Русский народный инструмент игрушка

Обновлено: 18.04.2024

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное музыкальное путешествие по древней Руси и познакомимся со многими музыкальными инструментами.

Зарождение народных музыкальных инструментов началось еще в языческой Руси. Люди, прославляя Богов, пели песни, танцевали ритуальные танцы и сопровождали все это игрой на музыкальных инструментах. Часто эти музыкальные инструменты изготавливали из подручного материала или использовали то, из чего можно было извлечь звук. Народные музыкальные инструменты подразделяются на 3 группы: струнные (те, у которых есть струны, духовые (инструменты, звук на которых извлекался при помощи выдувания) и ударные (на них звук извлекался при помощи удара).

К струнным инструментам относятся балалайка, гусли и домбра.

Гусли – русский народный инструмент. (Слайд 1). Он появился еще в 10 веке. Часто на гуслях играли Баяны – древние сказители. Они исполняли свои песни, аккомпанируя себе на гуслях. Гусли сопровождали древние пиры и праздники. На гуслях играли такие персонажи, как гусляр Садко и Добрыня Никитич. Гусли часто встречаются в сказках, на них играют различные герои.

Балалайка – русский народный трехструнный музыкальный инструмент с треугольным деревянным корпусом. (Слайд 2). Это самый известный русский инструмент, ставший одним из символов музыкального творчества русского народа.

Домбра – тоже считается русским музыкальным инструментом. (Слайд 3). Но первые упоминания о ней появились в летописях Казахстана. По легенде, казахи отправились в поход, который возглавлял сын казахского хана. Старый хан приказал одержать победу в походе и вернуться войску во главе с сыном домой. Но войско потерпело поражение и сын погиб. Никто не решался рассказать об этом старому хану. Тогда воины обратились к мудрецам. Те дали им домбру. Играя, воины попытались рассказать хану о смерти его сына. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Так домбра стала легендарным инструментом.

Часто использовали древние люди и духовые инструменты. К ним относили рожок, жалейку, свирель, кувиклы.

Рожок – духовой музыкальный инструмент с шестью игровыми отверстиями. (Слайд 4). Материалами для изготовления рожка служат береза, клен или можжевельник. Наилучшими звуковыми качествами, по утверждению музыкантов, обладают можжевеловые рожки.

Жалейка - первоначально пастуший инструмент зазывания скота и овец. (Слайд 5). В дальнейшем инструмент этот был в употреблении на поминках. Но сегодня жалейка представлена только в народных ансамблях.

Свирель - изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи. (Слайд 6). Иногда такие дудки делают из камыша, дягиля, тростника.

Кувиклы - представляют собой набор из 2—5 трубок различной длины примерно одного диаметра. (Слайд 7). На кувиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3-4 исполнительниц.

Самыми популярными на Руси были ударные инструменты. Наибольшей популярностью среди них пользовались ложки, трещотки бубен, бубенцы.

Ложки – музыкальный инструмент, первое упоминание о которых появилось в 13 веке. (Слайд 8). Люди часто использовали ложки для сопровождения музыкальных номеров. А сейчас я предлагаю вам всем исполнить пьесу «Ах вы сени» на ложках.

Дети исполняют музыкальный номер «Ах вы сени», аккомпанируя себе на ложках.

Трещетки - состоят из набора 18 — 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 — 18 см. (Слайд 9). Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Существует и другая конструкция трещотки — прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. (Слайд 10). В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.

Сейчас я предлагаю вам всем попробовать свое навыки в игре на трещотках.

Дети пробуют играть на трещотках разного вида.

Бубенцы - ударный музыкальный инструмент, который является большой металлической погремушкой (колокольчиком). (Слайд 11). На бубенцах играют в сопровождении других музыкальных инструментов.

Бубен - ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. (Слайд 12). Звук раздается, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Народные музыкальные инструменты

Шуметь, стучать, бренчать — одна из любимых детских забав. Производителям игрушек это известно, поэтому поток погремушек, колотушек и свистулек не иссякнет никогда. Знатоки предлагают шуметь не только громче, но и гармоничнее


Сама жизнь

Когда-то человек захотел воспроизвести звуки природы. И для этого стал использовать то, что было под рукой. Ложка о ложку стучала в ритме задорной плясовой, трещотки веселили детвору, бубенцы с конной упряжи звенели в такт хлопушкам — деревянным пластинам, быстро смыкающимся между собой и издающим хлопающий звук.

В средние века на Руси музыкальные инструменты оказались в опале — их сжигали, считая бесовским наваждением. Жившие в подполье дудки и гусли, жалейки и рубели, свирели и колотушки выдержали испытание временем и теперь занимают достойное место ветеранов русского фольклора. Они интересны людям разных поколений. Причиной тому — подлинность народного искусства, а подлинное близко и ребёнку, и взрослому. У этого искусства и русской души одни истоки. К тому же, это искусство связано с природной средой, оно выросло из корней берёзы, клёна, бука, чёрного и красного дерева. Дети играют на самых разных деревянных инструментах, все они сделаны в нашей мастерской.

_MG_0866.jpg

В ложки бей

Как обычная деревянная ложка превратилась в музыкальный инструмент? Сначала ложкой просто стучали по столу в ожидании обеда, потом кто-то услышал в этом новый музыкальный звук, другой его подхватил и пошло-поехало. Ложкари стали центром внимания во время народных гуляний.

Ложка липовая или кленовая, простая или расписная, оказалась источником истинно народного звука, зачинателем этой культуры.

Не каждая ложка, что к обеду, имеет музыкальные способности. Для шумового оркестра, к примеру, подготовительной детсадовской группы, подходят прочные, утолщённые, с большей звучностью. Украсить цокающий перестук может звон бубенчиков, которые навешивают внутри черпака. Различаются инструменты только породой древесины и росписью — дети лучше воспринимают простой, понятный рисунок, скажем, из Городецкой или Хохломской росписи.

_MG_0757.jpg

Русские народные деревянные музыкальные инструменты придумала сама жизнь. Трещали и стучали сначала по домам, потом в гостях, позже — в самодеятельных ансамблях и профессиональных оркестрах.

В «шумовом» семействе, кроме ложек, живут трещотки, колотушки, хлопушки и, конечно, погремушки. А вот деревянная расписная коробочка, изготовленная из кленового бруска. Ударяя по ней барабанными и деревянными палочками, можно услышать стук копыт скачущих лошадей или пони.

Про бубенчики и колокольчики отдельная история, потому что звук они издают волшебный, а какая детская история без сказки? Вот едет Дед Мороз в своей ледяной повозке, а бубенцы под дугой встряхиваются и звенят, издавая гамму серебристых звуков. «Однозвучно звенит колокольчик…» — не совсем справедливые слова, потому что колокольчики и бубенцы, при всей их простоте, могут звенеть по-разному: чисто, ярко, звонко, тускло, в зависимости от расположения духа исполнителя.

Деревянный ксилофон из древесины ели — классика детского музыкального творчества. Благодаря пятнадцати пластинам в диапазоне от «ля» второй октавы до «ля» четвёртой, можно услышать летний дождик, весеннюю капель, перестук дятла, порхание бабочки…

_MG_0756.jpg

Пусть меня научат

Вот, скажем, ложки. Простые, да не совсем, потому что освоение игры на них требует труда и терпения. Для начала придётся освоить хватку: обычно две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Первые две служат двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причём бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же ещё раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. В начале ритмический рисунок разучивают медленно, затем темп убыстряется и получается большое звонкое многозвучие. Мастера-виртуозы ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по ложкам. Дети тоже способны демонстрировать залихватское исполнение, важно заинтересовать их и научить.

Чаще всего у ребёнка срабатывает так называемая историческая память — подержит малыш в руке погремушку с бубенцами или расписную трещотку и уже сам воспроизводит народный наигрыш. Дети чувствуют настоящее, подсознательно ищут встречи с истинным искусством.

Польза народной музыкальной игрушки как развивающего элемента для маленького человека очевидна: игра на ложках, ксилофонах и прочих инструментах, развивает мелкую моторику, слух, ритм, обогащает культурно. И не столько важна техника, сколько воздействие на духовный мир ребёнка русской народной музыки в исполнении самобытных деревянных инструментов.

Александр Серебров,
мастер по изготовлению шумовых и духовых
русских народных музыкальных инструментов,
г. Нижний Новгород


Задумывались ли вы о том, какой музыкальный инструмент понравился бы вашему ребёнку? Возможно, у него скрытый талант и хорошо развитый музыкальный слух? Пора это выяснить. А поможет вам в этом невероятно красочный набор музыкальных инструментов Петрушка, созданный умельцами в мастерской знаменитого музыканта Александра Сереброва. В комплект русских народных инструментов входят: ложка с бубенцами; деревянные ложки (2 шт); круговая трещотка; малая погремушка; ребристая коробочка; деревянная свистулька; самоучитель игры на шумовых инструментах (DVD диск); пьесы в разных темпах (CD диск); инструкция с партитурой Заиграй моя волынка.

Бренд Мастерская Сереброва славится своими народными инструментами, которые изготавливаются и расписываются вручную. Они являются неповторимыми и уникальными произведениями музыкального и художественного искусства. Все инструменты производятся из экологически чистых пород дерева, раскрашены нетоксичными красками и покрыты лаком, не имеющим запаха и не вызывающим аллергии. Мастера вкладывают душу в свои работы, тем самым делая их очень душевными, с ними приятно работать.

С помощью комплекта вы приобщите ребёнка к русской культуре и истории, ведь знания и опыт предков бесценен. Все инструменты очень красивы и непременно вызовут интерес у детей разных возрастов. Набор прекрасно подойдёт в качестве подарка, им можно пользоваться как в кругу семьи, так и в детских учреждениях. Возможно, вы организуете свой ансамбль, ведь с помощью партитуры легко разобраться в назначении инструмента и его функциях.

Играя на музыкальных инструментах, дети тренируют моторику рук, развивают тактильную чувствительность, музыкальный слух, чувство ритма, внимание. Также не лишним будет усердие и старательность, ведь чтобы освоить инструменты – придётся потрудиться. Возможно, в дальнейшем это станет любимым хобби, а может и профессией. Хорошо, когда у ребёнка есть любимое занятие. Это благоприятно сказывается на эмоциональном и психологическом развитии, формировании разносторонне развитой творческой личности. Развивайте таланты своих детей и приобщайте их к национальной культуре! Набор музыкальных инструментов из Мастерской Сереброва вам в этом поможет.

Пищалки считаются одними из древнейших музыкальных инструментов. Для изготовления пищалок можно использовать простую травинку, гусиное перо, либо ленту бересты.

Принцип работы пищалки прост – полученную ленточку немного разрезают по середине, натягивают пальцами и дуют в образовавшийся разрез. Получается интересный пищащий звук. Можно поэкспериментировать с материалом, длинной разреза и способом звукоизвлечения чтобы получить красивое звучания этого нехитрого инструмента.

Наверно, самый любимый детьми музыкальный инструмент. Создает шумовую окраску и прекрасно сочетается с другими звучаниями.

Погремушки бывают различных форм, могут быть в виде продолговатых трубочек, а могут и круглые.

Наполняют погремушки сыпучими материалами, это может быть и крупа, и мелкие камешки, которые при тряске издают интересный шумовой эффект.

Жужжалка - распространенная деревенская детская игрушка, изготовленная из хрящевой кости свиньи и протянутой сквозь нее связанной кольцом веревки, так что с обеих концов получались петли. Название происходит от характерного звука, который издает эта игрушка. Играли нею так: брали двумя руками за петли и накручивали тугой узел, пока не зажимало пальцы. После этого разводили руки, и кость начинала быстро раскручиваться и снова закручиваться, издавая характерные низкочастотные звуки урчания.

Принцип работы волчка (юлы).

Известно использование слова фурфалка в фразе «сделай из него/нее фурфалку» по отношению к испорченной, ненужной вещи, что означает совет выбросить (фурнуть, фуркнуть) ее.

Также словом фуркалка называют любую вещь, издающую похожий звук: зажигалку, двигатель.

С незапамятных времен забавлялись дети простой и незамысловатой игрушкой: через две дырочки в каком-нибудь предмете, например, в пуговице или фанерной плашке продевается прочная нитка, завязывается узелок.

Для запуска игрушки необходимо надеть на указательные пальцы рук веревочку так, чтобы пуговица (или плашка) оказалась посередине. Вращательными движениями закручивают веревку в одну сторону, затем начинают ее то натягивать, то отпускать. Пуговица (или плашка) начинают издавать звуки. Звуки могут быть разные. Они, конечно, зависят от материалов, из которых сделана игрушка, но ведь и мало ли кому что послышится: "фыр-фыр-фыр", или "жжжу-жжуу-жууу", или "гыр-гыр-гыр"…

Поэтому и называют её кто фурчалкой, кто кто гуркалкой, кто жужжалкой…

Но какое это имеет значение! Детей всегда увлекали и увлекают игрушки, которые можно заставить двигаться по своей воле, да еще и издавать звуки, - ведь это значит, что предметы оживают в их руках!

Для изготовления фурчалки можно использовать любые подручные материалы: пуговицы, деревянные плашки, ластики и даже простые картонки. Деревянные или картонные фурчалки можно раскрашивать или делать на них аппликации.

Такая игрушка при наличии некоторого опыта делается за считанные минуты и умещается в кармане, так что с ее помощью можно скрасить ожидание автобуса, время в электричке или в очереди к врачу.

С этой игрушкой можно играть и с друзьями: раскрутить фурчалку и передавать её на пальцы приятелю так, чтобы она не остановилась. Тот, у кого фурчалка остановится, - проигрывает.

Можно даже устраивать соревнования: кто скорее раскрутит фурчалку или кто за определенное время передаст её другу большее количество раз.

А можно затеять эстафету: игрок запускает фурчалку и пытается пройти с ней отмеренное расстояние (если фурчалка перестает крутиться, он останавливается, раскручивает ее вновь, а затем продолжает движение). Когда он возвращается к своей команде, то передает фурчалку следующему игроку.

Духовые инструменты

Флейта — это общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. Семейство флейты довольно многочисленное по своим разновидностям.

По подобию флейты возникли другие музыкальные инструменты : Сопель, Кувиклы.

Это духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кувиклы – это разновидность флейты Пана. Флейта Пана — это многоствольчатая флейта, состоящая из нескольких бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу. Верхние, открытые, концы располагаются в один ряд. Трубки бывают длиной до ста двадцати сантиметров. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём.

Звук кувиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами - дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кувиклах играют в основном женщины, ансамбль кувикальниц состоит из трех-четырех исполнительниц,

Свирель - русский двуствольный духовой инструмент; род двуствольной продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.

Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.

Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки.

Изготовлением глиняных свистулек занимались в России и многих других странах мира издавна. Постепенно из простых трубочек они стали превращаться в настоящие произведения искусств, и радовать не только слух, но и глаз зрителей свистульного представления.

Изготовить такую свистульку, пусть и не такую красивую для начала, далеко ходить не нужно – глина имеется у нас прямо под ногами. Дело в том, что единой технологии изготовления свистульки из глины не существует – сколько мастеров, столько и технологий. Раскрою для вас простую технологию, техникой которой легко овладевают дети на уроках труда.

Кроме глины нам понадобится печь (хотя и без нее можно обойтись) и инструменты для работы с глиной и вырезанию на ней рисунка (можно сделать самим, вырезав из палочки или веточки).

Глина для гончарных изделий должна содержать в себе 11-15% песка, то есть если она слишком жирная, то можно добавить песок, а вот если песка в ней слишком много, лучше поискать другое месторождение глины, иначе при обжиге свистулька развалится, потрескавшись. Чтобы не выкидывать потом мешок глины, лучше прогуляться на выходных с пакетиками и лопатой, набрать по небольшому комку глины в разных местах и подписать мешочки. Дома обжечь каждый и выбрать самое лучшее месторождение.

Итак, копаем глину, дома разбиваем молотком комочки глины, удаляем примеси – веточки, камушки. Растворяем глину водой в пропорции одна часть глины, три части воды. Раствор тщательно размешиваем. Даем раствору отстояться, после чего верхнюю воду сливаем, средний слой глины вычерпываем, а нижний слой с отстоявшимися камушками и песком выкидываем.

Глину желательно поместить в небольшую ванночку небольшим слоем, чтобы она быстрее высыхала, но следить, чтобы не пересохла. Глина будет готова к работе, когда ком глины, взятый в руку, не будет прилипать. Переминаем тщательно глину руками, чтобы убрать пузырьки воздуха, проверяем качество глины – скатываем из нее валик диаметром пару сантиметров, резко сгибаем пополам – на сгибе не должно быть трещин.

Если вы не собираетесь использовать сразу всю глину, ее можно поместить в полиэтиленовый пакет и закрыть герметично, чтобы не пересыхала, тогда лепить свистульки можно будет в любой момент, как появится желание.

Итак, какие инструменты для работы нам понадобятся – это игла для подрезания и протыкания.

Для протыкания отверстий в трубке (чтобы менять звук свиста, зажимая пальчиками) нам будут нужны трубочки диаметром 3-4 мм, вместо них можно использовать пасту из ручки. Ну и различные штампики, с помощью которых можно легко и просто делать узоры на глиняной заготовке.

И самое главное – сушка. Так как специальной печи для сушки глиняных изделий у нас скорее всего, нет, то сушить можно и в обычной газовой или электрической печи. Однако не стоит резко повышать температуру – сушка должна быть длительной, иначе от резкого разогревания вода, что содержится в глине, будет быстро испаряться и свистулька покроется пузырями.

Струнные инструменты

Струнный музыкальный инструмент — это музыкальный инструмент, в котором источником звука являются колебания струн. Типичными представителями струнных инструментов являются гитара, гусли, балалайка и домра.

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус. Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.

Сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году (Голиков И. И. Дополнения к деяниям Петра Великого, т. 10. М., 1792, с. 242). Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.

O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки.

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

Ударные инструменты

Ударные музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) (молоточков, колотушек, палочек) по звучащему телу (мембране, металлу, дереву). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

Впервые трещотки как музыкальный инструмент описал Квитка. В. Даль в толковом словаре объясняет слово "трещотка" как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь.

Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

Рубель (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали.

Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.

Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента.

Музыкальный рубель имел небольшие отличия от бытового: они на одной стороне имели высверленную резонаторную полость. Бытовой рубель был немного длинее музыкального, и имел не такие острые грани.

Как можно понять из его вида играли на нё м просто: проводили чем-нибудь вверх и вниз.

Колотушка – музыкальный инструмент сторожа или охранника. Этим ударным инструментом хранитель порядка ходил и постукивал темными ночами, тем самым отпугивая воров и вселяя спокойствие в живущих рядом людей – они знали что их охраняют.

Конечно, этот музыкальный инструмент был любим не только сторожами, в различным народных ансамблях, да и на любом празднике не обходилось без колотушки.

Колотушка представляет из себя деревянный каркас, который обтягивали каким-нибудь упругим материалом, чаще всего кожей. Вверху колотушки привязывали небольшой, как правило, деревянный шарик. Когда колотушку приводили в движение, и этот самый шарик ударялся об её упругую часть и колотил её - издавал стучащие звуки.

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары: скользящий - по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый - по ложке, находящейся за голенищем сапога.

Башкирские народные музыкальные инструменты Сирбаева Загида Фиргатовна, воспитатель, МБДОУ ДС № 262, г. Уфа Башкирские народные музыкальные инструменты В материальной и духовной культуре.

Лэпбук «Башкирские музыкальные инструменты»

Лэпбук «Башкирские музыкальные инструменты» Подготовила Галиуллина Эльвира Камилевна Воспитатель МАДОУ ДС №32 Лэпбук «Башкирские музыкальные инструменты» Старший дошкольный возраст.

«Музыкальные инструменты». Лэпбук

«Музыкальные инструменты». Лэпбук Лэпбук "Музыкальные инструменты" Лэпбук "Музыкальные инструменты" направлен на активизацию любознательности, познавательной активности.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»

Лэпбук «Музыкальные инструменты» Лэпбук изготавливался совместно с детьми в течение недели, посвященной данной теме. Цель создания лэпбука: формирование необходимых.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»

Лэпбук «Музыкальные инструменты» Лэпбук «Музыкальные инструменты» Интерактивная папка, пособие для детей старшего дошкольного возраста Цель пособия: Формирование необходимых.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»

Лэпбук «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный.

«Русские народные музыкальные инструменты». План-конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста План-конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста об инструментах симфонического оркестра (оркестра народных инструментов). Тема:.

Презентация «Дагестанские музыкальные инструменты» Горцы - народ музыкальный, песни и танцы для них так же привычны, как бурка и папаха. Они традиционно взыскательны к мелодии и слову, потому.

Впитывая звуки природы, наш народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси.

Мы решили, что наших малышей нужно обязательно познакомить с русскими народными музыкальными инструментами. Для этого в группе была организована выставка "Русские народные музыкальные инструменты своими руками"

Выставка «Русские народные музыкальные инструменты своими руками»

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет.


Гусли - ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары.


Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен.


Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.


Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти.


Свирель – русский духовой музыкальный инструмент. Он известен с незапамятных времен. Классическую свирель чаще изготавливают из дерева., имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи. Сердцевина эта вывёртывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезается наискосок. Близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезается от 4 до 8 отверстий.


Теперь мы тоже знаем русские музыкальные инструменты! И с удовольствием будем их осваивать!


Детские музыкальные шумовые инструменты своими руками. Мастер-класс по изготовлению веерной трещотки

Детские музыкальные шумовые инструменты своими руками. Мастер-класс по изготовлению веерной трещотки Мастер-класс по изготовлению веерной трещотки. Этот мастер-класс будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям и родителям воспитанников.

Фотоотчёт «Музыкальные инструменты своими руками и руками родителей»

Фотоотчёт «Музыкальные инструменты своими руками и руками родителей» МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ И РУКАМИ РОДИТЕЛЕЙ Родители принимают активное участие в жизни нашего детского сада. Во время.

«Музыкальные инструменты своими руками». Консультация для родителей

«Музыкальные инструменты своими руками». Консультация для родителей Расширению представлений ребёнка об окружающем, развитию фантазии, наблюдательности способствует совместное творчество с использованием.

Мини-музей «Русские народные музыкальные инструменты»

Мини-музей «Русские народные музыкальные инструменты» Мини - музей "Русские народные музыкальные инструменты" (проектная деятельность, как основной метод развития музейной педагогики в ДОУ).

Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками

Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками Мастер-класс. «Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками»Хочу представить вашему вниманию мастер-класс.

Музыкальные инструменты своими руками

Музыкальные инструменты своими руками Вместе с музыкальным руководителем Верой Викторовной Косоуровой и родителями мы решили сделать музыкальные шумовые инструменты для детского.

Не озвученные музыкальные инструменты, сделанные своими руками

Не озвученные музыкальные инструменты, сделанные своими руками Опираясь на требования ФГОС ДО предметно–пространственная среда в группе должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,.

Погремушки и трещотки. Музыкальные инструменты своими руками

Погремушки и трещотки. Музыкальные инструменты своими руками Такие погремушки и трещетки сделали для группы наши родители из киндер- сюрпризных яичек,одноразовых ложечек,цветной изо. ленты и хозяйственных.

Положение о проведении конкурса «Детские музыкальные инструменты своими руками»

Положение о проведении конкурса «Детские музыкальные инструменты своими руками» Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации. Чтобы импровизировать в звуках не надо ничего.

Проект «Музыкальные инструменты своими руками. Барабан»

Проект «Музыкальные инструменты своими руками. Барабан» Проект «Музыкальные инструменты своими руками. Барабан» Паспорт проекта 1. Образовательные области, в рамках которых проводится работа по.

Читайте также: