С губайдулина музыкальные игрушки

Обновлено: 12.05.2024

«Игрушки на елке» — фортепианная сюита В. Ребикова (1866-1920). Включает в себя 14 легких миниатюр, которые посвящены игрушкам, обыкновенно украшавшим елки детей рубежа веков.

Вслед за пьесой «Дети вокруг елки», выполняющей роль вступления и передающей радостную и взволнованную предпраздничную атмосферу, перед слушателями одна за другой оживают елочные игрушки: деревянная лошадка и оловянные солдатики, волчок и неуклюжий медведь, утонченные и изящные северская статуэтка и китайская фигурка, сказочный гном и пылкий юноша, веселые и озорные пряничные человечки и старинная музыкальная табакерка, ангел, паяц и кукла в русском сарафане.

Музыка сюиты основывается на фольклорных и бытовых интонациях и жанрах (марш, вальс, лирическая песня, менуэт, камаринская и др.) близких и понятных ребенку. Номера сюиты выстраиваются по принципу контраста, лирические и изящные миниатюры чередуются с быстрыми, стремительными пьесами. Музыка пьес отражает особенности каждой игрушки: композитор тщательно отбирает музыкально-выразительные средства, чтобы портреты любимых детьми персонажей получились яркими и узнаваемыми.

Пьеса «Медведь», например, вся звучит в низком гудящем регистре, октавные ходы в басах передают неуклюжую и грузную походку косолапого мишки. Элементы целотоновой гаммы, терпкие гармонии и «колючее» стаккато в теме — яркие штрихи в портрете маленького гнома («Танцующий гном»). Неостанавливающееся ни на секунду тремоло в десятой пьесе цикла имитирует бег волчка, а призывные фанфарные интонации и квартовые ходы, подражающие трубе, сопровождают игрушечный марш («Оловянные солдатики»). Галантный размеренный менуэт характеризует изящную северскую статуэтку («Севрская статуэтка»). Особый ориентальный колорит в пьесе «Китайская фигурка» композитор создает с помощью выдержанных басов, на фоне которых звучит хрупкая и витиеватая мелодия, основанная на пентатонике.

Цикл не содержит обобщающей пьесы-финала, заканчивается веселая пляска крестьянина («Пряник «Танцующий крестьянин») и все смолкает, словно «игрушки, боясь, что их разоблачат, прыгают обратно на елку». (Цит. по: Ребиков, В.И. Игрушки на елке [Ноты]: сюита для детей без опуса / В.И. Ребиков, вст. ст. А. Кузьминой. – Челябинск: MPI, 2007. – С. 6)

«Музыкальные игрушки» — фортепианный цикл (1969 г.) Софии Губайдулиной, который, по словам композитора, она сочиняла, как «запоздалое посвящение своему собственному детству»*.


В цикл вошли 14 разнохарактерных миниатюр. Каждая пьеса имеет программное название:

«Медведь-контрабасист и негритянка»,

«Снежные сани с бубенцами»,

Художественные образы, представленные в цикле очень разноплановые, но среди них выделяется несколько основных тем: тема музыки, музыкально-театрального действия, тема природы в различных ее проявлениях.

Отличительной особенностью цикла исследователи также считают встречающиеся в нем отсылки к разным стилевым направлениям (к барочной, романтической музыке, джазу и др.).

В «Музыкальных игрушках» София Губайдулина нередко прибегает к звукоизобразительности, чтобы создать яркие и узнаваемые портреты героев своего цикла, передать их характер и манеру движения.

Цикл написан современным музыкальным языком, с его терпкими и острыми гармоническими сочетаниями, яркими и сочными тембральными красками, прихотливыми и неординарными ритмическими рисунками, необычными звуковыми эффектами и исполнительскими приемами.

*Цитата приводится по: Титова, С. С. Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века (на примере художественного языка и композиции «Музыкальных игрушек» С.А. Губайдулиной) / С. С. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 353-355.

Лапина, Мария Евгеньевна.
Музыкальные игрушки на ёлке. Создаём открытку и слушаем классику /
Мария Лапина. — Казань : Бук, 2021. — 12 с. — Текст : электронный.

Это развивающее пособие поможет вам творчески провести время со своим ребёнком. Вы вместе будете создавать новогоднюю открытку и знакомиться
с музыкальными произведениями знаменитых композиторов. Задания по слушанию музыки разделены на пять дней, поэтому вы можете использовать это пособие в качестве адвент-календаря.
Для детей дошкольного возраста.

Плейлист к сборнику:

К. Дебюсси. СНЕГ ТАНЦУЕТ.

П. Чайковский. ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ.

В. Ребиков. ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА КОНЬКАХ.

Подробнее о цикле « Силуэты «.

С. Губайдулина. СНЕЖНЫЕ САНИ С БУБЕНЦАМИ.

П. Чайковский. Фрагменты балета «Щулкунчик»:

ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ

ШОКОЛАД (ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ)

ЧАЙ (КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ)

КОФЕ (АРАБСКИЙ ТАНЕЦ)

В. Ребиков. ИГРУШКИ НА ЁЛКЕ.

Ф. Лист. ЗАЖИГАЮТ ЁЛКУ.

София Губайдулина, Хор Московской экспериментальной студии электронной музыки

4. ''Запись,Apophatic'' Leonid Stasov, speaker; Netherlands Chamber Choir; Schonberg Ensemble,cond.R.de Leeuw С.А.Губайдулина "Теперь всегда снега" (1993) для камерного хора и камерного ансамбля на стихи Г. Айги

София Губайдулина

София Губайдулина

София Губайдулина

Софья Губайдулина

Софья Губайдулина

Пьяццола аранж.Губайдулиной

Софья Губайдулина

София Губайдулина

София Губайдулина

Софья Губайдулина

София Асгатовна Губайдулина

Offertorium. Concerto for Violin and Orchestra [Kremer, Boston SO, Dutoit] София Асгатовна Губайдулина

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ДЕТСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

С.А. Губайдуллина. Фортепианный цикл «Музыкальны е игруш ки » .


Росинка упасть боится

На цветок. Печалится он,

Что век её так недолог!

японск ий поэт Соги

Сочинения композиторов второй половины ХХ века, на писанные для детей, особо притягательны тем, что их содержание формируется на грани образов музыкальных и внемузыкальных, конкретных и абстрактных, а также на основе представлений о внутреннем и внешнем мире человека. Часто ключом к «расшифровке» содержания таких сочинений становится введение в авторский текст своебразных знаков музыкальных стилей других эпох. В этой связи примечательны некоторые образцы инструментальных опусов одного из наиболее ярких композиторов Новейшего времени – Софии Губайдулиной.

Творчество С.Губайдулиной настолько индивидуально, что его трудно отнести к какому-то направлению современной музыки. Исследователь творчества С.Губайдулиной, замечательный музыковед нашего времени В. Холопова в своей статье пишет: «Музыка Софии Губайдулиной – это и мир Большого человека, с его «умножением душ», и мир тончайших ощущений, того главнейшего в искусстве «чуть-чуть», о котором говорили Карл Брюллов и Лев Толстой. Для Губайдулиной …. Очень важны идеи всесветноти и вечности. И эта вездесущность… поддерживает высоту духа в каждом ее сочинении».
Сущность искусства композитора точно выражена в ее убеждении: «Мне кажется, что музыка никуда не развивается, она просто звучит, как звучит Мир и Душа».

В музыкальном мире София Асгатовна известна как композитор-философ : «Я религиозный, православный человек и религию понимаю буквально как re - ligio , восстановление связи, восстановления legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстановить свою целостность, это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки».

Её музыка разноплановая и новая как по содержанию, колориту, так и по техническим приемам и методическим задачам.

Особенно сложными и в тоже время интересными для интерпретации являются ее фортепианные произведения для детей . Их содержание во многом «закрыт о » для юного музыканта и, вместе с тем, заключает неисчерпае­мые возможности вариативного исполне ния.

Однако музыка Губайдуллиной звучит нечасто. Следует добавить, что произведения для детей – это особая область творчества, по словам классиков, «для детей надо писать так же, как и для взрослых, только лучше!» К.И. Чуковский в своей книге «От 2 до 5» сформулировал заповеди, которые должны соблюдать детские поэты . М ногие рекомендации актуальны и для авторов музыкальных произведений. Вот некоторые из них:

1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным

мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребенок мог увидеть происходящее.

2. Наибыстрейшая смена образов – к инематографичность ; образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.

3. Словесная живопись должна быть лирична.

4. Подвижность эмоции и подвижность ритма.

5. Повышенная музыкальность поэтической речи.

Многие критики нашего времени утверждают, что инто­национный слух ре­бёнка не всегда «настроен» на адекватное вос­при­ятие музыкаль­ного языка и стилистики музыкальных произведений современных композиторов. Од­нако , к ак показывает исполнительская практика, именно дети правильно расставляют акцент ы в музы­каль­ном тексте и находят те «скры­тые» нюансы , которые должен рас­по­знать исполни­тельский слух юного музыканта. Поэтому не случайно, что в наше врем я всё боль­ший инте­рес у педаго­гов-инструмен­талистов вызывает музыка для детей Б. Бартока, А. Ве­берна, Э. Дени­сова, С. Прокофьева, Н. Си­дельникова, В. Сильвест­рова, Р. Щед­Рина , С. Слонимского, И. Стравин­ского, П. Хиндемита, Д. Шос­таковича, и др.

Детские фортепи­анные сочинения Софии Губайдулиной были созданы в 60-е – 80-е годы прошлого столетия . По жанрам о ни очень многообразны.


Это камерные инструментальные пьесы "Дюймовочка" , «Злая шутка» ; для валторны и фортепиано – «Там вдали», «Охота»; для трубы и фортепиано – «Сказка», «Песня без слов»; для 2 труб – «Татарская песенка», «Суюмбика» ; для флейты и фортепиано «Звуки леса» ; песни "Шепталки" , "Песенки-считалки" для голоса и ф ортепиано на стихи Я. Сатуновского ; музыка к мультипликационным фильмам «Маугли», «Кошка, которая гуляет сама по себе» , а также фортепианный цикл « Музыкальные и грушки », который был написан в 1969 г оду и состоит из 14 пьес: 1. З аводная гармошка
2. Волшебная карусель
3. Трубач в лесу
4. Кузнец-колдун
5. Апрельский день
6. Песня рыбака
7. Птичка-синичка
8. Медведь-контрабасист и негритянка
9. Дятел
10. Лосиная поляна
11. Снежные сани с бубенцами
12. Эхо 13. Барабанщик
14. Лесные музыканты

Эти пьесы представляют одновременно «музыку для детей» и «музыку для взрослых». Композитор уникально воплощает в художественной форме мир ребёнка с позиции взрослого человека. В комментариях к циклу «Музыкальные игрушки» С. Губайдулина пишет: «Этот сборник я сочиняла как запоздалое посвящение своему собственному детству». Возможно поэтому автор пьес понимает м ир ребенка как «микрокосмос», который заключает в себе «макромир». Кому как ни детскому восприятию реальности присущи красота и гармония в трактовке понятия «космос».

Ц икл «Музыкальные игрушки» по образному содержанию можно разделить на три раздела: - народн ое гуляни е « нарисовано» в пьесах «Заводн ая гармошк а », «Волшебн ая карусел ь » и «Снежны е сан и с бубенцами»; - природ а и ее обитатели показаны в пьесах « Кузнец-колдун », « Птичка-синичка », « Лосиная поляна » и «Лесные музыканты»; - музык а и музыканты звучат в пьесах « Трубач в лесу » , « Песня рыбака », « Медведь-контрабасист и негритянка », « Барабанщик ».

Кажд ая пьес а имеет названи е , в котором композитор заложила расшифро в ку к интерпретации и семантики музыкальных миниатюр. Так, «Заводн ая гармошк а » завораживает своими гармошечны ми перебор ами и притоп ами; весенняя капель слышна в «Апрельском дне»; а «Снежные сани с бубенцами» колоритно передают звон бубенцов и цокание копыт . В некоторые миниатюры автор заложила « игр у пространством» , например приемами удаления и приближения , расширения и сжатия или динамически убывающего звукового пространства отличаются пьесы «Трубач в лесу», «Песн я рыбака», «Эхо», «Волшебная карусель», «Птичка-синичка» . А вот чтобы проще было понять с мелые и яркие гармонически е обороты, наделенные приемами додекафонии, кластерами, органными пунктами автор дала такие названия своим пьесам, как «Лосиная поляна», « Медведь-контрабасист и негритянка », « Лесные музыканты », «Дятел».

Также отличительной чертой цикла является в оплощение особенностей музык и разных эпох: архаическую попевку старинной музыки можно услышать в «Песне рыбака»; интонаци ей средневеково го мотива «Dies Irae» наделена пьеса «Эхо» ; музык а эпохи Б арокко воплощена в пьесах « Волшебн ая карусел ь», « Кузнец-колдун », « Песня рыбака » и « Птичка-синичка »; «Лесные музыканты» и «Веселая карусель» написаны в духе романтической музыки К.Дебюсси; «Заводной гармошке» свойственны черты музыки неофольклоризма , а именно музыке И. Стравинского и Р. Щедрина ; «Барабанщику» - модернизма и массовых «пионерских» песен XX века ; джаза – «Медведь-контрабасист и негритянка» .

Стараясь показать разнообразные сюжетные линии, порой театрализованные, композитор обращается к разнообразным жанровым зарисовкам, например, гармошечные переборы и притопы , так свойствены частуш ке, звучат в «Заводн ой гармошк е », марш слышится в «Барабанщик е » и в ср еднем раздел е пьесы «Лесные музыканты», пес ня «льется» в пьесе «Песня рыбака» , черты токкатности присущи пьесам «Барабанщик», «Кузнец-колдун», «Снежные сани с бубенцами», скерцозност ь - «Волшебн ой карусел и » и «Птичк е -синичк е » , а буги-вуги слышны в пьесе «Медведь-контрабасист и негритянка» .

Каждая пьеса – это яркая художественная зарисовка. И с точки зрения исполнительской трудности они различны: здесь можно встретить и прост ые миниатюры , которые исполняют учащиеся младших классов , и сложны е пьес ы, исполнение которых требует определенных технических навыков, которыми владеют профессиональные исполнители.

Но в целом это з анятные фортепианные миниатюры , которые в полне могут понравиться даже тем, кто равнодушен к творчеству Губайдулиной.

Читайте также: