С какого возраста нужны игрушки новорожденному

Обновлено: 08.05.2024

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.

Выпускающий редактор, автор статей о красоте, кулинарии, ведении дома и лайфхаках, которые способны быстро улучшить жизнь родителей.

Первые детские игрушки — погремушки. Разбираемся в вопросе, с какого возраста они крохам необходимы, какие погремушки выбирать, как их обрабатывать после покупки, о пользе и как делать погремушки своими руками.

С какого возраста новорожденным нужны погремушки

В течение первых двух месяцев жизни ребенок не нуждается в игрушках. Однако это не значит, что малыш не интерактивен в этом возрасте. Первые два месяца очень важны для эмоционального развития:

  • младенцы проводят много времени, слушая окружающих их людей;
  • впервые улыбаются и узнают, что это действие вызывает реакцию окружающих. Учатся новому способу общения в дополнение к плачу.

Педиатры и психологи советуют впервые два месяца с рождения уделять внимание не игре с погремушками, а другой активности:

  • держать ребенка на руках и чаще обнимать;
  • разговаривать с крохой;
  • улыбаться, глядя на малыша;
  • петь ему и читать потешки, пестушки.

Примерно с 2-хмесячного возраста дети уже обнаруживают у себя руки. Хватать, держать и трясти вещи становится очень весело. Это начало развития крупной моторики.

Польза погремушек для новорожденных в том, что первые игрушки помогают малышу понять, как его физические действия (движение руками) влияют на окружающую среду (игрушка издает шум).

Прорезывание зубов часто начинается около шести месяцев, но у некоторых детей зубы начинают появляться раньше. В этом возрасте малыши активно тянут игрушки в рот. Можно выбирать 2 в 1: прорезыватель-погремушку.

Польза погремушек

Известный педиатр Евгений Комаровский отметил два существенных условия, при котором развивающие игрушки действительно принесут малышу пользу:

Каждому возрасту соответствуют разные развивающие игрушки — в зависимости от того, что (какие формы двигательной активности, какие свойства предметов, какие варианты социальных взаимодействий) развивается именно сейчас.

Самой эффективной развивающей игрушкой для ребенка любого возраста (но чем младше, тем эффективность выше) будет заинтересованный, любящий, не жалеющий личного времени взрослый человек. Мама (или папа) приятна на ощупь или колючий, движется или замирает, издает звуки или молчит, вкусно или по-разному пахнет, является источником еды и может использовать в процессе общения с малышом различные упомянутые выше предметы. ⠀

Эффективность любой игрушки многократно возрастает, когда взрослые демонстрируют детям ее развивающие возможности.

Виды погремушек

  • Классические погремушки с ручкой. Ребенок держит игрушку в руке, трясет ею и погремушка издает характерный звук.
  • Подвески с погремушкой. Такие удобно вешать на кроватку и в коляску.
  • Погремушки для одежды. Их надевают ребенку на носочки. Малыш машет ножками. Погремушки звенят. Весело!
  • Тканевые погремушки. Функционал этих погремушек зависит от фантазии родителя. Их можно вешать в коляску или кроватку, надевать на одежду, давать ребенку в руки.

Лучшие погремушки для новорожденных:

  • погремушки с ручкой;
  • браслеты-погремушки;
  • ключи-погремушки.

Правила безопасности

Погремушка не должна быть источником опасности для ребенка. Поэтому проверяйте пластиковые на предмет отсутствия острых краев, которые могут поранить кроху.

В погремушке не должно быть мелких деталей, которые ребенок способен сорвать и проглотить.

Если погремушка из ткани, шуршащие элементы внутри нее не должны случайно просыпаться. Всегда проверяйте целостность!

У погремушки, как и у всех детских игрушек, не должно быть неприятного запаха.

Погремушка не должна быть тяжелой.

Видео

Советы и рекомендации на тему, как выбрать погремушку для новорожденного, смотрите в этом ролике.


Как сделать погремушки для малышей своими руками

Вы можете сшить собственную коллекцию погремушек из флиса.

Материалы, необходимые для работы:

  • флис (зеленого, сиреневого, розового, белого и черного цвета)
  • наполнитель для игрушек
  • фольгированный шарик
  • ножницы
  • клеевой пистолет
  • иголка
  • нитки зеленые, черные и белые
  • пряжа «Ирис» белого цвета

Процесс работы:

1. Распечатайте выкройку. Вырежьте детали и переведите их на флис. Вырежьте необходимые детали.

2. Пришейте глаз и рот игрушки-погремушки. Нитью «Ирис» вышейте блик на глазике и зубки. Клеевым пистолетом приклейте бровь, щечки и язычок.

3. Руки (зеленые детали) сложите пополам лицевой стороной вовнутрь и прошейте по пунктирной линии. Две детали чубчика также сложите лицевой стороной вовнутрь и прошейте по линии.

4. Выверните сшитые детали.

5. Накройте «монстрика» второй зеленой деталью лицевой стороной вовнутрь.

6. Скрепите обе части булавками и прошейте по пунктирной линии.

7. Выньте булавки и выверните игрушку.

8. Из фольгированного шарика вырежьте две детали тела и одну донышка.

9. Вложите в игрушку обе детали шуршалки и заполните наполнителем.

10. Затем положите донышко, которые вырезали из фольги, и донышки из флиса (сиреневая деталь). Сшейте монстрика и донышко по кругу.

Топ 10 игрушек, которые можно предложить новорожденному

Первые игрушки можно предлагать малышу в 1 месяц. К этому времени малыш начинает смотреть по сторонам и кратковременно фиксирует взгляд на предмете.

При выборе игрушки рассуждайте так: все, что попадает ребенку в руки сразу попадает ему в рот Поэтому предметы должны быть безопасными и прочными: не иметь острых краев и мелких отделяющихся деталей.

П ервая игрушка должна быть яркая и с хорошим звуком.

В 4 месяца рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

В 5 месяцев берет из рук взрослого игрушку и удерживает.

игрушки.jpg

1. Погремушка

Это первая игрушка малыша. Ее можно приобрести в месяц. Внутри есть гремящие шарики или колокольчиками. Продаются в виде навесных бус, состоящих из мячиков или фигурок животных. Малыш разглядывает бусы лежа в кроватке или коляске.

2. Музыкальный мобиль

Это набор навесных игрушек, которые крепятся над кроваткой малыша. Устройство крутится и издает приятную музыку, малыш следит взглядом за перемещениями предметов. Выбирайте мобиль со спокойной музыкой и не слишком яркими предметами. Располагайте над ножками, чтобы игрушка попадала в поле зрения малыша.

3. Черно-белые карточки и предметы

Дети хорошо воспринимают черные и белые цвета. Приобретите специальные карточки или распечатайте их из интернета. Повесьте такие рисунки в кроватку и на стены в квартире. Для совсем маленьких выбирайте простые линии и усложняйте рисунки по мере взросления.

4. Прорезыватель

прорезыватель.jpg

Должен быть примерно 4-6 см, чтобы удобно поместиться в ручку малыша. Хорош в период прорезывания зубов. Выбирайте экологичные материалы с прорезиненными вставками.

5. Мякиши

Для развития тактильных ощущений предлагайте ребенку мягкие игрушки из ткани: кубики-мякиши, куклы - тильды, мягкие книжки. Выбирайте натуральные материалы с прочными швами. Это один из самых безопасных видов игрушек.

6. Развивающий коврик

Предназначен для малышей от 3х месяцев. Представляет собой полотно с дугами, на котором располагаются навесные игрушки. Основание имеет шуршащие, пищащие, двигающиеся элементы. Можно дополнять любыми навесными предметами по вашему вкусу.

7. Резиновые игрушки для купания

Черепашка, уточка, кораблик. Выбирайте разные цвета. Такие игрушки часто содержат пищащие элементы, которые привлекают малыша. Развлечения в воде могут помочь заинтересовать кроху купанием, если он, например, боится воды.

Это важно!

8. Звуковые игрушки

муз коврик.jpg

Детское пианино или другое устройство издающее звуки. Говорящие и поющие игрушки. Они разовьют слух и мышление. Помогут деткам различать игрушки. Очень скоро малышу начнет нравиться нажимать на кнопки и извлекать звуки из игрушки самостоятельно.

9. Неваляшка

Игрушка имеет образ в виде улыбающегося личика, который детям очень нравится разглядывать. Музыкальный элемент и способность качаться привлекает малышей. Игрушка способствует играм на животике, а также помогает, например, одеваться. Дети часто улыбаются и гулят с неваляшками. Первую неваляшку лучше приобрести небольшую – 20-25 см. чтобы малыш мог сам ее качать.

10. Игрушки-развивайки

Кубик-сортер, детские счеты, молоточек с фигурками, развивающий центр. Игрушки с движущимися и музыкальными элементами. Подойдут малышам от 6 мес, когда они уже сидят.

Мамы могут сделать игрушки своими руками:

  1. Тканевая куколка с наполнителем. Возьмите выкройку в интернете, а в части куколки вшейте разные материалы: фасоль, макароны, гречку, шуршалки из бумаги. По этому же принципу можно сделать любую игрушку-мякиш.
  2. Маленькая пластмассовая бутылочка из-под воды с крупой и макаронами внутри. Малыш видит гремящие элементы сквозь стенки бутылки. Позаботьтесь о плотно закрученной крышечке.
  3. Вырежете черные и белые фигурки из фетра. Повесьте их на шнурок. Расположите над кроваткой или коляской малыша.

Как играть с младенцами:

игра с младенцем.jpg

  • Расположите погремушку на расстоянии 25-30 см от личика ребенка, погремите и привлеките внимание. Потряхивайте и медленно перемещайте из стороны в сторону. Малыш будет внимательно следить за ней глазками.
  • Детям от 2х месяцев вкладывайте игрушки в ручки. Привлеките внимание к ручке с вложенным предметом и потрясите ее, поводите из стороны в сторону.
  • Катайте по ладошке малыша игрушки с разными фактурами: резиновый мячик, тканевую куколку, пластмассовую погремушку. Так Вы развиваете тактильные ощущения и мышление крохи.
  • Покажите как играть: берите ручку ребенка и трогайте предметы в развивающем коврике. Нажимайте пальчиком ребенка на кнопки и открывайте дверцы.
  • Перемещайтесь с малышом по квартире и разглядывайте черно-белые карточки. Разговаривайте с ним. Малыш будет внимательно слушать Вашу речь и смотреть на фигурки. Для него это увлекательно и познавательно.

Это важно!

Учите малыша играть: вкладывайте предметы в ручки ребенка, показывайте как перемещать игрушку и издавать звуки.

Выделим главное:

  1. Предлагайте игрушки малышу с 1 мес. Это период когда кроха активно начинает крутить головой и рассматривать предметы. До 3х месяцев это 3-4 игрушки. Дальше игрушек может быть больше, их нужно периодически менять когда ребенок теряет интерес.
  2. Предлагайте малышу безопасные и качественные игрушки из экологичных материалов. Следите чтобы не было отделяющихся мелких элементов, которыми малыш может подавиться.
  3. Выбирайте игрушки по возрасту: до 3х месяцев это игрушки, за которыми малыш наблюдает: движущийся мобиль, навесная погремушка, черно-белые картинки. С 3х месяцев предложите игрушки, которые можно трогать, задевать и брать в ручку.
  4. Учите малыша играть с игрушками: вкладывайте в ручку, покажите как перемещать и издавать звуки.
  5. У малышей есть любимые игрушки. А некоторые игрушки могут напугать ребенка. Когда предлагаете новое, не подносите сразу близко, понаблюдайте за реакцией.

Опытная мама, консультант по юридическим вопросам

Другие статьи

Рекомендуем для вас

Подвижные игры для детей

Подвижные игры в 1-3 года, игры для группы детей.

Ротавирусная инфекция у детей

Температура при ротавирусе у ребенка. Лечение ротавирусной инфекции. Что дать ребенку при ротавирусе.

Выбираем детский крем

Состав детского крема. На что стоит обратить внимание?

Игры с песком для ребенка

Развивающие игры для песочницы. Игры с кинетическим песком.

Игры с водой для детей

В какие игры с водой можно поиграть с ребенком. Игры в бассейне для детей. Правила безопасности игры с водой

Ребенок убегает. Что делать?

Ребенок убежал от мамы на улице. Разбираемся, что делать взрослым. Почему ребенок убегает? Как объяснять ребенку, что убегать нельзя.

Прикорм в 4 месяца

К 4-м месяцам желудочно-кишечный тракт младенца становится более зрелым. Самое время задуматься о начале прикорма.

Ребенок обжегся. Что делать?

Ребенок обжегся смесью, чаем, водой в ванной, об плиту.

Официальный сайт производителя детского питания Nutrilak создан в помощь молодым родителям. Здесь есть не только полная информация о нашей продукции: молочных смесях, кашах, специализированных продуктах для беременных и кормящих, но и полезные материалы для мам и пап.

В разделе Школа мам вы найдете статьи и видеоуроки о питании, росте, развитии детей первого года жизни и старше. Мы ответили на частые вопросы о детском здоровье, психологии, продуктах для детей, собрали советы экспертов. Не нашли ответа на свой вопрос? Пишите, будем рады помочь!

Грудное молоко — лучшее питание для малыша.
Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует грудное вскармливание для детей до 6 месяцев.
«Nutrilak» поддерживает ВОЗ и предлагает продолжать грудное вскармливание как можно дольше. Перед применением продукта проконсультируйтесь со специалистом.

Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.

видеть и слышать.jpg

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Что видит малыш

С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:

  • В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
  • Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
  • Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки

Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

видеть и слышать1.jpg

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

Рождение ребенка – это не только радость, но и ответственность. Маленький человечек требует особой заботы и внимания, и молодым родителям предстоит осваивать правила ухода за ним. В первую очередь им следует научиться правильно держать новорожденного ребенка на руках. Опорно-двигательный аппарат младенца еще не сформировался окончательно и нуждается в надежной поддержке.

Не так страшно, как кажется

Неопытные родители, как правило, боятся навредить малышу неосторожным движением. Этот страх вполне естественен, но новорожденный не так уж хрупок, как кажется. Необходимые навыки у родителей сформируются очень быстро, к тому же младенец крепнет с каждым днем. Если же малышу не понравится выбранная поза, он обязательно сообщит об этом недовольным криком.


Необходимость тактильного контакта

Не стихают дискуссии на тему о том, сколько времени ребенок должен проводить на руках у родных. Безусловно, не стоит брать малыша по первому его требованию, но и сводить тактильный контакт к минимуму тоже нельзя. Известный педиатр Е. О. Комаровский предупреждает об опасности воспитать маленького манипулятора, если приучить младенца к постоянному пребыванию на руках. Но он же говорит о важности взаимодействия: «Сама Природа запрограммировала человеческого детеныша таким образом, что для его полноценного развития необходим постоянный зрительный, звуковой и тактильный контакт с окружающими его взрослыми».* Тесный контакт с мамой и другими родными людьми дает ребенку чувство безопасности, тепла, любви. По мере подрастания он также позволяет новорожденному знакомиться с окружающим миром, способствует гармоничному развитию малыша.

Как поднять ребенка из кроватки

Чтобы взять малыша, нужно:

  • помыть руки, так как иммунная система новорожденного еще слаба, а на руках могут быть опасные для его здоровья бактерии;
  • освободиться от других вещей, особенно опасно держать ребенка и одновременно пытаться переносить что-нибудь с места на место;
  • успокоиться, потому что маленькие дети очень хорошо чувствуют настроение взрослых и реагируют на него;
  • двигаться спокойно, плавно, уверенно;
  • наклониться над кроваткой, давая ребенку возможность увидеть лицо;
  • просунуть ладонь под головку, шею и плечо;
  • второй ладонью фиксировать спинку и попу;
  • плавно поднять малыша.

Обратно в кроватку ребенка опускают в таком же положении, плавно наклоняясь всем корпусом. Ладони несколько секунд не убирают, давая малышу привыкнуть к новому положению. Убедившись, что он не испугался, ладони аккуратно убирают.

Общие рекомендации

Ниже приведено несколько основных рекомендаций, как держать новорожденного.

  • Следите за поведением ребенка. Если он плачет или беспокоится, попробуйте поменять позу.
  • Поддерживайте головку и шейку ребенка. Уверенно держать ее он начнет примерно в три месяца, но до этого необходима постоянная страховка. Для тренировки и укрепления шейных позвонков педиатры рекомендуют укладывать младенца на животик с первых дней жизни, начиная с нескольких минут.
  • «Не создавайте вертикальную нагрузку на неокрепший детский позвоночник. Всегда, когда вы берете ребенка на руки, переносите его, играете, присаживаете к себе на колени, – в обязательном порядке поддерживайте малыша под мышками или прижимайте его к себе…» 1 .
  • Следите за тем, чтобы нос и рот малыша были свободны для дыхания, дайте ему возможность вертеть головкой.
  • Избегайте давления на мягкие роднички на голове новорожденного.

Гигиенические процедуры

Новорожденным детям необходимы ежедневное купание и частое подмывание, чтобы уберечь от раздражения нежную чувствительную кожу. Если в первые дни малыш может настораживаться при опускании в воду, то позже он уже с удовольствием ждет купания. Купать ребенка лучше вдвоем, когда один человек двумя руками поддерживает голову малыша, а второй моет младенца. При купании в одиночку одна рука помещается под затылок новорожденного так, чтобы ладонь поддерживала дальнее плечико, а головка лежала на кисти. Значительно облегчают процесс купания специальные приспособления для ванночек – коврики, горки и другие. Для подмывания малыша кладут вдоль маминой руки животиком вверх, попка лежит на ладони. Это дает возможность промывать промежность сверху вниз, к попе. Это особенно важно для девочки, так как исключает попадание инфекции в половые органы. Подросших детей можно укладывать лицом вниз, придерживая вдоль груди и животика, бедром на ладони.

Основные положения ребенка на руках

Новорожденный малыш не способен удерживать головку, неокрепший позвоночник не в состоянии фиксировать спинку, а детские суставы и связки очень уязвимы. Поэтому при ношении на руках необходимо обеспечить поддержку голове, спинке и попе. Движения взрослых должны быть плавными и аккуратными, без рывков. Для малыша вредно длительное время находиться в одном положении, это может привести к затеканию рук и ног и даже к развитию кривошеи.

Поэтому в течение дня нужно периодически менять позу ребенка. Ниже приводятся описания и фото самых удобных для новорожденного ребенка положений.

Колыбелька

Это самая распространенная поза. При ней младенец находится в горизонтальном положении, повернувшись к маме. Головка находится в локтевом изгибе маминой руки, вторая рука придерживает спинку и попу. Малыш словно пребывает в уютной колыбели, поэтому чувствует себя комфортно.


Под животик

Это тоже горизонтальная поза, но новорожденный при этом лежит на маминой руке лицом вниз. Мамина ладонь поддерживает грудку, подбородок малыша опирается на локтевой сгиб. Другая рука поддерживает животик. Ножки могут свисать. В этой позе тренируются мышцы шеи и спины, легкое покачивание помогает освободиться от газов.



Столбиком

«После кормления всегда имеет смысл 5-15 минут подержать ребенка в вертикальном положении («столбиком»)»,* – советует доктор Комаровский. Малыш прислоняется лицом к маме, так чтобы головка лежала на мамином плече. Его надежно, но аккуратно придерживают двумя руками в области поясницы и шеи и легонько похлопывают по спинке. Это дает возможность отрыгнуть воздух, захваченный при сосании, что уменьшает образование газов и снижает вероятность срыгивания. Когда ребенок подрастет, эта позиция даст ему возможность рассматривать окружающий мир.


Поза Будды

В этой позе малыш действительно напоминает сидящего восточного святого. Ее можно практиковать не ранее, чем в месяц. Головка и спинка малыша прижимаются к взрослому. Одна рука обхватывает грудку ребенка, а вторая поддерживает ножки. При этом следует избегать нагрузки в области таза. Такое положение бедер является профилактикой развития дисплазии тазобедренных суставов.


Лицом к лицу

Ребенок удерживается в горизонтальном положении на уровне маминой груди животиком вверх. Одна мамина рука протянута вдоль спинки, ладонь фиксирует головку. Вторая рука поддерживает попу. Эта поза очень удобна для общения с малышом, так как дает ему возможность видеть мамино лицо.


Под бедро

Эта поза рекомендуется только после трех месяцев. Окрепший малыш усаживается на бедро мамы, которая поддерживает его одной рукой. В таком положении ребенку очень удобно осматривать окружающий мир.


Правильное положение новорожденного ребенка на руках очень важно для его дальнейшего физического и психического развития. Любящие родители быстро освоят самые комфортные для малыша позы. И в завершение статьи – еще одна цитата доктора Комаровского: «Вы, конечно, хотите, чтобы ребенок развивался гармонично и своевременно! Но не пытайтесь подменить внимание взрослых гаджетами и говорящими игрушками! Дарите своим детям себя и свое время. Вы сами – ваши песни и слова, ваша улыбка, ваши руки – как раз и являетесь основным фактором адекватного развития ваших детей!».*

*365 советов на первый год жизни вашего ребенка / Е. О. Комаровский; Харьков: Изд-во КЛИНИКОМ, 2018.


Грудничкам, которых только что доставили из роддома в свою комнату, игрушки не нужны. Ручки пока не слушаются, постоянно клонит в сон, взгляд плохо фокусируется. Но пройдет буквально 2-3 недели, и все изменится. Ребенок начнет тянуться ко всему яркому, шелестящему и гремящему. Без игрушек не обойтись. Они развивают, успокаивают и отвлекают. Подготовили для вас чек-лист игрушек для новорожденных, которые точно не окажутся лишними в «коллекции» ребенка. Даже когда он немного подрастет.

Погремушка

Классика жанра. Пожалуй, именно эта игрушка в той или иной вариации будет вечным спутником малыша вплоть до года.

Погремушка может звенеть, шуршать, греметь — выбирайте. И она не только развлекает малыша и привлекает его внимание, но и крайне полезна, чтобы развивать мелкую моторику. Вкладывая погремушку в детскую ручку, вы стимулируете тактильное восприятие и координацию движений.

Идеальная погремушка для грудничка — яркая, но с максимально простой конструкцией и деликатным «бренчанием». Например, что-то вроде маракас или мягкой игрушки — вариантов масса.


К 3-6 месяцам можно предложить ребенку более сложную погремушку. Например, светящуюся или с мягкими вставками. Да хоть электронную. Но и тут не забываем о правилах безопасности — выбираем погремушку без мелких деталей, которые грудничок может случайно оторвать и проглотить.


Прорезыватель

Эта игрушка, когда малышу пойдет 3-4-й месяц, станет любимой для него — все надо пробовать на вкус, да и десны начинают чесаться. Значит запасаемся прорезывателями. В целом, любая игрушка и даже мамина рука могут стать для новорожденного «грызунком». Но все же лучше запастись отдельным прорезывателем.

Считается, что для младенцев до 6-ти месяцев лучше подобрать прорезыватель поменьше — у него пока режутся только передние зубы. А вот после полугода ребенку будет удобнее чесать десны более крупной игрушкой. С материалом придется экспериментировать. Никогда не угадаешь, какой прорезыватель понравится ребенку, — тканевый, деревянный, латексный или силиконовый. А еще у этих игрушек могут быть и дополнительные «функции» — например, охлаждающий эффект.


Как говорят стоматологи, о гигиене полости рта ребенка нужно заботиться с самого его рождения. Поэтому можно присмотреться к прорезывателям, которые по форме напоминают зубную щетку и имеют ворсинки. Так можно с младенчества развивать у ребенка навыки гигиены.

Мобиль на кроватку

Большую часть времени грудничок проводит в кроватке, пока не научится ползать. Поэтому нужен мобиль, который крепится к кроватке. При выборе смотрим на количество предметов на нем — достаточно 3-4 свисающих вниз игрушек. И конечно, важно качество крепления «деталей». Мелодия — спокойная и негромкая.


Мобиль не только развлекает. Он еще помогает развивать слуховое восприятие и учит следить за передвигающимися предметами. Мобили могут быть разными — с мягкими или пластиковыми игрушками, со звуком и без, световые, полностью механические.

Кстати, классический мобиль можно заменить подвеской на кроватку. Но такая игрушка будет более актуальна, когда новорожденному пойдет 3-4-й месяц, и он уже начнет переворачиваться и хватать все руками.


Подвеска на коляску и автокресло

Чтобы и в дороге младенец чувствовал себя «как дома», придется запастись и подвесками в коляску. Они подойдут и для крепления на автокресле. Универсальные игрушки. По сути, это те же мобили, только более миниатюрные. Варианты фиксации могут быть разными.


Игрушки на руку

Тут все просто — это мягкая резинка или манжета, на которой закреплена небольшая погремушка. Она шуршит, бренчит или звенит — вариаций много. Игрушка фиксируется на ручке или ножке ребенка. Основная ее задача — привлекать к себе внимание. Для новорожденных, которые пока не умеют даже переворачиваться, — отличный вариант. При выборе смотрим на качество крепления браслета. Если она будет постоянно спадать с руки, то теряется весь «смысл» игрушки.

Для новорожденных выбираем максимально простые игрушки-манжеты. Это, по сути, переносная погремушка.


После 6-ти месяцев можно подобрать игрушку-манжету посложнее. Со вставками разных форм и фактур.

Мягкая книга

Для книг никогда не бывает слишком рано. Но младенцам до 6-ти месяцев выбираем ту, у которой мягкие страницы с сенсорно-стимулирующими функциями. Мягкая книга шелестит, гремит и шуршит, у нее есть ленты и клапаны — то, что нужно для привлечения внимания и развития мелкой моторики.


Игрушки с зеркалом

Младенцы любят смотреть на собственное изображение. Вряд ли в 2-3 месяца новорожденный понимает, кто в отражении, но такое развлечение ему точно по душе. Значит надо дать ребенку возможность «любоваться» собой. Покупаем игрушку с зеркалом. Естественно в ней не будет настоящего стекла для полной безопасности ребенка. В изделие вшивают другие отражающие материалы. И как правило, это большие погремушки, мягкие книжки или игрушки.

Для новорожденных до 6-ти месяцев можно выбрать те игрушки с зеркалом, которые крепятся к бортику кроватки.


Развивающая арка

До 4-х месяцев, пока новорожденный не умеет переворачиваться, развивающий коврик ему не нужен. А вот достоинства арки малыш непременно оценит. Игрушка представляет собой конструкцию в виде треноги или дуги, на которой закреплены погремушки. Младенец без проблем дотянется ручками до подвешенных «шуршалок», если отрегулировать высоту арки.

Пол при необходимости застилаем одеялом, укладываем малыша, а сверху арка. Считайте, что у вас есть свободные полчаса, пока малыш будет «исследовать» игрушку. Есть модели с ковриками в наборе. И необязательно выбирать механические пластиковые конструкции, вполне годятся и деревянные.


Резиновые игрушки для ванной

Младенцам не нужно много игрушек в ванной. Это потом можно задуматься о «сложных» механических устройствах для веселого купания, которые пускают пузыри, катаются по воде и пускают фонтаны. А для грудничка в первый год вполне хватит прорезывателя и пары резиновых игрушек. Уточки, шарики, рыбки — выбираем и предлагаем новорожденному.


Игрушка-платочек

До 3-х месяцев новорожденный не «поймет» обычных мягких игрушек. Пока нужно что-то другое. Такое же мягкое и приятное на ощупь, но более интересное — чтобы еще и погрызть, и пошуршать. Значит ищем игрушку-платочек. Многие из них дополнены прорезывателями или мини-погремушками.


«Умный» кубик

Для грудничка даже крупные конструкторы покупать пока рано. А вот «умный» кубик вполне может пригодиться. Развлекает, развивает мелкую моторику, учит распознавать фактуру материалов, заменит прорезыватель.

Грудничкам до года лучше выбирать мягкие кубики. Они легкие, а значит не поранят. Игрушки для самых маленьких дополнены погремушками и грызунками, разными шуршалками. Можно выбрать модели, которые крепятся к коляске или кроватке.


Текстурированные мячики

Специалисты по раннему развитию говорят, что, чем больше у ребенка будет тактильных ощущений, тем лучше. Прикосновение к материалам разной текстуры успокаивает и развивает мелкую моторику. И тут даже «сложные» игрушки не потребуется — хватит и текстурированных резиновых шариков. Младенец будет тянуться к ним и изучать со всех сторон. А после 6-ти месяцев попробует и ползать за катящимися по полу мячиками.

Эти игрушки, как правило, продаются целыми наборами. Самые разные цветные мячики — с щетинками, рельефными точками и впадинками.


Тряпичная кукла

Для «сложных» пупсов новорожденный дорастет еще нескоро. А вот простая тряпичная кукла малышу вполне может понравиться. Мягкая, яркая, приятная на ощупь. Скорее всего, младенец не расстанется с этой игрушкой весь первый год, а то и дольше.

При выборе смотрим, чтобы на кукле не было «лишних» деталей, опасных для грудничка. Приветствуются шелестящие и звенящие элементы. И это необязательно должна быть именно классическая кукла. Для новорожденного можно выбрать модели в виде животных.


Музыкальные игрушки

Малыш любого возраста оценит такую игрушку. Главное — выбрать подходящую модель. Для грудничков — мягкие, с тихой мелодией. После 6-ти месяцев подойдут и более «сложные» игрушки — пластиковые, на батарейках, светящиеся, с множеством кнопок.

Читайте также: