Русские народные игрушки окружающий мир в средней группе

Обновлено: 16.05.2024

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Народная культура и традиции». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся с бытом, обычаями, традициями и утварью русского народа.
Задачи:
1. Образовательные:
Знакомство детей с русским бытом, утварью;
Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.
2. Развивающие:
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
Развитие интереса к познанию нового материала.
3. Воспитательные:
Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
4. Речевые:
Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь: предметный – изба, сени, горница, половик, ручник, ухват, чугунок, потешка; определения – чугунный, деревянный, глиняный, хлопковый; глагольный – плясать, петь, стряпать, обмазывать, месить.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа.
Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
Практические: прослушивание русских народных песен, мелодий; сюрпризный момент (появление домовёнка Кузьки); дидактические игры «Отгадай из какой сказки герой»; физминутка.
Наглядные:карточки с изображением русской избы, утвари.
Словесные: дидактические игры «Один-много», «Узнай потешку».
Материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка домовёнок Кузька; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».

Звучит русская народная мелодия, под неё появляется домовёнок Кузька.
Кузька: ой, бяда – бяда – огорчение. И некуда мне, несчастному податься. И негде мне – горемыке укрыться.
Воспитатель: ребята, это кто такой к нам в гости пожаловал?
Ответы детей (это домовёнок Кузька)
Воспитатель: верно! Кузька, да ты нас не бойся, мы тебя не тронем. Наши мальчики и девочки добрые, никого не обижают, они со всеми дружно живут. Проходи к нам в гости!
Дети зовут Кузьку погостить у них.
Кузька: ну если не тронете, тогда ладно, тогда погощу немного у вас. Садитесь на стульчики, будем знакомится. Меня Кузькой кличат. А вас? Ну-ка все хором скажите – как вас зовут?
Дети произносят свои имена.
Воспитатель: Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.
Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!

Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?
Кузька: так я ж давно родился. Мне семь веков, восьмой пошёл. Или по-вашему – 700 лет.
Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?
Кузька: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?
Ответы детей (конечно хотим!).
Кузька: ну тогда смотрите и слушайте!
Кузька вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.
Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.
Дети называют избу, сени и горницу.
Кузька: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?
Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).
Кузька: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.
Воспитатель показывает на картинке русскую печку.
Кузька: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.
Физминутка
Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Кузькой поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи платочками.
Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Кузькой.
Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т.д. Проводится игра «Один – много».
Кузька: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.
Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».
Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».
Кузька: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку
Расти коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся!
Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).
Кузька: какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Тушки — тутушки,
На столе пампушки.
На столе пампушки,
А в печи ватрушки.
Пампушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке!
Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).
Кузька: эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ответы детей (при умывании)
Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кузьки узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
Ответы детей (когда тетки засыпают).
Кузька: баю-баюшки-баю, баю Кузеньку мою! Чегой-то я спать зохотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.
Воспитатель: иди, Кузенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания!
Дети прощаются с домовёнком. Воспитатель вспоминает с детьми – что на картинках у Кузьки было нарисовано, название русских народных сказок и что такое – потешки, для чего они использовались.

формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Задачи:

Воспитательные:

Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;

Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

Развивающие:

Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Материалы и оборудование:

матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы».

чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Ход занятия:

-Ребята, вы любите игрушки?

-А что вы с ними делаете?

- А где ваши родители берут игрушки?

-Покупают в магазине.

-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это(Матрешка)

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешка)

- Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.

Матрешка- старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему (ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек (много)

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами). Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Я с таинственной игрушкой

То их восемь, то одна.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание - лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице.

-А для чего лепили? (Чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей).

-Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки, обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие.

-Какие? (Красные, желтые, синие, зеленые).

-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)

Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Физминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

- Известный народный промысел – Городецкая игрушка.

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки «Городецкая». Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные. -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т. е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом, каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

-Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол?

Что их объединяет?

(У кукол нет лица).

Все куклы делались безликими, т. е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.

Вот какие интересные куклы из тряпочек.

-Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? (Тряпичная).

Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.

Давайте вспомним с какими именно.

-Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной

- из чего сделаны эти игрушки?

- из глины, дерева, ткани.

-Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые?

-Раскрашивают их красками.

-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?

Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!»

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!» Цель: сформировать у детей представление о зимующих птицах; вызвать интерес к образу жизни зимующих птиц; прививать бережное отношение.

Конспект НОД по окружающему миру «Весна красна пришла» в старшей группе Тема: «Весна красна пришла». Цель:уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи: образовательные: • закрепить.

Конспект НОД по окружающему миру «Мебель» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Мебель» Цель: уточнить и расширить словарь по теме «мебель» Задачи: -уточнить.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Пожарная техника» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с пожарной техникой.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Змеи» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с такими животными,.

Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе Цель: ознакомление с воздухом. Задачи: Образовательные: - познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами; - показать,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы" «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

НОД по окружающему миру «Наш любимый детский сад» в средней группе Цель: Обобщение знаний детей о детском саде и профессиях взрослых, которые в нём работают. Задачи: • формировать представления о том, что.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему : «Народная игрушка - Матрешка».

МБ ДОУ детский сад №51

Средняя группа

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

на тему:«Народная игрушка - Матрешка»

Составитель: Воспитатель Василенко Елена Игоревна

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

• Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;

• Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы», презентация «Народная игрушка».

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки, «безликие куклы», подручный материал, древние обряды, гончар.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите игрушки?

Воспитатель: А что вы с ними делаете?

Воспитатель: А где ваши родители берут игрушки?

Дети: Покупают в магазине.

Воспитатель: А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это? (Матрешки)

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешки, показ слайда 1).

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.

Матрешка- старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему (ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек (много)

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами). Послушайте стихотворение об этой игрушке :

Я с таинственной игрушкой

То их восемь, то одна.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке.

Посмотрите, какие игрушки! (Показ картинок дымковских игрушек).

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

(Дымковская игрушка)

Игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Это, ребята, дымковские игрушки.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. (Показ картинки). Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки : коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание - лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. -А для чего лепили? -Чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей).

-Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепилиигрушки, обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. -Какие? -Красные, желтые, синие, зеленые.

-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)

Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. (Показ картинок).

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона» : шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

-Известный народный промысел – Городецкая игрушка. (Показ картинок).

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки «Городецкая». Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные. -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

(Показ слайда картинок). Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т. е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

(Показ картинок). -Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

-У кукол нет лица.

Все куклы делались безликими, т. е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.

Вот какие интересные куклы из тряпочек. -Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? -Тряпичная.

Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.

Давайте вспомним с какими именно. -Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной. -Из чего сделаны эти игрушки? - Из глины, дерева, ткани. -Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые? - Раскрашивают их красками.

-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?

Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе. Тема:«Зимующие птицы». Интеграция областей: познавательное развитие,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Флаг России» в средней группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Флаг России» в средней группе Цель: познакомить детей с флагом России. Задачи: Образовательные: повторить знания о символическом значении цвета российского флага,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Весенние цветы первоцветы» с использованием ИКТ Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Весенние цветы первоцветы» с презентаций «Первые весенние.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Головные уборы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Головные уборы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Головные уборы» Задачи: Образовательная: расширять знания.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема «Овощи»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема «Овощи» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема «Овощи» Цели и задачи: 1. Закреплять и уточнять знания детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в Антарктиду»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в Антарктиду» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Русская матрёшка»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Русская матрёшка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Русская матрёшка». Цель: воспитывать интерес к народному.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Теремок» Цель: Формировать представления детей о бережном отношении к природе. Задачи: 1. Углублять знания детей о диких животных региона. 2. Воспитывать.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Космос для малышей»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Космос для малышей» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Чем нам транспорт помогает?»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Чем нам транспорт помогает?» «Чем нам транспорт помогает?» Цель: - познакомить детей с пассажирским транспортом - отмечать характерные особенности грузового транспорта.

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи:
Воспитательные:
• Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;
• Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Обучающие:
• Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей.
Развивающие:
• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Интеграция О.О: Познание, коммуникация, социализация, физическая культура.

Воспитатель: Ребята, вы любите игрушки? (Да) А что вы с ними делаете? (Играем) А где ваши родители берут игрушки. (Покупают в магазине) А я знаю, что вы знаете стихи об игрушках, расскажите. (Дети рассказывают стихи А.Барто из серии «Игрушки»)
Воспитатель: Вот какие разные бывают игрушки. А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке.
Воспитатель: А сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:
Рядом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети: Матрешка!
Воспитатель: Верно! Это матрешка! (Показ матрешки). Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, А вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. (Показ слайдов деревьев) А сейчас, рассмотрите матрешек на моем столе.
Какие они по росту? (разные)
Воспитатель: Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему?
Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами)
Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке?
Посмотрите, какие игрушки! (Показ слайдов дымковских игрушек).
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.
Воспитатель: Ребята мы с вами какие дымковские игрушки увидели, что лепили
( барыни, лошадки, индюки, куры, петухи). Обратите внимание - лепили из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили!? (чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей). А сейчас расскажу как ее делают.
Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили, обжигали и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. Какие!? (красные, желтые, синие, зеленые).
Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Физминутка:
Ходит по двору индюк (шаги на месте)
Среди уток и подруг
Вдруг увидел он грача (остановился посмотрел вниз)
Рассердился сгоряча (потопать ногами)
Крыльями захлопал (руками, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою (помотать головой)
Понесся стрелою (бег на месте)
Воспитатель: Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они дымковские.
Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.)
Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.)
Ведущая. Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
(Показ слайдов тряпичных кукол)
Ведущая: Вот какие интересные куклы из тряпочек. Стоит чуть поколдовать, и вот игрушка ожила. Ребята рас кукла из тряпочек значит она какая? (Тряпичная)
Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Воспитатель: Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
(У кукол нет лица.)
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Ведущая: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.
Давайте вспомним с какими именно. (Матрешкой, дымковской, тряпичной)
Воспитатель: А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
(Бережно, аккуратно).
Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

Содержательная часть.
Тема: Мы мастера игрушки
Цель: Познакомиться с видами русской народной игрушки
Задачи:
- знакомство с историей русской народной игрушки;
- нарисовать эскиз собственной народной игрушки.

Вспомогательная часть.
Материалы: альбом, простые и цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти
ТСО: проектор, компьютер или ноутбук, проектное полотно.
Наглядные пособия:
-этапы выполнения работы, выполненные преподавателем.
-примеры русских народных игрушек

1. Организационная часть.
Приветствие группы. Рассадка по местам.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Игрушки, кисти, краски,
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

2. Вводная часть.
Диалог с воспитанниками, педагог задает наводящие вопросы, что бы подвести к теме урока: Для чего нужны игрушки? Какие вы знаете игрушки? Из чего, по вашему мнению, они делаются?
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с народными игрушками и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.

Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать.

3. Объяснение нового материала.
В древности игрушки делали сами, из того, что было под рукой: дерева, соломы, лоскутков ткани, глины. В некоторых семьях просто брали полено, закутывали в ткань. Это и была кукла. Куклы в крестьянской семье передавались из поколения в поколение, были настоящими реликвиями.
Игрушки, как и песни, сказки, учили детей различать добро и зло, передавали представления о счастье и красоте.
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, – это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга. (разные формы, материалы, подвижные, неподвижные и т.д.)
Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки - деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы), деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки, игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д.
Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки, алебарды. Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки, каптуры и т.д.

4.Задание для практической работы.
После краткого рассказа о различных видах русской народной игрушки, ребятам нужно придумать и нарисовать эскиз русской народной игрушки (любой).
Дети приступают к выполнению задания – на белой бумаге, с помощью карандашей, красок, фломастеров.

5. Практическая часть.
После этого включить слайд-шоу из заготовленных изображений, чтобы вдохновить их наиболее разнообразными примерами, так же висят готовые работы на доске.
Переходим к практической части. После всех разъяснений,дети приступают к выполнению задания.
Во время работы воспитанников, педагог перемещается по аудитории, взаимодействуя с детьми. Кому необходимо приходит на помощь (наталкивает как найти интересные формы, композицию).

Тип урока: Овладение новыми знаниями
Время: 25 минут
Возраст: 4-5

Содержательная часть.
Тема: Мы мастера игрушки
Цель: Сделать коллективное панно на тему «Ярмарка русской игрушки»
Задачи:
- завершение с работой по теме «Русская народная игрушка»;
- подвести итоги

Вспомогательная часть.
Материалы: ватман, простые карандаши, фломастеры, краски, кисти, ножницы
ТСО: проектор, компьютер или ноутбук, проектное полотно.
Наглядные пособия: примеры детских коллективных панно в электронном варианте

1. Организационная часть.
Рассадка по местам. Использование педагогического приема для привлечения внимания.
Стихотворение:
Продавцы, купцы-молодцы!
Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ!
Мы ребята удалые. Мы ребята озорные.
Всех на ярмарку зовём! Мы игрушки продаём!

2. Вводная часть.
Диалог с ребятами, педагог задает наводящие вопросы, что бы подвести к занятия. Небольшая вступительная речь: Ребята, давайте сегодня поиграем в ярмарку. Кто знает, что такое ярмарка, принимают ли в ней участие дети? Кто приезжал на ярмарку? Кого мы решили изобразить на нашем панно, как они должны выглядеть? Кто такие коробейники, чем они торговали? Кого называли скоморохами, что они умели делать?

3. Объяснение нового материала.
Сегодня у нас необычный урок, урок – ярмарка.
Сегодня мы побываем на ярмарке игрушек, вспомним какие мы знаем народные игрушки, их особенности. Как вы помните, происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от местного праздника “Свистопляска”. Именно к нему приурочивали производство и массовую продажу глиняных свистулек и игрушек. В 19 веке разрушается старинный обряд, и праздник изменяет свое название – это уже не Свистопляска, а Свистунья, изменяется и назначение обряда - это развлекательная ярмарка. Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.
В течение двух недель мы изучали истоки народного творчества, виды игрушек, приемы росписи, солярные знаки и символы, орнаменты и их значение. Теперь сегодня мы в игровой форме подведем итог всей работы.

4. Задание для практической работы 3 мин.
После небольшого вступления, дети должны :
1) Разделиться на три команды.
2) С помощью красок, карандашей, фломастеров оформить свой «прилавок» с игрушками

5. Практическая часть.
Педагог помогает - раздаёт по ватману на команду, организует и управляет учебной деятельностью на уроке.
Воспитанники приступают к выполнению задания – на белом ватмане, рисуют, клеят, русские народные игрушки, которые могли бы продаваться на ярмарке, тех, кто их продаёт (мужичка или бабу).

Читайте также: