Русские деревянные игрушки рисунки

Обновлено: 05.05.2024

Альбом «РУССКИЕ ИГРУШКИ» с картинками и описанием

В книге-презентации кратко рассказано о русских народных традиционных игрушках:

  • Хлуднёвские
  • Чернышинские
  • Вырковские
  • Дымковские
  • Филимоновские
  • Каргопольские
  • Федосеевские
  • Гороховецкие
  • Сергиевские музыкальные
  • Сергиевские из папье-маше
  • Сергиевские резные
  • Сергиевские куклы
  • Полохов-Майданские
  • Городецкие
  • Богородские
  • Астрецовские
  • Погремушки
  • Архангельские пряники
  • Игрушка на планках
  • Конь с санями - каталка
  • Конь-каталка
  • Куклы-марионетки
  • Куклы из соломы
  • Куклы-«моховики»
  • Куклы тряпичные
  • Матрёшки

В свет вышла новая книга Елены Колчиной «Кукла в народной традиции. Игра. Обряд. Коллекция». В книге представлены игровые, обрядовые, театральные и сувенирные куклы из собрания Российского этнографического музея.

В книге содержатся методические рекомендации учителям изобразительного искусства и руководителям художественных кружков по работе с твердыми материалами, практические советы по обучению школьников приемам резьбы и росписи по дереву, художественной обработки металла, кости, изготовления керамической

Среди народных мастеров недавнего времени не было имени более известного, чем имя Ульяны Ивановны Бабкиной. Тогда не устраивалось ни одной выставки современного народного искусства, где бы не было представлено её творчество. Сделанные ею глиняные игрушки знали не только в нашей стране, но и далеко

Кратко о сути проекта Аллы Соловской "Против течения": взяли реконструкции народных женских костюмов и вышли на городские улицы на фотосессию. Больше что-то говорить не вижу смысла. Смотрим. Думаем. Высказываем мысли.

Программа о Традициях Народного искусства. Художники - ремесло для которых стало делом всей жизни


Русские народные игрушки, как правило, изготавливаются либо из дерева, либо из глины. Впрочем, к ним же можно отнести и тряпочные куклы, которые используются для театральных представлений. Но игрушка это не всегда предмет для игр, она может быть и декоративным предметом и даже мишенью для рисования. Именно для изобразительного творчества и подходят картинки из этой статьи.


Изображение без фона.


Картинка с народной игрушкой.


Лёгкая срисовка для детей.


Срисовка для кисточки и акварели.


Можно нарисовать фломастерами или карандашами.


Картинка для детей.


Для рисования красками.


Рисуем русские народные игрушки.


Картинка с дымковской игрушкой.


Разнообразие русских игрушек.


Народная игрушка.


Рисунок на листе бумаги.


Игрушки народных промыслов.

Панки — автор Юрий Безобразов

Семья Юрия и Евгении Безобразовых ( https://vk.com/woodmagazine ) из Череповца, несколько осовременив и придав новые черты, занимается изготовлением традиционной деревянной поморской игрушки "панка".

Творчество этих мастеров безусловно вызывает сильный интерес, но не менее интересна и сама кукольная традиция, бытовавшая на Онежском полуострове Архангельской губернии — поселениях Лопшеньга, Яреньга, Пушлахта, Уна и Луда. Цельнодеревянные игрушки, грубовато вырубленные из одного куска дерева, идеально подходили для детских игр — невозможно разбить и даже поломать. Подобные изделия существовали во времена оные на довольно большой территории — в Карелии, Поморье, старом Новгороде Великом, на Ладоге.

Бросающейся в глаза особенностью панков является их грубая форма — схематические черты, намёком выделяющие детали, но при этом в каждой игрушке даже малыш, легко угадывал человека или животное, которое панка изображала. Детишки в этих деревянных истуканчиков замечательно играли и всё было просто до того момента, пока куклы не попали на глаза культурологов и вмиг не обрели у оных невероятную загадочность (культурологам нравится когда всё сложно, когда есть причины выдвигать завиральные гипотезы и трясти пылью книжных архивов). И панки, имеющие действительно вид древних идолов, вызвали у исследователей настоящий экстаз. А так как ни один респондент в Поморье не смог озвучить ни единого иного предназначения панков, кроме как для детских игр, то учёным не оставалось ничего другого как включить свою безудержную фантазию.

Панки — автор Юрий Безобразов

Итак — что мы знаем?

Изготовлением панок для своих детей поморы занимались обычно весной — в период охоты на морского зверя, в минуты отдыха из найденных на берегу брёвен и чурок, резали различные фигурки «от скуки режем панок и коней». Порой игрушки были плоскими — изготавливались из небольших обрезков досок, на которых делался эскиз будущей фигурки, а потом выпиливался пилкой или вырезался ножом. Но чаще всё же панки делались объёмными. По воспоминаниям жителей Варзуги Мошниковой З.И. и Рогозина Ф.Г. мужики перед тем как уйти на свой "торосовый промысел", считали долгом оставить подарки жёнам своим и детишкам. Особой любовью они окружали своих маленьких дочерей:

«Сколько ей, бедной, придется еще повидать и пережить в жизни…». Дочкам и предназначались эти незатейливые куклы. А назывались они "панками" за свой богатый и яркий наряд. Ведь изначально украшались фигурки яркой раскраской, им шились платья по моде того времени — белую блузку и юбку украшенную орнаментом. Шился жакет "сак" чуть выше колен или "пятистенок" — поморский вариант верхней тёплой одежды. Кукла получалась очень нарядной, красивой и практичной. Девочки такие игрушки берегли и нередко такая панка переходила от старшей сестры к младшей, а то и от матери к дочери.

Панки — автор Юрий Безобразов

Человекоподобная панка чаще всего изображает женскую фигуру и по своей форме разделена на три условные части. У панки не бывает ног, а черты лица либо отсутствуют вовсе, либо помечены схематично грубыми врезками ножа.

Загадочно и название куклы — самая распространённая версия это происхождение от ненецкого слова "панк" — дерево, ствол, стебель. Отличное объяснение, но скучноватое.

Есть и позагадочнее — на российской географической карте слово "пан" довольно распространено (Панщина, Паны, Пановы горы, Панино и так далее). Археолог и этнограф Александр Иванович Кельсиев писал:

«Меня давно занимало широко распространенное название курганов: Паны, Панки, Панские или Пановы могилы, равно и обилие деревень с такими же названиями в местностях, где встречаются курганные кладбища. В подмосковных местностях эти названия можно было бы объяснить присутствием литвы, но употребление для курганов того же названия даже в Олонецкой и Архангельской губерниях, где литва никогда не была, заставляло предполагать в звуке «пан» нечто иное. У исчезнувших языческих инородцев это слово не означало ли кладбища, смерти предка, покойника, загробного мира и т.п.?»

И хотя насчёт присутствия поляков и литвы на Севере Кельсиев очень ошибается, всё равно — наблюдение его интересно. У финноговорящих народов корень "пан" довольно распространён: у эрзи "пандо" это гора, могила, холм, по карельски "панан" — хоронить. Весь использовала слова "панен" — класть, "пангед" — могила.

Панки — автор Юрий Безобразов

Вообще в устной традиции "паны" это какой то злобный вымерший народ, так в деревне Гусарниково Ростовского уезда в 19 веке была сделана интересная этнографическая запись, говорящая о захороненных в местных курганах "Панские могилы": «одноглазые, одноногие и однорукие великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городища на Дебольское, бегали, взявшись цепью за руки, от городца до городца в три минуты, от народа жили особняком; насыпали городища, а под ними ходы рыли, где и хранили клады; они сильно обижали народ и принуждали его прятаться в леса. С течением времени, число панов становилось все меньше и меньше».

Но положа руку на сердце признаем — сомнительно, что поморы называли кукол, что делали для своих дочурок, именем злых татей и мертвецов.

Панки — автор Юрий Безобразов

Версию о том, что слово "панк" произошло от польских панов я нигде не читал вовсе и это очень странно. Конечно, человек далёкий от истории, только пальцем у виска покрутит — при чём тут шляхта Речи Посполитой? Но если чуть интересоваться прошлым, то легко вспомнить, что польские и литовские паны не только бывали — они жили именно на Онежском полуострове Белого моря!

После разгрома под Москвой в 1612 году армии Хадкевича, ее остатки под руководством полковников Барышпольца и Сидорки осенью 1613 г. через Тихвин и Белозерск двинулись на Каргополь. О приближении «черкас» знали и принимали соответствующие меры: укрепляли остроги, учили крестьян военному делу и клялись « на литовсих людей стоять всем на один».

Не решившись атаковать защищенный Каргополь, двухтысячный отряд поляков и «прочих воровских людей» двинулся к средней Онеге. Войско их разделилось — часть ушла на Северную Двину, но большая часть двигалась на север в сторону города Усть Онеги, имея в планах выбраться из России северным путём. По пути своему поляки "и прочие воровские люди" сеяли смерть и хаос — тысячами убивали мирное население, жгли деревни и храмы.

Панка — автор Юрий Безобразов

Большая бойня произошла около Турчасово, где местное население решило дать отпор захватчикам запершись в Цилядинском остроге. Но всё это закончилось кровопролитным поражением — профессиональные солдаты легко сломили сопротивление ополченцев и сожгли их в деревянной крепости. Когда отряды Барышпольца дошли до Усть Онеги, подошла зима и руководство захватчиков приняло решение зимовать в окрестных деревнях. Там они прожили целую зиму — один отряд, по легендам, зимовал в Ворзогорах, а второй в Пурнеме (до сих пор жители Пурнемы носят прозвище "католики".

Наверняка в крови местных поморов немало польской примеси: вояки не миндальничали с местным населением — женщин насиловали). Что бы прокормить многотысячное войско, интенданты под охраной солдат изымали продукты, одежду и ценности по всему Онежскому полуострову — добирались конечно до близкой Луды и Лопшеньги.

Одетые в щегольские европейские одежды из дорогой ткани, увешанные золотом и ценностями из ограбленной Москвы, паны безусловно производили своим внешним видом сильное впечатление на местное население. Так не отсюда ли определение пана как чего то красивого и нарядного?

Отличная версия, если не забывать, что панки это почти всегда женские фигуры, и только в Лудском посаде делали панок в форме мужчин и с ногами.

Панка — автор Юрий Безобразов

Напоследок хотелось бы поговорить о том, имели ли поморские панки какое то обереговое значение? Ни один помор ничего подобного никогда не говорил — это только детские игрушки, но вид то у них действительно странный!

Масса людей из столиц уверена — панки это рудименты каких то древних верований и отголоски языческих времён. Так как поморов в язычники никто ещё записать не умудрился, то приводятся примеры из культов северных кочевых народов, и вот там действительно просто раздолье для таких догадок. Примитивные идолоподобные куклы были у всех кочевых народов вплоть до Сахалина. И всегда эти фигурки связаны с культом умерших предков: иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты), алэл (кеты).

Со многими этими народностями поморы пересекались — кукол их видели, даже более того, некоторые промысловики сталкивались с языческими капищами — на промысел зверя многие держали путь на остров Вайгач — священную землю ненцев (самоедов). В течении тысячелетия Вайгач, или как его называли самоеды — "Хэбидя", был местом магической силы для всех северных народов. Скандинавы называли остров Иотунгейма и были уверены, что населяют его маги и чародеи.

Панки — автор Юрий Безобразов

Английский мореплаватель Бурро, посетивший в 1556 году Вайгач, насчитал на его северной оконечности четыреста двадцать идолов, сгруппированных вокруг самого крупного истукана “Весако” с семью ликами. Напротив Болвановских идолов, на выступающем берегу материка, также находилось 4 каменных и 356 деревянных языческих идола. В 1594 году голландец Най вновь видел и описал “мыс идолов”, который получил от русских название “Болванский нос”. В 1824 году русский мореплаватель Иванов, приставший к Вайгачу также обнаружил эти языческие изваяния. После чего они были повалены и сожжены христианскими миссионерами, которые водрузили на высшей точке мыса крест.

Так вот, эти вайгачские "болваны" чрезвычайно похожи на поморских панок! Да ведь похоже это не всегда значит "то же самое" — сходство самоедских идолов и поморских кукол лишь в грубой обработке и схематичности. Но чем чёрт не шутит — можно допустить, что промысловики, отчасти, повторяли в своих игрушках увиденные образы.

В любом случае, сейчас уже точно никто сказать не сможет, а сами панки — вот они!


Из мягких пород дерева, таких как липа или осина, с помощью специальных инструментов, можно создать классные вещи. Этим занимаются люди с древних времён. Богородская резьба – это как пример русского народного промысла по изготовлению игрушек. Богородские деревянные игрушки хороши даже в нарисованном виде. Предлагаем вместе насладиться их красотой.


Картинка с надписью.


Черно-белая иллюстрация.


Пример Богородской игрушки.


Картинка для срисовки.


Картинка для детей.


Игрушка из дерева.


Картинка для школьников.


Иллюстрация с описанием.


Богородская игрушка во всей красе.


Игрушка со зверьками.


Богородская резная игрушка.


Рисунок для дошкольников в детском саду.


Картинка на урок в 3 класс.


Обычно глиняные игрушки создают своими руками из глины. Но для этого нужны специальные инструменты и этому мастерству нужно обучаться. Мы же предлагаем Вам нарисовать глиняную игрушку, и возможно, с картинкой не получится поиграть, но зато от процесса рисования Вы получите не меньше удовольствия, особенно со срисовками из нашей статьи.


Картинка с глиняной игрушкой.


Рисунок на стене.


Красивый рисунок красками.


Контурный рисунок.


Раскраска с глиняной игрушкой.


Для начинающих.


Цветная иллюстрация.


Детский рисунок глиняной игрушки.


Создаём поэтапно.


Рисунок цветными карандашами.


Цветное изображение.


Учимся рисовать.


На урок в 5 класс.


Красивая глиняная игрушка.


Рисунок в 5 класс.


Для учеников начальных классов.

Читайте также: