, воспитатель

Возраст детей 4-5 лет

Цель проекта : приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к духовно- нравственным ценностям через совместную деятельность.

Задачи проекта :

• обогащать и расширять знания детей о родной культуре, через народную игрушку;

• познакомить детей с народными игрушками и материалом, из которых они выполнены;

• формировать и поддерживать интерес у всех участников проекта к родной культуре;

• вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми для обогащения их педагогического опыта;

• способствовать развитию партнерских отношений между детьми и родителями, коммуникативных качеств, созданию радостного эмоционального настроя, поощрять творческую инициативу;

• создать дополнительные условия для обогащения развивающей предметно - пространственной среды;

• воспитывать у детей духовно - нравственные качества, коммуникативные способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.

Механизмы реализации проекта :

• совместнаядеятельность педагога с детьми ( в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,познавательно-исследовательской, изобразительной,чтение художественной литературы);

• самостоятельная деятельность детей;

• взаимодействие педагога с родителями, родителей с детьми.

Продукты проекта :

• презентация итогов проекта для педагогов и родителей ДОУ;

• выставка кукол сделанных руками детей и родителей;

• создание мини-музея народной куклы - игрушки в дошкольном учреждении.

• создание картотек колыбельных песен и хороводных народных игр;

• оформление альбома с иллюстрациями «Русская народная кукла- игрушка»

• взаимодействие в рамках родительского клуба «Играем вместе»;

• слайдовые презентации консультаций, мастер - классов: «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольника».

• побуждение интереса детей к родной культуре через знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус;

• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;

• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);

• повышения уровня творческой активности;

• продолжение формирования умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук

• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• использование современных образовательных технологий, направленных на развитие дошкольников;

• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• создание дополнительных условий для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.

Реализация проекта

I этап –подготовительный, сроки реализации сентябрь 2017 года

Взаимодействие с детьми

• ознакомительная беседа на тему «Что такое музей?»

• показ презентации «Игрушки наших предков»;

• беседа «Моя любимая игрушка»;

• выявление интересов и знаний детей о народных игрушках

Взаимодействие с родителями воспитанников

• сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи;

• опрос – анкетирование «Какова роль народной куклы-игрушки в воспитании ребенка?»; «Ребенок и народная кукла»

• знакомство родителей с проектом;

• беседа с родителями о целях и задачах проекта;

• совместная разработка плана реализации проекта;

• размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колокольчики» : «Нравственное воспитание через народную куклу», «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей», «Как выбрать игрушку ребенку?», «Народная игрушка- что это такое?»

• выставка рисунков «Игрушка наших предков»

• подбор материала для изготовления экспонатов для мини- музея.

Организация РППС в группе

• настольные и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди части картинок», «Собери матрешку», разрезные картинки «Добрая забота»

• подбор русских народных сказок;

• подбор природного и бросового материала;

• красочные иллюстрации «Народные игрушки».

• Хороводные игры, музыка

- Разработка конспектов, картотек народных игр, пособий;

- Подбор иллюстраций о жизни детей в прошлом : занятий, играх, игрушках, которыми играли;

• Подбор сказок, потешек, небылиц.

II этап - основной – практический, сроки реализации сентябрь - ноябрь 2018 года

Взаимодействие с детьми

Экскурсии в мини-музей ДОУ «Русская изба»

• пальчиковая игра «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Матрёшки»;

• игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д.

• подвижная игра «Раздувайся пузырь»,«Золотые ворота», «Гори, гори ясно…», «Жмурки с колокольчиком», «Колечко», «Гуси, гуси», «Котя, котенька, коток»;

лепка: «Украсим лошадку» в стиле дымковской игрушки, «Неваляшка»;

рисование: «Коняшка», «Узоры на тарелочке»;

аппликация: «Сорока», «Матрешка»

Познавательно – исследовательская деятельность

• исследование свойств природного материала (трава, ветки деревьев, листья, глина);

беседа: «Народные игрушки», «Из чего сделаны игрушки», о музыкальных игрушках : дудочка, деревянная ложка, погремушка.

разучивание потешек: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси га-га-га»

• чтение народных сказок, заучивание небылиц

Взаимодействие с родителями

• родительские встречи, в рамках деятельности родительского клуба на тему: «Народная кукла - игрушка в игре современных детей»;

• консультации индивидуальные и групповые «Влияние народной куклы – игрушки на развитие детей»,

памятка для родителей: «Польза традиционной игрушки!»;

• беседы с родителями «Для чего нужны игрушки наших предков?»;

• папка – передвижка «История народной игрушки»

• мастер – класс:«Делаем куклы своими руками»

• конкурс для родителей «Развиваем творческие способности через изготовление народных кукол»;

семинар практикум для родителей: «Семейная мастерская»;

• фотогазета «Играем, развиваем, творим дома с родителями».

Организация РППС в группе

• пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, хороводными играми;

• пополнение книжного центра – новыми детскими книгами и дисками с народными сказками- мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками;

• пополнение центра искусств дымковскими и филимоновскими игрушками

В рамках проекта используются разнообразные

формы взаимодействия с родителями:

Информационно - аналитические • консультации

• сайт группы «Колокольчики»

Наглядно - информационные • фото – выставки

• день открытых дверей

• открытый показ совместной деятельности взрослых и детей

• выпуск мини книг со схемами изготовления кукол

Познавательные • совместная деятельность по плану реализации проекта

• родительский клуб «Играем вместе»

Досуговые • совместная театрализованная деятельность

• участие в конкурсах и выставках

IIIэтап - заключительный, сроки реализации декабрь 2018 года

Взаимодействие с детьми

развлечение: «Ярмарка народной игрушки»

Взаимодействие с родителями

• оформление мини-музея «Народная игрушка»»

• презентация итогов проекта, в рамках заседания клуба «Играем вместе»;

• размещение результатов реализации проекта на сайте группы «Колокольчики»

Презентация материалов (продуктов) проекта для педагогов дошкольного учреждения, города

• мастер- класс для педагогов дошкольного учреждения, города по изготовлению народной куклы - игрушки;

• презентация проекта;

• размещение материалов проекта на официальном сайте ДОУ;

• диссеминация опыта на различных уровнях

Результатом реализации проекта стали :

• появился интерес у детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой;

• увеличился словарный запас детей младшего дошкольного возраста;

• увеличилась речевая активность детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

• повысился уровень творческой активности;

• появилась мотивация к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• были созданы дополнительные условия для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

1. Бударина Т. А., Макреева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010

2. Греков А. «Музей игрушки и его основатель»

3. ЗиминаЗ. И. ,Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. –

4. 2. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2009.

5. Комарова Т. С. «Народное творчество в воспитании детей»

6. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку»

7. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

9. Рыжова Н, Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

10. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»

11. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. «Знакомство дошкольников с народной культурой»

Дымковская игрушка для мини-музея

Дымковская игрушка для мини-музея Пополнили экспозицию мини-музея в группе: Вот что у меня получилось! А это - дети постарались) «Дымковская игрушка» — одна из.

Создание мини-музея «Моя безопасность»

Создание мини-музея «Моя безопасность» МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатели: Фомина Т. В, Захарова У. В. Нам не всегда имеется возможность посещать музеи,.

Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея»

Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея» Каждый раз приезжая в Санкт-Петербург иду в Русский музей. За одно посещение невозможно посмотреть всю композицию музея. И как-то так получалось,.

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.

Проект мини-музея «Символика нашей страны» для старшего дошкольного возраста Обоснование для разработки проекта Дети не владеют достаточной информацией о государственной символике – гербе и флаге, истории своей страны.

Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Тема проекта: «Бабушкина кукла». Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Сроки реализации.

Проект «Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне» Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125» группа «Карлсон» «Создание мини-музея в группе детского.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»

Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея

Науч. рук. Е. Петрова; Авт. ст. и аннотированного списка иллюстраций И. Богуславская. СПб: Palace Editions, 2002.
176 страниц; 142 цветные иллюстрации
Формат - 24,5 х 33,5 см; русский и английский языки

На примере коллекции Русского музея издание знакомит с богатейшей и удивительной областью народного творчества - игрушкой. В нем представлено 138 игрушек из собрания музея, созданных из разных материалов в XIX-XX столетиях мастерами как прославленных народных промыслов - Сергиев Посад, Дымково, Богородское, так и малознакомых широкой публике - Филимоново, Гринево, Пестяки. Впервые в издании представлены не только отдельные игрушки, но и укрупненные детали, позволяющие лучше понять и оценить художественные достоинства произведений и мастерство авторов.

Impresionismo Ruso [Русский импрессионизм]

St Petersburg: Palace Editions, 2002.
152 страницы; 74 цветные иллюстрации
Формат 25,5 х 29 см; испанский язык

St Petersburg: Palace Editions, 2002.
204 страницы; 263 цветные иллюстрации
Формат 24,5 х 30,5 см; немецкий язык

St Petersburg: Palace Editions, 2002.
298 страниц; 164 цветные иллюстрации
Формат 24,5 х 28 см; немецкий язык

Russland - Repin und die realisten [Россия. Репин и его ученики]

St Petersburg: Palace Editions und Kunsthalle Krems, 2002.
168 страниц; 76 цветных и 32 черно-белые иллюстрации
Формат 21 х 25,5 см; немецкий язык

500 years of Russian art [500 лет русского искусства]

St Petersburg: Palace Editions, 2002.
616 страниц; 418 цветных иллюстраций
Формат 25,5 х 32,5 см; португальский и английский языки

Suuret venalaiset mestarit ja kuva Jeesuksesta [Образ Христа в произведениях русских художников]

St Petersburg: Palace Editions, 2002.
200 страниц; 92 цветные и 2 черно-белые иллюстрации
Формат 23 х 30 см; финский и английский языки

Государственный Русский музей: Отчет за 2001 год

СПб: Ра1асе Editions, 2002.
272 страницы; 560 цветных и 40 черно-белых иллюстраций
Формат 21,5 х 29 см; русский и английский языки

Наталья Ситникова

Науч. рук. Е. Петрова; Авт. ст. А. Боровский. СПб: Palace Editions, 2002.
48 страниц; 23 цветные иллюстрации
Формат 24 х 22 см; русский и английский языки

Все экспонаты выставки, а их около тысячи - из собрания Русского музея и представляют все основные центры, где два последних столетия создавалась и создается сегодня народная игрушка. Среди них и широко известные - Сергиев Посад, Дымково, Богородское, и малознакомые широкой публике.

Игрушка - удивительная и необычайно разнообразная область народного искусства. В ней способны соединиться порой полярные начала. С одной стороны - у народной игрушки устойчив и невелик круг сюжетов (женская фигура, конь, птица), с другой - эти сюжеты варьируются и в содержании образов, и в различных материалах. В игрушке, может быть, более, чем в других видах народного творчества очевидна нерасторжимость ремесла и искусства. Если в одних местностях игрушки делали лишь для своих детей, то в других - на продажу, и тогда там возникали центры, в которых мастерство передавалось из поколения в поколение и формировались самобытные особенности местного искусства. Изучать и собирать народную игрушку как произведение искусства начали только в конце XIX века, и более ранних произведений к этому времени не сохранилось. Среди первых собирателей народной игрушки были художники А.Н.Бенуа, В.В.Матэ, М.В.Добужинский, А.И.Деньшин.

В экспозиции демонстрируются изделия из таких распространенных в русском народном искусстве материалов как глина и дерево, а также из более редких - солома, шишки, береста, тряпочки, хлебный мякиш, кость и пр.

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения

3 июня—2 августа 2022

Выставка, посвященная 165-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856–1910), объединила более 220 произведений из собраний Русского музея и Третьяковской галереи, а также из частных собраний Москвы и Петербурга.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет

21 апреля—18 июля 2022

Выставка посвящена 100-летию организации в Русском музее первой реставрационной мастерской. На выставке будут представлены 330 самых интересных с реставрационной точки зрения экспонатов. Это произведения живописи, иконы и графические работы, предметы декоративно-прикладного и народного искусства и произведения скульптуры.

Каждый раз приезжая в Санкт-Петербург иду в Русский музей. За одно посещение невозможно посмотреть всю композицию музея. И как-то так получалось, что всегда при посещении музея было некоторое ограничение по времени и следовательно нужно было выбирать, что хочу посмотреть. Предпочтение отдавала иконописному искусству и живописным шедеврам русских художников. Грандиозный Карл Брюллов, великий маринист - Иван Айвазовский, мои любимые художники «Мир искусства» - Константин Сомов и Леон Бакст, русский импрессионист Константин Коровин, Валентин Серов, Куинджи и многие другие русские художники, представленные в собрании музея, поражают до глубины души.

И вот, посетив в очередной раз Русский музей и располагая свободным временем, открыла для себя прекрасную коллекцию произведений народного искусства. В музее представлены все основные виды русского народного декоративного искусства: керамика, вышивка, узорное ткачество, роспись и резьба по дереву, резьба по кости, художественная обработка металлов.

Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея»

Но больше всего поразила в собрании народного искусства музея - русская народная игрушка. Это богатейшая коллекция игрушек из разных материалов, созданных в XIX –XX столетиях народными мастерами Архангельской, Владимирской, Пензенской и других областей, а также изделия знаменитых народных промыслов – Дымково, Сергиев Посад, Богородское, Филимоново.

Народная игрушка является неотъемлемой частью русской культуры и отражает мировоззрение и мироощущение русского народа, поэтому она так и интересна.

На протяжении многих веков игрушка несла множество функций в народном быту. В глубокой древности игрушка была культовым обрядовым символом, оберегом, была тесно связана с древними верованиями и культами. Она была и забавой для детей и средством для воспитания, украшением дома и даже свадебным подарком.

Куклы – «стригушки» поражают своей простотой и в тоже время лаконичностью образа. Они сделаны из сложенного вдвое пучка соломы, часть стеблей загнута в руки и укреплены на талии передником. Платок на голове дополняет образ куклы – крестьянки. Кукла «безлика», как и большинство тряпичных кукол. Исследователи народной игрушки объясняют это пережитками древней куклы как оберега, когда её боялись полностью уподобить человеку.


"Соломенные куклы".Конец XIX века. Тамбовская губ.

Очень интересны вятские лесовики и «маховики». Фигурки выполнены из шишек, мха, коры и пакли. Ноги сделаны из свернутых старых газет, а вырезанные лица с нарисованными глазами делают этих человечков сказочными персонажами вятских лесов.


"Маховики".Начало XX века. Вятская губ.

Образ коня один из самых древнейших в народном искусстве. На Русском Севере вырезали из дерева коней. Кони из Мезени самыми общими чертами передают облик коня. Они грубо обтесаны топором и сохраняют форму цельного деревянного бруска.


"Игрушка конь". XIX век. Архангельская губ.

Деревянные кони – каталки делали крестьяне в XIX веке в Новгородской губернии. Это красивое по силуэту тело коня, поставленное вместо ног на колеса. Кони расписаны яркой оранжевой краской, грива и сбруя нанесены мазками черной краски. Другой вариант коня - каталки представляет каталку - карету. Из целого бруска вырезаны карета - экипаж и впряженные в него пару коней.


Со второй половины XIX века в деревне Курцево Городецкого района начали делать игрушки – могучие кони запряженные в кареты. Фигурки коней вырубали топорами, а затем детали дорабатывали ножам. Возки сколачивали из дощечек. Запряжки красили в красный, лиловый или черный цвет, по которому затем рисовали цветочный орнамент.



"Каталки - тройки". Городецкий район

Очень распространен в игрушках был и образ всадника на коне. Особенно он был популярен в глиняных игрушках.


Глиняные игрушки д. Абашево, Пензенская губерния.

В начале 1880 – х годах на выставке в Москве была представлена серия игрушек из слободы Большие Гончары в Туле. В дальнейшем большинство из них оказались в Русском музее. Это не только игрушки, это декоративные статуэтки. Дамы под зонтиками, монахини, няни с детьми, жанровые композиции сделаны способом ручной лепки с последующей росписью. Высокие стройные фигуры с тонкими талиями, маленькими головками и кукольными лицами очень женственны и грациозны.


"Барыни под зонтиками"1880г.


"Барыни и няни на прогулке"

Немногие фигурки из Больших Гончаров остались загадкой в истории русской игрушки, а вот произведения мастериц Дымковской слободы давно известны. Происхождение дымковских игрушек связано с местным праздником Свистопляски. Специально к нему жительницы изготавливали большое количество игрушек и свистулек. Постепенно из сложного ритуала праздник трансформировался в весеннюю ярмарку с продажей сладостей и глиняных игрушек, свистулек. Свистульки – это традиционные коньки, птицы, уточки, а куклы – барыни, кормилицы с детьми. Дымковские игрушки делают из красной глины, а после просушки и обжига игрушки грунтуются мелом и расписываются красками. Сегодня дымковское искусство продолжают новые поколения мастериц.



"Многодетная мать" г. Киров З. В. Пенкина-лепка, В. В. Киселева-роспись


Самый знаменитый в России промысел - это Сергиев Посад Московской губернии. Резьбой здесь занимались издавна. Начало промысла приписывают легендарному мастеру Татыге, который вырезал первую игрушку из липы. Сергиевские игрушки отличаются высоким мастерством и многообразием сюжетов, сюжетов взятые из жизни. Тонко подмеченные детали и характеры людей, звери и птицы были неисчерпаемым источником вдохновения мастеров.


"Мальчик под деревом" XIX век


"Пляшущие крестьяне".Первая половина XIX века



"Солдатики и военный оркестр" XIX век

Недалеко от Сергиева Посада находится деревня Богородское. Местное предание рассказывает, что в этом месте триста лет назад мать для своих детей сделала из деревянного чурбачка куклу «Ауку». То нее и пошло игрушечное мастерство. Очень многообразны жанровые сюжеты, персонажи и композиции игрушек. Богородские игрушки неокрашенные. Символом богородского искусства стали «кузнецы» - медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне.


Образы дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах поражают своей жизненностью.


"Бричка с седоками"К. В. Стулов

«Монах и монахиня» шедевр богородского искусства.


Игрушкой в деревне Богородское занимались целыми семьями и династиями. И сейчас это народное искусство продолжает развиваться, несмотря на сложности современной жизни. Мастера богородского промысла сохраняют традиции этого искусства и обогащают новыми сюжетами и композициями.


"Музыканты" Вторая половина XIX века


"Как мыши кота хоронили"


"Красноармейцы" В. Т. Полинов


Народная игрушка является наглядным примером того, как из природного материала минимальными усилиями творческий мастер дает высоко художественные изделия, которые украшали и обогащали жизнь и продолжают радовать нас своей яркостью, каким-то народным остроумием, смелыми композициями и формами.

Проект «Народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего.

Фотоотчет о занятии «Народная игрушка»

Фотоотчет о занятии «Народная игрушка» Цель: Развитие умения в совместной деятельности мастерить куклу-самоделку Задачи: Художественное творчество: Вызвать желание изготовить.

Фотоочерк о посещении Музея детства в ЦДМ

Фотоочерк о посещении Музея детства в ЦДМ Во время экскурсии по центру Москвы мы посетили Музей Детства, который открыт в здании Центрального Детского Магазина на Лубянке. Музей.

Фотоотчёт о посещении Алтайского государственного мемориального музея Г. С. Титова. Часть первая

Фотоотчёт о посещении Алтайского государственного мемориального музея Г. С. Титова. Часть первая Когда дочь сообщила мне, что их класс поедет на экскурсию в село Полковниково в музей Космонавтики, я сразу сказала: "Еду с вами!" Последний.

Фотоотчёт о посещении Алтайского государственного мемориального музея Г. С. Титова. Часть вторая

Фотоотчёт о посещении Алтайского государственного мемориального музея Г. С. Титова. Часть вторая Вторая часть экскурсии продолжилась в старом здании школы, бывшей лавке купца. Когда музей реставрировали, то под вагонкой обнаружились.

Паспорт мини-музея «Истоки русского быта» МКДОУ города Новосибирска «Детский сад №234 «Кроха» комбинированного вида» ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ «ИСТОКИ РУССКОГО БЫТА» Старшая группа.

Конспекты занятий «Народная игрушка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №198» Конспект ОД на тему: «Знакомство с народной игрушкой».

Народная игрушка, народная педагогика и её влияние на нравственно-патриотическое становление личности ребёнка «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», — писал Константин Дмитриевич Ушинский. Великий.

Открытие музея «Комната русского быта»

Открытие музея «Комната русского быта» ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Наименование музея: музей «Комната русского быта» Тип музея: комната быта. Профиль музея: краеведение, быт и занятия населения.

1. Открытие музея русского народного творчества. Продолжать знакомить детей с мини-музеем русской народной игрушки. Развивать внимание и интерес к мини-музею.

2. Беседа: «Народная игрушка»

Разнообразить представления детей о народных игрушках разных промыслов.

Вызвать у детей интерес к народному творчеству.

3. «Книга много знает» Рассматривание иллюстраций, разнообразных картинок, относящихся к теме «русская игрушка». Небольшая история возникновения игрушки.

4. Дидактическая игра «Составь узор»

Упражнять в составление картинки из отдельных узоров. Развивать мышление, воображение, конструктивные навыки. Воспитывать бережное отношение, интерес к игрушке.

5. Знакомство с произведениями деревянных дел мастеров. Познакомить детей с разновидностями деревянных игрушек; вызвать интерес к культуре русского народа.

6. Беседа: «Разновидности Богородских игрушек»

Продолжать знакомить детей с деревянной игрушкой; вызвать интерес к культуре русского народа, дать представление о Богородской игрушке.

7. Презентация о Богородских игрушках.

Продолжать знакомить детей с Богородскими игрушками, их разновидностями. Обратить внимание на красоту и яркость красок.

8 О. Киселева «Богородская игрушка» Заучить с детьми стихотворение об игрушке. Продолжать развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, заучивать стихотворение.

9. Внесение нового экспоната: «Федосеевская игрушка» Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

10. Презентация о Федосеевских игрушках. Познакомить детей с Федосеевскими игрушками, их разновидностями. Обратить внимание на красоту и яркость красок.

11. Умелые ручки Изготовление игрушки для оформления развивающей среды (музея). Развивать интерес к мини-музею, желание пополнять его своими работами.

12. Беседа о свойствах дерева.

Рассмотреть с детьми материал из которого изготавливают игрушку. Показать на примере опыта свойства дерева. Продолжать развивать у детей любознательность, внимание.

13. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой; вызвать интерес к культуре русского народа, закрепить представление о разнообразие матрешек, их индивидуальности.

14. Презентация «Русская матрешка»

Закрепить с детьми знание истории возникновения русской матрешки, расширять знания детей о матрёшках (из чего сделаны, какие бывают, кто расписывает).Воспитывать аккуратность, интерес к народному творчеству.

15. Просмотр мультфильма: «Секрет матрешки» Воспитывать у детей усидчивость. Развивать внимание, память. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию мультфильма.

16. Народные промыслы России «Птица счастья» Познакомить детей еще с одной игрушкой из дерева, с историей ее происхождения и значением. Расширять знания детей о деревянных игрушках.

17. Знакомство с произведениями глиняных дел мастеров. Познакомить с новым видом игрушек,с историей их возникновения. Развивать умение видеть особенности росписи, элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

18. Внесение нового экспоната: «Каргопольская игрушка»

Рассмотреть с детьми новую игрушку. Развивать умение видеть особенности росписи, элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

«Лошадки» (пластилиновое творчество).

Продолжать знакомить детей с игрушкой. Развивать умение лепить, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление.

20. Внесение нового экспоната: «Абашевская игрушка» Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Развивать умение видеть особенности росписи, элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

21. Беседа о знакомых глиняных игрушках. Просмотр презентации. Закрепить с детьми знание истории возникновения глиняной игрушки, расширять знания (из чего сделаны, какие бывают, кто расписывает) Воспитывать интерес к народному творчеству (Дымковская, Филимоновская)

22. Рисование: «Распиши игрушку» Развивать умение рисовать по замыслу, видеть особенности росписи, элементы узора, придумать свой узор. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

23. Просмотр мультфильма: «Глинька» Воспитывать у детей усидчивость. Развивать внимание, память. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию мультфильма.

24 Внесение нового экспоната: «Соломенная игрушка» Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Развивать умение видеть особенности росписи, элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

25 Просмотр мультфильма: «Соломенный бычок» Воспитывать у детей усидчивость. Развивать внимание, память. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию мультфильма.

26 Чтение сказки «Соломенная кукла» Познакомить с новой сказкой. Развивать внимание, память. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию.

27 «Умелые ручки»

Изготовление игрушки для оформления развивающей среды (музея) Развивать интерес к мини-музею, желание пополнять его своими работами.

28 Внесение нового экспоната: «Забытые игрушки» Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Развивать умение видеть особенности. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

29 Презентация «Русская народная игрушка»

Закрепить с детьми знание истории возникновения русской народной игрушки, расширять знания детей о игрушках (из чего сделаны, какие бывают, кто расписывает). Воспитывать интерес к народному творчеству.

30 Внесение нового экспоната: «Бумажные игрушки» Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Развивать умение видеть ее особенности. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

31 Просмотр мультфильма: «Бумажки»

Мультфильм позволяет детям узнать как можно создать из бумаги бумажного персонажа и многое другое. Развивать внимание, память.

32 Внесение нового экспоната: «Тряпичные игрушки». Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Развивать умение видеть особенности, элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

33 История возникновения тряпичной куклы Формировать у детей умение рассматривать игрушки. Видеть их сходства и различия. Продолжать развивать у детей внимание и наблюдательность.

34 Дидактическая игра: «Народные промыслы» Формировать представлений о декоративно-прикладном искусстве через игру, развитие мелкой моторики развивать познавательную активность. Развивать внимание и запоминание изделий народного промысла. ; - воспитывать любовь к прекрасному.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Традиционная русская народная игрушка»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Традиционная русская народная игрушка» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Методическая разработка конспекта занятия «Русская народная игрушка матрёшка» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Росинка» Методическая разработка конспекта Тема:.

Паспорт мини-музея «Русская матрешка» Паспорт мини - музея "Русская матрешка" Раздел: «Паспортные данные» Профиль: познавательно-исследовательский, творческий. Форма музея: мини.

Семинар для педагогов дошкольного образования «Русская народная игрушка» История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка.

Создание мини-музея «Русская изба» в детском саду

Создание мини-музея «Русская изба» в детском саду «Мой дом — моя крепость!» — сказал мудрец. И был абсолютно прав. Не важно, избушка или дворец Кров дарит, теплом объяв, Под сенью тихой.

Экскурсия в музей детского сада «Русская народная игрушка. Матрёшка» Программное содержание: • Обобщить знания детей о глиняных игрушках — дымковских и филимоновских; • Рассказать об истории богородского промысла,.

Читайте также: