Русские народные игрушки гжель

Обновлено: 04.05.2024

История промысла берет свое начало всего в 60 км к юго-востоку от Москвы, в уникальном месте с кратким названием, известным каждому русскому человеку — Гжель.

Исторически под этим названием подразумевается не город, не деревня (хотя деревня с таким названием тоже имеется), а регион, издавна славившийся залежами высококачественной глины.

Есть несколько версий происхождения названия «Гжель», как промысла, так и все местности в которой расположено более 30 сел и деревень. Одна из них — это созвучие с глаголом «жечь», то есть обжигать глину. Однако, по версии этнографов и лингвистов, название «Гжель» имеет прусские корни и означает дословно «густо поросшее травой место», так как здесь проживали угро-финские племена.

Уникальность этого района заключается еще и в том, что здесь никогда не было крепостного права, потому как Гжель принадлежала императорскому двору. Ремесло было основным занятием местного населения. Это позволяло полностью сосредоточиться на оттачивании мастерства и совершенствовании технологий производства. В результате Гжель стала колыбелью и одним из основных центров керамического производства в России.

Почти 7 веков здесь трудятся мастера и ремесленники.



Традиции промысла, переходящие из поколения в поколение, талант мастеров, приносивших в каждую эпоху что-то новое, создали бренд под названием «Гжель», который сейчас известен во всем мире.

Итак, какие же основные вехи определяют развитие гжельского промысла, давайте вместе пройдемся по самым значительным периодам его развития.

1318 год Присоединение гжельских земель к быстро растущему Московскому княжеству и получение московским князем ярлыка на великое княжение. Предположительно, это послужило стимулом для развития гончарного производства на этих землях. Археологические раскопки на территории Гжели подтвердили существование развитого керамического промысла в то время.

1339 год Первое упоминание о Гжели как о местности встречается в завещании Ивана Калиты, в котором он наследует керамические доходные мастерские своему сыну. Благодаря уникальным месторождениям местных глин, выходящих на поверхность, гончарным производством здесь занимались со времени первых поселений людей.

1663 – 1666 годы Во времена царствования Алексея Михайловича, Гжель становится эксклюзивным поставщиком аптекарских и алхимических сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К ним предъявлялись повышенные требования по качеству. Именно это и положило начало керамическому производству в России.

1641 год При Петре I приходит мода на сине-белую роспись на фаянсе. Знаменитый дельфтский фаянс пришелся по вкусу и гжельским мастерам. Использовав идею, они привнесли в нее свое, русское содержание, сделав уже тогда бело-синюю роспись своим стилем. Так когда-то поступили и голландские мастера: позаимствовав идею у китайцев, они выработали свой стиль.

1710 год Гжельская волость полностью приписывается к Аптекарскому приказу для производства химической посуды.

1724 год Петр I издает указ о производстве посуды из белой глины. В указе отмечалось, что те, кто будет делать из белой глины «ценинную всякую посуду и табашные трубки», получат привилегии. В этот же год купец Гребенщиков Афанасий Филиппович открывает первую фабрику керамики в Москве, материал приобретает в Гжели. Фабрика становится первой по производству майолики в России. Поскольку для работы на фабрике привлекались работники из гжельских крестьян, гжельцы также начинают самостоятельно осваивать производство майолики, составляя конкуренцию фабре Гребенщикова. Когда в 1774 году фабрика закроется, Гжель останется единственным местом производства майолики.

1744 – 1748 годы По велению Екатерины I М.В. Ломоносов и Д.И. Виноградов начинают работы по изысканию рецепта отечественного фарфора. В поисках беложгущихся глин Дмитрий Виноградов по рекомендации Гребенщикова А.К., направляется в Гжель. В 40-50е года гжельская глина изучалась на Императорском фарфором заводе и в 1763 году была высоко оценена Ломоносовым: «едва ли есть земля более чистая».

1790 – 1801 годы Успех гжельской майолики падает из-за большой конкуренции на рынке керамики. Это повлекло за собой поиск новых решений. Уже к началУ 19 века гжельцы находят необходимые компоненты, а также их соотношение и нужный температурный режим обжига для производства полуфаянса. Это становится значимым событием в жизни страны. Меняется также и характер росписи: от пятицветия майолики к синей росписи по белому: используя одну краску гжельские мастера могут получить до 30 оттенков.

1810 год В деревне Ново-Харитоново основывается первый крупный фарфоровый завод местным кузнецом Яковом Васильевичем с сыновьями Терентием и Анисимом, позднее принявшими фамилию Кузнецовых и основавших известную династию фарфоровых королей.

1814 – 1830 годы Насчитывается уже более 30 производств, где фаянсовые изделия расписывали синим декором и наряду с этим выпускали фарфоровую тонкую посуду с цветной надглазурной росписью. К середине века о Гжели ходила слава как о «русском Стаффоршире», по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии. Изделия этого периода можно увидеть в крупнейших музеях страны – в Историческом, Русском, в Эрмитаже, а также в музее «Объединение «Гжель».

1860 – 1900 годы Ознаменованы промышленным переворотом. С его переходом от ручного труда к машинной индустрии наблюдался общий экономический подъем, но одновременно фактически погубил гжельский народный художественный промысел с его ручной формовкой и росписью. Предприятия массово переходили на выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности. Забывались и терялись многие секреты и тонкости художественного ремесла.

Начало 20 века Художественная сторона промысла угасает – производства перешли на выпуск электротехнической и фармацевтической керамики после войны с Японией в 1904 –1905 годах.

1932 год В Речицах основывается завод Всеко-Художник, на котором начал в роли художественного руководителя свою деятельность А.Б. Салтыков. Он активно изучал художественную керамику и не было в то время другого такого профессионала в этой области. Благодаря его стараниям и его сподвижницы Н.И. Бессарабовой произошло возрождение забытых традиций.

1937 год Происходит слияние нескольких мелких разрозненных мастерских в крупную артель под названием «Художественная керамика», выпускавшую фарфор.

1941 – 1945 годы Заводы приостановили свою деятельность из-за близости прохождения линии фронта. После окончания Великой отечественной войны Турыгинский завод становится родоначальником бело-синего фарфора.

Истоки лежат в подмосковном районе. 400 лет назад в Гжели запустили гончарное производство. У изделий достаточно высокое качество. Производили чашки, горшки и детские игрушки.

Майолика

В 18 веке Гребенщиков основал первую фабрику по производству изделий Зенина — пористые майолики большого размера.

В самом начале ассортимент был небольшим, изготавливали трубки для табака и плитки. Позже в производство запустили столовые принадлежности и небольшие фигурки.

В 1770 производство прекратило свою работу. К этому времени появились частные мастера, изготавливающие майолики.

Все изделия разделяют на 3 категории:

  • Дешёвая посуда.
  • Дорогие сосуды.
  • Мелкая пластика.

Майолики красили жидкой эмалью. Вначале темными красками чертили контур рисунка, затем его закрашивали синим цветом.

Полуфаянс

В начале 19 века полуфаянс сменил майолики. Сырьем была гжельская глина, с различными примесями.

Главное отличие гжельского полуфаянса – контрастность синей расцветки и белого фона. Для декора использовали растительные и геометрические узоры.

Фарфор

Производство фарфора начал Павел Куличков в 1802 году. Вскоре в Гжель открылось несколько мануфактур, по выпуску фарфоровых изделий высшей пробы.

Характерные черты:

  • Поверхность глазируется.
  • Белый фон.
  • Орнамент исполняют в синих или голубых цветах.
  • Растительный узор в народном стиле.
  • Ручное производство.

Встретить одинаковый орнамент изделие нельзя, так как каждый мастер вносит свою индивидуальность.

Для росписи используют следующие основные цвета:

  • Белоснежный.
  • Цветная майолика.
  • Глухой кобальт.
  • Ярко-синий.

Классика гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Изделие опускают в белоснежную глазурь, потом обжигают в печи при температуре 1400 градусов. В итоге покрытие получается прозрачным, а рисунок становится насыщенным.

Приглашаю Вас на прогулку по Гжели. Думаю нет нужды представлять этот знаменитый промысел. Гжель один из самых узнаваемых символов России.

Мировую известность она получила во второй половине двадцатого века, 1970-80 были золотые годы производства Гжели. Несмотря на тяжелые 1990 и начало 2000-ых, гжельское производство не остановилось и не пропало.

Сегодня на территории Гжельского куста, а это современный Раменский район Московской области, производством традиционного бело-синего фарфора занимается множество предприятий. От мелких кустарей частников до крупных производств, работающих под официальным брендом Гжель. Да, да это не один завод

Существует Объединение Гжель, Гжельский фарфоровый завод, Гжельский завод художественной росписи (Синь России), Галактика и другие. Разобраться в гжельских производствах не просто. Каждое считает именно себя исконным, самым традиционным и качественным

Я побывала в нескольких фирменных магазинах при заводах и одном общем магазине-салоне всех производств. Если честно, мне понравились все, сама от себя такого не ожидала)

Как говорят продавцы, а они во всех магазинах очень профессиональные и доброжелательные, традиции гжельского производства соблюдаются везде, основное различие в ассортименте продукции.

В основном, в магазинах современные изделия, но можно встретить и винтаж

Такую табличку с номером Вашего дома можно заказать за 1500 рублей. Внимание окружающих и зависть соседей - гарантированы)

Расскажу Вам, что узнала про некоторые из производств. Объединение Гжель - крупнейшая и старейшая компания. Создатель и правообладатель современного гжельского промысла. Находится в деревне Турыгино

В декабре 2019 Сбербанк стал собственником 37,5% Объединения Гжель. Цель покупки - возрождение производства, находившегося на грани банкротства и образование туристического кластера

Гжельский завод художественной росписи - Синь России . Находится непосредственно в самом населенном пункте Гжель. Производство выпускает более 700 наименований изделий: столовые, чайные, кофейные сервизы, предметы интерьера, изразцы для каминов и много другое.

При Гжельском заводе художественной росписи есть экскурсионная программа, в которую входит посещение производства, музея, зоопарка и чаепитие

У властей есть грандиозный план по созданию целого туристического кластера Гжель, к нему же должен подключится и новый инвестор Сбер.

Часовня Воспитание в Новохаритоново. Построена в память 60-летия Победы в 2003-2005 годах. Фасады украшены гжельской майоликой, фото автора

Часовня Воспитание в Новохаритоново. Построена в память 60-летия Победы в 2003-2005 годах. Фасады украшены гжельской майоликой, фото автора

Проект должен включить в себя различные Гжельские производства и музеи, строительство мини-гостиниц, гостевых домов, ресторанов, кафе и другого. Пока это только планы. А приехать в Гжель и соседние поселки можно в любое время.

Мы конечно не удержались и сделали пару покупок. Я купила книгу "Небеса на фарфоре" об истории производства Гжель, а муж чашку-гигант, блюдце и фарфоровую ложку

Я очень рекомендую Всем посетить "планету Гжель" хорошее настроение и покупки гарантированы!

Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации! Все самое интересное впереди


Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.

Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.

Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько — «гжельский куст», который объединил около тридцати населенных пунктов. В Российской империи их включили в Гжельскую волость.

В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия.

Бело-голубая роспись появилась на гжельских предприятиях в начале XIX века. Раньше местные изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах технология изменилась. На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры.

Фаянсовые изделия с синей росписью экспортировали в страны Ближнего Востока и Средней Азии. В это время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Еще в Гжели создавали скульптуры, предметы интерьера, рукомойники и подсвечники. Все предметы лепили и расписывали только вручную. Изделия мастера обычно украшали растительными орнаментами и рисунками цветов.

В XIX веке в деревнях «гжельского куста» возникли многочисленные фарфоровые предприятия — заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых. Посуду на них производили на новом оборудовании большими партиями. Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись.

Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия Бессарабова.

Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

История гжели

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

История гжели

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

История гжели

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

История гжели

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

История гжели

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

Читайте также: